Словарь рукоделия (словарь по личным материалам из Википедии и фотографий взятых из интернета) Словарь представляет собой перечень слов в алфавитном порядке, кликая на которые открывается информация -батик




страница1/3
Дата16.07.2016
Размер0.62 Mb.
  1   2   3


- Словарь рукоделия (словарь по личным материалам и материалам из Википедии и фотографий взятых из интернета)

Словарь представляет собой перечень слов в алфавитном порядке, кликая на которые открывается информация

-батик

Происхождение

Батик — batik — индонезийское слово. В переводе с индонезийского оно означает «капля воска»[2]. Membatik — рисовать, покрывать каплями, штриховать. Техника батик основана на том, что парафин, резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесёнными на ткань, не пропускают через себя краску — или, как говорят художники, «резервируют» от окраски отдельные участки ткани.

Географический ареал

Батик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.На ткань — шёлк, хлопок, шерсть, синтетику — наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе — в зависимости от выбранной техники, ткани и красок)

Технология

Существует несколько видов батика — горячий, холодный, узелковый, свободная роспись. Они отличаются способом резервирования ткани.

Горячий батик



Гранат

(Автор — Ирина Бабаян)

В качестве резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом[3]. Места, покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают её распространение. Горячий батик называется горячим потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде. Этот способ используется в основном для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется. Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски.

Холодный батик



Сиднейский Оперный Театр

(Автор — Арман Мамян)

Холодный батик в большей мере используется при нанесении краски на шёлк, хотя возможно использовать и другие ткани. При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Он представляет собой густую массу резинового происхождения. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром, либо используется резервы в тюбиках, которые оснащены удлинённым носиком.

Павлины

(Автор —Алёна Леонова)

Свободная роспись

Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Свободная роспись по тканям из натурального шёлка и синтетических волокон производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными загустителями), а также масляными красками с растворителями. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом.

Свободная роспись с применением солевого раствора

Сущность этого способа состоит в следующем: натянутую на раму ткань, в зависимости от характера рисунка, либо пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, либо роспись ведут красками из основных красителей, в которые введён раствор поваренной соли. Все это ограничивает растекаемость краски по ткани, даёт возможность выполнять рисунки свободными мазками, варьируя форму и степень насыщенности цветом. Свободную роспись красками с введением в них солевого раствора можно сочетать с обычной росписью холодным батиком. Для этого некоторые части рисунка выполняют свободной росписью с доработкой графическим рисунком, а фоновые перекрытия производят на участках, ограниченных резервирующим составом.

Техника сибори

«Сибори» — так называемый складной батик. Результат достигается также путём перевязывания и окрашивания, но более предсказуем, так как ткань складывается определённым образом. Эта техника имеет японские корни.

Техника («бандан»)

Техника узелкового батика («бандан») Батик в технике «бандан», пожалуй, самый древний вид росписи тканей. Один из его видов — техника «планги» — был распространён в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивали и удаляли нити, в результате образовывался узор из белых «Горохов». При необходимости подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект «жатости».

Двухцветная окраска футболки

В наше время под узелковой росписью подразумевают более простые варианты. Например, узор в виде круга («солнышко») или нескольких кругов. При окрашивании сухой ткани можно получить более резкую границу красителя и неокрашенного полотна, если же ткань влажная (смоченная и хорошо отжатая) — более плавные границы перехода.



- бижутерия

Бижуте́рия (от фр. bijouterie) — украшения из недорогих материалов. В производстве используются разнообразные металлы и сплавы, разные сорта прозрачного и цветного стекла, пластмассы, керамики и др. По внешнему виду бижутерия может не уступать «настоящим» ювелирным изделиям, но ее стоимость окажется гораздо ниже.

Начиная с середины XX века бижутерия, созданная мастерами высокой моды или художниками, стала цениться иногда даже дороже изделий из драгоценных камней и металлов. Такие изделия делались либо в подчеркнуто примитивном стиле, либо довольно изысканно. Носить бижутерию, созданную мастером по оригинальному заказу или проекту стало хорошим тоном.



Основные этапы создания современной бижутерии.

Рождение коллекции. Создание современной бижутерии начинается с идеи, которая может прийти в голову дизайнеру в самый неожиданный момент. Затем идея воплощается на бумаге в виде эскиза, после чего на его основе делается так называемая "мастер-модель". При этом идеи для будущих коллекций дизайнеры находят в самых неожиданных местах, начиная от улиц и заканчивая ресторанами.

Изготовление матрицы-штампа. После создания мастер-модель отправляется в производственный цех, где из неё делают форму или матрицу-штамп. В этом случае матрица представляет собой резиновый диск или круг, в который помещается мастер-модель. В результате оттиска мастер-модели получается матрица-штамп, которая может быть изготовлена, как в единичном экземпляре, так и в большом количестве.

Литьё. Когда матрица-штамп готова, в неё заливается расплавленный металл. Например, это может быть латунный или оловянный сплав. По окончании застывания металла матрица-штамп разбивается, а полученная болванка отделяется от резины. Наряду с резиной, готовую болванку нередко приходиться отделять от целого ряда других вспомогательных материалов.

Полировка болванки.Полировка болванки может выполняться двумя способами – автоматически и вручную. Автоматическая полировка осуществляется на специальных машинах и в основном используется для изготовления серийной бижутерии. Авторская же бижутерия полируется только вручную, так как полирование является довольно сложной работой, предполагающей наличия определённых навыков.

Гальванизация. На данном этапе изготовления бижутерии заготовки помещаются в специальные гальванические ванны, содержащие соляной раствор металла, который будут наносить на поверхность изделия. Погрузив заготовки в воду, через гальваническую ванну пропускается электрический ток, в результате чего металл, входящий в состав раствора, оседает на поверхности изделия.

Качество гальванизации во многом зависит от чистоты и состава раствора, а также от режима самой гальванизации. Немалое значение в процессе гальванизации играет и промывка бижутерии между последовательным нанесением слоёв того или иного металла. В целом же технологи гальванизации хранится каждым производителем в тайне, так как она считается самым значимым этапом изготовления бижутерии.

-бисероплетение

Бисероплетение — вид декоративно-прикладного искусства , рукоделия - создание украшений, художественных изделий из бисера , к которой , в отличие от других техник где он применяется ( ткачество с бисером , вязание с бисером , плетение из проволоки с бисером - так называемых бисерных плетений , бисерной мозаики и вышивки бисером ) бисер является не только декоративным элементом , но и конструктивно-технологическим . Все остальные виды рукоделия и ДПИ ( мозаика , вязание , ткачество , вышивка , проволочное плетение ) без бисера может и потеряют часть своих декоративных возможностей , бисероплетение же прекратит свое существование .Это связанно с тем , что технология бисероплетения носит самобытный характер .

Сам бисер, в той форме , какой мы его знаем сегодня , многие виды бусин ,многие техники бисероплетения и приёмы работ с ним стали известны в Древнем Египте . Бисероплетение было известно и в мезомериканским племенам задолго до того как между народами Европы и Америки установились связи.

В Средние века в России, особенно на севере, в качестве бусин широко использовали кусочки перламутра и речной жемчуг, который в больших количествах добывали в реках и использовали в украшении одежды , церковной и бытовой утвари , главным образом в технике как вышивка.



Боди-арт

Боди-арт (англ. body art — «искусство тела») — одна из форм авангардного искусства, где главным объектом творчества становится тело человека, а содержание раскрывается с помощью невербального языка: поз, жестов, мимики, нанесения на тело знаков, «украшений». Объектом Боди-арта также могут выступать рисунки, фото, видео и муляжи тела.

Тело рассматривается как вещь для манипулирования, повышенный интерес художники проявляют к пограничным экзистенциальным ситуациям. Композиции боди-арта разыгрываются прямо перед зрителем или записываются для последующей демонстрации в выставочных залах.

Направление возникло на ранней стадии авангарда, но получил особое распространение в период постмодернизма, который прибегает к нему как к элементу инсталляций и перфоманса, некоторые искусствоведы относят его к акционизму.

Боди-арт иногда близок, но не тождественен, ряду явлений, возникших в русле контркультуры: нудизму, садомазохизму, натуризму, панк-культуре, хиппи-культуре, сексуальной революции.

Термин «боди-арт» не следуют путать с росписью тела (англ. body painting), которая является лишь подмножеством боди-арта.



Витраж

Витра́ж (фр. vitre — оконное стекло, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.

С давних пор витраж использовался в храмах.

В раннехристианском храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня (алебастра, селенита), из которых составляли орнамент.

В романских храмах (Франция, Германия) появились сюжетные витражи. Многоцветные, большие по размеру витражи из разнообразных по форме стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками, являлись особенностью готических соборов. Чаще всего готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, так называемых «розах». В эпоху Возрождения витраж существовал как живопись на стекле, применялась техника выскабливания по специально покрашенному разноцветному стеклу.

В России витражи существовали еще в XII веке, однако они не были характерным элементом убранства интерьеров русских домов.

Виды современных витражей

Пескоструйный витраж — вид витража, представляющий собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к пескоструйной обработке, и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.

Мозаичный витраж — наборный витраж, как правило, орнаментальный, имеющий геометрическое построение; может напоминать мозаику с примерно одинаковым по размеру модулем смальты. Мозаичный набор использовался как фон, но может применяться и самостоятельно, сплошным ковром перекрывая пространство окон. В качестве модулей при мозаичном наборе нередко используются отлитые в форму фигурные детали сложного рельефа, кабошоны, шлифованные вставки и др.

Наборный витраж — простейший вид витража, как правило, без росписи, который создается на наборном столе из кусочков сразу вырезаемых или заранее нарезанных стекол.

Спечной витраж или фьюзинг — витражная техника, в которой рисунок создается путем совместного запекания разноцветных кусочков стекла или путем впекания в стекло инородных элементов (например, проволоки). Расписной витраж

Расписной витраж — витраж, в котором все (или почти все) стекла расписаны, независимо от того, на цельном стекле написана картина или она собрана в оправу из расписных фрагментов. Возможны незначительные вкрапления фацетных, граненных, прессованных стекол.

Травленый витраж — витраж представляет собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к технике травления и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.

Свинцово-паечный (паечный) витраж — классическая техника витража, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других техник. Это витраж, собранный из кусочков стекол в свинцовую оправу, запаянную в стыках. Стекла могут быть цветными и расписанными краской из легкоплавкого стекла и окислов металлов, которая далее обжигается в специально устроенных печах. Краска накрепко вплавляется в стеклянную основу, составляя с ней единое целое.

Фацетный витраж — витраж, выполненный из стекол со снятой по периметру стекла фаской (фацетом, фасцетом) или объемных, шлифованных и полированных стекол, имеющих огранку. Чтобы получить широкую фаску (это усиливает эффект от преломлений света) требуется более толстое стекло, что увеличивает вес витража. Поэтому готовые фацетированные детали собирают в более прочную (латунную или медную) оправу. Подобный витраж лучше размещать в межкомнатных дверях, дверцах мебели, так как такая оправа в состоянии выдержать нагрузки открывания/закрывания, а свинец в этом случае провисает. Золотистый оттенок медной или латунной оправы придает вещам драгоценный вид, будучи видимым не только на просвет, но и в отраженном свете, что особенно важно для мебельных витражей.

Комбинированный витраж — витраж, сочетающий в себе несколько приемов, например: расписной медальон и технику мозаичного набора, фацетное остекление в качестве фона. В старину такие сочетания достигались путем подгонки уже готовых, часто купленных витражей под более широкий оконный проем, когда недостающие части просто доставляли, придавая этому остеклению вид орнамента. Комбинированный витраж сегодня очень популярен: он позволяет добиться богатства фактур, оптических эффектов, декоративной насыщенности при создании абстрактных композиций, при решении сложных образных задач, создании атмосферы, построенной на контрастах.

Кабошон — рельефная фигурная вставка в витраже, в основном прозрачная, часто прессованная или отлитая (моллированная) в форму, внешним видом напоминающая каплю воды или стеклянную пуговицу. Витражный кабошон может быть полусферой или слегка приплюснутой полусферой с бортиком для крепления в оправу, а также более сложной формы.

Узор «Мороз» — фактура стекла, получаемая при помощи нанесения столярного клея или желатина (годится также рыбий клей) на заранее запескоструенную, зацарапанную, протравленную или затертую абразивом поверхность. При данной технике используется свойство высыхающего клея уменьшаться в объеме. Горячий клей затекает и въедается в шероховатости соответственно обработанной поверхности, а по мере высыхания, он начинает отскакивать, выдирая тонкие пластинки стекла. Получается фактура, своим рисунком напоминающая морозные узоры на окне.

Нацвет — тонкий слой цветного стекла, лежащий на более толстом (обычно бесцветном) в цельном изделии. Нацвет изготавливается при «горячем» формовании. Снятие этого слоя гравировкой, методом пескоструйной обработки или травлением позволяет получать очень контрастный, силуэтный рисунок (белый на цветном фоне или, наоборот).

Травление — техника, основанная на способности плавиковой кислоты взаимодействовать с диоксидом кремния (главным компонентом стекла). При таком взаимодействии с кислотой стекло разрушается. Защитные трафареты дают возможность получать рисунок любой сложности и необходимой глубины.

Многослойное травление — травление специальными составами в несколько планов, достигаемое постепенным протравливанием стекла на разную глубину, поэтапным снятием защитного лака или постепенным его нанесением. Получается более объемный рисунок, даже ощутимый рельеф на стекле, а не просто заматовка поверхности по трафарету. Матовый трафаретный рисунок, выполненный в один прием — наиболее простой способ травления, не требующий дополнительного снятия или нанесения лака, так как повторно стекло не травится. Обозначения оправы Оправа, оплетка, протяжка, шинка, профиль — профессиональные обозначения оправы, в которую вставляются фигурные детали (стекла), образующие витраж. В классическом витраже материалом для оправы является свинец. В XVI в. для производства свинцового профиля придумали вальцы, что повысило качество работы и значительно ускорило процесс создания витражей. С тех пор оправа принимает свой профиль путем проката через механические вальцы из свинцовых отливок, отлитых заранее в деревянную или металлическую форму.

Рюмочная плитка — специально изготавливаемая для сборки витража декоративная деталь в виде плоского круга с характерными радиальными свилями (неровностями в стекле, образующимися от вращения в процессе изготовления). Технология изготовления та же, что и при производстве рюмочных плиток (пятаков) — круглая плоскость, на которую ставится рюмка. Внешне часть ноги рюмки и деталь витража почти не отличаются. Транспарант Транспарант (транспарантные или транспарентные стекла) — просвечивающиеся стекла, прозрачная живопись на стекле, воспринимающаяся на просвет. Транспарантная живопись — это, как правило, живопись безобжиговыми составами, например, пигментом с каким-либо связующим, живопись масляной или темперной краской, часто по матовому стеклу. Транспарантная живопись была популярна на заре всплеска витражного искусства в России в силу не особенно сложной технологии исполнения (по сравнению с живописью стекольными красками с обжигом).

Эрклез — декоративная вставка в витраж в виде небольшой глыбки из более толстого стекла с поверхностью в виде сколотых граней. Такие вставки вырезаются из стекла, обтачиваются по шаблону, затем обтесываются специально заточенным инструментом. В сколотой поверхности солнечный свет особенно искрится.

Бендинг — это изгибание витража в печи для придания ему полукруглой цилиндрической или угловой формы. Технология повторяет фьюзинг, но температурный режим и оснастка другие.

Шебеке или панджара — ажурная решетка, являющаяся оконным переплетом, вырезанным, как правило, из камня или дерева, часто с разноцветными стеклами.

Классификация витражей

В настоящее время выделяют несколько разных типов витражей в зависимости от техники изготовления:

Классический витраж (технология Тиффани) — образован прозрачными кусками стекла, удерживаемыми перегородками из свинца, меди, латуни или оловянно свинцового припоя.

Накладной витраж — получается по технологии фьюзинга спеканием, иногда наклеиванием элементов на основу.

Расписной витраж — на поверхность стекла наносится рисунок прозрачными красками.

Плёночный витраж — на поверхность стекла наклеивается свинцовая лента и разноцветная самоклеящаяся пленка (английская технология).

Комбинированный витраж — образуется сочетанием различных технологий создания витража.

Пескоструйный витраж

Мозаичный витраж

Наборный витраж

Спечной витраж (фьюзинг)

Травленый витраж

Паечный витраж

Фацетный витраж

Кабошон

Узор "Мороз"

Нацвет

Травление

Эрклез

Бендинг

Шебеке (панджара)

Литой витраж - Каждый модуль стекла отливается вручную либо выдувается. Стеклу, толщина которого варьируется от 5 до 30мм. также придается поверхностная фактура, которая преломляя свет усиливает выразительность. Для скрепления стекол используется цементный раствор и металлическая арматура.

Выжигание по дереву

Выжигание по дереву, способ выводить узоры на мебели, панно, рамках и тому подобн., преимущественно из клена, каштана, березы и липы, при помощи накаленного металлического наконечника (прибор на подобие термокаутера Пакелена).



-вышивка

Вышивка по металлу



вышивка летами

Вышива́ние — общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми разными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно, холст, кожа, древесная кора, до тончайших материй — батиста, кисеи, газа, тюля и пр.

Виды вышивания

Алфавит, выполненный крестом

Вышивка синелью

Вышивка крестом

Вышивка гладью

Вышивка Ришелье (ажурная вышивка)

Вышивка лентами

Вышивка шелком

Вышивка золотом (золотыми нитями)

Вышивка бисером

Изонить

Аппликация



candlewicking (англ.) — стиль вышивки, обычно нитками натурального цвета на натуральном полотне, с использованием глади и французских узелков

Способ вышивания

Машинная вышивка

Ручная вышивка



Вышивка лентами – возрождающийся сейчас вид рукоделия, менее популярный у нас, но очень любимый как на Западе, так и в Японии.

Вышивать лентами можно практически всё – картины и шкатулки, подушки и покрывала, полотенца и шляпки, сумочки и шкатулки, одежду и обувь.

Можно оживить лентами однотонный трикотажный свитер или воротник жакета. А можно создать дизайнерский наряд в виде черного пальто-сюртука, расшитого в районе талии цветами и листьями из атласных лент, а в придачу расшить в тон замшевые туфли – красота получится необыкновенная!

Вышивают обычно атласными лентами различной ширины, хотя лучше использовать фирменные (не китайские), чтобы изделие при стирке не поблекло. Мастерицы говорят, что наиболее удобными являются ленты шириной от 1 см – они лучше смотрятся, аккуратней ложатся, их удобнее тонировать.

Ткань предпочтительнее с редкой структурой или трикотаж, но более плотный, чтобы не были видны переходы с изнанки.

Дополнительно, в зависимости от задуманного изделия, может понадобиться бисер или акриловые краски, чтобы придать изделию «души».

Вышивка лентами выполняется гораздо быстрее, чем любые другие виды вышивки - гладь, крестом и т.д. Поэтому именно её можно рекомендовать как вид творчества для бизнеса.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница