Шеховцов Виктор Афанасьевич




Скачать 52.29 Kb.
Дата13.06.2016
Размер52.29 Kb.
Парламентаризм и выборы в Российской Федерации и ее субъектах

Шеховцов Виктор Афанасьевич,

профессор Юридической школы ДВФУ,

Заслуженный юрист Российской Федерации
Становление российского парламента было многоэтапным, противоречивым, драматичным процессом и в условиях царского самодержавия, и в советский период нашей истории.

Царизму не нужна была реальная представительная и законодательная власть, поэтому проекты создания в Российской империи парламента отвергались, в результате России отстала в государственном и общественном развитии. Вместе с тем очевидно, что существовавшие в разные исторические эпохи формы народовластия (Народное вече, Земские соборы), определенные элементы их структуры, организационно-правовые формы работы, процедурные правила, часть накопленного опыта были использованы в процессе создания царской Государственной думы, Съездов народных депутатов и Верховных Советов СССР и РСФСР. В организации и деятельности современных парламентов нашей страны также видны корни, уходящие в глубь отечественной истории.

Парламентаризм как система государственного руководства обществом, которая характеризуется разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную при существенной политической и идеологической роли парламента, не устраивал и монархистов, и большевиков. Примечательны позиции полярных по миропониманию, однако единодушно отвергающих идеи парламентаризма мыслителей – К.П. Победоносцева и В.И. Ленина. Первый, апологет царизма, в начале XX века в работе «Великая ложь нашего времени» писал: «Выборы никоим образом не выражают волю избирателей. Представители народные не стесняются нисколько взглядами и мнениями избирателей, но руководятся собственным произвольным усмотрением и расчетом…Министры в действительности самовластны…парламент есть учреждение, служащее для удовлетворения личного честолюбия и тщеславия и личных интересов представителей». Второй, разрушитель самодержавия, полагал, что суть буржуазного парламентаризма заключается в том, чтобы «раз в несколько лет решать, какой член господствующего класса будет подавлять, раздавлять народ в парламенте», «в парламентах только болтают со специальной целью надувать «простонародье».

Известно, что ультраправые и ультралевые деятели порой сходятся в оценках, однако поражает степень единомыслия. Можно спорить или соглашаться с их позицией, однако история и практика свидетельствуют, что без легитимного и эффективно работающего законодательного и представительного органа – парламента демократическое процветающее государство немыслимо. Действительно, недостатки свойственны и каждому человеку, и всем без исключения учреждениям, поэтому необходимо выявлять и устранять огрехи в парламентской работе, а также отстранять от власти недостойных парламентариев.

Первым, в определенной степени неудачным этапом строительства отечественного парламента стало создание в начале XX века Государственной думы, однако ее зависимость от императора и Государственного Совета, ужесточение избирательного законодательства, глубокие противоречия между декларируемыми целями и реальной политикой не позволили создать в условиях российского самодержавия настоящий парламент.

В октябре 1917 года был установлен политический режим, отрицавший парламентскую демократию. Идея учреждения Советов как полновластных органов народного представительства имеет немного изъянов, но трагизм ситуации заключался в том, что Советы народных депутатов стали марионетками в руках всевластной партийно-государственной номенклатуры.

Второй этап становления отечественного парламента начался четверть века назад. Конституционная реформа Союза ССР 1 декабря 1988 года учредила два органа государственной власти: высший – Съезд народных депутатов и постоянно действующий Верховный Совет СССР. Весной 1989 года впервые проводились выборы на альтернативной основе. В результате страна увидела неравнодушный, деятельный Верховный Совет Союза ССР. На продолжительных сессиях, в постоянно работающих комитетах и комиссиях народные депутаты всесторонне прорабатывали и решали актуальные проблемы. Парламентские механизмы, организационно-правовые формы работы, процедуры создавались в трудах и спорах.

В союзных республиках также проводились реформы. Активное участие в создании республиканского парламента приняли избранные в 1990 году народные депутаты РСФСР. Верховные Советы СССР и России обретали черты парламента. Формировались парламентские характеристики, свидетельствующие о развитии парламентаризма, - представительство, постоянно оплачиваемая работа депутатов, их определенный социальный статус, задачи и полномочия, круг дел, формы, методы и стиль работы. Итоги преобразований подвела Конституция Российской Федерации 1993 года.

Как известно, в России, как и в любом федеративном государстве, существует двухуровневая парламентская система, которая состоит из Федерального Собрания – парламента РФ и законодательных органов субъектов Российской Федерации. Региональный (субъектный) федерализм – это система организации и деятельности органов государственной власти в субъектах РФ на основе принципа разделения властей при существенной политической и идеологической роли парламента.

Анализ законодательства и практической деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации приводит к выводу: типичные характеристики парламента, такие, как выборность, представительный характер, осуществление законодательной власти, постоянный характер деятельности, многопартийность, коллегиальность в принятии решений достаточно полно раскрыты в их конституционно-правовом статусе.

Однако исследователи отмечают, что основной особенностью региональных законодательных (представительных) органов государственной власти, отличающей их от парламентов классического типа, является то, что не все депутаты профессионально осуществляют свою деятельность на постоянной основе, что значительно снижает качество работы народных избранников. Среди причин такого положения называют большие расходы из соответствующего регионального бюджета на содержание депутатов профессионалов.

Одной из проблем работы парламентов Российской Федерации является оптимизация, необходимость в некоторых случаях увеличения численного состава указанных органов, что позволит обеспечить высокий уровень их работоспособности и более полное представительство в этих органах государственной власти интересов граждан.

Формирование парламентов регионов осуществляется в соответствии с Конституцией России и федеральным законодательством. Конституции (уставы), законы субъектов РФ в развитие основополагающих принципов и норм устанавливают наименование регионального парламента, численный состав, срок полномочий депутатов, вид избирательной системы, условия осуществления активного и пассивного избирательного права.

Законодательные (представительные) органы государственной власти во всех дальневосточных субъектах Российской Федерации избираются народом на периодических выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом в большинстве дальневосточных регионов (за исключением Амурской области) выборы проводятся с применением смешанной (пропорционально-мажоритарной) избирательной системы. Не менее половины депутатского корпуса избирается по пропорциональной системе, а остальные депутаты – по правилам мажоритарной избирательной системы относительного большинства по одномандатным округам (Республика Саха (Якутия), Камчатский, Приморский и Хабаровский края, Магаданская и Сахалинская области, Еврейская автономная область), либо по многомандатным избирательным округам (Чукотский автономный округ).



Региональные парламенты Российской Федерации прошли сложный двадцатилетний путь становления и развития, в их организации и деятельности реализуются конституционные принципы народовластия и политико-идеологического многообразия.




База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница