Социальный диалог в Грузии в 2012-2015 гг




Скачать 147.36 Kb.
Дата14.06.2016
Размер147.36 Kb.
Социальный диалог в Грузии в 2012-2015 гг.

Автор: Нугзар Кохреидзе

Грузия, 2015 год

Социальный диалог является важным компонентом развития демократического общества, благодаря которому регулируются взаимоотношения между акторами данного диалога и обеспечиваются равноправные отношения без ущемления интересов всех сторон.

Данная статья представляет собой попытку собрать воедино разрозненные данные о положении социального диалога в Грузии за последние три года (2012-2015 гг); показать какава была картина до и что изменилось за этот период. Статья не ставит себе целью представить полную картину так как материалов очень мало и в основном они сводятся газетным публикациям, к сборникам дискуссионых панелей и докладов конференции. Можно сказать, что данная работа возможно является одной из первых, дающая некоторое представление о процессах происходящих в области социального диалога в Грузии 2012-2015 гг.

Экономическая основа истории вопроса

После развала Советского Союза, Грузия как и многие другие постсоветские государства, начало переход на рыночную экономику. С 1991 года были предприняты ряд шагов обеспечиваюший переход экономики, но в отличие от других постсоветских стран процесс осложнился из-за конфликтов и развивщегося гражданской войны. Согласно некоторой статистике после 1989 года в Грузии сократилось производственная индустрия, уменьшились доходы, потребление, капиталовложение и другие важные экономические индикаторы. В 1990-1994 годы на 71% сократился объем ВВП. С 1994 года, после стабилизации ситуации, начался медленный, но все же экономический рост. 1998-2003 годы характеризовались экономическим оживлением, хотя Грузия не смогла достичь высоких и стабильных показателей.

В 2005-2006 года экономика Грузии оказалась в шатком положении в результате российского эмбарго, который отменил ввоз грузинских товаров и продуктов на свой рынки, кроме того Россия приостановила любые связи по суще, на море и почтовые отношения с Грузией. Несмотря на такие негативный показатели за этот период на 9% вырос объем ВВП.

Следующим сложным периодом для экономики Грузии стала война в 2008 года и мировой кризис, хотя правительство Грузии при помощи международного сообщества безболезненно пережило данный промежуток.

Ухудщение экономики наступило в 2010 году, когда сократилась международная помощь. В этом году зафиксировано проведение государством строгой монетарной политики во избежание высокой инфляций.

Гладкими не оказались и последние три года для экономики Грузии. Напряжение политической ситуации в мире, в особенности конфликт в Украине, и усиление международного экономического кризиса, способствовали ослаблению Грузинской лари, сокращению экономической активности и ряду других проблем в экономике Грузии за последние три года. Экономические проблемы в странах наиболее важных партнеров сказались на товарообороте и снижению показателей экспорта и импорта. Состояние валюты вызвали ряд изминении в ценах на продукты первой необходимости.



Социальный диалог, история вопроса

Принятый в 2006 году Трудовой кодекс стал причиной противостояния акторов социального диалога. Данный документ являлся предметом критики со стороны не только политических партий, но и профсоюзов, международных организаций и населения. В трудовом кодексе значительно ухудшились права наемника и улучщились работодателя.

Леван Абашидзе (представитель движения «Лаборатория 1918») на дисскусионной панели организованный фондом Генриха Беля так описывает принятый в 2006 году Трудовой кодекс: «Принятый в 2006 году трудовое законодательство соответствовало экономической политике «Национального движения», согласно которой единственным путем развития экономики считалось увеличивание иностранных инвестиции. Естественно, это вызывало создание привлекательной инвестиционной атмосферы, которая обозначала принятие мобильного кодекса, отмену регуляций и либерализацию трудового рынка. Сегодня уже с уверенностью можно сказать, что этот курс не оправдал себя: значительных иностранных инвестиций не поступило, значительно не улучщился средний доход для граждан и уровень жизни».

На той же панели, оценивая трудовой кодекс принятый в 2006 году, Гоча Александрия (заместитель председателя Объединенных профсоюзов Грузии) дополняет: «Здесь было сказано, что он (трудовой кодекс прим. автора) не принес рост экономике, на самом деле, если посмотрим на цифры, безработица в 2003 году былао 12,6%, 2011 году согласно данным – почти 17%. Да, конечно, рост был в средней зарплате, но поглядим на соседей в некоторых местах было и больше. В общем, 2006-2007 гг. более и менее во всех странах вперед продвигалась экономика до 2008-2009 годах, до развития мирового экономического кризиса».

Такова была оценка трудового кодекса многими экспертами и представителями профсоюзов и поэтому одним из важных элементов предвыборной кампании в 2012 году стало обещание о внесении изминений в закон. Данные изминения проводились уже после смены власти и с приходом коалиции «Грузинская мечта».

Изминения в Трудовом кодексе

28 января 2013 года Министерство Юстиции Грузии опубликовало законопроект об изминениях в Трудовом кодексе. Целью этих изминений является регулирование баланса трудовых отношений, улучшение правовых гарантий наемника и взятые Грузией объязательства на международном уровне.



Основные изминения, которые были внесены в Трудовой кодекс:

  • Рабочий день в Грузии для лиц старше 18 не должен превышать 40 часов в течение пяти рабочих дней, старше 16 лет - 36 часов, старше 14 лет - 24 часа.

  • Сверхурочная работа предполагает почасовую оплату. В случае соглашения сторон сверхурочная работа может быть возмещена дополнительным отдыхом. Сверхурочной считается любая работа, которую выполняет человек, по соглашению с работодателем, и длительность которой превышает 40 часов в неделю (пять рабочих дней). Сверхурочной считается также работа, выполняемая в дни официальных праздников.

  • Оплачиваемый отпуск должен быть не менее 24 рабочих дней. При этом отпуск может быть увеличен за счет отработанных официальных выходных дней.

  • Раз в год работодатель обязан давать в случае требования работнику отпуск за свой счет сроком не менее 15 рабочих дней.

  • В случае трудной, вредной или связанной с опасностью работы работодатель обязан предоставить дополнительный оплачиваемый отпуск не менее 15 календарных дней.

  • Трудовом контракте обязательно должны быть указаны: дата начала работы и ее длительность; рабочее время и время отдыха; место работы; должность и вид выполняемой работы; объем заработной платы и правила ее выплаты; правила оплаты сверхурочной работы; длительность оплачиваемого и неоплачиваемого отпуска.

  • Оплата работы лицам, находящихся на испытательном сроке, при этом срок не должен превышать шесть месяцев.

  • В случае изменения условий трудового договора, работодатель обязан информировать работника об этом. Изменения не вносятся в договор, в случае смены места работы, если работнику не приходится тратить на дорогу туда и обратно более 3 часов, и это не связано с неравномерными затратами. Также достаточно в устной форме предупредить работника об изменении времени начала и завершения работы, если речь идет не более чем о полутора часах.

  • Если вышеуказанные изменения будут осуществлены одновременно, работодатель будет обязан заключить новый трудовой контракт.

  • В случае разрыва трудового контракта работодатель должен за 30 дней сообщить об этом работнику письменно и указать причины его прекращения.  При этом работодатель обязан выплатить работнику компенсацию в размере двухмесячной заработной платы (а не за 1 месяц) в течение 30 дней после разрыва трудового соглашения. Если эти условия не будут выполнены, работник может подать в суд на своего работодателя.

В аналитической статье «Трудовой кодекс в Грузии – какие изминения вносятся в трудовой кодекс?», опубликованной в журнале «Либерали» приводиться следующее заключение: «Исходя из выше сказанного, в качестве вывода можно сказать, что разработанные Министерством юстиции изминения трудового кодекса и предложенная редакция, с одной стороны увеличение защиты интересов наемника, устанавливает определенные правовые рамки, хотя, с другой стороны, он необосновано не ограничивает права и интересы работодателя. Соответственно, основной смысл изминений состоит в регулировании интересов работодателя и наемника на фоне увеличения прав работодателя, и в результате, создание соответствующих трудовых условий, что в конечном итоге, является целью обеих сторон».

Несмотря на то, что правительство внесло изминения в трудовой кодекс, профсоюзы и многие эксперты остались им не полностью довольны.

Давид Арабидзе в статье «Обединения работодателей и их социальная ответственность» пишет: «Изминения в Трудовом кодексе, происшедшие в Грузии, не оказались достаточными для ограничения в стране неформального трудового ареала. Они не смогли создать такие стандарты труда и профессиональной этики, которые бы оказались бы стимулами эффективной экономики».

Председатель Объединенных Профсоюзов Грузии Ираклий Петриашвили, в интервью радио «Свобода» 28 Октября, 2015 года отметил: «Общество питало большие надежды по поводу изминений в Трудовом кодексе. В 2013 году на самом деле были внесены изминения, но реально этими изминениями общество, граждане, трудоустроенные люди не могли пользоваться. Так сказать, получился мертвый закон».

Данная оценка председателя Объединенных профсоюзов Грузии прозвучала в связи инициативой Министерство Труда и здравохранения Грузии о создании трудовой инспекции. В той же статье, Ираклий Петриашвили подтверждает, что Министерство учло предложения профсоюзов о работе трудовой инспекции.

Трудовая инспекция приступила к работе в июле 2015 года , целью которой является мониторинг исполнения Трудового кодекса.

В 2015 году при финансовой поддержке ЕС правительство Грузии и Международная организация труда начали новый проект « Поддержка трудовых прав и социального диалога в Грузии». 30 месячный проект будет осуществлятся в тесном сотрудничестве с профсоюзами и ассоциацией работодателей.

Посол ЕС в Грузии, господин Ианом Перман на презентации проекта в своем выступлении подчеркнул необходимость усиления принятого в 2013 году Трудового кодекса, новыми институтами и процедурами для разрешения споров и повышения культуры переговоров:«2014 год показал, что медиация полезна для избежания факторов, мешающих экономике. Мы поддерживаем Грузию в исполнении ее объязаностей по созданию таких институтов, которые смогут проверить условия труда согласно Трудовому закону и стандартам Международной организации труда».

Активная работа Профсоюзов

Эти три года знаменовались не мене большой активностью профсоюзов по различным вопросам улучшения условии труда. В кратком отчете Обединенных Профсоюзов Грузии только за 2013 год описываются несколь забастовок:

« В 2013 году в компании контейрный терминал «Барвил джорджия» была проведена забастовка, во время которой рабочие требовали повышение зарплаты и улучшение условий труда. Профсоюз рабочих транспорта несколько раз поднимал вопрос, но не получив ответа со стороны администрации, начали забостовку. В конечном итоге были улучшены права рабочих.

Позднее рабочие «Борвил Джорджия» поставили еще одно условие, после несчастного случая потребовали от администрации покрыть издержки за лечение потерпевшего 20-ти летного молодого работника. Молодой человек получил производственную травму и находился в коматозном состоянии.

Профсоюз транспорта и дорог Грузии в начале года в Рустави опротестовал ожидаемое повышение цен на транспортное передвижение. Профсоюз объявил о своей солидарности батумским водителям. Было распространено специальное заявление и мэрии города было дано два дня. Профсоюз рабочих транспорта был активен в работе защиты прав водителей «желтых автобусов» в Тбилиси и проблем на линиях. Это Объединение смогло в условиях нового правительства оформить один из первых коллективных договоров с администрацией «желтых микроавтобусов» и т.д.»

Это лишь краткая выдержка из доклада профсоюзов только за 2013 год. Данный доклад рассказывает об успешных кейсах различных профсоюзов и о самом большом процессе, связанном с противостоянием рабочих железной дороги и администрацией компании. 14 ноября после продолжительных переговоров и консультаций профсоюз и администрация договорились, и все требования рабочих и членов профсоюза были удовлетворены, что в конечном итоге было оформлено уже позднее 31 декабря договором коллективных переговоров. Эти события были широко освещены в СМИ и, как показывают примеры, приведенные выше, заканчивались определенными позитивными результатами.

Также активна была Ассоциация малого и среднего бизнеса, которая в 2014 году, оформила социальный контракт с Ассоциацией работодателей и Объединенных профсоюзов Грузии. Основной целью данного социального контракта является объязательство сторон по активизации процессов социального диалога, улучшение технического состояния, обмен рекомендациями, участие в реформах осуществленных государством, соучастие в международных и европейсских мероприятиях и развитие в стране социальной, партнерской системы.

Объязательства, взятые Грузией

Соглашение об Ассоциации с ЕС Грузия ратифицировала 18 июля 2014 года. Согласно данному соглашению Грузия объязалась адаптировать местное законодательство с европейскими директивами в области социального диалого по следующим пунктам:

В рамках Соглашения об ассоциации, инициированным ЕС и Грузией, Грузия обязуется в течении от трех до восьми лет реализовать существенные реформы в сферах занятости, социального и равного обеспечения возможностей. Государство должно стимулировать развитие политики в области занятости; защиты здоровья и безопасности на рабочем месте; позаботиться о социальном диалоге, поддержке инклюзии, гендерного равенства и предотвращения дискриминации; кроме того, улучшение социальной ответственности между бизнесами, тем самым способствует улучшению рабочей среды, сокращению бедности, повышению социального обеспечения, устойчивого развития и уровня жизни.

В соглашении об ассоциации выделены отдельные директивы, связанные с трудовым законодательством, устранении дискриминации по различным признакам, охраной здоровья и безопасности на рабочем месте.

Согласно соглашению об ассоциации, по вступлению его в силу, Грузия в течении 4-6 лет должна выполнить 8 директив по усовершенствованию трудового законодательства.

Согласно директиве, принятой на совете министров Евросоюза в 1999 году, запрещается дискриминация служащих, взятых на определенный срок в пользу работников, взятых на неопределенный срок. Целью документа является превенция работников, взятых на работу таким путем, которое может иметь место в случае неограниченного продления контрактов, оформленных на определенный срок. На основе этой директивы страна берет обязательство установить допустимое количество того, во сколько раз может быть оформлен контракт на определенный срок или же какой может быть длительность такого контракта в сумме.

Директива также касается искоренения дискриминации работников, взятых на полставки по отношению к работникам, взятых на полную ставку, и ставит целью отразить те барьеры, которые ограничивают возможность перехода на полставки.

Следует отметить директиву Европейского Союза 2002 г., которая относится к обязанностям работодателя поделиться информацией и проконсультироваться с сотрудниками о процессе разработки экономической и финансовой стратегии, или запланированных в ближайшее время структурных и организационных изменениях.

В течение 3-4 лет после вступления в силу соглашения об ассоциации Грузия обязуется соблюдать 6 директив ЕС по устранению дискриминации, включая дискриминацию по половому признаку. Один из них, директива 2000 года, касающаяся равного обращения, которая должна быть реализована в течение следующих 3 лет. Здесь один из пунктов касается удовлетворения нужд людей с ограниченными возможностями по принципу уважения и разумной адаптации и по устранению дискриминации в отношении лиц с ограниченными возможностями на рабочем месте.

Кроме того, пункты по социальному диалогу в данных директивах обязуют страну с учетом «национальных традиций и практики», принять, в целях содействия диалогу между социальными партнерами (работодателем и работниками), адекватные меры для обеспечения равного обращения. Это включает в себя: мониторинг рабочей практики, кодекс поведения и содействия обмену информацией об опыте лучших практик. Без ограничения автономии социальных партнеров, правительство должно поощрять установление анти-дискриминационных правил и реализовать минимальные требования, определенные директивой. Важно также отметить, что отдельная статья посвящена роли правительства по вовлечению неправительственных организаций в создание анти -дискриминационной атмосферы.

Особое место в документе отведено защите здоровья и безопасности на рабочем месте. В течение 5-9 лет Грузия обязуется исполнить 26 директив. Важной является директива Совета Министров за 1989 год, которая касается оценки рисков, их превенции, исследования источников возникновения, приведения рабочей атмосферы в соответствии с потребностями личности; адаптация к техническому прогрессу; выдача соответствующих инструкции работникам; разработка превенциальной политики.

Другие директивы дают конкретные инструкции, какие меры должны быть приняты работодателями для соблюдения соответствующих стандартов. Инструкции, в которые входит соблюдение безопасности; техническое оснащение в состоянии обслуживания или ремонта; адекватные условия гигиены и т.д. Директива также касается обязательств работодателя информировать работников о потенциальных опасностях, которые могут возникнуть непосредственно в рабочей среде. Кроме того, важные руководящие принципы в отношении необходимости периодически проводить осмотр оборудования и их тестирование.

Представлены директивы, касающиеся правил безопасности работников занятых на строительстве, работающих с асбестом, канцерогеном, обучать специальным нормам обращения с химическими, биологическими и взрывчатыми веществами. Ряд положений касаются физических опасностей (шум, вибрация, электромагнитные поля, радиация).

В течение 6 лет должна быть реализована директива 1992 года, касающаяся защиты безопасности и здоровья работников горнодобывающей промышленности. Данная директива конкретизирует условия, при которых должны осуществляться медицинские исследования работников как по найму на работу, так и в ее процессе.

В начале декабря 2013 года, Европейский Союз выделил 27 млн. евро Грузии в рамках программы "Интеграции Восточного Партнерство и Программа Сотрудничества» (EAPIC) для углубления процессов демократизации и улучшения условий в области прав человека.

Суммируя вышеизложенные факты. Можно сделать следующий вывод,что последние три года были весьма активными для всех участников социального диалога. Главным достижением можно считать изминения в Трудовом кодексе, но как заявляют сами представители правительства на недовольные оценки критиков это всего лишь первая фаза изминений и правительство работает над новыми.

В докладе общей рабочей группы по вопросам политики Европейсского соседства за 2014 год и достигнутых прогрессов и рекомендаций по дальнейшим действиям ЕС по вопросу трудовых прав написано: «Институционные механизмы по защите трудовых прав не изменились. Между правительством и социалными партнерами существует важный консенсус по мониторингу защиты норм безапасности на рабочем месте, хотя вопрос по принятию более широких инспектировании труда (который прописан в соглашении об ассоциации глубокой и всеобъемлющей свободной торговли) остается предметом дискуссии. Введенные изминения в закон о работниках госучреждении были приняты профсоюзами как нарушение прав работников госучреждении. Профсоюзы также выразили недовольство, что госчиновники создали в образовании, почтовом и жележнодорожном секторах «желтые» профсоюзы, которых организовывают и поддерживают».

Исходя из выше сказанного можно выделить следующие рекомендации всем сторанам социального диалога:



Правительству:

  • Предпринять более эффективные шаги по реализации соглашения об Ассоциации;

  • Ускорить процесс по принятию новых изминений трудового законадательства;

  • Создать эффективную систему реализации уже принятых изминении в трудовом кодексе.

Профсоюзам:

  • Усовершенствовать структуру и демократические отношения внутри профсоюзных объединений;

  • Улучшить техническое обеспечение для более оперативного реагирования на правонарушения работников различных отраслей;

  • Достижения реальных консесусов со всеми сторанами Диалога;

  • Проводить более эффективную работу по имплементации пунктов договора об Ассоциации.

Работодателям:

  • Сформировать единную позицию по социальным и трудовым вопросам;

  • Приложить максимальное усилие для приближения позиции с другими сторонами социального диалога по вопросу социальной ответственности;

  • Оказать эффективную поддержку по работе трудовой инспекции;

  • Оказать помощь компаниям по созданию безопасных норм и условий труда;

  • Создать эффективную систему и стандарты по внедрению непрерывного профессионального роста и развития для работников различных компании.

Использованная литература:

  1. «Трудовая инспекция – вызов государству». 2015, Радио свобода, Тбилиси, «Интерьвю с председателем Объединеных профсоюзов Грузии Иракли Петриашвили», автор: Гиорги Гогуа;

  2. «Поддержка социальных прав и социального диалога в Грузии», 2015 год, Тбилиси, сайт: http://gtuc.ge/?p=2952

  3. «Объединения работодателей и их социальная ответственность», 2015 год, Тбилиси, автор: Давид Арабидзе;

  4. Центр по образованию мониторингу по правам человека. 2014 год, Тбилиси, Сайт: http://emc.org.ge/2014/01/15/tanaswori_sesadzleblobebis-xelsheywoba/

  5. «Осуществление европейской политики соседства в Грузии за 2014. Достигнутый прогресс и рекомендации относительно дальнейших действий». Рабочии вариант доклада. 2014 год, Тбилиси, Еврокомиссия.

  6. «Трудовой кодекс и движение рабочих», 2013 год, Тбилиси, Фонд Генриха Беля в Северного Кавказского Бюро, Хронология дискуссии, участники: Леван Абащидзе, Гоча Александрия, Елене Кванчилашвили, Марина Мусхелишвили.

  7. «Трудовой кодекс в Грузии – какие изминения вносятся в трудовой кодекс?», 2013, г. Тбилиси, Журнал «Либерали»;

  8. «Социальная защита и социальная вовлеченнасть в Грузии», Итоговый выводы для Евро коммисии, 2011, Тбилиси, авторы: Акаки Данелия, Иаго Качкачишвили, Вахтанг Мегрелишвили, Мамука Надареишвили, Ана Камидзе.

  9. «Еще одно подытоживание прошедшего года», 2013 год, Тбилиси, сайт: http://gtuc.ge/?p=1327

  10. «Ожидаемые метаморфозы трудового кодекса», 2012, Тбилиси, Радио свобода, автор: Джимшер Рехвиашвили





База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница