Специфика работы концертмейстера с детским хоровым коллективом




Скачать 55.12 Kb.
Дата07.07.2016
Размер55.12 Kb.
новый рисунок.png

Голевко Елена Анатольевна,

преподаватель фортепиано,

концертмейстер МОУДОД

«Вейделевская ДШИ»

Белгородской области

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА С ДЕТСКИМ ХОРОВЫМ КОЛЛЕКТИВОМ
Работа концертмейстера  с  хоровым коллективом имеет свои специфические особенности. Хор - природный музыкальный инструмент, природа которого остается верной певучести, способен к воплощению самых разных нюансов - от ласкового «пианиссимо» до могучего «фортиссимо». Профессиональный концертмейстер, аккомпанируя хору, всегда должен помнить о голосовой, певческой  природе хорового звука, и даже исполняя произведения, где присутствуют оттенки мощного «форте», никогда не переходить на форсирование звука. Пианист-концертмейстер в процессе работы должен владеть навыками общения с разными детскими хоровыми коллективами. Он показывает хоровую партитуру на фортепиано, умеет задать хору тон, обладает навыками и приемами цепного дыхания, активной дикцией и др.

От того, как ребенок усвоит основы начального обучения, будет зависеть его дальнейшее развитие. С первого знакомства с произведением педагог и концертмейстер должны заинтересовать учащихся. В процессе занятий педагог уделяет большое внимание содержанию песни, выделяет «ключевое» слово, находит образные сравнения, ассоциации художественных произведений.

Участники хора должны слушать и себя, и фортепианное сопровождение, понимать, что партия фортепиано играет такую же важную роль, как и та музыка, которую они исполняют. В произведениях нельзя игнорировать паузы, грамотно подходить к знакам альтерации в аккомпанементе, чувствовать модуляции и аккорды.

Концертмейстер-пианист обязан знать основные дирижерские приемы: ауфтакт, точка, снятия звуков, основные жесты, которые изображают штрихи и оттенки, дирижерские сетки соответствующие простым и сложным размерам. От индивидуальности каждого дирижера зависит показ средств музыкальной выразительности.



Концертмейстер на занятиях хора должен уметь проигрывать хоровое произведение отдельно по голосам, или всю партитуру в целом. Для этого необходимо бегло читать с листа, уметь совмещать хоровую партитуру с музыкальным сопровождением.

Для создания целостного художественного образа необходимо выбрать нужный темп, правильно распределить кульминационные точки, динамические оттенки. Очень важно передать авторский замысел и в то же время не отступать от законов вокально-хорового письма: плавного голосоведения, распевности, штрихов, соблюдению цезур во время взятия дыхания, что помогает исполнителям более правильно исполнять произведение.

Иногда, концертмейстер, заменяя хормейстера, проводит занятия с отдельными группами хорового коллектива. В этом случае пианисту важны знания хорового материала, где он должен учитывать интонационные сложности, особенности взятия дыхания, развивать у учащихся музыкальное мышление и художественное воображение.

Концертмейстер зачастую является ассамблистом - аккомпаниатором и главным помощником дирижера, создавая единый с хором ансамбль для раскрытия основного музыкального образа.

Обладая основными навыками чтения хоровых партитур пианист добивается ровного и полного звучания аккордов, следя за равномерностью силы звука (исключая те моменты, когда в процессе работы должна выделяться какая-либо одна партия).

Для пианиста-концертмейстера очень важно создать исполнительский ансамбль с дирижером, передать смысловой музыкальный образ исполняемого произведения.

Во время исполнения произведений часто встречаются темповые отклонения, тогда концертмейстеру необходимо применять технику быстрых зрительных переключений – смотреть то на нотный текст, то на дирижера, контролируя при этом качество своего ансамбля с хоровым звучанием. Для удерживания дирижерских жестов в поле своего внимания концертмейстеру помогает периферийное зрение.



На первоначальном этапе работы над произведением концертмейстеру приходится упрощать фортепианную партию. Это бывает полезно в тех случаях, когда требуется многократное повторение части произведения.

Часто концертмейстерами применяются методы «выстукивания» вокальной партии правой рукой, при этом партию фортепиано, сведенную к основным гармоническим и ритмическим функциям, исполняют одной левой рукой или частично с помощью правой. Этот простой метод приучает певцов к необходимой правильной интонации и нужному ритму.

На первый взгляд действия просты, но это не так просто, как может показаться, такой подход предполагает у концертмейстера наличие хорошо развитого гармонического слуха и комплексного музыкального мышления., Концертмейстер должен создать полноценную звучность аккомпанемента, стремясь по возможности к оркестровой масштабности рояля при исполнении музыкального материала в концертном зале. Звучание фортепианной партии должно напоминать зрителю слаженный оркестр с его многоголосием и разнообразием тембров.

Пианист-концертмейстер не должен быть активнее хора. Напротив, он должен стремиться поддерживать хор, составить с ним целостный ансамбль, быть максимально гибким в процессе исполнения. Для этого концертмейстеру нужно стараться находиться «внутри» хора, ни в коем случае не оказывая давления.

При работе с хором пианист-концертмейстер часто сталкивается с проблемой транспонирования. Для него необходимо мысленно очутиться в новой тональности, хорошо представлять, как строятся в ней главные аккорды, видеть и слышать не отдельные изолированные звуки, а аккордовые функции. Значительно облегчает транспонирование способность следить за вокальными строчками и линией баса. Концертмейстер должен владеть следующими навыками и умениями:

- читать с листа;



- иметь навыки игры в ансамбле;

- уметь транспонировать произведения средней трудности;

-уметь читать и транспонировать четырехголосные хоровые партитуры;

- знать основные дирижерские приемы и жесты;

-знать основы постановки голоса, дыхания, артикуляции, нюансировки;

- уметь при отсутствии выписанного сопровождения подобрать аккомпанемент к мелодии, а также проигрыши и вступления;

- знать историю создания произведения, чтобы верно передать стиль и образный строй.

Большую роль в процессе обучения играет концертная и просветительская деятельность хорового коллектива. Перед концертмейстером на концерте встает ряд дополнительных задач. Каждый концерт приносит множество различных неожиданностей и грамотный концертмейстер обязан быстро на них реагировать, что является показателем уровня профессионализма. Эти качества концертмейстера формируются только в процессе многочисленных выступлений.

Из вышесказанного ясно, что задачи концертмейстера очень разнообразны и сложны. Концертмейстер – не только первый помощник хормейстера, а друг и наставник хорового коллектива, который в значительной мере помогает обучающимся усваивать задания преподавателя.

Знание специфических певческих проблем и задач органично входит в сознание каждого концертмейстера, работающего с детским хором. «Стать хорошим хоровым концертмейстером может лишь тот, кто понимает всю сложность и многообразие этой профессии.



Список литературы:

1. Абелин Л. М. Как организовать детский хор. - Работа с детским хором. Сборник статей под ред. В.Г. Соколова. М,"Музыка."1981.

2.Никитская Е. С. Чтение с листа в концертмейстерском классе / Е. С. Никитская // Методические рекомендации для студентов фортепианных факультетов / Харьковский институт искусств им. И.П. Котляревского. - Харьков, 1990.


3.Никитская Е. С. Транспонирование в концертмейстерском классе / Е. С. Никитская // Методические рекомендации для студентов фортепианных факультетов / Харьковский институт искусств им. И.П. Котляревского. - Харьков, 1990.


4. Сафонова. В.И. Некоторые особенности вокального воспитания.- Работа с детским хором. М."Музыка"1981.

5.Сборник «О роли концертмейстера в классе хорового дирижирования». Составитель Романова А. 


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница