Собственно, услышанное представляло собой скорее тезисы, а развернутый анализ отложен до полного завершения работы комиссии, то есть до середины сентября. В любом случае выводы необходимо делать как можно оперативнее




Скачать 59.29 Kb.
Дата26.07.2016
Размер59.29 Kb.
КАК ЭТО БЫЛО

Собственно, услышанное представляло собой скорее тезисы, а развернутый анализ отложен до полного завершения работы комиссии, то есть до середины сентября. В любом случае выводы необходимо делать как можно оперативнее. И не в виде табу на полеты и авиашоу — происшествия на дорогах стараются предотвратить не запретом ездить, а путем принуждения к выполнению правил движения.

Почему же вполне современный, технически исправный самолет, пилотируемый двумя высококлассными летчиками, без каких-либо внешних воздействий в разгар авиационного праздника разбивается на глазах у зрителей, унося жизни десятков из них? Попробуем восстановить ход событий «черной субботы» на основе информации председателя комиссии, свидетельств участников авиашоу и немногих доступных документальных источников. На авиационном празднике, посвященном 60-летию 14-го авиакорпуса, планировалось всего четыре полета: два на спортивных самолетах Як-52 и два — на боевых. Но по метеоусловиям вылет истребителя МиГ-29 из Ивано-Франковска был отменен еще в девять утра.

Второй, двухместный учебно-боевой истребитель Су-27УБ с бортовым номером «42», стартовал в полдень с аэродрома Озерное под Житомиром. В его кабине — два опытнейших пилота: впереди — летчик-испытатель 1-го класса полковник Владимир Топонарь, в заднем кресле — летчик 1-го класса полковник Юрий Егоров. Топонарь — соло-пилот пилотажной группы наших ВВС «Украинские соколы», завоевавшей массу наград на престижных международных авиашоу. Освоил семь типов самолетов, имеет общий налет 1900 часов. Юрий Егоров менее именит, но его налет выше — 2000 часов.

Летную программу открыли спортивные «Яки». Имитируя воздушный бой времен Великой Отечественной войны, они несколько раз залетали в зрительские сектора, пока не завершили полет эффектным «роспуском» прямо над трибуной для почетных гостей. Видя столь вопиющее нарушение правил демонстрационных полетов, командующий ВВС генерал Стрельников распорядился прекратить полеты над людьми. Но второй истребитель был уже на подходе...

Су-27УБ появляется над южным концом взлетно-посадочной полосы львовского аэродрома примерно в 12.50. Совершает проход над полосой вдоль трибун со зрителями на высоте примерно 400 метров и над широкой поперечной рулежкой начинает программу высшего пилотажа. «Косая петля» в направлении «от зрителей» — первая фигура утвержденного плана. Но на выходе из нее, над территорией авиаремонтного завода, истребитель вместо набора высоты неожиданно выполняет «полубочку со снижением» (полупереворот самолета вдоль продольной оси на снижении). Эта фигура (обозначена цифрой «1» на схеме) оказалась роковой: самолет резко теряет запас высоты (очевидно, именно эту фигуру в официальных комментариях называли «не предусмотренной планом полета»). Резкий правый вираж (поворот) приводит еще и к потере скорости. Энергичный перевод двигателей в режим форсажа результатов не дал: «Су» не «Жигули», реактивные двигатели достаточно инертны, рост тяги происходит лишь через несколько секунд, а их-то и не было. В результате истребитель без скорости начинает «проседать», выходит на закритический режим и сваливается со скольжением на левое крыло. Напрасно «Речевой информатор опасных ситуаций» («Рита» на сленге авиаторов) мягким женским голосом предупреждал о нештатном режиме — рули потеряли эффективность, и неуправляемый самолет уже был обречен... 23-тонная машина вначале задевает за дерево, затем ударяет по «МАЗу»-топливозаправщику, сминая ему цистерну и кабину. Чиркает по земле посредине рулежной дорожки, превращенной в выставку авиационной техники и заполненной зрителями, и начинает смертельную «косьбу»: левым крылом срезает хвостовое оперение разведчика Су-17М-4Р, затем правым бьет по кабине штурмана транспортного Ил-76МД. Между этими двумя столкновениями, практически «с грунта», происходит катапультирование летчиков. Неуправляемый самолет пересекает вторую рулежную дорожку со зрителями, врезается носом в землю, капотирует и взрывается, накрывая обломками и четырьмя тоннами горящего топлива людей на траве. Несколько секунд изменили все — красочный праздник превратился в кровавую трагедию, итог которой — 76 погибших, 241 пострадавший, тысячи людей, в мгновение потерявшие родных и близких...





1 - место выполнения "полубочки" на снижении;
2 - место касания полосы; 3 - место катапультирования экипажа; 4 - трибуна для почетных гостей;
5 - здание аэропорта; 6 - вышка управления полетами
- - - маршрут полета Су-27УБ
===== - места прохода и расположения зрителей.
Фото и схема автора

ОШИБКИ ЛЕТЧИКОВ И ПРОСЧЕТЫ ОРГАНИЗАТОРОВ

Что же привело к величайшей во всей истории авиационных шоу катастрофе? Цепь ошибок и упущений, допущенных множеством должностных лиц, столь длинна, что впору думать о том, что Бог просто отвернулся от нас.

Первое, что поражает при рассмотрении плана аэродрома — это расположение зрителей. Железное правило проведения авиационных праздников — люди должны находиться по одну сторону от взлетно-посадочной полосы (ВПП), за параллельной ей рулежной полосой, причем не менее чем в 50 метрах от последней. Рулежка служит естественным барьером: по ней движутся самолеты до либо после посадки — и наглядно для зрителей, и самые бесшабашные под колеса не полезут... Общее расстояние до зоны пилотажа (как правило, над ВПП и на противоположной стороне за ней) получается порядка 300—400 метров — вполне безопасно при падении самолета, что иногда случается... На «Скнылове» подобное место имелось только справа от ВПП, южнее здания аэропорта. Но зрителей расположили слева — там была стоянка самолетов смешанного транспортного авиаполка, большие травяные площадки. Причем расстояние до ВПП не превышало 50 метров. Площадка статического (наземного) показа авиационной и аэродромной техники, слава Богу, была отнесена достаточно далеко, но... оказалась на выходе из зоны разворота самолетов, что запрещается не менее строго, чем пилотирование над зрителями! Нарушение двух этих правил и привело к столь большому числу жертв...

Все участвующие в пилотаже самолеты в обязательном порядке должны выполнить накануне тренировочный (он же зачетный) вылет. Обычно они взлетают с этого же аэродрома. Но допустим и старт с другого — так, например, проводились полеты в День Независимости на столичном аэродроме «Чайка». На «Скнылове» эти необходимые условия были соблюдены лишь частично — направлена группа управления во главе с подполковником из Миргорода Юрием Яцюком, имевшим опыт руководства пилотажем Су-27 с земли. Но проклятая нехватка «горючки» не позволила выполнить ознакомительный вылет, в результате чего пилоты не ориентировались над аэродромом. Единственный тренировочный полет был проведен 25 июля над Озерным, причем на другой машине и лишь с двумя тоннами топлива. 27-му же с учетом полета до Львова (330 км) и обратно в баки закачали почти норму — около пяти тонн. В результате полетный вес возрос с 21 до 24 тонн, что не могло не сказаться на пилотировании, особенно на малой высоте...

Очевидно, после выполнения злосчастной «полубочки» большой полетный вес и привел к опасной потере высоты. Поняв свою ошибку, летчики попытались отвернуть, так как самолет снижался прямо на зрителей. Но ситуацию усугубили ошибки организаторов: отворачивать оказалось некуда. Слева — люди и перрон действующего аэропорта, внизу — авиазавод, справа — выставка самолетов со зрителями. Резкий поворот вправо привел лишь к потере скорости: перелететь через демонстрационную площадку не удалось, истребитель «увело» влево, и он прошел по ней, сея смерть...

Все произошло настолько быстро, что находившиеся рядом руководители полетов были бессильны чем-либо помочь. Конечно, доля их вины в случившемся есть — нужно было сразу и решительно менять летную программу. Но не делать же «главным стрелочником» самого младшего по званию, майора Яцюка, ставшего подполковником за три дня до шоу и прибывшего накануне из Миргорода руководить полетом по давно утвержденному многими генералами плану?

Неоправданным представляется исключительное рвение отправить за решетку генералов при полном равнодушии к местным властям. Даже по первоначальной версии о незнании, это не освобождает от ответственности. Но, как выяснилось вскоре, львовские руководители не только знали, но и бумаги с разрешениями подписывали, и комиссии по проведению создавали...

Летчики доложили командующему ВВС о случившемся через пять минут после приземления, и в тот же день были допрошены следователями. Поэтому после расшифровки «черных ящиков» картина в целом стала понятна, и выводы комиссии лишь уточнят ее в деталях. Непосредственные причины катастрофы на «Скнылове» — многократные нарушения правил проведения полетов и массовых мероприятий на всех уровнях: от организаторов до непосредственных исполнителей. Эти правила писаны кровью, и их нарушение рано или поздно приводит к новой, еще большей крови...



АВИАПРАЗДНИКАМ БЫТЬ!

Глубинные же причины львовской трагедии те же, что и броварской, и крымской — в нынешнем состоянии Вооруженных Сил страны. Дешевая армия обходится стране слишком дорого. Она должна быть сокращена — но не до условных энных тысяч, а до уровня, который государство сможет достойно обеспечить. Но следует не трансформировать нынешний осколок Советской Армии, с ее устаревшей организацией, стратегией, менталитетом и традициями, а действительно реформировать и создавать украинскую современную профессиональную армию, с новой техникой, материально защищенными офицерами и обученными солдатами, способными реально обеспечить оборону государства. А авиационные праздники должны проводиться, но по хорошо известным в мире схемам. Иначе у нас в будущем не будет ни своих Чкаловых, ни Антоновых, и Украина перестанет быть авиационной державой.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница