Справочник эколога «Многие из тех слов, которые уже исчезли, возродятся, а те, которые сейчас в почёте, исчезнут из языка»




страница1/4
Дата09.07.2016
Размер0.55 Mb.
  1   2   3   4
А Н Т И Ч Н Ы Й КОД В Д Е Л О В О Й Т Е Р М И Н О Л О Г И И

Анатолий Ильяхов

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА. ВЗГЛЯД ИЗ ПРОШЛОГО

СПРАВОЧНИК ЭКОЛОГА



«Многие из тех слов, которые уже исчезли, возродятся,

а те, которые сейчас в почёте, — исчезнут из языка»

Гораций, I в. до н.э.



АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ: Если в природе существует закон, а он существует, и если он установлен Богом, то праведный человек не будет пытаться изменять добрые события, ибо этакое желание эгоистично, и противостоять закону, но будет думать о том, что все происходящее – хорошо.
ЗЕНОН КИТТИЙСКИЙ: Жить согласно с природой — вот всё, что требуется от человека.
ПИФАГОР: Пусть дует ветер - шум цени: природный ритм - чудесный Разум. Взаимодействуй с
ЭПИКТЕТ: Все служит миру и повинуется ему - и суша, и море, и Солнце, и остальные звезды, и растения, и животные. Ему же служит и наше тело; от него зависят наши болезни и здоровье, наша молодость, старость и все случающиеся с нами перемены. Нужно поэтому, чтобы и то, что в нашей власти, - наш разум, - не вел с ним одинокой борьбы: душа мира выше, совершеннее нашей. Управляя вместе с остальным и нами, она заботится о нас лучше нас самих. К тому же безумная борьба с нею не будет успешна и не принесет нам ничего, кроме слез и страданий. Кто старается прийти к убеждению, что необходимо подчиняться законам природы, тот проживет свой век в мире и тишине.


Содержание:

АБЛАКТИРОВКА АБОРИГЕНЫ АВГИЕВЫ КОНЮШНИ АГРАРНОЕ ПРАВО АГРОМАНИЯ АГРОНОМ АДАПТАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

АКВАРИУМ АКВАТОРИЯ АКВЕДУК АКСЕЛЕРАЦИЯ АКТ ЮРИДИЧЕСКИЙ АКЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АЛЛЕРГИЯ АЛЬБИНИЗМ АМНИСТИЯ АМПЕЛОГРАФИЯ

АНОМАЛИЯ АНТИПОД АНТИСЕПТИКИ АНТРОПОЛОГИЯ АНТРОПОМОРФИЗМ АНТРОПОФАГИЯ АРАХНОЛОГИЯ АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРОМАТЕРАПИЯ АСБЕСТОЗ АССИГНОВАНИЕ АТАВИЗМ

БАЛЬЗАМЫ БАЛЬНЕОЛОГИЯ БАССЕЙН ВОДНЫЙ БАТИПЛАН БЕСТИАЛИЗМ

БИТУМЫ БОМБА ВУЛКАНИЧЕСКАЯ БОРЕЙ БОТАНИКА БЮЛЛЕТЕНЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ



ВАКЦИНАЦИЯ ВАНДАЛИЗМ ВАННА ВАРВАРСТВО ВЕГЕТОРИАНСТВО ВЕНТИЛЯЦИЯ ВЕТЕРИНАРИЯ В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ ЗДОРОВЫЙ ДУХ ВИАДУК

ВИВАРИЙ ВИВИСЕКЦИЯ ВИКАРНОСТЬ ВИТАЛИЗМ ВУЛКАНИЗАЦИЯ



ГАБИТУС ГАЗ ГАЛАКТИКА ГАЛЕОФИЛИЯ ГАЛЛЮЦИНАЦИИ ГАРМОНИЯ

ГЕНЕАЛОГИЯ ГЕОГРАФИЯ ГЕОДЕЗИЯ ГЕОМЕТРИЯ ГЕОПАТОГЕННАЯ ЗОНА ГЕРБАРИЙ ГЕРОНТОЛОГИЯ ГИБРИДИЗАЦИЯ ГИГАНТОМАНИЯ ГИГИЕНА ГИППОЛОГИЯ ГИРУДОТЕРАПИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ГЛОБУС ГНОМЫ ГОЛУБИННАЯ ПОЧТА ГОРИЗОНТ ГОРОСКОП ГРАВИТАЦИЯ ГРАНАТ ГРАНИТЫ

ГУММИЛАК

ДАМОКЛОВ МЕЧ ДАНАЕВ ДАРЫ ДЕГРАДАЦИЯ ДЕКОКТ ДЕКУРСИЯ ДЕЛЬТА ДЕЛЬФИНЫ ДЕМОГРАФИЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ ДЕНЬ ДЕФЕКТ ДЕФЕРЕНТ ДЕФИНИЦИИ ДЕФОРМАЦИЯ ДИВИНАЦИЯ ДИЕТА ДИНАМИКА ДИСКУССИЯ

ДИСПУТ ДОКУМЕНТ ДОТАЦИЯ ДРЕВО ЖИЗНИ ДРОЖЖИ ДРУИДЫ



ЕВГЕНИКА ЕДА

ЗЕФИР ЗОДИАК ЗОНА ЗОРОАСТР

ИДОЛ ИММУНИТЕТ ИМПЛАНТАТЫ ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ МЕСТОРОЖДЕНИЯ

ИНВЕСТИЦИИ ИНГАЛЯЦИИ ИНДИГО ИНДИКАТОР ИНКУБАЦИЯ ИНСОЛЯЦИЯ


ИНСПЕКТОР ИНСТРУКЦИЯ ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ИНТЕРПЕЛЛЯЦИЯ ИНФЕКЦИЯ

ИНЦИДЕНТ ИНЪЕКЦИЯ ИРРИГАЦИЯ ИХТИОФАГИ


КАВКАЗСКИЕ ГОРЫ КАДАСТР КАЛЕНДАРЬ КАМПАНИЯ КАМФАРА КАНАЛИЗАЦИЯ КАПСУЛА КАРТОГРАФИЯ КАТАКОМБЫ КАТАЛОГ КАТАРАКТА КАТЕГОРИЯ КЕСАРЕВО СЕЧЕНИЕ КЛАССИФИКАЦИЯ КЛИМАТ КЛОНИРОВАНИЕ КОДИФИКАЦИЯ КОЛЛЕГИЯ КОЛОНИЯ КОЛОСС КОЛУМБАРИЙ КОМЕТА КОМПРОМИСС КОМПЕНСАЦИЯ КОНГРЕСС КОНТИНЕНТЫ КОНФИСКАЦИЯ ИМУЩЕСТВА КОНФЛИКТ КОНЦЕССИЯ НЕФТЕ-ГАЗОВАЯ КОРРУПЦИЯ КРАТЕР КРЕМАЦИЯ КРИМИНАЛ КУЛИНАРИЯ КУЛЬТУРА КУРАТОР

ЛАБИРИНТ ЛАБОРАТОРИЯ ЛАКУНА ЛЕГИСАКЦИЯ ЛЕПРА ЛИЦЕНЗИЯ ЛОКАЦИЯ НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ

МАГМА МАГНЕТИЗМ МАКУЛАТУРА МАНДАТ МАНТИКА МАРАЗМ МАТЕРИАЛИСТ МАТЕРИК МАТЕРИНСТВО МАХИНАЦИЯ МЕДИАЦИЯ МЕДИЦИНА

МЕЛИОРАЦИЯ МЕЛИССОФОБИЯ МЕЛИС МЕЛЬНИЦА МЕРА МЕРИДИАН МЕТАЛЛ МЕТЕОРОЛОГИЯ МЕТОДИКА МИКРОСКОПИЯ МИРТОВОЕ ДЕРЕВО МОНИТОРИНГ НЕФТЯНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ МОНОЛИТ МОНОПОЛИЯ МЯТА



НАФТАЛАН НЕФТЬ

ОАЗИС ОБСИДИАН ОРБИТА ОФИЦИАЛЬНОЕ ЛИЦО

ПАЛИСАД ПАЛЬМА ПАПИРУС ПАРАЗИТ ПАТЕНТНОЕ ПРАВО ПЕРГАМЕНТ

ПЕТРОГЛИФЫ ПИГМЕНТЫ ПИКТОГРАФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО ПИТОН ПЛАНЕТА

ПЛАНТАЦИЯ ПЛЕЯДЫ ПОЛИГОН ДЛЯ ЗАХОРОНЕНИЯ ОТХОДОВ НЕФТЕ-ГАЗОДОБЫЧИ ПОРЫ ПРЕВЕНТИВНЫЕ МЕРЫ ПРЕТЕНЗИЯ ПРЕЦЕДЕНТ ПРЕЦЕССИЯ ПРИВАТИЗАЦИЯ ПРИВИЛЕГИЯ ПРОБА ГАЗА ПРОГНОЗ ПРОКУРОР ПРОТЕСТ ПРОТОКОЛ ПУРПУР

РЕГИОН НЕФТЕ-ГАЗОВЫЙ РЕЗЕРВУАР РЕКУПЕРАЦИЯ ПАРОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ РОЗА

САК САНКЦИЯ САРКОФАГ СЕЙСМИКА СЕЛЕКЦИЯ СЕМЯ СЕПИЯ СЕПСИС

СИЛЬФИЯ СКАБИОФОБИЯ СПЕЦИФИКАЦИЯ СТАНЦИЯ СУБВЕНЦИИ СУБЪЕКТ ПРАВА



ТЕРРАСА ТЕХНИКА ТИП ТОКСИНЫ ТРОГЛОДИТ

У́МБРА У́СТРИЦЫ УТИЛИЗАЦИЯ

ФАКЕЛ ГАЗОВЫЙ ФАКТ ФАУНА ФЕКАЛИИ ФИЛЬТРЫ СКВАЖИННЫЕ ФЛОРА

ФОНТАНИРОВАНИЕ СКВАЖИНЫ ФОСФОР ФРУКТЫ



ХАОС ХОЛЕРА

ЦЕМЕНТИРОВАНИЕ СКВАЖИНЫ ЦЕССИЯ ЦИКУТА ЦИРКУЛЯЦИЯ ЦИСТЕРНА

ШАЛФЕЙ

ЭБОНОВОЕ ДЕРЕВО ЭКОЛОГИЯ ЭКОНОМИКА ЭКСПЕДИЦИЯ ЭКСПЕРТИЗА

ЭКСТРАОРДИНАРНЫЙ ЭЛЕКТРОН ЭЛЕМЕНТ ЭЛИТА ЭМИССАРИЙ ЭМФИТЕВЗИС ЭНЕРГЕТИКА ЭПИДЕМИЯ ЭХО



ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЮРИСДИКЦИЯ ЮРИСКОНСУЛЬТ ЮСТИЦИЯ

ЯШМА

АБЛАКТИРОВКА (от лат. ablacto — отнимаю ребёнка от груди; лат. ab – от + lactis - молоко) — один из способов прививки древовидных растений (яблони, груши, винограда) сращиванием произрастающих рядом побегов. После полного срастания привой отделяют от материнского растения.

Этот и другие способы соединения прививаемых растений практиковались у финикийцев. От них искусство прививки узнали греки, используя, главным образом при размножении трудноукореняющихся сортов винограда. Прививки проводилась в период вегетации кустов, с ранней весны до начала вызревания побегов. От греков это знание перешло к римлянам, занимавшимся с успехом промышленным сельскохозяйственным производством. Садовники в богатых римских домах и виллах при устройстве садов и виноградников занимались не только разведением, плодовых и декоративных деревьев, но и селекцией. Они нередко экспериментировали, делая сложные прививки одних растений на другие. У римского поэта Вергилия (I в. до н.э.) на эту тему есть «агрономическая» поэма «Георгики»: «Плод ореха привить к земляничному дереву можно, бесплодный платан здоровую яблоню носит, бук — каштана плоды; на ясене диком белеет грушевый цвет; и свинья под вязами жёлуди давит».

Первым учёным, описавшим всевозможные способы прививок, был «отец ботаники» Феофраст, ученик Аристотеля (IV в. до н.э.). В сочинении «Естественная история растений» и «О причинах болезней растений» он делит весь растительный мир на деревья, кустарники, многолетники и травы, различает дикие и одомашненные возделываемые растения. Говорит о естественном и искусственном размножении растений, о древесинах с технической точки зрения, о способах распространения семян, даже об искусственном опылении, и будто о живом организме рассуждает о продолжительности жизни, болезнях и смерти растений. Оценивая вклад Феофраста в ботанику, следует иметь в виду, что после смерти Аристотеля, весь его научный архив, рукописи и библиотека перешли ему в наследство, как к ученику и другу. Известно, что Аристотель помимо других разделов наук сам занимался жизнью растений, имел труды, среди которых было сочинение «О растениях», не дошедшее до нас. Поэтому невозможно определить, где в ботанике слово учителя, а где – ученика.

Римский учёный Катон Старший (II в. до н.э.) в обширном трактате «Земледелие», охватывающем все этапы и разделы сельского хозяйства, тоже рассуждал о прививках вроде «в расщеп, за кору, копулировку» и др. Давал рекомендации из собственного опыта и наблюдений, поскольку сам землевладельцем и хозяином. Свои знания о прививках показал и Варрон (I в. до н.э.) в книге «О сельском хозяйстве», ссылаясь на труды античных авторитетов. В своём руководстве по земледелию Варрон подробно описал методы прививки вишни, ссылаясь на Феофраста, который знал о прививках на вишне и черешне. Плиний Старший (I в.) в «Естественной истории» приводит подробные сведения о разных способах размножения растений. О способах прививки упоминает Колумелла (I в.), поражающий точностью и глубиной знания предмета. В своём трактате «О сельском хозяйстве» он подробно, со ссылками на собственный практический опыт, опыт своего дяди Марка Колумеллы и на труды своих римских и греческих предшественников рассказывает об основах сельскохозяйственной деятельности. К трактату примыкает также работа «О деревьях», в которой рассматривается взращивание плодовых и лесных деревьев в питомниках, посадка их и обрезка. Несмотря на известность способов прививок в сельском хозяйстве с античных времён, их научная разработка началась лишь с середины XVIII в.


АБОРИГЕНЫ (лат. aborigines; от ab origine – изначальный) - название коренных жителей страны или местности в противоположность прибывшим поселенцам.

Понятие «абориген» пришло из Италии, где в горах Аппеннин в древности проживали племена энотрийцев. Греческий историк Фукидид сообщает, что земли энотрийцев захватили пришлые сикулы во главе с предводителем Италом, который стал их царём. Потомки сикулов и энотрийцев называли себя уже италийцами, а своё отечество - Италией. Часть сикулов, которым не хватило новых земельных участков, перебралась на соседний остров, который они успешно освоили, назвав Сикулия (совр. Сицилия). Италийские легенды сообщают, что царь Латин, повинуясь предсказанию оракула, выдал свою дочь Лавинию за троянца Энея, бежавшего с соратниками из разорённой ахейцами Трои (по Гомеру, 12-13 вв. до н.э.). Дети Энея и Лавинии и последующие потомки Латина становились царями италов, покоряли соседние племена, называя их aborigines (с лат. начало, истоки, первопричина). Со временем коренные жители этих мест растворялись в среде латинов, происходила ассимиляция, после чего население становилось римлянами, поскольку Эней признавался прародителем Ромула, основателя Рима.

Есть другая легендарная версия. Аборигенами называли себя представители древнего племени, обитавшего у подножия Аппеннин в исторической Реатинской области (Лаций – царство Латина). Расширив влияние среди местных племён, они заняли большую территорию между Тибром и Ларисом, где в противовес племенному союзу латинов основали собственное сильное государство. По легенде, Эней и его соратники из Трои совместно с аборигенами основали город-крепость Рим, который более чем через четыре столетия захватили вооружённые козопасы и охотники, соратники братьев-близнецов Ромула и Рема (753 г. до н.э.). Город перестраивался и расширялся царями римлян и сабинян, постепенно обретая черты исторически узнаваемого Вечного города.
АВГИЕВЫ КОНЮШНИ – фразеологическое выражение, означающее «сильный беспорядок, запущенность в делах», связано с легендарными именами Авгия и Геракла, пелопонесского царя и национального героя Греции, совершившего свой очередной «подвиг». Имеется в виду сюжет из древнегреческой мифологии о невероятно запущенных, грязных конюшнях Авгия. Вернее, речь шла о скотном дворе, где десятилетиями не убирался навоз. Здесь находились «триста белоногих черных быков и двести краснопородных племенных, да дюжина серебристо-белых священных быков, посвященных Гелиосу, и ещё сотня коней в каменных стойлах, да десятки овчарен, полные овец и баранов». Навозу скопилось много! Он разлился по цветущей в прошлом долине зловонными потоками: толстый слой покрыл пастбища, и негде было жителям пасти свой скот. Оказались погубленными почти все пахотные земли общины вокруг.

Геракл, прежде чем приступить к работе договорился с царём об оплате - одну десятую часть от всего царского скота. Авгий согласился на щедрое вознаграждение, в случае, если Геракл управится за один день. Царь был уверен, что задание его невыполнимо, – и тогда не придётся платить! Он предвкушал удовольствие увидеть, как Геракл будет накладывать в корзины едкую навозную жижу, таскать на плечах, – а вонючая грязь будет струиться по телу... Но герой, обнаружив вблизи реку Алфей, разобрал в двух местах каменную стену скотного двора и, перегородив реку огромными валунами, направил водный поток туда, куда ему было нужно. Мощные струи вмиг вымыли со двора всю грязь, после чего Геракл таким же образом привёл в порядок долину, вернув ей былой вид, а потом, убедившись, что работа выполнена хорошо, обратил Алфей в прежнее русло.

Затем, представ перед Авгием, он ожидал заслуженного вознаграждения. Но царь сказал, что Геракл сам работу не выполнял, а за него это сделал речной бог. Отказался платить! А когда герой начал возмущаться, приказал страже прогнать прочь...

Много лет Геракл хранил обиду на Авгия, пока не вернулся на Пелопоннес, на этот раз с братьями и вооруженными людьми. Он разбил войско Авгия, пленил его и занял царский престол. В честь этого события организовал в Олимпии состязания атлетов в беге. Для этого у слияния рек Кладея и Алфея подыскал перед храмом Зевса ровное место, отмерил 600 собственных ступней – получилось 192,28 м, - и назвал эту меру стадием, а место – стадионом... Потом воздвигнул шесть алтарей, по одному на каждую пару олимпийских богов: Зевсу и Гере, Посейдону и Деметре, Аполлону и Артемиде, Аресу и Афродите, Гермесу и Афине, Гефесту и Гестии... Следом совершил большое жертвоприношение в честь Зевса и открыл состязание, известно в древнейшей истории Греции как «самые первые Олимпийские игры».


АГРАРНОЕ ПРАВО (от греч. agro – земля) - система правовых норм, регулирующих аграрные отношения, возникающие в сфере сельскохозяйственной деятельности.

В Греции «догомеровского периода» (до XII вв. до н.э.) частная собственность на землю полностью отсутствовала. По мере колонизации новых земель и образования всё большего числа городов-полисов (VIII-VI вв. до н.э.) родовая знать захватывала лучшие земли, подчиняя себе остальных членов общин. Появилось долговое право, в силу которого несостоятельный должник отвечал перед кредитором не только своим имуществом, но и личной свободой и свободой членов своей семьи. Аннулирование долгов с земельных наделов (т.н. «сисасхия»), что имело место, например, в Афинах при Солоне (594 до н.э.), привело к укреплению частной собственности на землю и появлению земельного (аграрного) права. Спартанский царь Агис, за ним Клеомен (сер. III в. до н.э.) также отменяли аграрные долги и провели конфискацию земель у олигархов в пользу малоземельных граждан.

История римского народа знает время, когда общим было всё: земля для пахоты, пастбища и плодоносящие сады, не говоря уже о лесах и водах. Один из первых царей, Нума Помпилий (VIII в. до н.э.), раздал землю каждому свободному гражданину, - «чтобы могли вырастить урожай и скот, по мере усердия своего». Он говорил: «Земледелие способствует миру: тот, кто обрабатывает землю, не хочет, чтобы плоды его труда погибли в войне. Однако земледелец будет храбро защищать свою землю от врагов, и с развитием земледелия воинская доблесть не исчезнет. Не будет только несправедливой, алчной, корыстолюбивой воинственности, приносящей людям несчастья».

Со временем происходил процесс разорения одних землевладельцев и обогащение других; бедные лишались своих наделов в погашение своих долгов. Появился класс крупных землевладельцев-олигархов. Такое положение ослабляло могущество Рима, что вызывало беспокойство политиков и государственных деятелей. Начало движения свободного гражданства по изменению аграрного законодательства относится к времени народного трибуна Тиберия Семпрония Гракха (162-133 до н.э.), предлагавшего ограничить право аренды общественных полей крупными землевладельцами определенной нормой. Все излишки общественных земель конфисковались в пользу остальных граждан, которые выплачивали государству небольшой налог, но уже не имели права продать или дарить свой участок. Это была действенная мера с целью предотвращения продажи земли по причине долгов, задержать разорение мелких земледельцев. Осуществление такого дерзновенного проекта оказалось трудным из-за сопротивления партии власти.

В середине II в. до н, э. с подобными предложениями выступал Марк Порций Катон, а в 141 г. до н.э. был даже подготовлен законопроект Гаем Лелием. Но и в этот раз у сторонников аграрной реформы оказались достойные противники, не позволившие довести их планы до конца. При императоре Нерве (96-98 н.э.) борьба между олигархами, стоявшими у власти, и аграриями (лат. agrarii), сторонниками проведения справедливых аграрных законов (leges agrariae – разделение земли), происходила с переменным успехом.
АГРОМАНИЯ (лат. agromania, от греч. agro – земля + mania – влечение) - у некоторых людей почти болезненное стремление к жизни в одиночестве на лоне природы.

Для древних греков работа на земле считалась полезным занятием для государств, проявлением патриотизма и гражданственности. Афинский историк и писатель Ксенофонт (ок.430- 355 до н.э.) оценивает земледелие и сельское хозяйство вообще чрезвычайно высоко. «…Даже очень удачливые люди, — пишет он в «Домострое», — не могут обойтись без земледелия. Занятие им доставляет приятность, умножает дом и упражняет тело так, что оно делается способным ко всему, что подобает свободному человеку. Во-первых, земля дает то, чем люди живут, и вдобавок то, от чего они получают удовольствие… Во-вторых, множество съедобных вещей она частью производит, частью питает, ведь и скотоводство связано с земледелием… Но, доставляя всякие блага в изобилии, земля не позволяет брать их легко, а приучает переносить и зимний холод, и летний зной. Тем, кто работает своими руками, она дает упражнение, а тех, кто заботливо наблюдает за полевыми работами, укрепляет тем, что заставляет рано вставать и быстро ходить, ибо в деревне, как и в городе, все хорошо делать в свое время… Затем, если хочешь защищать свое отечество на коне, земледелие дает более всего возможности содержать и коня; если хочешь служить в пехоте — оно делает тело крепким. Земледелие побуждает предаваться трудам охоты, потому что легко доставляет корм собакам и вместе с тем растит диких зверей. Но получая пользу от земледелия, лошади и собаки, в свою очередь, приносят пользу хозяйству: лошадь рано утром вывозит хозяина на работы и дает ему возможность поздно вечером возвратиться, а собаки отгоняют зверей от посевов и стад и делают безопасным уединение… Земля побуждает земледельцев также защищать страну с оружием в руках, потому что хлеб, производимый ею, легко может стать добычей победителя». Обрабатывать землю, полагает Ксенофонт, необходимо и из соображений воспитательных: «Земля учит даже справедливости тех, кто может понимать ее уроки, потому что кто больше всего ухаживает за ней, тот больше всего от нее и получает… Земледелие приучает также помогать друг другу. Как на войну надо идти с людьми, так с людьми же нужно идти и на полевые работы… Часто так же приходится хозяину поощрять работников, как командиру солдат… Хорошо сказал тот, кто земледелие назвал матерью и кормилицей всех искусств. Действительно, когда хорошо идет земледелие, тогда и все прочие занятия процветают; где же земля принуждена оставаться невозделанною, там, можно сказать, все занятия приходят в упадок и на суше, и на море»

Занятия сельским хозяйством для представителей римской знати считались крайне почетными, не в пример ремесленническому труду и торговле, презираемым обществом. Поэтому многие политические деятели и государственные мужи стремились укрыться в сельской местности, отрешившись от суеты огромного и шумного Рима, в котором к концу I в. до н.э. уже насчитывалось более полумиллиона жителей. Это видно по многочисленным художественным фрагментам в искусстве и произведениям авторов (Гесиод, Катон Старший, Варрон, Колумелла, Палладий, Сенека и др.). У римлян даже первоначальное понятие «cultura» воспринималось лишь в значении «обработка и уход за землёй» или «возделывание нивы». Отсюда, agricultura, или агрикультура.

Большинство загородных вилл предназначались их хозяевами в основном для отдыха, беспечного времяпрепровождения, но ещё и для творчества. На своей тускуланской вилле Цицерон отдыхал и занимался подготовкой судебных речей и политических заявлений, трудился над сочинениями по ораторскому искусству, сочинял литературные статьи и знаменитые диалоги, вошедшие в сборник «Тускуланские беседы». Со II века до н.э. римляне начали заниматься устройством крупных аграрных имений – вилл, где устраивались виноградные плантации, оливковые рощи и сады. Римские авторы утверждают, что на некоторых плантациях в сезон уборки одновременно могли работать до 4000 рабов и столько же наёмных работников! Здесь занимались посадками деревьев и сельскохозяйственных культур, обработкой почвы (осушение или полив, унавоживание и культивирование), выращиванием плодов, сбором и переработкой урожая. Хозяевам таких плантаций, жестоко эксплуатирующих рабский труд, оставалось лишь выгодно продать продукцию и получить прибыль.


АГРОНОМ (от греч. agro – земля, поле + nómos — закон) - специалист, владеющий полеводческой наукой и практическими приёмами по возделыванию сельскохозяйственных культур, работающий на земле.

В древнеримских городах агроном - выборная должность. Коллегия агрономов следила за кадастром земель, руководила наделением свободнорожденных граждан земельными наделами, вела учёт государственных, частных и выморочных земельных участков. Римская агрономия возникла в процессе практической деятельности человека на земле, накопив большой эмпирический материал в виде агрономических правил и наставлений по сельскому хозяйству. Выдающимся римским агрономом считался Люций Юний Модерат Колумелла (ок.4-70 гг.), написавший труды о культурном ведении сельскохозяйственного производства.

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница