Стадии антропогенеза цели: Образовательные



Скачать 121.83 Kb.
Дата17.07.2016
Размер121.83 Kb.
СТАДИИ АНТРОПОГЕНЕЗА
Цели:

Образовательные: раскрыть экологические условия, способствующие переходу предков человека к прямохождению; показать этапы эволюции человека и возникновение социальной среды; содействовать формированию знаний о ходе эволюционного процесса в процессе антропогенеза; формировать умения объяснять причины совершенствования строения и поведения человека в процессе эволюции; рассказать о роли социальных и биологических факторов на разных этапах развития человека.

Развивающие:

1.Развивать и совершенствовать: умения работать с текстом учебника; умения участвовать в аналитической беседе; умения выделять в учебном материале главное, устанавливать причинно-следственные связи.



2.Создавать условий для развития информационных и коммуникативных умений.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность в выполнении познавательных заданий; понимание необходимости освоения науки о человеке как уникальном живом организме на нашей планете; прививать интерес к изучаемому курсу.
Оборудование и методическое обеспечение урока: таблицы с изображением древних людей, схема «Родословная человека», таблица «Происхождение человека», компьютер. мультимедийный проектор, экран.
Х О Д У Р О К А
I. Организационный момент.
Определение цели урока.
II. Актуализация знаний.
Повторение изученного материала.


  1. Человек – часть живой природы. Какое место он имеет в системе органического мира? (Империя – Клеточные; Надцарство –Ядерные; Царство –Животные; Подцатство – Многоклеточные животные; Тип – хордовые; Подтип – Позвоночные; Класс – Млекопитающие; Отряд- Приматы; Семейство – Гоминиды; Род – Человек; Вид –Человек Разумный.)

  2. Какие признаки позволяют отнести человека к типу хордовые? (На ранних стадиях развития у человека формируется осевой скелет - хорда, над ней развивается нервная трубка, под ней – первичная кишка. Во взрослом состоянии – опорой тела человека служит скелет. Центральная нервная система имеет трубчатое строение, представлена спинным и головным мозгом, расположена в спинной области тела. Кровеносная система замкнутая, состоит из сердца и сосудов. Дыхательный аппарат – легкие.)

  3. В чем проявляется сходство человека с млекопитающими? (Живорождение; вскармливание детенышей грудным молоком; постоянная высокая температура тела; наличие диафрагмы; семь шейных позвонков; два поколения дифференцированных зубов; оформленные губы и мускулистые щеки; четырехкамерное сердце; наружное, среднее и внутреннее ухо; кожа покрыта волосяным покровом; молочные железы имеют соски.)

  4. Какими особенностями наделен человек как представитель отряда приматы? (Пятипалая конечность с подвижными пальцами; плоские ногти; большой палец верхней конечности противопоставлен всем остальным пальцам кисти.)

  5. Есть ли между человеком и животными принципиальные различия? (Человеческий мозг устроен сложнее; умственные способности выше, чем у животных; человек обладает высокоразвитым сознанием, членораздельной речью; человеку свойственно прямохождение; большой палец противоположен остальным и является органом труда.)

  6. Что такое рудимент? Приведите примеры. (Органы, утратившие свое значение. Примеры: отросток слепой кишки-аппендикс; копчиковые позвонки(остатки скелета хвоста); волосяной покров на голове пятимесячного зародыша; ушные мышцы позволяющие человеку шевелить ушами; ушная раковина с дарвиновским бугорком; третье веко; глаз с полулунными складками.)

  7. Что такое атавизм? Приведите примеры. (Появление у человека признаков далеких предков, но утраченные в ходе эволюции. Примеры: сильное оволосение всего тела; хвост; многососковость.)


Постановка проблемы. (Слайд 4)
В настоящее время существует много точек зрения на происхождение человека.

Верно ли, что человек возник в ходе эволюции?


III. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя. (Слайд 5)
Всякая мудрость ставит своей целью разрешение загадки человека, последнего предела планетарной эволюции. На протяжении истории различные мифологии, религии, философские школы пытались ответить на вопрос о происхождении человека…
Одни легенды указывали на то, что человек был вылеплен из глины, другие – что он вырезан из дерева или вытесан из камня, возник из под земли, превратился из животных (волка, медведя, обезьяны и т. п.) Разнообразные версии появления человека предполагали существование высшего существа – Бога, который одномоментно создал человека, определил раз и навсегда строение его тела, руководит им в течение жизни и забирает его после смерти.
Современная точка зрения на происхождение человека сформировалась лишь в середине XIX века. Биологическую теорию о происхождении человека разработал Ч.Дарвин. Он пришел к выводу, что человек неотъемлемая часть природы, и что его возникновение не исключение из общих закономерностей развития органического мира.
2. Антропогенез (от греч. antropos – человек, genesis- прямохождение, возникновение)- происхождение человека, становление его как вид.
Ч.Дарвин сделал вывод о том, что ни одна из современных человекообразных обезьян не является непосредственным родоначальником людей. Родословная человека составляет длинная цепь предшественников, и последним звеном – предпервыми людьми – была ископаемая человекообразная обезьяна.
История возникновения человека сложна и противоречива, много в ней «белых пятен» и неразрешенных вопросов…
Первоначально наши предки были представлены формами, мало чем отличными от непоседливых шимпанзе, которые никогда не достигают большой численности, скитаясь стаями по десять – двенадцать особей. Спустя несколько тысячелетий число представителей Homo sapiens превратилось в устрашающую и непрестанно растущую величину: в 1000 году население планеты составляло 275 млн. человек, в 1900 – 16.6 млрд. человек, вначале 1988 -5 млрд. человек…
Ни один вид животного мира не способен генетически перестроится за столь короткий срок, какой понадобился человеку, чтобы совершенно изменить свой образ жизни.
Давайте рассмотрим основные моменты в истории Homo sapiens. (Слайд 6)
Родословная человека

парапитеки

дриопитеки проплиопитеки

шимпанзе горилла австралопитеки гиббоны орангутанг


древнейшие люди
древние люди
новые люди
Эволюция приматов началась примерно 60 млн. лет назад.
Группа высших приматов - дриопитеков, дала начало двум эволюционным линиям: понгидам и гоминидам. Потомки понгид – гориллы и шимпанзе - живут сегодня.
К гоминидам в наше время относится один единственный вид – Человек Разумный.
Опираясь на факты, которые изложены в учебнике, попытаемся воспроизвести этапы эволюции этого удивительного и уникального вида.

Около 30 млн. лет назад появились небольшие животные, жившие на деревьях и питавшиеся растениями и насекомыми – парапитеки – от них произошли гиббоны и орангутанги и вымершие впоследствии древесные обезьяны – дриопитеки. Дриопитеки дали две ветви, которые привели к шимпанзе, горилле и человеку.

Во второй половине палеогена в связи с начавшимися горообразовательными процессами наступило похолодание. Тропические леса отступили на юг, появились обширные открытые пространства. Ледники, сползавшие со Скандинавских гор, проникли далеко на юг. Обезьяны, не отступившие к экватору вместе с тропическими лесами и перешедшие к жизни на земле, должны были приспосабливаться к новым суровым условиям и вести тяжелую борьбу за существование. Беззащитные против хищников, неспособные быстро бегать, настигать добычу или спасаться от врагов, лишенные густой шерсти, помогающей сохранить тепло, они могли выжить только благодаря стадному образу жизни и использовать освободившиеся от передвижения рук.

Решающим шагом на пути от обезьяны к человеку явилось прямохождение.

Одна из групп обезьян, обитавших 10-12 млн. лет назад, дала начало ветви, ведущей к человеку. Эти животные получили название Австралопитеки. (Слайд 7). В Южной и Восточной Африке были найдены останки древних человекообразных обезьян, австралопитеков. (Слайд 8) Жили они примерно 3,5 -5 млн. лет назад, ходили на 2 ногах, жили группами, мозг V=500 – 600 см3, руки были свободны, не владели речью. Строение зубной системы было сходно с человеческой. Большинство австралопитеков были всеядны, однако были подвиды, специализировавшиеся на растительной пище.

(Слайд 9) Люси (англ. Lucy) — скелет женской особи австралопитека афарского, найденный французско-американской экспедицией во главе с Дональдом Джохансоном, в то время — куратором Кливлендского музея естественной истории, 24 ноября 1974 года в долине реки Аваш в Эфиопии. Люси, которая по оценкам жила 3,2 млн лет назад, — первый известный науке представитель своего вида.

(Слайд 10) По-видимому, эти существа были не более, чем обезьянами, перемещавшимися на двух ногах, хотя и сгорбленно. Для защиты и добывания пищи австралопитеки пользовались камнями, костями животных.

В процессе становления человека различают три стадии:



  • древнейшие люди

  • древние люди

  • первые современные люди.

Эти стадии сменяли друг друга с полным исчезновением предыдущей.

Считают, что древнейшие люди возникли около 1 млн. лет назад. Известно несколько форм древнейших людей: питекантроп, синантроп и гейдельбергский человек. Внешне они уже походили на современного человека, хотя и отличались мощными надбровными валиками, отсутствием подбородочного выступа, низким и покатым лбом. Масса мозга достигала 800 – 1000 г. Древнейшие люди охотились на буйволов, носорогов, оленей, птиц. С помощью отесанных камней они разделывали убитых животных. Жили в основном в пещерах, поздние – умели использовать огонь.

(Слайд 11) Питекантроп или «яванский человек» - представитель группы древнейших людей, кости которого найдены на о. Ява. (Слайд 12) Жили 1 – 1,5 млн лет назад. Отличались хорошо развитым прямохождением, имели крупный (в среднем 900 см3) и сложно построенный мозг. Череп у них был низкий с угловатым затылком и сильно развитым надглазничным валиком, нижняя челюсть без подбородочного выступа. Общественный образ жизни, поддержание огня, изготовление примитивных орудий труда.

(Слайд 13) Синантроп или «пекинский человек» - форма рода люди, близкая к питекантропу, однако более поздняя и развитая. Был обнаружен в Китае, отсюда и название. Жил около 600—400 тыс. лет назад, в период оледенения. (Слайд 14) Объём его мозга достигал 950—1150 см³. Рост — 1,55—1,6 м. Кроме растительной пищи, употреблял мясо животных. Возможно, он добывал и умел поддерживать огонь; одевался, видимо, в шкуры. Были обнаружены: толстый, около 6—7 м слой золы, трубчатые кости и черепа крупных животных, орудия из камней, костей, рогов. Ученые полагают, что синантропы были каннибалами и охотились на представителей своего вида.

(Слайд 15) Гейдельбергский человек - это ископаемый вид человека, европейская разновидность человека прямоходящего, обитавший в Европе 800–345 тысяч лет назад. Ученые считают его непосредственным предшественником неандертальца. Свое название Гейдельбергский человек получил по первой находке – во время раскопок в местечке Мауэр 21 октября 1907 года, профессор Гейдельбергского университета Отто Шётензак идентифицировал возраст образец (около 400 тысяч лет) и дал ему название. В дальнейшем фрагменты останков Гейдельбергского человека были найдены в Германии, Франции, Греции, Италии. (Слайд 16) Он был ростом не выше 150 сантиметров, прямоходящий, пользовался каменными орудиями (обрабатывал шкуры и дерево, продукты питания) и охотился с деревянным копьем, но еще питался сырым мясом. Рацион его на 80% состоял из растительной пищи, что свойственно охотникам - собирателям. Некоторые антропологи считают, что Гейдельбергский человек уже умел строить примитивные хижины, изготавливал костяные орудия, умел обращаться с огнем.

(Слайд 16) Древние люди – неандертальцы - ископаемый вид человека, обитавший 140—24 тысячи лет назад, и который, согласно современным научным данным, частично является предком современного человека. Ученые полагают, что существовали две линии неандертальцев. Первая шла в направлении мощного физического развития, при невысоком росте (155-165 см) они обладали мощно развитой мускулатурой. Объем мозга достигал 1500 г. Вторая линия имела более тонкие черты, меньшее физическое развитие, но больший объем мозга. Боролись за существование не усиленным физическим развитием, а через развитие внутригрупповых связей при охоте, при защите от врагов и неблагоприятных условий. Неандертальцы жили в тяжелых условиях наступления ледников в пещерах, где постоянно поддерживали огонь, одевались в шкуры. (Слайд 17) Неандертальцы охотились на крупных животных (северный олень, мамонт, шерстистый носорог, пещерный медведь, лошадь, бизон и др.), умели высекать и поддерживать огонь для обогрева жилищ. У них уже существовали некоторые ритуалы (культы, погребения), зачатки искусства, забота о соплеменниках (инвалиды, дожившие до пожилого возраста). (Слайд 18) Неандертальцы занимались собирательством и охотой. Хотя существуют версии, что они не столько охотились, сколько подбирали падаль, убитую другими хищниками. Жили в небольших родовых общинах, величиной в 2-4 семьи, в которых существовало чёткое разделение работы по возрастному и половому признаку. Неандертальцы хоронили своих умерших. Неандертальцы обладали средним ростом (около 165 см), массивным телосложением и большой головой необычной формы. По объёму черепной коробки (1400—1740 см³) они даже превосходили современных людей. Их отличали мощные надбровные дуги, выступающий широкий нос и очень маленький подбородок. Шея короткая и как будто под тяжестью головы наклонена вперёд, руки короткие и лапообразные. Существуют предположения, что они могли быть рыжими и бледнолицыми. Некоторое время неандертальцы и первые современные люди сосуществовали друг с другом, а затем, примерно 28 тыс. лет назад, окончательно были вытеснены кроманьонцами.

(Слайд 19) Первые современные люди – кроманьонцы - ранние представители современного человека в Европе и отчасти за её пределами, жили позже неандертальцев и были уже очень похожи на современного человека (40-12 тысяч лет назад). Название происходит от скального грота Кро-Маньон во Франции, где в 1868 году французский палеонтолог Луи Ларте обнаружил и описал несколько скелетов людей вместе с орудиями. (Слайд 20) Объём головного мозга равен 1400—1900 см³ (больше, чем у среднего современного европейца). Рост около 180 см и выше. Широкое и низкое лицо, прямой лоб, выступающий подбородок, узкий выступающий нос. Надглазный валик отсутствует. (Слайд 21) Значительно усовершенствовали кроманьонцы и способы охоты (загонная охота), добывая северного и благородного оленей, мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей, волков и других животных. Они изготовляли копьеметалки (копье могло пролететь 137 м), а также приспособления для ловли рыбы (гарпуны, крючки), силки для птиц (Слайд 23). (Слайд 24) Жили общинами по 20—100 человек и впервые в истории создали поселения. У кроманьонцев, как и у неандертальцев, жилищем были пещеры, шатры из шкур, в Восточной Европе строили землянки, а в Сибири - хижины из каменных плит. Обладали развитой членораздельной речью, строили жилища, одевались в одежды из шкур, было развито гончарное дело. Жили родовым обществом, начали приручать животных и заниматься земледелием. (Слайд 25) Кроманьонцы были творцами европейского первобытного искусства, о чем свидетельствуют многоцветная живопись на стенах и потолках пещер (Шове, Альтамира, Ласко, Монтеспан и др.), гравировки на кусочках камня или кости, орнамент, мелкая каменная и глиняная скульптура. Великолепные изображения лошадей, оленей, бизонов, мамонтов, женские статуэтки, различные предметы, вырезанные из кости, рогов и бивней или вылепленные из глины, бесспорно, свидетельствуют о высоко развитом у кроманьонцев чувстве прекрасного. (Слайд 26).
3. Задание 1. Ответить на вопросы.

- С чем связано изменение формы, размеров и пропорций черепа в процессе эволюции?

- Где происходит грань между человеком и животным (обезьяной)?

- Какова роль труда и общественной жизни в антропогенезе?

- Учитель достраивает на доске схему « Факторы антропогенеза».

Задание 2.


- Назовите доказательства действия биологических и социальных факторов эволюции на различные этапы антропогенеза.

- Под влиянием, каких факторов происходила эволюция неандертальца?

- Раскройте значение огня в антропогенезе?

- Какие факторы свидетельствуют о высоком развитии интеллекта кроманьонцев?

- Что появилось раньше: речь или групповой образ жизни? Почему вы так думаете?
Домашнее задание:

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и заполнение таблицы.


Цель работы: проанализировать статью параграфа и заполнить соответствующие графы таблицы.
«Этапы эволюции человека»


Предки человека (Этапы эволюции)

Исторический возраст

Размер мозга

Черты усложнения организации

Образ жизни и трудовая деятельность

Предшественники людей.

Австралопитеки















Древнейшие люди.

Питекантропы.

Синантропы.














Древние люди.

Неандертальцы















Первые современные люди.

Кроманьонцы















Каталог: DswMedia
DswMedia -> Решение уравнений n-ой степени с параметром
DswMedia -> Педиатрия Организация ухода за детьми при инфекционных заболеваниях
DswMedia -> Аттестационная работа по алгебре. 11 класс
DswMedia -> Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов
DswMedia -> Педиатрия Анатомо-физиологические особенности органов и систем ребенка
DswMedia -> «Индустриальная революция»
DswMedia -> Хирургия Инфекционная безопасность в работе медицинской сестры
DswMedia -> Тема: правописание
DswMedia -> Задание А13 егэ по русскому языку правописание суффиксов прилагательных, Н, нн


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница