Справка по итогам проверки Тема: Адаптация учащихся 5-х, 10-х классов. «Преемственность в учебно-воспитательном процессе при переходе учащихся на другой уровень обучения»



Скачать 117.44 Kb.
Дата10.05.2019
Размер117.44 Kb.

Муниципальное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа – интернат Курского муниципального района Ставропольского края



Справка по итогам проверки

Тема: Адаптация учащихся 5-х, 10-х классов . «Преемственность в учебно-воспитательном процессе при переходе учащихся на другой уровень обучения»

Цель: учет индивидуальных особенностей и личностных качеств учащихся в процессе адаптации к условиям обучения в основной и средней школе, условия нормализации учебной нагрузки учащихся, контроль за соблюдением единых требований к учащимся со стороны преподавателей.

Время проверки: 10 – 29 октября 2018г.

Посещено: 12 уроков, 2 занятия внеурочной деятельности, в том числе директором школы – 4.

Вопрос обсуждался на совещании при директоре

Формы:

  • Посещение уроков в 5, 10 классах.

  • Стартовая диагностика в рамках ФГОС (в форме диктанта , контрольной работы по математике).

  • Проверка рабочих тетрадей по русскому языку и математике.

  • Проверка дневников учащихся 5,10 классов.

  • Психологическая диагностика учащихся 5,10 классов.

  • Анкетирование учащихся.

Соблюдение правила преемственности в обучении, воспитании и развитии – одно из важнейших составляющих систематичности и последовательности в обучении и единства педагогического воздействия в воспитании обучающихся.

Нарушение правил преемственности при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую может неблагополучно отразиться на прохождении периода адаптации ребенка в новых условиях, что в свою очередь может привести к ухудшению здоровья ученика.

Общая характеристика 5 класса

Количество обучающихся в 5 классе в 2018-2019 учебном году - 26 , из них 16 мальчиков и 10 девочек. По итогам обучения в 4 классе было 2 отличника (Бровко А., Игнатьев Н.), окончивших на "4" и "5" - 6 учеников. В процессе обучения в 5 классе были выявлены проблемы с успеваемостью и поведением. В классе много детей, готовых к активной школьной деятельности, но и есть дети с низкой мотивацией в обучении. Трудности обучения в 5 классе в большей мере вызваны увеличением нагрузки (добавилось 4 предмета, возросло количество педагогов) и неготовности некоторых детей к преодолении сложностей.


Результаты стартовой диагностики в рамках ФГОС в 5 классе

Входной контроль по русскому языку


Кол-во уч-ся 5 кл.

Кол-во уч-ся, выполн-х работу

«5»

«4»

«3»

«2»

Успеваемость

Качество

Ср. балл

26

26

2

13

9

2

92%

58%

3,5

Итоги по предмету за 4 класс

3

6

16

0

100%

36%

3,4


Входной контроль по математике

Уровень выполнения работы



Кол-во уч-ся 5 кл.

Кол-во уч-ся, выполн-х работу

«5»

«4»

«3»

«2»

Успеваемость

Качество

Ср. балл

26

26

4

9

7

6

77%

50%

3,4

Итоги по предмету за 4 класс

5

4

16

0

100%

36%

3,5


Наблюдения за поведением учащихся и педагогов при посещении уроков

В ходе классно-обобщающего контроля были посещены в 5 классе 11 уроков (русский язык, математика, английский язык, немецкий язык,биология).

В связи с введением ФГОС основного общего образования учебный план 5-х классов составлен в соответствии требованиям основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с ФГОС.

Посещение уроков в 5 классе позволило сделать следующие выводы: все учителя владеют методикой работы с данной возрастной категорией детей. Создают благоприятные условия обучения, соблюдают санитарно-гигиенический режим. Учителя активно используют на уроках наглядность, ИКТ, различные формы работы, но следует отметить, что структура некоторых посещенных уроков не соответствует ФГОС. Преобладают традиционные комбинированные уроки, объяснительно-иллюстративный метод работы. Основные формы работы: индивидуальный и фронтальный опрос, беседа. Следует отметить уроки учителей математики и русского языка Кузнецовой Н.Ю., Киселевой Н.А., которые полностью соответствуют требованиям ФГОС.

Проводится последовательная работа над развитием организационных и учебно-коммуникативных навыков. Все учителя работают над развитием учебно-интеллектуальных навыков учащихся, идёт формирование личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий (УУД).

Учителя умеют контролировать образовательный процесс на уроке (отмечают, подготовлен ли класс к уроку, наблюдают за психофизическим состоянием детей, следят за реакцией детей на свои вопросы, внимательно слушают ответы учащихся, постоянно держат весь класс в поле зрения, вовремя переключают детей с одного вида деятельности на другой). Учителями учитываются особенности учебной деятельности отдельных групп учащихся, осознание материала, умение самостоятельно применять знания на практике, темп работы. Используются различные формы работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (индивидуальные, фронтальные опросы, работа в парах). Используются на уроках такие приемы и формы работы, которые позволяют вырабатывать самостоятельность учащихся, например, создание проблемной ситуации.


Наблюдения за учащимися в процессе работы на уроке показали следующее:

Во время наблюдения за учениками на различных уроках особое внимание на себя обращают отдельные учащиеся (Висаитов Т., Хазуев Н., Яицких И., Хусаинова С., Абдурашидов Ш.), которые имеют низкую учебную мотивацию, к требованиям учителя относится без особого внимания, самостоятельно по заданию не работают, только при помощи учителя.

В работе с такими учащимися необходим индивидуальный подход, контроль за выполнением заданий, сопровождение во время урока более сильным учеником или учителем. Классному руководителю необходимо постоянно поддерживать связь с родителями.

В целом следует отметить, что дети активны, но не всегда организованы, а именно не могут концентрировать внимание на протяжении всего урока.

Стабильно и активно работают на уроках Игнатьев А., Джафаров М., Хасанов А., Хасанов Иб.

Учителям предметникам необходимо учитывать психофизиологические особенности детей и по истечении 20 минут урока проводить двигательные физкультминутки, чередовать различные виды деятельности, оснащать уроки средствами, оптимизирующими учебную деятельность, поддерживать положительный психологический климат на уроках.



Проверка тетрадей

В рамках классно-обобщающего контроля был проведен контроль над состоянием ведения рабочих тетрадей по русскому языку и математике в 5 классе.



Цель проверки:

1. Выполнение единого орфографического режима.

2. Система (регулярность) проверки тетрадей, соблюдение норм оценок

3. Объём классных, домашних работ, разнообразие форм работ.

4. Система работы над ошибками:  

5. Внешний вид тетрадей.

Проверка осуществлялась заместителем директора по учебной работе и руководителями МО.

Тетради в 5 классе были сданы в полном объеме. Внешний вид тетрадей в основном аккуратный, ведение тетрадей у большинства учащихся соответствует требованиям единого орфографического режима. Но есть ряд учащихся, которые постоянно нарушают правила оформления классных и рабочих тетрадей и получают замечания. У некоторых учащихся отмечается неаккуратное ведение тетрадей: помарки, исправления, зачеркивания. Домашние задания выполняется почти всеми учащимися систематически, но не всегда в полном объеме. В тетрадях по русскому языку в классных работах используется самопроверка и взаимопроверка, систематически выполняется работа над ошибками, словарная работа. И по русскому языку и по математике отмечается оптимальный объем домашнего задания. Тетради по математике и русскому языку проверяются учителями регулярно.  



Итоги контроля позволяют сделать следующие выводы:

  • Организация образовательного процесса в 5 классах соответствует режимным моментам, учебно-методическое обеспечение – заявленным учебными программами и учебному плану. Кадровое обеспечение способствует положительному решению вопросов учебно-воспитательного процесса. Классный руководитель – педагог опытный и ответственный.

  • Проблема преемственности обучения и адаптации пятиклассников по-прежнему остается одной из главных в работе педагогического коллектива и требует координации совместных действий учителя и ученика.

  • В целом результаты проверки показали, что пятиклассники имеют удовлетворительные знания. По результатам 1 четверти качество знаний 5-го класса – 23%, что на 9% ниже результатов 4-го класса (в 4 классе кач-во-32%)

Предполагаемы причины снижения качества обучения:

- Низкий уровень сформированности УУД, низкий темп техники чтения.

- Разница в содержании учебных курсов начальной и средней школы, в уровне сложности содержания образовательных программ.

- Неподготовленность к восприятию усложненного содержания учебных образовательных программ в 5 классе привоит к проблемам адаптации пятиклассников
Итоги классно-обобщающего контроля  в 10 классе

Адаптационный стресс как совокупность адаптационных реакций организма человека, носящих общий защитный характер, испытывают в той или иной мере все участники образовательного процесса в начале учебного года. Особенно остро этот стресс испытывают те учащиеся, которые попали в новую для себя среду, т.е. ученики пятых и десятых классов.

У  10-классников изменяется социальное окружение и система деятельности (учебная ситуация новой ступени образования, изменение режима и нагрузки). Юноши и девушки переживают эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: старшеклассник становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Поэтому профилактика школьной дезадаптации – одна из важнейших задач, объединяющих учителей.

Вышесказанное определяет актуальность проведения исследования адаптации учащихся 10 классов


Характеристика класса

В классе 22 учащихся, из них 11 мальчиков и 11 девочек. Две ученицы прибыли в из МКОУ СОШ №18.



Успеваемость по результатам 9 класса:

Отличники – 1 чел. (Шекемова Владлена)

Хорошисты – 12 чел.

В целом класс благополучный, спокойный. Взаимоотношения в классном коллективе ровные, дружелюбные, отмечено отсутствие межличностных конфликтов. Но есть дети с низкой мотивацией к обучению.


Результаты входной контроль по русскому языку в 10 классе

Кол-во уч-ся 10 кл.

Кол-во уч-ся, выполн-х работу

«5»

«4»

«3»

«2»

Успеваемость

Качество

Ср. балл

22

22

5

9

6

2

91%

63%

3,7


Математика

Кол-во уч-ся 10 кл.

Кол-во уч-ся, выполн-х работу

«5»

«4»

«3»

«2»

Успеваемость

Качество

Ср. балл

22

20

0

3

11

6

70%

15%

2,8


Посещение уроков в 10 классе

В ходе классно-обобщающего контроля были посещены в 10 классе – 7 уроков (биология, русский язык и литература, математика, физика, химия).

Все уроки проведены в соответствии с программой и тематическим планированием. Опрос домашнего задания включает разные виды деятельности: коллективную, индивидуальную, групповую. Фронтальный опрос позволяет выявить пробелы в знаниях и своевременно их устранить. На уроках русского языка, математики, биологии вопросы теории связаны с выполнением практических заданий. Проводятся срезы в форме КИМ ЕГЭ. Сообщение нового проходит с включением метода беседы. Много используется дополнительного материала, учащиеся готовят индивидуальные сообщения. Активно используя приёмы внутреннего стимулирования (проблемные вопросы, интерес к процессу деятельности). Активно формируется система интеллектуальных умений (умение анализировать, систематизировать, обобщать сведения). Культура педагогического общения проявляется устойчиво во всех ситуациях, со всеми категориями учащихся, психологический климат благоприятный. На уроках хорошая дисциплина. Но следует отметить, что темп работы и уровень самостоятельности на уроках биологии, химии, математики, английском языке достаточно низкий. В результате проверки домашнего задания по биологии, химии (учитель Якимчук В.В.), математики (Шекемова Б.Ю.) выявлены обучающиеся систематически не выполняющие задания учителя или выполняют в неполном объеме. Обучающиеся не всегда выполняют задания самостоятельно, наблюдается списывание и использование информации из сети internet. Учащиеся организованы, но малоактивны, на уроках химии (Якимчук В.В.) преобладает объяснительно - иллюстративный метод. Учителями Донцовой О.В., Якимчук В.В. в малом объеме используется на уроках информационные технологии, различные формы самостоятельной, исследовательской работы, не было групповой работы и работы в парах.

Учителя владеют методикой ведения урока, знает возрастные особенности десятиклассников, отбирают содержание учебного материала и методически отрабатывают его на уроках. Но при этом редко включают задания развивающего характера, нет разнообразия в формах, методах и технологиях обучения. в основном учитель говорит, учащиеся слушают, воспроизводят. Все это влияет и на темп урока и на активность детей на уроке.


Рекомендации:



  • Учителям – предметникам:

- вести работу по адаптации учащихся, учитывая результаты анкетирования, психолого-возрастные, индивидуальные особенности и личностные качества учащихся;

- соблюдать преемственность форм и методов организации учебной деятельности;

- в условиях введения в практику работы школы ФГОС НОО и ООО учителям необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Проектировать урок в соответствии с ФГОС, ориентируясь на системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта.

- всем учителям-предметникам 5 класса на своих уроках работать над развитием техники чтения. На уроках больше внимания уделять правильному выразительному чтению



  • Педагогу - психологу школы совместно с учителями 5-го, 10-го классов составить план мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению учащихся, испытывающих трудности адаптационного периода;

- активно привлекать детей, проявляющих школьную дезадаптацию в 5,10 классах к участию во внеурочной деятельности;

  • Учителям 4х классов посещать уроки учителей-предметников в 5 классе с целью изучения организации учебной деятельности.

  • Руководителям МО провести заседания школьных методических объединений учителей начальных классов и учителей-предметников, работающих в 5, 10 классах с целью эффективности организации приемственности начальной и основной школой;

- на заседаниях методических объединений выработать единые требования к учащимся (единый орфографический режим, критерии оценок);

  • Администрации школы продолжить посещение уроков, с целью отслеживания дальнейшей адаптации учащихся.

Заместитель директора по УВР: /Пивоварова И.А./

Директор МОУ школы – интерната: /Егиазаров А.С./

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница