Семья является одной из главных ценностей современного общества. Она играет особую роль в жизни человека. Ведь изначально именно семья занимается его воспитанием




Скачать 32.64 Kb.
Дата20.07.2016
Размер32.64 Kb.
Введение

Семья является одной из главных ценностей современного общества. Она играет особую роль в жизни человека. Ведь изначально именно семья занимается его воспитанием. И от того, как и в какой семье воспитан человек, зависит то, как он будет в дальнейшем строить свою собственную семью и свое поведение в обществе. Именно этим высоким социальным статусом семьи объясняется прежде всего актуальность исследований по этой теме. Современные исследователи отмечают, что "в сложном потоке социальных трансформаций глобальные процессы в изменении института семьи приобретают важное и самостоятельное значение". Высказывается обеспокоенность, что в наши дни " семья перестает быть тем институтом, где закладываются основы гражданской культуры и социальной ответственности подрастающего поколения". И вывод- без выработки эффективной семейной политики невозможно стабильное и устойчивое развитие российского общества. При этом подчеркивается, что "всесторонний анализ современных явлений и процессов, по мнению социологов и демографов, предполагает изучение их исторического прошлого". Это означает необходимость осмысления тех норм и традиций, на которые опирались семьи наших предков. Иными словами, понять, каковы были нравы минувших эпох, то есть обычаи, имеющие нравственное значение. Ведь "понятие "нравы" характеризует все те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке".

Конечно, современная семья весьма существенно отличается от семьи XVII века, жизнь в которой во многом определялась указаниями "Домостроя". Но и сегодня иногда можно услышать, что в некоторых семьях отношения строятся по «домостроевским» правилам. Причем произносится это с явным осуждением. А так ли уж плохи были семьи, которые отличались подчеркнутым уважением детей к родителям и беспрекословным выполнением их требований. Или то, что мужчина, являясь главой семейства, нес особую ответственность за судьбу всех членов своей семьи. Мне стало интересно, а как современники оценивали и описывали нравственную атмосферу, царившую в русских семьях XVII столетия. Я решила подробнее разобраться, насколько точны описания взаимоотношений в русской семье в сочинениях иностранцев, которые посещали Россию в тот период, а также, какими должны были быть отношения в русской семье по «Домострою» и как оценивали отечественные историки свидетельства иностранцев.

Цель моего исследования - дать характеристику описания нравственных устоев русской семьи в сочинениях современников.

Поставленная цель потребует решения следующих задач:

1) Раскрыть особенности изучения темы «нравы русской семьи XVII века» в отечественной историографии.

2)Изложить основные правила взаимоотношений и нравственные устои в русской семье, по «Домострою».

3)Провести сравнительный анализ описания нравов русской семьи в сочинениях Адама Олеария «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно», Августина Мейерберга «Путешествие в Московию» и Григория Котошихина «О России в царствование Алексея Михайловича».



В своем исследовании я опиралась на следующую литературу:

  • Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI – XVII столетиях.

Эта работа была задумана историком, как «очерк прошедшей русской жизни во всех ее видах». При ее написании автор использовал многочисленные отечественные и иностранные источники. Книга содержит обширный материал о быте и нравах русских людей, живших три столетия назад.

  • Ключевский В.О. Сказания иностранцев о Московском государстве.

Этот труд привлек мое внимание тем, что в нем содержится критический анализ сочинений иностранных авторов, в которых дано описание различных сторон жизни Московского государства.

  • Книга, именуемая Домостроем.

Этот литературный памятник, возникший в XV веке, представляет собой сборник правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, хозяйственные и религиозные вопросы. Авторство окончательного текста приписывается духовному наставнику Ивана IV- протопопу Сильвестру.

  • Олеарий Адам «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно».

  • Мейерберг Августин «Путешествие в Московию».

Записки иностранцев, посещавших Московское государство в средние века, интересны тем, что они представляют собой как бы взгляд со стороны на русскую действительность, быт и нравы русских людей, хотя и не всегда вполне объективный.

Григорий Карпович Котошихин был писцом, а затем подьячим посольского приказа в Москве. Сошедшись со шведским посланником в Москве, Котошихин начал снабжать его ценными сведениями, затем бежал в Польшу. В начале 1666 года оказался на шведской службе, где по заказу шведского правительства написал свой труд о России. Указанные в нем сведения довольно точны, хотя и носят несколько предвзятый характер. О быте и нравах русских людей говорится в 13-ой главе сочинения Котошихина.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница