Сделать первые шаги в этом направлении и призвана настоящая статья



Скачать 93.49 Kb.
Дата02.04.2016
Размер93.49 Kb.
А. М. ГОРЬКИЙ О ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ
В гуманистической программе творчества А. М. Горь­кого значительное место занимает вопрос о воспитании молодежи. Многочисленные высказывания писателя о за­дачах коммунистического воспитания, обращения к юно­шам и девушкам Страны Советов составили содержание тома «М. Горький. О молодежи»1, куда вошли и выступле­ния Горького о роли литературы в воспитании строителей нового мира. Однако исчерпывающего освещения эта те­ма в названном сборнике не получила. Вне поля зрения составителей остались многие мысли основоположника советской литературы о книгах для молодежи, большая часть его переписки с руководителями комсомола, ряд конкретных высказываний о тех или иных изданиях для молодежи. Не восполняет этот пробел и сборник «М. Горький. О детской литературе», название и назначе­ние которого исключает разговор о литературе для рабо­чей, крестьянской и студенческой молодежи.

Между тем выявить всю совокупность взглядов писа­теля на литературу для молодежи представляет извест­ный теоретический (с точки зрения эстетической позиции писателя) и практический интерес.

Сделать первые шаги в этом направлении и призвана настоящая статья.

«Наша цель,— писал Горький Р. Роллану в марте 1917 года,— внушить молодежи любовь и веру в жизнь. Мы хотим научить людей героизму. Нужно, чтобы человек по­нял, что он творец и господин мира, что на нем лежит от­ветственность за все несчастья на земле и ему же принад­лежит слава за все доброе, что есть в жизни»2.

Перед литературой, по мысли Горького, «встают ги­гантские задачи: отразить современную жизнь во весь ее рост, в ее небывалом виде, отразить человека, который хочет перестроить весь мир»3.

Требование отразить жизнь «во весь ее рост», впервые прозвучавшее на вечере рабочей молодежи Москвы в 1928 году, было конкретизировано писателем тремя года­ми позже на широко известной встрече с участниками ли­тературной группы «Комсомольской правды». Простой перечень названных Горьким на этой встрече вопросов (интернациональная тема, история фабрик и заводов и их людей, молодой крестьянин на заводе, женщина при со­циализме, наступление социализма по всему фронту, со­циалистическое соревнование, новое студенчество и т. д.) позволяет понять, что Горький ратовал за самое широ­кое отражение жизни в книгах для молодых читателей.

Среди обилия тем известное место занимает собствен­но молодежная проблематика. Не отрицая одного из воз­можных направлений литературы — произведений о жиз­ни молодежи, Горький энергично высказывался против ухода в мелкий быт (книги Л. Гумилевского, П. Романо­ва, Н. Богданова), против попыток изображать молодежь вне той огромной созидательной жизни, которой жила страна. «Не тем характерны и не тем интересны и значи­тельны вы, что в вас есть отзвуки прошлого, а тем, что в настоящем вы являетесь творцами новой действитель­ности»4,— подчеркивал писатель, обращаясь к творчес­кому активу «Комсомольской правды».

Критикуя «молодежную» литературу за отсутствие ин­тереса к позитивным изменениям в «молодежной среде, за юношеский изоляционизм», Горький не мог не разде­лить мысль Генерального секретаря ЦК ВЛКСМ тех лет А. В. Косарева, утверждавшего, что молодым писателям «необходимо расширить тематику, выйти за пределы тем о молодежи; понятно, это не исключает необходимости писать и о молодежи, но все же попробуйте хватить и че­рез эти пределы. Может показаться странным, что пред­ставитель комсомола... советует не ограничиваться моло­дежной тематикой. Удивляться не приходится, так как в этом есть острая необходимость, так как комсомол заин­тересован в росте молодых писательских кадров»5.

В неопубликованном письме А. В. Косареву (1934 г.) Горький назвал эту речь комсомольского вожака «дель­ной и нужной»6.

Зафиксированное документами Архива Горького ак­тивное общение писателя с комсомольскими руководите­лями в канун и во время X съезда ВЛКСМ дает все осно­вания полагать, что целый ряд положений, выдвинутых на этом форуме молодежи, шел прямо от Горького. В частности, очень близка к горьковской речи 1931 года мысль главного редактора «Комсомольской правды» 1936 года В. М. Бубекина о том, что «все темы нам близки и нужны!.. Только при одном условии: если эти темы наши и книги хорошо написаны. Пишите о стариках, о детях, пишите о стройке, пишите о путешествии на Луну — о чем хотите, только дайте добросовестную книгу, которая рас­ширяла бы наш кругозор, прививала нам художественные вкусы, помогала нам понимать жизнь и давала молодому современному человеку жизненные примеры, на которых бы он учился жить, работать и бороться»7. Не случайно выступление Бубекина на X съезде комсомола кончалось прямой ссылкой на авторитет великого пролетарского пи­сателя: «Темы произведений, волнующих молодежь, мно­го раз назывались А. М. Горьким»8.

К сожалению, В. М. Бубекин не стал расшифровывать этих тем и направлений. Попробуем, опираясь на горьковские высказывания, сделать это.

В первую очередь, речь идет о произведениях, показы­вающих человека-творца, преобразователя жизни и соз­дателя новой действительности (книги М. Шолохова и Л. Леонова, А. Толстого и А. Фадеева, А. Макаренко и К. Тренева).

Уже в 30-е годы Горький наметил пути художественно­го решения ставшей в наши дни остро актуальной пробле­мы человека и природы. Переписка с М. М. Пришвиным и статья «О М. М. Пришвине» показывают, что осново­положник метода социалистического реализма отлично понимал как проблему подчинения природы человеку, так и необходимость сохранения окружающей среды, бе­режного и любовного к ней отношения, ее облагоражива­ющего воздействия на людей. Книги Пришвина и Арсеньева не раз назывались Горьким как образцы «молодеж­ной» литературы.

Не менее актуальны и горьковские наблюдения по проблеме человек и техника. В письме В. М. Бубекину Горький утверждал: «Поэтизация техники, ее фантасти­ка, ее романтика — это как раз то, что надобно нашей мо­лодежи»9. Ни одна книга, написанная о технике для молодежи, не прошла мимо внимания Горького: от более чем скромных «Технических рассказов» Б. Агапова до книг М. Ильина. При этом, чуждый технократизму, писатель всегда ратовал за то, чтобы видеть за техникой ее созда­телей.

Более того, ставя задачу прославления человека труда, Горький учил видеть социальные различия в ха­рактере труда при капитализме и социализме. В 1931 го­ду в письме комсомольскому журналисту А. Н. Троицко­му Горький писал: «Подозреваю, что знание истории про­шлого, знание социально-бытовых отношений классов и форм жизни слишком теоретично и недостаточно насы­щено материалом фактов»10. Мысль эта была настолько важна, что Горький вновь сформулировал ее в посланном А. В. Косареву отзыве на изданный комсомолом двухтом­ник «История метро»: «Познанию предшествует сравне­ние, в первой книге следовало бы дать краткий очерк строения метро в столицах Европы и вообще очерк усло­вий (подчеркнуто Горьким.— В. А.) подземных работ, на­пример, Симплонский, сквозь Альпы, или Сурамский тон­нель на Закавказской железной дороге... Но, разумеется, об этом поздно говорить и говорю только для того, чтоб еще раз подчеркнуть мою уверенность в необходимости для нас проводить — всюду, где это возможно — резкую грань между прошлым и настоящим»11.

Заботой о воспитании у советской молодежи отноше­ния к труду как к естественной пот­ребности и обязанности вызваны размышления, которы­ми Горький делится с Косаревым:

«Не слишком ли мы усердно приучаем людей любо­ваться самими собою?

Людей следовало бы приучать к пониманию того фак­та, что пролетариат работает не на буржуазный фетиш — государство — на пресс, для выдавливания из людей кро­ви, ради обращения ее в золото, а работает на самообо­рону против исконного своего врага, на возбуждение ре­волюционного правосознания пролетариата всех стран, на организацию социалистического общества, в коем равно­правие—не «звук пустой», а широкий свободный путь к развитию всех способностей и талантов. Мы хвалим людей за работу так, как будто они работают из милости к кому-то.

...Мне кажется, что когда человека слишком вос­хваляют за исполнение им его общественного долга, так человек начинает смотреть сам на себя, как на некое чудо»12.

Радуясь, что молодые люди живут лучше, чем жили их отцы, Горький вместе с тем беспокоился, что «наша мо­лодежь... совершенно не знает прошлого и поэтому недо­оценивает значения настоящего, неясно видит цели буду­щего... Мы уже столько сделали нового, что имеем пол­ную возможность сравнить трудовые и бытовые условия прошлого с трудовыми и культурными успехами настоя­щего, с гигантским размахом нашей индустриальной, культурной, коммунальной стройки, изменяющей лицо земли нашей»13. Вот почему писатель уделяет огромное значение книгам серии «История фабрик и заводов», мыс­ля их не как свод фактов и имен, а как высокохудожест­венную публицистику, живые рассказы о рабочей гордо­сти, о рабочих династиях, об изменениях в жизни трудо­вого человека.

Стремление помочь молодому читателю осмыслить пути исторического прогресса приводит Горького к за­мыслу издавать серию «Исторические романы», к напи­санию которых привлекаются лучшие советские писатели (А. Толстой, О. Форш, С. Сергеев-Ценский, Ю. Тынянов и другие). Полное соответствие горьковским мыслям зако­номерности издания исторической книги среди произведе­ний «молодежной» литературы убедительно обосновал на X съезде комсомола А. Толстой, утверждавший, что лите­ратура не должна «заниматься только современностью. История нашего отечества — другая область для воссоз­дания правды о великом пути ее народов. Марксистско-ленинское учение и понимание современного человека да­ет ключ к правдивому воссозданию таких, например, уди­вительных эпох, как опричная эпоха Грозного, переход народа через Смутное время, восстание Разина, бремя Петра Первого, казачьи бунты, восстания крепостных и заводских мужиков при Екатерине Второй, наконец, бес­примерная в истории Октябрьская революция, завершен­ная строительством социалистического хозяйства»14.

Особое беспокойство А. М. Горького вызвала прони­кающая иногда в молодежную среду буржуазная идеоло­гия, индивидуализм и мещанство. «Молодежь,— писал Горький Косареву,— должна охранять себя от дыма и пыли, которые пускают ей в глаза и которые вполне способны отравить дыхание»15.

Видя огромные возможности, предоставляемые социалистическим обществом для развития личности, ратуя за духовный рост человека, Горький, однако, предостерегал от гипертрофизации чувства личного достоинства и опас­ности перехода его в индивидуализм. «Различие между индивидуальностью в социалистическом обществе и ста­рым, мещанским индивидуализмом, - негодовал старый писатель на молодежную литературную печать,— не объ­ясняется с необходимой простотой, да и вообще не объяс­няется»16.

Надежным средством воспитания антииндивидуализ­ма Алексей Максимович Горький считал введение в круг чтения молодежи романов о молодом индивидуалисте XIX века, так называемую серию «История молодого человека»17.

Видя советского юношу и девушку «Человеком человечества»18, то есть преемником всех лучших достижений мировой культуры, Горький разработал только в наши дни получившую осуществление идею издания серии «Библиотека всемирной литературы».

Составленный им сокращенный список для издания библиотеки «Огонька»19 и сегодня заслуживает всяче­ского внимания молодежных издательств, популяриза­ции среди юношества.

Мыслью о сравнении жизни в Советском Союзе с жи­знью в капиталистическом мире вызвано и требование Горького включать в круг чтения молодежи произведения современных зарубежных писателей, давать им оценку. «Печатать очерки текущей зарубежной литературы» в молодежном журнале просит Горький Косарева в апре­ле 1936 года20. В мае того же года, определяя задачи «Комсомольской правды», Горький пишет: «Хорошо было бы, если б «Комправда» дала очерк... антифашистской литературы: Ольдена «История наций», Бределя «Испы­тание», Реглера «Вода, хлеб, пули» и др. книжек, вышедших в конце 35 года и в текущем... Вообще следовало бы уделять побольше внимания текущей иностранной ли­тературе»21.

Таким образом, горьковское понимание «молодежной» литературы, или, точнее, круга чтения молодежи, включа­ет в себя художественные и художественно-публицисти­ческие произведения, помогающие молодым людям пости­гать и преобразовывать мир, воспитывающие в юношах и девушках чувства борцов, строителей новой жизни, хозя­ев своей судьбы.


П р и м е ч а н и я

1 Наиболее полное издание этого сборника осуществлено в 1974 году издательством «Молодая гвардия».

2 М. Горький о детской литературе. М„ 1968, с. 156.

3 «Правда», 1928, 12 июня.

4 Горький М. Собр. соч. в 30-ти т. Т. 26, с. 70.

5 «Комсомольская правда», 1934, 10 августа.

6 Архив Горького. А. М. Горький —А. В. Косареву, 1934 г.

7 Десятый съезд ВЛКСМ. Стенографический отчет. Т. 1. М., 1936, с. 338—339.

8 Десятый съезд ВЛКСМ, т. 1, с. 339.

9 Архив Горького. А. М. Горький —В. М. Бубекину, май, 1936 г.

10 «Комсомольская правда», 1978, 28 марта. Публикация С.Зиминой.

11 Архив Горького. А. М. Горький —А. В. Косареву, 1934—35(?) г.

12 Там же.

13 Горький М. Собр. соч. в 30-ти т. Т. 26, с. 174—175.

14 Толстой А. Собр. соч. в 10-ти т. Т. 10. М., ГИХЛ, 1961 с. 328.

15 Архив Горького. А. М. Горький —А. В. Косареву, 1936 г.

16 «Комсомольская правда», 1978, 28 марта.

17 Обстоятельный анализ серии содержится в книге Б. Бялика «М. Горький — литературный критик». М., 1960, с. 311—346.

18 Горький М. Собр. соч. в 30-ти т. Т. 26, с. 101.

19 См.: А. М. Горький — М. Е. Кольцову.—«Новый мир», 1956, № 6.

20 Архив Горького. А. М. Горький —А. В. Косареву, апр., 1936 г.

21 Там же, А. М. Горький —В. М. Бубекину, май, 1936 г.

Горьковские чтения 1978: материалы конференции « А.М.Горький – великий гуманист» - Горький, 1978.





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница