Справка по результатам проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, включенных в областной регистр во II квартале 2011 г




Скачать 152.89 Kb.
Дата21.07.2016
Размер152.89 Kb.

Справка

по результатам проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, включенных в областной регистр

во II квартале 2011 г.

В соответствии с планом работы управления по взаимодействию с органами местного самоуправления администрации области (далее - Управление) и в целях исполнения функции по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Тамбовской области (далее - Областной регистр), проведена правовая экспертиза включенных в Областной регистр муниципальных нормативных правовых актов на соответствие их федеральному и областному законодательству, уставам муниципальных образований, а также на соблюдение правил и приемов юридической техники.

В течение II квартала в Областной регистр внесено 290 правовых актов, на 147 из них, по результатам проведения правовой экспертизы, подготовлены экспертные заключения.

При проведении правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (далее - НПА) проводился антикоррупционный анализ с целью выявления наиболее типичных проявлений коррупционности. За отчетный период случаи наличия в муниципальных нормативных правовых актах коррупциогенных факторов не выявлены.

По результатам проведения правовой экспертизы и в связи с выявленными нарушениями действующего законодательства в муниципальных нормативных правовых актах, главам муниципальных образований направлено 87 писем с предложениями по приведению правовых актов в соответствие с нормами действующего законодательства.

По состоянию на 01.07.2011г. органами местного самоуправления области, получившими рекомендации Управления по приведению НПА в соответствие с требованиями действующего законодательства, в 46 правовых актах устранены нарушения путем внесения соответствующих изменений (дополнений) или признании их утратившими силу.

Срок по приведению в соответствие с действующим законодательством в отношении 41 правового акта еще не истек.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.09.2008г. № 657 «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов» Управлением, совместно с управлением информационных технологий, связи и документооборота администрации области, в установленном порядке направлялись сведения из Областного регистра в Министерство юстиции РФ для включения в Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов.

Органами местного самоуправления в целом организовано своевременное направление НПА и сведений для включения в Областной регистр.

Вместе с тем, во 2 квартале 2011г. не организована работа по представлению нормативных правовых актов органами местного самоуправления следующих муниципальных образований:

Беломестнокриушинским, Богословским, Бокинским, Большелиповицким, Донским, Лысогорским, Малиновским, Новосельцевским, Орловским, Покрово-Пригородным, Селезневским, Стрелецким, Татановским, Тулиновским, Черняновским сельсоветами Тамбовского района;

Даниловским, Полетаевским сельсоветами Токаревского района;

Бибиковским, Оржевским, Скачихинским, Сулакским сельсоветами, Уметским поссоветом Уметского района;

администрацией г. Уварово и городским Советом народных депутатов г. Уварово:

Бондарским, Граждановским, Кершинским, Митропольским, Нащекинским, Прибыткинским сельсоветами Бондарского района;

администрацией Жердевского района, Жердевским районным Советом народных депутатов; Алексеевским, Володарским, Григорьевским, Искровским, Павлодарским, Шпикуловским сельсоветами Жердевского района;

Петровским районным Советом народных депутатов, Волчковским, Кочетовским, Петровским, Успенским, Шехмановским сельсоветами Петровского района;

Дмитриевщинским, Котовским, Нижнеспасским, Озерским, Осиновским, Пичерским, Рождественским, Татарщинским, Хитровским сельсоветами Рассказовского района;

Богдановским, Каменским сельсоветами Ржаксинского района;

Новиковским сельсоветом Староюрьевского района.

Типичным нарушением, выявляемым Управлением при включении в Областной регистр поступивших НПА, является отсутствие сведений об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) муниципального акта. В тоже время обязанность предоставления указанной информации возложена на главу муниципального образования, главу местной администрации в соответствии со статьей 5 Закона Тамбовской области «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Тамбовской области».

В течение 2 квартала текущего года сведения об источнике и дате официального опубликования (обнародования) НПА не всегда представлялись главой Бондарского района; главой Жердевского района; главами Новорусановского сельсовета, Сукмановского сельсовета, Туголуковского сельсовета Жердевского района; главой Инжавинского района и всеми главами сельсоветов Инжавинского района (за исключением Паревского сельсовета); главой Мордовского района, главами Сосновского и Шульгинского сельсоветов Мордовского района; главой Моршанского района, главами Алгасовского, Веселовского, Дмитриевского, Екатериновского, Крюковского, Куликовского, Левинского, Новотомниковского, Питерковского, Старотомниковского сельсоветов Моршанского района; главой Первомайского района, главами Иловай-Дмитриевским, Новосеславинским, Старокленским, Старосеславинским сельсоветов Первомайского района; главой Петровского района, главами Новоситовского, Крутовского, Первомайского, Рахманинского, Яблоновецкого сельсоветов Петровского района; главой администрации Рассказовского района, главами Верхнеспасского, Липовского, Никольского, Новгородовского, Платоновского, Саюкинского сельсоветов Рассказовского района; главами Александровского, Волхонщинского, Гавриловского, Золотовского, Лукинского, Пустоваловского, Чакинского сельсоветов и Ржаксинского поссовета Ржаксинского района; главой Сампурского района, главами Бахаревского, Ивановского, Медненского, Первомайского, Периксинского, Сампурского сельсоветов Сампурского района; главой Сосновского района, главами сельсоветов Сосновского района (за исключением Дальнодубравского сельсовета); главой Староюрьевского района, главами Вишневского, Мезинецкого, Подгорненского, Поповского сельсоветов Староюрьевского района; главой Тамбовского района, главами сельсоветов Тамбовского района (за исключением Авдеевского, Горельского, Челнавского сельсоветов); главой Токаревского района, главами Абакумовского, Безукладовского, Гладышевского, Даниловского, Павловского, Полетаевского, Троицкоросляйского сельсоветов Токаревского района, главой Токаревского поселкового округа; главой Уваровского района; главами Березовского, Верхнечуевского, Верхнешибряйского, Лучевского, Моисеево-Алабушского, Нижнешибряйского, Павлодарского, Подгорненского, Чуево-Алабушского сельсоветов Уваровского района; главой Уметского района, главами сельсоветов Уметского района (за исключением Березовского и Софьинского сельсоветов).

Своевременное предоставление сведений об источнике и дате официального опубликования (обнародования) муниципальных актов организовано: главой Знаменского района, главами сельсоветов Знаменского района; главой Мучкапского района, главами сельсоветов Мучкапского района; главой Никифоровского района, главами сельсоветов Никифоровского района; главой Пичаевского района, главами сельсоветов Пичаевского района, Сосновским районным Советом народных депутатов, Тамбовским районным Советом народных депутатов, главой г. Кирсанова, главой г. Мичуринска, главой г. Тамбова, главой администрации г. Тамбова.

Обращаем Ваше внимание на то, что завершающим этапом нормотворческого процесса, позволяющим применять муниципальный нормативный правовой акт, является его опубликование (обнародование).

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно части 2 статьи 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Целью официального опубликования (обнародования) является обеспечение возможности ознакомления с содержанием акта теми лицами, права и свободы которых он затрагивает.

Таким образом, муниципальные правовые акты, затрагивающие права и свободы граждан обязательно должны быть официально опубликованы (обнародованы).

Буквальное толкование ряда муниципальных актов не дает возможность сделать вывод о том, что данный акт опубликован, поскольку в тексте акта отсутствует норма об официальном опубликовании (обнародовании) и орган местного самоуправления, принявший акт, не представил сведения об источнике и дате официального опубликования (обнародования).

В муниципальных актах часто встречается пункт о том, что данный акт подлежит официальному опубликованию (обнародованию). Вместе с тем, должен быть определен конкретный вид доведения муниципального акта до всеобщего сведения населения муниципального образования, то есть либо опубликование, либо обнародование.

В результате проведения правовой экспертизы постановлений и решений органов местного самоуправления, включенных в Областной регистр, выявлены наиболее часто встречающиеся нарушения действующего законодательства в сфере правового регулирования исполнения собственных полномочий по решению вопросов местного значения.

1. Нарушения бюджетного законодательства выявлены при принятии представительными органами муниципальных образований решений об утверждении бюджета и отчетов об исполнении бюджетов муниципальных образований.

В указанных решениях не указан объем дефицита (профицита) бюджета, не утверждены показатели источников финансирования дефицита бюджета, что не соответствует требованиям статьи 264.6 Бюджетного кодекса РФ.

Указанные нарушения установлены в решениях: Покрово-Васильевского сельского Совета народных депутатов Пичаевского района от 18.04.2011г. № 136, Новолядинского поселкового Совета народных депутатов от 24.02.2011г. № 178, Горельского сельского Совета народных депутатов от 05.05.2011г. № 214 Тамбовского района, Павлодарского сельского Совета народных депутатов Уваровского района от 29.04.2011г. № 137, Перкинского сельского Совета народных депутатов Сосновского района от 26.04.2011г. № 138, Старотомниковского сельского Совета народных депутатов Моршанского района от 09.03.2011 г. № 135, Сосновского сельского Совета народных депутатов Мордовского района от 29.03.2011г. № 176.

В связи с этим, Управлением главам муниципальных образований направлены письма с рекомендациями о том, что при принятии подобных решений необходимо руководствоваться перечисленными требованиями бюджетного законодательства.

В соответствии со статьей 9 Бюджетного кодекса РФ и частью 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к компетенции представительного органа муниципального образования относится утверждение местного бюджета. В тоже время, Кузьмино-Гатьевским сельским Советом народных депутатов Тамбовского района принято решение от 17.12.2010 г № 100 «О принятии бюджета Кузьмино-Гатьевского сельского Совета народных депутатов «О бюджете сельсовета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».

В связи с этим Управлением рекомендовано наименование решения изложить в иной редакции.



2. При проведении правовых экспертиз долгосрочных целевых программ выявлены типичные ошибки, касающиеся органа принятия муниципальных целевых программ.

Статьей 179 Бюджетного кодекса РФ, предусмотрено, что целевые программы утверждаются местной администрацией муниципального образования. В нарушение указанной нормы в некоторых муниципальных образованиях программы утверждены решением представительного органа муниципального образования. Например, решение Кузьмино-Гатьевского сельского Совета народных депутатов от 17.12.2010 г. № 103 «Об утверждении Программы «В области энергосбережения и повышение энергетической эффективности в Кузьмино-Гатьевском сельсовете Тамбовского района Тамбовской области на 2011 год»; решение Троицкоросляйского сельского Совета народных депутатов Токаревского района от 01.02.2011г. № 88 «Об утверждении муниципальной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в период 2011-2015 гг. на территории Троицкоросляйского сельсовета».

С целью устранения выявленного нарушения Управлением рекомендовано, данные решения признать утратившими силу и утвердить аналогичные программы постановлениями местной администрации.

3. В ряде решений представительных органов муниципальных образований об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора допущены нарушения действующего федерального законодательства.

Нарушения связаны с отнесением к компетенции представительного органа сельского поселения утверждения целевых программ, направленных на эффективную организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Вместе с тем, согласно ст. 179 Бюджетного кодекса РФ целевые программы, реализуемые за счет средств местного бюджета, утверждаются местной администрацией.

Кроме того, данные решения содержат норму о том, что всем юридическим и физическим лицам необходимо заключить договоры на вывоз бытовых отходов и мусора со специализированными организациями, что не соответствует ст. 421 Гражданского кодекса РФ.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

Поскольку обязанность соблюдать экологические, санитарные и иные требования в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека возложена на все хозяйствующие субъекты, в том числе и физических лиц, то они обязаны осуществлять удаление бытовых отходов (мусора), в том числе и путем заключения договора со специализированной организацией по сбору и вывозу бытовых отходов.

Указанные нарушения допущены в решениях следующих представительных органов поселений: Ленинского сельского Совета народных депутатов Мордовского района от 24.03.2011 № 183 «Об утверждении Положения об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Ленинского сельсовета», Липовского сельского Совета народных депутатов Пичаевского района от 30.05.2011г. № 38 «Об утверждении Положения об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Липовского сельсовета», решение Вяжлинского сельского Совета народных депутатов Пичаевского района от 25.05.2011г. № 114 «Об утверждении Правил об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Вяжлинского сельсовета».

Управлением рекомендовано внести соответствующие изменения в целях приведения муниципальных актов в соответствие с действующим законодательством.

4. В течение отчетного периода Управлением проводилась правовая экспертиза постановлений местных администраций об утверждении административных регламентов предоставления муниципальных услуг.

В ходе проведения правовой экспертизы установлено, что отдельные регламенты не соответствуют требованиям действующего федерального законодательства.

Например:

постановление администрации Уваровского района от 26.10.2010г. № 491 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием документов, а также выдача разрешений о переводе или отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение»;

постановление администрации Уметского района от 01.12.2010 г. № 656 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Заполнение и направление в аптеки электронных рецептов»;

постановление администрации Безукладовского сельсовета Токаревского района от 21.10.2010 г. № 47 «Об утверждении административного регламента по представлению муниципальной услуги «Выдача документов (единого жилищного документа, копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, справок и иных документов)» и др.

Перечисленные правовые акты местных администраций не соответствуют требованиям статей 12 и 14 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в части утвержденной структуры административного регламента и стандарта предоставления муниципальной услуги.

В связи с этим Управлением рекомендовано привести муниципальные акты в соответствие с требованиями вышеназванного законодательного акта.

Местными администрациями утверждались административные регламенты по вопросам оказания услуг, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления. Так постановлением администрации Саюкинского сельсовета Рассказовского района от 10.12.2010 г. № 63 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Отвод земельных участков для размещения мест погребения».

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 8-ФЗ) под местами погребения понимаются отведенные участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших и т.д.

Вместе с тем, представленный административный регламент предлагает регулировать порядок предоставления мест под захоронения.

В соответствии с нормами Федерального закона № 8-ФЗ на органы местного самоуправления возложены полномочия лишь по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, а не их оказание и непосредственное осуществление.

Положения Федерального закона № 8-ФЗ не указывают в качестве полномочий органов местного самоуправления выделение (предоставление) участков под захоронения.

Согласно Федеральному закону «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» под муниципальной услугой понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая в пределах полномочий по решению вопросов местного значения, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Принимая во внимание, что выделение (предоставление) участков под захоронения не является полномочием органа местного самоуправления, то правовых оснований для принятия рассматриваемого постановления у администрации Саюкинского сельсовета Рассказовского района не имеется.

На основании вышеизложенного Управлением рекомендовано указанное постановление признать утратившим силу.



5. В результате проведения правовой экспертизы решения Ленинского сельского Совета народных депутатов Мордовского района от 24.02.2011 г. № 176 «Об утверждении Положения о содержании автомобильных дорог местного значения, мостов и иных транспортных инженерных сооружений на территории Ленинского сельсовета» установлено следующее.

Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определены полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Согласно указанному законодательному акту регулирование таких вопросов, как содержание мостов и инженерных сооружений, не относится к полномочиям органов местного самоуправления поселения.

Помимо того, буквальное толкование норм Положения позволяет сделать вывод, о том, что оно не регулирует вопросы содержания автомобильных дорог сельского поселения. Значения раскрываемых терминов и понятий не соответствуют значениям, определенным Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

На основании вышеизложенного Управлением рекомендовано данное решение отменить, разработать и принять новое Положение.



6. В результате проведения экспертиз решений о правилах содержания домашних животных установлено следующее.

Указанные правила разработаны в соответствии и на основании постановления Тамбовской областной Думы от 29.02.2000 № 563 «О правилах содержания домашних животных в городах и других населенных пунктах Тамбовской области». В связи с приведением законодательства Тамбовской области в соответствие с требованиями федерального законодательства указанное постановление признано утратившим силу постановлением Тамбовской областной Думы от 24.06.2010 № 125.

Кроме того, постановлением администрации области от 11.05.2011 № 479 утверждены ветеринарные правила содержания сельскохозяйственных животных в крестьянских (фермерских) хозяйствах и личных подсобных хозяйствах граждан Тамбовской области. Указанные правила обязательны на территории Тамбовской области для физических лиц, имеющих в своей собственности сельскохозяйственных животных.

Правила, утвержденные решением представительных органов, содержат нормы, несоответствующие Гражданскому кодексу РФ. Так, правилами установлено, что безнадзорные животные подлежат отлову. Отлов могут осуществлять муниципальные и другие организации, имеющие соответствующие условия для временного содержания домашних животных, что не соответствует статьям 230 и 231 ГК РФ, согласно которым лицо вправе самостоятельно задержать безнадзорных животных и приобрести право собственности на них в порядке, установленном данными статьями.

Такие решения приняты: Беломестнодвойневским сельским Советом народных депутатов от 11.01.2011г. № 70 «Об утверждении Правил содержания домашних животных на территории Беломестнодвойневского сельсовета», Кузьмино-Гатьевским сельским Советом народных депутатов от 17.12.2010г. № 106 «Об утверждении Правил содержания домашних животных на территории Кузьмино-Гатьевского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области», Челнавским сельским Советом народных депутатов от 27.12.2010г. № 139 «Об утверждении Правил содержания домашних животных на территории Челнавского сельсовета» Тамбовского района и др.

С учетом изложенного Управлением рекомендовано, указанные решения привести в соответствие с требованиями действующего законодательства.



7. Кроме нарушений норм действующего законодательства, за отчетный период в подготовленных экспертных заключениях содержится информация о выявленных нарушениях установленных правил и приемов юридической техники. Все экспертные заключения, содержащие указанные нарушения, будут направлены главам муниципальных образований для ознакомления и недопущения подобных ошибок в дальнейшем при принятии нормативных правовых актов.

С учетом вышеизложенного, прошу Вас принять меры к повышению качества подготовки проектов муниципальных нормативных правовых, а также активизировать сотрудничество в сфере нормотворчества с органами прокуратуры в соответствии с Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 24.11.2008 г. № 243 «Об участии органов прокуратуры в законопроектной работе законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормотворческой деятельности органов местного самоуправления».

Прошу Вас довести данную информацию до сведения глав поселений на территории соответствующих муниципальных районов.

Начальник управления по взаимодействию

с органами местного самоуправления

администрации области А.М.Дерябин





База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница