"Школьная газете как способ самореализации подростков"



Скачать 170.62 Kb.
Дата23.07.2016
Размер170.62 Kb.
ТипРеферат




Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы

"Школа с углубленным изучением английского языка № 1285"

Всероссийский конкурсе проектных и исследовательских работ

учащихся «Горизонты открытий -2016»

Направление- Проектные и исследовательские работы в области литературоведения, лингвистики и журналистики.

Вид работы - исследовательская работа
Тема: "Школьная газете как способ самореализации подростков"


Авторы: Астапенко Алиса Сергеевна,

Саарян Нарек Валерьевич,

учащиеся 8 класса Б

Руководитель работы: Кабак Наталья Викторовна,

учитель русского языка и литературы, магистр

Клинкова Екатерина Александровна, психолог

Москва


2016

Содержание

1. Введение 3-4

2. 1 глава «Организация школьной редакции газеты «Маяк» и распределение в ней обязанностей» 5-7

3. Глава 2 «Процесс самореализации подростков в деятельности занятия журналистикой» 8-11

4. 3 глава «Определение эффективных форм для самореализации

юных журналистов» 12-13

5. Заключение 14

6. Список литературы 15

Введение.

В наше время информационного бума школьная газета является необходимым инструментом для создания активных коммуникаций. Первоочередной задачей школьной газеты является обмен новостями, успехами и достижениями, актуальными проблемами, установление более тесных связей внутри коллектива школы.

Однако школьная газета является также социально-психологическим инструментом, связанным с самореализацией школьника. Школьная газета играет большую роль в жизни издающих её подростков.

В ходе работы над школьной газетой мы заметили ее влияние на самореализацию подростков, увидели появляющиеся в наших сверстниках интерес к жизни и стремление познать новое. Школьная газета - уникальная возможность для подростка максимального использования ресурсов для полной самоактуализации, этим и определяется актуальность нашего исследования.



Цель работы: значение участия в школьной редакции в самореализации подростков.

Задачи:

1. Изучить особенности организации школьной редакции газеты «Маяк».

2. Описать процесс самореализации подростков в деятельности занятия журналистикой.

3. Определить эффективные формы для самореализации юных журналистов.

В ходе исследования мы руководствовались следующим планом действий:

1. Поиск теории о процессе самореализации подростков.

2. Поиск информации о школьных газетах на сайтах ГБОУ.

3. Анализ имеющейся информации, выдвижение гипотезы, формулирование цели и задач, планирование предполагаемого результата.

4. Подбор методик и проведение анкетирования.

5. Анализ результатов исследования.

При работе над темой определилась основная проблема: в школе недостаточно времени отводится на саморазвитие у подростков, налаживание дружеских отношений со сверстниками. Проведенное анкетирование показало, что семиклассникам и восьмиклассникам важно, чтобы их воспринимали как независимую личность, поддерживали их стремление к выражению собственных взглядов и собственной жизненной позиции.

Новизной исследования является то, что авторы этой работы предприняли попытку посмотреть на школьный проект «Газета» с точки зрения саморазвития подростков.

В начале исследования мы придерживались следующей гипотезы: мы предполагаем, что участие в школьной редакции позволяет подростку развить в себе такие качества, как: ответственность, дисциплинированность, коммуникабельность, - сформировать профессиональные навыки журналиста.

В качестве материала исследования мы использовали различные источники по психологии, Интернет-ресурсы по школьным издательствам, справочники.

Основными методами являются сравнительно-описательный, теоретический, анкетирование.

Предмет исследования: процесс самореализации подростков

Объект исследования: участие в работе школьной редакции газеты «Маяк» Практическая значимость заключается в презентации газеты на родительском собрании, собрании актива старшеклассников, использовании материалов исследования в телепрограмме по данной теме, в проведении семинара для юных журналистов.

1 глава.

Организация школьной редакции газеты «Маяк» и распределение в ней обязанностей.

Практически в каждой школе имеется собственная газета. В ней описываются события, произошедшие в течение месяца, интересные проекты и научные факты. Большинство школьных издательств специализируются в определенной сфере науки в зависимости от профиля школы. В нашей школьной газете «Маяк» мы постарались представить разностороннюю информацию, что и отличает нас от других школьных газет Северо-Западного округа Москвы. Нами был проведён мониторинг содержания школьных издательств, в ходе которого изучались представленные на сайте государственных общеобразовательных учреждений газеты. Так, мы заметили, что школы с углубленным изучением предметов выбирают основным в газете освещение интересных фактов в той области, в которой они специализируются. Кроме того, статьи носят описательный характер, жанры представлены узко: обзор, заметки, подведение итогов. Мы же, несмотря на то, что у нас школа с углубленным изучением английского языка, используем статьи разных жанров и тематик. В нашей газете вы найдете информационные заметки, интервью с интересными личностями школы, психологические тесты и дискуссии. Это позволяет посмотреть на газету не только как на школьный проект, но как на путеводитель для школьника.

Для того, чтобы подросток мог реализовать свои способности, мы смогли создать такую систему сотрудничества, в которой каждый может найти себя, раскрыть собственные интересы, получить удовлетворение от результативности своей деятельности. Так, изучая увлечения членов редакции, мы выяснили, что юные журналисты в основном успешные ученики, они разносторонне развиты и усердны. В приведенной таблице можно увидеть, что интересы в подростковом возрасте имеет существенные гендерные различия. Если мальчиков больше привлекает информатика, спорт, кино, то девочек - психология, музыка, история.

Сфера

Мальчики

Девочки

Возраст:

13-15.

13-15

Предпочтения в рубрике:

Спорт,

современные технологии,

кинофильмы.


История,

природа,

психология.


Увлечения:

Спорт,

программирование,

науки.


Рисование,

музыка,


спорт,

обществознание.



Любимый предмет:

Математика (36%),

Информатика (27%),

английский язык (18%),

химия (10%),

физика (9%).


Химия (11%),

Биология (21%),

русский язык (20%),

литература (39%),

английский язык (9%).


Успеваемость (средний балл)

3.5-4.5.

4-5.

Ответственные за работу определенного отдела периодически меняются, потому что ребятам хочется попробовать себя в разных сферах, и не зависеть от человеческих факторов. По этой причине были организованы семинары по обучению в программе «Photoshop» и создания газеты. Эти занятия ведет куратор курса «Журналистики» и учащийся восьмого класса. Так осуществляется преемственность в обучении, которая помогает развивать лидерские качества у подростка. Также сформированное сотрудничество между взрослыми и детьми обеспечивает успешность самореализации подростков.

В ходе работы над проектом школьной газеты определилась ее структура, которую видно в таблице.



Отдел:

Постоянные рубрики:

Отдел информации:

«Короткие новости»,

«Интересные люди».



Отдел культуры:

«Проба пера»,

«Знаменательные даты»,

«Отдыхаем с пользой»,

«Свет, камера, мотор!».



Отдел спорта:

«Быстрее, выше, сильнее!».

Отдел науки:


«Великие за партой»,

«Репортаж с урока».



Отдел политики:

«Дискуссионный клуб».

Отдел психологии:

«А знаете ли вы, что…».

Данная структура помогает проявить способности школьников в разных жанрах: аналитическая статья, заметка, отчет, обозрение, рецензия, комментарий, репортаж, эссе, интервью- и освоить разнообразие тематик.

Исследуя творческую самореализацию подростков в занятии журналистикой, мы выявили, что 90% нравится участвовать в создании газеты, 100% повышается самооценка, когда они видят свою статью в газете, 85% предпочитают брать интервью, им доставляет удовольствие чувствовать себя журналистом, 100% видят себя в будущем известными журналистами. Бесспорно, в такой деятельности, как создание школьной газеты, предполагает стремление к лидерству, самосовершенствованию и активной жизненной позиции. Поэтому в следующей главе мы рассмотрели процесс самореализации подростков школьной редакции.




Глава 2

Процесс самореализации подростков в деятельности занятия

журналистикой

Для определения личностных качеств участников нашей редколлегии мы провели тестирование, результаты которого можно увидеть в таблице.



Респонденты

ориентации во времени

Ценности

Взгляд на природу человека

потребность в познании

Стремление к творчеству или креативность


Автономность


Спонтанность


Самопонимание


Аутосимпатия


Контактность

Гибкость в общении

1

60%

73%

40%

60%

66%

40%

40%

45%

40%

70%

60%

2

90%

70%

45%

90%

75%

35%

40%

30%

60%

46%

30%

3

70%

53%

20%

80%

30%

66%

73%

50%

60%

53%

60%

4

70%

60%

80%

70%

60%

45%

25%

40%

20%

40%

40%

5

40%

40%

40%

60%

66%

80%

86%

50%

66%

60%

60%

6

50%

80%

40%

50%

50%

40%

50%

35%

60%

55%

60%

7

80%

73%

50%

90%

90%

20%

33%

50%

20%

60%

40%

8

30%

40%

10%

50%

53%

53%

30%

30%

53%

40%

60%

9

90%

30%

20%

100%

53%

53%

60%

30%

40%

60%

60%

10

70%

53%

20%

80%

30%

66%

73%

50%

60%

53%

60%

Средние значения по выборке

59%

57,2%

36,5%

73%

57,3%

49,8%

51%

4%

47,9%

53,7%

53,7

У большинства респондентов высокоразвита потребность в познании, что характерно для самоактуализирующейся личности, всегда открытой новым впечатлениям. Эта шкала описывает способность к бытийному познанию - бескорыстную жажду нового, интерес к объектам, не связанный прямо с удовлетворением каких-либо потребностей. Такое познание, по мнению Маслоу, более точно и эффективно, поскольку его процесс не искажается желаниями и влечениями, человек при этом не склонен судить, оценивать и сравнивать. Он просто видит то, что есть и ценит это.

Также будущие журналисты набрали высокий балл (более 50%) по шкалам:

- ориентации во времени, что говорит о том, что они живут настоящим, не откладывая свою жизнь на «потом» и не пытаясь найти убежище в прошлом. Высокий результат характерен для лиц, хорошо понимающих ценность жизни «здесь и теперь», способных наслаждаться актуальным моментом, не сравнивая его с прошлыми радостями и не обесценивая предвкушением грядущих успехов;

- ценностей. Высокий балл по этой шкале свидетельствует, что подросток разделяет ценности самоактуализирующейся личности, к числу которых относятся такие, как истина, добро, красота, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство, свершения, справедливость, порядок, простота, легкость без усилия, игра, самодостаточность. Предпочтение этих ценностей указывает на стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, далекое от желания манипулировать ими в своих интересах.

-стремление к творчеству или креативность, что является непременным атрибутом самоактуализации, которую попросту можно назвать творческим отношением к жизни.

- спонтанность. Это качество, вытекающее из уверенности в себе и доверия к окружающему миру, свойственных самоактуализировавшимся людям. Высокий показатель по шкале спонтанности свидетельствует о том, что самоактуализация стала образом жизни, а не является мечтой или стремлением.

- контактности. Что подразумевает высокую общительность личности, ее способность к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими. Контактность понимается не как уровень коммуникативных способностей личности или навыки эффективного общения, но как общая предрасположенность к взаимно полезным и приятным контактам с другими людьми.

- гибкости в общении, что соотносится с наличием или отсутствием социальных стереотипов, способностью к адекватному самовыражению в общении. Высокие показатели свидетельствуют об аутентичном взаимодействии с окружающими, способности к самораскрытию. Люди с высокой оценкой по этой шкале ориентированы на личностное общение, не склонны прибегать к фальши или манипуляциям, не смешивают самораскрытие личности с самопредъявлением - стратегией и тактикой управления производимым впечатлением.

Большинство подростков набрали низкий балл (менее 50%) по шкалам:

- Взгляд на природу человека. Эта шкала описывает веру в людей, в могущество человеческих возможностей. Низкий показатель может интерпретироваться как сложности в налаживании искренних и гармоничных межличностных отношений, недоверие к людям, предвзятость в отношениях, недоброжелательность, так же связанная с недоверием.

-автономность, по мнению большинства психологов, является главным критерием психического здоровья личности, ее целостности и полноты. Это понятие тяготеет к таким чертам, как жизненность и самоподдержка. Низкие показатели по этой шкале свидетельствуют об отсутствии автономности личности, зависимости от мнения других. Неумении находить и использовать внутренние ресурсы.

-самопонимание. Низкий балл по шкале самопонимания свойственен людям неуверенным, ориентирующимся на мнение окружающих.

- аутосимпатия - естественная основа психического здоровья и целостности личности. Низкие показатели имеют люди невротичные, тревожные, неуверенные в себе.

Мы предполагаем, что низкие показатели по данным шкалам связаны с особенностями и сложностями подросткового возраста.

3 глава.



Определение эффективных форм для самореализации

юных журналистов.

Самореализация подростков является основной задачей проекта газеты "Маяк". Стимулируя участников редакции, мы предлагаем разнообразные формы реализации духовно-познавательных запросов подростков.

Информационное пространство для журналистов – сайт 1sg.ru, где зарегистрирован сайт издательства нашей школьной газеты «Маяк». Пространство «1sg.ru» используется для публикации нашей газеты, а также для предоставления информации о нашем проекте.

Основная цель пространства – взаимодействие юных журналистов между собой и читательской аудиторией. Каждый участник редакции газеты получил доступ к этой группе на сайте и возможность публиковать свои статьи, которые также обсуждаются на общих сборах кружка. В группе согласуются статьи, входящие в газету. Кроме того, авторы имеют возможность получать обратную связь от читателей. Если статья получает хорошие отзывы, то она автоматически поступала в печать. Лучшие статьи награждаются дипломами от лица администрации сайта. /storage/emulated/0/.polaris_temp/image1.jpeg/storage/emulated/0/.polaris_temp/image2.png

Ресурс позволяет подтвердить авторство статей, разместить свидетельства о публикации.

Для мобильности и оперативности решения вопросов в социальной сети «ВКонтакте» https://vk.com/ была создана группа Маяк, где происходят дискуссии и обсуждения на разные темы.

Таким образом, отрабатываются навыки эффективной самореализации, умения ставить цели и задачи, искать варианты решений и создаются условия для развития творческой личности./storage/emulated/0/.polaris_temp/image6.png

Заключение.

В процессе написания работы были изучены этапы и особенности организации школьной газеты «Маяк», основным отличием которой является разносторонняя подача информации. При создании газеты используются статьи, основанные на разных жанрах и тематиках. Кроме того, для выявления сферы, в которой каждый журналист хотел бы поучаствовать, был проведен опрос, по результатам которого была сформирована структура рубрик газеты и дальнейшая форма работа редакционной коллегии.

Школьная газета «Маяк» наглядно показала свою значимость в процессе самореализации подростков, создавая идеальную среду для развития потенциала личности, ее творческой свободы, социально-коммуникативных навыков. У самоактуализирующейся личности должна быть развита потребность в познании. Школьная газета обеспечивает ее реализацию, прежде всего, через знакомство с основами журналисткой деятельности, навыками поиска и обработки информации, умением общаться с различными людьми.

В ходе проекта были определены эффективные формы для самореализации юных журналистов. Описаны информационные ресурсы: сообщество «Маяк» в социальных сетях, информационное пространство 1sg.ru - для активного взаимодействия между всеми участниками журналисткой деятельности в процессе создания газеты, написания статей, заметок и публикаций и получения обратной связи.

Одним словом, подтвердилась гипотеза, что участие в школьной редакции позволяет подростку развить в себе такие качества, как: ответственность, дисциплинированность, коммуникабельность, - сформировать профессиональные навыки журналиста.

Думается, что работа будет интересна для всех участников образовательного процесса: учеников, учителей, родителей.



Познакомиться с газетой «Маяк» можно по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/AHXq/CqHh6fAVu 

Список литературы:

  1. https://1sg.ru

  2. https://ru.wikipedia.org/

  3. www.vk.ru

  4. А. Маслоу, Мотивация и личность, СПб: Евразия, 1999.

  5. Аверин В. А., Психология личности, Уч. Пособие, СПб, Изд-во Михайлова В.А. 1999

  6. Корконосенко С. Г. Основы журналистики. — М.: Аспект Пресс, 2001.






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница