Сценарий классного часа «дорога без опасности» «дорожная история»



Скачать 121.24 Kb.
Дата14.08.2016
Размер121.24 Kb.
ТипСценарий
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 24

ст. Раевская г. Новороссийск

СЦЕНАРИЙ

КЛАССНОГО ЧАСА
«ДОРОГА БЕЗ ОПАСНОСТИ»
«ДОРОЖНАЯ ИСТОРИЯ» В КАРТИНКАХ»

(8 класс)

Автор: Ковалева Наталия Владимировна,

учитель МХК МОУ СОШ № 24
2009-2010 учебный год

2.

Цель: воспитание у учащихся навыков дисциплинированного поведения на улицах

и дорогах, пропаганда правил безопасного движения.

Задачи:


  • через ретроспективный показ произведений изобразительного искусства познакомить учащихся с развитием транспорта в мире;

  • уточнить знания учащихся об основных правилах дорожного движения и их осознанного соблюдения в повседневной жизни;

  • вовлечение детей в проектную деятельность, развитие у них критического мышления, навыков анализа и синтеза, умения выходить из проблемных ситуаций с аргументацией своих действий;

  • воспитание эстетического вкуса, навыков совместной деятельности.

Оборудование: ПК, медиапроектор, карточки с изображением дорожных знаков, маркеры, 4 листа ватмана.
Ход проведения.

Вед. (учитель). Добрый день, ребята! Сегодняшняя наша встреча посвящена вопросам, в которых каждый из нас считает себя если не специалистом, то уж точно - большим знатоком. Речь сегодня пойдет о безопасности на дороге. Все мы с детских лет знаем основные правила дорожного движения, но переходя дорогу в неположенном месте или перебегая ее перед приближающейся машиной, уверены, что с нами ничего не случится, потому что мы ловкие, быстрые и сообразительные.

Поднимите, пожалуйста, руки, кто может сказать, что он никогда не нарушает правила дорожного движения? К сожалению, немногие могут похвастаться дисциплинированностью на дороге. Почему же это происходит? Почему мы так безответственно относимся к своему здоровью, а иногда и к жизни? Что толкает нас на такие действия? (Ответы детей.)

Давно известно общепринятое изречение «Транспорту – дорога, пешеходу – тротуар». Транспорт всегда нес с собой определенную опасность: будь то современный автомобиль или древняя колесница, но человек, понимая все преимущества быстрого передвижения широко использовал его начиная с древних времен. Давайте познакомимся с тем, как появились транспортные средства, как они совершенствовались. И помогут нам сегодня в этом произведения изобразительного искусства. Оказывается, художники часто на своих полотнах изображали всевозможные средства передвижения. Итак, нас ждет «дорожная история» в картинках.

Выходят ученики с рассказом о развитии транспорта, на экране проецируются живописные полотна русских и зарубежных художников.
1 учен. Прежде чем начать разговор об истории развития транспорта, давайте узнаем, как и когда в мире появились дороги.

2 учен. Еще пять тысяч лет тому назад дорог не существовало, и скорость передвижения людей зависела только от собственной скорости. Но без дорог далеко не убежишь. Первые дороги проходили вдоль звериных тропок. Далее при прокладке пути выбирали наиболее удобное место.

Вед. Давайте посмотрим на дороги прошлого. Перед вами одна из самых древних дорог в мире – Аппиева дорога, построена она была в Древнем Риме и выложена

3.

булыжником. А вот как изобразили проселочные дороги русские художники И. Левитан и И. Шишкин.



Аппиева дорога в Риме И. Шишкин. Рожь И.Левитан. Летний вечер. И. Левитан. Владимирка
Вед. Замечательной поэтической иллюстрацией к этим полотнам могут стать стихи русского поэта К.Бальмонта:

Как угрюмый кошмар исполина,

Поглотивши луга и леса,

Без конца протянулась равнина

И краями ушла в небеса.

3 учен. Когда же появился первый транспорт? Начнем с самых истоков. При раскопках в Древнем Египте и Закавказье были найдены остатки грубых, деревянных повозок. Они приводились в движение быками. А когда человек приручил лошадей и заменил ими медлительных быков, родилась колесница- первый пассажирский экипаж.

4 учен. Еще в древнегреческих мифах мы можем с вами увидеть изображение колесниц. Перед вами рельеф Агостино ди Дуччо, на нем изображена Луна-Селена, которая объезжает свои небесные владения и картина Я. Тинторетто «Падение Фаэтона». Легенда рассказывает о том, как Фаэтон попросил у своего отца верховного бога Зевса позволения прокатиться по небосклону на его огненной колеснице, но, сильно разогнавшись, не справился с резвыми лошадьми и упал на землю. Оказывается, даже боги не были застрахованы от аварий, поэтому правила дорожного и небесного движения должны соблюдать все.


Агостино ди Дуччо. Луна Я. Тинторетто. Падение Фаэтона


5 учен. В древнем мире колесница была одним из основных видов транспорта. Мы видим ее изображение и на ассирийском рельефе «Охота на льва», и в древнегреческой росписи, и в скульптурных изображениях римских героев.

Ассирия. Охота на львов Древнегреческая роспись Триумфальная арка. Рим.

4.

1 учен. В Турции и Иране использовали для передвижения арбы. Они были очень кра-сивы, но совершенно непригодны для езды, т.к. люди в них сидели на полу. В XV в. повозка преобразилась. К ней прикрепили ремни и крепили кузов, подвешивая его к раме повозки. Так появился более удобный и красивый экипаж - карета.

Вед. Кареты служили людям на протяжении многих веков, но передвигались в них, конечно, только царские особы и знатные вельможи. В России кареты появились в 16 в. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Перед вами литография К. Беггрова «Арка Генерального штаба» и картина А.Рябушкина «Свадебный поезд в Москве».

Башмачки промокли.

Из водосточных вода текла.

И в каретах с фонарями

проезжали

Мимо, мимо, мимо, -

господа. (Е. Гуро)

К. Беггров. Арка Генерального штаба А.Рябушкин. Свадебный поезд в Москве


2учен. Особы не столь знатного происхождения и простые люди использовали более скромные средства передвижения. А зимой главными, конечно, являлись сани или дровни. На экране мы как раз видим этот транспорт в изображениях знаменитых русских художников: В. Серова, В. Сурикова, Б. Кустодиева, К. Коровина.


В. Серов. Зимой К. Коровин. Зимой




В. Суриков. Боярыня Морозова Б.Кустодиев. Масленица


Вед. В правилах дорожного движения транспорт, запряженный лошадьми, называется гужевым. Все мы знаем пословицу «Взялся за гуж, не говори, что не дюж». Конечно, управление таким транспортом требует и физической силы, и сноровки. Но как же здорово прокатиться на санях по свежему снегу!

Великий А.С. Пушкин тоже любил покататься:

5.

3учен. В санях по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня.

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые

И берег, милый для меня. (А.С. Пушкин)



4 учен. В конце XVII века появились экипажи для общественного пользования. Впер- вые прокат экипажей установил владелец парижской гостиницы «Святой фиакр», поэтому их назвали фиакрами. Затем появились коляски, двуколки, кэбы, кибитки, дилижансы. Развитие городского транспорта шло быстрыми темпами. А знаете ли вы, как выглядят перечисленные виды транспорта? (Учащиеся пытаются объяснить, что представляют собой эти виды транспорта, опираясь на свои знания или отталкиваясь от названия)

Вед. В России этот вид транспорта получил широкое распространение, т.к. большие расстояния между городами необъятной Руси требовали быстрого передвижения, да и сами города разрастались, и их уже было сложно преодолеть пешком. И, конечно же, художники старались не отставать от прогресса и часто изображали на своих полотнах этот легкий и подвижный транспорт. Перед вами картины П. Иванова, И. Крамского, К. Савицкого и замечательное скульптурное изображение современного художника А. Кузьмина.

П. Иванов. Панорама И. Крамской. Неизвестная К.Савицкий. У мирового суда А.Кузьмин. Извозчик

Невского проспекта


5 учен. И снова обратимся к великому Пушкину, который очень много путешествовал:

«Мы тронулись…потянулись коляски, брички, кибитки. С детства путешествия были моей мечтой. Долго я потом вел жизнь кочующую…» (А.С. Пушкин «Путешествие в Арзрум»)



1 учен. В 18 в. известный французский физик Паскаль предложил новый вид больших многоместных карет, которые назвали омнибусы. Первый автомобиль появился в 1885 году на улицах г. Нейштадта, а первый трамвай (конка) – на улицах Петербурга. Появление первого автомобиля в России произошло в г. Одессе в 1891 году. По своему виду он практически ничем не отличался от обыкновенной коляски, но громко пыхтя и громыхая, приводил в полное изумление и смятение город.

Вед. Посмотрите на полотна художников К.Коровина и К. Писсаро, и вы увидите, как выглядел первый общественный транспорт – омнибусы и конки.

К. Коровин. Москворецкий мост К. Писсаро. Площадь французского театра в Париже

6.

Вед. На улицах городов становилось все теснее от транспорта и спешащих людей. В.Брюсов так описывает городской пейзаж:

Улица была – как буря. Толпы проходили,


Словно их преследовал неотвратимый Рок.
Мчались омнибусы, кэбы, автомобили,
Был неисчерпаем яростный людской поток.

2 учен. В начале 20 в. все автомобили, разъезжающие по городам России, были иностранного производства- это были и легковые, и грузовые машины. Вот так они выглядели:

В.Мешков. Начало Февральской революции в Москве Автомобиль фирмы «Бенц»


3 учен. Технический прогресс всегда привлекал людей творческих. В своих произведениях они старались передать не только дух времени, но и запечатлеть для истории новое в технике и науке. Примером может послужить всем известное произведение. Дж. Свифта «Путешествия Гулливера». В этой сказке все по-настоящему: «В Лиллипутии… люди достигли большого совершенства в механике, благодаря поощрениям и поддержке императора. У этого монарха есть много машин на колесах».

4 учен. Первый советский автомобиль появился в 1922 году в Москве, он развивал ско-

рость до 80 км/ч и был рассчитан на 7 человек. Позднее появились и более совершенные машины. Художник Ю.Пименов изобразил на своей картине «Новая Москва» жизнь городской улицы 30-х годов.



По камням, средь дымной пыли


С ревом мчат автомобили
Модных барынь налегке…
(П. Соловьева)

Ю. Пименов. Новая Москва


5 учен. Завершая наш рассказ об истории развития транспорта, хотелось бы несколько слов сказать и о самом доступном средстве передвижения – велосипеде. И хотя он не является официально полноправным участником дорожного движения. Многие из нас стремятся выехать на нем именно на дорогу. Мы забываем, что это опасно, устремляясь навстречу двигающемуся транспорту. Для велосипедов существуют специальные велосипедные дорожки, потому что и на тротуаре велосипедист будет мешать движению пешеходов. А вот по проселочной дороге будет хорошо прокатиться.
7.

А. Дейнека. Колхозница на велосипеде С.Герасимов. Колхозный праздник


Вед. Спасибо, ребята, за интересную экскурсию в прошлое. А теперь давайте обратимся к правилам дорожного движения. Их история развития берет свое начало со времен царствования Петра I. Он издавал указы, вводил правила. А в 1812 году в Москве уже действовали правила, которыми было установлено правостороннее движение, ограничение скорости, определялись места стоянок для экипажей и номерные знаки для них. В 1924 году на улицах Москвы появился первый светофор. В том же году для регулирования движением появился жезл. А где-то лет через 10 на городских перекрестках появились дорожные знаки и островки безопасности для пешеходов.

Давайте вспомним, какие бывают знаки дорожного движения. ( Учащиеся называют три группы знаков)



Вед. Назовите изображенные на экране знаки, к какой группе знаков они относятся?




1).движение велосипеда запрещено,2) железнодорожный переезд, 3) осторожно—дети,

4) пешеходный переход, 5) пешеходное движение запрещено, 6) дорожка для пешеходов.


Вед. А сейчас я предлагаю вам разделиться на четыре группы. Каждая из групп будет представлять инспекторов ГИБДД, выезжающих на место дорожно-транспортного происшествия. Вам предстоит определить проблему, разобраться в ситуациях, описать их, объяснить, почему произошло то или иное ДТП. Также вам предстоит
8.

определить, какой знак следует поставить на месте ДТП, чтобы в дальнейшем предупредить аварии.



(Звучит спокойная музыка, учащиеся делятся на группы и приступают к выполнению задания, на которое отводится 5-7 минут, затем каждая из групп представляет свою ситуацию.)


1

2







3

4



Вед. Спасибо всем экспертным группам за работу. Думаю, что она для всех оказалась полезной, и теперь, выходя на улицу, вы будете более внимательны и осмотрительны.

А теперь я хочу предложить вам небольшое домашнее задание на внимательность. Направляясь сегодня после уроков домой, обратите внимание на то, как часто и по какой причине водители и пешеходы нарушают правила дорожного движения. Проанализируйте эти ситуации уже знакомым вам методом. На уроке ОБЖ мы вернемся к обсуждению этой темы. Самые внимательные наблюдатели получат оценки.


Учитель подводит итоги встречи.

- Сегодня мы с вами примеряли на себя разные роли: историков, экскурсантов, инспекторов ГИБДД, но на дороге роли распределяет сама жизнь, а иногда случайность или невнимательность. И только ваша осторожность и знание правил дорожного движения помогут вам избежать опасных ситуаций и неприятных последствий. Будьте внимательны, и пусть любая из ваших дорог в жизни будет дорогой без опасности!



- Спасибо всем за участие в разговоре!

Литература.



  1. «Классный руководитель», №6 /1998.

  2. Сборник «Правила дорожного движения».

  3. Серебряный век русской поэзии / Сост. Н.В. Банникова. – М.: Просвещение, 1993

  4. Что такое? Кто такой? / Под ред. А.Алексина и др..- М.: «Педагогика-Пресс»,1992

  5. 5. Островский Г.С. Рассказ о русской живописи.- М.: Изобраз. искусство, 1990

  6. Дубкова С.И. Прогулки по небу. - М.: Белый город, 2001

  7. Планеты и созвездия в легендах и мифах./ Сост. С.Ю. Афонькин.- ООО «СЗКЭО «Кристалл», 2003.

  8. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. – М.: Владос, 1998.

  9. История и культурология. Изд. второе/ Под ред. Н.В.Шишовой. –М.:Логос, 200 0

Каталог: cop
cop -> Охлаждения активной зоны
cop -> 29 October 2010 russian original: english конференция сторон конвенции о биологическом разнообразии десятое совещание
cop -> Родионова Е. В. Всего публикаций 9 статьи
cop -> А. А. Бабаджанян выступала с докладом по теме диссертации на студенческой конференции спбГУ. Второй год обучения, проведенный Айкуи Арташесовной в Ереванском университете, продемонстрировал умение диссертанта самостоя
cop -> На выпускную квалификационную работу на соискание степени магистра филологии
cop -> Верхозина О. Н. Всего публикаций 12 статьи
cop -> Отзыв научного руководителя на магистерскую диссертацию Д. В. Суховей
cop -> О магистерской диссертации Лурье Полины Александровны
cop -> «Внутренняя валентность и сочетаемость немецких суффиксальных прилагательных»
cop -> Женева, 30 июня 4 июля 2014 г


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница