Сборник научно-методических и практических материалов Том II санкт-Петербург 2002




страница1/27
Дата24.07.2016
Размер1.92 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


Посвящен 75-летию развития системы
образования Ленинградской области


Ленинградская область

на пути модернизации образования

Сборник
научно-методических и
практических материалов


Том II
Санкт-Петербург
2002

Печатается по решению РИСа ЛОИРО



Ленинградская область на пути модернизации образования / Сб. научно-методических и практических материалов под общей ред. С.А.Лисицына. – Т.II.– СПб.: ЛОИРО, 2002. - 164 с.

Редакционная коллегия:

кандидат исторических наук, профессор С.А.Лисицын (председ.);

кандидат педагогических наук, профессор В.Г.Куценко (зам. председ.);

кандидат педагогических наук Л.Б.Барскова (отв. ред.);

кандидат педагогических наук С.В.Анчуков
Рецензенты:

кандидат педагогических наук, доцент В.П.Коряковцев;

кандидат педагогических наук, доцент В.Н.Липник (РГПУ им. А.И.Герцена
Технический редактор: Чепулис Н.В., методист кабинета педагогического опыта и экспериментальной работы
Сборник включает в себя научно-методические и практические материалы по реализации основных направлений модернизации образования. Его цель – обеспечение единства образовательного пространства и взаимодействие всех составляющих звеньев образовательной системы с сопутствующими системами социума.

Содержательный практический материал по созданию различных моделей управления образованием на всех уровнях может стать полезным для руководителей муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений, учителей творчески работающих специалистов.


Сборник издается за счет финансирования проекта «Региональная программа развития образования на 2001-2005 гг.».

Посвящен 75-летию развития системы


образования Ленинградской области

Ленинградская область на пути
модернизации образования

Содержание


Часть II

Поиск путей достижения нового качества образования
Савицкая В.Г. Информатика в школах Ленинградской области

Петрова Л.Н., Савицкая В.Г. Опыт использования персональных компьютеров на занятиях в учреждении дошкольного образования г. Светогорска

Жулидова М.С., Чусовская О.М. Роль информационных технологий в образовательном процессе

Кочубей Л.Н. Шаги в будущее вместе с ребенком – читателем по дорогам информационно-поискового пространства

Почетный А.Г. С Интернетом в XXI век

Парфенчик А.Н. Основы уровневой структуры изучения информатики в Центре образования «Гармония»

Тур С.Н., Бокучава Т.П. Из опыта преподавания информатики в городе Выборг

Щиплецова А.В. Летняя школа программирования в Приморске

Гусева О.С. Городские командные турниры по информатике

Паньгина Н.Н. Visual Basic в школе и для школы

Климанова Т.Н. О летней допрофессиональной практике 10-х классов гуманитарного направления в лицее № 8 г.Сосновый Бор

Фейгина Е.А. Информатика в школе – цель или средство?

Малышенко Е.М. Реализация идей проблемного обучения на уроках математики

Епишина Е.Н., Ершова М.Ю. Компьютерный эксперимент в курсе физики и информатики

Виноградова Г.Д. Экспериментальные задачи как средство развития творческих способностей учащихся

Огородникова А.И. На пути к новой школе

Любарский А.Н. Географическое образование в условиях перехода к 12-летнему образованию в школах Ленинградской области

Столова Н.П., Милованова О.В., Балашов М.Е. Роль образовательной области «Искусство» в условиях модернизации среднего образования

Анчуков С.В. К вопросу о художественном и экологическом образовании учащихся Ленинградской области

Корчан Н.Г., Федотов А.Н. Состояние и перспективы технологического образования учащихся Ленинградской области

Макарова М.П. От ремесла к творчеству

Григорьян В.Г. Некоторые предпосылки модернизации начального профессионального образования Ленинградской области на пороге XXI века

Филин Г.Д. Пути совершенствования подготовки выпускников начального профессионального образования, отвечающим запросам рынка труда

Экштейн Л.С. Формирование личности студента – одна из основных задач педагогического колледжа
Часть III

Школа № 7 г. Сосновый Бор со всех сторон
Алексеева Н.И. Школа экологического направления

Сердюкова Л.Н. Научно-исследовательская деятельность учащихся

Чекмарева А.М. Школа на пути развития учебных успехов учащихся

Карбушева Л.И. Информационная деятельность школьной библиотеки по экологическому просвещению

Копосова Л.А. Школьное самоуправление

Михеенко С.В. «Экоша» – детская экологическая организация в школе

Баринова Л.Е. «Экипаж» как форма пропаганды экологического образования и здорового образа жизни

Лесникова И.О. Школьный микрозаповедник
Сведения об авторах

Введение



Часть II

Поиск путей достижения


нового качества образования


В.Г. Савицкая

Информатика в школах Ленинградской области


В постановлении Правительства РФ «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» среди основных направлений развития образования в школе особое внимание уделяется:

  • предметам социально – экономического цикла,

  • профильному обучению в старших классах,

  • более раннему началу изучения иностранных языков и информатики,

  • повышению уровня овладения школьниками информационными и коммуникационными технологиями.

В предложенных двух (из трех) различных базовых учебных планах предусматривается самостоятельный учебный предмет, посвященный изучению информатики и информационных технологий.

Сегодня мир меняется столь стремительно, что изменилась не только сумма знаний необходимых современному человеку, изменились способы изучения нового. Как заметил В.Г. Кинелев, директор Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, «впервые в истории человечества поколения вещей и идей сменяются быстрее, чем поколения людей».

Это очень хорошо понимают и видят учителя информатики нашей области, т.к. сегодня нет ни одной отрасли науки и техники, которая развивалась бы с такой же скоростью, как информатика. Она превратилась из прикладной науки о методах и средствах обработки данных в фундаментальную науку об информации и информационных процессах в природе, обществе и технике. Понятие «информация» стала важнейшей чертой современной цивилизации. На основе понятия информации удалось найти общее в явлениях самой разнообразной природы. Это повышает значение информатики как общеобразовательной учебной дисциплины.

Многие ученики дома имеют свои компьютеры более мощные, чем установленные в школе и могут быть знакомы с более новыми средствами. Это, в частности, является одной из причин, почему в современной школе профессия учителя информатики относится к наиболее трудной. Он вынужден напряженно следить за развитием вычислительной техники, за появлением нового программного обеспечения, за непрерывно меняющимися приемами и методами работы с ними. Именно он работает не по принципу «Образование на всю жизнь», а под девизом, провозглашенным ЮНЕСКО – «Образование через всю жизнь».

Примером такого подхода к информатике может служить работа многих учителей Ленинградской области.

В настоящее время наша область готова начать изучение информатики с начальной школы, т.к. учителями г. Выборга С.Н. Тур и Т.П. Бокучава была создана авторская программа «Первые шаги в мире информатики». Она получила свидетельство и гриф «Рекомендовано Экспертным советом Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области» для преподавания в начальных классах общеобразовательных школ области [1]. Этот курс апробирован во многих школах г. Санкт–Петербурга (более 20 школ) и Ленинградской области. Курс содержит рабочие тетради для учащихся 1-4 классов, методические пособия для учителей и программную поддержку каждого урока с 1-го по 4-ый год обучения. Более подробно об этом курсе можно прочитать в статье [2] этого сборника. В 2002 г. продолжение этого курса для 5 и 6 классов также получило рекомендацию для преподавания в школах Ленинградской области.

Если следовать рекомендациям МО РФ [3], то базовый курс информатики следует опустить в неполную среднюю школу 7–9 класс. И здесь очень помогает подборка учебников и пособий Семакина И. и др. [4, 5]. Если же придерживаться Базового учебного плана [3], по которому курс информатики преподается в 10–11 классах, то обеспечить базовые знания учащихся общеобразовательных школ по информатике призван учебник Есипова А.С.[6, 7], который тоже рекомендован Экспертным советом Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области [1]. К этому учебнику был издан задачник, в котором предложена глава по решению олимпиадных задач.

Профильное обучение информатике в старших классах учителя области строят на модульной основе, где программирование играет не последнюю роль.

Некоторые считают, что на современном этапе программирование перестало быть актуальным, т.к. наличие современного программного обеспечения предоставляет учащимся другие широкие возможности. Однако использование нового программного обеспечения не связано с умениями, которые носят общеинтеллектуальный характер. Именно формирование таких умений и навыков как организация деятельности, ее планирование, развитие логического мышления т.е. то, что дает обучение программированию и является одной из приоритетных задач современной школы. Примером может служить статья Н.Н. Паньгиной [2], которая работает в лицее №8 г. Сосновый Бор.

В заключении хочется отметить огромную роль учителей информатики во внеурочной работе. С этой работой можно познакомиться также в статьях предложенного сборника.


Литература:

  1. Информационно–справочный сборник, №3, март 2000 г., с. 20. Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области.

  2. Тур С.Н., Бокучава Т.П. Из опыта преподавания информатики в городе Выборге. Сборник …, с.

  3. О преподавании курса информатики в общеобразовательной школе в 2000/2001 уч.год. Вестник образования, Июль №13, 2000.

  4. Семакин И.Г. и др. Информатика. Учебник по базовому курсу. – М.: ООО «Изд. Лаборатория базовых знаний», 2001.

  5. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие.– М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.

  6. Есипов А.С. Информатика. Учебник по базовому курсу общеобразовательных учебных заведений. – СПб: Наука и Техника, 2001.

  7. Есипов А.С. и др. Информатика. Сборник задач и решений для общеобразовательных учебных заведений. – СПб.: Наука и Техника, 2001.

  8. Паньгина Н.Н. VISUAL BASIC в школе и для школы. Сборник …, с.



Л.Н.Петрова, В.Г.Савицкая
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница