Статья Катковой Натальи Станиславовны Учителя музыки моу сош №3 г. Ершова «Эффективные приемы преподавания музыки и искусства в современной школе»




Скачать 87.38 Kb.
Дата20.03.2016
Размер87.38 Kb.
Статья Катковой Натальи Станиславовны

Учителя музыки МОУ СОШ №3 г. Ершова

«Эффективные приемы преподавания музыки и искусства в современной школе»

Использование творческих заданий- важнейшее условие эффективного преподавания на уроках музыки.

Чтобы эффективно преподавать свой предмет , в частности уроки музыки, необходимо вызвать интерес учащихся к своему предмету. Я считаю ,что это можно вызвать определенными условиями –созданием благоприятного эмоционального климата и внедрение разнообразных творческих заданий. Именно разнообразие творческих заданий может сделать урок музыки эффективным, интересным, продуктивным в плане творчества, воспитания и обучения.

Интересные творческие задания можно внедрять с 1 по 8, 9классы.

В основе построения занятий творческого типа лежит диалектическая взаимосвязь жизни и искусства, творчества и жизни.

В современной педагогике к ведущим принципам занятий творческого типа относятся:

1.Развитие способности творческого постижения действительности искусства.

Процесс сотворческого восприятия искусства служит основой для самостоятельного творчества школьников, поэтому воспитание эмоциональной культуры ребенка становится важнейшим условием для формирования художественно развитой, творческой личности.

2.Направленность на формирование образного мышления как важнейшего фактора освоения действительности.

Образное мышление оптимизирует у ребенка понимание многомерности окружающей действительности, стимулирует творческий поиск для нового , неординарного решения жизненных проблем.

3.Создание на уроках атмосферы творчества, заинтересованности, непринужденности как важнейшего психологического фактора.

Способность к творчеству может развиваться только в созидательной атмосфере, предполагающей возможности свободной инициативы, самостоятельности, нацеленной на рождение нового и оригинального, а не на повторение и копирование. Развитие ценностного отношения к процессу поиска, проба сил представляет собой одну из важнейших задач в формировании творчества. Школьник должен чувствовать необходимость общения посредством своего творчества с другими людьми.

4.Развитие навыков импровизации как основы творческого отношения к окружающему миру.

Образное мышление развивается во многом на основе импровизационного творчества. Импровизация- это самая доступная форма продуктивного самовыражения детей, которая в конечном итоге ведет к творческому созиданию. На уроках музыки и внеклассных занятиях широко используются разные виды импровизаций: это речевые, пластические, инструментальные, изобразительные, вокальные, разыгрывание песен. Каждая из перечисленных импровизаций обогащает и развивает творческий потенциал ребенка.

5.Ориентировка на игровое творчество.

Надо учитывать, что дети младшего школьного возраста относятся к произведению искусства, как к сценарию игры, в которой оно сами принимают участие. «В играх, и прежде всего в ролевых коренятся психологические предпосылки развития творческих способностей младших школьников, так игры имеют много общего с древними формами искусства, с его синкретизмом, с его нерасчлененностью на литературное, музыкальное , драматическое и другие виды деятельности».Г.П.Сергеева.

6. Создание условий для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности.

На уроках музыки подобные условия можно создавать в проблемных, поисковых ситуациях.

7. Накопление у школьников знаний, так они являются необходимой предпосылкой для реализации творческого опыта учащихся и осмысления действительности.

Развитие у школьников знаний и осмысление переживаемых явлений становится одним из важнейших принципов занятий творческого типа.

Охарактеризованные принципы построения уроков музыки служат формированию полноценной, творчески многогранной общественно- самостоятельной личности. Перечисленные принципы творческих заданий строятся на различных подходах, факторах. Прежде всего-это комплексный подход, деятельностный, эмоциональный, технологический, систематичный.

Творческие задания влияют не только на развитие творческой активности ребенка, но и на воображение, мышление, на развитие логики, на развитие речи, то есть воздействие происходит в комплексе, охватывая все психические , физиологические процессы организма.

Задания данного типа носят деятельностный характер, так как постичь азы творчества ребенок может только в постоянной активной деятельности.

Творческие задания носят эмоциональный характер, так как через эмоции ребенок легче усваивает окружающий мир. Эмоциональная насыщенность благоприятную почву для творческого акта.

Технологический подход подразумевает накопление умений, знаний, навыков для выполнения заданий творческого типа.

Систематичное выполнение заданий творческого типа организует в системе творческий процесс, и ребенок активно накапливает творческие впечатления, которые тоже являются основой детского творчества.

Урок музыки, как урок искусства, должен комплексно и гармонично развивать личность ребенка. Совместное активное сотрудничество педагога и ученика на уроках музыки пробуждает и стимулирует творческий потенциал учащихся.

Система творческих заданий , используемых на уроках музыки , можно представить в двух видах. К первому виду относятся те задания, при решении которых ученики постоянно обращаются к жизненным примерам, к своим впечатлениям. Второй вид предполагает обращение к произведениям искусства, в которых запечатлены знакомые учащимся образы, явления, ситуации.

Итак, все описанные приемы построения творческих заданий можно отнести к двум группам:

1.Задания, которые предполагают накопление и развитие творческих впечатлений, творческого опыта детей. В основном такие задания включают в себя небольшие конкретные задачи, нацеленные на 2-3 вида деятельности.

2.Задания более высокого, сложного уровня. Здесь преобладает многообразие задач и различные систематические виды деятельности от литературных до музыкальных. Такие задания как правило предполагают создание спектакля , инсценировки пьесы, отдельных сценок.

Первый вид творческих заданий включает в себя задания на выявление образного – поэтического единства и познания целостности произведений, объединенных по каким –либо общим признакам .Эти задания способствуют накоплению и развитию творческих впечатлений.

1. Первый прием включает в себя синтезацию разных решений в пределах одного сюжета: «Образы природы» в картинах русских живописцев и музыкальные произведения Э.Грига, М.Мусоргского, П.И.Чайковского.

2. Сопоставление разных произведений с целью увидеть их общность.

3. Нахождение различного в сходном.

Это прежде всего сопоставление музыкальных, литературных, художественных произведений с целью выявить их «внутреннюю близость» и в тоже время отличность. Для такого задания можно предложить образцы задания полотна А.Ватто «Шарманщик», пьесу «Сурок» Л.Бетховена и отрывок из балета И. Стравинского «Петрушка» образ Шарманщика.

4. Инструментальная импровизация или сочинение музыкального сопровождения к предлагаемому рассказу, живописному полотну.

Такое озвучивание можно использовать в инсценировках песен, сказок, при этом используя как вокальные, так и инструментальные и пластические импровизации, а также различные детские инструменты.

5. Цветовое воплощение музыки .

Рисование музыки, ее эмоционально-образного содержания средствами изобразительного искусства вполне соответствует психологическим особенностям младшего школьника и специфики комплексного урока музыки как форме взаимодействия двух разных искусств. На уроках музыки могут быть использованы различные варианты цветового моделирования. (Терентьева Н.А. «Художественно- творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусств».)

-выбор цветовой композиции из предложенных;

-нарисовать красками настроение того или иного произведения;

-попытаться в красках зафиксировать процесс развития музыкальных образов;

-рисование музыкальных произведений , песен на заданную тему.


6. Воплощение характера музыки, музыкальных образов через пластику, танец, движения

Цель данного задания найти «созвучность» музыки и пластического движения

7. Словесное рисование.

Рисуя словами школьник развивает воображение, речь, чувства стиля, ассоциативное мышление. Наиболее желательными моментами являются описание природы и внешнего облика персонажей в программных музыкальных произведениях

8. Музыкальные импровизации.

Это чаще вокальные и инструментальные произведения импровизации. Они направлены на домысливание, например, досочинить песенку, мелодию, придумать музыкальную характеристику сказочному герою, подбор музыкального сопровождения к стихам; музыкальный диалог; сочинение мелодий на заданную интонацию, на передачу разных человеческих чувств.

9. Разыгрывание народных песен.

Работа может проводиться как в коллективной, так и в индивидуальной форме. Активно используются вокальные импровизации. Характерные песни для разыгрывания « Я с комариком плясала», «Со вьюном я хожу», «А мы просо сели».

Постановка творческих заданий на уроках музыки обладает определенными закономерностями. Для начала важно показать как будет действовать ребенок при решении определенной творческой проблемы. Затем он должен научиться находить собственные средства и способы решения продуктивных задач, и, наконец, учиться самому ее ставить и воплощать в развернутой форме. Выбор того или иного творческого задания зависит от возрастных особенностей школьников, от степени развития эмоциональной культуры, воображения, от приобретенных знаний , умений, навыков.

Ко второму виду комплексного сложного уровня творческих заданий относятся театрализация, самостоятельное написание рассказов, пьес, создание и постановка силами учащихся музыкального спектакля.

Этот уровень заданий связан с вовлечением учащихся в процесс коллективного творчества. Здесь реализуются приобретенные музыкальные знания и впечатления, взятые из первого вида творческих заданий, только здесь оно соединены в одном конкретном деле, то есть это уже не отдельные задания, а взаимосвязь целого органичного творчества.

Музыкальная инсценировка небольших по объему произведений или отдельных эпизодов из крупных сочинений включает в себя следующие этапы:

1.Выдвижение и обсуждение конкретных сюжетов.

2.Выбор наиболее интересной темы.

3.Коллективная разработка либретто.

4.Обсуждение основных идей, черт характеров персонажей спектакля.

5.Предварительное распределение ролей между участниками представления.

6.Обдумывание своей роли каждым участником коллективного спектакля.

7.Обсуждение реплик, диалогов.

8.Коллктивное написание отдельных сценок, реплик, диалогов.

9.Коллективное обсуждение вчерне написанных опер, музыкальных спектаклей.

10.Доработка оперы, шлифовка текста.

11.Репетиция отдельных сюжетов, уточнение костюмов, декораций, музыкального оформления, шумовых и световых эффектов и т.д.

12.Генеральная репетиция.

13.Постановка музыкального спектакля на школьном музыкально-творческом утреннике.

Как показывает опыт многих учителей, интерес учащихся к написанию, сценическому и музыкальному воплощению пьес чрезвычайно велик, так как этот вид коллективного творчества отвечает самым разнообразным творческим индивидуальностям школьников: писательским, актерским, режиссерским, живописным, музыкальным, организаторским и т.д.

Интересным урок музыки делает увлекательный репертуар, в каждом классе он соответствует возрастным особенностям. Использование новых технологий , интернета ,фонограмм , минусовок песен делает вокально-хоровую деятельность более интересной.

В более старших классах к творческим заданиям можно отнести использование музыкальных кроссвордов, музыкальных тестов, музыкальных викторин, создание музыкальных словариков, музыкальных дневников и многое другое.

Предложить учащимся план творческой работы для 8-9 классов в форме «Музыкального дневника», проект-работа.

Итак, интересным и эффективным урок делает учитель ,его стремление творчески и многогранно работать.



Литература:

  1. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе –М.: 1992

  2. Теплов Б.М. Психология искусства . –М.: 1972.

  3. Терентьева Н. А . Художественно-творческое развитие на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусств –М.: С-Пб: 1990, -39-60 с.

  4. Сергеева Г.П. , Е..Д. Критская .Программа по предмету музыка .Начальные классы.. –М. Просвещение 2005.

  5. Дипломная работа « Творческое развитие младших школьников на уроках музыки » Катковой Натальи Станиславовны .-2001


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница