Справочный материал Большая Лубянка, 14. Усадьба Ростопчина-Орлова-Денисова



Скачать 78.12 Kb.
Дата11.03.2016
Размер78.12 Kb.
Справочный материал

Большая Лубянка, 14. Усадьба Ростопчина-Орлова-Денисова

В начале XVII века на этом месте по улице Большая Лубянка, 14 находилась усадьба князя Д.М. Пожарского. В 1611 году здесь произошел бой отряда ополчения с поляками, захватившими Москву. В этом бою князь Пожарский был ранен.

После смерти Пожарского в 1642 году владение перешло к родственникам его жены – Голицыным, а в конце XVII века к Нарышкиным. В это время здесь появился каменный двухэтажный дом, который впоследствии неоднократно перестраивался.

Свой нынешний вид дом получил в первой половине – середине XVIII века.

В 1720-х годах владельцем усадьбы был князь А.П. Долгоруков. Позже здесь находился монетный двор.

В 1770-х годах усадьба перешла к московскому губернатору князю М.Н. Волконскому. При нем главный дом был перестроен по проекту архитектора Ф.И. Кампорези.

В 1788 году сыновья Волконского продали усадьбу камер-юнкеру И.Г. Наумову. В конце XVIII века ей владел московский главнокомандующий князь А.А. Прозоровский.

В 1811 году усадьбу приобрел граф Ф.В. Ростопчин. В 1812 году он был назначен московским генерал-губернатором.

Во дворе дома Ростопчина произошло убийство купеческого сына М.Н. Верещагина, несправедливо обвиненного в предательстве. Этот эпизод был описан Л.Н. Толстым в романе «Война и мир».

Когда в Москву вступили французские войска, в усадьбе на Большой Лубянке, дом 14 жил генерал-адъютант граф Лористон. Перед уходом французы собирались взорвать дом, но заложенный ими заряд вовремя заметил истопник, который предотвратил взрыв.

После освобождения Москвы Ростопчин вернулся в свою усадьбу, уцелевшую от пожара. В 1814 году он организовал здесь торжественный прием по случаю заключения мира.

После смерти Ростопчина в 1826 году усадьба перешла к его сыну – А.Ф. Ростопчину. В 1842 году он продал ее графу В.В. Орлову-Денисову, а впоследствии ее унаследовал его сын Н.В. Орлов-Денисов.

В 1856 году у его наследников усадьбу приобрела Д.А. Шипова, жена землевладельца Н.П. Шипова. Шиповы устроили в здании домовую церковь во имя Благовещения.

В 1882 году усадьба была продана статскому советнику Э.Э. Маттерну. Через год он продал ее Московскому страховому от огня обществу. Позднее здесь же расположилось Российское общество застрахования капиталов и доходов. Страховые общества занимали усадьбу до 1918 года.

В 2009 году она перешла в государственную собственность.
Кривоколенный переулок, 4. Дом В.П. Веневитинова
В 1803 году владение переходит в собственность Владимира Петровича Веневитинова, служившего в звании секунд-майора. Женой Веневитинова была Анна Николаевна, принадлежавшая к княжеской семье Оболенских. Благодаря ее увлечению музыкой, литературой, а также театром, в доме часто бывали и выступали представители творческой интеллигенции.

Иосиф Геништа, автор романсов на стихи Александра Пушкина «Черная шаль», «Погасло дневное светило» и многих других, был учителем музыки в семье Веневитиновых. Некоторое время в доме проживал известный философ Алексей Хомяков, который читал здесь свою историческую драму «Ермак».

История дома связана также с именем великого поэта Александра Пушкина. Именно здесь в 1826 году, 25 сентября, он прочитал своего «Бориса Годунова». Зрители, которых собралось порядка 40 человек, были в восторге и даже настояли повторить чтение произведения.

После прихода к власти большевиков бывший дом Веневитовых национализировали и устроили здесь коммунальные квартиры, в одной из которых с 1928 по 1934 год проживала семья Александра Галича (Гинзбурга), переехавшая затем на Малую Бронную. Интересно, что жили они в комнате, которая до переустройства являлась частью зала, где А.С. Пушкин читал своего «Бориса Годунова».


Улица Мясницкая, 21. Дворянское владение генерал-поручика И.И. Юшкова

Усадьба была куплена Юшковым у генерала И.И. Дмитриева-Мамонова, которому она принадлежала с 1716 года.

Вначале XIX в. И. Юшков принял решение перестроить здание и заказал проект архитектору В. Баженову. Кроме того, Юшков хотел поддержать одаренного архитектора, которому Екатерина II в 1780-х годах дала отставку, и потому Баженов испытывал острую нужду в средствах.

Старые постройки были снесены, началось строительство, продолжавшееся в течение двадцати лет и завершившееся в 1805 году. Форма дома, построенного в стиле классицизма, напоминает рог изобилия – тайный символ масонской ложи.

Центр композиции – изящная угловая полуротонда, плавно объединяющая два крыла здания. В строительстве этого дома использовано множество приёмов, разработанных В. Баженовым в ходе проектирования Кремлевского дворца, план которого так и остался на бумаге.

После того как генерал Юшков умер, его младший сын обанкротился. Он не решился заложить дом и с 1838 года стал сдавать его Московскому художественному обществу. Здесь были организованы бесплатные курсы по обучению рисованию одаренных людей, которыми всегда была богата Россия.

Это было началом Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

Среди его педагогов были такие известные люди, как историк В. Ключевский, искусствовед Н. Рамазанов, пейзажисты А. Васнецов, В. Поленов, А. Саврасов. Рисование с натуры – ведущее направление в училище – преподавали В. Перов и И. Прянишников.

Начиная с 1872 года, в здании училища выставлялись работы художников-передвижников, собирались ведущие московские литераторы и театральные деятели, здесь можно было встретить П. Мочалова, Т. Грановского, М. Щепкина, Л. Толстого, А. Островского, А. Чехова и других.

После революции училище преобразовали в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), на которых в свое время обучались В. Маяковский, Кукрыниксы.

Позже на базе мастерских появился Московский Художественный Институт имени В.И. Сурикова.

1989 году С. Глазунов основал в этом доме «Российскую академию живописи, ваяния и зодчества», где и по сей день является ректором.


Улица Мясницкая, 42. Усадьба И.И. Барышникова
Нынешнюю усадьбу по улице Мясницкая, дом 42 построили в период с 1797 по 1802 годы. Заказчиком стал вяземский купец И.И. Барышников, который к этому времени получил дворянский титул. Автором проекта здания стал архитектор Матвей Казаков.

Постройка выполнена в стиле московского классицизма и является одним из лучших архитектурных памятников этого направления в Москве. Главное здание, а также правое крыло усадьбы включают в себя находившиеся здесь палаты, выстроенные в XVII-XVIII веках.

Центральную часть постройки, которая расположена в глубине участка, украшает коринфский портик. Ранее к нему примыкали галереи с колоннами, которые, к сожалению, со временем были разрушены.

Боковые флигели выведены торцами на красную линию Мясницкой улицы и отделены от нее оградой.

Сама ограда состоит из белокаменных колонн, между которыми закреплена кованая решетка с неброским строгим рисунком. До наших дней сохранились и пилоны въездных ворот.

Внутренние помещения особняка были оформлены с особым шиком. Здесь устроили парадную лестницу, обустроили два зала – с экседрой и с изящно выполненной круговой колоннадой из искусственного мрамора.

До наших дней на Мясницкой, 42 сохранились образцы декоративной отделки той поры – росписи потолков и часть барельефов.

Одна из реставраций здания была проведена в 1930-е годы под руководством архитектора С.Ф. Кулагина.



Из истории дома по Мясницкой, 42

Весной 1823 года подполковник Степан Бегичев женится на Анне Барышниковой, младшей хозяйской дочери. В этом же году он выходит в отставку уже в чине полковника и переезжает в дом тестя на Мясницкую, 42.

В гостях у Бегичева часто бывал А.С. Грибоедов, с которым они сдружились еще на военной службе. Степан Никитич, будучи на десять лет старше своего товарища, ограждал его от грубостей, царивших в офицерской среде, от карточных игр и разнузданных кутежей. Чувствуя талант Александра Сергеевича, Бегичев заставлял его писать.

Интересно, что в этой усадьбе Грибоедовым были написаны некоторые главы его бессмертного «Горе от ума», а также несколько вальсов.

Помимо известного в будущем писателя и дипломата, на Мясницкой, 42 бывали Денис Давыдов, Вильгельм Кюхельбекер, Владимир Одоевский.

В настоящее время помещения бывшей усадьбы Барышникова-Бегичева занимает редакция «АиФ» («Аргументы и факты»).


Улица Мясницкая, 43. Городская усадьба Панина и Лобанова-Ростовского

В середине восемнадцатого века участок с каменными палатами находился в собственности А.Д. Татищева, главного полицмейстера Москвы. К концу века владение перекупает граф А.Д. Панин, видный военный и государственный чиновник екатерининской эпохи.

Следующий владелец – князь А.И. Лобанов-Ростовский, получивший усадьбу в наследство от графа Панина.

Нынешний особняк, по некоторым источникам, построили еще при графе Панине в 1790 году, а затем значительно преобразовали уже при новом владельце – Лобанове-Ростовском.

Здание украшают три портика – по центру колонный коринфский, а по бокам – пилястровые ионические.

Колонны центрального коринфского портика поддерживают массивный аттик, который разорван полукруглым встроенным окном мезонина. Таким образом, создается иллюзия триумфальной арки.

С середины 20-х годов девятнадцатого столетия в особняке проживал архивист А.Ф. Малиновский, служивший в коллегии министерства иностранных дел. Его дом часто посещал поэт А.С. Пушкин в 1830 году.

В 1825 году в этих стенах была открыта «Рисовальная школа», ставшая начальным этапом создания известного Строгановского училища.

В 1836 году участок выкупили датские подданные братья Бутенопы – Иоганн и Николай. Владения были приспособлены ими под производственные цели.

Братья Бутенопы, помимо выпуска сельхозмашин, занимались и производством часов-курантов. Именно они установили свои часовые механизмы на Большом Кремлевском дворце и на Спасской башне московского Кремля (Кремлевские куранты) в 1851 году, сохранившиеся до настоящего времени.

Часть строений для фабрики построил архитектор Александр Мейснер.
Улица Мясницкая, 44. Усадьба баронессы фон Мекк

В 1716 году было построено это здание согласно градостроительным нормам той эпохи, и оно до сих пор сохранило прежние пропорции.

Основной этаж постройки расположен над цокольным этажом, который обработан рустом. Фасад разделен тонкими пилястрами.

С 1826 года усадьба находилась во владении сенатора А.А. Арсеньева. В его бытность в доме побывали поэт Александр Пушкин (1828-1832) и композитор Ференц Лист.

В 80-х годах девятнадцатого века здание перешло в собственность баронессы фон Мекк. Надежда Филаретовна осталась к тому времени вдовой «железнодорожного магната», который заработал свое состояние на строительстве железнодорожной ветки от Москвы до подмосковной Коломны.

Госпожа фон Мекк, благодаря своему огромному состоянию, стала покровительницей российского музыкального искусства. Она помогала композиторам Ференцу Листу и Клоду Дебюсси, который давал частные уроки ее дочерям.



Особое внимание Надежда Филаретовна уделяла Петру Ильичу Чайковскому, который часто останавливался в этом доме и благодаря финансовой поддержке смог полностью сконцентрироваться на своем творчестве. Композитор и баронесса были очень дружны, о чем свидетельствует их сохранившаяся 13-летняя переписка.

Благодаря таким гостям, усадьбу еще назвали «домом трех композиторов».
Каталог: files -> projects -> urok v moskve -> uroki -> rannij moskovskij klassicizm po sledam Mari-Anri Bejl -> text4teacher
uroki -> Даты, понятия, термины, персоналии к уроку События/даты
uroki -> Класс «Хрящевые рыбы»
uroki -> Ференц Лист (1811–1886)
uroki -> Александр Васильевич Александров
uroki -> Суворов Александр Васильевич (1730-1800)
uroki -> Text4teacher doc Волшебная сказка. Понятийный аппарат Миф
uroki -> Европейская живопись эпохи Просвещения
uroki -> Мои путешествия по Сибири Издательство Академии Наук ссср, Москва Ленинград, 1948


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница