Составила: старший воспитатель – Хандожко А. А




Скачать 277.37 Kb.
Дата12.07.2016
Размер277.37 Kb.


водяные лилии
Составила: старший воспитатель – Хандожко А.А.
Задачи:


  • Дать оценку экологического состояния района, микрорайона, в котором расположен детский сад;

  • оценить состояние его территории и прилегающих участков;

  • оценить с эколого – эстетических позиций здание и внутренние помещения;

  • оценить влияние детского сада на окружающую среду, наметить пути уменьшения этого влияния;

  • оценить профессиональные ресурсы учреждения с точки зрения возможностей экологического образования;

  • наметить первоочередные задачи и перспективы экологического образования в детском саду;

  • координировать работу по экологическому образованию с другими учреждениями и организациями;

  • создать наиболее благоприятные условия для здоровья детей;

  • привлечь внимание родителей к экологическим проблемам;

  • оценить готовность учреждения к работе по данному направлению.

Экологический паспорт составляется прежде всего для самого дошкольного учреждения, для вовлечения в работу всего коллектива и определения перспектив и возможностей детского сада в работе по экологическому воспитанию.

Поскольку экологическая ситуация в детском саду будет меняться, то периодически (1 раз в год), в экологический паспорт будут вноситься дополнения и изменения.

Составленный экологический паспорт поможет отследить динамику работы коллектива детского сада по воспитанию начал экологической культуры, наглядно показать результаты этой работы.

Осуществляет общее руководство по составлению паспорта – старший воспитатель детского сада.
I/ Экологическая ситуация.
Детский сад находится в центре поселка на улице Октябрьской, по которой проходит автомобильная трасса с достаточно высоким оживленным движением транспорта. По дороге идет интенсивное движение транспортных средств, как легковых, так и большегрузных. Параллельно улицы Октябрьской находится улица Вокзальная, где проходит железная дорога, расположена станция, пункт технического осмотра вагонов и вагонное депо. Все это является частью как шумового, так и антропогенного загрязнения.

В районе расположения детского сада находится магазин «ТРОЯ», на территории которого находится котельная, отапливаемая углем. На территории хозяйственного двора магазина постоянно осуществляется сжигание мусора.

В нескольких километрах от детского сада находится парк, стадион, школа №2, школа №4.
img_0338


II/ Характеристика территории детского сада.

Здание детского сада сдано в эксплуатацию в 1968 году.

Земельная территория составляет 6930 квадратных метра. Территория детского сада по периметру засажена деревьями: береза, вяз, карагач, ива и т.д. На территории детского сада произрастают дикорастущие, декоративные и культурные кустарники (желтая акация, смородина, черемуха, сирень, сосна, лиственница).

В наличии имеются мхи, лишайники. Характер почв естественный, с наличием гравия, привозного песка, а также дерновой земли.

Площадь зеленых насаждений в пересчете на одного ребенка соответствует норме.

На территории детского сада постоянно размещаются «птичьи столовые», куда прилетают воробьи, сороки, синицы, зимой – снегири, поползни, клесты, дятлы.

Степень вытоптанности игровых участков, дорожек

– 45 – 50%.

Особенность ветрового режима – территория детского сада со всех сторон закрыта, по периметру засажена деревьями (береза, карагач, ива, сосна), с северной стороны, откуда чаще всего бывают сильные ветра – отгорожены сплошной плотной изгородью высотой 2 метра.

Доступ посторонним лицам (за исключением родителей и лиц, законных представителей детей) на территорию детского сада закрыт; имеется калитка и ворота для проезда специального транспорта (машины для сбора мусора, подвоза продуктов, молока и др.). Частота заезда автомобилей – минимальная (подвоз продуктов, молока, вывоз мусора – 1 раз в неделю), мусорный контейнер, в количестве 1 шт., находится на территории хозяйственного двора.



III\ Характеристика здания (помещений).
Общая площадь земельного участка детского сада составляет – 6930 кв. м.

Общая площадь здания детского сада – 1106 кв.м

* Здание двухэтажное, кирпичное.

* Состояние здания – удовлетворительное.

* Используемый строительный материал – кирпич, дерево, стекло, отделочная плитка.

* При оформлении помещения используется естественный природный материал.



* В каждой возрастной группе подобраны комнатные растения в соответствии с возрастом детей, условиями расположения группы, в наличии имеются аквариумы с аквариумными рыбками (список растений и рыбок прилагается).
IV/ Влияние ДОУ на окружающую среду.
Для формирования экологического мировоззрения и навыков экологически грамотного поведения в быту необходимо знать: как влияет на окружающую среду само дошкольное образовательное учреждение.

  • Детский сад потребляет воду, которая поступает централизованно, по водопроводу. Вода используется для приготовления пищи, мытья посуды и полов, уборки подсобных помещений, умывания, закаливания детей, мытья детей раннего возраста, стирки белья. В летний период времени вода дополнительно используется для полива участков, песка, закаливания, для полива цветников и огорода. Отработанная вода уходит в канализацию. За воду, потребляемую ДОУ, производит оплату учредитель. В помещении вся сантехника, канализационные трубы в исправном состоянии, своевременно устраняются неисправности.

  • Детский сад пользуется электроэнергией. Оплату за потребленную электроэнергию производит учредитель ДОУ. Для освещения используются лампы накаливания. Освещением пользуются в сумеречное и темное время суток: утром в зимнее и осеннее время до 9 часов утра, а в вечернее с 17.00 до 19.00, т.е. до ухода детей домой. По возможности, происходит экономия и рациональное использование электроэнергии в детском саду.

  • Детский сад имеет центральное отопление, отапливается котельной НГЧ. В осеннее – зимний период все помещения детского сада утепляются. Средняя температура 20 – 23 градуса, лишь в музыкальном и физкультурном зале, где проходят двигательные занятия (музыкальные, физкультурные, гимнастика и др), температура составляет 18 – 19 градусов. В течение дня соблюдается тепловой режим, регулярно проводится проветривание помещений.

  • В учреждении имеются отходы, которые складируются в одну ёмкость (контейнер), он регулярно освобождается, т.е. вывозится в специально отведенное место. Преобладают отходы упаковочного характера: банки, тетрапаки, бумага, туалетная использованная бумага, пластмассовые бутылки. Некоторые упаковочные материалы используются для поделок: коробочки из под сока, от шоколада, пластиковые бутылки. Мусор вывозится в соответствии с договором с предприятием УМПП ЖКХ.

  • Для обработки помещений в детском саду используются: СМС, хозяйственное мыло, чистящие пасты, хлорамин, хлорная известь, отбеливатель. Всё хранится у завхоза в специально отведенном месте. Все моющие средства используются только с текущим сроком годности. Специальные санитарные обработки помещений детского сада производятся 1 раз в год, в отсутствие детей и сотрудников детского сада.

  • Численность сотрудников детского сада - 28 человек.

  • Численность детей – 159 человек.


V/ Профессиональная и методическая подготовка.
Педагоги детского сада используют в работе с детьми комплексную программу:

  • «Программу воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильевой, 2005 год, Москва.

  • Учебно – методический комплект к программе М.А.Васильевой. Кроме комплексной программы, педагоги используют вариативные комплексные (парциальные программы:

  • «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Л.С.Згурская, 1997 год, г. Благовещенск;

  • «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры», О.Князевой, 1998 год, Москва;

  • «Наш дом – природа», Н.А.Рыжовой, 1996 год, Москва, (блоки «Волшебница вода», «Воздух – невидимка»);

  • «Юный эколог» С.Николаевой, 1998 год, Москва, (для расширения знаний педагогов и вариативного планирования занятий по экологии);

  • П.П.О. из журналов «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» и приложение к журналу, «Педсовет», «Книжки, нотки и игрушки…», газета «Дошкольное образование». Программы, используемые педагогами, утверждаются Учебным планом дошкольного образовательного учреждения, принимаются на заседании первого педагогического Совета в начале нового учебного года. В детском саду работают 11 педагогов (воспитатели, старший воспитатель, заведующая и музыкальный руководитель).

  • Работа по формированию начал экологической культуры осуществляется с детьми от 1,5 – 7 лет, с детьми от 1,5 – 4 лет работа ведется по ознакомлению с природой и интеллектуально – познавательному развитию. Как на занятиях, так и вне занятий. Начиная со средней группы, работа ведется на специально выделенных занятиях (экология), а так же вне занятий через различные виды деятельности. Педагоги имеют среднее специальное образование, один – высшее, один – обучается в БГПУ. Курсы повышения квалификации проходят своевременно, в соответствии с перспективным планом.

  • В методическом кабинете имеется библиотека, где подобрана специальная литература, которая постоянно пополняется и обновляется: методическая и художественная детская (список методической и дополнительной литературы прилагается). В наличии имеется дидактический материал, картины, панно, гербарии, макеты, дидактические игры, демонстрационный и наглядный материал. Коллектив детского сада постоянно поддерживает связь с другими организациями и учреждениями:

  • Комитет по защите и охране окружающей среды;

  • Районная станция юннатов;

  • Краеведческий музей;

  • СПОШ №2, и №4;

  • Библиотека;

  • Детские сады района.



VI/ Дополнительные сведения.
На территории Бурейского района имеется Бурейская ГЭС, идет строительство Нижне – Бурейской ГЭС, в связи с этим необходимо предусмотреть работу с детьми, родителями, коллективом.

VII/ Выводы и предложения:
Работа коллектива детского сада №50 в области воспитания начал экологической культуры у детей – удовлетворительная.

Продолжать работу во всех направлениях:



  • с педагогами;

  • родителями;

  • детьми;

  • педагогами дополнительного образования.



Опытно – экспериментальная работа с детьми.

Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, в детском саду используются несложные опыты. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети учатся рассуждать, делать умозаключения. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно – следственных связей. Опыты проводятся чаще всего с детьми старшего дошкольного возраста, в младших и средних группах педагоги используют отдельные поисковые действия.

При обсуждении результатов опытов, педагог подводит детей к самостоятельному выводу и суждениям. В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями, животными.

Фиксация опыта: Во время опытов педагог поддерживает интерес к нему фиксацией наиболее характерных этапов в дневнике наблюдений (в виде рисунков, модулей). Это в то же время помогает детям отмечать состояние условий и устанавливать причины изменений.
Младшая и средняя группа.


  • С кошкой – определить, хорошее ли обоняние у кошки, выяснить, хорошо ли слышит кошка;

  • С растениями – подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений;

  • Защитные свойства снега;

  • Рост растений на разных полянках;

  • Таяние снежинок на ладошке;

  • Предложить детям испечь пирожки из сухого песка.

Старший дошкольный возраст.

  • Опыты с неживой природой: выявление свойств и качеств снега, льда, песка, воды, глины;

  • Воздух и способы его обнаружения;

  • Потребность растений в воде;

  • Состояние почвы;

  • Свойства воздуха;

  • Свойства почвы;

  • Опыты с магнитом;

  • Снег и лед – вода, изменившая свое состояние;

  • Необходимость влаги для растений


Длительные наблюдения с детьми.

Особенно ценны длительные наблюдения. Содержание длительных наблюдений многообразно:



  • рост и развитие растений;

  • установление основных изменений в росте и развитии растений;

  • развитие животных и птиц;

  • сезонные наблюдения за неживой и живой природой. Организуя длительные наблюдения, воспитателям необходимо знать основные этапы (стадии) роста и развития растения или животного. В соответствии с этим наблюдение разбивается на систему эпизодических. Каждое эпизодическое наблюдение проводится тогда, когда изменения проявились у объекта особенно ярко. Запомнить детям происходящие с объектом изменения помогают рисунки, модели, гербарии. В итоге следует воспроизвести весь цикл роста и развития объекта. Поэтому обязательным является заключительное наблюдение.

АМУРСКИЙ АКВАРИУМ

«Текущая река – это сама жизнь»

(П.П.Семенов – Тянь – Шанский).

Амур – одна из крупнейших рек нашей страны. Амур занимает четвертое место в нашей стране, а на нашей планете десятое место по определенным показателям. Что же это за показатели?


  • длина реки;

  • площадь бассейна.

Второй показатель более важный. Площадь бассейна реки составляет 1843 тыс. кв.км, длина – 4350 км. Амур интересен таким качеством: он лежит на своеобразной климатической границе, где сошлись и совместно существуют обитатели северных и тропических вод. Для северных, арктических рыб температура воды в Амуре является часто верхним пределом их существования. Но эта же температура служит нижним пределом для нормальной жизнедеятельности тропических рыб. Крупнейшими левыми притоками являются Зея, Бурея, Амгунь, а правыми – Сунгари и Уссури. Своеобразна фауна Амура. В этом бассейне насчитывается более сотни видов рыб. Рыбы распадаются на пять групп.Основная– реликты, древней третичной фауны. Это такие реликты, как таймень, хариус, амурская щука, ленок, калуга, вьюн. Вторая группа северные вселенцы: лососи, сиги, гольцы, налим, кета, горбуша, сима.

Третью группу составляют виды китайской фауны: белый амур, лещ, толстолобик.

Четвертую группу составляют тропические, южного происхождения рыбы: змееголов, косатки.

Пятую группу составляют рыбы, являющиеся по происхождению представителями морской фауны, когда то обосновавшимися в пресных водоемах: ауха – вид семейства морских окуней.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ФОРМ И МЕТОДОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ДОУ


  • Экологические занятия;

  • экологические экскурсии;

  • уроки доброты; уроки мышления;

  • экологические кружки;

  • Экологические конкурсы;

  • КВН, аукционы, марафоны, викторины, «Поле чудес»;

  • Экологические акции;

  • Обсуждение и проигрывание ситуаций;

  • Зеленый патруль;

  • Трудовой десант;

  • Клуб исследователей природы;

  • лаборатория юного эколога;

  • Составление экологических карт;

  • Ведение «Панорамы добрых дел»;

  • Ведение календарей природы;

  • Коллекционирование;

  • Экологические выставки и экспозиции;

  • Экологические музеи;

  • День (неделя) экологического творчества;

  • Экологические праздники и фестивали;

  • Экологические игры (дидактические, имитационные, игры – моделирование экосистем, соревнования, игры – путешествия);

  • Экологические сказки;

  • Экологические тренинги;

  • Чтение художественной литературы;

  • Рассматривание картин, иллюстраций;

  • Экологические проекты.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

(бесед по экологическому воспитанию)

в подготовительной к школе группе



Сентябрь:

  1. Что значит быть добрым.

  2. О заботливых и трудолюбивых детях.

Октябрь:

  1. О помощи взрослым.

  2. О чуткости и равнодушии.

Ноябрь:

  1. О заботливом отношении к природе.

  2. О совместном труде.

Декабрь:

  1. О бережном отношении к природе.

  2. Почему плачет синичка?

Январь:

  1. Ёлкино платье.

  2. «Косточка».

Февраль:

  1. Беседа об отношении к природе.

  2. Урок дружбы.

Март:

  1. Сила не право.

  2. Вместе тесно, а врозь скучно.

Апрель:

  1. Беседа о том, как важно думать о других.

Май:

  1. О вежливых словах.

  2. О честности.


ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР

по экологическому воспитанию.

Младшая группа:

  1. Рыбки живые и игрушечные;

  2. Карлсон ухаживает за комнатными растениями.


Средняя группа:

  1. Карлсон ухаживает за комнатными растениями.

  2. Карлсон сажает зеленый лук.

  3. Айболит осматривает комнатные растения.

  4. Приготовление винегрета.

  5. Незнайка рассказывает небылицы о лете.

  6. Красная Шапочка лечит бабушку.


Старшая группа:

  1. Айболит рассказывает о лекарственных растениях.

  2. Айболит рассказывает о здоровом образе жизни.

  3. Опыты с луком ставит Чипполино.

  4. Чипполино посадил огород на окне.

  5. Дюймовочка рассказывает об основных правилах посадки комнатных растений.

  6. Дюймовочка знакомит детей с перврцветами.

  7. Путешествие по сказке «Дюймовочка».


Подготовительная группа:

  1. Кот Матроскин обзаводится хозяйством.

  2. Кот Матроскин рассказывает о домашних водоплавающих птицах.

  3. Буратино беседует о деревьях.

  4. Буратино увидел пожар в лесу.

  5. Красная Шапочка собирает грибы в лесу.

  6. Путешествие в зоопарк.

  7. Летняя экспедиция на побережье Северного Ледовитого океана.

  8. Зимняя экспедиция в Арктику.

  9. Путешествие в Африку.

  10. Фотоохота в лесу.

  11. Тайны лесной поляны.

  12. Посещение картинной галереи.


РАСТЕНИЯ ЦЕНТРА ПРИРОДЫ В ГРУППАХ.

Комнатные растения издавна украшали жилище человека. Многие из них обильно и долго цветут, имеют красивую окраску листвы, необычные стебли. Растения дают богатую пищу для наблюдений, сравнений и размышлений, требуют постоянного труда, с которым могут справиться дети дошкольного возраста.



Младшая группа:

  • герань, фуксия, бегония вечноцветущая, бальзамин,

  • камелия, китайский розан, аукуба, колеус.

Средняя группа:

  • Те же растения, что и в младшей группе +

  • Алоэ или агава,

  • Бегония Рекс

  • Аспарагус.

Старшая группа:

  • Те же растения, что и в средней группе +

  • Растения с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся), имеющие луковицы, клубнелуковицы

  • Традесканция, комнатный виноград, плющ, 1 – 2 вида кактусов, цикламен, примула, кливия.

Подготовительная группа:

  • Те же растения, что и в старшей группе +

  • Папирус;

  • Узамбарская фиалка, кринум, гемантус и другие.



НАБЛЮДЕНИЯ.

ОСЕНЬ

II – я МЛАДШАЯ ГРУППА:

  • небо

  • состояние погоды

  • дождь

  • ветер

  • птицы

  • животные

  • труд взрослых.


СРЕДНЯЯ ГРУППА:

  • изменения погоды в солнечный и пасмурный день

  • небесные светила (солнце, луна, звезды)

  • изменение цвета листьев на участке, в лесу, на лугу

  • травянистые растения и деревья

  • линька кошек и собак

  • состояние водоема

  • насекомые, птицы, животные

  • труд на огороде, в цветнике.


СТАРШАЯ ГРУППА:

  • изменение освещенности в течение дня, продолжительность дня и ночи

  • высота стояния солнца

  • изменение температуры

  • первые заморозки

  • туман

  • роса

  • небо (луна, звезды, солнце, облака)

  • прозрачность воздуха, скорость, его передвижения

  • прекращение роста и отмирание верхних частей растения.

  • Различение деревьев, кустарников, трав по стволам, веткам, остатков плодов, листьев

  • Растения однолетние, многолетние

  • Нахождение мест скопления насекомых

  • Отлет насекомоядных птиц, водоплавающие птицы

  • Труд взрослых (дворник, садовник).

  • Рост поврежденных растений

  • Жизнь больных животных

  • Сравнение одежды взрослых и детей осенью и летом

  • Приближение птиц к жилью человека

  • Животные парка, леса.

  • Жизнь обитателей водоема

  • Продолжительность дня и ночи

  • Длинная тень от солнца в полдень

  • Длительные наблюдения.


ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА:

  • Осенние явления (туман, затяжной дождь, заморозки, ветер)

  • Долгота дня, высота стояния солнца, движение его на небосводе.

  • Небо

  • Осадки

  • Окраска листьев

  • Самостоятельные наблюдения с использованием флюгера, термометра, условных мерок

  • Подготовка к зиме насекомых

  • Водоем (кто и где размещается).

  • Повадки домашних животных

  • Поведение птиц

  • Труд взрослых

  • Посев озимых культур

  • Установление последовательности отлета птиц с зарисовкой

  • Сравнение хвои лиственницы, ели, сосны

  • Распространение семян деревьев, дикорастущих трав, крючочков репейника

  • Птицы, способы добывания пищи

  • Осенние явления


ЗИМА
II –я МЛАДШАЯ ГРУППА:

  • снегопад

  • метель

  • снежинки

  • облака

  • восход и заход солнца

  • ворона

  • синичка

  • снегирь

  • посадка лука


СРЕДНЯЯ ГРУППА:

  • зимнее небо

  • звезды

  • зимний пейзаж

  • явления природы: снегопад, метель, вьюга, пурга, оттепель

  • следы на снегу

  • ветер, солнце

  • деревья и кустарники под снежным покровом

  • сравнение дуба и березы, тополя и березы

  • повадки птиц

  • вновь прилетевшие птицы

  • поведение птиц во время подкормки

  • воробьи, вороны, синицы, снегири

  • сосульки в оттепель

  • погода в ветреный день

  • снежинки в свете фонаря

  • сугробы, лед

  • узоры на стекле

  • труд взрослых


СТАРШАЯ ГРУППА:

  • небо, тучи, звезды, зима

  • восход и закат солнца

  • снег, снежинки

  • метель, вьюга, поземка

  • определение погоды по приметам

  • замерзание воды в лужах, реке, озере

  • различение деревьев и кустарников по коре стволов, расположению ветвей, оставшимся на ветках плодам

  • повадки зимующих птиц

  • домашние животные

  • дикие животные

  • циклические наблюдения на экологической тропинке с зарисовкой, моделирование

  • снегопад, поземка, сугробы

  • работа снегоуборочной машины

  • срезание веток и наблюдение

  • поведение птиц в разную погоду

  • гололед

  • труд дворника во время гололеда

  • разнообразие снежинок в зависимости от погоды, зарисовка

  • следы в парке, на участке, их различение

  • птицы и животные

  • рыбаки у проруби

  • увеличение продолжительности дня

  • образование сосулек

  • зимующая трава под снегом

  • зимующие птицы у кормушки


ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА:

  • ежедневный осмотр участка

  • небо, солнце, луна, звезды

  • определение погоды по приметам (на завтра)

  • сравнение погоды (вчера и сегодня)

  • снегопад (измерение глубины сугробов)

  • следы птиц, животных, человека

  • кора деревьев – защита от выморозки

  • поведение и повадки птиц

  • цикл наблюдений за елью

  • температура воздуха, направление ветра

  • красота зимнего пейзажа

  • снежинки в разную погоду

  • причудливые узоры на окнах

  • снегозадержание

  • красота деревьев в разную погоду

  • следы животных в парке, у реки

  • птицы

  • цикл наблюдений за водой, льдом, снегом

  • решение логических природоведческих задач

  • вьюга, метель

  • февраль – бокогрей

  • появление наста

  • узнавание следа человека (взрослого и ребенка)

  • следы животных, птиц, следы от санок, лыж, машин, установление срока давности

  • деревья

  • птицы

  • водоем

  • одежда взрослых и детей

  • цикл наблюдений за водой, снегом, паром.

ВЕСНА


II – я МЛАДШАЯ ГРУППА:

  • состояние погоды

  • изменения погоды

  • небо

  • облака

  • свойства воды

  • набухание почек

  • появление листьев, травы, растений

  • снег

  • птицы

  • пригревает солнце

  • жуки, бабочки, стрекозы

  • животные

  • циклические наблюдения за лягушкой

  • целевые прогулки


СРЕДНЯЯ ГРУППА:

  • состояние погоды

  • красота весеннего неба, пейзаж

  • оттепель

  • изменение цвета и плотности снега

  • сосульки

  • трава на солнечной стороне участка

  • первые весенние цветы

  • вылет птенцов из гнезда

  • детеныши домашних животных

  • почки на деревьях

  • весенний дождь, первая гроза

  • одуванчик, разные стадии

  • посадка саженцев

  • жуки, бабочки, мухи, комары, муравьи, дождевые черви (умение различать).


СТАРШАЯ ГРУППА:

  • увеличение светового дня

  • солнце, изменение его пути в течение дня

  • кучевые облака

  • последние зимние бураны, вьюги, поземка

  • таяние снега, образование сосулек, капель

  • труд взрослых

  • снег, где он тает быстрее

  • деревья

  • ручейки, ледоход, половодье

  • первые ростки травы

  • деревья и кустарники на участке, экологической тропе

  • мать – и – мачеха (зарисовка).

  • Птицы, изменение их поведения

  • Гнездование птиц

  • Длительные наблюдения за ростом овса, гороха, огурцов, томатов

  • Цветение деревьев, кустарников (ива, ольха, орешник)

  • Животные водоемов (рыбы, лягушки)

  • Обрезка веток, наблюдение за набуханием почек

  • Выявление вреда майского жука

  • Появление одуванчиков

  • Первые грозы


ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА:

  • Солнце

  • Длительность дня

  • Изменение снега, быстрота таяния снега

  • Сосульки, проталинки, ручьи

  • Прилет перелетных птиц

  • Водоемы, пробуждение жизни

  • Обрезка деревьев

  • Первая гроза, весенний ливень (зарисовка)

  • Просыхание почвы (глинистой, песчаной)

  • Появление всходов, рост растений

  • Сокодвижение растений

  • Цветение орешника, ольхи, вербы, распускание почек березы

  • Крона лиственницы

  • Появление первых весенних цветов

  • Рост растений многолетников

  • Появление бабочек (зарисовка)

  • Прилет птиц

  • Водоем

  • Половодье

  • Труд взрослых

  • Цикл наблюдений за веточками

  • Солнце

  • Изменение природы перед дождем

  • Появление дикорастущих трав, цветение деревьев, распускание листьев, цветение черемухи, плодовых деревьев

  • Птицы

  • Насекомые

  • Водоем (растения, животные)



ЭКОЛОГО – БИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ДЕРЕВЬЕВ И КУСТАРНИКОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА.
Отношение к свету (от светолюбивых – к теневыносливым).
* лиственница даурская * черемуха Мака

* можжевельник твердый * береза каменная

* береза даурская * липа маньчжурская

* сосна обыкновенная * береза желтая

* береза плосколистая * свидина белая

* береза маньчжурская * маакия амурская

* кедровый стланик * яблоня сибирская

* тополь Максимовича * мелкоплодник ольхолистый

* микробиота * ясень клюволистый

* липа амурская * ясень маньчжурский

* ель Глена * клен маньчжурский

* ель корейская * ель сибирская

* ель аянская * клен приречный

* орех маньчжурский * осина Давида

*бересклет большекрылый * клен мелколистный

* груша уссурийская * сирень амурская

* дуб монгольский * граб сердцевидный

* кедр корейский * клен зеленокорый

* ильм сродный * пихта сахалинская

* бархат амурский * пихта белокорая

* боярышник Максимовича * пихта грациозная

* ольха волосистая * тис остроконечный



ОТНОШЕНИЕ К ВЛАЖНОСТИ ПОЧВЫ
(в порядке возрастания влаголюбия).

* Сосна обыкновенная *яблоня амурская

*можжевельник твердый * ильм лопастый

*граб сердцелистый * ясень маньчжурский

*лиственница двухцветная * ель аянская

*дуб зубчатый * осина Давида

*дуб монгольский * кедровый стланик

* рябина Шнейдера * орех маньчжурский

*береза даурская * жимолость съедобная

*абрикос маньчжурский *тополь Максимовича

*микробиота * тополь душистый

* боярышник Максимовича * бересклет Мака

*калина Саржента * лимонник китайский

*яблоня сибирская * ель Глена

* кедр корейский * свидина белая

* клен приречный * черемуха Мака

*рябина амурская * черемуха азиатская

*пихта цельнолистая * ольха волоситсая

* груша уссурийская * ива Шверина

* тис остроконечный * лиственница даурская

* береза плосколистая *чозения

*клен мелколистый


ОТНОШЕНИЕ К ПЛОДОРОДИЮ ПОЧВЫ:
(от малотребовательных – к требовательным)

  • можжевельник

  • сосна обыкновенная

  • кедровый стланик

  • микробиота

  • лиственница даурская

  • можжевельник сибирский

  • береза плосколистая

  • груша уссурийская

  • осина Давида

  • рябина амурская

  • яблоня сибирская

  • дуб монгольский

  • граб сердцелистый

  • ель аянская

  • ель корейская

  • маакия амурская

  • ольха волосистая

  • мелкоплодник ольхолистый

  • пихта сахалинская

  • липа амурская

  • рябинник обыкновенный

  • бузина

  • ильм лопастый

  • ильм сродный

  • кедр корейский

  • бархат амурский

  • клен зеленокорый

  • ясень маньчжурский

  • орех маньчжурский

  • пихта цельнолистая

  • тис остроконечный.



ОТНОШЕНИЕ К ТЕПЛУ
(от теплолюбивых к морозостойким).


  • магнолия обратнояйцевидная.

  • Бамбук Курильский

  • Калоланакссемилопастный

  • Абрикос маньчжурский

  • Пихта цельнолистная

  • Клен

  • Липа маньчжурская

  • Ясень клюволистный

  • Бархат амурский

  • Клен мелколистный

  • Лещина маньчжурская

  • Ольха волосистая

  • Клен желтый

  • Пихта почкочешуйная

  • Тис остроконечный

  • Береза плосколистная

  • Осина Давида

  • Сосна обыкновенная

  • Кедр корейский

  • Орех маньчжурский

  • Ясень маньчжурский

  • Ильм сродный

  • Дуб монгольский

  • Липа амурская

  • Груша уссурийская

  • Яблоня сибирская

  • Микробиота

  • Ель аянская

  • Ель сибирская

  • Таволга иволистая

  • Жимолость съедобная

  • Можжевельник сибирский

  • Лиственница даурская

  • Кедровый стланик

НАИБОЛЕЕ УСТОЙЧИВЫЕ К ДЫМУ
(в алфавитном порядке)


  • Абрикос маньчжурский

  • Барбарис амурский

  • Береза (разные виды)

  • Боярышник (разные виды)

  • Бузина (разные виды)

  • Виноград амурский

  • Дейция амурская

  • Жимолость (разные виды)

  • Ильм низкий

  • Ильм сродный

  • Караганакускарниковая

  • Карагана уссурийская

  • Кизильник черноплодный

  • Клен (разные виды)

  • Курильский чай (кустарниковый)

  • Липа амурская

  • Липа маньчжурская

  • Лиственница

  • Пузыреплодник смородинолистный

  • Роза морщинистая

  • Роза иглистая

  • Роза амурская

  • Рябина амурская

  • Рябинник обыкновенный

  • Свидина белая

  • Сирень амурская

  • Спирея иволистая

  • Тополь (разные виды – по разному)

  • Чубушник тонколистный

  • Спирея средняя

  • Яблоня сибирская

  • Ясень маньчжурский.

ОТНОСИТЕЛЬНО ВЫСОКИЕ ФИТОЦИДНЫЕ СВОЙСТВА


  • Барбарис амурский.

  • Береза даурская

  • Береза плосколистная

  • Бересклет (разные виды)

  • Бузина (разные виды)

  • Груша уссурийская

  • Дуб зубчатый

  • Липа маньчжурская

  • Лиственница

  • Можжевельник

  • Орех маньчжурский

  • Осина Давида

  • Пихта белокорая и другие виды

  • Роза морщинисая

  • Дуб монгольский

  • Ель аянская

  • Ель сибирская

  • Ильм (разные виды)

  • Кедр корейский

  • Липа амурская

  • Рябина (разные виды)

  • Сосна обыкновенная

  • Тополь душистый

  • Тополь корейский

  • Черемуха азиатская

  • Черемуха Мака



«Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.

Мало того, чтобы эти сокровища охранять, их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы.

В лесах, степях, горах разные животные –

будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес.

А человеку нужна Родина

и, охранять природу, – значит, охранять Родину». М.М.Пришвин


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница