Составлена Ушаковой Дарьей Павловной учителем географии зато знаменск 2015 год пояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа



страница1/3
Дата13.08.2016
Размер0.67 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение муниципального образования

«Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области»

«Средняя общеобразовательная школа №233»


Рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол № __________

от «___» августа 2015 г.

Руководитель Бугаева И.Н. / ________


Согласовано

зам. директора по УВМ


____________ / Гончарова Л.А.

«01» сентября 2015 г.



Утверждаю

директор МКОУ ЗАТО Знаменск СОШ № 233

____________ / Щелкунова Т.Н.

Приказ № __________

от «__» сентября 2015 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии для 9А, 9Б классов

на 2015-2016 учебный год



Составлена Ушаковой Дарьей Павловной

учителем географии


ЗАТО Знаменск

2015 год

Пояснительная записка

Статус документа

Данная рабочая программа по географии для основной школы составлена в соответствии:



  • с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

  • с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленными в

федеральном государственном образовательном стандарте общего образования;

  • с фундаментальным ядром содержания общего образования;

  • с программой «География России: Хозяйство и географические районы»; 9 класс. – авторы И.А. Алексеев и др. (сборник География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы / сост. С.В. Курчина. – М.: Дрофа, 2012 г.)

  • с программой развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;

  • c идей и положением концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • с федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Структура программы позволяет последовательно реализовывать формирование навыков исследовательской деятельности, работы с измерительными приборами и природными объектами. Кроме этого, создаются условия для формирования всех перечисленных в стандарте способов деятельности учащихся.


Общая характеристика учебного предмета

Курс «География России» завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, экологическими и социальными проблемами, решаемыми Россией на данном этапе ее развития, возрождением России как великой евроазиатской державы. Данный курс служит одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих граждан России, их уважения к культуре и истории своей Родины и населяющих ее народов, экономического и эстетического образования школьников. Представление о целостности нашей страны вырабатывается в процессе усвоения знаний о всеобщей связи явлений, при изучении природы, населения и хозяйства России рассматриваемых в их историческом развитии. Образ России, формируемый у школьников, должен быть, с одной стороны, целостным, а с другой – территориально дифференцированным, разнообразным. Представление о разнообразии России и формируется как путем изучения территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосферы, так и через усвоение мест разнообразного масштаба (крупных районов, городов, отдельных примечательных мест России). Комплексный интегрированный подход к изучению географии России позволяет наиболее полно представить проблему «окружающая среда – общество – человек».



Цели:

Курс «География России. Хозяйство и географические районы» - это курс, который изучает нашу страну. Основная цель курса — сформировать у учащихся целостное представление о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и в мире. Образ России, формируемый у школьников, должен быть, с одной стороны, целостным, а с другой - территориально дифференцированным, разнообразным.



Одна из задач курса — подготовка учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде (не только природной, но еще в большей степени — к экономической, социальной и культурной). В то же время сама среда жизнеобитания быстро меняется, и современный человек должен быть готов быстро переориентироваться в ней: получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по-другому организовывать свою жизнь и т.д.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения.



Требования к результатам обучения географии

Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения. Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • формирование гражданской позиции к ценностям народов России, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;

  • формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России.

Метапредметные умения: Регулятивные (учебно-организационные):

- Ставить учебные задачи.

- Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи.

- Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи.

- Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями.

- Оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями.



Познавательные учебно-логические:

- Классифицировать в соответствии с выбранными признаками.

- Сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам.

- Систематизировать информацию.

- Структурировать информацию.

- Определять проблему и способы ее решения.

- Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации.

- Владеть навыками анализа и синтеза;



Учебно-информационные:

- поиск и отбор необходимых источников информации;

- использование информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;

- представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах;

- работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление тезисного плана, выводов, конспекта, тезисов выступления; перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.);

- использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

- создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами;

- составление рецензии, аннотации;



Коммуникативные:

- выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

- уметь вести дискуссию, диалог;

- находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.


Методическое обеспечение

1. Алексеев А.И. и др. География России. Население и хозяйство. 9 класс. - М.: «Дрофа», 2012.

2. География. 9 кл.: атлас. - М.: Дрофа, 2015.

3. Контурные карты. 9 класс. - М.: Дрофа, 2015.



Перечень литературы для педагогов

1. Жижина Е.А. Контрольно-измерительные материалы. География. 9 класс. – М: «ВАКО», 2014.

2. Малиновская С.А. География. 9 класс: поурочные планы по учебнику Алексеева А.И., Низовцевой В.В. – Волгоград: «Учитель», 2006.

3. Эртель А.Б. География. 9 класс. Подготовка к ГИА-2014: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: «Легион», 2013.



Дополнительная литература для учащихся:

1. Богачёв Д.В. Олимпиадные задания по географии. Полевые маршруты и практические задания на местности. 9-11 классы. – М.: «Русское слово – учебник», 2015.

2. Ким Э.В., Марченко Н.А., Низовцев В.А. География России. Хозяйство и географические районы. 9 кл.: рабочая тетрадь к учебнику под ред. Алексеева А.И. – М.: «Дрофа», 2014.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

www.pogoda.ru

www.nationalgeographic.ru

www.geography.about.com

www.nature.com

www.krugosvet.ru

www.ocean.ru

www.google.com

www.geo.ru

http://www.ndce.ru
Место курса в базисном учебном плане

География России изучается в 8 и 9 классах, на изучение курса отводится 2 часа в неделю. В 9 классе изучается вторая часть курса «География России» — «Хозяйство и географические районы», которая состоит из двух разделов: «Хозяйство России» и «Районы России».

Содержание программы включает ряд новых подходов.

При изучении раздела I «Хозяйство России» показывается тесная взаимосвязь природы, населения и хозяйства, рассматривается становление и развитие экономики страны, ее особенности; при характеристике отраслей и межотраслевых комплексов дается сравнение с мировыми показателями, другими странами и регионами. Рассмотрение всех отраслей и межотраслевых комплексов дается с учетом произошедших изменений в хозяйственной и социальной жизни России.

Раздел II «Районы России» включает темы: «Европейская часть России» и «Азиатская часть России».

Среди новых направлений в содержании данного раздела необходимо выделить следующие:



  • формирование образов отдельных территорий, раскрытие их специфических черт за счет комплексной (физико-, экономико-, социально- и культурно-географической) характеристики;

  • углубление и расширение знаний об отраслях хозяйства в каждом районе. Дается более полная характеристика отраслей специализации данной территории. Это позволяет широко проводить аналогии, сравнения при изучении других районов.

В заключительной части учебника «Россия в мире» рассматриваются внешние экономические связи, особенности взаимоотношений соседних государств с Россией, раскрываются их существующие и перспективные хозяйственные и социальные связи.

Ставится также цель обобщить изученный материал на более высоком мировоззренческом уровне и подготовить учащихся к восприятию нового курса 10 класса «Экономическая и социальная география мира», дать логическое завершение курсу «География России».

Программа курса «География России» построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), широкого использования источников географической информации (картографических, графических, статистических, текстовых и др.).

Срок реализации данной рабочей учебной программы по географии для 9 класса составляет 1 год (68 часов).




Информация о количестве учебных часов




Тема

Количество часов по программе

Планируемое количество часов

1.

2.


3.

4.


Введение

Раздел I: Хозяйство России

Раздел I I: Районы России

Резерв


1час

20 часов

45 часов

2 часа


1час

20 часов

45 часов

2 часа





Всего

68 часов

68 часов


Перечень географических объектов (номенклатура)

Тема «География отраслей и межотраслевых комплексов»

Машиностроительный комплекс. Научные центры и технополисы: Москва и города Подмосковья, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Владивосток, Хабаровск.

Центры трудоёмкого машиностроения: Санкт-Петербург, Москва, Воронеж, Нижний Новгород, Ярославль, Ульяновск, Саратов, Самара, Казань, Иркутск.

Центры металлоёмкого машиностроения: Волгоград, Пермь, Нижний Тагил, Екатеринбург, Ижевск, Челябинск, Орск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск

Топливно-энергетический комплекс.

Месторождения: Самотлор, Уренгой, Ямбург, Астраханское. Система трубопроводов с Тюменского севера на запад.

ТЭЦ: Сургутская, Костромская, Рефтинская. ГЭС: Волжский каскад, Красноярская, Саянская, Братская, Усть-Илимская. АЭС: Нововоронежская, Ленинградская, Белоярская, Кольская. Единая Энергетическая система (ЕЭС)



Металлургический и химико-лесной комплекс.

Центры чёрной металлургии: Череповецк, Липецк, Старый Оскол, Магнитогорск, Нижний Тагил, Челябинск, Новокузнецк.

Центры передельной металлургии: Москва, Санкт-Петербург, Ижевск, Златоуст, Комсомольск-на-Амуре.

Центры цветной металлургии: Мончегорск, Кандалакша, Волхов, Медногорск, Орск, Норильск, Братск, Красноярск, Новосибирск.

Центры химико-лесного комплекса: Архангельск, Сыктывкар, Соликамск-Березняки, Уфимско-Салаватский, Самара, Усолье-Сибирское, Енисейск, Усть-Илимск, Братск, Комсомольск-на-Амуре.

Инфраструктурный комплекс. Центры туризма и отдыха. Порты: Новороссийск, Астрахань, Калининград, Санкт-Петербург, Выборг, Архангельск, Мурманск, Дудинка, Тикси, Владивосток, Находка, Петропавлровск-Камчатский.

Железнодорожные магистрали: Транссибирская, Южносибирская, БАМ

Европейский Север. Моря: Баренцево, Белое. Заливы: Кандалакшский, Онежская губа. Полуострова: Рыбачий, Канин, Кольский. Острова: Соловецкие, Кижи, Валаам, Колгуев, Вайгач. Возвышености: Тиманский кряж, Северные Увалы. Горы: Хибины. Низменность: Печорская. Реки: Северная Двина, Печора, Онега, Мезень. Озёра: Имандра.Беломоро-Балтийский канал. Заповедники: Кандалакшский, Лапландский. Печорский угольный бассейн. Месторождения: апатитов, руд чёрных и цветных металлов Кольского полуострова и Карелии.

Города: Мурманск, Архангельск, Мончегорск, Кандалакша, Череповец, Воркута

Кислогубская ПЭС. Кольская АЭС

Центральная Россия. Моря: Балтийское. Финский залив. Окско-Донская равнина. Возвышенности: Среднерусская, Валдайская. Низмености: Окско-Донская, Мещерская.

Реки: Дон, Ока, Вятка, Кама, Нева. Озёра: Ладожское, Онежское, Чудское, Псковское, Ильмень, Селигер. Водохранилища: Рыбинское, Горьковское.

Каналы: Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы (Москва-Волга). Заповедники: Дарвинский, Приокско-Террасный. Подмосковный угольный бассейн, КМА. Города: Москва и подмосковные города науки (Пущино, Дубна, Троицк), Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Нижний Новгород, Владимир, Калининград, Ярославль, Воронеж, Липецк.

Поволжье. Моря: Каспийское. Возвышенности: Приволжская. Низменности: Прикаспийская. Реки: Волга, Дон. Озёра: Эльто, Баскунчак. Водохранилища: Куйбышевское, Волгоградское, Цимлянское. канал: Волго-Донской. Заповедники и национальные парки: Астраханский национальный парк, Самарская Лука. Месторождения солей: Баскунчак. Города: Казань, Пенза, Самара, Ульяновск, Саратов, Волгоград, Астрахань.

Северный Кавказ и Нижний Дон. Моря: Азовское, Чёрное. Проливы: Керченский. Полуостров: Таманский. Ставропольская возвышенность Горы: Большой Кавказ, гора Казбек, гора Эльбрус. Низменности: Прикубанская, Терско-Кумская,Кумо-Манычская впадина. Реки: Кубань, Кума, Терек. Заповедники: Тебердинский.

Месторождения цветных металлов: Большого Кавказа.

Города: Ростов-на-Дону, Новороссийск, Ставрополь, Краснодар, Сочи, Анапа,

Туапсе, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Теберда.



Урал. Пай-Хой, Полярный Урал, Приполярный Урал, Северный Урал, Средний Урал, Южный Урал. Горы: Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар. Реки: Печора, Кама, Урал, Чусовая, Северная Сосьва, Тура, Исеть. Заповедники: Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский. Города:

Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь, Оренбург, Магнитогорск, Соликамск, Березняки, Краснотурьинск, салават, Орск, Медногорск, Златоуст, Миасс, Соль-Илецк.



Западная Сибирь. Заливы: Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский. Полуострова: Ямал, Гыданский. Горы: Алтай (гора Белуха), Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный Саян. Возвышенности: Сибирские Увалы. Равнины: Ишимская, Барабинская. Котловины: Кузнецкая. Реки: Обь, Бия, Катунь, Иртыш, Тобол, ишим, Пур, Таз. Озёра: Кулундинское, Чаны, Телецкое.

Месторождения: Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузнецкий каменноугольный бассейн, железные руды Горной Шории, цветные редкие металлы Рудного Алтая. Заповедники: Алтайский. Сургутская ТЭЦ. Города: Новосибирск, Омск, Томск, Тюмень, Сургут, Нижневартовск, Кемерово, Новокузнецк, Горно-Алтайск, Барнаул. Технополисы: Томск, Новосибирск, Омск. Нефтяные концерны: "Лукойл", "Сургутнефтегназ",.



Восточная Сибирь. Моря: Карское, Лаптевых. Заливы: Енисейский. Полуостров Таймыр. Острова Северная Земля. Возвышенности: Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана. Горы: Бырранга, Енисейский кряж, Восточный Саян, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет. Низмнности: Северо-сибирская. Котловины: Минусинская, Тувинская. Реки: Енисей, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска, Хатанга, Ангара, Селенга, Алдан, Шилка, Аргунь. Озёра: Байкал, Таймыр. Заповедники: Таймырский, Баргузинский, Кодаро-Чарский. Месторождения: Тунгусский, Таймырский, Минусинский, Улуг-Хемский, Южно-Якутский каменноугольные бассейны; железные руды Хакасии, Забайкалья; Удоканское месторождение меди, цветные и редкие металлы Путорана и гор Забайкалья. Транссибирская магистраль, БАМ (Большой и Малый). Города: Диксон, Дудинка, Норильск, Хатанга, Красноярск, Минусинск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Усть-Илимск, Братск, Ангарск.

Дальний Восток. Моря: Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово. Охотское, Японское. Проливы: Берингов, Татарский, Лаперуза, Кунаширский. Заливы: Пенжинская Губа, Петра Великого. Острова: Новосибирские, Врангеля, Командорские, Курильские, Сахалин. Полуострова: Чукотский, Камчатка. Горы: Верхоянский хребет, хребет Черского, Яно-Оймяконское нагорье, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь. Вулканы: Ключевская Сопка, Авачинская Сопка. Равнины: Зейско-Буреинская; Центрально-Якутская, Яно-Индигирская, Колымская, Среднеамурская низменности. Реки: Вилюй, Алдан, Оленёк, Лена, Яна, Индигирка, Колыма, Амур, Зея, Уссури, Камчатка, Анадырь. Водохранилища: Вилюйское, Зейское. Озёра: Ханка. Заповедники: Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской, Кедровая Падь. Бассейны буро- и каменноугольные: Ленский, Зырянский, Нижнезейский.

Нефтегазоносные бассейны: охотский (остров Сахалин и шельф). Месторождения цветных металлов: Северо-Восток Сибири, золотые прииски: Алдан и Бодайбо, Сихотэ-Алинь. Амуро-Якутская магистраль. Города: Тикси, Мирный, Якутск, Верхоянск, Анадырь, Магадан, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Владивосток, Хабаровск, Уссурийск.


Содержание курса и результаты изучения предмета

Введение. (1 ч)

Роль экономической и социальной географии в жизни современного общества. Повторение основных понятий по географии 8 класса «География России. Природа. Население».



Раздел I Хозяйство России (20 ч)

Тема 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВА.

Понятие хозяйства. Его структура. Отрасли и их группировки. Три сектора хозяйства — первичный, вторичный, третичный. Изменение структуры хозяйства России. Этапы развития хозяйства России. Циклические закономерности развития хозяйства. Особенности индустриального пути развития России.



Планируемые предметные результаты подготовки учащихся:

Объяснять значение понятий: экономическая и социальная география; первичная, вторичная и третичная сферы (сектора) хозяйства; структура хозяйства, отрасль хозяйства, технологические циклы (Кондратьева); наукоемкое, трудоемкое, материалоемкое, энерго - и водоемкое производства; межотраслевые комплексы; специализация и кооперирование, концентрация в производстве; внутри межотраслевые связи; транспортная магистраль, инфраструктура; географическое разделение труда; отрасль специализации, экономический район, экономическое районирование;



  • уметь отбирать и пользоваться разнообразными источниками географической информации;

  • читать и анализировать графические и статистические материалы, тематические (отраслевые) карты;

  • объяснять межотраслевые и внутриотраслевые связи, влияние различных факторов на развитие и размещение производств, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на примере отдельных отраслей и межотраслевых комплексов.

  • называть сферы (сектора) хозяйства и главные отрасли в их составе;

  • называть и объяснять основные этапы развития хозяйства России, изменения в структуре хозяйства.


Каталог: sveden -> files
files -> О результатах деятельности кафедры бис
files -> Программа вступительных испытаний литература
files -> Рабочая программа по «Литературе Смоленщины» составлена на основе программы курса «Литература Смоленщины»
files -> Ноу впо «московская академия экономики и права»
files -> Сведения о результатах деятельности кафедры ксуп в 2015 г
files -> Учебно-методическое обеспечение программы
files -> По направлению подготовки (специальности) 036401. 65 Таможенное дело
files -> Авт сост.: Сомов В. А., Романовский В. К., Гречухин Г. Б., 2007 Нижегородский гуманитарный центр, 2007
files -> Ового времени. М.: «Русское слово», 2007; Агафонов С. В. Боханов А. Н. История России. XIX век. М.: «Русское слово», 2009


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница