Содержание раздела



Скачать 143.93 Kb.
Дата28.07.2016
Размер143.93 Kb.
Нахум Пурер

Лех Леха


 

Содержание раздела


В десятом поколении после Ноаха на свет появился Аврам (впоследствии Авраам), будущий основоположник этического монотеизма, впервые осознавший, что миром управляет Высший Разум, Тв-рец вселенной Б-г. В награду за этот интеллектуальный подвиг, совершенный в языческом окружении, Вс-вышний открылся Авраму и велел ему отправиться в неведомую страну, где от него произойдет великий народ. Когда Аврам пришел в Ханаан вместе с женой Сарай (впоследствии Сара), племянником Лотом, слугами и единомышленниками, Б-г сообщил ему, что эта земля будет отдана его потомкам. Вскоре в стране начинается голод, и Аврам уходит в Египет. Красота Сарай может стоить ему жизни среди египетских варваров, и поэтому Аврам выдает ее за свою сестру. Сарай приводят к фараону, но Б-г поражает египтян тяжелыми язвами, и они отпускают пленницу, не тронув ее. Аврам возвращается в Ханаан со щедрыми дарами от египтян и многочисленным скотом. Лот отделяется от Аврама из-за ссоры, вспыхнувшей между их пастухами, и поселяется в долине Иордана, в процветающем, но порочном городе Сдоме. Между местными правителями вспыхивает война. Сдом побежден, и Лот попадает в плен. Аврам бросается на выручку с горсткой верных людей и, несмотря на превосходящие силы противника, одерживает победу, освобождает племянника, но отказывается от трофеев. Б-г сообщает Авраму в мистическом видении, что его потомки будут порабощены 400 лет в чужой стране, но затем выйдут из плена “с большим достоянием” и вернутся в Эрец-Исраэль. Сарай бесплодна; она дает Авраму свою служанку Агарь, чтобы та родила им ребенка. Забеременев, Агарь ведет себя заносчиво. Сарай проявляет строгость, и Агарь уходит из дома, но затем возвращается по велению ангела и рожает Ишмаэля. Б-г дает Авраму и его потомкам заповедь обрезания как знак союза с Ним, меняет имя Аврама на Авраам, а Сарай на Сара и обещает 99-летнему патриарху, что его 90-летняя жена вскоре родит ему сына Ицхака, его истинного преемника. В тот же день Авраам совершает обрезание себе, 13-летнему Ишмаэлю и всем другим мужчинам в своем доме.

* * *


Настоящая история человечества начинается не с Адама и не с Ноаха, а с Авраама. Первые две тысячи лет от Сотворения мира люди жили в духовном мраке. Адам, на которого возлагались столь большие надежды, совершил непростительное грехопадение. Его сын Каин убил своего брата. В мире утвердились разбой и идолопоклонство. Первые десять поколений были смыты бурными водами Всемирного потопа, но и последующие десять поколений, ведущие свою родословную от Ноаха, оказались порочными.

С появлением Авраама в духовной жизни человечества начались глубокие изменения. Согласно первоначальному плану Творения все люди наделялись равными возможностями в исполнении Б-жественного замысла. Однако несостоятельность двадцати поколений убедила Б-га в необходимости изменить план. Он выделил одного человека - Авраама, от которого решил произвести народ, который станет посредником и связующим звеном между Вс-вышним и людьми, между духовным и материальным мирами. Этому бессмертному народу будет дана Тора, свет которой он распространит на весь мир. Короче, Аврааму предназначалось стать праотцем евреев, авангарда человечества.

Чтобы выполнить эту миссию, Авраам должен был обладать феноменальными качествами, многие из которых нам трудно не только копировать, но даже просто понять.

Его самой яркой добродетелью, “визитной карточкой” было милосердие, “хесед”. Авраам был добр и открыт ко всем людям. На третий день после обрезания, несмотря на недомогание, он с несравненным гостеприимством встретил трех странников-арабов, не зная, что это замаскированные ангелы (см. следующий раздел “Ваера”). Комментаторы сообщают, что все четыре стороны его шатра были открыты для входа, и люди потоком шли к нему - за советом, за помощью, за духовной правдой. Причем, не забудем, что речь идет о влиятельном и богатом шейхе, само положение которого должно было внушать людям трепет и робость. Но при всем своем несравненном величии Авраам был прост и доступен.

“Гвура” - стойкость, мужество - считается отличительной чертой нашего второго праотца Ицхака, но Авраам обладал не меньшей душевной твердостью, уровень которой нам трудно по-настоящему оценить. По приказу Вс-вышнего, он решительно изгоняет из дома своего сына-первенца Ишмаэля, которого до рождения Ицхака считал своим наследником, и блестяще, проявив поистине нечеловеческое самообладание, выдерживает испытание с жертвоприношением Ицхака (раздел “Ваера”).

Из всех праотцев лучшим знатоком Торы считается Яаков. Однако Авраам-авину мало в чем уступал своему внуку. Он вполне мог быть высшим галахическим авторитетом в любом поколении. Авраам исполнял все заповеди Торы задолго до ее получения и по знаниям далеко опережал нынешних мудрецов. Комментаторы утверждают, что в талмудическом трактате “Авода зара”, который он изучал, содержалось четыреста глав (в нынешнем одноименном трактате - всего пять глав).

Чтобы оценить непревзойденную целомудренную скромность и нравственную чистоту нашего старшего праотца, обратимся к эпизоду из сегодняшнего раздела. Уходя в Египет из пораженного неурожаем Ханаана, семидесятипятилетний Авраам впервые посмотрел на свою жену Сару мужским оценивающим взглядом и с удивлением отметил, что она - “красивая женщина”, настолько красивая, что им обоим грозит серьезная опасность среди диких и развратных египтян. В наш век безграничной вседозволенности такая чистота в брачных отношениях может вызвать лишь недоуменную насмешку.

Именно Авраам учредил обязательные ежедневные молитвы как средство прямого общения человека с Тв-рцом, и он же был непревзойденным мастером молитвы. В разделе “Ваера” есть драматический эпизод: Авраам смело и рискованно, что называется “на грани фола”, молит Б-га пощадить преступный город Сдом, не уничтожать его ради пятидесяти праведников, которые могут в нем оказаться. Молитва Авраам столь сильна и убедительна, что Вс-вышний охотно идет на уступки: соглашается уменьшить число праведников, искупающих грехи Сдома, до сорока пяти, сорока, тридцати, двадцати и, наконец, до десяти человек. И лишь когда выясняется, что в Сдоме нет даже такого малого количества хороших людей, Авраам бессильно опускает руки - Сдом обречен погибнуть. Традиция утверждает, что Авраам установил самую продолжительную утреннюю молитву “Шахарит”, Ицхак - послеполуденную молитву “Минха”, а Яаков - вечернюю “Маарив”.

О несравненной праведности Авраама свидетельствует его постоянное стремление максимально быстро выполнять указания Вс-вышнего. Он вставал рано утром, чтобы сделать обрезание себе (99-летнему!) и своим домочадцам и даже для того, чтобы, не мешкая, принести в жертву любимого сына Ицхака на горе Мориа. Завидев трех странников перед своим шатром, он, несмотря на боль и плохое самочувствие после обрезания, несмотря на жару и свой княжеский авторитет, сам бросился готовить для них еду (взял теленка из стада, принес масло и молоко, “и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом, и ели они”).

Авраам отличался также личной отвагой и мужеством. Еще в родном Уре Касдимском (Халдейском) он слыл неустрашимым диссидентом, вопреки официальной языческой идеологии смело отстаивал передовые идеи Единобожия, за что был брошен царем Нимродом в горящую печь (из которой вышел, однако, живым и невредимым). Ему неоткуда было ждать помощи: ни от единомышленников, ни от мирового общественного мнения, ни от правозащитников из “Эмнести интернешенл”. Авраам, самостоятельно открывший правду о существовании Единого Тв-рца и в одиночку отстаивавший это знание, противостоял всему остальному миру. Он не стушевался, не предлагал компромиссов и эмигрировал лишь по прямому указанию Б-га: “Лех леха - Уходи из страны твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе”, - как видим, даже без точного указания места.

При всем своем смирении и даже застенчивости в отношениях с близкими людьми и гостями Авраам-авину был могучим воином (одного этого качества оказалось достаточно Илье Муромцу, чтобы стать героем русского фольклора). Читая сегодняшний раздел, мы узнаем, как Авраам с небольшим отрядом в 318 человек разгромил победоносную коалиционную армию четырех ближневосточных шейхов и вызволил из плена своего непутевого племянника Лота. По другому мнению, у него вообще не было отряда, и воевал он лишь вместе со своим верным слугой Элиэзером (гематрия этого имени, числовая сумма букв, составляет 318).

В том же батальном эпизоде ярко проявились благородство и неслыханный по нашим представлениям альтруизм Авраама: когда спасенный от поражения царь Сдома предложил ему в награду все свое имущество и другие трофеи, наш праотец решительно отказался: “Ни нитки, ни ремешка для обуви не возьму я из всего, что принадлежит тебе”. Но он охотно принял плату для своих соратников: нельзя быть праведным за счет других.

Однако главное достоинство Авраама - это его глубокая вера в Тв-рца, приобретенная благодаря напряженной работе души и интеллекта, кристальной честности и убежденности в своей правоте. Чистая вера и любовь к Тв-рцу помогли ему выдержать все выпавшие на его долю десять испытаний, непосильных другим людям. Он ни на минуту не колебался, когда Б-г направил его в чужую, неведомую страну, безоглядно поверил в обещание, что у него, столетнего старика, и его 90-летней жены родится долгожданный сын, продолжатель его дела, и что его потомство, “многочисленное, как звезды на небе и как песчинки на морском берегу”, унаследует Эрец-Исраэль. Он был готов даже принести в жертву Б-гу свое главное сокровище - Ицхака. Мало кто из других библейских персонажей, героев и праведников, может даже не сравниться, а хотя бы приблизиться к Аврааму, духовному гиганту, которого мудрецы называют “Эйтан” - “Богатырь”.
Самое первое испытание

“И сказал Г-сподь Аврааму: Уходи из страны твоей, с родины твоей, от семьи отца твоего в страну, которую Я укажу тебе” (Берешит, 12:1).

У еврейского народа три праотца: Авраам, Ицхак, Яаков, и четыре праматери: Сара, Ривка, Рахель, Лея. Это были великие люди - сильные, морально безупречные, провидцы и несгибаемые борцы, беззаветно преданные Вс-вышнему. Они не только заложили для нас крепчайший генетический фундамент, но и дали нам образцы поведения в различных жизненных ситуациях. Известное в иудаизме изречение “Маасей авот симан ле-баним” (“Дела отцов - знак для сыновей”) помогает объяснить многие события в еврейской истории и побуждает нас учиться на примере наших предков, копировать их лучшие качества, избегать повторения их ошибок.

Авраам-авину, рассказ о котором начинается в сегодняшнем разделе “Лех леха” и продолжится в разделах “Ваера” и “Хаей Сара”, - первый и, пожалуй, самый значительный из праотцев. Его многие поступки, особенно, в тех эпизодах, которые составляют “десять испытаний веры”, сформировали основные черты еврейского национального характера на все времена и дали прецеденты для ряда важнейших мицвот (например, заповедь обрезания, впервые выполненная Авраамом в 99-летнем возрасте, заповедь гостеприимства и т.д.).


Самым трудным испытанием стало жертвоприношение его сына Ицхака, - образец еврейской преданности Б-гу и Торе; а самое первое испытание сформулировано в первых словах нынешнего раздела: “И сказал Г-сподь Авраму: Уходи из страны твоей, с родины твоей, из дома отца твоего - в страну, которую Я тебе укажу”.

Короче, Авраму (Авраамом он стал значительно позже, когда к его имени была добавлена буква “хей”) велено совершить алию. Да, наш праотец был первым в истории репатриантом. В причудливых поворотах его судьбы, насыщенных яркими событиями и тяготами, отражена и наша судьба, бывших советских евреев, вернувшихся в Эрец Исраэль через почти четыре тысячи лет.


Многие из нас, подобно 75-летнему Аврааму, приехали в Израиль, успев прожить долгую жизнь в обществе идейных идолопоклонников, отягощенные давно сложившимися и зачастую искаженными представлениями о добре и зле, о культуре и духовности, не имея достаточных знаний о той стране, которая нас приняла, “которую Я тебе укажу”. Даже средний возраст нашей алии (точнее, ее старшей группы) приближается к возрасту Авраама и его жены Сары, чуть моложе.

Впрочем, Аврааму пришлось еще трудней. Его не встречали, не размещали, ему не давали “корзину абсорбции”. От туземцев, не менее агрессивных, чем сегодня, никакой ЦАХАЛ его не защищал. Первому еврею (“иври”, от слова “авар”, перешедший с другого берега Евфрата) пришлось самому заботиться о своей безопасности и пропитании.

Есть отличия и в мотивации первого оле и нынешней алии. Антисемитизм тогда еще не изобрели ввиду отсутствия евреев. Страна исхода Ур-Касдимский походила на Советский Союз лишь тоталитарными нравами и нетерпимостью к инакомыслию: над Авраамом смеялись, его преследовали за убеждения и один раз даже бросили в огненную печь, из которой он чудесным образом вышел невредимым. Но, в целом, Ур-Касдим был надежным, благополучным местом, что-то вроде современной Америки. Авраама, его семью и кучку единомышленников толкнули в путь чисто идейные, “сионистско-религиозные” побуждения. Он отверг язычество, господствующую религию той эпохи, поскольку осознал, что миром управляет единый и невидимый Тв-рец и, повинуясь Его воле, отправился в другую, неведомую страну, развивать и проповедовать эту идею, абсолютную мораль, впоследствии ставшую основой иудаизма и других монотеистических религий. Аврааму было суждено стать “отцом народов” (так переводится его имя с иврита) и основоположником современной цивилизации.

По схеме Исхода

“И был голод в стране; и спустился Аврам в Египет...” (12:10).
Едва успев осмотреть новую страну по горному маршруту Шхем, Элон-Море, Бейт-Эль и далее на юг, Авраам столкнулся с новой, на этот раз экономической проблемой: в Эрец Исраэль начался голод.

Что делает в таком случае недавний иммигрант, не успевший пустить корни в новом месте? У Авраама было два варианта: вернуться в родные северные края, в процветающий Ур-Касдим, или перебраться на юг, в Египет, дикую, варварскую страну. Авраам выбрал последний вариант, спустился в Египет, где чуть не потерял свою жену-красавицу Сару и собственную жизнь.


Но почему Авраам принял такое странное, нелогичное решение? Почему не переждал трудное время в благополучном Уре Касдимском? Все очень просто: ему было стыдно снова предстать перед знакомыми и родственниками, осуждавшими его “эмиграцию”. “Ну что, изменник родины, - скажут они злорадно, - погулял? Как там на чужбине? Чай, не сладко...”.

РАМБАН (Нахманид) утверждает, что Авраам совершил тяжелый грех, покинув Эрец Исраэль в разгар голода, что это было очередное испытание на стойкость, которое наш праотец не выдержал. Ему надо было просто уповать на помощь Вс-вышнего и переждать на месте период неурожая.

Другие комментаторы не согласны с этой оценкой. Так или иначе, последующие события завершаются благополучным финалом. Их предопределенность очевидна и глубоко символична: пребывание Авраама в Египте и его возвращение в Эрец Исраэль предвосхищают события Исхода. Как и наш первый праотец, 70 евреев, возглавляемых его внуком Яаковом, спустились в Египет, чтобы спастись от голода, попали в рабство и чудесным образом вырвались на свободу, да не с пустыми руками, а с “большим достоянием”, прихватив с собой ценности своих бывших соседей-египтян.

Нечто подобное произошло и с Авраамом. Понеся сверхъестественное, но заслуженное наказание, насмерть перепуганный фараон вернул ему законную жену и, осыпав их всевозможными дарами, выдворил из Египта. От греха подальше.


Плохой огонь

“И вот, когда солнце зашло и стало темно...” (15:17).
О том, насколько Тора близка нам, современным людям, можно судить и по такому примеру. Сразу после убийства Ицхака Рабина в тексте сегодняшнего раздела, в мистическом эпизоде, известном под названием “Брит бейн ха-бтарим” (Завет между частями рассеченных жертвенных животных), обнаружилось закодированное предсказание этой трагедии. Тысячи израильтян, далеких от иудаизма, включая школьников и домохозяек, с трепетом вчитывались в непримечательную на первый взгляд фразу: “И вот, когда солнце зашло и стало темно, - словно дымящаяся печь с пылающим огнем прошла между половинками туш” (Берешит,15:17).
Тора, как известно, была получена у горы Синай в виде сплошного текста, без интервалов между словами и без всяких знаков. Такой ее пишут и ныне в пергаментных свитках, которые читают в синагогах. В приведенной фразе на иврите, если взять ее в слитном виде, можно различить при иной разбивке текста и такие слова: “Эш эш ра беРабин Ашем газар” - “Огонь, огонь (два выстрела!) плохой в Рабина, Б-г постановил”. Остается добавить, Рабин был убит именно в ту неделю, когда читали раздел “Лех леха”, ровно девять лет назад.
2006

Особое зрение

“И установлю Мой союз между Мною и тобою…” (Берешит, 17:2).

Что мы видим, глядя на окружающий мир? Небо, деревья, дома… Праотцы еврейского народа смотрели на мир и видели нечто иное: например, что нельзя носить ткани, в которых переплетены льняные и шерстяные нити, что невозможно готовить вместе молочные и мясные продукты, что в Йом Кипур надо поститься.

Мы с вами можем смотреть во все глаза, но так и не увидим ничего подобного в природе, например, что нельзя есть мясо животного, которое не отрыгивает жвачку и не имеет раздвоенных копыт. Все, что открывается нашему поверхностному взору, это небо, деревья, дома…

Чтобы видеть законы Торы, на которых покоится мироздание, надо иметь особое зрение. Наш праотец Авраам обладал им. Еще задолго до Синайского Откровения и дарования Торы он соблюдал все ее законы, включая даже постановления мудрецов, которые являются такой же объективной и непреложной реальностью, как и Десять заповедей.

Впрочем, одна заповедь была неизвестна ему до поры до времени. Это заповедь “брит-мила”, обрезания. Но чем отличается “брит-мила” от других мицвот?

Слово “брит” означает “союз”, “соглашение”. Чтобы заключить союз, требуются, по крайней мере, две стороны. До того, как Б-г заключил “брит” с Авраамом, этого союза просто не существовало. Поэтому не было и заповеди “брит-мила”.

Согласно условиям “брита” Вс-вышний повелел Аврааму делать обрезание на той части тела, которая наиболее полно и концентрированно выражает сущность человека, в том месте, которое источает жизненную силу и продлевает человеческий род. И Авраам охотно посвятил Б-гу этот символ своего бессмертия, продолжения в грядущих поколениях.

Но ведь любой союз, любое соглашение требует взаимности. Что же получил Авраам от Б-га? Чем пожертвовал Вс-вышний ради “брита”? Каким подарком Он связал Себя вечными узами с еврейским народом? Б-г дал Аврааму Свое непоколебимое решение, что только дети Авраама будут представлять Его на земле, что Он будет направлять мировые события прямо или косвенно через еврейский народ и что им выпадет судьба играть заглавную роль во всех спектаклях, разыгрываемых на подмостках истории.

Мицва “брит-мила” пережила века. Во все времена и во всех странах евреи демонстрировали почти мистическую приверженность этой заповеди. Несмотря на отход от религиозных традиций, вопреки запретам и преследованиям властей, они продолжали обрезать своих младенцев на восьмой день. Нацисты безошибочно выявляли евреев по этому телесному признаку. Его отсутствие спасало еврею жизнь, но таких случаев было крайне мало.

В современном Израиле даже несгибаемые борцы с “религиозным мракобесием”, принципиальные осквернители субботы и любители свинины исправно обрезают своих новорожденных сыновей, выполняя тем самым (возможно, неосознанно) важнейший пункт нашего союза со Вс-вышним, а Вс-вышний, в свою очередь, держит данное Аврааму слово: хранит свой грешный народ на Земле обетованной.

Бойся язычников, дары приносящих

Прежде чем уйти в Египет из голодающего Ханаана, Аврам дал такое наставление своей жене: “Скажи, пожалуйста, что ты мне сестра, чтобы хорошо мне было ради тебя…” (12:13).

РАШИ объясняет: “хорошо” означает, что Авраам ждал подарков от фараона. Подарков? Неужели Авраам, идеалист и гигант духа, хотел выманить подарки у примитивных язычников, используя в виде приманки красоту своей жены? Ведь еврейская традиция советует избегать “бесплатных обедов”. В книге “Мишлей” (Притчи царя Шломо) прямо сказано: “Губит дом свой корруптолюбивый, а ненавидящий подарки жить будет!” (Притчи, 15:27).

К тому же это толкование РАШИ находится в вопиющем противоречии с дальнейшими событиями. Разгромив коалицию четырех царей, Авраам отказался от щедрых даров спасенного им царя Сдома: “Ни нитки, ни ремешка для обуви не возьму я из всего, что принадлежит тебе, и ты не скажешь: я обогатил Авраама!” (14:23).

Так зачем же ему понадобились подарки фараона? Ответ мы находим в дальнейших словах Аврама, обращенных к Сарай: “…и в живых я останусь благодаря тебе”. Расчет Аврама был прост. Если он выдаст себя за брата своей жены, фараон проявит благосклонность к нему и осыплет его подарками, чтобы заполучить красивую беженку. Тогда чернь не посмеет тронуть ее, и сам Аврам будет чувствовать себя в относительной безопасности.

Комментатор “Шем ми-Шмуэль” дает иное толкование. Авраам хотел подарков, следуя принципу: “Деяния отцов - знак для сыновей”. Он знал, что его вынужденная эмиграция в Египет станет шаблоном, по которому будут развиваться события египетского рабства и Исхода для сынов Израиля. Он хотел, чтобы они вышли из этого рабства с “большим достоянием”, как обещал ему Б-г в мистическом видении, и поэтому тщательно спланировал операцию по выманиванию даров у фараона - не для себя старался, а для потомков.

Еще одно объяснение этому эпизоду мы находим в стихе: “И двинулся он переходами своими…” (13:3). Раши пишет, что, возвращаясь из Египта, разбогатевший Аврам задерживался на постоялых дворах, в которых он ночевал, когда уходил из Ханаана. На обратном пути он платил долги их хозяевам.

Но почему Авраам пользовался услугами в долг? Ведь он был состоятельным человеком. К тому же мудрецы в талмудическом трактате “Йома” осуждают знатоков Торы, совершающих покупки в кредит, поскольку это может вызвать “хилуль-Ашем”, осквернение Имени Вс-вышнего. Так почему же Авраам не расплатился сразу наличными?

Оказывается, Аврам пришел в Ханаан бедняком. Усилившийся голод окончательно его разорил, и он не мог оплатить гостиничные счета на пути в Египет. С другой стороны, Б-г обещал Авраму, как сообщает РАШИ в начале раздела “Лех леха”, что репатриация на Святую землю не только не уменьшит его материальную обеспеченность, а наоборот, превратит его в богача. Пребывание в Египте открыло возможность для выполнения этого пророчества. Получив щедрый откуп за жену, Аврам сразу вернул долги, сняв с себя малейшие подозрения в стремлении жить за чужой счет.
Примечание редактора:

Рав Моти Элон в одной из своих лекций озвучил следующий комментарий:


Авраам действительно был далек от корысти и не желал для себя никаких подарков. Но по дороге в Египет он узнал, что там народ очень распущенный безобразный, а белая красавица Сарай будет взята силой и превращена в сексуальную рабыню в гареме, если они представятся супругами. Но если они представятся братом с сестрой, то Сарай все равно заберут, но вместо убийства мужа - одарят брата, чтобы жена владыки была из знати, а не из шантрапы. При этом развитии событий - она становится “первой леди”, а он богатым и знатным приближенным. Это положение в обществе оставляет надежды на оспаривание создавшейся ситуации. А альтернативное развитие событий - не оставляет никаких перспектив.

Согласно этому комментарию стих “И когда увидят тебя Египтяне, то скажут: “это жена его”; и убьют меня, а тебя оставят в живых” (13:12), следует понимать в том смысле, что остаться в живых на пожизненное поругание и унижение, гораздо хуже быстрой смерти. А в следующем стихе Авраам аргументирует жене необходимость такого хода: “…дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы душа моя жива была чрез тебя”, чтобы убедить ее, что она делает это не из эгоистических побуждений, а для него, но в самом деле, каждый из них думал прежде всего о супруге, а не о себе.
Каталог: comments
comments -> Недельная глава "Хаей Сара" ("Жизнь Сары") сообщает о смерти Сары (Сара умерла в возрасте 127 лет), подробно рассказывает о покупке Авра hамом пещеры Махпела и о женитьбе Ицхака
comments -> Шелах 2 Недельная глава Шелах
comments -> "Насо" Место в Торе: Четвертая книга Торы Бамидбар, гл. 4, ст. 21 гл. 7, ст. 89. Почему она так называется?
comments -> Нахум Пурер
comments -> Перепись сынов Израиля 1: 1-1: 54
comments -> В. Т. Поцяпун, председатель подкомитета по законодательному обеспечению использования атомной энергии Комитета Государственной Думы РФ по энергетике
comments -> Этот недельный раздел Торы начинается повелением о зажжении


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница