Сборник научных статей душанбе 2015 ббк 76. 01+76. 17 А-43




страница1/12
Дата08.06.2016
Размер3.19 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
РОССИЙСКО-ТАДЖИКСКИЙ (СЛАВЯНСКИЙ) УНИВЕРСИТЕТ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖУРНАЛИСТИКИ
СБОРНИК НАУЧНЫХ СТАТЕЙ

Душанбе – 2015

ББК 76.01+76.17

УДК 070.1

А-43
Актуальные проблемы журналистики. Сборник научных статей. Вып.8. / Под общ. ред. проф. М.А. Абдуллаева. Душанбе: РТСУ, 2015. – 276 с.


Ответственные редакторы:

Муллоев Ш.Б., доктор филологических наук, доцент

Куватова А.А., кандидат философских наук, доцент
Члены редакционной коллегии:

Искандарова Ф.Д., кандидат филологических наук, доцент

Вахидова Р.А., кандидат филологических наук, старший преподаватель

Чигрин Л.А., старший преподаватель
Рецензенты:

Муродов М.Б., доктор филологических наук, профессор ТНУ

Аминов А.С., кандидат филологических наук, доцент РТСУ
В сборник включены материалы Республиканской научно-практической конференции на тему «Актуальные проблемы журналистики: этические проблемы журналистской деятельности», а также научные статьи по другим проблемам отечественной и зарубежной журналистики. В статьях рассматриваются этико-правовые, исторические, теоретические, культурологические, филологические аспекты СМИ, как электронных, так и печатных.

Сборник может быть полезен специалистам сферы СМИ, аспирантам и студентам, а также всем, кто интересуется проблемами журналистики.


Рекомендовано к публикации РИС РТСУ

Кафедра истории и теории журналистики и электронных СМИ

Кафедра печатных СМИ и PR
© Российско-Таджикский (славянский) университет - 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 6

  1. Этические нормы и принципы журналистской деятельности: международный и национальный опыт

Абдуллаев М.А., Нуралиев А.Н. Этические проблемы в системе деонтологии журналистики. К вопросу о взаимосвязи этики и культуры журналиста 8

Куватова А.А. Журналистская этика в период конфликтов 15

Мукимов М.А. Профессиональная этика и доступ к объективной информации 20

Сохибназарбекова Р.М. Вопросы саморегулирования СМИ в постсоветских странах Центральной Азии 32

Чигрин Л.А. Журналистское расследование как одна из форм исторического первооткрытия 45

Хољазод С. Саҳми манбаҳои иттилоот дар афзоиши аудиторияи радио 53

Вахидова Р.А. Этические нормы во французской журналистике 62

Афсахзод А.А. Правовые аспекты современной печати 72

Хомидов Д.Б. К вопросу об информационной безопасности и этике журналиста 86

Шарипов С.И. Рисолати иљтимоии журналист 94

  1. Этические вопросы журналистской деятельности в Республике Таджикистан

Муллоев Ш.Б. Размышления о свободе слова и профессиональной этике журналиста в Республике Таджикистан 99

Гулов С.Н. Принсипњои байналмилалии этикаи журналистї ва муаммоњои риояи онњо дар ВАО-и Тољикистон 105

Маъмурзода Н. Риояи одоби касбии журналистӣ дар ВАО-и музофотии Тоҷикистон (дар мисоли нашрияҳои вилояти Хатлон) 114

Гайсина Л.Ю. Выражение авторской позиции журналиста и его влияние на объективность материалов в современных таджикских СМИ 125

Игамова С.Г. Профессионально-этические нормы проведения интервью (на примере русскоязычных печатных СМИ Таджикистана) 133

Муллоев Ш.Б. Ответственность журналиста перед обществом в свете выполнения Указа Президента «О реагировании должностных лиц на критические и аналитические материалы СМИ» 143

Ашурова Д.А. Этические проблемы языка массовых коммуникаций в Республике Таджикистан 149

Бегматова Н.Б. Этические нормы в периодической печати (на примере материалов газеты «СССР») 153

Тулаганова З.М. Профессиональная этика для непрофессиональной журналистики 158

Мирзоев С.Б. Журналистская этика в материалах, посвящённых

таджикско-российским взаимоотношениям 163



III. Актуальные проблемы журналистики и публицистики

Салимзода О.С. Сущность и особенности парламентской журналистики в Таджикистане 170

Куватова А.А. Методика социологических исследований рекламы и PR в электронных СМИ Таджикистана 181

Сохибназарбекова Р.М. Роль и место литературно-художественных изданий в развитии культурной жизни Таджикистана 190

Саибназарова Ш.М. Влияние глобализации на развитие Межгосударственной телекомпании «Мир» 201

Вахидова Р.А. Роль этики и морали в журналистской деятельности Юбера Бёв-Мери 206

Мусабекова А.А., Нуралиев А.Н. Об особенностях использования выражений и приёмов в публицистическом дискурсе 219

Оспанов С., Мырзагалиева К. Об особенностях поэтической

публицистики 226



Fаффорова З.А. Султон Сикандар ва нақши ў дар равнақи ҳаёти илмї-адабии Њиндустон дар замони Лудиён 238

Урунова Х.У. Роль журналистской деятельности в формировании национального менталитета 256

Шарипова И.Ш. Особенности этноконфессиональной коммуникации в Республике Таджикистан 266

ПРЕДИСЛОВИЕ
Вниманию читателей предлагается 8 выпуск сборника научных статей кафедры истории и теории журналистики и электронных СМИ и кафедры печатных СМИ и PR Российско-Таджикского (славянского) университета, в котором представлены статьи об актуальных проблемах журналистики и публицистики.

В данный сборник включены материалы Республиканской научно-практической конференции, которая состоялась 30 октября 2015 года и была посвящена изучению этических аспектов журналистской деятельности в Республике Таджикистан. На конференции были рассмотрены этические нормы и принципы журналистской деятельности; поиск и использование источников информации; свобода слова, социальная ответственность и честность в журналистской деятельности; журналист и информационный процесс.

В сборник также вошли научные статьи и тезисы по другим направлениям истории, теории и практики журналистики и публицистики.

Журналистика – это социальный институт, занимающий свое особое место в социальной системе общества. Обращенность к массовой аудитории, политико-воспитательные цели, освещение всей общественной жизни, одновременность распространения, высокая оперативность передачи информации, частота и периодичность выхода – все это делает роль журналистики в обществе огромной. Не случайно ее называют «четвертой властью» и, прежде всего, потому, что она своими публикациями может воздействовать на эффективное функционирование других социальных институтов.

Этические вопросы журналистской деятельности являются особенно актуальными в условиях современного развития СМИ Республики Таджикистан.

Принятый в 2009 г. Этический Кодекс журналистов Таджикистана определяет этические принципы и нормы средств массовой информации (СМИ) и профессиональной деятельности журналистов, основанные на правдивости, объективности, справедливости, плюрализме и уважении прав человека. Руководствуясь этим кодексом, СМИ и журналисты защищают имидж и авторитет прессы. Вместе с тем, на журналистах лежит огромная ответственность за публикуемые ими материалы, способы сбора и подачи информации, использование разнообразных источников информации.

Этические проблемы современного состояния СМИ РТ и журналистской деятельности требуют особого изучения со стороны научного сообщества с привлечением журналистов-практиков, разработки соответствующих рекомендаций, в том числе в преподавании журналистской этики в университетах Таджикистана.

Очередной научный сборник явственно подтверждает высказанные положения. Статьи, помещённые на его страницах, разнообразны по тематике и содержанию. В них исследуются этические и другие актуальные проблемы СМИ, как в нашей стране, так и в других странах, раскрывается их важность и социальная значимость.

Материалы сборника могут быть рекомендованы, преподавателям, студентам, исследователям, специалистам, журналистам-практикам, интересующимся проблемами средств массовой информации в Республике Таджикистан.


  1. ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ И ПРИНЦИПЫ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ



ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В СИСТЕМЕ ДЕОНТОЛОГИИ ЖУРНАЛИСТИКИ.

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ЭТИКИ

И КУЛЬТУРЫ ЖУРНАЛИСТА
Абдуллаев Масрур Ахматович

доктор филологических наук,

профессор кафедры истории и теории

журналистики и электронных СМИ



Российско-Таджикский (славянский) университет

masrur_a@mail.ru
Нуралиев Абдусаттор Нуралиевич

доктор филологических наук,

профессор кафедры истории и теории

журналистики и электронных СМИ



Российско-Таджикский (славянский) университет

nuraliev_41@mail.ru
Общеизвестно, что развитие информационных технологий привнесло в сферу распространения информации, по выражению Людмилы Винской, «не только плюсы, но и минусы». Если еще совсем недавно монополией на передачу информации обладали только СМИ (газеты, журналы, телевидение, радио), то теперь практически любой может при помощи Интернета оповестить мир, о чем угодно. Это следствие очередного «освобождения текста», и именно оно стремительно разрушило устоявшуюся модель передачи информации, ее отбора и редактирования. Новые возможности ее производства и распространения изменили мир кардинально. И с каждым днем этот поток набирает мощь. Вот почему сегодня, как никогда, становится актуальной проблема распространения и утверждения в сфере журналистики деонтологических правил – кодексов профессиональной чести.

Как верно определяет доцент Винская Л.А.: «История деонтологии журналистики начинается с Ломоносова. Хотя, когда он в середине XVIII века составлял свод этических правил для журналистов, деонтологии, как таковой, не существовало». Этот термин был введен в обиход много позже – в ХIХ веке, благодаря британскому ученому Иеремии Бентаму, и распространился на новые издания его книги «Деонтология, или Наука о морали» (1834 г.) [2, 89].

Существует немало определений понятия «деонтология журналистики» (долг, должное учение). Профессор журналистики Уральского госуниверситета Б.Н. Лозовский определил ее как систему «требований, норм, принципов должного профессионального поведения журналиста; свод правовых и этических норм ответственного поведения работников СМИ» [3, 55].

Профессор журналистики МГУ Е.П. Прохоров дал свою трактовку понятия деонтологии: «Это совокупность «обслуживающих» журналистский долг, обязанностей и норм их выполнения вне зависимости от их осознания, как некой системы категорических императивов журналистского поведения, заданных природой СМИ, действующих в этой или иной ситуации» [4, 296].

Профессор Кыргызско-Российского университета А.А. Князев утверждает, что «Деонтология – это раздел этики, рассматривающий проблемы долга и ответственности нравственных принципов поведения» [5, 164].

Не вдаваясь в частности, можно отметить, что эти и другие определения заключают в себе примерно одинаковое по своей сути толкование термина. Практически всегда при упоминании о деонтологии ключевыми являются понятия «нравственность», «этика», «долг», «ответственность», «норма» и т.д.

Сразу же отметим, что журналистская этика имеет непосредственное отношение к деонтологии.

Мы согласны с некоторыми критическими выводами Л.А. Винской, когда она пишет, что «к сожалению, деонтология, как система знаний о «должном» поведении журналиста, о его «нравственных параметрах, о взаимоотношениях между людьми не вошла в практический профессиональный обиход в той мере, в какой она должна была бы войти. В университетских программах не было деонтологии журналистики. Её касались вскользь, она не изучалась в высших учебных заведениях, как самостоятельная дисциплина. И только недавно в программах магистратуры, деонтологии было отведено, пусть и скромное по объему, но все же отдельное место. А то, что медиасообщество нуждается сегодня в четком понимании системы саморегуляции, неоспоримо» [1, 68].

Отрадно отметить, что мы, отделение журналистики, не отстаем в введении деонтологии как самостоятельного курса, не отстаем от ведущих российских вузов. Данный предмет уже два года изучается магистрами журналистики в РТСУ. Мы в своих учебных программах этот курс обозначили следующим образом: «Курс деонтологии журналистики», предназначенный раскрыть сущность деонтологии как свода правовых и этических норм, регулирующих профессиональное поведение журналиста, формирующих его профессиональное сознание и отношение к своим обязанностям, понимание долга и социальной ответственности. Основными объектами изучения являются медиаправо и этические стандарты как регуляторы функционирования медиасистем.

Что касается собственно «журналистской этики», то она изучается давно в системе журналистских предметов. Временами в журналистских сообществах принимаются «Кодексы этических норм журналистов» для регулирования вопросов журналистской деятельности. Так, например, «Декларация принципов поведения журналистов» была принята Международной федерацией журналистов в апреле 1954 года, «Кодекс профессиональной этики Российского журналиста» был принят Союзом журналистов России в июне 1994 года, а «Этические нормы журналистской деятельности в Таджикистане» были приняты в октябре 2009 года.

«Этические нормы», «Этические журналистские кодексы» не являются законом. Например: «Журналистское сообщество Таджикистана, считая за основу своей деятельности свободу слова, понимая ответственность добросовестной ее реализации, объявляют и принимают следующие профессиональные и этические нормы средств массовой информации (СМИ) и журналиста. Ни одна из этих норм (их 17) не имеет целью ограничивать свободу слова».

Теоретико-практические аспекты данного вопроса можно представить следующим образом:



  1. В теории журналистики этические проблемы журналистики занимают важное место и рассматриваются в системе деонтологии журналистики, относительно нового направления в теории журналистики.

  2. Деонтология (от греческого – «деон» - «должное» + логос - учение) – это система представлений, характеризующая профессиональный долг журналиста (как и в других областях – медика, юриста, бизнесмена, служителя правоохранительных органов и т.д. – где профессиональная деятельность связана с широким общением с людьми) по всему спектру его свойств, появляющихся в творческой деятельности. Само вступление в журналистский корпус предлагает, что он принимает на себя широчайший круг обязанностей.

  3. Исходя из понятия ответственности, которое есть проявление профессионального долга, способность соотносить свою позицию, деятельность и ее результаты с необходимостью, деонтологию журналистики, в частности, известный теоретик Евгений Павлович Прохоров разделил на пять частей: гражданская ответственность журналиста; авторское право в журналистике; профессиональные организации журналистов. Не затрагивая и не дискутируя обо всех составных частях деонтологии, уделим внимание журналистской этике, так как, по нашему мнению, этика журналистики как часть журналисткой деонтологии играет ведущую роль, ибо долг, справедливость, совесть и честь, представление о добре и зле, наконец, о счастье и смысле жизни – категории этические.

  4. Деонтологические функции профессионально-этических норм, которые вытекают из представлений о профессиональном долге, следующие:

- оценивание профессиональных конфликтов с участием журналистов;

- повышение качества конечного продукта;

- укрепление доверия общества к журналистике.


  1. По мнению Прохорова, «журналистская этика – это продолжение гражданской ответственности» [4]. Может быть, но мы думаем, что этические нормы все-таки первичны, так как если нет общей этики, нет общих моральных основ, невозможно призвать граждан к ответственности.

  • В свою очередь этика связана с культурой, национальной и общечеловеческой. Этика журналиста, этичность его поведения во время исполнения профессиональных обязанностей зависит в том числе от его воспитанности, т.е. от того, насколько он культурен, обладает общекультурными компетенциями, предложенными в образовательном стандарте Нового поколения.

  • Как вы знаете, в Госстандарте по журналистике эти компетенции прописаны, т.е. журналист наряду или даже до овладения общепрофессиональными и профессиональными компетенциями должен овладеть общекультурными компетенциями.

  • В том числе: способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-7);

  • Способностью следовать в профессиональной деятельности основным российским и международным документам по журналистской этике (ОПК-8);

  1. Массовая культура и регресс этических норм.

  2. А нормы или документы профессиональной этики – это уточненные, четко сформулированные применительно к журналистике нормы общей нравственности, которые закрепляются в этических кодексах, нормах и правилах, в частности в «Этических нормах журналистской деятельности в РТ», принятом в 2009 году.

Вывод: журналист должен овладевать в полной мере гуманитарными науками, воспитать в себе общекультурные компетенции, говоря проще, должен быть культурным человеком, что, несомненно, положительно скажется на его действиях. Этика качества будет способствовать тому, что он будет всерьез воспринимать этические нормы и кодексы, и будет применять их в своей профессиональной деятельности.
Литература


  1. Винская Л.А. Деонтология – как свод этических правил. – Воронеж, 2012.

  2. Бентам И. Деонтология или наука о морали. – М., 1984.

  3. Лозовский Б.Н. Деонтология журналистики. – Екатеринбург, 2011.

  4. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2009.

  5. Князев А.А. Энциклопедический словарь журналистских терминов. – Бишкек, 2005.

ЖУРНАЛИСТСКАЯ ЭТИКА

В ПЕРИОД КОНФЛИКТОВ
Куватова Алла Ардаевна

кандидат философских наук,

доцент, зав. кафедрой истории и теории

журналистики и электронных СМИ

Российско-Таджикский (славянский) университет

akuvatova@gmail.com


Средства массовой информации играют огромную роль в современном обществе. По мнению Лазутиной Г.В., «объективно журналистика является необходимым элементом механизмов, обеспечивающих гомеостазис – устойчивость общества» [3, 75]. Значение и ответственность СМИ, и особенно профессиональной деятельности журналистов возрастает при освещении вооруженных конфликтов, которых в последнее десятилетие XXI века стало намного больше в разных частях нашей планеты.

Журналистика - одна из немногих профессий, которая может повлиять на общественное мнение благодаря своей работе и взаимодействию с людьми. В то же время общество предъявляет к этой профессии повышенные моральные требования и возникает необходимость существования профессиональной этики

Есть два компонента нравственной регуляции журналиста: принципы и нормы. Различие этих двух уровней только в степени конкретности, ведь важны не только зафиксированные на бумаге нормы, но и нравственные качества самого журналиста, они являются одним из главных элементов его профессиональной пригодности.

Однако не всегда журналисты руководствуются нормами и моральным выбором при работе над своим материалом и до конца не осознают степень ответственности за результат своего труда. Зачастую некоторые журналисты не считают важным соблюдение этических кодексов в погоне за сенсацией и «цепляющим» материалом. Существует потребность в анализе современных СМИ на предмет соблюдения профессиональной этики и выявлении причин имеющихся нарушений. Это касается, в первую очередь, журналистов всех СМИ при освещении различных конфликтов и их ответственности за выдаваемую информацию.

Вместе с тем, у СМИ перед обществом стоят задачи, которые требуют осторожного и тщательного подхода. С одной стороны, необходимо учитывать особую роль средств массовой информации в обеспечении права общественности знать о возникновении и развитии общественно значимых конфликтов, которыми наполнена реальная жизнь личности, общества, государства,

А с другой – помнить, что и сами СМИ могут быть, и отнюдь нередко бывают, инструментом обострения, а иногда и развязывания социальных конфликтов.

2014-2015 годы сложно назвать спокойными и мирными. В 2014 г. начались, как минимум, два крупных военных конфликта, привлекающих до сих пор внимание практически всех мировых СМИ. Это конфликты на востоке Украины и на Ближнем Востоке - в Ливии, Сирии, Египте, Тунисе, Йемене, изменившие в целом ситуацию в мире. Продолжилось множество других конфликтов. Многие конфликты, начавшиеся в прошлые годы, разгорелись с новой силой - например, палестино-израильский.

Кроме того, в мире оставалось множество так называемых замороженных конфликтов, таких как Нагорно-Карабахский между Азербайджаном и Арменией, который напомнил о потенциальной опасности инцидентом со сбитым армянским вертолетом; разгоревшийся пограничный конфликт между Таджикистаном и Кыргызстаном. Особое место в настоящее время занимает конфликт в Сирии.



Отражение вооруженных конфликтов в СМИ относится к числу сложных социально-политических вопросов, которые привлекают в последние годы повышенное внимание политиков, историков, философов, социологов. Интерес к этой проблеме обусловлен тем, что средства массовой информации являются одним из способов инициирования или, напротив, предотвращения и урегулирования конфликтов. Правда, эта регуляция носит весьма противоречивый характер: СМИ могут обострять или сглаживать ход развития конфликтов, способствовать эскалации напряженности или участвовать в миротворческом процессе и социальном восстановлении после завершения конфликта. Иными словами, средства массовой информации стали важнейшим оружием в управлении вооруженными конфликтами.

При освещении конфликтов журналисты должны придерживаться следующих правил:



- «Прежде чем писать о каком-либо конфликте, нужно по возможности выслушать все его стороны, всех его участников;

- Рассказ о конфликте должен быть максимально объективным и свободным от использования, так называемого языка, вражды или речи ненависти – hate speech» [4, 106].

В Кодексе «Этических норм журналистской деятельности в Таджикистане», принятом в 2009 г., отмечается, что «основными принципами деятельности СМИ и журналиста в Таджикистане являются правдивость, объективность, справедливость, плюрализм и уважение прав человека» [5]. Конечно же, эти принципы должны соблюдаться журналистами, освещающими конфликты.

На Международной конференции «Безопасность журналистов, свобода слова и плюрализм СМИ в период конфликта», состоявшейся под эгидой ОБСЕ в Вене (Австрия) 15-16 июня 2015 г., Эйдан Уайт, президент международной сети «Этическая журналистская инициатива» задал вопрос: «Можно ли быть одновременно патриотом своей страны и честным журналистом?»

По мнению Н. Ажгихиной, «это самый главный вопрос о смысле нашей профессии, о значении того личного выбора, который неизбежно совершает каждый журналист, знаменитый или начинающий, каждый день, каждый час. Главное в нашей профессии – следование основным правилам, ответственность за свое слово и верность этическим принципам, которые и отличают журналистику от пропаганды и простого распространения информации.

Великая традиция русской культуры, и память о погибших товарищах, долг перед ними, – вот то, что придаст сил, и поможет отстоять честную и ответственную журналистику» [1].

Для Таджикистана память о гражданской войне 1992-1997 гг., журналистах, которые погибли в то время, а также ее последствия останавливают наши СМИ от распространения информации, которая могла бы вызвать социальную напряженность в обществе и заставляют журналистов быть более ответственными за каждое высказанное слово [3, 3]. В данном случае, хотелось бы, чтобы такая ситуация с самоцензурой не отражалась в большей мере на возможностях получения объективной и правдивой информации обо всем, что происходит как в нашей стране, так и за рубежом.


Литература


  1. Ажгихина Н. Журналистику спасет традиция и память о погибших товарищах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ruj.ru/

  2. Комментарии к этическим нормам журналисткой деятельности в Таджикистане. ЮСАИД. Душанбе, 2015. 54 с.

  3. Лазутина, Г.В. Профессиональная этика журналиста: учебное пособие / Г.В. Лазутина. – М.: Аспект Пресс, 2000. - 240 с.

  4. Прикладная конфликтология для журналистов [Электронный ресурс]. – М.: Права человека, 2006. 158 с. – Режим доступа: www.evartist.narod.ru

  5. Этические нормы журналистской деятельности в Таджикистане [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tuj.tj/
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница