Сочинение на одну из свободных тем, предложенных комиссией. На его написание отводится 3 часа. Максимальное количество баллов за данную письменную работу 50




Скачать 149.96 Kb.
Дата27.03.2016
Размер149.96 Kb.
«УТВЕРЖДАЮ»

Первый проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО

«Алтайский государственный университет»

Е.С. Аничкин

____________________________

«______» 20 г.


ПРОГРАММА

вступительного испытания

для поступающих в бакалавриат факультета массовых коммуникаций, филологии и политологии по направлению 42.03.02 – «Журналистика»
Творческое испытание
I. Данное вступительное испытание проводится в письменной форме. Творческий экзамен является вступительным испытанием, требующим наличия у поступающих определенных творческих способностей. На данном экзамене оцениваются: образность мышления, способность к логическому анализу, оригинальность и быстрота реакции при решении творческих задач, способность к ассоциативному восприятию мира, культура речемыслительной деятельности в целом.

Члены комиссии – профессиональные журналисты, работающие в газетах, на радио и телевидении, преподаватели факультета МКФиП.

Творческое испытание включает в себя:


  • презентацию публикаций в газетах, сетевых изданиях, сюжетов на ТВ и РВ, которые оцениваются членами предметной комиссии факультета МКФиП на собеседовании, являющемся этапом творческого испытания

  • два письменных задания.

Результаты творческого экзамена оцениваются по 100-балльной шкале.

Первое задание – сочинение на одну из свободных тем, предложенных комиссией. На его написание отводится 3 часа. Максимальное количество баллов за данную письменную работу – 50.

Второе – анализ материалов, опубликованных в средствах массовой информации и предложенных комиссией. На выполнение второго задания отводится 1 час. Максимальное количество баллов – 30.

Предметная комиссия по творческому испытанию оценивает газетные, микрофонные и видеоматериалы, публикации в сетевых изданиях, характеристики редакций. Наличие публикаций желательно, поскольку помогает составить первое впечатление о творческих способностях абитуриента. Но отсутствие их не может быть отводом для участия в испытаниях. Однако нужно помнить, что публикации могут значительно повлиять на оценку, так как на этом этапе экзамена начисляется до 20 баллов.

В итоге абитуриент получает общую оценку за творческое испытание, которая складывается из:


  • оценок за выполнение первого и второго заданий

  • оценки за собеседование по публикациям.

Максимальное количество баллов, которое можно получить за экзамен – 100.
II. Программа вступительных испытаний:

1. Первое задание творческого испытания: творческое сочинение.

Творческое сочинение является традиционным жанром творческого экзамена. Абитуриенту предлагаются на выбор 3 темы из той категории, которая в школьной практике определяется как «свободная тема». Как правило, каждая тема заключает в себе актуальную проблему, касающуюся той или иной области современной действительности: от школьной жизни до реалий журналистики, экономики, политики и др.

В творческом сочинении абитуриент должен продемонстрировать следующие качества:


  • использовать имеющийся в распоряжении фактический материал: случаи из жизни, наблюдения, разговоры с людьми и др.;

  • оформлять свои высказывания в соответствии с требованиями избранного жанра: расширенная информация, интервью, репортаж, аналитическая корреспонденция, зарисовка, «размышления вслух» и др.;

  • стремиться заинтересовать потенциального читателя своим произведением.

  • уметь связно и стилистически грамотно излагать свои мысли;

  • продемонстрировать владение правилами орфографии, пунктуации, грамматики.


Темы, предлагаемые на вступительных испытаниях в предыдущие годы:

  1. «…Нам нужна великая Россия!»

  2. Газета, без которой нам не жить

  3. Ради нескольких строчек в газете …

  4. Листая семейный альбом…

  5. Профессия говорящих правду

  6. «Гладко было на бумаге ... »

  7. «Добро должно быть с кулаками ..?»

  8. «Злые языки страшнее пистолета?»

  9. Себя нелишним чувствую в стране...

  10. «Я знаю, что знаю мало, но ... »

  11. «Я русский бы выучил только за то, …»

  12. «Герой нашего времени»

  13. Новое поколение выбирает …

  14. Он – идеальный журналист

  15. Диалог с Интернетом

  16. Есть точка на карте России …

  17. Сегодня модно быть …, но …

  18. «Блестят обложками журналы,

на них с восторгом смотришь ты ... »
При написании сочинения использование заранее подготовленных черновых записей, заготовок не допускается.
Критерии оценивания творческого сочинения


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

БАЛЛЫ

1

Оригинальность подхода к теме и полнота ее раскрытия

Максимальное количество баллов – 15




а) Автор использует оригинальный подход к теме, полностью ее раскрывает

11–15

б) Оригинальный авторский подход к теме, но не полное ее раскрытие /

Нет оригинального авторского подхода, но полностью раскрыта тема



6–10

в) Автор не использует оригинальный подход к теме, практически не раскрывает ее

0–5

2

Характер выражения и аргументации авторской позиции

Максимальное количество баллов – 10




а) Автор находит убедительные аргументы в обоснование своей позиции, сопоставляет и анализирует различные факты и точки зрения

8–10

б) Слабо выражена авторская позиция и/или недостаточно аргументирована

4–7

в) Авторская позиция практически не выражена и/или не аргументирована

0–3

3

Уровень эрудиции и умение ее проявить

Максимальное количество баллов – 10




а) Автор приводит интересные факты, цитаты, мнения, способствующие наиболее полному раскрытию темы

8–10

б) В работе приведены некоторые факты, мнения или цитаты

4–7

в) Автор практически не приводит никаких фактов, цитат, суждений

0–3

4

Индивидуальный стиль автора

Максимальное количество баллов – 15




а) Автор демонстрирует оригинальную манеру письма, богатство словаря

11–15

б) Автор использует отдельные выразительные средства, в работе есть штампы

6–10

в) Работа имеет шаблонный характер, отличается бедностью словаря

0–5

Максимальное количество баллов за данную письменную работу – 50.
2. Второе задание творческого испытания: анализ материалов средств массовой информации.

Абитуриент должен внимательно прочитать и проанализировать предлагаемый материал, а затем – выполнить ряд тестовых заданий по тексту анализируемой публикации. Навык работы с текстом – один из основных для журналиста, так как отражает знание проблем действительности, реалий современной журналистики, оперативность мышления, логику анализа и изложения, журналистскую зоркость и память. Тестовые задания направлены также на выявление уровня знаний гуманитарных дисциплин школьной программы поступающего.


За второе задание абитуриент может максимально получить 30 баллов.
Публикация, предлагаемая для анализа на творческом испытании по журналистике в 2014 г.:
Текст к тестовым заданиям по содержанию публикации

«Двадцатьчетырнадцать» Андрея Никитина


Источник: Алтапресс.ру, 10 января 2014, 07:31, http://altapress.ru/story/124212

«Двадцатьчетырнадцать»

103-й год Чучхе объявлен в России годом культуры, а Рига и шведский город Умео стали в ЕС Питерами (то есть, культурными столицами их части Европы, у нас-то ею остался наш Питер). ЮНЕСКО зачем-то объявило 2014-й годом кристаллографии, а я назову его в своем  личном календаре годом Лермонтова.

Да, в 2014-м будет много памятных дат. Одно столетие Великой войны чего стоит: только с территории Алтайского округа на фронт ушли 400 тысяч наших земляков... Однако лично для меня этот год будет Лермонтовским.

Да, 300 лет назад в России открылась библиотека Академии наук, появилась Кунсткамера и наши разбили шведов у Гангута (первая настоящая большая морская победа!). Но Лермонтов,  друзья, это моё всё. Не Пушкин, не Достоевский, не Толстой и даже не Шолохов (хотя, Шолохов — это моё второе всё), а именно Лермонтов, чьи стихи мне всегда нравились больше других, и чьим, по сути, единственным большим законченным прозаическим произведением я зачитываюсь до сих пор. Честное слово, это мое личное мнение, но мне кажется, что лучшего прозаика на русской земле еще не было.

Вместе с Лермонтовым в один год родился Тарас Шевченко, но, при всем моем уважении к украинцам, для меня это просто разные лиги. Что-то несопоставимое, потому что я не могу никого сопоставить с Лермонтовым, чей поэтический рассказ старого пушкаря так точно рисует главное в битве при Бородино — не то, что описывают историки, не приказы, не решения, не действия военачальников или передвижения колонн, а именно то, что это был "бой под Прохоровкой" своего века, не грандиозное танковое сражение, а самую жуткую артиллерийскую дуэль: "И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой".

Каждая строфа, каждый эпизод этого хрестоматийного стихотворения — это же кладезь для пытливого любителя русской старины:



  • "Кто кивер чистил весь избитый" - почему избитый?

  • "Но нет его, сражен булатом" - почему артиллерийского полковника убивают саблей?

  • "И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел" - они били прямой наводкой?

А ведь 2014-й - это еще и год 200-летия взятия Парижа: те самые "богатыри - не вы", которые вернулись с поля, входили в столицу Франции, чтобы научить местных трактирщиков слову "быстро".

Да, в этом году отметят полвека фильмы "Ко мне, Мухтар!" и "Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещён" (и многие другие замечательные кинокартины). Кто-то вспомнит о 200-летии Самюэля Кольта, который уравнял людей, а кто-то о таком же юбилее основателя фирмы "Нестле" (вот не оставь они алтайскую кондитерку, был бы праздник и на нашей улице). Или, например, 400-летие взятия запорожцами турецкого Синопа...

Всё это важно. И Олимпиада — это здорово. Но я вам настоятельно рекомендую вспомнить о Лермонтове и хотя бы немножечко его почитать:

Решительно, я никогда подобной женщины не видывал. Она была далеко не красавица, но я имею свои предубеждения также и насчёт красоты. В ней было много породы… порода в женщинах, как и в лошадях, великое дело; это открытие принадлежит юной Франции. Она, т. е. порода, а не юная Франция, большею частью изобличается в поступи, в руках и ногах; особенно нос много значит. Правильный нос в России реже маленькой ножки. Моей певунье, казалось, не более 18 лет. Необыкновенная гибкость её стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив её слегка-загорелой кожи на шее и плечах, и особенно, правильный нос, — всё это было для меня обворожительно. Хотя в её косвенных взглядах я читал что-то дикое и подозрительное, хотя в её улыбке было что-то неопределённое, но такова сила предубеждений: правильный нос свёл меня с ума; я вообразил, что нашёл гётеву Миньону, это причудливое создание его немецкого воображения; — и точно, между ими было много сходства: те же быстрые переходы от величайшего беспокойства к полной неподвижности, те же загадочные речи, те же прыжки, странные песни…

Сможете с ходу вспомнить, о ком идет речь?
Тестовые задания по содержанию публикации

«Двадцатьчетырнадцать» Андрея Никитина


Источник: Алтапресс.ру, 10 января 2014, 07:31, http://altapress.ru/story/124212
1. Рига – это столица:

А) Литвы


Б) Эстонии

В) Латвии

Г) Скандинавии
2. Один из героев публикации – великий русский писатель М.Ю. Лермонтов. Какие произведения М.Ю. Лермонтова вам известны? Перечислите их:
3. ЮНЕСКО – это:

А) Международная организация, занимающаяся вопросами образования, науки и культуры

Б) Детский фонд Организации Объединенных Наций

В) Международный уголовный суд

Г) Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде
4. Цитата: «Да, в 2014-м будет много памятных дат. Одно столетие Великой войны чего стоит … ». О какой войне говорит автор публикации? Когда она началась и закончилась?
5. В состав ЕС – Европейского союза – не входит страна:

А) Болгария

Б) Исландия

В) Хорватия

Г) Эстония
6. Цитата: «Да, 300 лет назад … наши разбили шведов у Гангута (первая настоящая большая морская победа!)». Во время какой войны произошло морское сражение, упомянутое автором публикации? Кто командовал русским флотом в этой битве?
7. Библиотека Российской академии наук находится в городе:

А) Москве

Б) Великом Новгороде

В) Новосибирске

Г) Санкт-Петербурге

8. Один из героев публикации – прославленный советский писатель М.А. Шолохов. Какое произведение принесло М.А. Шолохову всемирную известность, и какую международную премию он за него получил?


9. Кунсткамера – это:

А) Камера пыток в Древнем Риме

Б) Современная цифровая видеокамера

В) Первый российский музей

Г) Европейский судебный корпус
10. Цитата: «…а именно Лермонтов, чьи стихи мне всегда нравились больше других, и чьим, по сути, единственным большим законченным прозаическим произведением я зачитываюсь до сих пор». О каком произведении великого писателя говорит автор материала? Когда оно было написано М.Ю. Лермонтовым?
11. Известное высказывание «Пушкин – это наше все» принадлежит:

А) Поэту А.А. Григорьеву

Б) Писателю М.Ю. Лермонтову

В) Няне Пушкина Арине Родионовне

Г) Литературному критику В.Г. Белинскому
12. Какое произведение М.Ю. Лермонтова практически целиком является «поэтическим рассказом старого пушкаря»? Процитируйте строфу из этого произведения
13. Кто из великих русских писателей – героев этой публикации – был в Барнауле?

А) А.С. Пушкин

Б) Л.Н. Толстой

В) Ф.М. Достоевский

Г) М.Ю. Лермонтов
14. Бородинская битва считается крупнейшим сражением Отечественной войны 1812 года. Какие произведения полностью или частично посвящены Бородинскому сражению? Перечислите известные вам и назовите их авторов.
15. Цитата: «… а именно то, что это был «бой под Прохоровкой» своего века, не грандиозное танковое сражение, а самую жуткую артиллерийскую дуэль…». Танковое сражение под Прохоровкой произошло во время:

А) Войны в Южной Осетии

Б) Первой мировой войны

В) Второй чеченской войны

Г) Второй мировой войны
16. Цитата: «А ведь 2014-й - это еще и год 200-летия взятия Парижа …». О каком важном в мировой истории сражении упоминает автор публикации, и какие последствия оно имело?
17. Кивер – это:

А) Солдатский вещмешок

Б) Военный головной убор

В) Колющее оружие

Г) Знамя артиллерийских войск
18. Цитата: «… те самые «богатыри - не вы», которые вернулись с поля, входили в столицу Франции, чтобы научить местных трактирщиков слову «быстро». Каково значение выделенной части данной цитаты?
19. Главного героя фильма «Ко мне, Мухтар!» играет выдающийся актер отечественного кино:

А) Евгений Леонов

Б) Анатолий Папанов

В) Андрей Миронов


Г) Юрий Никулин
20. Цитата: «Кто-то вспомнит о 200-летии Самюэля Кольта, который уравнял людей …». Чем знаменит один из героев публикации – С. Кольт?
21. Действие фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» происходит:

А) В обычной квартире
Б) В пионерском лагере
В) В средней школе
Г) В детском садике

22. Цитата: «Или, например, 400-летие взятия запорожцами турецкого Синопа...». В данной цитате идет речь о захвате и разгроме города Синопа. Однако мировой истории известно еще одна битва под названием «Синопское сражение», произошедшее в ноябре 1853 года. Что это за сражение?
23. Один из героев публикации – автор произведения «Севастопольские рассказы». Им является:

А) Л.Н. Толстой
Б) Ф.М. Достоевский
В) Т.Г. Шевченко
Г) М.А. Шолохов

24. В конце своей публикации автор приводит довольно объемный отрывок из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Из какой повести, входящей в этот роман, данный отрывок? О ком в нем идет речь?
25. Цитата: «… а кто-то о таком же юбилее основателя фирмы «Нестле» (вот не оставь они алтайскую кондитерку, был бы праздник и на нашей улице)». Компания «Nestlé» является:

А) Французской
Б) Шведской


В) Немецкой

Г) Швейцарской
26. Цитата: «… я вообразил, что нашёл гётеву Миньону, это причудливое создание его немецкого воображения …». С кем сравнивает свою героиню М.Ю. Лермонтов?
3. Портфолио, творческие работы (публикации).

Предметная комиссия по творческому испытанию оценивает газетные, микрофонные, видеоматериалы, публикации в сетевых изданиях, подготовленные абитуриентом и представленные на собеседовании, которое является этапом творческого испытания. Опубликованные материалы представляются в газетных полосах (можно представлять заверенные редакцией ксерокопии; фотопубликации могут дублироваться оригиналами снимков). Материалы телевидения и радио представляются на электронных носителях (дисках), видео- и аудиокассетах и сопровождаются справкой с печатью и за подписью редактора о выходе их в эфир. Если материал был опубликован анонимно или под псевдонимом, руководитель редакции должен расшифровать фамилию и имя автора, заверить подписью и редакционной печатью. Распечатки материалов с электронных сайтов заверяются печатью и подписью руководителя проекта или редактора.


Критерии оценивания публикаций абитуриента



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

БАЛЛЫ

1

Количество публикаций, их уровень, тематическое разнообразие


15

2

Ярко выраженный индивидуальный стиль автора

5

III. Список учебно-методической литературы, достаточный для подготовки к вступительным испытаниям:



  1. Аграновский, А.А. Своего дела мастер: заметки писателя / А.А. Аграновский. – М.: Политическая литература, 1980. – 416 с.

  2. Аграновский, В.А. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике / В.А. Аграновский. – М.: Вагриус , 1999. – 416 с.

  3. Аграновский, В.А. Ради единого слова. (Журналист о журналистике) / В.А. Аграновский. – М.: Мысль, 1978. – 168 с.

  4. Власть, зеркало или служанка?: Энциклопедия российской печати: в 2-х т. – М.: Союз журналистов России, 1998. – Т.1. – 288 с., т.2. – 323 с.

  5. Ворошилов, В.В. Журналистика. Базовый курс: учебник / В.В. Ворошилов. – СПб.: Изд-во Михайлова, 2006. – 640 с.

  6. Гиляровский, В.А. Собрание сочинений: в 4-х томах / В.А. Гиляровский. – М.: Полиграфресурсы, 1999.

  7. Дэннис, Э. Беседы о масс-медиа / Э. Дэннис, Дж. Мэррилл. – М.: Вагриус, 1997. – 383 с.

  8. Засорина, Т. Профессия – журналист / Т. Засорина, Н. Федосова. – Ростов–на–Дону: Феникс, 1999. – 320 с.

  9. Засурский, И.И. Масс-медиа второй республики / И.И. Засурский. – М.: Изд-во МГУ, 1999. – 272 с.

  10. Караулов А.В. Плохой мальчик: Грустная книга / А.В. Караулов. – М.: Совершенно секретно, 1996. – 192 с.

  11. Лукина М.М. Технология интервью: учебное пособие / М.М. Лукина. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 180 с.

  12. Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром / С.А. Муратов. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 206 с.

  13. Песков В.М. Птицы на проводах / В.М. Песков. – М.: Молодая гвардия, 1982. – 303 с.

  14. Солдаты слова: Рассказывают ветераны советской журналистики / Сост.: В. А. Мякушков, Н. П. Стор. – М.: Политиздат, 1980. – 262 с.

  15. Средства массовой информации России: учеб. пособие / под ред. Я.Н. Засурского; науч. ред. Е.Л. Вартанова, М.В. Шкондин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 391 с.

Утверждена на заседании предметной экзаменационной комиссии факультета массовых коммуникаций, филологии и политологии по направлению 42.03.02 – «Журналистика» (протокол № от « » 20 г.).


Декан ФМКФиП С.А. Мансков


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница