«ссср в хрущёвское десятилетие»




страница1/5
Дата15.02.2019
Размер1.04 Mb.
  1   2   3   4   5
Оглавление

Ведение Error: Reference source not found

Глава I. Социально-экономические реформы Хрущёвского периода………..4



    1. Изменения в гражданском, трудовом и колхозном законодательстве в 50-е 60-е годы........................................................................................................4

    2. Реформа управления……………………………………………………...6

    3. Социальные реформы………………………………………………….....8

Глава II. Реформы сельского хозяйства и примеры их реализации………...11

    1. Аграрная реформа Н.С. Хрущёва ………..………………………………..11

    2. Реализация развития сельского хозяйства на примере Казахской ССР…………………………………………………………………………. 16

    3. Смещение Хрущёва………………………………………………………...22

Глава III. Методическая разработка урока по теме: «СССР в хрущёвское десятилетие»……………………………………………………….……………25

    1. Краткое описание урока……………………………………………..…….25

3.2 Этапы занятия……………………………………………….……….…….27

3.3 Контроль полученных знаний……………………………………....……..36

Заключение………………………………………………………………………41

Список литературы……………………………………………………………..42



Введение
Современные модернизационные процессы в России, связанные с институционализацией правового государства и гражданского общества, в значительной степени актуализируют проблему взаимообусловленности смыслообразующих идей правосознания, правоприменительной практики и тенденций государственно-правового развития и вызывают потребность переосмысления опыта эволюции самого многочисленного социального слоя – крестьянства, в течение столетий определявшего характер развития российского государства. Сельское население нашей страны прошло длинный, во многом трагичный путь, на всем продолжении которого радикально менялись его основные социальные характеристики, уклад жизни, мироощущение, представления о «добре и зле», о «праве и законе», что не могло не влиять на изменения в обществе в целом. Трансформация правосознания крестьянского социума наряду с другими причинами приводила к метаниям страны между противоположными полюсами. Одним из наиболее показательных в этом смысле периодов является период так называемой «хрущёвской оттепели».

Актуальность темы данной работы определяют:



  1. рост требований, предъявляемых к преподаванию истории в СОШ;

  2. большой потенциал влияния на развитие личности учащихся;

  3. отсутствие разработанных систем контроля полученных знаний и интересной подачи исторических данных.

Целью данной работы является грамотное и разностороннее освещение преобразований, произошедших в СССР в период «хрущёвской оттепели».

Поставленная цель, в свою очередь, требует решения ряда задач:

изучить теоретические материалы, посвященные теме;

разработать и опробовать методические материалы, для уроков истории.

Цели и задачи работы определили выбор методов исследования, как изучение и анализ различной методической литературы, эксперимент и др.

Глава I. Социально-экономические реформы Хрущёвского периода

1.1 Изменения в гражданском, трудовом и колхозном законодательстве в 50-е 60-е годы

Гражданское законодательство подвело итог развития социалистических имущественных отношений, закрепило принципы социализма в гражданском праве. Были изданы «Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик». В «Основах» были сформулированы положения, в целом отражавшие сложившуюся в стране систему имущественных отношений. Закон закреплял государственную, кооперативно-колхозную собственность, а также собственность профсоюзных и иных общественных организаций. Советское государство является собственником всего государственного имущества. За конкретными государственными предприятиями закреплялась только часть этого имущества, поступавшего в их оперативное управление. Государство защищает личную собственность граждан, основанную на их труде и предназначенную для удовлетворения их материальных и культурных потребностей. «Основы» устанавливали, что имущество, находившееся в личной собственности граждан, не могло быть использовано для извлечения нетрудовых доходов.

Трудовое право. Проводились меры по переходу на сокращенный рабочий день. Для подростков от 16 до 18 лет устанавливался шестичасовой рабочий день. Продолжительность отпуска женщинам по беременности и родам увеличена с 77 до 112 календарных дней[6, c82]. Тогда же был начат перевод рабочих и служащих без уменьшения заработной платы на семи- и шестичасовой рабочий день. была отменена судебная ответственность за самовольный уход с предприятий, а также за прогул. Директор предприятия или начальник учреждения получили право наложить на работника, совершившего прогул, дисциплинарное взыскание согласно правилам внутреннего распорядка, либо лишить его права на получение процентной надбавки за выслугу лет на срок до трех месяцев, либо уволить за прогул с указанием этого в трудовой книжке. Вопрос о прогульщике мог быть передан и на товарищеский суд. Было проведено изменение пенсионного обеспечения.

Колхозное право. Были расширены права колхозов. Колхозы могли теперь сами определять размеры приусадебных участков колхозников, количество скота, находившегося в их личной собственности. Колхозам было предоставлено также право устанавливать обязательный минимум трудодней, исходя из потребностей трудовых затрат в общественном хозяйстве, решать вопросы о принятии в артель и исключении из нее. Расширились права колхозов в области планирования. При условии обеспечения плана поставок и натуральных поступлений в государственные фонды колхозы могли сеять любые культуры и содержать любые породы скота и в любом количестве. При планировании поставок сохранялся погектарный принцип, т.е. их норма устанавливалась в зависимости не от произведенной продукции, а от размеров закрепленной за хозяйством земли, что должно было стимулировать более рациональное хозяйствование. Изменения произошли в принципах и форме оплаты труда в колхозах.

Кодификация законодательства затронула и уголовно-процессуальную отрасль. И здесь, прежде всего, следует отметить «Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик», принятые в 1956 г. «Основы» зафиксировали недопустимость привлечения к уголовной ответственности иначе как на основаниях ив порядке, установленном законом, осуществление правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом, участие народных заседателей и коллегиальность рассмотрения дел в суде независимость судей и подчинение их только Закону, гласность судебного разбирательства, ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики автономной области национального округа или языке местного населения, обеспечение обвиняемому права на защиту.

Согласно «Основам», производство предварительного расследования возлагалось на следователей прокуратуры, а по некоторым тяжким государственным преступлениям — на следователей органов государственной безопасности. В 1963 г. право производства предварительного расследования по уголовным делам было предоставлено органам внутренних дел. Закон предусматривал участие защитника со стадии предварительного следствия, точнее с момента объявления обвиняемому об окончании предварительного следствия и предъявления ему для ознакомления всего производства по делу.




    1. Реформа управления

В кон. 50-х гг. страна находилась на подъёме, по некоторым показателям 5ая Пятилетка была перевыполнена, а темпы роста промышленности превышали США [7, c423]. Но уже тогда в экономике стали проявляться негативные факторы, связанные с хрущёвской перестройкой. Принудительный труд ликвидировался, наказания отменены, а экономические рычаги воздействия (заинтересованность) включены в полной мере не были.

Все это говорило о кризисе командно-административной системы управления, не справляющейся с постоянно усложняющейся экономикой. Стали расти такие факторы, как бесхозяйственность и расточительность. Огромное количество хозяйственных объектов вдали от Центра вело к разбазариванию средств, диспропорции финансирования и образованию так называемых «долгостроев». Жизнь требовала развития новых отраслей и решения новых задач, таких как развитие электроники, химии, электрификация ж/дорог, перехода от угля к газу и нефти и т.п. Центр явно не справлялся и тормозил эти процессы, что вызвало понимание опасности чрезмерной централизации в хозяйственном управлении страны.

В период поиска путей решения этих проблем предлагалось 2 варианта:


  1. Реформирование методов управления в сторону расширения хозяйственной самостоятельности самих предприятий, но это привело бы к ослаблению командно-административных методов управления.

  2. Ликвидация ведомственных министерств в Центре и создание территориальных органов управления на местах.

Хрущёв пошел вторым путем и 7 мая 1957 г. был принят Закон «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством» [8, c311]. Согласно нему большая часть ведомственных министерств в Москве упразднялись, а их функции передавались территориальным Советам народного хозяйства (Совнархозам), создаваемым на базе 1-2 областей.

Эта реформа должна была освободить правительство от обременительного и неэффективного вмешательства в местные дела, повысить компетентность управленцев, работающих на местах и дать толчок к экономическому развитию.

Первоначально реформа, действительно, дала ряд положительных результатов. Совнархозы лучше знали потребности области, сократилась волокита и безответственность, упростились отношения между предприятиями. Но реформа не затронула принципов управления, и руководство Совнархозов управляло теми же командно-административными методами, что и ранее министерства. Не решен был и вопрос вмешательства в дела предприятий некомпетентных партийных органов. Вскоре стали проявляться такие явления как местничество, при котором Совнархозы заботились лишь в обеспечении своей области, игнорируя интересы соседних областей и союзные интересы.

В 1962 г. для проведения общесоюзной политики был создан Высший Совет народного хозяйства, но он мало изменил сложившуюся практику. В итоге система управления не упростилась, а многократно усложнилась, усилилась бюрократия со всеми её негативными чертами. Что касается производства, то оно не только не выросло, а стало падать. Всё это привело к краху реформы управления, отменённой сразу после падения Хрущёва.



    1. Социальные реформы

Одной из самых важных отраслей реформ Хрущёва была социальная сфера. Уровень жизни советских граждан, несмотря на выход СССР на передовые рубежи во многих направлениях науки и техники, оставался очень низким.

Наиболее остро со времён окончания II Мировой войны стоял жилищный вопрос. Многие граждане проживали в коммуналках, бараках, землянках и прочих малоприспособленных для жилья помещениях.

4 ноября 1955 г. было принято решение о массовом строительстве жилья. Скорейшее решение жилищной проблемы, которой Хрущёв отвел 10-12 лет, планировалось достичь не только за счёт увеличения капиталовложений, но и за счёт удешевления жилья. Без конкурса был принят проект Лагутенко  – дома, названного за более тонкие стенки «сверхлёгким», а в народе получившего название «хрущёвка»[5, c395].

Началась кампания борьбы с излишествами, что привело к появлению «обдирных домов», где дореформенная нижняя часть была с облицовкой, а верхняя пореформенная без облицовки. Парадность и украшательство в архитектуре были решительно осуждены, сами архитекторы оказались в загоне.

XX съезд КПСС в феврале 1956 г. принял решение о сокращении расходов на строительство на 20 %, что достигалось за счёт удешевления всех элементов в строительстве. Например, совмещённый санузел, снижение высоты потолка с 3 м до 2,5, ликвидации лифтов (именно поэтому «хрущёвки» строились 5-этажными, т.к. это максимум, определённый врачами для дома без лифта[9, c265]), краны с длинным носиком – один на раковину и ванну и т.п. Нерациональность больших кухонных комнат доказывалась слишком большой затратой времени и сил хозяйки, вынужденной бегать от стола к шкафам и плите (об этом даже снимались пропагандистские документальные фильмы).

Для удовлетворения потребностей жителей маленьких квартир разрабатывалась мебель-трасформер. Но на практике промышленность наладила производство лишь секретеров, диванов-кроватей, кресел-кроватей и малогабаритных стенок, но и их нужно было ещё «достать».

В фильме «Бриллиантовая рука» кинорежиссёр Гайдай по-своему посмеялся над этой идеей трансформеров:

«Одним движением руки брюки превращаются… брюки превращаются… превращаются брюки… в элегантные шорты».

Стандартизация в строительстве высмеивалась и в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы или с лёгким паром».

Новые дома штамповались из блоков за 15 дней. Испытательным полигоном стали Черёмушки. Это название стало нарицательным – «черёмушками» народ стал называть новостройки в разных городах.

Значение этой кампании можно оценивать по-разному.



  1. С одной стороны, население выезжало из бараков и коммуналок и получало отдельное жильё, что имело огромный положительный результат, и новосёлы встречали ордера с огромной радостью.

  2. С другой стороны, экономия бетона и металла при строительстве вела к разбазариванию земли и тепла. 5-этажки занимали много места и не держали тепло, так что фактически они отапливали улицы[4, c162].

В 1956 г. был принят Закон о пенсиях, по которому размер пенсий по старости составлял не менее 50 % от заработка, и устанавливался самый низкий в мире возрастной ценз: для мужчин – 60 лет при стаже 25 лет, для женщин – 55 при стаже 20 лет. Этот закон дал пенсионерам более или менее безбедную жизнь, но он не касался колхозников, которые имели свои приусадебные участки.

Подверглась изменениям и рабочая неделя, с 48 часов сниженная до 41 часа при двух выходных днях. Это легче, чем в ФРГ, Италии и Японии и лишь на 1 час выше, чем в США и Франции.

Наблюдался рост и заработной платы, но он был достаточно низким, и главной причиной этого являлся медленный рост производства потребительских товаров и сохранение превышения спроса над предложением.

В сер. 50-х гг. остро вскрылись проблемы образования[10, c64].



  1. Во-первых – в этот период на предприятие пришло поколение родившихся во время войны, которое было очень малочисленно и не могло удовлетворить потребности растущей промышленности.

  2. Во-вторых – молодёжь в школах ориентировалась на поступление в ВУЗы, и не готовило себя для производства.

Вузы же могли принять лишь четверть всех желающих. В итоге предприятия получали совершенно не подготовленные кадры, не планировавшие и не желающие оставаться на производстве.

В 1958 г. был принят Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР. Закон ввёл всеобщую обязательную 8-летнюю среднюю школу, в которой среднее образование должно было сочетаться с производственным обучением в школьных мастерских. Дальше учащийся мог остаться в школе и получить полное среднее 11-летнее образование, либо завершить обучение в профессиональной школе, техникуме, вечерней или заочной школе рабочей молодежи. Всё это должно было разнообразить и, главное, приблизить школу к производству.

Но реформа оказалась совершенно не подготовленной и малопродуманной. В школах не была создана необходимая материально-техническая база. Выбор направления профессиональной подготовки учащихся зависел не от потребностей города или района, а от возможностей самой школы. Из-за этого, например, в центрах текстильной промышленности учащихся в школах обучали столярному делу. Общий уровень образования в профессиональных школах резко снижался, падал интерес к гуманитарным наукам. Большинство учащихся продолжало стремиться получить полное 11-летнее образование.

Видя общий провал реформы в 1964 г. 11-летняя школа вновь была преобразована в 10-летнюю, но система профобразования сохранилась.

 

Глава II. Реформы сельского хозяйства и их реализация

2.1 Аграрная реформа Н.С. Хрущёва

Новая власть получила сложное наследство, но в наиболее плачевном положении продолжала оставаться деревня, сильно отстававшая в своём развитии от города. Полукрепостническое состояние колхозников, слабая техническая база, низкий уровень жизни, бесперспективность, жёсткая регламентация «сверху» – всё это вело к незаинтересованности в труде и массовому бегству в город.

Первым курс на подъём сельского хозяйства провозгласил Маленков, но именно Хрущёв воплотил новые идеи в своей аграрной программе. 1-ый секретарь ЦК оказался первым политиком, открыто заговорившим о бедственном положении деревни и о необходимости усиления экономической заинтересованности и самостоятельности колхозов. Его программа предусматривала:


  • увеличение капиталовложений в деревню;

  • уменьшение в 2 раза сельхозналогов [11, c211] с колхозов и списание с них прежних долгов;

  • повышение закупочных цен на продукты животноводства;

  • прекращение борьбы с личным хозяйством колхозников и снижение нормы натурального налога с них.

Но подобные меры могли дать отдачу только в перспективе, популизму же Хрущёва нужен был немедленный результат. Отсюда и вся непоследовательность, присущая его реформаторству.

Многие реформы являлись реакцией на сиюминутную ситуацию и преследовали цель быстро изменить ситуацию к лучшему. Непродуманные, подчас не подкрепленные необходимыми финансовыми и материальными средствами, новшества просто навязывались сверху. Поэтому проводить подобный курс можно было лишь с использованием старой командно-административной системы управления, что исключало реформирования основ государства. Деревня превратилась в полигон для скороспелых нововведений, что привело не к ослаблению опеки над ней, а к её укреплению.

Наиболее громкой акцией, направленной на быстрое решение продовольственной проблемы в стране, была целинная кампания.

В 1954 г. Пленум взял курс на освоение целинных земель в Казахстане, Западной и Восточной Сибири, Поволжье и Северном Кавказе. Хрущёв избрал уже традиционный для СССР более дешёвый экстенсивный путь развития, но и он требовал капиталовложений и техники, которые не были изначально заложены в планы пятилетки. Поэтому на практике подъём целины вылился в привычную штурмовщину отправляющихся по призыву партии комсомольцев. Впоследствии целина «съела» 20 % всех капиталовложений и часть техники, предназначенных для колхозов. Не все выдержали жизнь в практически полевых условиях при суровом климате, и в первые годы на целине наблюдалась большая текучесть кадров.

Другой громкой кампанией было увеличение посевов кукурузы, под которые в приказном порядке, несмотря на природные условия, отводился обязательный процент посевных площадей. Низкие же урожаи в некоторых районах Хрущёв объяснял не объективными причинами, а халатностью руководителей:

«Если в отдельных районах страны кукуруза внедряется формально, колхозы и совхозы снимают низкие урожаи, то виноват в этом не климат, а руководители».

Популизм Хрущёва часто вёл к откровенному авантюризму, к которому можно отнести его соперничество с экономически более развитой Америкой. В 1957 г. перед сельским хозяйством была поставлена нереальная задача – в кратчайшие сроки догнать США по производству продуктов животноводства.

Авантюризм главы государства рождал авантюризм на низших ступенях власти. Больше других отличился 1-ый секретарь Рязанского обкома КПСС А.Н. Ларионов, взявший обязательство со своей области сдать мяса в 3 раза больше запланированного. Для этого в Рязанской области зарезали практически весь скот, насильно скупали личный скот колхозников, закупали его в соседних областях, выписывались липовые квитанции на сданное мясо и т.п. Сам Ларионов получил звание Героя Социалистического Труда, но когда всплыли приписки и липовые квитанции, он застрелился. Между тем область осталась без скота и в последующие годы не могла выполнить даже положенного плана. [12, c345 ] Подобные факты приписок и подтасовок, но в более скромных масштабах, присутствовали и в других областях.

В 1958 г. Хрущёв принял решение ликвидировать Машинно-тракторные станции (МТС).

В целом идея была крайне прогрессивной. Колхозы были единственными в стране хозяйствами, не располагавшими собственными средствами производства. Они вынуждены были арендовать технику у МТС, отдавая за это до 1/5 урожая зерновых. Хрущёв решил исправить эту ошибку, и 31 марта 1958 г. был принят Закон о реорганизации МТС и продаже техники колхозам. Но условия реализации этой реформы оказались настолько непродуманными, что вместо облегчения положения колхозов, они привели к подрыву их экономики. Колхозы вынудили выкупать технику немедленно, что съело их основные фонды. И для выхода из серьёзного финансового кризиса в колхозах заморозили строительство коровников, птичников и т.п., и вновь была снижена оплата трудодней, что серьёзно ударило по принципу заинтересованности.

Как и прочие руководители, Хрущёв так и не смог избавиться от старых стереотипов – безграничной веры в колхозный строй и предубеждений против личной собственности.

В сер. 50-х гг. началась масштабная кампания по укрупнению колхозов. В нач. 60-х – тысячи сёл и деревень Нечерноземья были объявлены бесперспективными, что означало прекращение финансирования их развития и перевод животноводческих хозяйств (ферм, птичников и пр.) в колхозы соседних районов.

Одновременно началась борьба с личным хозяйством, что явно противоречило обещаниям периода «двуумвирата». [14, c482] В кон. 50-х гг. правительство приняло решение ликвидировать личный скот, так как он отвлекает колхозников от труда в колхозе.

Помимо пропагандируемой цели власти рассчитывали за счёт продажи колхозниками своего личного скота колхозам укрепить колхозное животноводство, ослабленное попытками «догнать Америку».

На практике же это непродуманное решение ещё более усугубило продовольственные проблемы в стране. Около половины личного скота была своими хозяевами забита, что лишило государство миллионов голов скота, а рынок молока, сметаны, масла и т.п. Не лучшим образом это отразилось и на настроении самих колхозников.

Новый курс в деревне, несмотря на всю непоследовательность и противоречивость, дал и положительный результат – после длительного застоя начался рост и в земледелии и в животноводстве, появился принцип материальной заинтересованности, повысился жизненный уровень сельских жителей. К 1958 г. объем сельскохозяйственной продукции вырос в 3 раза, и сельское хозяйство впервые стало рентабельным.

Но уже в нач. 60-х гг. стали проявляться негативные последствия реформ, приведшие к серьёзному обострению продовольственного кризиса. Кроме того, сельское хозяйство просто не успевало за ростом потребностей в сельскохозяйственной продукции, возникающим в результате бурного развития промышленности и увеличения городского населения.

В начале 60-х гг. обостряется дефицит продовольствия.

Чтобы избегнуть проблем, с 1 июня 1962 г. были повышены розничные цены на мясомолочные продукты (на мясо – на 30%, на масло – на 25%). Население восприняло это отрицательно, появились требования решать проблемы не за счёт народа, а за счёт прекращения помощи «братским странам» и снижения зарплат чиновникам.

Особенно остро эти меры были восприняты в Новочеркасске Ростовской области, где повышение цен совпало с мероприятиями администрации Новочеркасского электровозостроительного завода имени Буденного (НЭВЗ) по снижению расценок за оплату труда рабочих. С утра 1 июня в городе начались стихийные митинги, вылившиеся в 7-тысячную демонстрацию. Введённые в город войска получили приказ использовать против бастующих оружие, что привело к гибели 17 и ранению нескольких десятков человек (жертвы этого разгона демонстрации были тайно захоронены под Таганрогом). Семеро, выявленные по кинопленке как наиболее активные, были приговорены судом к расстрелу, 105 человек отправлены в лагеря и тюрьмы. Ни одно средство массовой информации не упомянуло об этих новочеркасских событиях.

Продовольственные проблемы продолжали обостряться. В 1963 г. СССР впервые произвел закупку зерна за границей, которые с этого момента становятся ежегодными[14, c115]. Страна, являвшаяся главным экспортёром хлеба на европейский рынок, превратилась в крупного импортёра.

2.2 Реализация развития сельского хозяйства на примере Казахской ССР

В первые послевоенные годы из-за сильной засухи в европейской части СССР обеспечение страны продовольствием было возложено на восточные районы, в том числе Казахстан. Культура растениеводства в республике была очень низкой. Из-за нехватки техники вплоть до 60-х годов в качестве тягловой силы использовался скот. 

В 1950 г. был принят план развития сельского хозяйства. Колхозам Казахстана были возвращены задолженности на 214 млн. руб., техника, скот и 540 тыс. га незаконно изъятых земель. Было сокращено число административно-хозяйственных работников.

Концентрация колхозного производства дала результаты: стала производительнее использоваться техника, сократились непроизводственные затраты, экономно использовались трудовые ресурсы. В сельском хозяйстве Казахстана колхозы занимали ведущее место. Появились и совхозы, в основном животноводческие.

Сельское хозяйство Казахстана не смогло обеспечить страну необходимым количеством продовольствия, а промышленность сельскохозяйственным сырьем. Появился дефицит продовольствия. В начале 1950-х годов в среднем собирали всего 5-6 ц. зерна с гектара. В 1951 г. количество крупнорогатого скота в республике было ниже уровня 1928 г. Изменение производственных отношений, введение элементов рынка было невозможно. Руководство страны стало решать проблему экстенсивным путем - осваивать огромные площади новых земель.

Освоение целины

В конце 1953 г. обсуждались вопросы освоения целины, называли регионы: Урал, Сибирь, Казахстан. Руководители Казахстана, считавшие, что распашка больших площадей нанесет ущерб животноводству (Ж. Шаяхметов), были сняты со своих постов. По указанию Центра первым секретарем Центрального Комитета КП Казахстана был избран П.К. Пономаренко, которого позже сменил его заместитель Л.И. Брежнев.

Решение об освоении целинных земель было принято весной 1954 г. Предполагалось освоить 13 млн. га земель, получить на них 1100-1200 млн. пудов зерна, в том числе товарного - 800-900 млн. пудов.

Казахстанцы поддержали решение об освоении целины, продемонстрировали гостеприимство и интернационализм. На призыв партии и комсомола присоединиться к рядам доблестных целинников со всех концов СССР в Казахстан начали стекаться люди. В первое время все они жили в степи в палаточных городках, вагончиках, землянках. 

В первые два года в Казахстан приехали 640 тыс. человек, из которых механизаторами были только 150 тыс. Целинников бесплатно доставляли до места назначения, оказывали материальная помощь 500-1000 руб. на семью и по 150-200 руб. на каждого ее члена. Выдавали кредиты на строительство жилья (35% этой суммы погашалось за счет государства) и покупку скота. Целинники освобождались от сельхозналога на срок от 2 до 5 лет.

С 1954 г. начали изучение и отбор пригодных земель ученые-почвоведы, ботаники, гидрогеологи Москвы, Ленинграда, Украины. Не были учтены негативные последствия распахивания огромных площадей.

Первые итоги целины

Освоение целины шло в Акмолинской, Кокчетавской, Кустанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Тургайской областях. В течение года, с весны 1954 г. до весны 1955 г., были созданы 337 зерновых совхоза с посевной площадью 10 млн. га.

Уже в 1954 г. планы по поднятию целины были перевыполнены. В Казахстане было распахано 6,5 млн. га целинных земель. Урожай достиг 7 млн. 650 тыс. т. В 1955 г. посевные площади по сравнению с 1954 г. были увеличены более чем в два раза и достигли 20,6 млн. га, но из-за плохих погодных условий собрали всего 4 млн. 750 тыс. т. зерна.

Наилучших показателей достигли в 1956 г. Республика собрала в тот год 16 млн. т. зерна (миллиард пудов зерна).

В 1956-1958 гг. в республике было освоено еще 4,8 млн. га целины, посевные площади выросли до 28,6 млн. га.[15, c592], в том числе посевные площади зерновых - 23,2 млн. га. 

Механизаторы совхоза «Украинский» Кустанайской области применили метод групповой уборки урожая. Бригадир совхоза «Ярославский» Акмолинской области М.Е. Довжик, комбайнер совхоза им. Павлова Кустанайской области Ж. Демеев, комбайнер совхоза им. Буденного Павлодарской области П.Ф. Myзыка демонстрировали трудовой героизм.

На юге Казахстана выросло производство риса. Звеньевой колхоза «Кызыл ту» Шиелийского района Кзыл-Ординской области Ыбырай Жакаев добился рекордного показателя по производству риса.

Результаты освоения целины

В 40-50-е годы в Казахстане возникли 15 городов, 86 поселков городского типа. Были построены десятки тысяч километров дорог. 

Наряду с квалифицированными специалистами на освоение целины приехало немало людей, стремившихся только к получению легких денег и званий. 

Производство продуктов питания по-прежнему осуществлялось экстенсивными методами. В погоне за высокими показателями были распаханы огромные территории. Это привело к нарушению экологического равновесия. Усилилась эрозия почвы, выветривался гумус.

Распахивание миллионов гектаров привело к сокращению пастбищ. Скотоводческое хозяйство понесло потери, что привело к дефициту мяса и молочных продуктов.

Колхозы были вынуждены покупать старую технику бывших МТС (машино-тракторных станций) по высоким ценам. 

Отсутствие научной организации труда привело к негативным последствиям. Через несколько лет сократилось производство сельскохозяйственной продукции, снизилась продуктивность целинных земель. Чтобы скрыть провал планов шестой пятилетки (1956-1960 гг.), была запланирована семилетка (1959-1965 гг.), задачи и планы которой тоже не удалось выполнить. При запланированном росте производства на 70% реальный рост составил всего 15%.

Десятки тысяч целинников были награждены орденами, медалями, получили премии и ценные подарки. Но эти меры не смогли остановить текучесть кадров. Труд людей оценивался государством очень низко. Темпы строительства жилья и культурно-бытовых объектов значительно отставали от темпов роста численности сельского населения. 

Положение в животноводстве

Трудности военных лет, сокращение пастбищ в результате освоения целины тормозили развитие животноводства. Материально-техническое обеспечение животноводства оставалось очень низким.

В 1951-1952 гг. потери скота были очень большими, а прирост поголовья незначительным. Только в 1951 г. погибли 330 тыс. голов крупнорогатого скота, 3,2 млн. овец и коз, 89 тыс. лошадей, 64 тыс. свиней.

Были увеличены посевные площади под кормовые культуры. Выделялась техника, принимались меры по материальному стимулированию животноводов. Колхозы 47 степных районов и 225 совхозов были переориентированы на производство мяса. В 1954-1958 гг. в животноводство были направлены 52 тыс. человек. В 1958 г. были созданы 1239 комсомольских бригад.

Прославленные чабаны: С. Абжанов из совхоза «Каракол» Семипалатинской области, Н. Кокиев из совхоза «Коммунизм» Кзыл-Ординской области, Ж. Куанышбаев из совхоза «Айдарлы» Джамбулской области. С 1959 г. по 1965 г. поголовье скота увеличилось на 67,4% и составило 39 млн. голов. Отставание отрасли было ликвидировано.

Изменение демографической ситуации

Национальные особенности при освоении целины не учитывались. Целинники считали, что едут «в пустыню, где не ступала нога человека», что они «первые, кто освоит огромные площади бесхозных земель». Стало нормой пренебрежительное отношение к традициям, обычаям, культуре казахов.

В начале 60-х годов на освоение целины в Казахстан приехало около 2 млн. человек[16, c238]. Многие устраивались на предприятиях в городах. На предприятиях Чимкента, Джамбула, Алма-Аты и других городов работали в основном приезжие из центральных регионов СССР. Руководство объясняло это нехваткой рабочих кадров.

Всесоюзной комсомольской ударной была объявлена стройка металлургического комбината в Темиртау. В 1958 г. в область приехали 132 тыс. человек, на следующий год - еще 170 тыс. Нехватка жилья, питьевой воды и продуктов питания вызвала протест рабочих. Начались массовые беспорядки, были разграблены рынки, магазины, столовые. Беспорядки были подавлены только через 3 дня. Много людей были ранено, были убитые.

Доля городского населения с 28% в 1939 г. выросла до 44% в 1959 г. Демографическая ситуация в корне изменилась. По сравнению с 1939 г. численность населения республики в 1959 г. увеличилась на 3 млн. 216 тыс. человек  (на 52,8%) и составила 9 млн. 295 тыс. человек. За этот период население СССР выросло на 9,5%, а в Казахстане – на 52,8%. По переписи населения 1959 г., казахов в Казахстане было 2 млн. 787 тыс. человек, т.е. 29% от общей численности населения. 

В середине 50-х годов часть казахской диаспоры, проживающей в Китайской Народной Республике, получила возможность вернуться на историческую родину. Это были советские граждане, которые бежали за границу в период голода и репрессий. В Казахстан вернулись 200 тыс. казахов. 

В результате изменения демографической ситуации (увеличения русскоязычного населения) положение казахского языка и культуры ухудшилось. Были закрыты некоторые газеты, уменьшились тиражи газет и книг на казахском языке. В общественных местах, в экономике, в делопроизводстве использовался русский язык. На грани уничтожения оказались духовные ценности, традиции казахского народа.




    1. Смещение Хрущёва.

В нач. 60-х гг. режим Хрущёва переживал свой кризис:

  • с одной стороны, он всё больше противопоставляет себе чиновничий бюрократический аппарат;

  • с другой – теряет опору в обществе.

Усиливающиеся тенденции к авторитарному правлению, когда серьезные решения принимались волей одного Хрущёва, вызывали недовольство партийных чиновников.

Веря в преимущество социализма, Хрущёв главными проблемами считал несовершенство управления, и всю вину за провалы и неудачи сваливал на парт аппарат. Курс Хрущёва не омоложение и сменяемость кадров, запрет занимать выборные должности более двух сроков поставил многих чиновников перед перспективой отставки. Большие опасения вызывала разработка новой Конституции, предусматривающей наличие на выборах нескольких кандидатов и введение поста президента.

Не менее чиновников были недовольны генералитет и ВПК. Ещё в 50-х гг. Хрущёв заявил о переходе от массового применения артиллерии и авиации к ракетно-ядерному противостоянию. Это изменение военной доктрины привело к сокращению строительства кораблей и самолётов, и к общему сокращению армии.

После XXII съезда, провозгласившего курс на построение коммунизма в 20 лет, Хрущёв стал настаивать на увеличении производства потребительских товаров, что опять привело бы к сокращению расходов на армию.

Терял Хрущёв авторитет и в обществе.

Реформы не привели к улучшению социально-экономического положения людей. Сельское хозяйство продолжало отставать в своём развитии о промышленности, а засуха 1963 г. привела к нехватке хлеба, крупы и прочих мучных изделий.

Процесс либерализации, начатый XX съездом, после кризиса 1957 г. начал притормаживаться. Особо разочарована ходом «оттепели» была интеллигенция. Кампания за чистоту социализма привела к уже традиционному навязыванию сверху вкусов руководства.

1 декабря 1962 г. во время посещения выставки художников и скульпторов в Манеже, Хрущёв гневно обрушился на абстракционистов. По его мнению, их произведения больше походили на «детские шалости на пеленке» и подражание Западу. Известному скульптору Эрнсту Неизвестному он открыто бросил:

«Подавайте заявление и уезжайте к своим духовным родственникам».

Противники Хрущёва из государственного и партийного аппарата специально настраивали 1-го секретаря против деятелей искусства, рассчитывая, что его неадекватные действия приведут к ещё большему снижению авторитета в обществе. Перед самой выставкой Хрущёву были переданы некоторые высказывания представителей творческой интеллигенции о 1-ом секретаре, в котором фигурировали такие эпитеты, как «кукурузник», «болтун», «Иван-дурак на троне» и т.п.

В итоге Хрущёв разнёс выставку, заявив на конференции:

«Мы вас тут, конечно, послушали, поговорили, но решать-то будет кто? Решать в нашей стране должен народ. А народ – это кто? Это партия. А партия кто? Это мы… Значит, мы и будем решать, я вот буду решать».

Это выступление как никак лучше олицетворяло принципы его руководства.
С нач. 1962 г. в партийных кругах Центра и окраин стало распространяться анонимное письмо, в котором приводились цифры, доказывающие отставание СССР не только по сравнению с США, но и с дореволюционным уровнем развития России:

«Авантюризму Хрущёва нет предела, а из-за неизбежности провала этих авантюр ему всегда будут нужны козлы отпущения[17, c384]. И это будет продолжаться до тех пор, пока секретари национальных, краевых, областных комитетов не сговорятся и не вышвырнут Хрущёва за борт с помощью того же метода, каким они посадили его себе на шею».

Во главе анти-хрущёвской коалиции встали 2-ой секретарь ЦК Н.В. Подгорный и Председатель Президиума Верховного Совета Л.И. Брежнев.

Действуя крайне осторожно, к 1964 г. к своему заговору они привлекли Председателя Комитета партийно-государственного контроля А.Н. Шелепина, Председателя КГБ В.Е. Семичастного, 1-го секретаря МК партии Н.Г. Егорычева, заведующего отделом ЦК Ю.В. Андропова и большую часть членов ЦК.

Автокатастрофа или взрыв исключались из-за личной охраны Хрущёва, план ареста после очередного зарубежного визита провалился.

Промедление и увеличение числа заговорщиков усиливало опасность утечки информации, которую Семичастный пресекал по линии госбезопасности, а Подгорный – по партийной. Несмотря на это, через сына Хрущёв узнал о подозрительных разговорах в ближайшем окружении, что вызвало среди заговорщиков смятение и страх. По воспоминаниям участников, Брежнев плакал от страха, обращаясь к Егорычеву:

«Коля, всё пропало. Хрущёву всё известно в подробностях… Он нас всех расстреляет!».

Выслушав объяснения Подгорного, Хрущёв поручил разобраться во всем Микояну, а сам отбыл отдыхать на юг. Микоян разбирался без энергии, а заговорщики ускорили подготовку к смещению Хрущёва.

11 октября 1964 г., после новых тревожных сообщений из Москвы, Хрущёв позвонил в Кремль, угрожая вернуться на днях в Кремль и наказать всех виновных. Чувствуя, что наступает кульминация, заговорщикам был передан кодовый сигнал: «В Москве хорошая погода».

Вернувшийся 13 октября в столицу Хрущёв сразу попал на заседание ЦК, где ему предъявили обвинения в развале сельского хозяйства, ослаблении оборонной мощи страны и пренебрежении коллективным руководством.

Видя, что заговорщики сумели лишить его всех сторонников (особенно в руководстве родной Украины), на следующий день Хрущёв подал в отставку и уехал домой. Это и спасло его от дальнейших обвинений и радикальных решений относительно его дальнейшей судьбы.

1-ым секретарем ЦК был назначен Л.И. Брежнев, а главой правительства – А.И. Косыгин.



  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница