Состояние и перспективы аграрного образования в россии




Скачать 82.18 Kb.
Дата14.08.2016
Размер82.18 Kb.
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Нечаев Василий Иванович – д.э.н., профессор, ректор РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева (127550, Москва, ул. Тимирязевская, д. 49, тел.: +7 (499) 976-34-90, e-mail: rector@timacad.ru)
Обеспечение аграрного сектора экономики России высококвалифицированными кадрами является важным направлением государственной политики, что приобретает особую значимость после Указа Президента Российской Федерации «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» (№ 560 от 06.08.2014 г.).

Что касается западных экономических санкций, то каждый из нас неоднократно слышал в СМИ тезисы о пользе переориентации экономки с Запада на Восток и позитивном значении их для развития отечественного сельского хозяйства. Авторы связывают это с ограничением агрессивной конкуренции с европейскими фермерами. Но, практика показывает, что не все так просто и следует признать, что западные санкции ощутимо вредят нашей аграрной экономике.



Первое. Подрывают инвестиционную привлекательность России из-за рискованного рынка для вложений.

Второе. Сузились возможности по привлечению средств банками, а значит повышаются требования банков к заемщикам, существуют и бюджетные ограничения, которые сегодня стали чувствоваться острее.

Третье. У нас падает рубль, а, следовательно, ухудшаются условия жизни населения, стоимость запасных частей зарубежной сельскохозяйственной техники продолжает расти и становится недоступной для наших сельхозтоваропроизводителей.

Четвертое. Лишают нас доступа к инновационным технологиям и тормозят процесс модернизации отечественного АПК. В качестве примера приведем несколько цифр. По информации Российской Таможенной службы, в 2013 году общий объем импорта в страну составил 317 млрд долларов США, из них 58 % приходится на долю машин и оборудования; 16,6 % - на продукцию химической промышленности; 13,4 % - на продовольственные товары и сырье; 5,8 % - на текстильные изделия и обувь; 5,7 % - на металлы и металлоизделия. Эти цифры говорят сами за себя и в комментариях не нуждаются.

В этой связи задачи в области подготовки кадров должны определяться теми изменениями, которые происходят в глобальном мире и теми амбициозными задачами, которые заложены в Госпрограмме развития сельского хозяйства до 2020 г.

Сегодня система аграрного образования России включает 55 вузов (27 университетов, 27 академий, 1 институт), расположенных в 51 субъекте Российской Федерации и 22 учреждения дополнительного профессионального образования. Более 87 % студентов обучается по специальностям сельскохозяйственного профиля, остальные – по профилям, необходимым для развития сельских территорий и инфраструктуры. Подготовка кадров осуществляется по 122 специальностям и 70 направлениям бакалавриата и магистратуры. В вузах обучается 436 тыс студентов (в т.ч. 184 тыс очно), а также 7,9 тысяч аспирантов и докторантов.

Подготовку кадров со средним профессиональным образованием осуществляют 29 высших учебных заведений по 57 специальностям – 26,3 тыс чел. (в т.ч. 19,1 тыс – очно).

На внебюджетной основе в 53 вузах осуществляется подготовка по 220 рабочим профессиям: водитель автомобиля, тракторист-машинист, оператор по искусственному осеменению животных и птицы, пчеловод, овощевод, оператор машинного доения и другие.

Значительное влияние на научно-образовательный комплекс России оказывают глобализационные процессы, в соответствие с которыми, российское образование должно соответствовать следующим требованиям: повышение качества и компетентности специалистов в соответствии с нормативными требованиями ВТО; увеличение числа совместных образовательных программ, междисциплинарных научных исследований в рамках международного сотрудничества; расширение практик по повышению уровня мобильности (обмена) студентов и профессорско-преподавательского состава с ведущими научно-образовательными центрами России, ближнего и дальнего зарубежья.

Кроме того, существенное влияние на аграрное образование оказывает снижение численности выпускников средних школ, в результате чего растет конкуренция, которая особенно проявляется в аграрных вузах из-за низкого уровня жизни на селе. Повышаются требования Минобрнауки России к организации и качеству учебного процесса в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ №273 от 29.12.2012.

Наиболее конкурентоспособными направлениями в подготовке кадров являются: ресурсо-экономные адаптивные экологически безопасные технологии в растениеводстве и животноводстве; биологизация и информатизация отрасли; биотехнология и генная инженерия; биоэнергетика (биотопливо) и зеленая экономика; стратегический менеджмент. Должное внимание необходимо уделять системе непрерывной опережающей подготовки кадров. Зарубежные науковеды давно уже определили, что в инновационном процессе образование должно опережать науку, наука - технику и технологию, а техника и технология – реальное производство.



Повышение качества подготовки специалистов на сегодняшний день является главной задачей, стоящей перед высшей сельскохозяйственной школой. В современных условиях решать эту задачу можно только комплексным путем.

Первое направление работы - это совершенствования образовательных стандартов и учебных программ. Речь, прежде всего, идет о разработке стандартов по прикладному бакалавриату и совершенствовании магистерских программ. Отличительные особенности программ прикладного бакалавриата связаны с подготовкой практико-ориентированных специалистов для нужд реальных отраслевых задач. Важная роль в этом процессе отводится работодателю, который:

принимает непосредственное участие в проектировании и реализации образовательных программ;

организует производственные практики, объем которых увеличен в полтора – два раза в сравнении с программами академического бакалавриата.

Кроме того, в программы прикладного бакалавриата встраивается дуальное обучение, особенностями которого являются:


  • присвоение квалификаций рабочего или должности служащего по профилю подготовки;

  • в структуру программ заложены элементы сопряжения с профессиональными программами соответствующего профиля (программы СПО).

К разработке этих стандартов и программ следует активнее привлекать отраслевые союзы и ассоциации сельхозтоваропроизводителей, наших партнеров из стран СНГ и международных организаций. Стратегически важно готовить специалистов, которые потребуются регионам через 5-10 лет в рамках нового технологического уклада. Другими словами, сегодня необходимо готовить не тех, кого мы можем, а тех, кто нужен реальному сектору экономики.

Следующим этапом может стать сетевая форма взаимодействия вузов, направленная на увеличение академической мобильности, а также вовлечение в учебный процесс работодателей. Особенности сетевой формы реализации образовательных программ представлены на этом слайде.

Необходимым условием повышения качества образования является использование новых средств обучения. Стремительное развитие информационных технологий приводит к их массовому внедрению в учебный процесс. В ближайшей перспективе важная роль будет отведена электронному обучению и дистанционным образовательным технологиям, что особенно актуально для масштабов Российской Федерации. «Следует ускорить принятие правовых актов, которые позволят российским вузам активно развивать массовое дистанционное образование, также ориентированное, прежде всего, на наших соотечественников и граждан СНГ» (из ежегодного Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию, 12 декабря 2013 года). В этой связи нужна специальная подготовка и переподготовка преподавательских кадров, как для работы с этими ресурсами, так и для их создания на высоком качественном уровне.

Необходимо при этом учитывать, что, даже имея самые технологически передовые электронные образовательные ресурсы, вузы не должны обходиться без живого, непосредственного общения студента с преподавателем.

Большое значение в аграрном образовательном процессе имеют базовые кафедры в организациях и на предприятиях. Это связано с тем, что развитие аграрного производства идет очень быстрыми темпами, и приобрести все виды необходимой техники для учебного процесса не представляется возможным. Так, на оснащение только одной программы подготовки специалистов по механизации сельского хозяйства в нашем университете требуется не менее 450 млн рублей. Поэтому вузами ведется работа по созданию филиалов кафедр на производстве.

Обеспечение качества аграрного образования во многом зависит от повышения уровня международной академической мобильности студентов и преподавателей: семестровые академические обмены (включенное обучение); межуниверситетские учебные курсы (в том числе, читаемые в дистанционном и он-лайн форматах); организация межвузовских летних и зимних школ; совместных практик и иных программ.

Ясно, что реализовать новые стандарты и программы могут только грамотные педагогические кадры. В этой сфере наложились проблемы, которые необходимо решать, это:


  • относительно низкий уровень оплаты труда преподавателей и падение вследствие этого престижности их труда;

  • большая часть молодых преподавателей не имеет опыта производственной работы;

  • старшее поколение, имеющее производственный стаж, заработало его не в рыночной экономике. Это основная причина оторванности учебного процесса от проблем реального сектора экономики.

Поэтому второе важнейшее направление работы – повышение квалификации профессорско-преподавательского состава.

Минсельхоз России проводит работу по внедрению эффективного контракта с руководителями вузов, в котором установлена прямая связь между величиной вознаграждения ректора и показателями качества предоставляемых организацией образовательных услуг. Следующий этап – заключение подобных контрактов с научно-педагогическими работниками образовательных учреждений. При этом особое внимание будет уделено их участию в научных исследованиях, востребованности их результатов в производстве, индексам цитируемости публикаций и другим показателям.

Говоря о мерах по адаптации аграрного образования к глобализационным процессам, важная роль отводиться деятельности учебно-методических объединений и советов. В настоящее время разрабатывается проект создания координационного совета УМО по образованию в области сельского хозяйства и сельскохозяйственных наук. Перспективная структура такого совета предполагает выделение УМО по сельскому, лесному и рыбному хозяйству, а также УМО по ветеринарии и зоотехнии. Создание подобного совета УМО будет способствовать координации действий научно-педагогической общественности аграрных вузов, а также представителей работодателей в обеспечении качества подготовки кадров для аграрного сектора экономики России.

В качестве предложений, необходимых для совершенствования аграрного образования в России считаем необходимым:



  • довести уровень затрат на одного обучающегося в аграрных вузах до уровня вузов Министерства образования и науки (по данным мониторинга 2012 г. они ниже на 25-30%);

  • ликвидировать негативную тенденцию снижения контрольных цифр приема в вузы Минсельхоза России по непрофильным специальностям и направлениям, таким как «Экономика и управление», «Юриспруденция», «Строительство»;

  • вместо утраченных учебно-опытных хозяйств ВУЗов рассмотреть возможность создания отраслевых научных центров коллективного пользования на базе региональных НИИ Россельхозакадемии (РАН) и их опытных хозяйств;

  • ходатайствовать перед Правительством Российской Федерации о присвоении статуса «федерального» или «национального» аграрного университета одному из передовых ВУЗов Минсельхоза России с выделением соответствующего финансирования;

  • объединить усилия Ассоциации «Агрообразование» с 82 союзами (ассоциациями) сельхозтоваропроизводителей Минсельхоза России для выявления потребностей рынка труда в специалистах;

  • развитие системы мониторинга и управление кадровым обеспечением аграрного сектора экономики Российской Федерации.

Реализация указанных направлений во многом будет способствовать развитию кадрового потенциала, а значит – росту конкурентоспособности отечественного АПК.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница