Состояние и проблемы нормативно-правового регулирования дистанционного обучения




Скачать 58.07 Kb.
Дата03.04.2016
Размер58.07 Kb.
Амиров К.Ф.

Прокуратура Республики Татарстан

Казань, Россия

prok@kgst.ru



СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
1. Состояние действующей нормативно-правовой базы регулирующей образовательную деятельность с применением электронных технологий
Дистанционное образование в РФ регулируется преимущественно ведомственными нормативными актами, то есть актами министерств и ведомств. Это означает, что данные акты не должны противоречить федеральному законодательству РФ об образовании, обязательно подлежат государственной регистрации в Минюсте РФ и принимаются только по вопросам, специально делегированным конкретному министерству (Министерству образования РФ).

Первые попытки урегулировать дистанционное образование были предприняты в 1995-1996 гг. По инициативе Государственного Комитета РФ по высшему образованию была начата работа по созданию проекта Единой системы дистанционного образования (ЕСДО) России. КОНЦЕПЦИЯ создания и развития Единой системы дистанционного образования в России была утверждена постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию от 31 мая 1995 № 6 (однако в дальнейшем не была реализована).

Были приняты инструктивное письмо «О дистанционном обучении в среднем и высшем профессиональном образовании» от 03.07.98 №41 и приказ Министерства образования Российской Федерации «Об эксперименте по использованию телевизионных технологий в системе общего образования» от 16.05.2000 №1434 (которые действуют и в настоящее время).

Ключевым нормативным ведомственным актом, направленным на правовое регулирование дистанционного образования, является Приказ Минобразования РФ от 18 декабря 2002 г. №4452 «Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации» (документ отменен приказом номер 137 от 06.05.2005).

В настоящее время дистанционное образование в Российской Федерации разрешено законодательными документами: Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 10.01.2003 № 11-ФЗ.

Приказ Минобразования РФ от 19.01.2004 № 157 «О порядке проведения проверки готовности образовательных учреждений среднего, высшего, дополнительного профессионального образования к реализации образовательных программ с использованием в полном объеме дистанционного обучения» и Письмо № 01-17/05-01 от 11.06.2004 «О применении дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования» являются действующими, однако опираются на отмененные приказы Минобразования России: № 4452 от 18.12.2002 и №3387 от 26.08.2003.

Приказ Минобразования РФ 137 от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» является последним действующим документом и определяет Порядок использования дистанционных образовательных технологий.

Приказ Минобразования РФ 117 от 18 апреля 2007 г. «О Совете по дистанционным образовательным технологиям при федеральном государственном учреждении «Федеральный институт развития образования»« определяет деятельность соответствующего органа. Целями создания Совета являются рассмотрение вопросов развития дистанционных образовательных технологий и подготовка по ним решений, носящих рекомендательный характер.

Распоряжение от 5 марта 2010 г. № 297-р «О мероприятиях по совершенствованию контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере образования».

Итоговые материалы (выдержки) проектов в области ДОТ, полученные при выполнении государственных контрактов в рамках ФЦПРО в 2007 году для обсуждения педагогической общественностью
Проекты нормативно-методического обеспечения использования дистанционных образовательных технологий в деятельности высших учебных заведений.

Стандарты организации учебного процесса в учебных заведениях, внедряющих электронное обучение Стратегии, программы и планы в области дистанционного и электронного обучения.

Обоснования требований к условиям реализации, структуре содержания обучения и результатам освоения основных и дополнительных образовательных программ, реализуемых при различных моделях организации и проведения учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий.

Рекомендации по совершенствованию основ правового регулирования образования с применением дистанционных образовательных технологий (электронного обучения).

В качестве методических материалов рекомендательного характера можно использовать Концепцию дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций, разработанную авторским коллективом: Полат Е.С., Петров А.Е., Аксенов Ю.В. Данная концепция рекомендована к изданию решением Ученого совета Института общего среднего образования Российской Академии образования.

Концепция затрагивает актуальные вопросы организации дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций в системе школьного образования и системе повышения квалификации педагогических кадров.


2. Недостатки действующей нормативно-правовой базы, регулирующей образовательную деятельность с применением электронных технологий
Состояние нормативно-правовой базы образовательной системы не позволяет в достаточной степени осуществлять адекватное управление процессами её развития в области дистанционного обучения, эффективное осуществление функций надзора и контроля в сфере дистанционного образования со стороны уполномоченных органов исполнительной власти (за исключением практикуемого в настоящее время принятия запретительных мер) и не позволяет регламентировать применение ДО в учебном процессе образовательных учреждений.

Отсутствие конкретной регламентации (требования, необходимые условия) реализации учебного процесса с использованием ДО.

Система действующих аккредитационных показателей не учитывает специфику вузов, реализующих образовательные программы с использованием ДО.

Отсутствие регламентирующих НПД негативно сказывается на качестве ДО одних вузов и не позволяет легально использовать ДО другим.


3. Проблемы, возникшие вследствие существующего состояния нормативно-правовой базы, регулирующей образовательную деятельность с применением электронных технологий
В период популяризации ДО (2001-2004 гг.) в целях расширения области его реализации были ослаблены требования и контроль со стороны федеральных органов к организации и деятельности образовательных учреждений, использующих дистанционные образовательные технологии (ДОТ) в учебном процессе. Результат: в настоящее время действует сотни образовательных учреждений (вузов, филиалов), выпускающих специалистов низкой квалификации.

Повсеместное открытие представительств (период 2001-2007 гг.), на базе которых вузами велся полнообъемный учебный процесс посредством ДОТ, в отсутствии нормативно-правового обеспечения контроля этой учебной деятельности привело к необходимости запретить ее в административном порядке в 2008 г.

Несоответствие между номенклатурой дипломов, где экономисты и менеджеры представлены с неоправданной частотой, и реальным спросом со стороны производства, услуг и сферы управления.

Значительное отставание в количественном и качественном отношениях ресурсного и кадрового обеспечения учебного процесса от численного роста контингента обучающихся.



Следует особо выделить социальную значимость урегулирования процессов электронной коммерции, обеспечения защиты прав собственности на продукты информационного производства, защиты персональных данных.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница