Системные проблемы машиностроительного комплекса России и синергетическая стратегия их решения




Скачать 72.63 Kb.
Дата25.07.2016
Размер72.63 Kb.
Системные проблемы машиностроительного комплекса России и синергетическая стратегия их решения

КУЗНЕЦОВ Борис Леонидович,

Набережночелнинский филиал Казанского (Приволжского) Федерального Университета К(П)ФУ,

423880, Россия, г. Набережные Челны, пр. Мира 68/19.

ЗАГИТОВ Ильнар Ленарович,

Набережночелнинский филиал Казанского (Приволжского) Федерального Университета К(П)ФУ,

423812, Россия, г. Набережные Челны, ул. Беляева, 64, кв. 185.

Рассматриваются проблемы российского машиностроения. Вносятся предложения по синергетической стратегии их решения.

The authors discuss about the problems of the Russian machine-building. It makes suggestions for synergistic strategies to solutions them.

Ключевые слова: машиностроение, инновации, реинжиниринг, кризис, синергетическая стратегия.

Доля машиностроительной продукции в объеме промышленного производства РФ за последние 20 лет снизилась с 30% (1991г.) до 15% (2011г.) при том, что доля промышленности в ВВП страны сократилась с 51% (1991г.) до 27% (2011г.). О деградации машиностроительного комплекса России свидетельствует и то, что импорт машин и оборудования в РФ увеличился за последние 20 лет в 2,1 раза ($73,6 млрд. - 1991г., $152,4 млрд. - 2011г.), а экспорт сократился с 15,5% (1991г.) до 5,4% (2011г.). Произошло резкое снижение производства станков, приборов, авиационной техники, продукции судостроения, автостроения, тяжелого и транспортного машиностроения.

Деградация машиностроительного комплекса (МСК) России во многом обусловлена действиями таких факторов, как физическое и моральное устаревание активной части основных фондов (средний возраст оборудования на предприятиях машиностроения превышает 30 лет, более 65% оборудования МСК выработали проектный ресурс и не обеспечивают требуемой точности и эффективности обработки). Производительность труда на предприятиях МСК РФ составляет примерно 20% к уровню США, Германии и Японии. Себестоимость продукции не находится в соответствии с критериями «цена/качество». Низка фондовооруженность труда на предприятиях российского МСК (на современных предприятиях США в сфере hi-tech фондовооруженность 1 рабочего места в среднем превышает 1 млн. долларов, в отдельных высокотехнологичных отраслях достигает 3 млн. долларов). Низка инновационная активность (затраты на НИОКР даже на передовых предприятиях МСК России не превышают 1% от объема продаж, на предприятиях ЕС, США, Японии, лидерах мирового рынка машиностроительной продукции, затраты на исследования и разработки составляют от 5 до 20% от объема продаж, фирмы Siemens (ФРГ), Boeing (США), General Electric (США) и др. тратят на исследования и разработки в год свыше 10 млрд. долларов каждая).

В последние годы резко ухудшилось качество трудовых ресурсов в МСК России. Даже на предприятиях оборонно-промышленного комплекса средний возраст персонала превышает 49 лет и испытывается острый дефицит высококвалифицированных специалистов (ИТР и рабочих).

В МСК России практически исчезли научные заделы, научные школы, до критического уровня ослаблена отраслевая и заводская наука, исчезли проблемные отраслевые лаборатории при вузах страны, разрушены опытно-промышленные производства. Например, количество исследователей в области литейного производства, задающего уровень качества в машиностроении, за последние 20 лет сократилось в 7 раз.

Как следствие, уровень рентабельности на предприятиях МСК России сократился с 20% (1990г.) до 1…5% (2012г.) при ставке рефинансирования Центробанка России 8,25% и ставках кредитования коммерческими банками не менее 15%. Это зануляет инвестиции в реконструкцию, модернизацию, реинжиниринг предприятий МСК.

Фактором, объективно «убивающим» предприятия МСК России, является рост тарифов на энергоносители и железнодорожные перевозки. Например, проектные затраты на энергоносители в себестоимости производства 1 грузового автомобиля КАМАЗ в соответствии с тарифами 1976 года составляли 1,7%, при действующих тарифах 2012 года они превышают 8%, а в производстве литых заготовок для МСК – 30%.

Российский машиностроительный комплекс практически лишился таких важнейших подотраслей, как станкостроение, приборостроение, гражданское авиастроение и судостроение, реальные угрозы существуют для автомобилестроения, производства машин и оборудования для легкой и пищевой промышленности, сельскохозяйственного машиностроения (производство грузовых автомашин сократилось с 850 тысяч шт. в год (1990г.) до 120 тысяч (2012г.), тракторов с 680 тысяч шт. в год (1990г.) до 7…10 тысяч (2012г.), в разы сокращено производство всех видов сельскохозяйственных машин, кузнечно-прессового и литейного оборудования и т.д.).

Экономический цикл жизни машин и технологий в машиностроении сокращается до 4..5 лет, и это обнажает сложнейшую задачу, связанную с подготовкой производства в машиностроении. Временной лаг подготовки базовой модификации сложной машиностроительной продукции (летательных аппаратов, легковых и грузовых автомобилей, тяжелого транспортного оборудования и т.д.) в разы превышает аналогичный показатель в странах лидерах рынка машиностроительной продукции, что во многом обуславливает неконкурентоспособность продукции МСК России. Техническое перевооружение служб подготовки производства должно осуществляться темпами, опережающими техническое перевооружение основного производства.

Качество продукции МСК России является предметом обоснованных нареканий со стороны потребителей. Во многом это обусловлено тем, что переход к поставкам по аутсорсингу узлов, агрегатов и деталей от крупных поставщиков к мелкому и среднему бизнесу, не имеющему, как правило, адекватного лабораторного, измерительного, контрольного обеспечения. Например, в Набережных Челнах функционируют свыше 200 предприятий МСК, в т.ч. 26 литейных заводов и отдельных производств, 16 штамповочных и кузнечных производств, но современного контрольно-измерительного, лабораторного оборудования практически не имеет ни одно предприятие. А о современном научно-исследовательском оборудовании не приходится и говорить.

В последние годы имело место резкое ослабление роли государственных стандартов и технических регламентов в производстве машиностроительной продукции. Если иметь в виду, что при производстве машиностроительной продукции в единой технологической цепочке задействовано свыше 500-700 предприятий-смежников, то кумулятивное накопление ошибок и отклонений становится объективным процессом.

Эти и другие не названные факты, свидетельствуют о глубоком системном кризисе МСК России, угрожающем национальной безопасности, снижающем синергетическую эффективность отрасли, призванную давать наибольшую добавленную стоимость в ВНП России.

Надежды на возможность выйти из сложившегося системного кризиса машиностроения России за счет какого-то «золотого ключика», отдельного мероприятия несостоятельны. Учитывая сложившееся технологическое отставание (2 технологических поколения) российского МСК от современного уровня, в основе выхода из кризиса должен быть положен системно-синергетический подход, включающий ориентацию на получение синергетических эффектов от взаимодействия науки, предпринимательства, государства и финансовых структур. Системно-синергетический подход подразумевает вывод из кризисного состояния российского МСК за счет модернизации всей цепочки создания ценностей, начиная с заготовительного производства, ориентации не на частичные улучшения в условиях устаревшей базы (это провально расточительно), а осуществление технологического прорыва в научно-техническое пространство 2020-2040 гг., получения синергетических эффектов не на улучшениях, а на радикальном реинжиниринге всех звеньев машиностроительного комплекса [2].

История России знает примеры технических провалов в развитии экономики, которые выявлялись в ходе крымской войны 1855-1857гг., русско-японской войны 1904-1905гг., 1-ой мировой войны и т.д. Точно также история экономики России демонстрирует технологические прорывы – расцвет российской металлургии в XVIII веке, создание российского машиностроения на базе проекта Транссибирской магистрали, создания советского технического образования, когда в 1930 году только в Москве было открыто 30 технических вузов, что позволило сформировать к 1980-му году инженерный корпус СССР, в 4 раза превосходящий инженерный корпус США; освоение в 1939-1940г. производства 277 новых моделей металлургических станков, что обеспечило превосходство СССР в мощностях по производству вооружений к 1943 году над мощностями всех стран Европы, работавших на военную машину Германии и т.д.

В качестве первого шага в преодолении системного кризиса в машиностроении необходимо воссоздать в новых условиях Национальную Инновационную Систему России, созданную в 1960-1970гг. под руководством Д.Ф. Устинова, позволившую сравнять оборонные потенциалы России и США, и разрушенную в 1990-ые годы. Практически все, кто причастен к промышленному развитию, признают важность и приоритетность этого шага. Однако либо не хватает политической воли у руководства России, либо не хватает компетенций у руководства промышленности России, но НИС России пока нет. И это главная причина, почему России нет на мировом рынке высоких технологий (доля России 0,2%,), на рынке международных патентов и изобретений (доля России 0,12%), а российских вузов нет в рейтинге 200 лучших вузов мира [3].

Регионы с сильным научно-техническим потенциалом (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Татарстан и ряд других) в таких условиях должны приступить к созданию региональных (локальных) инновационных систем [1]. Это сверхактуально, это путь к спасению машиностроения России.

Важнейшим мероприятием по выводу российского МСК из системного кризиса является разработка целевой программы реинжиниринга заготовительного производства. Программа должна включать аудит заготовительных производств машиностроения (литейных, кузнечных, сварочных, штамповочных, термогальванических, термических и т.д.) и разработку конкретных мероприятий по коренному техническому перевооружению заготовительных цехов машиностроения.

Не терпящим отлагательства является реорганизация системы подготовки специалистов для машиностроения. Все без исключения литейные, кузнечные, прессовые, термические, термогальванические, сварочные цехи машиностроительных предприятий испытывают острый дефицит профильных высококвалифицированных специалистов (инженеров, технологов, конструкторов, мастеров, руководителей производств, главных специалистов и т.д.). Осуществляемый в настоящее время переход от подготовки профильных специалистов-инженеров к «общетехническому» бакалавриату не только не улучшит ситуацию, но и резко ее ухудшит. Нужны льготы и стимулирующие преференции для студентов, получающих образование по «непрестижным», но крайне необходимым МСК направлениям и специальностям – литейному, обработке металлов давлением, металловедению, термогальванике, композитным материалам и т.д.

Требует срочного реинжиниринга ремонтного, энергетического, контрольно-измерительного, электронного инфраструктурного обеспечения машиностроения МСК России. Вступление России в ВТО только усугубляет и обостряет названные проблемы.

Безотлагательно нужен синергетический реинжиниринг российского машиностроения.

Литература



  1. Кузнецов Б.Л. Локальные инновационные системы – Наб.Челны: Изд. КамПИ, 2003.

  2. Кузнецов Б.Л. Синергетический менеджмент в машиностроении – Наб.Челны: Изд. КамПИ, 2003, 304с.

  3. Кузнецов Б.Л. Менеджмент инноваций – Наб.Челны: Изд. ИНЭКА, 2012.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница