Система управления процессом развития российского футбола в современных условиях




страница1/3
Дата08.06.2016
Размер0.58 Mb.
  1   2   3


На правах рукописи

АЛЕКСЕЕВ Владислав Николаевич
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОГО ФУТБОЛА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ


Специальность 13.00.04 –

теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

А в т о р е ф е р а т

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Майкоп – 2009

Работа выполнена в Санкт-Петербургском государственном университете физической культуры им. П.Ф. Лесгафта.






Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Неверкович Сергей Дмитриевич
доктор педагогических наук, профессор

Золотарев Александр Петрович
доктор педагогических наук, профессор

Григорьев Валерий Иванович


Ведущая организация: Санкт-Петербургский научно-исследовательский

институт физической культуры

Защита диссертации состоится «3» июля 2009 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.001.01 при Адыгейском государственном университете по адресу: 385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Университетская, 208.




С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке

Адыгейского государственного университета.



Автореферат диссертации разослан “___” ________ 2009 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

канд. пед. наук, доцент М.Х. Коджешау

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность исследования. Новые экономические и политические условия развития РФ, характеризующиеся переходом отраслей народного хозяйства России от командно-административной модели управления к рыночной, затронули и сферу спорта высших достижений. Учитывая роль футбола в жизни современного общества, появление профессиональных клубов и влияние футбола на развитие спорта в целом, представляется необходимым изучение причин достижения более чем редких успехов российских клубов и сборной команды России на международной арене.

В немногих исследованиях, посвященных анализу современного состояния и перспективам развития спорта в нашей стране (Тюленьков С.Ю., 1996; Кущенко С.В., 2005), отмечается, что управленческая деятельность профессиональных клубов не эффективна без серьезной поддержки спонсоров и акционеров, поскольку профессиональный спорт требует значительных материальных затрат, выделяемых на развитие инфраструктуры клубов, приглашение игроков-лидеров, содержание основного и резервного составов и обеспечение детско-юношеской спортивной школы, позволяющих команде выступать на самом высоком уровне, принося необходимые клубу доходы, что способствует дальнейшему повышению спортивных успехов и экономических достижений футбольных команд.

Прямые и косвенные данные, содержащие заявления руководителей о бюджете клубов и согласие зарубежных игроков выступать в российских футбольных клубах, позволяют предполагать, что в российском футболе вращаются сопоставимые с «западным», если не превосходящие его финансовые средства. Таким образом, очевидно противоречие между вполне достаточной финансовой обеспеченностью российского футбола и слабыми спортивными результатами в игре российских команд.

Следует предположить, что причины указанного противоречия лежат в неадекватности процесса организации и управления развитием футбола в нашей стране. Исследования организационно-управленческих аспектов функционирования профессиональных клубов затруднены завесой «коммерческой тайны», но без таких исследований невозможно устранить выявленное противоречие. В новых социально-экономических условиях важно научно обосновать приоритетные направления и стратегию развития российского футбола, а также определить новые пути его развития.

Значительные инвестиции, выделяемые на развитие футбольной индустрии, способствуют повышению зрелищности матчей и привлечению зрителей на стадионы. Однако сервисные службы вокруг столь мощного рынка пока не соответствуют реализации затраченных финансовых средств. Серьезная ошибка многих спортивных чиновников, занимающихся руководством и управлением футболом в России, состоит в том, что они пытаются перенести западный опыт в нашу действительность, без изучения специфики и адаптации зарубежных моделей к имеющимся реальным условиям. Актуализируется проблема изучения опыта управленческой деятельности в целях оптимизации практической организации и проведения Чемпионатов и Кубков России, региональных первенств и турниров различного уровня.

Научная проблема может быть сформулирована со следующей позиции: отсутствие в существующей научной теории подготовки футболистов информации о способах решения практических задач повышения спортивных достижений и эффективности экономической деятельности футбольных клубов и сборной команды страны в условиях рыночной экономики. Попытка восполнить эту информацию обусловливает актуальность настоящего исследования. Динамика изменения социально-экономических условий в России на современном этапе такова, что требуется провести исследование механизма управления, организации и развития отечественного футбола, так как эта область до настоящего времени не была предметом должного внимания исследователей и практиков.



Гипотеза исследования. Становление, развитие и управление футболом в России имеет свои особенности, связанные с его историей и традициями, а также географическим расположением, спецификой ведения бизнеса и нормативно-правовой основой. Предполагается, что создание профессиональных футбольных клубов и их участие в развитии отечественного футбола даст возможность решить основные вопросы, связанные с повышением эффективности учебно-тренировочного процесса, оптимизацией организационной структуры клубов, качественным выполнением профессиональных обязанностей руководителями и обслуживающим персоналом, максимальной адаптацией футболистов к происходящим изменениям в росте их спортивного мастерства и достижением более высоких результатов. Решение указанных проблем позволит сформировать новые модели управления, способствующих реализации перспективных направлений и современных подходов к совершенствованию организации отечественного футбола. Комплексный анализ структуры и организационно-управленческих особенностей функционирования российского и зарубежного профессионального футбола позволит получить новые знания в содержании и организации соревновательной деятельности, способствующие решению задач эффективного развития футбола в России в плане повышения качества спортивной составляющей и эффективности экономической деятельности современных российских футбольных клубов различного уровня.

Объект исследования. Состояние развития футбола в Российской Федерации как социального явления в жизни современного общества.

Предмет исследования. Система управления процессом развития российского футбола и совершенствование его организации в современных условиях.

Цель исследования. Теоретическое и экспериментальное обоснование организационно-управленческих основ развития российского футбола на различных уровнях системы в современных социально-экономических условиях.


Задачи исследования:
1. Проанализировать социальные функции футбола как общественного явления в современных условиях.

2. Изучить особенности организации и управления процессом развития футбола в современной России и за рубежом.

3. Выявить особенности организационно-правовых и социально- экономических аспектов развития российского футбола.

4. Разработать структурно-функциональную модель управления профессиональным футбольным клубом.

5. Теоретически обосновать организационно-управленческие предпосылки развития футбола в России в современных условиях.

Теоретико-методологические основы исследования:


  1. Базовые положения материалистической диалектики, позволяющие раскрыть суть политических и социально-экономических изменений, приведших к реформированию Российской Федерации и всех ее социальных институтов: науки, культуры, в том числе и физической культуры, здравоохранения, образования, Вооруженных Сил, правоохранительных органов.

  2. Законодательные и нормативные акты Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта, здравоохранения, образования и управления социальными системами.

  3. Основные положения теории физической культуры, ее исторические, культурологические, психофизиологические, личностные и управленческие аспекты (В.У. Агеевец, Н.Н. Бугров, В.М. Выдрин, В.И. Григорьев, С.П. Евсеев, В.И. Жолдак, Н.С. Коган, А.Г. Комков, Л.И. Лубышева, Л.П. Матвеев, Ю.М. Николаев, И.И. Переверзин, Н.И. Пономарев, Н.А. Пономарев, Н.Х. Хакунов).

  4. Принципы социально-ориентированного управления (В.В. Алешин, С.И. Гуськов, Н.В. Жмарев, В.И. Жолдак, В.Н. Зуев, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов, С.Г. Сейранов, В.Н. Скворцов и др.).

  5. Концепции совершенствования управления физической культурой и спортом (В.У. Агеевец, А.А. Горелов, Р.М. Кадыров, В.В. Миронов, С.Д. Неверкович, А.А. Нестеров, М.В. Прохорова, С.С. Филиппов, Ш.З. Хуббиев, В.А. Щеголев и др.).

6. Методологической основой исследования явились основы теории и методики спорта (Платонов В.Н., 1980, 1984, 1986, 1988; Железняк Ю.Д., 1981; Портнов Ю.М., 1989 и др.). В качестве общеметодического принципа исследования был избран принцип системно-информационного анализа процессов управления (Горский Ю.М., 1988 и др.).

7. Педагогические аспекты совершенствования деятельности спортсменов в игровых видах спорта (Железняк Ю.Д., 1981; Портнов Ю.М., 1989; Топышев О.П., 1989; Айрапетянц Л.Р., 1992; Яхонтов Е.Р., 1995; Усков В.А., 2001 и д.р.) и теоретические основы подготовки футболистов на различных этапах становления спортивного мастерства (Тюленьков С.Ю., 1996; Золотарев А.П., 1997; Сучилин А.А., 1997; Лалаков Г.С., 1998; Шамардин А.И., 2000; Самусенков О.И., 2001 и д.р.)



Методы исследования: При решении поставленных задач использовались следующие методы:

1. Педагогические: анализ отечественных и зарубежных литературных источников, педагогические наблюдения, анализ результатов национальных чемпионатов, анализ юридических и правовых документов.

2. Социологические: наблюдение, интервьюирование, экспертное оценивание, анкетирование, личные беседы, опрос.

3. Теоретическое моделирование.

4. Математико-статистические методы обработки полученных данных.

Научная новизна. Впервые показана сущность неиспользованных возможностей футбола для решения таких важных государственных задач как оздоровление нации, объединение граждан на базе патриотизма, воспитание молодого поколения. Впервые по результатам проведенных исследований обоснованы рекомендации о необходимости изменения характера отношений между РФС и крупными компаниями, которые предусматривают преобразование спонсорских отношений в партнерские отношения.

Впервые выявлен и систематизирован перечень организационно-управленческих требований, способствующих решению задач развития футбола в России, направленных на повышение качества спортивной составляющей и эффективности экономической деятельности российских футбольных клубов. Он включает такие составляющие, как необходимость принятия государственного закона о развитии футбола в стране, предусматривающего льготную налоговую политику для компаний-спонсоров; организацию футбольных клубов по принципу акционерных обществ, в которых владельцы являются держателями акций; повышение внимания к развитию инфраструктуры клубов, прежде всего к строительству учебно-тренировочных баз; организацию системы повышения квалификации и лицензирования руководителей клубов, футбольных тренеров и судей; ограничение количества легионеров в клубах; создание в клубах специальных управлений, отвечающих за подготовку молодых игроков; публикацию отчетов о финансовой работе клубов в средствах массовой информации.

Впервые систематизированы требования, необходимые для реализации основных составляющих комплексной целевой программы развития российского футбола, предусматривающие строительство футбольных полей с искусственным покрытием, внедрение системы подготовки и лицензирования тренерских кадров, повышение качества подготовки тренеров в высших специальных учебных заведениях, восстановление традиций проведения соревнований среди детских команд «Кожаный мяч», мини-футбол, футбол в детских домах, интернатах, повышение внимания к развитию футбола среди инвалидов, ветеранов, женщин.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработаны методологические основы о роли и месте футбола в общественно-политической жизни страны, проведен комплексный анализ современного состояния футбола в России и ряде зарубежных стран, выявлены тенденции развития российского футбола в современных условиях, сформированы приоритетные направления комплексной целевой программы развития отечественного футбола. В ходе исследования определены пути повышения уровня теоретических знаний руководителей футбола, футбольных клубов, менеджеров, селекционеров в организации и управлении футболом.

Результаты исследования будут способствовать совершенствованию методических и организационных основ управления нелюбительскими футбольными клубами, достижению эффективности соревновательной деятельности. Дальнейшая разработка теоретических положений комплексной целевой программы развития футбола направлена на создание условий для оказания помощи отечественным специалистам в подготовке кадров для российского футбола, их теоретической и методологической подготовки, способах формирования умений и оценки профессиональной подготовленности.



Практическая значимость. Сформулированные в диссертации выводы и предложения предназначены для применения в практической деятельности, способствующей решению проблем управления футбольными клубами в рамках действующего российского законодательства, при разработке новых элементов в организации и управлении развитием отечественного футбола в современных условиях. Личный вклад автора в осуществление данного исследования выражается в подготовке материалов для руководителей федераций, ассоциаций, клубов и тренеров команд по организационно-управленческим проблемам развития футбола, выступлении с лекциями и научными докладами на курсах повышения квалификации «Северо-Западный Региональный центр по подготовке и лицензированию тренеров по футболу и по улучшению методики преподавания», а также перед студентами и аспирантами вузов физической культуры. Результаты исследования внедрены в процесс управления нелюбительскими футбольными клубами России: «Зенит» (Санкт-Петербург), «Лада» (Тольятти), «Балтика» (Калининград), «Петротрест» (Санкт-Петербург), «Динамо» (Санкт-Петербург) и др.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В настоящее время футбол тесно связан с такими общественными институтами, как политика, культура, образование, наука, средства массовой информации и др. Однако, остаются значительные неиспользованные возможности привлечения футбола для решения задач оздоровления нации, объединения граждан на базе патриотизма, воспитания молодого поколения. Реализация этих возможностей основана на формировании социального проекта развития футбола, включающего в себя укрепление материально-технической базы в регионах и достижение полной прозрачности деятельности Российского футбольного союза и футбольных клубов.

2. Исследование зарубежного опыта управления и организации футбола, возможности его применения с учетом специфических условий организации спорта в России и разработка оптимальной системы управления направлены на достижение прогресса на основе перехода от спонсорских к партнерским отношениям с крупными компаниями, в компетенцию которых будет входить не только финансирование проектов, но и их реализация в регионах или масштабах всей страны. Существует прямая связь между финансированием футбола и средствами массовой информации, которые позволят привлекать к развитию футбола внимание спонсоров, партнеров и рекламодателей.

3. Для повышения спортивных результатов российских футбольных клубов и эффективности их экономической деятельности необходимо соблюдение следующих принципов: формирование законодательной базы; открытость финансовой информации; создание современной материальной базы; повышение квалификации руководителей, тренеров и судей; специально организованная работа с болельщиками и др.

4. Организационно-правовые и социально-экономические условия развития отечественного футбола должны предусматривать: необходимость гибкой трансформации структуры РФС с учетом действующих на футбольном рынке реалий; корректировку Устава РФС, предусматривающую его соответствие требованиям ФИФА и УЕФА; разработку эффективной системы регулирования отношений и создание условий для нормальной конкурентной борьбы для всех субъектов хозяйственной деятельности в футболе; создание в РФС фондов движимого и недвижимого имущества, позволяющих вкладывать деньги в спортивные комплексы и поля, гостиницы, малые предприятия и торговые сети; совершенствование бренда РФС, который может стать важным источником финансирования (инвестиционные деньги от богатых спонсоров).

5. Тенденции развития российского футбола зависят от происходящих в современном обществе изменений, социально-экономических условий и строгой законодательной базы; решения проблем, связанных с организационно-управленческой деятельностью руководителей футбольных ассоциаций, федераций, лиг и клубов. Конечный итог совершенствования системы управления футболом – это консолидация всего российского футбольного сообщества.



Апробация результатов исследования. Основные положения работы и исследований нашли отражение в 3 монографиях, в 49 статьях и научных публикациях (всего опубликовано 50 работ), доложены на конференциях по проблемам становления и развития отечественного футбола, заседаниях ПФЛ и Федерации футбола Санкт-Петербурга, в лекционных материалах, прочитанных тренерам на курсах обучения НОУДО «Северо-Западного Регионального центра по подготовке и лицензированию тренеров по футболу», работающими с командами мастеров, в детских спортивных школах и на учебно-методических и практических занятиях со студентами Санкт-Петербургского государственного университета физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. Результаты диссертационного исследования апробированы на научно-методических конференциях профессорско-преподавательского состава СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта (2002-2007) и на заседании кафедры футбола СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта (протокол № 2 от 9 февраля 2006 г.).

Внедрение результатов исследования. Материалы диссертации внедрены в образовательный процесс кафедры футбола СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта (акт внедрения от 25 марта 2005 г.), ФК «Зенит» СПб., «Динамо» Москва и др. Разработанные в ходе исследования практические рекомендации успешно использовались при подготовке специалистов, тренеров и студентов.

Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций, полученных в результате исследования, обеспечивалось применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных поставленным задачам; широким представительством исследуемых объектов и продолжительностью экспериментов; регулярной информацией об использовании в практике рекомендаций, подготовленных к результатам исследования; многократной экспертизой и анализом результатов исследования, коллективным обсуждением их на научно-практических конференциях, семинарах, проводимых футбольным Союзом и Профессиональной футбольной лигой, в государственном университете физической культуры им. П.Ф. Лесгафта.

Структура диссертации. Диссертация изложена на 315 страницах. Она состоит из введения, 5 глав, заключения, выводов, списка использованной литературы (444 наименований, из них 18 - на иностранных языках) и 11 приложений. Текст диссертации проиллюстрирован 34 таблицами и 15 рисунками.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении раскрывается актуальность темы, ее научная новизна и практическая значимость, цели, задачи, объект и предмет исследования.

В первой главе «Социальные функции футбола как общественного явления в современных условиях» отмечается, что физическая культура и спорт – яркие социальные феномены, оказывающие влияние на образ жизни и здоровье подрастающего поколения. В современных условиях значение спорта в мире трудно переоценить, это сложное и многогранное социальное явление. Он представляет собой одну из самостоятельных социальных подсистем, которая обладает своими ценностями, функциями и закономерностями развития. Спорт тесно связан со всеми сторонами общественной жизни людей: политикой, идеологией, экономикой, культурой, образованием.

В декларациях крупнейших международных форумов по программе «Физическая активность, здоровье и самочувствие» определено приоритетное стратегическое направление, связанное с тем, что правительства всех стран мира должны проводить политику, направленную на увеличение физической активности человека, а также создавать атмосферу поощрения занятий физическими упражнениями и спортом для всего населения.

Задача заключается в том, чтобы стимулировать подрастающее поколение к действиям по укреплению здоровья, к регулярной физической активности, создать необходимую социальную инфраструктуру и обеспечить методически и информационно ту социальную и педагогическую деятельность, которая необходима в сфере физической культуры и здоровья нации.

Вне конкуренции по воздействию и влиянию на настроение масс, национальное, самосознание является - футбол, который, практически, во всем мире и в России стал спортом номер один. И в сфере физической культуры и спорта в целом, и в отечественном футболе накопилось много нерешенных до настоящего времени проблем.

В основе привлекательности футбола лежит присущая ему высокая эмоциональность, острота, напряженность, красота, честность, мужественность и бескомпромиссность борьбы за победу. С каждым годом аудитория футбольных зрелищ расширяется, важную роль в этом играет телевидение. Чемпионаты мира, Европы и Олимпийские игры смотрят миллиарды людей, почти для всех футбол интересен как эмоционально насыщенное зрелище. Очевидно, что без болельщиков футбол перестал бы быть сколько-нибудь общезначимым социальным явлением, для них же он становится нередко одним из важнейших источников нетривиальных эмоций.

Анализ литературы и результатов проведенных исследований свидетельствуют, что в настоящее время футболом в России занимаются 1 млн. 483,2 тыс. человек. Если взять для сравнения цифры за 1998 год, то количество занимающихся увеличилось на 329 тыс. человек или на 28,5 %. Приведенные цифры отражают серьезное отставание от развитых футбольных держав в количестве зарегистрированных футболистов относительно численности населения в стране. В России этот показатель - ниже 1 %, в тоже время в Англии, Италии, Германии, Чехии – от 3 до 5 %. Однако это говорит не о том, что в нашей стране футболом интересуется меньшее количество населения, а скорее о том, что мы сегодня не можем предоставить всем желающим возможность заниматься любимым видом спорта.

Сдерживающим фактором является, прежде всего, слабая материальная база, выражающаяся в том, что в настоящее время действуют лишь 3 футбольных поля на 1 тыс. занимающихся футболом в России – это один из самых низких показателей в Европе. Актуальной проблемой является недостаточное количество высококвалифицированных тренерско-преподавательских кадров.

На наш взгляд, российский футбол в настоящее время находится на пути дальнейшего подъема. В его развитие вкладываются значительные финансовые средства, в последнее время заметно вырос интерес к этой игре, практически каждый матч становится знаменательным событием в городе, крае, регионе. Начало 21 века совпало с большими переменами в российском футболе, идет многоплановая и всесторонняя реализация комплексной целевой программы развития футбола. Причем в число приоритетных направлений входят: разработка государственной программы развития футбола; определение форм организации и владения командами; создание действительно профессиональной лиги (премьер-лиги) и более эффективного календаря соревнований (Корчагин Л., 2004; Тукманов А.В., 2001).

Многие авторы отмечают, что современный футбол служит национальной идеей объединения людей, имеет огромное идеологическое влияние на сердца и умы всех слоев общества, выполняет одну из важнейших составляющих социальной политики государства. Объединение людей не может быть средством для производства, можно объединить труд компьютерщиков, юристов и т.д., но это будет именно объединением труда, профессионалов, но не объединением людей. Объединение людей должно решать задачи не узко производственные, а социальные – налаживания общей жизни и всех ее сторон, где производство есть одна из составляющих и совсем не главная.


Вторая глава «Особенности организации и управления процессом развития футбола в современной России и за рубежом» посвящена анализу проблем становления и развития отечественного и зарубежного футбола. Следует отметить, что данная тема с начала 90-х годов специально не исследовалась. В ходе исследования проведен анализ научно-педагогических работ и специальной литературы, посвященный данной проблеме.

Полноценное развитие современного футбола невозможно без опоры на его традиции, особенности, организационные и методические достижения. Исследованию этих вопросов посвящены труды Ю.А. Морозова (1968), Ю.С. Седова (1968), В.И. Колоскова (1974), Г.С. Зонина (1975), М.И. Стоянова (1976), А.А. Керимова (1978), А.И. Шамардина (1979), В.В. Скоморохова (1980), О.П. Базилевича (1983), А.В. Портнова (1984), Г.М. Гаджиева (1984), Г.А. Голденко (1984), А.П. Кочеткова (1988), Н.М. Люкшинова (1989), В.Л. Мутко (2006), А. Вартаняна (2007-2008) и других авторов.

Отдельные аспекты развития футбола в России в период с 1992 по настоящее время освещались в работах М. Годика, С. Голомазова, С. Гуськова, Е. Дзичковского, Р. Загайнова, А. Золотарева, А. Зоркова, В. Кикнадзе, В. Колоскова, Л. Корчагина, А. Кочеткова, Р. Кудинова, Н. Левникова, Н. Люкшинова, В. Мутко, Н. Симоняна, Н. Толстых, Л. Трахтенберга, А. Тукманова, В. Уткина, В. Фалина, Н. Хакунова, В. Шамардина, С. Шмитько и других.

Большое внимание в последние 18 лет (1989-2007) уделялось системе подготовки юных футболистов для профессиональных команд. Это нашло отражение в трудах С.Н. Бутова (1989), Н.Р. Биспена (1991), С.Н. Шихвердиева (1992), С.Н. Задирана (1992), Э.М. Ривера (1995), Т.С. Танева (1995), В.А. Кашкарова (1996), А.В. Кателкина (1998), Б.Г. Чирвы (1998), Н.А. Невлиянова (1998), М.С. Бриль (1999), К. Сарсания (2003) и других.

В последние годы в России изменились социально-экономические условия, и это оказало огромное влияние на все сферы жизни – политику, культуру, спорт и в том числе футбол. Решению этих проблем посвящены научные исследования В.А. Шкребы (1993), С.Ю. Тюленькова (1996), В. Соболева (1997), А.В. Лексакова (1998), Г.А. Аладашвили (1998), В.М. Биткина (1999). Решению перехода наших команд на профессиональную ступень развития посвящены научные исследования С.М. Бордина (1999), А.В. Тукманова (2002), М.Я. Иоффе (2003), М.И. Миловидова (2004), Р.Х. Хансверова (2004), М.А. Рубина (2004) и других.

Общее руководство и управление футболом в нашей стране осуществляет Российский футбольный союз (РФС), который разрабатывает текущие и перспективные планы развития футбола в стране, организует подготовку сборных команд России различного возраста. Для решения задач по развитию футбола РФС тесно сотрудничает со спортивными комитетами областей, краев, республик. Российский футбольный союз – общественная организация, основанная 8 февраля 1992 г. на учредительной конференции, которая расформировала Федерацию футбола РСФСР и утвердила устав РФС как правопреемника Федераций футбола СССР и СНГ.

Повседневное (оперативное) практическое руководство футболом осуществляет исполком, его постоянные комитеты и совет. Членами РФС являются: региональные объединения, территориальные федерации, футбольные ассоциации, футбольные клубы, созданные в форме общественных организаций (Тукманов А.В., 2001, 2002).

Для более эффективного решения задач по развитию футбола в РФС созданы необходимые комитеты и департаменты: контрольно-дисциплинарный, апелляционный, финансовый, юридический, по связям с общественностью и честной игре, по международным связям, инспекторский, ветеранов футбола, технический, юношеский, комитет профессионального футбола, по вопросам безопасности, по статусу игроков, по связям с территориальными федерациями, любительского футбола, медицинский, по стадионам.

6 декабря 1882 г. в Манчестере силами футбольной Ассоциации была создана организация, ведающая правилами игры – Правление Международной футбольной Ассоциации, – прообраз ФИФА. Международная Федерация футбола (Federation Internationale de Football Association) основана 21 мая 1904 г. в Париже. Это ассоциация, состоящая из национальных футбольных федераций, которые входят в нее и признаются ею как контролирующие футбол в своих странах. В каждой стране признается только одна национальная федерация. Лишь для Великобритании как родины футбола сделано исключение, и каждая из четырех британских ассоциаций считается отдельным членом ФИФА.

Законодательный орган ФИФА – конгресс, обладающий верховной властью. Исполнительный орган ФИФА – исполком, административный - генеральный секретариат. Исполком ФИФА состоит из президента, генерального секретаря, 7 вице-президентов и 16 членов (рис. 1).


Президент (Joseph S. Blatter)





Исполнительный отдел президента (Michael Schallhart)





Генеральный секретарь (Urs Linsi)

Связи / PR (Markus Siedler)



Футбольная администрация (Jerome Champagne – помощник генерального секретаря)


Юридический отдел

(Heinz Tonnier)



Стадионы и безопасность

(Walter Gagg)



Отдел развития

(Mary Harvey)



Отдел финансов и управления (Markus Kattner)

Отдел маркетинга и ТВ (Jerome Vacke)


Отдел соревнований (James Brown)

Отдел кадров и услуг (Bruno Imfeld)

Рис. 1. Организационная структура ФИФА


Национальные федерации принимают участие в соревнованиях ФИФА. Любая национальная федерация, которая не участвует, по меньшей мере, в двух из любых соревнований ФИФА на протяжении 4 лет подряд, лишается права голоса на конгрессе. Конгресс обладает правом временно исключать из ФИФА национальную федерацию. В экстренных случаях такую санкцию может наложить и Исполнительный комитет. Временное исключение может действовать максимум на протяжении 4 лет подряд.

Изучение современного состояния и развития мирового и европейского футбола и управление им позволяет выявить ряд общих закономерностей. Частные закономерности, которые воздействуют на развитие мирового и европейского футбола, органически вытекают из общих закономерностей.

В большинстве европейских стран футбол развивается на профессиональной основе. К таким, в первую очередь, относятся Великобритания, Германия, Испания, Италия, Франция и некоторые другие, которые как на клубном уровне, так и на уровне национальных сборных добиваются традиционно высоких результатов. Успехи английского, испанского, итальянского и немецкого футбола можно объяснить созданием в этих странах лиг с чрезвычайно высокой конкуренцией между командами во внутренних чемпионатах и успешными выступлениями на международном уровне, что приносит им огромные финансовые средства.

Практически во всех футбольных клубах Европы с серьезной и мощной структурой готовятся квалифицированные резервы. В каждой стране и даже в каждом клубе имеется своя специфика. Однако для всех клубов характерны общие организационно-методические подходы: привлечение к занятиям детей в возрасте 6 – 9 лет; рациональное соотношение физической и технико-тактической подготовки с учетом возрастных особенностей; постепенность и разносторонность подготовки, особенно в детском и подростковом возрасте; широкая соревновательная практика, начиная с юношеского возраста; тщательная селекция.

Ограничения на количество иностранных футболистов-легионеров в составах европейских клубов были сняты несколько лет назад, после того как УЕФА была вынуждена подчиниться решению Европейского суда по делу бельгийского футболиста Босмана, который добился признания своего права на свободное трудоустройство. С тех пор в ряде сильных и богатых европейских клубов количество выходящих на поле в составе команды иностранцев нередко превышает количество футболистов той страны, в чемпионате которой выступает клуб.

Результаты сравнительного анализа организации и управления процессом развития футбола в России и за рубежом на современном этапе позволяют распределить организационно-управленческие особенности развития футбола в России и за рубежом на пять категорий:

1. Законодательная база. Российское государственное и местное законодательство не содержит, как это практикуется в зарубежном футболе, специальных законов, формирующих правовую базу развития футбола, и не предусматривают льготной налоговой политики в отношении рекламной деятельности клубов.

Отсутствие законодательной базы не дает возможности выстроить взаимоотношения как внутри самого футбола, так и футбольных организаций с окружающими структурами. Оно не позволяет, например, превратить общественную организацию РФС в ассоциацию юридических лиц, что делает невозможным управление процессом развития футбола непосредственно профессиональными футбольными клубами.

2. Источники финансирования футбола. В российском футболе отсутствуют такие принятые за рубежом источники финансирования, как платные телеканалы, тотализатор, специальные фонды помощи клубам, не участвующим в европейских турнирах.

Важным моментом, мешающим развитию российского футбола, является закрытость финансовой информации футбольными клубами. В этом плане за рубежом отчеты о финансовой работе и результатах аудиторской проверки футбольных клубов регулярно публикуются в средствах массовой информации.

3. Материальная база. У большинства российских футбольных клубов отсутствуют учебно-тренировочные базы, поля с искусственным покрытием и собственные стадионы. Наличие такой материальной базы является характерным для клубов ведущих футбольных держав мира.

4. Квалификация руководителей, тренеров и судей. Российскому футболу остро необходимо наладить систему повышения квалификации футбольных руководителей, тренеров и судей. Низкая квалификация руководящих работников приводит к тому, что в России отсутствует единая методика подготовки спортивных резервов, практикуемая в ведущих футбольных державах мира.

5. Работа с болельщиками. Такого рода работа, характерная для зарубежных клубов, начата в немногих российских клубах лишь в 2004 году. Характерные для западного футбола «клубы болельщиков» включены в структуру клуба, чего в российских клубах не наблюдается. Нет в российских клубах и подразделений, занимающихся учетом собственной базы данных болельщиков, реальных и потенциальных. Такие подразделения в западном футболе являются существенным источником пополнения бюджета клуба, путем распространения сезонных билетов до 66%.

Главной причиной отставания в развитии отечественного футбола является тот факт, что при глобальном изменении политической и социально-экономической системы Российской Феде­рации система футбола не в полной мере успела в достаточной степени перестроиться, в основном, в части самофинансирования и эффективного управления. И только за последние 5 лет появились явные предпосылки к развитию.

Исследованию особенностей организационно-правовых и социально-экономических аспектов развития российского футбола посвящена 3 глава диссертации.

Сравнительный анализ юридических и правовых документов показал, что во всем мире о спортсменах заботятся не отдельные люди, а государство в целом. В настоящее время через парламенты, министерства и ведомства проведены законы о спорте, которые касаются государственной сферы: развития детского и юношеского спорта, программы финансирования спортивных школ, создания условий для активных занятий спортом детей, строительства современных спортивных объектов.

Роль государства заключается в том, чтобы помогать вырастать новым поколениям спортсменов, но только делать это в открытую и выделять деньги на программы из бюджета. Достижение указанной цели связано с принятием аналогичного закона, который давно работает во Франции, Германии и других государствах. В Норвегии в начале 90-х годов он вступил в силу, и сразу началось повсеместное строительство искусственных полей, крытых стадионов, начался футбольный бум, уровень работы с детьми резко повысился, клубы были освобождены от уплаты налогов, стала разыгрываться футбольная лотерея.

Многие тренеры и специалисты (Богданов Б., 2004; Годик М.А., 1999; Гуськов С.И., 2000; Дзичковский Е., 2004; Кикнадзе В., 2002; Колосков В.И., 2004; Мутко В.Л., 2007) отмечают, что к сегодняшнему футболу в России должны привлечь свое внимание государство и власть. Важнейшая проблема нашего футбола заключается в отсутствии ответственности за уровень его развития со стороны государства.

Основными направлениями деятельности РФС являются решение уставных задач и программных документов, принимаемых конференциями, исполкомом и постоянными комитетами. Эта деятельность включает в себя структурно-правовые, организационно-технические и финансово-экономические преобразования, касающиеся всех звеньев российского футбольного движения. РФС были учтены недостатки ранее принятых «Целевых комплексных программ» 1994 и 1998 годов, которые были изначально ориентированы на преимущественно государственное финансирование футбола, что и предопределило невозможность выполнения многих ее положений.

Основными составляющими Программы развития российского футбола на 2006-2016 гг. являются:

1. Материально-техническое обеспечение футбола.

2. Строительство футбольных полей с искусственным покрытием.

3. Повышение квалификации тренеров и их научно-методическое обеспечение.

4. Развитие массового футбола и формы проведения соревнований.

5. Развитие футбола в вузах и ссузах.

6. Развитие детского футбольного клуба «Кожаный мяч» и введение дополнительного урока футбола в общеобразовательных школах.

7. Шефство над детскими домами и интернатами.

8. Развитие детской футбольной лиги.

9. Развитие футбола среди инвалидов и ветеранов.

10. Развитие женского футбола и мини-футбола.

11. Государственная поддержка развития футбола на местах и территориях.

12. Развитие детско-юношеского футбола и подготовка резерва.

13. Единая информационно-аналитическая система РФС.

Решение проблем развития футбола в долгосрочной перспективе должно осуществляться в соответствии с Концепцией Федеральной программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации» на 2006-2016 годы (развитие массового спорта в образовательных учреждениях; по месту жительства; науки; научно-методического и медико-биологического обеспечения сборных команд, включая антидопинговый контроль; пропаганда здорового образа жизни).

В современных условиях определены перспективные на­правления, развития футбола в Российской Федерации (табл. 1).

Таблица 1

Приоритетные на­правления и цели развития футбола

в Российской Федерации






Направление

Цель

1

2

3

1.

Совершенствование системы управления футболом

Создание условий для эффективного функционирования системы управления российским футболом

2.

Подъем массовости занятий футболом

Увеличение количества занимающихся футболом с 1% от общего количества населения в стране в 2005 году до 5% к 2012 году.

3.

Укрепление материально-технической базы футбола

Создание условий для качественной подготовки резерва для футбольных клубов и сборных команд, обеспечение комплексного решения проблем физического воспитания и оздо­ровления детей, подростков и молодежи

4.

Поддержка региональных федераций межрегиональных объединений футбола, общероссийских футбольных ассоциаций и организаций

Поднятие престижа региональных федераций и межрегио­нальных объединений футбола, общероссийских футбольных ор­ганизаций, повышение их роли и ответственности в развитии фут­бола

5.

Упорядочение системы соревнований, формирование еди­ного календарного плана соревнований по футболу

Оптимизация соревновательной деятельности, совершен­ствование системы проведения соревнований, обеспечение га­рантий зрелищной игры в футбол, безопасности проведения матчей

6.

Совершенствование процесса комплектования и подготовки, сборных команд России по футболу

Создание, современных условий подготовки сборных команд России по футболу, формирование и подготовка националь­ной сборной команды уровня ведущих мировых сборных

7.

Систематизация подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере футбола, содействие росту социального статуса тренерских кадров

Создание единой системы Российского футбольного союза подготовки повышения квалификации специалистов в сфере футбола

1

2

3

8.

Повышение качества и эффективности информационного обеспечения, взаимодействие с электронными и печатными органами средствами массовой информации

Усиление информационного и пропагандистского влияния на подрастающее поколение посредством футбола, воспитание потребности к здоровому образу жизни, борьбе с пьянством, наркоманией и иными негативными явлениями, привитие националь­ной, гордости к флагу и гимну Российской Федерации

9.

Совершенствование научно-методического и медико-биологического обеспечения

Обеспечение сборных команд России, профессиональных футбольных клубов современными зарубежными и отечественными научно-методическими и медико-биологическими разработками

10.

Совершенствование системы обязательного и добро­вольного страхования в сфере футбола, социальная защита действующих членов сборных команд, тренеров и судей, ве­теранов футбола

Создание системы добровольного страхования, единого стандарта и распределение ответственности по обязательному страхованию для региональных федераций, РФС, работодателей, специализированных спортивных образовательных учреждений

11.

Поднятие социального статуса футбола, реализация социальных программ, забота о ветеранах отечественного футбола.

Посредством футбола решение социальных задач, стоящих пе­ред государством, оказание помощи инвалидам, детям из малообеспеченных семей. Забота о ветеранах отечественного футбола. Создание системы социальной защиты для пострадавших в период УТС и соревнований по футболу

12.

Совершенствование системы судейства и инспектирования соревнований

Совершенствование системы управления судейством и ин­спектированием соревнований

13.

Активизация международной деятельности

Сохранение и усиление позиций отечественного футбола на международной арене

Средствами достижения поставленных целей являются следующие программы преобразований: структурно-правовые; организационно-технические; финансово-экономические.

Под программой структурно-правовых преобразований понимается комплекс мер, направленных на создание оптимальной модели отечественного футбола, включающего определение соответствующих каждому уровню футбола структурных элементов (организации, игроки, тренеры, арбитры, административные работники и т.д.), разработка юридических документов, регламентирующих их функционирование и описание функционирования.

Под программой организационно-технических преобразований понимается разработка спортивно-технических показателей, планирование и организация мероприятий всех видов обеспечения этих мероприятий (организационно-технического, нормативно-методического и кадрового). Для каждого уровня российского футбола разрабатывается индивидуальная программа организационно-технических преобразований.

Под программой финансово-экономических преобразований пони­мается определение существующих и новых источников финансирования футбола. Описание новых источников, распределение основных и дополнительных источников финансирования для каждого уровня российского футбола и разработка системы мер, направленных на эффективное освоение существующих и новых источников финанси­рования.

Анализ докторских диссертаций, научных работ свидетельствует о том, что спортивная подготовка футболистов высокого класса в том виде, в каком она может дать хороший результат, в России не достаточно налажена (Железняк Ю.Д., 2002; Портных Ю.И., 1986; Суслов Ф.П., 1983). По нашему мнению, основные причины данного положения состоят в следующем:

1. В западных клубах существуют специально разработанные методические пособия, научные планы, согласно которым и происходит обучение, особенно в детско-юношеском футболе. В Советском Союзе футбол развивался за счет «массовости». Было много дворовых команд, которые готовили почву для появления талантов. В 90-е годы мы потеряли детско-юношеский футбол, а вместе с ним и уровень мастерства футболистов, который постепенно стал усредняться. Многие специалисты утверждают, что, к сожалению, в России имеет место неправильный подход к воспитанию игроков высокого класса, начиная с детского и юношеского футбола.

2. Молодые футболисты в первой лиге российского футбола, за редким исключением, не растут, а играют в основном те, кто не попадает в команды премьер-лиги. Во втором дивизионе картина аналогичная.

3. Студенческий футбол находится в крайне неудовлетворительном состоянии. Всего одна студенческая команда московского вуза «Спортакадемклуб» имеет профессиональный статус и играет в первом дивизионе первенства России.

4. Массовость футбола плюс квалификация тренеров, что иногда совпадает с генетически подходящим поколением, делает порой ту или иную страну или местность «кузницей» футболистов. Скольких мастеров футбола давали в свое время у нас Закарпатье или Галичина, Харьковщина или Луганщина, Днепропетровск или Запорожье, Донецк или Одесса. Объяснить, почему одно время хорошие игроки выходят из одной местности, а потом этот поток прекращается, не представляется возможным. Слишком много различных обстоятельств.

5. Условием успешного функционирования системы спортивной подготовки является высокий уровень и профессионализм тренеров. Первостепенное значение имеет подготовка тренеров в учебных заведениях, переподготовка и профессиональное совершенствование в организованных формах и процесс самообразования. Материально-техническое обеспечение системы должно быть на самом современном уровне.

Проведенный структурный анализ организации Российского футбольного союза показал, что в целом его структура соответствует структурной организации международных органов развития футбола ФИФА, УЕФА. Тем не менее, выявлены и существенные отличия в их деятельности, обусловленные особенностями организационно-правовых и социально-экономических аспектов развития российского и зарубежного футбола.

Включение в диссертацию 4 главы «Структурно-функциональная модель управления профессиональным футбольным клубом» позволило автору предложить разработанную модель управления футбольным клубом. Она носит рекомендательный характер. В организационную структуру включено максимальное количество штатных работников (Винокуров Б.Н., 2003; Иванцевич Дж.М., 1993; Файоль А., 1992; Чекин С.,2004). Перечень должностей основан на сложившейся практике работы зарубежных и российских клубов (Гончаров В.В., 1993).

Следует обратить внимание на то, что в штатном расписании клуба в общественном порядке должны быть предусмотрены должности юриста, пресс-атташе и помощника руководителя клуба по вопросам безопасности (офицер по безопасности), что соответствует рекомендациям ФИФА и Регламенту проведения соревнований Российской футбольной Премьер-лиги (РФПЛ) и Профессиональной футбольной лиги России (ПФЛ).

Исходя из функций деятельности футбольного клуба, нами была предложена структурно-функциональная модель управления футбольным клубом (рис.2).

А. Структурно-функциональная модель управления футбольным клубом

Общее собрание акционеров

Президент клуба

Высший исполнительный орган

Генеральный директор
1. Управление бухгалтерии и финансов финансовый директор, бухгалтерия, финансовый отдел

2. Административно-хозяйственное управление (заместитель генерального директора, хозяйственный отдел, транспортный отдел, юридический отдел, секретариат, служба безопасности)

3. Спортивно-международное управление (спортивный директор, основная команда, дублирующие команды, детско-юношеские команды, международный отдел)

4. Управление связи с общественностью (заместитель генерального директора по связям с общественностью, пресс-служба, отдел по работе с болельщиками, информационно-аналитический отдел)

5. Коммерческое управление (заместитель генерального директора, коммерческий отдел, билетный отдел, рекламный отдел)

Б. Административный состав футбольной команды

Главный тренер

Ассистенты главного тренера по работе с вратарями,

по физической подготовке, селекционеры

Старший тренер

Тренеры дублирующего состава и детско-юношеских команд

Руководитель программы развития молодежного футбола

Начальник команды

Администратор

Врач


Массажисты

В. Обслуживающий персонал футбольной команды

Директор спортивной базы

Администратор базы

Начальник гаража

Водители автотранспорта

Специалист по полям

Рабочие базы

Охранники базы

Уборщицы помещений

Персонал столовой


Предложенная структурно-функциональная модель должна обеспечивать три главных направления в работе футбольного клуба – повышение спортивного мастерства команды, повышение экономической эффективности деятельности клуба, обеспечение текущей работы.

Первое направление: повышение спортивного мастерства команды обеспечивается работой спортивно-международного управления под руководством спортивного директора в тесной связи с главным тренером.

Второе направление повышение экономической эффективности деятельности клуба обеспечивается работой двух управлений – коммерческого, возглавляемого заместителем генерального директора, и управления по связям с общественностью.

Третье направление обеспечение текущей работы обеспечивается работой двух управлений – бухгалтерии и финансов, под руководством финансового директора, и административно-хозяйственного управления.

В модели организационной структуры профессионального футбольного клуба (ПФК), в разделе - управление клуба, предлагается 23 штатных должности. Даже в клубах, имеющих многомиллионный бюджет, такое количество специалистов не всегда целесообразно. Например, в «Эспаньоле» (Испания), основные направления возглавляют 9 руководителей (генеральный директор, директора по связям с общественностью, по рекламе и маркетингу, фонда развития и помощники президента) при штате работников - 45 человек. Необходимо отметить, что при подготовке матчей Чемпионатов Испании, Италии, Франции, Германии, Бельгии, Голландии и других стран клубы привлекают большое количество добровольных помощников (волонтеров) из числа болельщиков.

В селекционной работе тоже используются добровольные помощники из числа ветеранов футбола и специалистов, работающие на общественных началах. Сеть наблюдателей за способными молодыми футболистами тоже состоит из общественников, не получающих вознаграждение за этот труд, кроме оплаты расходов на транспорт и проживание. Для обеспечения безопасности матчей и охрану футболистов и тренеров, офицер службы безопасности привлекает, на условиях почасовой оплаты частную охрану, число которой в дни игр достигает до 180 человек.

В российских клубах сложилась практика, когда кандидатура Генерального директора подбирается и выносится на утверждение Совета директоров президентом клуба. Он же определяет должностные обязанности и круг полномочий. Создаваемые информационные системы, базирующиеся на современных технических средствах (Войнов А., 2004), позволяют с использованием компактных аппаратно-программных комплексов (АПК) производить:



  • статистический учет сотен тысяч объектов с описанием их признаков, статуса, характеристик;

  • сбор динамических оперативных данных по нескольким параметрам у группы респондентов;

  • проведение корреляционно-вероятностных оценок с выработкой оптимальных решений;

  • предоставление заинтересованным лицам информации в форме и объеме, необходимом для ее прочтения.

Футбольный клуб, обладающий подобным АПК, может решать ряд вопросов, позволяющих повысить эффективность тренировочного процесса, оптимизировать состав команды, рисунок игрового процесса, максимально адаптироваться к внешним условиям.

Тренер футбольного клуба может оперировать следующей статистической и оперативной информацией:



  • физическое и психологическое состояние каждого игрока и команды в целом;

  • состав и характеристика игроков, стратегические и тактические рисунки игры команд соперников;

  • вероятные условия проведения игры.

При этом информационно-аналитическое обеспечение футбольного клуба позволит производить моделирование игровых ситуаций, осуществлять программирование тренировочного процесса, плановую селекцию игроков и т.п. (рис.3).


Рис. 3. Основные составляющие информационно-аналитического

обеспечения деятельности футбольного клуба




  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница