Социально-психологические аспекты демонстративного потребления старшеклассников и студентов 19. 00. 05 социальная психология




Скачать 452.89 Kb.
страница1/3
Дата18.03.2016
Размер452.89 Kb.
  1   2   3


На правах рукописи

Шайдакова Наталья Викторовна




СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ДЕМОНСТРАТИВНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ

СТАРШЕКЛАССНИКОВ И СТУДЕНТОВ

19.00.05 – социальная психология


АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук


Москва - 2014

Диссертация выполнена на кафедре возрастной и педагогической психологии ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический

университет им. К.Минина


Научный руководитель: доктор политических наук,

кандидат психологических наук, профессор



Радина Надежда Константиновна
Официальные оппоненты: Вяткин Александр Павлович доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры социальной и экономической психологии факультета управления человеческими ресурсами байкальского государственного университета экономики и права
Дробышева Татьяна Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии ИП РАН

Ведущая организация: ФГАОУ ВПО Южный федеральный университет

Защита состоится " " __________ 2014 года в 12 часов на заседании диссертационного совета Д-850.013.01, созданного на базе Московского городского психолого-педагогического университета, по адресу: 127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29, ауд. 414


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета.

Автореферат разослан "____" ________2014г.

Ученый секретарь

диссертационного совета И.Ю.Кулагина



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования.

Конец ХХ - начало ХХI веков - время интенсивного развития социальной психологии экономического поведения, обусловленное практическими потребностями современного общества (О.С.Дейнека, А.Л.Журавлев и А.Б.Купрейченко, В.П.Позняков, В.А. Хащенко, Е.В. Шорохова и д.р.).

Исследования экономических явлений в психологии в ХХ - ХХI веке выполнялись по двум основным направлениям: изучалось психологическое содержание экономических феноменов (О.С.Дейнека, А.Л.Журавлев, А.Д.Карнышев, А.И.Китов, Х.Дитмар, П.Лунт. С.Ливингстоун и др.) и экономическое наполнение феноменов, традиционно выступающих предметом социально-психологических исследований (Т.В. Гусева. Н.А.Журавлева, Т.В. Дробышева, Б.Г.Ребзуев, А.А.Савельева, М.Н. Стельмашук, В.А.Хащенко, Е.В.Щедрина, Х.Дитмар и др.).

В российской экономической психологии внимание исследователей было сконцентрировано на изучении социально-психологических последствий экономических изменений в обществе (А.Б. Бояринцева, А.П. Вяткин, О.С. Дейнека, Н.А. Журавлева, Т.В. Дробышева, А.Л. Журавлев и А.Б. Купрейченко, В.П. Позняков и др.), в зарубежной - на потреблении.

В настоящее время, как за рубежом, так и в России актуальны следующие направления исследований потребительского поведения:


  • принятие потребительского решения (Д. Канеман, Г. Саймон, А. Тверски, Е.В. Тугарева и д.р.);

  • изучение установок, влияющих на поведение потребителя (А. Ауденаэрт, Дж. Олсон, Т. Рейнолдс, Дж. Стинкамп, М. Фишбейн и др.);

  • культурные аспекты потребительского поведения (Х. Диттмар, П.Лунт, С. Ливингстоун, П. Льюис, А. Фенем и др.)

  • потребительская социализация в контексте общего процесса социализации (А.П.Вяткин, Т.В.Гусева, Т.В.Дробышева, А.Л.Журавлев, Н.К.Радина, Б.Г.Ребзуев, А.А.Савельева, М.Н. Стельмашук, Ж.А. Жилина, Е.В.Щедрина, П.Лунт, П.Томас, А.Фёнэм и др.);

  • идентичность потребителя (В.А.Хащенко, Н.К.Радина, Н.К.Сарамбаева, Х.Дитмар и др.);

  • возрастные аспекты потребления (Б.Г.Ребзуев, А.А.Савельева и др.);

  • монетарные отношения в контексте потребительского поведения (С.В.Буренина, А.Б.Купрейченко, М.Ю.Семенов, А.Б.Фенько и др.);

  • влияние рекламной коммуникации на потребительское поведение (И.В.Грошев, А.А.Комиссаров, А.Б.Купрейченко, А.Н.Лебедев и др.).

Демонстративное (показное) потребление в социологических исследованиях определяется как особое потребительское поведение личности, с помощью которого поддерживается (конструируется) социальный статус личности в группе. Особенности его знаковой природы были представлены в работах Т.Веблена, Г.Зиммеля, Э.Фромма, Г.Маркузе, Ж.Бодрийяра, П.Бурдье, Дж.К.Гэлбрейта, Э.Тоффлера, И.Гоффмана.

В зарубежных социально-психологических исследованиях тема демонстративного потребления представлена в русле изучения репрезентации социальной идентичности личности, а именно:



  • демонстративное потребление рассматривается как способ демонстрации богатства и социального статуса (Н.Айленд, Л.Багвелл, Д.Бернхейм, К.Басу, А.Глезер, О.Джинн, Дж.Корнео, Р.Франк и др.)

  • демонстративное потребление характеризуют как обусловленное этнической идентичностью (Дж.Висман, Х.Кол, Э.Херст и др.)

  • демонстративное потребление связывают с гендерной идентичностью (В.Грискевикус, Дж.Санди, Р.Чалдини и др.)

  • демонстративное потребление характеризуют как зависимое от профессиональной идентичности (Х.Вудраффи, Х.Вудроф-Бертон, С.Гронмо, Э.Пуринтон, А.Фонтс и др.)

В России феномен демонстративного потребления представлен преимущественно в работах социологов: Е.Н.Вороновой, Д.С.Дронова, Н.А.Аранович, О.В.Понукалиной, Ю.А.Циммерман, А.В.Логунова и др.

Проблема демонстративного потребления, вслед за Т.Вебленом, считавшим потребление детей вторичным, призванным подтвердить статус главы семейства, традиционно изучается на взрослой, экономически самостоятельной, выборке. Cогласно исследованиям социологов и социальных антропологов, ориентация на демонстративное потребление у подростков и студентов является условием принятия в группе ровесников, является маркером принадлежности к различным социальным группам в рамках молодежных субкультур, а в ряде случаев – знаком психологического неблагополучия. Однако социально-психологическая составляющая демонстративного потребления, как для возрастной группы взрослых, так и подростков изучена крайне недостаточно.

Психологические исследования связи демонстративного потребления и гендерной идентичности личности (В.Грискевикус, Дж.Санди, Р.Чалдини и др.) были выполнены на выборке студентов американских университетов. Специальных исследований, ориентированных на глубокое изучение социально-психологических аспектов демонстративного потребления, на возрастной группе подростков и молодежи, как за рубежом, так и России, выполнено не было.

Таким образом, изучение феномена демонстративного потребления, как взрослых, так и молодежи, в российской социальной психологии на данный момент находится на начальном этапе. Сложность и неоднозначность проблемы потребления в целом (например, формирование психологической зависимости от «шопинга», снятие напряжения при помощи потребления и т.п.) требуют дальнейшего внимания со стороны психологов.



Цель исследования – выявить социальные и социально-психологические факторы демонстративного потребления личности у старшеклассников и студентов.

Объект исследования – феномен демонстративного потребления у старшеклассников и студентов.

Предмет исследования – социально-психологические особенности демонстративного потребления личности у старшеклассников и студентов.

Основная гипотеза исследования заключается в предположении, что «демонстративное потребление» старшеклассников и студентов является феноменом, обусловленным как социальными, так и социально-психологическими характеристиками.

Первая частная гипотеза. Количественные и качественные различия в демонстративном потреблении индивидов формируются в процессе развития социальной идентичности личности и определяются интериоризованными нормами социализации, заданными социокультурной средой и проявляющимися в виде соответствующих социальных установок.

Вторая частная гипотеза. Уровень когнитивной составляющей демонстративного потребления (распознавание) может не соответствовать уровню поведенческой составляющей демонстративного потребления.

Третья частная гипотеза. Практика демонстративного потребления (поведенческая составляющая демонстративного потребления) коррелирует с показателями психологического благополучия личности у старшеклассников и студентов (а именно с суверенностью психологического пространства, самоотношением, жизнестойкостью, коммуникативными способностями).

Четвертая частная гипотеза. Умеренное демонстративное потребление возможно характеризовать как маркер социально-психологической адаптированности личности в социуме у старшеклассников и студентов.

Задачи исследования:

  1. Провести анализ психологических, социологических и экономических исследований по проблеме потребительского поведения и демонстративного потребления.

  2. На основании теоретического анализа проблемы сформулировать гипотезы и разработать программу эмпирического исследования влияния социальных и социально-психологических детерминант, определяющих установки на демонстративное потребление и личностное развитие.

  3. Разработать анкету, направленную на изучение установок на демонстративное потребительское поведение, и изучить феномен показного/демонстративного потребления на возрастной группе старшеклассников и студентов ВУЗов.

  4. Изучить влияние средовых условий на развитие установок старшеклассников и студентов в области показного потребления (разные гендерные группы, социально-экономический уровень семьи) и социально-психологические особенности участников исследования с различными установками на практику показного потребления (суверенность психологического пространства, самоотношение, жизнестойкость, коммуникативные способностей и эмоциональный интеллект личности).

  5. Выявить, проанализировать и проинтерпретировать взаимосвязи демонстративного потребительского поведения, средовых и социально-психологических характеристик участников исследования.

  6. Разработать рекомендации, разъясняющие особенности и закономерности формирования социального феномена «демонстративное потребление личности» на этапе оформления первичной идентичности личности для педагогов и психологов, сопровождающих социальное развитие старшеклассников и студентов.

Теоретико-методологические основы исследования были сформулированы на основе:

- положений культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, выдвигающей принцип развития личности в процессе интериоризации социокультурного материала;

- положений субъектно-деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, А.Л.Журавлев, Е.А. Сергиенко и др.);

- гендерной методологии в социальных науках, рассматривающей гендерную социализацию и гендерную идентичность личности в контексте социального конструирования (С.Бем, О.А.Воронина, Е.А.Здравомыслова, И.С.Клецина, Н.К.Радина, Л.Э.Семенова, А.А.Темкина и др.);

- концепции социальной идентичности в изучении социально-психологических аспектов экономических явлений (А.Тэджфел, Дж.Тернер, Г.Акерлоф, Р.Крэнтон и др.).

- концепции «демонстративного потребления» как социального феномена в контексте социально-экономической стратификации общества (Т.Веблен, Г.Зиммель, Э.Фромм, Ж.Бодрийяр, П.Бурдье, Дж.К.Гэлбрейт, Э.Тоффлер, И.Гоффман и др.)



Методика исследования.

Для решения задач, поставленных в исследовании в качестве методов изучения теоретических и эмпирических исследований в философии, экономике, социологии, социальной психологии, культурологии по проблемам потребительского поведения личности в процессе конструирования социальной идентичности были применены методы теоретического исследования. Также в диссертационной работе в процессе эмпирического исследования применялись: анкета «Демонстративное потребление» (Н.К.Радина, Н.В.Шайдакова), личностный опросник «Суверенность психологического пространства» (С.К.Нартова-Бочавер); тест-опросник самоотношения (ОСО) (В.В.Столин, С.Р.Пантилеев); «Тест жизнестойкости», (С.Мадди; адаптирован Д.А.Леонтьевым, Е.И.Рассказовой); методика «Коммуникативные и организаторские способности» (КОС2) (Б.А.Федоришин, В.В.Синявский); диагностика эмоционального интеллекта (Н.Холл).

Математическая обработка данных исследования проводилась при помощи коэффициента ранговой корреляции Rs Спирмена, углового преобразования Фишера, t – критерия Стьюдента и факторного анализа с использование Varimax - вращения. Для математической обработки данных использовалась программа IBM SPSS Statistics 19.

Организация исследования и эмпирическая база.

В исследовании приняло участие 214 человек (85 юношей и 129 девушек) из семей с различным социально-экономическим статусом. Статус семьи определялся образовательными возможностями, которые были предоставлены старшеклассникам и студентам, принимающим участие в исследовании. Старшеклассники обычных общеобразовательных школ и студенты-бюджетники ВУЗов с низкими рейтингами престижа составили 112 человек. Старшеклассников и студентов из «престижных» образовательных учреждений - 86 человек. Престижность учебного заведения определялась стоимостью обучения (или величиной добровольного «родительского взноса» для гимназий и лицеев), локализацией образовательного учреждения в городском пространстве (центр – периферия), региональным рейтингом «престижа», отраженным в статусе учреждения (гимназия, лицей или рейтинг вузов и факультетов у абитуриентов).



Новизна и теоретическая значимость исследования.

В рамках данного исследования:



  • систематизированы социально-психологические знания о потребительском поведении, связи потребительского поведения с социальной идентичностью личности, особенностях формирования феномена демонстративного потребления в социологических и психологических исследованиях за рубежом и в России;

  • социально-психологический феномен «демонстративное потребление» рассмотрен с точки зрения распознавания показного поведения и его практики;

  • получены оригинальные факты, конкретизирующие специфику демонстративного потребления представителей различных социально-экономических и гендерных групп;

  • идентифицированы и описаны основные варианты демонстративного потребления старшеклассников и студентов, принадлежащих к различным социально-экономическим группам;

  • произведен комплексный анализ социальных и социально-психологических характеристик личности старшеклассников и студентов с различной выраженностью установки на демонстративное потребление;

  • выделены социальные и социально-психологические факторы, определяющие развитие демонстративного потребления у старшеклассников и студентов.

Теоретическая значимость работы заключается в следующем:

  • уточнено определение потребительской социализации как трехстороннего процесса усвоения, воспроизводства и трансформации культуры потребления группы членства личности в контексте экономической социализации;

  • уточнено определение демонстративного потребления в социально-психологическом контексте, при этом демонстративное потребление представлено как сложно-структурированное социально-психологическое образование;

  • в исследовании получил развитие деятельностый подход в понимании потребительского поведения личности;

  • предложены комплексные модели, включающие как социальные, так и социально-психологические факторы, описывающие различные тенденции развития демонстративного потребления.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

  • разработан психодиагностический инструментарий для изучения демонстративного потребления личности;

  • результаты исследования могут быть востребованы при психологическом консультировании лиц с девиациями в области потребительского поведения;

  • материалы данного исследования могут быть отражены в учебных курсах программ высшего профессионального образования для подготовки специалистов в области психологии потребления, психологии маркетинга и рекламы, а также для психологов, ориентированных на работу с подростками в области экономической социализации;

  • результаты исследования могут быть использованы при разработке маркетинговых программ для компаний, реализующих «престижные» товары и услуги.

Положения, выносимые на защиту.

  1. Феномен «демонстративное потребление» обладает выраженным социально-психологическим содержанием и является сложным феноменом (как социальным, так и социально-психологическим); именно психологические характеристики личности (суверенность психологического пространства, самоотношение, жизнестойкость, коммуникативные способности и эмоциональный интеллект личности) в большей степени детерминируют развитие феномена демонстративного потребления, чем социальные (социально-экономическая и гендерная принадлежность).

  2. Демонстративное потребление старшеклассников и студентов непосредственно связано с гендерной социализацией. «Конструирование гендера» для женской группы на данном возрастном этапе реализуется средствами потребительской активности в целом и демонстративным потреблением в частности.

  3. Развитие демонстративного потребления и высокий уровень установки на потребление знаков статуса определяется различными социальными факторами. Так, принадлежность к женской гендерной группе детерминирует общую ориентацию на демонстративное потребление, а социально-экономический статус обусловливает высокие показатели демонстративного потребления личности. При этом именно практика демонстративного потребления связана с психологическим благополучием личности.

  4. Демонстративное потребление может существовать в элитарной или имитационной форме. Элитарная форма демонстративного потребления характерна для более обеспеченных, а имитационная форма - для представителей менее обеспеченных слоев общества. Основные различия между данными формами лежат в области использования знаков для демонстрации социального статуса и социально-психологических аспектов содержания потребительской активности.

  5. Существуют принципиальные различия между социально-психологическим содержанием элитарной и имитационной форм демонстративного потребления индивида. Высокие показатели установки на практику элитарного демонстративного потребления связаны с психологическим благополучием личности: сохранным психологическим пространством, высокими показателями самоотношения, жизнестойкостью, развитыми коммуникативными способностями, средними показателями эмоционального интеллекта личности. Высокий уровень установки на имитационное потребление можно трактовать как попытку совладания с психотравмирующим психологическим опытом предыдущих возрастных этапов: с депривацией психологического пространства личности, низким развитием самопринятия.

  6. Умеренные показатели (средняя и выше среднего) установки на демонстративное потребление (независимо от формы – имитационной или элитарной) являются показателем психологического благополучия личности (суверенность территории и привычек, показатели самоотношения) и успешной интеграции в социум. Низкий уровень установки на демонстративное потребление, как в элитарной, так и имитационной форме связан с теми или иными признаками психологического неблагополучия личности.

Достоверность данных определяется научно-методической обоснованностью программы исследования, использованием адекватных цели, предмету и задачам исследования методов получения и обработки данных; соотнесением полученных данных с имеющимися результатами других исследований.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные этапы и итоги работы над диссертационным исследованием обсуждались на кафедре возрастной и педагогической психологии Нижегородского государственного педагогического университета им.К.Минина; на кафедре маркетинга НИУ ВШЭ – Нижний Новгород; на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях: 28-th International Congress of Applied Psychology (Франция, Париж, 2014); «The 5th Annual Juri Lotman Days at Tallinn University: The Texts and Its Audience» (Эстония, Таллинн, 2013); на международной научно-практической конференции «Экономическая психология в современном мире» (Москва, 2012); на международной научно-практической конференции «Потребление как коммуникация» (Санкт-Петербург, 2008, 2009, 2010, 2011), на научно-практической конференции «Ананьевские чтения – 2012» (Санкт-Петербург, 2012); на всероссийской научной конференции «Психология индивидуальности» (Москва, 2012); на всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономической психологии. Практическая психология в управлении и бизнесе» (Самара, 2011); на всероссийской научно-практической конференции «Дружиниские чтения» (Сочи, 2010); всероссийской научно-практической конференции «Коммуникативистика XXI века: перспективы развития социально-гуманитарного знания» (Н. Новгород, 2010).

Результаты диссертационного исследования использовались в практических и лекционных занятиях, проводимых со студентами магистратуры факультета менеджмента НИУ ВШЭ – Нижний Новгород. Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе предзащитно-апробационной стажировки на кафедре «Теоретические основы социальной психологии» Московского городского психолого-педагогического университета.

Структура и объем работы.

Диссертация состоит введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 173 наименований (из них 36 на иностранном языке), и 1 приложения. Основное содержание изложено на 187 страницах, включая 36 таблиц и 3 рисунка.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность выбранной для изучения проблемы, определены цель, объект и предмет исследования, сформулированы гипотезы и задачи исследования, охарактеризованы методы и методики исследования, представлены теоретико-методологические основы исследования, научная новизна и теоретическая значимость, практическая значимость исследования, а также сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Потребительская социализация в социально-психологических, социологических и экономических исследованиях»» на материале социально-психологических, социологических и экономических работ рассматриваются особенности потребительской социализации личности и особого «показного» потребительского поведения.

Потребительская социализация в представляемом исследовании анализируется в контексте экономической социализации, и в целом – в контексте общего процесса социализации, и рассматривается как трехсторонний процесс, включающий усвоение, воспроизводство и трансформацию индивидом социокультурного опыта, соответствующего опыту группам членства, в контексте индивидуальной и групповой потребительской активности (Е.П.Белинская, Н.К.Радина, Е.О.Тихомандрицкая). Благодаря «практикам потребления», усваиваемым в процессе потребительской социализации, личность конструирует свою социальную идентичность. Роль отдельных товаров в процессе репрезентации социальной идентичности покупателя рассматривается в ряде психологических исследований (Л.Бучанан, Х.Дитмар, Л.Рейд, В.Уэлс. М.Хэири и др.).

Особое потребительское поведение личности, с помощью которого конструируется социальный статус в контексте социальной идентичности, в экономических и социологических исследованиях было определено как «показное» или «демонстративное» потребление. Впервые это понятие было определено Т.Вебленом в работе «Теория праздного класса» (1899г.) как «использование потребления для доказательства обладания богатством», потребление «как средство поддержания репутации».

Синонимами демонстративного потребления в теоретических и эмпирических исследованиях выступают понятия престижного (Д.С.Дронов, А.В.Логунов, В.П.Терин, Д.Атик, С.Бенгу) и статусного потребления (Е.Н.Воронова, Р.Голдсмит, Ж.Истман, Л.Флинн). Однако, несмотря на различия в определениях, центральной категорией для осмысления престижного и статусного потребления все же является демонстративное (показное) потребление.

В ХХ веке концепция демонстративного потребления подверглась и критике по ряду направлений: слишком тесная связь потребления и социальной иерархии (Э.Леопольд, Т.Лирс, Б.Файн); более тонкое обозначение статуса в современном обществе (Э.Кэнтербери, Р.Мэзон); возможное формирование потребления стилем жизни, (Р.Макинтаир, М.Фэзерстоун). Критика концепции Т.Веблена заставила исследователей искать новые объяснительные схемы для этого феномена. Дискуссия о символической стороне демонстративного потребления была отмечена в 60-70-е гг. XX в., большой вклад в развитие этой проблемы внесли Г.Зиммель, Э.Фромм, Г.Маркузе, Ж.Бодрийяр, П.Бурдье, Дж.Гэлбрейт, Э.Тоффлер, И.Гоффман.

В психологических исследованиях к данной теме обращались, продолжая традиции изучения потребления в русле репрезентации идентичности потребителя.

Изучение связи демонстративного потребления и социального статуса в русле изучения социальной идентичности было отмечено дискуссией об определении категории статуса (Н.Айленд, Д.Бернхейм, Л.Багвел, К.Басу и др.). В ряде зарубежных исследований (Н. Ордабаева, П. Шандон, Р. Харбугх) для объяснения связи статуса и феномена демонстративного потребления привлечена психологическая теория социального сравнения Л. Фестингера. Некоторые исследователи в связи с функционированием механизма социального сравнения отмечают высокую роль показного потребления в распространении преступлений на почве экономического неравенства (Д.Хикс, Дж.Хикс).

Изучение связи гендерной идентичности и демонстративного потребительского поведения показало, что демонстративное потребление является сигнальной системой в краткосрочных романтических отношениях (Д.Бил, К.Вохс, В.Грискевикус, Д.Кенрик, Г.Миллер, Дж.Санди, Дж.Тибур, Р.Чалдини).

Связь демонстративного потребления и этнической идентичности раскрывается в исследованиях, рассматривающих вопросы влияния культуры на данный феномен, изучении национальных меньшинств и эмигрантов, в кросс-культурных исследованиях. Работы психологов показывают влияние таких аспектов культуры на практику демонстративного потребления как различное понимание категории статуса (Дж. Висман), ориентацию на желаемую или действительную идентичность (П.Шукла, Э.Шукла, С.Сангрита), укорененность демонстративного потребления в национальной культуре (В.Кенеткар, Дж.Чен, М.Анг, Л.Жу и др.).

Изучение связи демонстративного потребления с профессиональной идентичностью представлено в концепции демонстративного потребления как компенсаторного механизм (Х.Вудраффи, Х.Вудроф-Бертон, С.Гронмо, Э.Пуринтон и др.).

Большинство работ российских исследователей рассматривают отдельные аспекты демонстративного потребления: показное потребление отдельных групп населения (Е.Н.Воронова, Д.С.Дронов), повседневные практики (Н.А.Аранович, О.В.Понукалина и др.), изучается мотивация демонстративного потребления (Ю.А.Циммерман, А.В.Логунов) и его функции (А.В.Логунов), строятся модели демонстративного потребительского поведения (К.А.Аванесян).

По итогам анализа социально-психологических исследований в первой главе представлена программа диссертационного исследования. На основании анализа исследований по проблеме демонстративного потребления в зарубежной психологии были выбраны характеристики, отражающие функционирование личности в социальном пространстве: суверенность психологического пространства, самоотношение, жизнестойкость, коммуникативные способности, эмоциональный интеллект.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница