Символика дерева в якутском героическом эпосе олонхо Афонская Анна Михайловна




Скачать 36.26 Kb.
Дата12.06.2016
Размер36.26 Kb.
Символика дерева в якутском героическом эпосе олонхо

Афонская Анна Михайловна

Студентка Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова

Институт языков и культуры народов Северо-Востока Российкской Федерации, Республика Саха (Якутия), г.Якутск
Олонхо - древнейшее эпическое искусство якутов (саха). Занимает центральное место в системе якутского фольклора. Термином «олонхо» обозначают как эпическую традицию в целом, так и отдельные сказания. 

В 2005 году ЮНЕСКО объявило олонхо одним из «шедевров устного и нематериального наследия человечества». Этот статус присуждается явлениям культуры выдающейся ценности, которые основаны исключительно на народных традициях.

Целью данной работы является анализ символа дерева в героическом эпосе олонхо.

Актуальность настоящего исследования обусловлена устойчивым интересом лингвистов к лингвокультурологическому и лингвокогнитивному анализу символа.

В мифах различных народов рассказывается о деревьях-тотемах. У якутов особо почитались стоящая отдельно береза, у тувинцев – лиственница. У сахалинских нивхов существует миф о происхождении их от лиственницы и ели. Особую символическую нагрузку в христианских культах имеет лоза: Христос говорил о себе «Я лоза», а ученики были как бы ее ветвями [2, 95].

Якутское название священного дерева Аар кудук мас, часто употребляемое в языке героического эпоса, также можно считать состоящим из исконных тюркских слов: аар – почтенный, важный, священный, божественный [5, 126]; кудук – изобилие [5, 1193]. В якутском героическом эпосе родовое дерево аар кудук мас служит источником молока, дающего богатырскую силу герою олонхо: «дерево зашелестело, - говорится в олонхо – своими листьями и с них свежий, мелкий молочный дождик оросил Юрюн Уолана… у корня его, из-под земли, вышла до пояса хозяйка – дух дерева и места… Она дала Юрюн Уолану пососать правую грудь… Дала она левую грудь… Юрюн Уолан почувствовал, что силы его увеличились во сто раз» [4, 62].

Дерево у славян - мотив приобщения к миру предков, что обусловлено и природными факторами, и фольклорно-обрядовыми традициями, и многовековым земледельческим укладом жизни, и мифическими представлениями о мировом дереве, которое обнимает корнями землю, а ветвями держит небо. Существует предание о железном дубе, на котором держатся вода, огонь и земля, а корень его покоится на божественном силе.

В славянской мифологии дерево рождено от брака земли и неба; его питает не только земля и вода, но и солнечный свет.

Дерево занимало в жизни язычников-славян особое место. Сохранилось сказание о том, что давным-давно, когда не было еще ни неба, ни земли, а только синее море плескалась повсюду, посреди него стояли два дуба, на ветвях которых сидели два голубя. Однажды голуби вспорхнули, потом нырнули на дно моря и принесли оттуда песок и камешки. Из этого материала и были построены небо с землей и все небесные светила.

В каждой этнической культуре существуют конкретные описания мирового дерева, характерные для данного этноса. По мнению А.П. Окладникова, у якутов представление об этом дереве осталось от их “южных” предков. Оно отличается от представлений их северных соседей.

У якутов мировое дерево объемлет в себе три мира Вселенной. С его ветвей капает животворная влага изобилия. У подножья белеет бело-молочное озеро – символ мирового океана. Когда внутренность дерева раскрывается, из него появляется благодетельная богиня-владычица урочища-Вселенной, благословляющая героя. Якутское дерево - это светлый образ небесной благодати, счастья и изобилия.

Дерево, возрождение и пара людей (мужчина и женщина) в архетипе передавали один общий смысл. Как один из отголосков мужского дерева в ритуальной символике якутов оно отразилось в схематическом изображении мирового дерева в виде деревянного коновязного столба сэргэ, который одновременно является и фаллическим символом. У якутов коновязные столбы должны стоять до тех пор, пока они не упадут от ветхости. Их нельзя рубить на дрова. Если сэргэ от ветхости падало на землю, его относили в лес и вставляли в развилку лиственниц.

На деревьях вешалась салама – 1) шнур из конского волоса с навешанными на нем пучками конской гривы, прикрепленный срединою к столбу, а концами к воткнутым в землю по обеим сторонам этого столба березкам… 2) предмет жертвоприношения, жертва (трость, кнут, тряпка, пучок, волос и т.п.) вешаемая на деревьях или бросаемая на землю… [5, 2039].

Обычай испоьзования жертвенных лент, косичек, лоскутков материи и другие предметы на священные деревья и этнографы отмечают почти у всех тюркских народов.

Таким образом, будучи природным символом, дерево во многих культурах знаменует динамичный рост, природное умирание и регенерацию. Почтительное отношение к дереву в разных культурах основано на вере в его целительную силу, на его одушевлении. В волшебных сказках деревья защищают, исцеляют, исполняют желания.


Литература:

  • Антонов Н.К. Материалы по исторической лексике якутского языка. Якутск, 1971.

  • Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: учеб.пособие. Минск: Флинта: 2004.

  • Окладников А.П. Открытие Сибири. М.: 1979.

  • Пухов И.В. Якутский героический эпос олонхо. М., 1962.

  • Э.К. Пекарский. Словарь якутского языка. М., 1959.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница