Справочник для преподавателей и учащихся




страница1/5
Дата17.06.2016
Размер0.86 Mb.
  1   2   3   4   5
c:\users\user\desktop\сборная работы\групетто , легато, акцент, модерато\голос, пение\14849929-дети-пение--.jpg

c:\users\user\desktop\сборная работы\групетто , легато, акцент, модерато\голос, пение\31443147-пение-смайлик.jpg

Музыкальный справочник

для преподавателей и учащихся

Составитель: Голикова Любовь Григорьевна

Дорогие родители!

Обучайте Ваших детей пению и музыке!

И Вы, поступите мудро! Музыка и пение облагораживают ребёнка, человека. Открывают в ребёнке космические просторы, и глубины его души отображаются в художественном образе.

А это так прекрасно!

c:\users\user\desktop\сборная работы\групетто , легато, акцент, модерато\timthumb.jpeg c:\users\user\desktop\сборная работы\групетто , легато, акцент, модерато\muzyka-dlja-detej-ot-5-let_1.png

1

Цель данного музыкального словаря - помочь преподавателю по постановке голоса в подборке и объяснении профессиональных музыкальных терминов.



c:\users\user\desktop\сборная работы\группетто, легато, акцент, модерато\459294_73547493.jpg

Абсолютный слух — способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков, не сравнивая их с эталонными звуками, высота которых уже изначально известна; психофизиологическим базисом абсолютного слуха является особый вид долговременной памяти на высоту и тембр звука; этот вид слуха является врождённым и, согласно научным данным, не может быть приобретён с помощью каких-либо специальных упражнений. Аббревиатура (музыка) в музыке — знаки, используемые для сокращения нотной записи. Применяются в связи с обилием повторяющихся элементов музыкальной нотации, с повторами частей музыкальной композиции, а также в целях облегчения чтения нот.

Реприза music-repeat.png (знаки повторения части произведения) обозначает повторяющуюся часть произведения, c:\users\user\desktop\volta_music.pngесли левый символ репризы отсутствует, это означает, что повторять нужно с самого начала. При отсутствии вольты повтор производится однократно.

2

Вольта music-volte.png (используется совместно с репризой).Вольта с номером 1 располагается над нотами в репризе, а остальные идут непосредственно за репризой, по порядку. При повторении раздела исполнитель должен, минуя вольту 1, перейти непосредственно на вольту 2. В куплетной форме во всех куплетах, кроме последнего, исполняется 1-я вольта; завершением же последнего куплета (или переходом к коде) является 2-я вольта. Da capo (с начала) music-dacapo.png Переход на начало произведения. Может сопровождаться пояснением al fine — до конца, или al coda — до знака «кода». Dal segno (со знака сеньо) music-dalsegno.png Повтор, начиная со знака «сеньо». Может сопровождаться пояснением al fine — до конца, или al coda — до знака «кода». Segno (сеньо) music-segno.png Отметка, используемая совместно с аббревиатурой Dal segno. Coda (кода) music-coda.png Отметка окончания произведения. Применяется вместе с аббревиатурами D.S. al coda и D.C. al coda. Нажать педальmusic-pedaldown.png Предписывает пианисту нажать правую педаль.



Снять педальmusic-pedalup.png Предписывает пианисту снять правую педаль.

Affettuoso (аффеттуозо) – обозначение выразительности: «с чувством». A cappell a (а капелла) – термин, относящийся к хоровой музыке, предназначенной для исполнения без инструментального сопровождения. Баритон – 1) мужской голос среднего регистра, между тенором и басом; 2) инструмент из группы саксофонов с баритоновым диапазоном. АКЦЕНТЕ - Акцент — выделение громкостью определённой ноты или доли в такте. Это – чисто музыкальный приём, применяемый в вокале при помощи изменения громкости. Вокалист может акцентировать своим единственным инструментом – собственным голосом.

3

Акколада – фигурная скобка, объединяющая несколько нотных станов.



accolade.svg Аккордmusic-triad.png совместное звучание нескольких связанных между собой тонов.

Allargando- (алларгандо) – «расширяя». Обозначение, относящееся одновременно и к темпу (некоторое замедление), и к выразительности (подчеркивание каждого звука. Allegretto- (аллегретто) – 1) обозначение темпа: медленнее, чем allegro, и скорее, чем andante; 2) достаточно подвижная небольшая пьеса или часть цикла. Allegro- (аллегро) – «весело, радостно»; 1) обозначение темпа: скоро; 2) пьеса в темпе аллегро, часть цикла, первая часть классического сонатно-симфонического цикла (сонатное аллегро). Аллилуйя- (древнеевр. – «хвалите Бога») – выражение, часто встречающееся в духовной музыке и псалмах; иногда – самостоятельная часть музыки в литургическом цикле. Альтерация - Символы альтерации изменяют высоту некоторых нот. Так, случайные символы альтерации действуют на все ноты, стоящие на той же линейке, начиная от самого символа альтерации и до начала следующего такта или другого случайного символа альтерации на той же линейке. Ключевые знаки альтерации (то есть стоящие непосредственно после ключа) действуют на все одноимённые ноты нотоносца, например, ключевой диез, стоящий на линейке с нотой «фа» будет означать, что все ноты «фа» во всех тактах и октавах при исполнении должны быть повышены на полтона. Ключевые знаки альтерации применяются для задания тональности, записанной на нотоносце музыки. Поэтому ключевые знаки альтерации могут появляться только в определённом порядке, в соответствии с квинтовым кругом тональностей. Ансамбль -(ensemble, франц. – вместе) имеет довольно широкое понятие в искусстве. Этот термин применяется как в области музыкального исполнительства так и в театре, в архитектуре, и везде имеет свое специфическое, для данного вида искусства, значение. В понятии ансамбль есть одна главная особенность, которая составляет основу этого термина, – это гармоническое единство, объединенное внутренним художественным восприятием. Так, если в хоре звучание и слитно, и уравновешенно, но нет внутреннего художественного единства, то ансамбля нет. Ансамбль, в понятии хоровой звучности, означает цельность, слитность, уравновешенность и, главное, объединенность внутренним художественным чувством, т.е. ансамбль имеет и форму, и содержание. Важной особенностью полного ансамбля хора является равновесие в звучности между отдельными голосами в партии между партиями в хоре. Ансамбль хора состоит из ансамбля частного – ансамбля партии и ансамбля общего – ансамбля всего хора. 1. Количественный состав хоровой партии имеет немалое зпачение, т.к. для достижения уравновешенного звучания всех партий необходим более или менее одинаковый количественный состав каждой партии. При наличии достаточно большого количественного состава хоровой партии, от 15 -16 человек и выше, ансамбль достигается лучше; здесь известную положи-тельную роль играет масса. В меньшем составе партии, до 5 – 6 человек, ансамбль достигается труднее, и здесь необходимо более тщательно подбирать голоса, как по силе, так и по тембру.

4

Attacca- (атака) – 1) указание в конце какой-либо части, предписывающее начинать следующую часть без перерыва; 2) отчетливость, ясность, с которой берет тон солист, или точность, четкость одновременного вступления участников ансамбля, оркестра, хора. Артикуляция – способ подачи звука при игре на инструментах или пении, аналогично произношению в речевом общении. Символы артикуляции определяют особенности исполнения звуков. Один и тот же символ артикуляции может означать несколько разных приёмов для разных музыкальных инструментов. Обозначение символа может располагаться как сверху нотного стана над нотой, так и снизу — под нотой. Стакка́то - коротко, отрывисто.

Обозначение того, music-staccato.png что нота должна прозвучать короче своей длительности (как правило, вполовину).

Акце́нт - music-marcato.png Нота, отмеченная знаком акцента, должна прозвучать немного громче соседних неакцентированных нот. В случае сложного метра у относительно сильной ноты располагается один знак, у сильной ноты — два, один под другим. Тену́то - music-tenuto.png Знак имеет два значения. Обычно указывает на то, что нота должна исполняться с полным выдерживанием её длительности, без возникновения паузы между соседними нотами, но при этом, в отличие от легато, с заметной атакой (non legato). Также может употребляться для обозначения лёгкого акцента (в вокале,особенно в джазовой музыке). Комбинация знаков тенуто и стаккато обозначает особое звукоизвлечение, среднее между стаккато и тенуто, называемое портато. Ферма́таmusic-fermata.png Длительность ноты и созвучия оставляется на усмотрение исполнителя. Часто символ ферматы применяется для указания паузы между частями пьесы (также используется в вокале). Ариозо – небольшая ария; прилагательное «ариозный» относится к вокальному стилю более мелодически насыщенному, чем речитатив, но менее развёрнутому, чем ария. Антифон – форма, предусматривающая поочередное участие двух групп исполнителей. Термин восходит к названию одного из жанров старинного литургического пения – антифона, который исполнялся попеременно двумя хорами. Ансамбль – 1) сочетание голосов или инструментов (антоним – соло); 2) в опере – фрагмент для двух или более солистов или для солиста (солистов) с хором. Альт – 1) второй сверху голос в четырехголосной хоровой или инструментальной партитуре. Альт первоначально исполнялся мужским фальцетом – отсюда название, дословно значащее «высокий»; 2) низкий женский голос, называемый часто «контральто»; часть цикла, первая часть классического сонатно-симфонического цикла (сонатное аллегро). Andante (анданте) – 1) обозначение темпа: умеренно; 2) пьеса в темпе анданте или часть цикла. Andantino- (андантино) – 1) обозначение темпа: подвижнее, чем andante; 2) небольшая пьеса в темпе andante или часть цикла.

5

Animato- (анимато) – обозначение выразительности: «одушевленно». Арпе́джио- (Арпеджиа́то) music-arpeggio.png Ноты играются последовательно, одна за другой. Общая длительность созвучия при этом не меня



Баритон – 1) мужской голос среднего регистра, между тенором и басом; Баритон (итал. baritono, от др.-греч. βαρύτονος — низкозвучащий, от βαρύς — тяжёлый и τόνος — тон) — мужской певческий голос, по высоте средний между басом и тенором. Рабочий диапазон: ля большой октавы[1] — соль первой октавы [1]; полный диапазон: ля большой — ля первой октавы, переходная нота — до#, ре или ре#, ми первой октавы. Различают лирический баритон — более мягкий и подвижный, близкий к драма-тическому тенору, и драматический баритон — более мужественный и сильный, близкий к басу. Когда кастраты потеряли своё первенствующее значение в опере, композиторы, как, например, Моцарт (в Дон Жуане), стали поручать баритонам самые ответственные партии. В новейшие времена в большинстве случаев преобладающее значение в опере имеет тенор. Басовый ключ- показывает место ноты ФА в малой октавеc:\users\user\desktop\бас.png

Бекар – c:\users\user\desktop\бекар.gif music-natural.png знак, указывающий, что данный тон не повышается или не понижается; часто употребляется как указание на отмену ранее сделанного повышения или понижения тона в данном такте; бекар бывает только случайным знаком и никогда не ставится при ключе.

Bel canto -(бель канто) – стиль пения, связанный с итальянской оперой; красота звукоизвлечения и техническое совершенство преобладают в нё м над драматической выразительностью.

Бемоль- c:\users\user\desktop\бемоль.gif music-flat.svg– знак, указывающий на понижение звука на полутон; c:\users\user\desktop\дубль бемоль.gif music-doubleflat.svgдубль-бемоль на два полутона, т.е. на целый тон. Бемольные тональности - c:\users\user\desktop\bemole.png

В таком порядке появляются ключевые бемоли при записи в скрипичном ключе: си, ми, ля, ре, соль, до, фа (кошка вышла и пошла). Вибрато – лёгкое колебательное изменение высоты или громкости выдержанного тона с целью создания дополнительного красочного эффекта. Качание голоса и тремоляция. Такой недостаток чаще всего встречается у певцов в возрасте, но может возникнуть и у детей, и у молодых вокалистов. Голос льётся не ровно и гладко, а как бы дрожит, качается между соседними звуками, пульсирует. По природе своей это вибрация. Вибрация голоса имеет две характеристики: размах и скорость. Размах – это степень крайних отклонений звука от основного тона. Скорость – это частота колебаний в секунду. Вибрация в 6-7 колебаний в секунду называется ВИБРАТО.

6

Вибрато является свойством хорошего вокала. Оно придаёт голосу яркость и динамичность. Но если скорость вибрации больше или меньше 6-7 колебаний – это уже недостаток, требующий исправления. При скорости вибрации больше 6-7 колебаний появляется тремоляция («барашек»), а при меньшей скорости – неустойчивая интонация, качание звука. Причины возникновения этих недостатков могут быть самые различные: это и заболевания голосового аппарата, и органические недостатки (возрастные изменения). Но если здоровье в порядке, то основными причинами возникновения качания и тремоляции, на мой взгляд, являются: - неправильная постановка голоса; - отсутствие навыка певческого дыхания; - постоянное форсирование звука. Vivace -(виваче) – обозначение темпа и выразительности: быстро, живо. Виртуоз – исполнитель, обладающий выдающимися способностями и блестящей техникой. Вокализ – 1) пение на гласные звуки (упражнение); 2) произведение для голоса (без слов) и сопровождения. Вокальный цикл – понятие, аналогичное поэтическому циклу: группа романсов или песен, объединенная общей идеей, а также музыкальной тематикой. ВОКАЛИСТ - От латинских слов vox (голос) и vocalis (звучащий) произошли многие музыкальные термины: вокальная музыка, вокализ, вокал. Вокалистом называют певца, но не каждого, а лишь того, кто прошёл специальную школу пения и умеет хорошо владеть голосом. Вольта - музыкальный термин, один из видов музыкальной аббревиатуры, использующийся для обозначения повторяющейся части музыкального произведения. c:\users\user\desktop\вольта.png



Гаммы — это ноты, которые располагаются в определённом порядке. Детям часто объясняют различие между мажором и минором как «весёлая» и «грустная» гамма соответственно, но это нельзя назвать полностью верным – ничто не мешает делать грустные песни в мажоре и наоборот. Вот основные их признаки: До мажор

c:\users\user\desktop\piano-les1.gif

— Гаммы построены из 8 нотПервая и Восьмая, последняя, ноты совпадают по названию, но по высоте разные (чистая октава) — Ноты играются в строгой очерёдности, минимальное расстояние между ними – полутона, а максимальное – тон.



7

Обратите внимание, с помощью этой простой формулы вы сможете сыграть любую Мажорную гамму:



Тон Тон ПолутонТон ТонТон Полутон; Чтобы было проще: 2 ТонаПолутон3 ТонаПолутон; Самая простая тональность ДО мажор (dur).

c:\users\user\desktop\c-dur-1024x131.png

Минорная гамма: строится

Тон - Полутон - Тон - ТонаПолутонТон - Тон. Чтобы было проще: 1 Тон - 1 Полутон- 2Тона1- Полутон2 Тона; Самая простая минорная гамма для фортепиано — Ля минор (a moll). c:\users\user\desktop\a-moll-nat-1024x129.png Гармония – 1) одновременное звучание – созвучие нескольких тонов (аккорд); 2) связи внутри аккордовых последовательностей; 3) наука о законах соотношения аккордов; 4) «вертикальный» (гармонический) аспект музыкальной композиции, взаимодействующий с ее «горизонтальным» (мелодическим) аспектом. Глисса́ндо- (итал. glissando от фр. glisser — скользить) — музыкальный термин, штрих, означающий плавное скольжениеc:\users\user\desktop\сборная работы\группетто, легато, акцент, модерато\глиссандо.png от одного звука к другому; даёт колористический эффект. Глиссандо предполагает плавный переход от одного звука к другому через все лежащие между ними звуки, возможные для воспроизведения на данном инструменте. Головной регистр – самый высокий регистр человеческого голоса, при его использовании резонатором служит черепная коробка. Голос – 1) звуки, производимые голосовыми связками человека; 2) мелодическая линия либо часть фактуры данного сочинения, инструментального или вокального. РОЛЬ вашего голоса важен так же, как ваша внешность, манеры. Это ваш инструмент, с помощью которого вы донесёте своё пение, дикционное слово, сообщение до аудитории. Взаимопонимание между вами и вашей аудиторией зависит от ваших вокально-голосовых и речевых данных. Не поставленный голос может оказаться ахиллесовой пятой вашего выступления. Голос может вас подвести, если вы слабо подготовлены(плохо знаете мелодию, текст + волнение). Голос создаётся в глубине вашего организма, а не только в области голосовых связок. Глубокое диафрагмальное дыхание поддерживает весь процесс; гортань проталкивает воздух сквозь вибраторы, резонирующие ткани и полости; артикуляторы позволяют произносить звуки и слова. Для того чтоб хорошо звучал голос, надо выполнять рекомендации преподавателя. А это, дикционно разучивать вокальное произведение, учить мелодию и чисто её интонировать. Тогда выступление будет уверенным и наполненным смыслом. Речевой голос -Характеристики хорошего голоса: приятный; вибрирующий; спокойный; хорошо модулированный; низкого тембра; доверительный; управляемый; теплый; мелодичный; заботливый; уверенный; властный; дружеский; окрашенный интонацией; выразительный;

8

естественный; богатый; наполненный; звучный; доброжелательный. Характеристики плохого голоса: гнусавый; резкий или скрипучий; хриплый; дрожащий; высокого тембра или пронзительный; плаксивый; с одышкой; робкий; отрывистый; слишком громкий; слишком тихий и неслышный; бесцветный; помпезный; саркастический тон; неуверенный; монотонный; напряженный; слабый; скучный. Красивый голос должен быть резонирующим, вибрирующим. Резонанс - это результат вибрации воздуха в голосовых полостях, то есть в синусах, носоглотке, гортани и грудной клетке. Для резонанса требуется правильное глубокое дыхание, что ваши голосовые связки - это струны музыкального инструмента, а воздух в вашей груди - это элемент, обеспечивающий необходимый резонанс. Если вы правильно вдыхаете воздух, то вы даёте голосовым связкам оптимальное количество того, что они должны колебать. Если вы скажете "чух-чух", то вы не должны чувствовать вибрацию в носу, но зато вибрация должна присутствовать в груди и в горле. Теперь сделайте глубокий вдох и наполните лёгкие воздухом. Задержите дыхание, а потом скажите "Ура! Ура!" Вы должны почувствовать резонанс в груди. Есть ещё один способ проверить наличие резонанса в груди. Прижмите кончики пальцев к грудине и громко произнесите "мумм-мумм-мумм". При этом вы должны чувствовать вибрацию. Резонанс даёт вашему голосу силу и уверенность. Когда вы входите в людное помещение, то ваш резонирующий голос будет хорошо слышен, несмотря на шум. Если в комнате шумно, говорите тише, а не громче. Вы сразу поймете, что люди прекрасно слышат то, что вы говорите. Слышимость вашей речи зависит от того, в каком помещении вы выступаете и до кого хотите донести своё пение,свою речь. Полнозвучный, богатый голос хорошо слышен во всех уголках практически любой комнаты. Вам не нужно напрягаться, чтобы ваш голос распространился по помещению. Основой вашего голоса должна быть диафрагма. Наберите в лёгкие побольше воздуха, чтобы контролировать свой голос. Слышимость голоса - это способность использовать все принципы правильного управления голосом, чтобы ваш естественный голос распространялся равномерно и был хорошо слышен. Grave- (гравэ) – обозначение темпа и выразительности: медленно, торжественно. Grand opéra (франц.) – «большая опера»: жанр французской оперы 19 в., отличавшийся крупными масштабами, яркой драматургией, зрелищностью. Григорианское пение – литургическое монодическое (одноголосное) пение Западной христианской церкви; получило название по имени папы Римского Григория I (ок. 540–604), который упорядочил церковное пение. ГРОМКОСТЬ — субъективное восприятие человеком силы звука. Зависит от частоты, амплитуды и звукового давления. Не стоит путать с Амплитудой, или Выходным уровнем. К примеру, два сигнала с одинаковой амплитудой, однако разной формой волны — синусоидальной и прямоугольной, — будут восприниматься с разной громкостью из-за большего количества гармоник в последнем. Связано это с физиологией человеческого слуха. Зависимость воспринимаемого человеком уровня громкости от частоты отражена на графике Кривых равной громкости. Грудной звук – использование нижнего регистра голоса, когда резонатором для извлекаемого звука служит грудная клетка. Группетто – тип мелизма (украшения) в вокальной или инструментальной музыке, состоящий в окружении, опевании основного тона снизу и сверху: например, при основном тоне до группетто будет иметь вид ре – до – си – до. Обозначается как .


  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница