Создание и управление национальными ассоциациями издателей в странах Центральной и Восточной Европы




страница1/13
Дата22.07.2016
Размер1.18 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Создание и управление национальными ассоциациями издателей в странах Центральной и Восточной Европы
(основные проблемы и практические рекомендации)

По материалам семинара Всемирной газетной ассоциации (WAN)
и Гильдии издателей периодической печати (ГИПП),
организованного совместно с Институтом развития прессы (ИРП)



22-23 ноября, 2002 г.

Институт развития прессы, Москва, Россия

При поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса), Россия, www.osi.ru, и IREX

Гильдия издателей периодической печати (ГИПП), 2002

Москва, Бумажный проезд, 14\2, оф. 512

+7 (095) 257 3088 \ 3089 \ 4057, info@gipp.ru, www.gipp.ru

Материалы семинара Всемирной газетной Ассоциации (WAN)

по проблемам управления газетными ассоциациями

для стран Центральной и Восточной Европы

22-23 ноября, 2002 г.,Москва, Россия

При поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса). Россия»


Участники:

Евгений Абовчлен Правления Всемирной газетной Ассоциации (WAN), вице-президент ГИПП

Эрлин Макмейн - директор образовательных программ и развития, WAN

Алексей Панкин – фонд Сороса, журнал «Среда»

Юлия Казакова – исполнительный директор ГИПП

Мария Стрижевская – директор образовательных программ ГИПП

Самуэль Брика – секретарь Словацкой ассоциации издателей

Акоп Аведикян – издатель и главный редактор ежедневной газеты «Аzg», Армения

Наира Манучарова – IREX, Армения

Питер Айхстайд - IREX, Армения.

Вардан Алоян - главный редактор газеты «Республика Армения»; председатель правления ассоциации редакторов, издателей газет, Армения

Сергей Кириллов - северо-западное региональное представительство Медиа Союза;

Рекламно-информационный ежедневник «Ленинград»; издатель 2-х газет и 2-х журналов в Петербурге



Александр Дамовски – вице-президент газетной ассоциации, Македония

Теодора Холачева – заместитель председателя Союза издателей ежедневных газет Болгарии

Огниан Златев - Исполнительный директор Центра развития СМИ, Болгария

Снежана Милошевич – генеральный секретарь Ассоциации независимых региональных СМИ, Югославия

Наташа Вукович Лезендрич –директор АРМ TransPress,; Ассоциация частных СМИ, Югославия

Джоан Маккензи – IREX Pro Media, Беларусь

Сева Рогойша - вице-президент фонда развития региональной прессы, Беларусь

Алена Павлова - президент фонда развития региональной прессы, Беларусь

Дорина Осипов - Исполнительный директор Ассоциации независимой прессы, Молдова

Вячеслав Ходосовский – главный редактор газеты «Белорусский рынок», член рабочей группы по созданию Белорусской ассоциации издателей прессы

Люпко Зыков - еженедельник «Столица», Македония

Пата Вешапидзе – управляющий директор газеты «24 часа» Грузия; представитель холдинга «Рустави-2 принт»

Тарму Таммек – исполнительный директор Эстонской газетной ассоциации

Корнелиус Попа – вице-президент Румынской ассоциации издателей печатных СМИ

Ион Сиумейка – директор регионального издания; председатель Ассоциации независимой прессы Республики Молдова

Анна Хэйман – директор Ассоциации независимых газет, Польша

Орл Грюфалд – вице-президент Польской ассоциации местных газет и издатель двух местных еженедельников

Игорь Даниленко – издатель 2-х газет; член Совета директоров газетной ассоциации издателей, Украина

Геннадий Почтарь – представитель общественного информационного пресс-центра поддержки печатных СМИ, Украина

Лидия Молодецкая – генеральный директор Украинской ассоциации издателей периодической печати

Михаил Вейсберт – президент Украинской ассоциации издателей газет

Лия Чахунашвили –заместитель председателя программы IREX, Грузия

Иосеб Симонишвили – директор Ассоциации издателей, Грузия

Клаус Шауер – издатель ежедневных газет, Хорватия

Анте Гавранович – президент Ассоциации издателей газет, Хорватия

Иосип Бурсич – газета “Novi List Daily”, Хорватия

Владимир Павловский – главный редактор, директор ООО редакции газеты «Красноярский рабочий», издатель 5 газет

Юрий Пургин – издательский дом «Алтапресс»; вицепрезидент национальной ассоциации издателей

Борис Киршин – руководитель издательского дома на Урале и Ассоциации независимых региональных издателей

Дмитрий Мережко – Фонд поддержки независимых СМИ, координатор программ, Москва

Михаил Калужский – IREX, Россия

Михал Клима – член правления Всемирной газетной ассоциации, Чешская Республика

Карина Чепой – директор проекта, Центр независимой журналистики, Молдова
Евгений Абов, вице-президент Гильдии издателей периодической печати (ГИПП), заместитель Генерального директора информационно-издательского холдинга «Профмедиа»

От имени Гильдии я приветствую всех вас. Это – уже второй семинар на тему управления профессиональными ассоциациями. Первый проводился в Берлине, и российских участников на нем не было. WAN оказала нам большую честь, выбрав именно Россию местом проведения второго семинара на эту очень горячую для нас тему. Мы сами были инициаторами проведения такого семинара в России, объяснив Всемирной газетной ассоциации причины, по которым мы хотели бы, чтобы это мероприятие состоялось именно в Москве. Наше предложение было принято.

Мы хотели бы на этом семинаре получить ответы или, во всяком случае, информацию по тем вопросам, которые, на наш взгляд, являются сегодня основными, в том, что касается деятельности отраслевых издательских ассоциаций. Здесь я бы выделил два главных блока проблем, с которыми мы сталкиваемся сегодня в России и с которыми, возможно, вы сталкиваетесь в ваших странах.

Первый блок проблем связан с управлением самими ассоциациями, с практикой управления, с работой менеджмента этих ассоциаций, с привлечением новых членов, с практикой защиты интересов членов ассоциаций. Второй блок связан с вопросами отраслевого саморегулирования. Как нам представляется, в центре такого отраслевого саморегулирования и должны стоять структуры подобные газетным или издательским ассоциациям. Но, к сожалению, сегодня в России мы к этому еще не пришли. И как очень справедливо замечает сидящий в этом зале директор Программ поддержки российских СМИ и главный редактор журнала о средствах массовой информации «Среда» Алексей Панкин, «если издатели или журналисты, если работники медиа не научатся саморегулированию, то регулировать их будет государство.»

У нас сегодня происходит именно такой процесс. Тот вакуум, который не смогли заполнить национальные ассоциации, не смогло заполнить само сообщество в сфере регулирования своей деятельности, сегодня активно и достаточно жестко заполняется государством. И самым ярким примером тому являются те поправки к Закону о СМИ, связанные с недавними террористическими актами в Москве, которые обсуждались в Палатах, и с поведением прессы во время этих событий. Эти поправки, кстати, сегодня должен одобрить или наложить свое вето президент Российской Федерации Путин.

Эрлин Макмейн (директор образовательных программ и развития, WAN)

Прежде чем мы начнем, хочу отметить, что Институт Открытое Общество в Будапеште заинтересовано в совместной работе с ассоциациями. Поэтому я призываю вас всех подумать, какие совместные проекты можно осуществить для поддержки работы газетных ассоциаций. В конце прошлого семинара, мы образовали группы из участников по странам для выработки возможного плана действий. То, что устроители называют просто: собираемся вместе и решаем, прежде чем вернемся домой, что мы будем делать, основываясь на идеях, которые вы почерпнули здесь. Как вы видите, у нас собралась большая группа представителей крупных газет, мелких газет, руководителей и директоров организаций средств массовой информации

Я вкратце познакомлю вас с историей создания газетной ассоциации. Это займет немного времени, но это важно, так как мы занимаемся этим уже 50 лет. И как показала практика, существует два пути создания газетных ассоциаций. Одни ассоциации образовываются только под давлением определенных обстоятельств, когда существует реальная угроза их творческой и финансовой независимости. Другие, это случается гораздо реже, так как издатели есть издатели, не ждут возникновения кризисной ситуации, а в целях ее предотвращения объединяются и вырабатывают краткосрочные и долгосрочные программы. Часто в странах с переходным периодом лидерами ассоциаций становятся главные редакторы, перед которыми неожиданно встает необходимость заниматься как редакционной, так и финансовой деятельностью. И часто в название ассоциации входят оба слова – редактор и издатель.

Всемирная газетная ассоциация была организована после Второй мировой войны. Инициаторами ее создания выступили редакторы Кландастен пресс во Франции, которые неожиданно для себя стали заниматься коммерческой деятельностью. У них было две задачи: объединиться и как можно быстрее наладить связи с другими издателями во всем мире. Первым членом Ассоциации стала немецкая пресса. В настоящее время у нас 73 члена ассоциации, включая находящихся в этом зале. Я надеюсь, в следующем году их будет больше. В Ассоциацию входят также индивидуальные члены более чем из 100стран, а также руководители и главные редакторы газет.

Как правило, новые ассоциации создаются в странах с развивающейся демократией намного позже, чем ассоциации журналистов и писателей. И это естественно. Это результат отсутствия необходимости и авторитарного режима. В основе всего лежит экономический фактор. Государство обеспечивает экономический базис, и нет необходимости заниматься этой стороной, так как все равно никто ничего не решает. Однако, даже при самых репрессивных режимах создавались объединения писателей и журналистов, где всходили семена свободы, хотя надо было быть очень осторожными. Никто не отрицает, которые произошли в положении прессы в новых демократиях. Инфраструктура для создания организаций уже существовала, изобретать было нечего, оставалось только пересмотреть и расширить задачи. Во всех демократических странах ассоциации журналистов и газетные ассоциации имеют одну общую цель – это свобода прессы. На международном уровне мы сотрудничаем с Федерацией журналистов. При этом, если ассоциация – член Всемирной газетной ассоциации – не поддерживает своих журналистов, которые подвергаются преследованию со стороны властей за свою профессиональную деятельность, мы исключаем их. Мы это уже делали. Мы считаем, что основной деятельностью газетной ассоциации является защита свободы печати, свободы прессы. Конечно, газетные ассоциации, также как и Всемирная газетная ассоциация, занимаются и другими проблемами, такими как управления, налогообложения, например, НДС на печатную продукцию, что на сегодняшний день является актуальным, проблемами авторских прав и зарплаты. Это естественно и нормально. Газетные ассоциации также стараются поддержать и укрепить газетную индустрию в целом в своих странах. Например, на международном уровне мы много и плодотворно работаем с рекламными агентствами, чтобы поднять их интерес к газетам как одному из эффективных средств массовой информации. С помощью некоторых людей, сидящих в этом зале, мы выпускаем издание под названием «Мировые тенденции в прессе», где показываем стабильное и крепкое положение газет во всем мире.

Одним из ключевых элементов в работе нашей организации является взаимообмен. Обмен идеями становится важным и серьезным делом. Мы проводим международные конференции, за участие в которых люди платят около 1000 долларов, чтобы приехать и обменяться идеями. Такие мероприятия проводятся в поддержку свободы прессы и другой деятельности ассоциаций, а также для того, чтобы идеи не разворовывались у газет по всему миру.

В самом деле, если вы уедете домой с этого семинара, по крайней мере, с двумя новыми идеями, которые вы сможете применить у себя, - это наш успех. Если вы уедете домой без идей – это наша неудача или ваша невнимательность. Если вы уедете с более чем двумя идеями – это наш огромный успех. Поэтому я прошу вас внимательно следить и принимать участие в нашем утреннем заседании. Я знаю, что в этом зале витает больше идей, чем мы предполагаем, и мне хотелось бы, чтобы они дошли до каждого. Например, только вчера я услышала от украинской делегации, которая последней присоединилась к нам, что, базируясь на большом исследовании IREX, они провели свое маленькое исследование на Украине.

Самуэль Брика (профессор Словацкого университета, секретарь Словацкой организации издателей)

Тема моего доклада – проведение аудита тиража в Словакии. Я расскажу о работе Словацкого бюро аудита, а затем отвечу на вопросы. Почему Бюро было создано? Когда Бюро было создано? Кто был создателем Бюро? И как это Бюро функционирует?

Сначала почему. Вообще первоначальной целью Словацкого бюро аудита был сбор, обработка и подача достоверной информации о тиражах печатных изданий. Рекламодателям нужно знать, до каких пределов любое средство массовой информации является эффективным. Их интересует два фактора 6 стоимость рекламы и эффективность, которую они от нее ожидают. Любые расчеты должны базироваться на измерении читательской аудитории, к которой обращается рекламодатель через газеты или журналы. Это напрямую связано с количеством экземпляров тиража. Словацкое бюро аудита предоставляет наиболее точные данные о тиражах изданий, а также изменения в тенденциях, диапазоне распространения тиража. Вот почему независимое Бюро аудита является инструментом, заслуживающим доверия как для рекламной индустрии, так и для рынка печати. У Словацкого бюро аудита много работы. Необходимо стандартизовать термины и определения для проверки тиража. Подавать информацию беспристрастно. Привлекать к участию в системе аудита издателей, рекламодателей и агентства.

Когда бюро было создано? Первоначально идея создания Словацкого бюро аудита возникла еще в 1996 году, когда Словацкая ассоциация издателей организовала семинар по аудиту тиража с участием мадам Хрито Плегейр – директором Швейцарского бюро аудита и президентом Европейской секции Международной федерации бюро аудита тиража. Пример их деятельности объяснил словацким издателям и рекламодателям цели, задачи, методы и финансирование аудита тиражей печатных изданий. Два года спустя представители Словацкой ассоциации издателей побывали в Германии, чтобы из первых рук набраться опыта в стране, где аудит наиболее развит. В результате, мы решили создать Бюро аудита в Словакии и выработать самые простые правила проведения аудита. Немецкие правила были слишком сложными для нас, и мы решили обратиться к опыту наших чешских коллег. Но и эти правила нам пришлось упростить. В результате долгих трудов Словацкое бюро аудита было открыто в ноябре 1999 года. Однако из-за проблем, связанных с распространением печатной продукции, приватизации компаний-распространителей, система аудита стала функционировать только с июля 2000 года.

Кто создал Бюро? Как вы уже знаете, Бюро аудита является общественной организацией. Она может иметь постоянного члена от трех партий. Издатели как члены обязаны предоставить аудитору возможность проведения проверки тиражей их изданий. Другой возможность является добровольный аудит, как в Швейцарии. В этом случае, организация, выработав правила проведения аудита, создает Бюро, берет на работу квалифицированного аудитора. Так было в Словакии. Словацкая ассоциация издателей, Клуб рекламных агентств, Словацкая ассоциация производителей создали организацию Бюро аудита Словацкой республики. Ее основным органом является Генеральная ассамблея, в которой участвуют 4 представителя от издателей, « - от рекламных агентств и 1 – от рекламодателей. Исполнительным органом является Методическая комиссия, которая вырабатывает правила проведения аудита. В нее входят 5 членов: от издателей – 3 и от остальных организаций – 2. Возглавляет Бюро Председатель, выбираемый на Генеральной ассамблее, обычно из представителей Словацкой ассоциации издателей. Организационная и административная работа Бюро находится в руках менеджеров, таких как я. Вначале 16 издателей, 36 газет и журналов решили принять участие в системе аудита. Но эти цифры постоянно меняются не только из-за изменчивости прессы и смены владельцев, но и потому что некоторые словацкие издатели входят в систему, когда их тиражи растут, и выходят из нее, когда они начинают падать. Это происходит потому, что рекламодатели не оказывают большого давления на издателей, не слишком интересуются точными цифрами тиражей при покупке рекламных площадей. Более того, большинство рекламодателей и рекламных агентств удовлетворяются поверхностными данными.

Тем не менее, 10 издателей, 50 газет и журналов в Словакии (меньше издателей и больше изданий из-за концентрации.). 3 издателя, 15 газет и журналов вовлечены в систему аудита. Относительно общего числа выходящих в Словакии изданий это очень маленькое количество. Примерно более 1000 названий в Словакии и приблизительно 200 издателей. Однако. 7 национальных и 6 региональных ежедневных изданий; 9 национальных и 15 региональных еженедельных изданий; 9 ежемесячных и 4 приложения представляют значительную часть тиража ежедневных, еженедельных и ежемесячных печатных изданий. Все названия, прошедшие аудит, приведены в соответствующих категориях. Вы можете это видеть в таблице, в приложении.

Бюро финансируется из трех фондов: издателей, рекламодателей и производителей брэндов. Издатели не вносят членских взносов, они только оплачивают проведение аудита напрямую самому аудитору.

Как Бюро функционирует? Как уже говорилось, мы решили воспользоваться наиболее простыми методами проведения аудита тиражей, а затем усовершенствовать их шаг за шагом. Это значит, что издатели предоставляют нам только несколько цифр для проверки тиража. Ежемесячно издатели заполняют форму и декларируют цифры напечатанных и проданных экземпляров газет и журналов. Эти данные ежемесячно публикуются в экономическом еженедельнике и специальном издании средств массовой информации, а также приводятся на нашем веб-сайте www.sme.sk. Мы берем аудитора по контракту на год. Каждый издатель должен предоставлять аудитору свободный доступ к финансовым документам, включая контракты с типографиями и распространителями, подробные \данные о печати и распространении. О проданных и непроданных экземплярах, счетах от типографии и распространителей. Каждый аудит должен включать в себя финансовый аудит, аудит продаж и статистический аудит. Другими словами, каждый аудит, проведенный Бюро, должен включать статистические и финансовые аспекты издательской деятельности. Но финансовая проверка должна быть ограничена проверкой цифр тиража и не вникать в дела издателя, не касающиеся тиража. Net-paid тираж – это количество проданных экземпляров, за которое издатель получает не менее 50% от розничной цены. Эти экземпляры могут быть проданы на распродаже, по подписке, также как и прямо от издателя розничной продаже. Если разница между полученными в ходе аудита цифрами составляет более 2% от декларируемых издателем цифр, то на этого издателя накладывается штраф. Вот и все об очень простой системе работы Бюро аудита в Словакии. Мы предполагаем доработать эту систему в будущем, но у нас до сих пор много препятствий, главным образом, психологических, но мы пытаемся переломить практику, сложившуюся в словацкой прессе и на рекламном рынке.


Вопрос: Какой штраф налагается?

Ответ: Я не знаю, до сих пор мы не на кого не накладывали штраф. Но я думаю, что это будет больше моральное наказание, так как в наших правилах ничего не сказано о наложении штрафа, мы, можно сказать, саморегулирующаяся организация.
Вопрос: Вы считаете, что ваши издатели говорят правду?

Ответ: Я думаю, что да. Но дело в том, что многие издатели не входят в систему, не верят в нее. Я должен отметить, что крупные издатели как раз входят в систему, мы должны сломать психологический барьер в отношении мелких издателей. Они полагают, что крупные издатели создали Бюро аудита доя себя, чтобы манипулировать на издательском рынке. В Словакии печатная пресса сконцентрирована в руках 5-6 издателей.
Вопрос: Что вы называете статистическим аудитом? Финансовый – это понятно. А что вы вкладываете в понятие статистический аудит?

Ответ: Количество экземпляров.
Вопрос: Какое декларирует сам издатель?

Ответ: Количество проданных и напечатанных экземпляров.
Вопрос: А что такое финансовый аудит? И почему вы разделяете финансовый и статистический аудит? Тоже самое проверяете, но через деньги?

Ответ: Сначала мы ведем статистический учет. Я ежемесячно получаю отчеты и на их основании составляю таблицу. Как вы знаете, издатель всегда имеет дело больше чем с одной группой распространителей. И аудитор должен все свести воедино все бумаги, все данные, документы и счета и в результате получить точные данные, сколько экземпляров этот издатель распространил. Это и есть статистический учет.
Вопрос: Вы сказали, что некоторые издатели газет выходят из системы, когда их тиражи начинают падать? Что же тогда держит систему?

Ответ: Во-первых, это престиж. Престиж быть в системе. Как я уже указывал, информация публикуется ежемесячно в престижных экономическом журнале и изданиях средств массовой информации и рекламных агентств. Но, к сожалению, этого недостаточно, для того, чтобы вовлечь издателей в систему.
Вопрос: Существует ли у вас связь с Министерством финансов Словакии а отношении налогов? Может ли Министерство финансов использовать ваши данные для перепроверки и сопоставления собственных цифр с приведенными вами?

Ответ: На прошлой неделе Словацкая ассоциация издателей была в контакте с Министерством финансов в связи с подготовкой нового бюджета и введением нового налога, который с 10% в прошлом году увеличивается до 14%. Мы просили Министерство пересмотреть и снизить этот налог. В связи с предстоящими выборами оно пообещало. Но время прошло, и вот уже они готовят новый бюджет и новый налог. Решение не было найдено. Министерство обещало рассмотреть другие возможности, например некоторые субсидии на распространение печатных изданий, почтовое распространение, и предоставить какую-то помощь в процессе переработки бумаги, несколько миллионов.

В вопросе снижения НДС мы получили полную поддержку Европейского сообщества.
Вопрос: Скажите пожалуйста, как вы проверяете цифры, полученные от издателя? Существует ли совместный способ проверки между вашей организацией и Министерством финансов? Например, если взять цифры тиража и сумму налога, который платит этот издатель, а затем сравнить эти две категории?

Ответ: Эрлин Макмейн. Если я правильно понимаю, издатели не любят показывать точные данные, не хотят, чтобы налоговая служба знала, сколько действительно они продали, и облагала бы их полным налогом?

Ответ: Я могу объяснить подробнее.Сведения бухгалтерского учета в газетах, которые подаются в Министерство финансов и выявляются в ходе аудиторской проверки базируются на одной учетной системе, на тех же счетах от распространителей, Аудит тиража базируется на аудите счетов, поэтому цифры те же.

Вопрос: Скажите, а можно ли говорить о какой-то отдаче, т.е. тенденции в отношении рекламодателей к тем газетам, которые вошли в систему - улучшилось – не улучшилось. Ведь если я вошел в систему аудита, а рекламодатель ко мне не приходит, то я просто открылся перед конкурентами, т.е. я себе хуже сделал. Можно сказать, я себе хуже сделал или лучше?

Ответ: Некоторые издатели хотят выйти из системы, потому что для них, как они считают, нет никакого преимущества, никакого смысла. Но все же они остаются, в системе, потому что большинство из них оптимисты и верят, что в будущем эта система заработает. Как вы знаете, существуют две категории цифровых данных: одни на 100% точные, другие колеблются в ту или иную сторону как минимум на 3% . В Словакии много мелких периодических изданий. 1% составляет 40.000 изданий, что составляет 10.000 тиража. Затем идут некрупные издания с тиражом 20.000 экземпляров. Цифры эти неточные и очень расплывчатые, поэтому так важно проводить аудит мелких периодических изданий, особенно специальных. Большие газеты с тиражом 300.000 не нуждаются в аудите, так как рекламные агентства знают, что это крупная газета. Для них аудит не так важен, как для мелких изданий.
Вопрос: Как вы стараетесь убедить рекламные агентства и рекламодателей оказывать большее давление на издателей в проведение аудита тиража?

Ответ: Мы ежемесячно публикуем статьи в средствах массовой информации, рекламных изданиях, а также с издателями, которые вошли в систему аудита и стараемся сформировать общественное мнение.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница