Школьная олимпиада 2013-2014 учебный год 5 класс Расставьте ударение в словах




Скачать 204.5 Kb.
Дата15.07.2016
Размер204.5 Kb.
ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

5 класс

1. Расставьте ударение в словах:

Звонят, договор, каталог, облегчить, камбала, обеспечение, баловать, кладовая, намерение, столяр, свекла, цемент, щавель, фарфор (7 б.)

2. Запишите слова, "зашифрованные" в транскрипции.

[ч'истата] [при'м'ир'ят ' ]

[аб'ижат'] [бач'ок]

[молат] [грус'т'] (3 б.)



3. Написание одного из перечисленных ниже слов изменилось в процессе развития языка под влиянием произношения. Что это за слово?

(А) ходьба; (Б) косьба; (В) судьба; (Г) просьба; (Д) свадьба. (2 б.)



4. В русском языке масса пословиц, поговорок, устойчивых выражений, в которых упоминаются собаки и щенки («собачья жизнь», «псу под хвост» и т. д. и т. п.). Попробуйте вспомнить как можно больше выражений, содержащих слова корова, бык, теленок. (9 б.)

5. Что такое палиндром? Ответить на этот вопрос вам поможет известное стихотворение В.Брюсова:

Я – око покоя,

Я – дали ладья.

И чуть узорю розу тучи

Я, радугу лугу даря.

(2 б.)


6. Придумайте словосочетания с данными парами слов. (10 б.)

Зубья - зубы

Коренья — корни

Мужья — мужи

Клочья — клоки

Листья — листы



7. Какой частью речи является слово смел в предложениях:

Как он смел!

Как он смел?

Замените эти слова синонимами. (4б.)

8. Подберите антоним к слову живот, встречающемуся в выражениях:

Живота не жалеть, живот положить?

(2 б.)

9. Определите род имен существительных:

Кофе, мозоль, тюль, шампунь , авеню (5 б.)



10. Какой пример не является словосочетанием? (Подчеркните.)

Вечер пасмурный, получил приказ, в своём доме, белый снег, наш класс. (3б.)



11. Вставьте пропущенные буквы.

Утрен…яя з…ря разг…рается. Скоро луч… солнца к…снётся в…рхушек д…рев…ев и п…з…л…тит бл…стящее зерк…ло оз…ра. В б…грян…ом пламени разв…вается флаг над лаг…рем.

(9 б.)

Максимальное количество баллов - 56

ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

6 класс

1. Определите род имен существительных:

Кольраби , мозоль, ООН , Кутаиси , тюль , Янцзы , ветошь . (6 б)



2.Объясните фразеологизмы, подобрав синонимы.

втирать очки-

как вкопанный -

тянуть канитель-

седьмая вода на киселе- (4 б.)

3. Определите, чем являются пары слов: антонимами; синонимами ; омонимами.

А) безнравственный – аморальный -

Б) победа – поражение -

В) скат горы – поймать ската - (3 б.)



4. В каком русском корне наблюдается чередование ы//о//а? Приведите примеры слов с этим корнем. (2 б.)

5. Написание одного из перечисленных ниже слов изменилось в процессе развития языка под влиянием произношения. Что это за слово?

(А) ходьба; (Б) косьба; (В) судьба; (Г) просьба; (Д) свадьба .(2 б.)



6. В каком случае форма слова не соответствует норме литературного языка?

Пара ботинок, пара носок, пара чулок, пара баклажанов (2 балла)



7. Какие художественные средства использованы в стихотворных отрывках?

а) Солнце реже смеётся,

Нет в цветах благовонья,

Скоро осень проснётся –

И заплачет спросонья.

б)Лежит пушистая,

Снежинка смелая,

Какая чистая.

Какая белая!

в)И кружились под луной,



Точно вырезные,

Опьянённые весной

Бабочки ночные. (6 баллов)

8.. Продолжи пословицы

1. Кончил дело…

2. Что посеешь…

3. Не зная броду…

4. Без труда…

5. После драки…

6. Глаза боятся…

7. Ученье – свет… (7 баллов

9. Попробуйте вспомнить как можно больше выражений, содержащих слова

корова, бык, теленок (9 б.)

10. Какой частью речи является слово смел в предложениях:

Как он смел!

Как он смел?

Замените эти слова синонимами. (4 б.)



Максимальное количество баллов - 45

ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

7 класс

  1. Расставить ударения в словах:

танцовщица, диспансер, дремота, искра, квартал, красивейший, средства, христианин, щавель, газопровод.

(5 б.)

  1. В каком ряду все слова состоят из 7 звуков?

  1. воробьи, перешьют, поставь;

  2. маячить, разрежьте, бурьян;

  3. увлечься, мальчонка, съешьте;

  4. объедки, уязвить, обжечься.

(3 б.)

  1. Какими русскими по происхождению словами можно заменить заимствованные слова?

Интуиция, экстренный, шарм, абсурд, шеф.

(5 б.)

  1. В каких случаях значение устаревшего слова истолковано неверно? Дайте правильное толкование.

  1. Ветрило – сильный ветер.

  2. Ланиты – часть доспехов древнерусского воина.

  3. Ферт – название буквы Ф.

  4. Кузен – двоюродный брат.

  5. Чело – голова.

  6. Конка – городской транспорт с конной тягой

  7. Челобитная – наказание.

  8. Наперсник – металлический колпачок, надеваемый на палец при шитье.

(10 б.)

  1. Какие фразеологизмы используются в русском языке для характеристики людей по их внешнему виду, свойствам, качествам?

  1. О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-либо.

  2. О кротком, безобидном человеке.

  3. О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой поступок.

  4. О человеке, который часто меняет свои решения.

  5. О человеке, который сам не пользуется чем-нибудь и другим не дает.

  6. Об очень худом, изможденном человеке.

(6 б.)

  1. В каком ряду не все слова являются синонимами?

  1. узы, оковы, путы

  2. воображение, фантазия, вымысел

  3. усердие, одолжение, услуга

  4. холм, пригорок, возвышенность.

(3 б.)

  1. Укажите слова, морфемный состав которых не соответствует схеме

  1. вымокнув, по-медвежьи, похвала, посмешище, плавление

  2. заглянуть, булочник, поумнее, доросший, местность.

(10 б.)

  1. Какой частью речи могут быть данные слова? Составьте словосочетания с ними.

строй, жгут, печь, ласково, стекло

(10 б.)

  1. Найдите и исправьте речевые ошибки.

  1. Закрыв книгу, герои надолго остаются в нашей памяти.

  2. Благодаря сильным морозам погибли фруктовые деревья.

  3. Это был самый вернейший способ решения задачи.

  4. Он рассказал мне автобиографию своей жизни.

  5. Мы вновь смогли прочитать и насладиться лучшей поэмой Пушкина.

  6. Театр вмещает до пятисот пятидесяти зрителей.

(10 б.)

  1. Запишите числа словами.

Библиотечный фонд лицея в 2012 году пополнился 3846 книгами.

(3 б.)

  1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Темна с..бирская осе(н,нн)яя ноч.. близ Байкала. Мы (по)прежнему плывем (в)доль левого берега извил..стой и порож..стой реч..ки. Третий день (по)осе(н,нн)ему моросит мелкий (не)пр..кращающийся ни на минуту дождь. У нас шерст..ная одежда и непром..каемые кож..(н,нн)ые сапоги. Но все(таки) н..кому из нас (ни)как не удае(тся,ться) спастись от дождя. Он прон..кает (по)всюду не давая н..какой пощ..ды не ост..вляя ни одной сухой нитки. (Ни)куда от него (не)убежиш.. и (не)спряч..ся.

(С)права в..днею(тся,ться) крутые берега а (с)лев.. бе..конечной лентой тян..(тся,ться) зеленый лес. (К)ночи нужно об..зательно д..бра(тся,ться) до села а (в)переди ещ.. самый страшный перекат. Что(бы) пр..од..леть его нужно ра(с,сс)читать время с точност..ю до (пол)минуты. Вот он шумит. (Из)далека слыши(ться,тся) звер..(н,нн)ый рев его волн.

Из(за) шума ветра мы (со)всем (не)зам..чаем как подходим к перекату почти (в)плотную.

Через (не)сколько секунд перекат свирепо грохоч..щий остается уже где(то) (с)зади.



(25 б.)

Максимальное количество баллов – 90

ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

8 класс

Задание 1.

Какой фонетический закон проявляется в рифмованных русских пословицах? Проиллюстрируйте свой ответ при помощи частичной транскрипции.



Всякий доход не живет без хлопот.

Гость хорош, коли редко вхож.

В доме ни одной книжки – плохи у хозяина делишки.. 5 баллов

Задание 2

Расставьте ударение во всех словах фразы.

Новые хозяева иначе потратят средства на обеспечение свеклой, щавелем, творогом и тортами инженеров из отдаленных областей и включат в число своих агентов бухгалтеров из этих местностей.

5 баллов.



Задание 3.

Запишите, выбирая правильное написание:



Агри(п,пп)ина Са(в,вв)и(ч,ш)на, сидя на те(р,рр)а(с,сс)… бли(з,с) к(о,а)н(о,а) пля(н,нн)ика, по(т,д)ч(е,и)вала п(о,а)д(ь,ъ)яч(е,и)го в(и,е)н(и,е)гретом с в(о,а)рен(и,е)ками под звуки в(и,е) (о,а)л(о,а)н(ь)чели.

5 баллов


Задание 4.

Найдите среди приведённых русских имён исконно славянские. Объясните свой выбор.



Любим, Татьяна, Фёдор, Любава, Карп, Прасковья, Вячеслав, Гордей, Алексей, Ярослав. Домна, Иван, Светлана, Мария, Богдан.

7 баллов



Задание 5.

Укажите случаи, когда в основе созвучий лежат реальные словообразовательные или этимологические связи



«Алиса очень обрадовалась, что открыла новое правило.

От уксуса — куксятся, от горчицы — огорчаются, от лука — лукавят, от вина — винятся, а от сдобы — добреют. Как жалко, что об этом никто не знает! Всё было бы так просто! Ели бы сдобу и добрели!»

2 балла

Задание 6.

Ниже приведены толкования слов. Выпишите в столбик номера тех строк, в которых толкование не соответствует заглавному слову. Рядом с выписанным номером запишите верное заглавное слово.



  1. Венгерка – жительница Венгрии.

  2. Венгерка – задорный танец.

  3. Венгерка – расшитая шнурами куртка.

  4. Вьетнамка – жительница Вьетнама.

  5. Вьетнамка – резиновый тапочек для похода на пляж или в бассейн.

  6. Голландка – жительница Голландии.

  7. Голландка – печка, украшенная изразцами.

  8. Гречка – жительница Греции.

  9. Гречка – крупа, которую делают из гречихи.

  10. Индейка – жительница Индии.

  11. Индейка – крупная домашняя птица.

  12. Испанка – жительница Испании.

  13. Испанка – название гриппа, эпидемия которого была в 1918 году.

  14. Китайка – жительница Китая.

  15. Китайка – ткань, из которой шили сарафаны.

  16. Корейка – жительница Кореи

  17. Корейка – копченое мясо.

  18. Литовка – жительница Литвы.

  19. Литовка – коса, которой косят не нагибаясь.

  20. Панамка – жительница Панамы.

  21. Панамка – летняя шляпа с широкими полями

  22. Полька – жительница Польши.

  23. Полька – веселый танец в ритме четыре четверти.

  24. Турка – жительница Турции.

  25. Турка – специальная посуда для варки кофе.

  26. Финка – жительница Финляндии.

  27. Финка – короткий нож с широким лезвием.

  28. Черкеска – жительница Черкессии.

  29. Черкеска – верхняя одежда, которую носят мужчины на Кавказе.

  30. Чешка – жительница Чехии.

  31. Чешка – тапочек для занятий спортом и танцами.

  32. Шотландка – жительница Шотландии.

  33. Шотландка – ткань с рисунком в крупную клетку.

7 баллов.

Задание 7.

В истории, приведенной ниже, замените все значимые слова, кроме глаголов, местоимений и местоименных наречий, на антонимичные. Изменяйте, где необходимо, грамматические формы слов. Запишите получившийся рассказ.



В маленькой деревне жила женщина. Она любила колдовать в рабочее время.

Ей было грустно наблюдать, как наступает осень. Она с ужасом думала, что только горе будет сопутствовать всем. Она вечерами смотрела на тусклую луну и произносила проклятья, усмиряющие зло. Зло торжествовало, потому что повсюду было темно.

Необходимо заменить 15 слов. 5баллов

Задание 8.

Что общего у этих фразеологизмов? Дайте их толкование и приведите примеры подобных.



Начинать с азов, ходить глаголем, прописать ижицу.

2 балла


Задание 9.

Составьте, используя распространенные обращения, первые предложения писем, которые вы написали бы 1)другу, 2)директору школы, 3)родителям, 4)редакции портала Всероссийской олимпиады школьников в интернете.

8 баллов

Задание 10.

В народе одновременно бытует два выражения: «Язык мой – друг мой» и «Язык мой – враг мой». Напишите небольшое эссе, подтверждающее справедливость обоих утверждений. Не забывайте подкреплять свои рассуждения лингвистическими примерами. 20 баллов



Максимальное количество баллов - 66

ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

9 класс

Задание 1.

Поставьте ударения в словах.

Крепостей (род.п., мн. ч. от крепость), нефтепровод, газированный, согнутый, украинский, углубить, щавель, юродивый, христианин, экскурс.

Задание 2.

Какие звуки может обозначать буква с? Приведите примеры.

Задание 3.

Укажите значение выделенных слов. Определите, к какой части речи они относятся.

1. Нет! никогда я зависти не знал. О, никогда! — нижé, когда Пиччини Пленить умел слух диких парижан (А. Пушкин. Моцарт и Сальери).

2. — Ведь я ей несколько сродни; По крайней мере исконú Отцом недаром называли (А. Грибоедов. Горе от ума).

3. — Вижу — зелó одолевает нас Ивашко Хмельницкий, не было бы конфузии (А.Н. Толстой. Петр Первый).

4. И я от тех же зол и бед Бежал, навек простясь с богемой, Занé созрел во мне поэт С большой эпическою темой (С. Есенин. На Кавказе).

5. — Вели учинить указ: чухон, выбрав лучших, которые умеют топором, óвые которые художники, — отослать в Воронеж или в Азов для дела (А.Н. Толстой.Петр Первый).



Задание 4.

Определите значение и происхождение фразеологизма «битый час».

Задание 5.

Прочитайте приведённые ниже заголовки статей. Объясните общий принцип их создания и восстановите оригинал, легший в основу заголовка.

1. «Молочные» реки. Как выбрать в магазине натуральный и вкусный продукт» ((Аргументы и факты, № 39, 2012 г.).

2. «Спалённая пожаром». Как французы наводили порядок в Белокаменной» (Аргументы и факты, № 39, 2012 г.).

3. «Залезть в бутылку: развенчан миф о водке» (Аргументы и факты, № 39, 2012 г.)



Задание 6.

Определите тип лингвистического словаря, из которого извлечена каждая из приведённых ниже словарных статей:

1. ЗАПАСТЍ. Общеслав. Преф.производное от пасти «беречь, хранить», вероятно, того же корня, что и питать (см.). См. пасти.

2. ЗАПАСТЍ, -сý, -сёт, прош. –пáс, -паслá, прич. действ. прош. запáсший, прич. страд. прош. запасённый, -ён, -енá, деепр. запáсши ◊ запасти [сьть], запасли [доп. сьль].

3. ЗАПАСТЍ, -сý, -сёшь; áс, -аслá; -сённый (-ён, -енá); сов., что и чего. Заготовить впрок. З. дрова или дров на зиму.ǁ несов. запасáть, -áю, áешь.



Задание 7.

Просклоняйте слова дитя в единственном числе.

И. п.




Р. п.




Д. п.




В. п.




Тв. п.




Пр. п.





Задание 8.

Определите грамматический род имен существительных.

Портье, тюль, какаду, салями, протеже, торнадо, мозоль, Туапсе, кашпо, цеце.

Задание 9.

Соотнесите трóпы с их определениями.


1. Ирония

А. Употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

2. Метонимия

Б. Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа.

3. Аллегория

В. Употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному с целью насмешки.

4. Метафора

Г. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления.

5. Гипербола

Д. Употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними.

Задание 10.

Почему в литературном языке нельзя (не рекомендуется) употреблять словосочетания типа экспонаты выставки, мемориальный памятник?

Задание 11.

Отметьте, какие из приведенных ниже прилагательных нельзя употреблять в сочетании со словом язык.

Абхазский, австрийский, аджарский, бельгийский, болгарский, бразильский, голландский, датский, канадский, румынский, португальский, шведский, швейцарский, шотландский, югославский.



ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

10 класс

Задание 1.

Поставьте ударения в словах.

Швея, премированный, сметливый, снадобье, теплиться, умерший, созыв, газопровод, истерия, оптовый.

Задание 2.

В черновом варианте романа «Евгений Онегин» в строфе, заканчивавшей «Письмо Татьяны к Онегину», были строки, не вошедшие в окончательный текст:

И думала: что скажут люди?

И подписала Т. Л.

Почему не каждый современный читатель сможет правильно прочитать эти строки?

Задание 3.

Укажите значения выделенных слов.

1. Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя (А. Пушкин. Деревня).

2. Татары, отбитые огнем, уходили за окоём (А.Н. Толстой.Петр Первый).

3. Терзая локоны седые, Безмолвно поражая грудь, В последний раз Гудал садится На белогривого коня. И поезд тронулся (М. Лермонтов.Демон).

4. Онегин с Ольгою пошёл; Ведет ее, скользя небрежно, И, наклоняясь, ей шепчет нежно Какой-то пошлый мадригал (А. Пушкин. Евгений Онегин).

5. Урну с водой уронив, об утёс ее дева разбила. Дева печально сидит, праздный держа черепок (А. Пушкин.Царскосельская статуя).

Задание 4.

Определите значение и происхождение фразеологизма «правая рука».


Задание 5.

Прочитайте приведённые ниже заголовки статей. Укажите способ их создания и восстановите оригинал, легший в основу заголовка.

1.

«Не так страшен Гафт, как его малюют» (Мир новостей, № 40, 2012 г.).



2.

«Стас Михайлов: финита ли комедия?» (Мир новостей, № 40, 2012 г.).

3.

«Осень: мне бы прочь от ОРВИ…» (Мир новостей, № 40, 2012 г.).


Задание 6.

Определите тип лингвистического словаря, из которого извлечена каждая из приведённых ниже словарных статей:

1.

ГОСТИНАЯ — ГОСТИНИЦА



ГОСТЍНАЯ, сущ., ж. 1. Комната в квартире для приёма гостей. Уютная гостиная. Войти в гостиную. Двери гостиной. □ Татьяна вслушаться желает В беседы, в общий разговор, Но всех в гостиной занимает Такой бессвязный, пошлый вздор. А. Пушкин. Евгений Онегин.

2. Общая комната для отдыха и беседы, приёма посетителей и т.п. в клубе, общежитии, гостинице, доме отдыха. Просторная гостиная.

3. Устар. Светский салон.

4. Обстановка, мебель для такой комнаты. Дорогая гостиная. Гостиная красного дерева.

ГОСТЍНИЦА, сущ., ж. Дом с меблированными комнатами для кратковременного пребывания в нём приезжающих. Комфортабельная гостиница.

СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ

Гостиная к а к а я (красного дерева, в стиле барокко);

к о г о (ч ь я), ч е г о (ч ь я) (моя, друзей, клуба);

д л я к о г о (для туристов).

2.


ГОСТЍНАЯ, -ой [сьть].

ГОСТЍНИЦА, -ы [сьть].

3.

ГОСТЍНАЯ, -ой, ж. Комната для приёма гостей, а также комплект мебели для такой комнаты.



ГОСТЍНИЦА, -ы, ж. Дом с меблированными комнатами для приезжающих. ǁ прил. гостиничный, -ая, -ое.

Задание 7.

«подсóлнечнаясéмечка» — «подсóлнечноесéмечко». Какой из вариантов соответствует нормам современного русского литературного языка? Обоснуйте свой выбор.



Задание 8.

Приведённые ниже слова объедините в словообразовательные цепочки или составьте одно словообразовательное гнездо.

Голосúсто, голосить, голос, отголосок, голосовать, заголосить, голосование, голосок, голосишко, голосистый, безголосый, проголосовать, проголосить, голосистость, подголосок.

Задание 9.

Определите грамматический род слов.

Конферансье, тюль, эму, салями, протеже, торнадо, мозоль, ГИБДД, Триполи, цеце.
Задание 10.

Прочитайте отрывок из романа И. А. Гончарова «Обломов». Главный герой Илья Ильич Обломов пишет письмо, допуская в нем однотипные ошибки. Найдите эти ошибки. Как их следует исправить?

«Квартира, которую я занимаю во втором этаже дома, в котором вы предположили произвести некоторые перестройки, вполне соответствует моему образу жизни и приобретенной вследствие долгого пребывания в сем доме привычке. Известясь через крепостного моего человека, Захара Трофимова, что вы приказали сообщить мне, что занимаемая мною квартира…» [Ч. I, гл. VIII].

Задание 11.

Выберите правильный ответ. Первой грамматикой русского языка, напечатанной на русском языке, стала:

1) «Российская грамматика» (1755) М. В. Ломоносова.

2) «Грамматика словенска» (1596) Л. Зизания.

3) «Русская грамматика» (1831) А. Х. Востокова.

4) «Грамматики словенскияправильное синтагма» (1619) М. Смотрицкого.



Задание 12.

Какими частями речи являются слова нá (нáте) и ну в приведенных ниже примерах? Что они обозначает?

1)

Нá (нáте) книгу.

2)


— Дай, пожалуйста, карандаш. — Нá.

3)


Все готово, ну, кажется, можно ехать.

Задание 13.

Переведите текст на современный русский литературный язык.

«Игорь к Дону вои ведет. Уже бо беды его пасет птицю по дубию; влъци грозу въсрожат, по яругам; орликлектом на кости звери зовуть, лисицибрешуть на чръленыя щиты. О Руская земле! уже за Шеломянемеси! Длъго ночь мръкнет. Заря свет запала, мъгла поля покрыла, щекот славийуспе, говор галичьубуди. Русичивеликая поля чрълеными щиты прегородиша, ищучи себе чти, а Князю славы. С зарания в пяткпотопташапоганыяплъкыПоловецкыя; и рассушясь стрелами по полю, помчашакрасныядевкыПоловецкыя, а с ними злато и паволокы и драгыяоксамиты» («Слово о полку Игореве»).

ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

11класс

Задание 1.

Поставьте ударения в словах.

Квартал, мусоропровод, кладовая, ворожея, бомбардировать, герба (род.п., ед. ч. от герб), иконопись, дремота, кухонный, вертящий.

Задание 2.

Укажите значения выделенных слов.

1. При проезде через лес по оставшемуся кое-где прáховому снегу с расплывшими следами, он радовался на каждое свое дерево (Л. Толстой. Анна Каренина).

2. «Иностранных обычаев и в платье перемен никаких не вводить… иноземцев выбить из России вон и немецкую слободу, геенну, прéлесть, — сжечь!» (А.Н. Толстой.Петр Первый).

3. С другими Балага рядúлся, брал по двадцати пяти рублей за двухчасовое катанье, и с другими только изредка ездил сам, а больше посылал своих молодцов (Л. Толстой.Война и мир).

4. — Но должников не согласúл к отсрочке: Амуры и зефиры все распроданы поодиночке!!! (А. Грибоедов. Горе от ума).

5. Что ж, хозяин, одевайся, В путь-дорогу отправляйся; Три денька ведь уж прошло: Завтра срочное число (П. Ершов. Конёк-горбунок).



Задание 3.

Определите значение и происхождение фразеологизма «пáче чáяния». К каким частям речи относятся слова в данном фразеологизме?

Задание 4.

Объясните рифмовку выделенных слов в приведенном отрывке из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

В свою деревню в ту же пору

Помещик новый прискакал

И столь же строгому разбору

В соседстве повод подавал.

По имени Владимир Ленский,

С душою прямо геттингенской

Задание 5.

Прочитайте приведённые ниже заголовки статей. Укажите способ их создания и восстановите оригинал, легший в основу заголовка.

1.«За матрёшку обидно…» (Аргументы и факты, № 40, 2012 г.).

2.«Поднять нельзя оставить» (Аргументы и факты, № 40, 2012 г.).

3.«Свои миллионы ближе к телу» (Мир новостей, № 41, 2012 г.).

4.«Не ходите, дети, в Сети!» (Комсомольская правда, 01. 10. 2012 г.).

Задание 6.

Определите тип лингвистического словаря, из которого извлечена каждая из приведённых ниже выдержек:

1.«В словарных статьях обычно содержатся сведения о том, исконно или заимствованно данное слово; как и на базе чего оно возникло (и / или каким словам родственно); откуда и когда пришло в русский язык, если оно неисконное; какой признак был положен в основу названия или почему данная реалия получила именно такое имя…».

2.«…В одно гнездо объединяются слова, имеющие внешнее сходство, общий отрезок, общую часть — корень, который выступает в них как носитель общего для всей семьи слов значения».

3.«…Словарь… ставит своей задачей отражение норм, реализующихся в устной речи».

4.«Задача «Словаря…» состоит в том, чтобы на основе сопоставления семантики однокоренных слов, составивших в настоящем издании словарную статью, с учетом действующих литературных норм выяснить особенности сочетаемости этих слов и, следовательно, основные правила их употребления в современном русском литературном языке».

Задание 7.

Определите грамматический род слов.

Кутюрье, тюль, хúнди, кольрáби, протеже, торнадо, мозоль, МИД, Душанбе, авеню.

Задание 8.

Известно, что письмо за свою историю претерпело несколько этапов развития. Укажите последовательность этих этапов.

1) буквенно-звуковое письмо (графический знак, как правило, обозначает отдельный звук речи);

2) идеографическое письмо (графический знак в виде условного изображения или отвлеченного рисунка служит символом, знаком понятия, передает значение, которое стоит за словом, а не его звучание);

3) «предметное» письмо (каждый предмет что-либо символизирует);

4) слоговое письмо (графический знак служит для передачи слога);

5) пиктографическое письмо (графический знак в виде рисунка или условного изображения служит для передачи содержания речи — жизненной ситуации, событий, связанных с живыми существами, вещами и т. д., но не отражает языковых форм: фонетических и грамматических).



Задание 9.

Кто из русских учëных-лингвистов создал знаменитую «теорию трëх штилей»?

А) В.К. Тредиаковский; Б) М.В. Ломоносов; В) А.Х. Востоков; Г) Ф.И. Буслаев; Д) В.В. Виноградов.



Задание 10.

Переведите текст на современный русский литературный язык.

«Ярославна рано плачет в Путивле на забрале, аркучи: о ветре! ветрило! чему Господине насильно вееши? Чему мычеши Хиновьскыя стрелкы на своею нетрудною крилцю на моея лады вои? Мало ли тибяшеть горе под облакы веяти, лелеючи корабли на сине море? Чему Господине мое веселие по ковылию развея? Светлое и пресветлое слънце! всем тепло и красно еси. Чему Господине простре горячюю свою лучю на ладе вои, в поле безводнее жаждею им лучи съпряже, тугою им тулизатче?» («Слово о полку Игореве»)



Задание 11.

Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: вкус, звук, лежбище, неделя, скорняк.

Современное членение

Историческое членение







.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница