«Старинные танцы как жанровая основа инструментального цикла»




Скачать 422.88 Kb.
страница1/8
Дата13.08.2016
Размер422.88 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8
МБОУ ДОД «ДМШ им. М. А. Балакирева», г. Саров Нижегородской области.

Методическая работа на тему:

« Старинные танцы как жанровая основа инструментального цикла ».

Исполнители: Марченкова Марина Вадимовна,

Белова Наталья Александровна.

Саров, 2013 год.



Содержание


Введение 3

Краткий исторический экскурс. 3

Определяющая роль танца 4

Сюита в творчестве И.С.Баха 4

Клавирные сюиты и партиты: соотношение традиционного и новаторского в их трактовке. 5

Партиты. Новаторство. 6

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ 
XVII-XVIII ВЕКОВ 8

Аллеманда 12

Куранта 13

Сарабанда 14

Жига 16

Рант 18


Рил 18

Хорнпайп 18

Бурре 19

Ригодон 21

Монтаньяр 22

Гавот 22


Мюзет 23

Тамбурин 24

Менуэт 24

Паспье 27

Лур 28

Форлана 29



Полонез 31

Контрданс 35

Используемая литература
39



Введение


Настоящая работа акцентирована на такое явление, как старинная инструментальная сюита и партита и старинные танцевальные жанры, многие из которых вошли в сюиту, на их становление и первооснову составляющих номеров цикла. Исполнитель должен помнить, что сюита – это не только ансамбль различных номеров, но и точный в жанровом отношении показ каждого танца в рамках определенного стиля. Являясь целостным явлением, каждая часть сюиты и партиты при всей своей самодостаточности играет важную драматургическую роль. В этом – главная особенность этого цикла.

Также отметим, что многие рассматриваемые в данной работе танцы исполняются не только в рамках сюиты и партиты, но и как самостоятельные номера.

Музыканту – инструменталисту необходимо представлять движения танцев, их фигуры, эпоху, в которую они формировались и исполнялись , чтобы уметь передать их стилистические особенности.

Краткий исторический экскурс.


Сюита (от французского слова suite, буквально – ряд, последовательность) – циклическое инструментальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных пьес, для которого характерны относительная свобода в количестве, порядке и способе объединения частей, наличие жанрово-бытовой основы или программного замысла.

Как самостоятельный жанр, сюита сформировалась в XVI веке в странах Западной Европы (Италия, Франция). Термин «сюита» изначально обозначал цикл из нескольких разнохарактерных пьес, первоначально исполняемых на лютне; проник в другие страны в XVII - XVIII веках. В настоящее время термин «сюита» является жанровым понятием, имеющим исторически различное содержание, и используется для выделения сюиты среди других циклических жанров (сонаты, концерта, симфонии и др.).

Художественных вершин в жанре сюиты достигли И.С.Бах (французские и английские сюиты, партиты для клавира, для скрипки и виолончели соло) и Г.Ф.Гендель (17 клавирных сюит). В творчестве Ж.Б.Люлли, И.С.Баха, Г.Ф.Генделя, Г.Ф.Телемана распространены оркестровые сюиты, чаще называвшиеся увертюрами. Сюиты для клавесина французских композиторов (Ж.Шамбоньер, Ф.Куперен, Ж.Ф.Рамо) представляют собой собрания жанрово-пейзажных музыкальных зарисовок (до 20 пьес и больше в сюите).

Со второй половины XVIII века сюита вытесняется другими жанрами, и, с приходом классицизма – уходит на второй план. В XIX веке наступает ренессанс сюиты; она вновь оказывается востребованной. Романтическая сюита представлена в основном творчеством Р. Шумана, без которого совершенно немыслимо рассмотрение этой стилистической разновидности жанра и, вообще, сюиты XIX века. К жанру сюиты обращались и представители русской фортепианной школы (М.П.Мусоргский). В творчестве современных композиторов (А.Г.Шнитке) также можно найти сюитные циклы.


Определяющая роль танца


Итальянские композиторы сохраняли от танца только размер и ритм, не заботясь о его первоначальном характере. Французы в этом отношении были строже и считали необходимым сохранять ритмические особенности каждой танцевальной формы.

И.С.Бах в своих сюитах идет еще дальше: он придает каждой из основных танцевальных пьес отчетливо выраженную музыкальную индивидуальность. Так, в аллеманде он передает полное силы, спокойное движение; в куранте – умеренную поспешность, в которой объединяются достоинство и изящество; сарабанда у него является изображением величавого торжественного шествия; в жиге, наиболее свободной форме, главенствует полное фантазии движение. Бах создал из сюитной формы, высочайшее искусство, не нарушая при этом старый принцип объединения танцев.


Сюита в творчестве И.С.Баха


Чтобы лучше разобраться в особенностях старинной сюиты, – обратимся к рассмотрению этого жанра в рамках творчества И.С.Баха.

Сюита, как известно, возникла и сформировалась задолго до баховского времени. В течение своей долгой композиторской деятельности Иоганн Себастьян неустанно работал над жанром сюиты, углубляя ее содержание, отшлифовывая формы. Бах писал сюиты не только для клавира, но и для скрипки и для различных инструментальных ансамблей. Так, у Баха помимо отдельных сочинений сюитного типа есть три сборника клавирных сюит по шести в каждом: шесть «французских», шесть «английских» и шесть партит (напомним, что и сюита, и партита на двух разных языках означают один термин – последовательность).

Партита (итал. partita, буквально — разделённая на части) — форма музыкального произведения.


  • род органных вариаций на хоральную мелодию в музыке XVII—XVIII веков. Этот термин использовали для названия своих произведений И. С. Бах и Дж. Фрескобальди.

  • разновидность сюиты или концертная сюита — циклическая форма, состоящая из 5 и более частей.. Отличие от сюиты заключается в наличии прелюдийной части перед аллемандой (фантазией), а также в появлении так называемых «вставных» частей цикла: гавот, полонез, бурре, менуэт, бурлеска, скерцо, ария и т. д., призванных смягчить темповый контраст между основными частями сюиты, составляющими «каркас» цикла: аллеманда, куранта, сарабанда и жига. Количество, порядок и жанровая основа «вставных» номеров не стабильны и могут варьироваться.

  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница