Слайд 1 Схема дорог Приволжского округа




Скачать 102.94 Kb.
Дата13.08.2016
Размер102.94 Kb.


К выступлению заместителя Министра транспорта Российской Федерации А.С. Мишарина на заседании Совета Приволжского федерального округа по вопросу «Развитие дорожной сети и мостовых сооружений Приволжского федерального округа в 2005 – 2007 годах: ключевые объекты, объемы и механизмы финансирования»

Приоритеты по развитию транспортной инфраструктуры на территории Приволжского федерального округа определяются четырьмя его особенностями:

Слайд 1 Схема дорог Приволжского округа

1. Округ занимает срединное для Европейской части Российской Федерации географическое положение. Это определяет его важное значение для транзитных перевозок из государств Европы, Центрального и Северо-Западного округов в направлении округов, расположенных на востоке страны. По его территории протекает р. Волга, которая представляет ось международного транспортного коридора «Север-Юг», проложены важнейшие для экономики России магистральные железные и автомобильные дороги, авиационные маршруты.

2. Округ граничит с Республикой Казахстан, по его территории проходит ряд автомобильных дорог азиатской международной сети, в том числе транзитная магистраль АН61 от границы с Украиной Саратов – Озинки – Уральск и далее на Китай, АН63 Самара – Погодаево – Уральск – Бухара – Гузар, что определяет значение округа для обеспечения транспортных связей с государствами СНГ, Китаем, другими государствами Азии.

3. Территорию округа пронизывают крупнейшие в Европейской части России реки Волга и Кама, а также множество других рек, впадающих в них. Это создает большую проблему обеспечения связности территории, обеспечения доступа к районам и населенным пунктам, расположенным в стороне от существующих немногочисленных мостов через эти реки. Недостаточное количество мостов через крупные реки создает существенные ограничения для социально-экономического развития субъектов федерации на территории округа.

Слайд 2 Плотность дорог Приволжского округа
Плотность сети автодорог общего пользования с твердым покрытием на тыс. жителей в среднем по округу составляет 4,1 км, что ниже среднего аналогичного показателя по России (5,3 км на 1 тыс. жителей). В настоящее время в округе 27 % (9236) населенных пунктов не имеют связи с сетью дорог общего пользо­вания по дорогам с твердым покрытием.

Состояние автомобильных дорог региона не соответствует потребностям движения. 71,7 % сети дорог общего пользования округа построены по пара­метрам IV - V технических категорий с 6 – метровой проезжей частью, крутыми уклонами, малыми радиусами кривых.

Из общего количества эксплуатируемых мостов 5,1 % находится в аварийном состоянии, они работают под постоянной угрозой прекра­щения пропуска транспорта. 14,5 % мостов требуют реконструкции или капитального ремонта, еще 40 % - планово-предупредительных работ. На дорогах общего пользования действует 514 железнодорожных переездов, представляющих существенную угрозу безопасности движения.

Следует отметить, что описанное состояние автомобильных дорог Приволжского федерального округа в целом отражает общую картину состояния дорожного хозяйства страны.


Слайд 3. Транспортно-эксплуатационное состояние дорог России
На сети федеральных автомобильных дорог по данным диагностики транспортно-эксплуатационного состояния:

- 56 % протяженности имеют неудовлетворительную прочность дорожных одежд;

- 37 % протяженности имеют неудовлетворительную ровность дорожных покрытий;

- 36 % протяженности имеют повышенную скользкость поверхности покрытия;

- 17 % работают в режиме перегрузки движением;

- 8 % протяженности федеральных автомобильных дорог представляют места, на которых зафиксирована повышенная аварийность.


Слайд 4. Рост аварийности на автомобильных дорогах
Нарастает тенденция к росту числа дорожно-транспортных происшествий. Если число погибших в ДТП в расчете на 100 000 жителей в 2001 году составило 9,6, то в 2003 году оно повысилось до 10,7 (при уровне 4 – 6 в государствах Центральной и Восточной Европы и 1,2 – 2,3 – в Западноевропейских странах). В 2003 году в Российской Федерации произошло 204,3 тысяч дорожно-транспортных происшествий, из которых 50 тысяч ДТП (24,5 %) были связаны с неудовлетворительными дорожными условиями. В 2004 году из общего количества ДТП - 208,6 тысяч, 50,8 тысяч ДТП (24,3 %) были связаны с неудовлетворительными дорожными условиями. На федеральных автомобильных дорогах в 2003 году из-за неудовлетворительных дорожных условий погибло 1356 человек. Потери от дорожно-транспортных происшествий, связанные с гибелью и ранениями людей и повреждением транспортных средств, в 2003 году составили около 78 млрд руб. В связи с введением в стране системы обязательного страхования автогражданской ответственности увеличивается количество исков к органам управления дорожным хозяйством. В случае непринятия эффективных мер по улучшению транспортно-эксплуатационного состояния дорог увеличение количества исков может поглотить значительную часть выделяемых на дорожное хозяйство средств и привести к блокированию счетов Росавтодора.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Минтранс России совместно с МВД России приступил к разработке федеральной целевой программы повышения безопасности дорожного движения. Она будет завершена до конца текущего года.


Не в полной мере обеспечивается сохранность автомобильных дорог. Растет отставание объемов работ по содержанию автомобильных дорог, а также их капитальному ремонту и ремонту, от потребности, определяемой межремонтными сроками, установленными нормативами, утвержденными в 1988 году по согласованию с Госстроем РСФСР.
Слайд 5. Потребность в финансировании ремонта и содержания федеральных дорог
В соответствии с нормами ежегодно необходимо осуществлять капитальный ремонт и ремонт на федеральных автомобильных дорогах общим протяжением 6-7 тысяч км. Однако, со второй половины 90-х годов только в 1998 году капитальный ремонт и ремонт федеральных автомобильных дорог был выполнен на участках общим протяжением 6,2 тысячи км, в остальные годы объемы ремонтных работ составляли не более 2/3 потребности (4,1 – 3,9 тыс км).

Накопленное за предыдущие годы отставание в выполнении ремонтных работ вызывает дополнительную потребность в капитальном ремонте около 11 тысяч км федеральных дорог. Затраты на ликвидацию накопленного недоремонта составляют 110-120 млрд рублей.

Отставание объемов работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог усиливается несоответствием роста объемов выделяемых средств росту протяженности сети автомобильных дорог в связи с вводом в эксплуатацию новых и реконструированных дорог. Только в период 2000 – 2004 годов протяженность федеральных автомобильных дорог увеличилась на 1,4 тысячи км (в приведенных километрах в двухполосном исчислении), которые требуют дополнительных затрат на содержание и ремонты в течение «жизненного цикла» в размере 45 - 50 млрд рублей.

Существующая сеть федеральных автомобильных дорог не соответствует потребностям движения.


Слайд 6. Схема дорог, перегруженных движением
Расчеты показали, что около 48 % от общего объема перевозок по федеральным автодорогам осуществляется в условиях превышения нормативного уровня загрузки дорожной сети, что приводит к росту затрат на автоперевозки на 20-40 % по сравнению с нормальными условиями движения. Прочностные характеристики автомобильных дорог не соответствуют современным требованиям. Федеральные автомобильные дороги, даже в пределах международных транспортных коридоров рассчитаны на пропуск нагрузок 6-10 тонн на ось, хотя в международной практике широко используются грузовые автомобили с нагрузкой на ось не менее 11-13 тонн. После вступления России в ВТО появившиеся на дорогах потоки тяжелых грузовиков с такими характеристиками могут просто раздавить дороги.

Подъезды к морским портам и большинству аэропортов федерального значения обеспечиваются по улично-дорожной сети городов и дорогам муниципальных образований, федеральные подъезды отсутствуют, что практически означает разрывы в транспортной сети общего пользования.

Слайд 7. Схема дорог в международных транспортных коридорах
Необходимо ускорение работ по реконструкции основных маршрутов, включения которых в состав европейской сети «Е» в течение последнего десятилетия добивалась Российская Федерация, и которые обеспечивают транзитную конкурентоспособность российской транспортной системы. Недостаточное внимание к развитию перечисленных международных маршрутов может привести к безвозвратной потере транзитной конкурентоспособности российской транспортной системы вследствие переключения грузопотоков на другие направления, проходящие по территории других государств.

Не соответствует потребностям экономики и обеспечения транзитного потенциала транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог, входящих в состав международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Транссиб». Так, на автомобильной дороге М-5 и М-7, которые на большом протяжении проходят и по территории Приволжского округа, значительная протяженность проложена по улицам городов и сельских поселений с плотной исторической застройкой.

Недостаточное развитие территориальных автомобильных дорог усугубляет проблемы в социальной сфере из-за несвоевременного оказания срочной и профилактической медицинской помощи, дополнительных потерь времени и ограничений на поездки. При сокращении транспортного обслуживания населенных пунктов малой авиацией в отсутствии автомобильных дорог жители многих населенных пунктов не имеют возможности выезда в соседние населенные пункты и удаленные регионы.
Для многих регионов страны остра та же проблема средств для обеспечения развития и содержания и ремонта автомобильных дорог, что отмечалась для регионов Вашего округа. На сегодняшнем этапе административной реформы, реформы системы государственной власти и местного самоуправления, пересмотра бюджетных полномочий по финансированию дорожного хозяйства между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления возможности регионов по финансированию дорожного хозяйства еще более уменьшаются. Только за период 2002-2004 годов недофинансирование дорожного хозяйства со стороны бюджетов субъектов Российской Федерации составило около 225 млрд. рублей.

Не определены источники финансирования автомобильных дорог общего пользования, передаваемых в муниципальную собственность в соответствии с федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Необходимо системное решение проблемы финансирования автомобильных дорог. Реальным путем решения проблемы является создание целевых источников финансирования дорожного хозяйства в составе соответствующих бюджетов.

Слайд 8. проект закона «О дорожных фондах»
Сейчас в Комитете по бюджету Совета Федерации создана рабочая группа по разработке проекта федерального закона о дорожных фондах. Главной целью этого закона является создание целевых бюджетных источников, достаточных для обеспечения круглогодичного эффективного содержания и своевременного ремонта автомобильных дорог. В первую очередь закон направлен на создание таких источников для регионов. В качестве источников образования целевых бюджетных дорожных фондов субъектов Российской Федерации предусмотрены налоговые и неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе транспортный налог, акцизы на автомобильный бензин и дизельное топливо, включая прямогонный и технический бензин, налог на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, субсидии из федерального бюджета, которые предусмотрено выделять только тем субъектам федерации, которые образуют целевые дорожные фонды. Проектом закона предусматриваются и целевые дорожные фонды муниципальных образований.
Слайд 9. Проект классификации автомобильных дорог
Для обеспечения действия этого закона разрабатывается новая классификация автомобильных дорог, соответствующая Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральному закону от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», которыми введены новые понятия «автомобильные дороги общего пользования межмуниципального значения» и «автомобильные дороги общего пользования регионального значения», муниципальные дороги общего пользования. В сентябре ее проект предполагается рассмотреть на совещании у Председателя Правительства Российской Федерации, посвященном вопросам социально-экономического развития регионов Российской Федерации.
Слайд 10. ФЦП «Модернизация транспортной системы России»
Снизить серьезность перечисленных проблем развития сети автомобильных дорог призвана реализация ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)», которая существенно откорректирована по сравнению с утвержденной в 2001 году и готова к представлению для переутверждения в Правительство Российской Федерации. Однако, процесс согласования программы в федеральных органах исполнительной власти затягивается, а объемы ресурсного обеспечения в ней уменьшаются, ухудшаются и целевые показатели программы.

В условиях жестких бюджетных ограничений Минтранс России и Росавтодор предусматривают комплекс мер, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов, а также концентрацию финансовых ресурсов на наиболее важных стройках. Разработана программа строительства внеклассных мостовых и транспортных сооружений.


Слайд 11. График финансирования программы строительства внеклассных мостов
В программу включены 18 объектов, в числе которых мосты через реку Волга в г.г. Саратове, Ярославле, Волгограде и Ульяновске, через Оку у г. Мурома во Владимирской области, через Каму у с. Сорочьи Горы в Республике Татария и в г. Перми, через Обь у г. Новосибирска, Енисей у г. Красноярска, Ангару в г. Иркутске, Вятку в Кировской области, Урал в Оренбургской области, Томь в Кемеровской области, Чулым в Томской области, Кигач в Астраханской области, Ветлугу в Республике Марий Эл, Кольский залив в Мурманской области. Программа рассчитана на реализацию в период 2005-2010 годы. Сроки и очередность открытия движения, ввода сооружений в эксплуатацию установлены исходя из состояния строительства каждого из них и приведены в программе. Для ускорения открытия движения предусмотрено выделение очередей. При выполнении графика финансирования, предлагаемого программой, уже в период 2005 – 2006 гг. движение будет открыто по восьми объектам. Программа была представлена на заседании Генерального Совета Всероссийской политической партии «Единая Россия» 7 апреля 2005 года и получила политическую поддержку.
В заключение обращаюсь к Совету при полномочном представителе Президента Российской Федерации с просьбой поддержать усилия Министерства по созданию условий для успешного функционирования и развития автомобильных дорог Российской Федерации, созданию целевых источников финансирования дорожного хозяйства, обеспечивающих гарантированное финансирование содержания и ремонта всех уровней дорог, включая муниципальные, на основе принятия федерального закона «О целевых дорожных фондах», утверждению ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» с входящей в ее состав подпрограммой «Автомобильные дороги».



База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница