Сборник методических материалов Волгоград 2004




страница1/5
Дата10.04.2016
Размер0.62 Mb.
  1   2   3   4   5
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»



КУРАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА:
день за днем

Сборник методических материалов

Волгоград 2004

Редакционная коллегия
Н.К. Сергеев, заслуженный работник высшей школы РФ, чл.-корр. РАО, д-р пед. наук, проф., А.А. Глебов, канд. пед. наук, проф., С.В. Широ, канд. пед. наук, доцент.

Авторы-составители


Л.А. Шестак, д-р филологических наук, профессор;
Н.И. Тихоненков, канд. пед. наук, доцент;
Ю.А. Жадаев, канд. пед. наук, доцент;
Н.А. Живолупова, ст. преподаватель
Н.О. Ленивихина, ст. преподаватель
О.Г. Нагибина, ст. преподаватель.

С электронной версией этого сборника можно ознакомиться


на сайте http://www.vspu.ru/ в разделе «Студенческая жизнь»

Кураторская деятельность преподавателя вуза: день за днем / Под. ред. Н.И. Тихоненкова. – Волгоград: Изд-во «Перемена», 2004.


В сборнике представлены нормативная документация и опыт организации воспитательной работы со студентами государственного педагогического университета г. Волгограда. Это издание также предлагает ознакомиться с некоторыми теоретическими основами деятельности куратора вуза.

Сборник методических материалов адресован преподавателям высших учебных заведений, кураторам студенческих академических групп.

СОДЕРЖАНИЕ





СОДЕРЖАНИЕ 3

УВАЖАЕМЫЙ КОЛЛЕГА! 4

ИЗ ОПЫТА ФАКУЛЬТЕТОВ: ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ 4

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ 5


СТУДЕНТЫ – БУДУЩЕЕ ПЛАНЕТЫ 7

КУРАТОРСКАЯ РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ 10

ПОЛОЖЕНИЕ О КУРАТОРЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ 10

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КУРАТОРА: ПОПЕЧИТЕЛЬ 11

СПЕЦИФИКА КУРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ 13

ИЗ ОПЫТА ФАКУЛЬТЕТОВ: ЧТО ДЕЛАТЬ? 15

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ И СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ 18

КОНКУРС КУРАТОРОВ – ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН 19

ПОЛОЖЕНИЕ О СМОТРЕ-КОНКУРСЕ «КУРАТОР ГОДА» 19

АНКЕТА «КУРАТОР ГЛАЗАМИ СТУДЕНТА» 20

ИЗ ОПАЫТА ФАКУЛЬТЕТОВ: ОЖИДАНИЯ СТУДЕНТОВ 21

ИЗ ОПЫТА СОВЕТА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ 21

ИЗ ОПЫТА КУРАТОРОВ: ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 22

СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ 22

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. 22

ОРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 23

ПОЛОЖЕНИЕ О СТУДЕНЧЕСКОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРУППЕ 25

СТУДЕНЧЕСКИЙ СОВЕТ ФАКУЛЬТЕТА 27

СТУДЕНЧЕСКИЙ ДЕКАНАТ 28

ОРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЩЕЖИТИИ 28

КОДЕКС ЧЕСТИ СТУДЕНТА ВГПУ 29

ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА 29


УВАЖАЕМЫЙ КОЛЛЕГА!


В этом году Вы стали куратором студенческой группы. Это серьезное и ответственное поручение.

Надеемся, что этот сборник-памятка поможет Вам сориентироваться в собственных обязанностях и активно включиться в воспитательный процесс по организации профессионального воспитания вверенных Вам студентов.

В этом сборнике представлен опыт факультетов, а также призеров смотра-конкурса «Куратор года – 2004» и обладателя звания «Куратор года» профессора Шестак Ларисы Анатольевны. В составлении сборника приняли участие заместители деканов по воспитательной и социально-бытовой работе факультетов (ВиСБР) и члены Совета по воспитательной работе ВГПУ.

Отдел воспитательной работы всегда готов оказать Вам методическую помощь.

Составители этого сборника-памятки желают Вам успехов.

ИЗ ОПЫТА ФАКУЛЬТЕТОВ: ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

Для начала следует определиться в понятиях. Что следует понимать под воспитанием в вузе? И почему об этом стали говорить сейчас с новой силой? Ведь речь идет о работе с людьми, которым исполнилось 18 лет. Мы предлагаем выдержки из проекта Концепции профессионального воспитания студентов в системе непрерывного педагогического образования (проф. Н.К. Сергеев, проф. Н.М. Борытко).

Профессиональное образование – это процесс формирования и развития установок, а также знаний, умений и навыков для занятий определенной профессией.

Наш вуз – педагогический, он готовит студентов к профессиональной деятельности учителя.

Профессиональное воспитание – есть деятельность по управлению процессом индивидуально-личностного и профессионального становления человека, включающая:



  • освоение норм общества и профессии (нормативный аспект профессии);

  • творческое саморазвитие (смысловой аспект профессионального воспитания);

  • профессионально-личностное самоутверждение (ценностно-деятельностный аспект).

Т.е. это управление процессом профессионального становления будущего педагога и есть профессиональное воспитание.

Содержание профессионального воспитания включает в себя:



  • создание социокультурной воспитательной среды (от оформления аудиторий до соблюдения традиций, образа жизни и поведения);

  • создание условий для самовыражения (научно-исследовательского, общественно-полезного, культурно-досугового, спортивного и пр.);

  • создание условий для коммуникации и взаимодействия (дискуссионные встречи, клубы, конференции, культурное общение и пр.).

Содержание деятельности куратора отражено в Положении о кураторе студенческой группы и Положении о смотре-конкурсе «Куратор года».

Воспитательной работой со студентами занимаются кураторы, что является их поручением по кафедре, закрепленном в индивидуальном плане преподавателя.

Таким образом, воспитание в вузе понимается как целенаправленное создание условий для профессионального становления будущих специалистов (педагогов) с опорой на студенческое самоуправление студенчества и, присущее возрасту, стремление к новым знаниям, впечатлениям, открытиям.

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ


Предлагаемые сведения были отобраны и проанализированы в рамках дипломной работы студенткой факультета психологии и социальной работы Самохиной А.Ф., 2003г. (науч. рук.– доц. Ширяева О.П.)

Подходы к определению понятия адаптации имеют разные характеристики: а) состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и потребности среды, с другой, полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природой или социальной средой; б) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается.

Социальная адаптация – процесс (или состояние, достигающееся как результат этого процесса) физических, социально-экономических или организационных изменений в специфически-групповом поведении, социальных отношений и в культуре; это итог процесса изменений социальных, социально-психологических, морально-психологических, экономических и демографических отношений между людьми, приспособление к социальной среде.

Адаптированность выражается как принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми встречается каждый в соответствии со своим возрастом и полом. Адаптационное поведение характеризуется успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего.

Основными признаками эффективной адаптированности являются:


  • адаптированность в сфере «внеличности» социально-экономической активности, где индивид приобретает знания, умения и навыки, добивается компетенции и мастерства;

  • адаптированность в сфере личностных отношений, где устанавливаются интимные, эмоционально насыщенные связи с другими людьми, а для успешной адаптации требуются чувствительность, знание мотивов человеческого поведения, тонкого и точного отражения изменений взаимоотношений.

Разновидности процессов адаптации личности:

  • внутриличностные процессы;

  • процессы, совершающиеся между двумя личностями;

  • процессы, совершающиеся между личностью и группой;

  • социальные процессы, которые вызывают изменения во внутренней структуре и формах организации группы;

  • процессы, которые вызывают изменения во взаимоотношениях двух групп;

  • такие социальные процессы, которые приводят к изменениям во всем обществе.

Адаптация студентов к обучению в вузе имеет свои особенности. Вхождение молодых людей в систему вузовского обучения, приобретение ими нового социального статуса студента требуют от них выработки новых способов поведения, позволяющих им в наибольшей степени соответствовать своему новому статусу. Такой процесс приспособления может проходить достаточно длительное время, что может вызвать у человека перенапряжение как на психологическом, так и на физиологическом уровнях, вследствие чего у студента снижается активность, и он не может не только выработать новые способы поведения, но и выполнить привычные для него виды деятельности.

Специфика процесса адаптации в вузах определяется различием в методах обучения и в его организации в средней и высшей школах, что порождает своеобразный отрицательный эффект – дидактический барьер. Первокурсникам не достает различных навыков и умений, которые необходимы в вузе для успешного овладения программой. Приспособление к новым условиям требует много сил, из-за чего возникают существенные различия в деятельности и результатах обучения в школе и вузе.

Известно, что процесс адаптации к обучению в вузе - явление весьма сложное, многогранное, завершающееся к концу третьего курса. Выделяют две стороны социальной адаптации студентов:


  • профессиональную адаптацию, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе;

  • социально-психологическую адаптацию – приспособление индивида к группе, взаимоотношениям в ней, выработка собственного стиля поведения.

Социально-профессиональную адаптацию принято рассматривать в трех аспектах:

  • медико-биологический аспект (результат приспособления организма индивида и его психики к условиям профессиональной деятельности и общения);

  • психолого-педагогический аспект (процесс социализации индивида в труде и результат этого процесса);

  • социологический аспект (особый этап жизненного пути молодого человека, совпадающий по времени с окончанием обучения в системе народного образования и началом профессиональной трудовой деятельности) [Рунова С.А., 2000].

Профессиональная адаптация – предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. В этом заключено положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида (студента) в той или иной социальной роли.

Различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза:



  • адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней, ее требованиям к своим обязанностям;

  • адаптация общественная, то есть процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;

  • адаптация дидактическая, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе.

Для успешной адаптации необходимым является проявление активной позиции, которая должна быть не только у преподавателя, но и у студента, то есть должна быть совместная деятельность. Студент должен сам находить и выбирать для себя способы и пути достижения той или иной образовательной цели, а преподаватель – создавать для этого условия.

Именно на первом курсе формируется отношение молодого человека к учебе, к будущей профессиональной деятельности, продолжается «активный поиск себя». Даже отлично окончившие среднюю школу, на первом курсе не сразу обретают уверенность в своих силах. Первая неудача порой приводит к разочарованию, утрате перспективы, отчуждению, пассивности.



Адаптация студентов педагогического вуза заслуживает особого внимания. Проблема адаптации молодежи более актуальна, когда речь идет о будущем учителе. Именно от того, как подготовлен молодой специалист, зависит уровень его профессионально-педагогической деятельности, а, следовательно, уровень подготовки и развития его учеников.

В настоящее время проблема адаптации студентов на начальном этапе профессионально-педагогической подготовки занимает одно из значимых мест в педагогической науке и практике. Это обусловлено тем, что система образования высшей школы оказалась не подготовленной к трансформациям общественно-политической жизни, когда одни только знания в традиционном понимании не могут выступать в качестве средства успешной адаптации вчерашних школьников.

Так же проблема адаптации может быть обусловлена тем, что мотивы выбора профессии педагога будущими студентами были отнюдь не педагогические. Адаптация проходит наиболее успешно у студентов первого курса, мотивами выбора профессии которых были педагогические мотивы.

В связи с такими причинами адаптация первокурсников может вызывать множество трудностей у студентов непосредственно педагогического вуза как общего характера (трудности, одинаковые для студентов разных факультетов), так и трудности, характерные по своей специфике конкретно для какого-то одного факультета.

Замечено, что чем лучше студент понимает, зачем и для чего ему могут понадобиться знания для будущей работы, тем лучше он учится. Результаты исследований свидетельствуют о том, что уровень представления студента о профессии (адекватно – неадекватно) непосредственно соотносится с уровнем его отношения к учебе: чем меньше студент знает о профессии, тем ниже у него положительное отношение к учебе.

Недостаточная информированность студентов о содержании их будущей профессии связана с тем, что, во-первых, слабо освещается необходимость общества в работниках педагогической сферы; во-вторых, низкий социальный уровень (статус) педагогов; в-третьих, невысокий престиж самой профессии в современных социально-экономических условиях.



СТУДЕНТЫ – БУДУЩЕЕ ПЛАНЕТЫ


Данный материал подготовлен победителем конкурса «Куратор года – 2004», профессором Шестак Л.А.
Выбор человеком жизненного пути, получение образования, первая в жизни работа в виде учебной и производственной практики – едва ли не важнейшие вехи в процессе социализации человека. В вуз, на подготовительные курсы, студенты приходят к нам детьми, а получив диплом, уходят от нас нашими коллегами – математиками, физиками, филологами. И эти пять лет превращения детей в профессионалов, специалистов – в социальном отношении решающие годы, определяющие в общих чертах всю последующую общественную жизнь личности. Помочь каждому из наших подопечных реализоваться, предложить варианты жизненного определения, ответить на вопросы, объяснить и подсказать – великая миссия наставничества, даже если она и называется прозаическим номенклатурным обозначением «куратор».

Я работаю в вузе с 1975 г, скоро тридцать лет. И все годы являюсь куратором студенческих групп. Основными направлениями своей деятельности считаю следующие (будучи филологом, для себя обозначаю их цитатами, афоризмами, лозунгами).



«Здравствуй, племя младое, незнакомое!». Знакомимся по возможности со всеми студентами, беседуем о их планах, представлении о будущем. Обязательно выясняем амбиции, стараюсь предложить возможности реализации этих амбиций: группорг, член факультетского КВН, участник студенческих конференций, ведущий языковых классов на городском Фестивале языков и пр. Юный человек должен реализоваться на новом поприще, в новом коллективе, живущим по иным, нежели привычные школьные, законам. Нереализованность – страшная вещь. Она ведет в лучшем случае к апатии, в худшем – к зависти и вытекающему из нее весьма неблаговидному поведению.

Основное направление работы, конечно, профессиональное – «Сеять разумное, доброе, вечное…». Во-первых, это объяснение многих элементарных правил и приемов интеллектуального труда. Упоминаю о том, что нейронам в состоянии интенсивной работы нужно в 10 раз больше кислорода, и поэтому обязательным условием должна быть элементарная открытая форточка. Что существуют такие приемы, как «Принцип танковой атаки», установки, формулируемые парадоксальным правилом «Как съесть слона». Если не понимаете абзаца в самом начале параграфа – бросьте его, поставив на полях знак вопроса, и читайте, идите вперед подобно пехоте, оставляющей в тылу островки сопротивления. Когда понята концепция, основные идеи книги или параграфа, скорее всего окажется, что возвращаться к начальному, тяжеловесно сформулированному, и не стоит. Если же реализовать нужно объемное интеллектуальное задание, например, «выучить второй иностранный язык», хотя бы в минимальном объеме разговорной речи, нужно просто разделить его на объемы в зависимости от лимита времени. И когда формулировка »Выучить за год французский язык» будет заменена «порционной» формулировкой «учить в день по 10 французских слов», она уже не покажется глобальной и невыполнимой.

Во-вторых, это беседы о проблемах отечественного и зарубежного образования. При чтении своих дисциплин – лексикологии, синтаксиса, культуры речи на стационаре, всего курса »Современного русского языка» на заочном отделении я давно, еще с 80-х гг, применяю систему письменного тестирования. В конце семестра аудиторно даю тест по дисциплине объемом 60 вопросов. Зачет получают студенты, правильно ответившие на 2/3 + 1 вопрос, т.е. на 41 из 60. Пишем в течение одного занятия, а проверяю каждого по материалу семестра. Упоминаю, что письменные экзамены – это европейская академическая традиция, что мы участники Болонского процесса, что им получать уже новые дипломы в 2007 г и по-новому учить следующие поколения. Студенты тестирование любят и предпочитают его обычным билетам с тремя вопросами.

Конечно же, обсуждаем и отечественный вариант тестирования в рамках ЕГЭ. Отзывы разные. Говорят, что ради получения медали и поступления на филфак вынуждены были вместо этого весь год заниматься с преподавателями математикой, которая шла как ЕГЭ, иначе не получить медаль. Реформа в образовании студентов волнует. Соглашаются с необходимостью создать единые для всей страны критерии, но не понимают механизма отбора при прочих равных одного абитуриента среди набравших одинаковый балл по ЕГЭ.

Много вопросов вызывают новые формы образования – бакалавриат, магистрат. Спрашивают о шансах и возможностях, представляемых той или иной формой образования. Волнует перспектива оказаться с невостребованной формой диплома. Студенты уже наслышаны, что в европейской системе образования специалист в будущем не предусматривается, лишь бакалавр, магистр и аспирант. Поэтому многие начинают выстраивать будущую карьеру уже со студенческой скамьи. Советую по возможности получить диплом бакалавра и пойти в магистратуру: «Создайте себе больше шансов!». Как говорят англичане, «Нельзя класть все яйца в одну корзину». Разные формы образования обеспечат варианты профессиональной реализации в будущем.

Второе направление деятельности с группой формулирую лозунгом, вынесенным в заглавие: «Студент – будущее планеты». Детвора, гордо-торжественно выстраивающаяся первого сентября у дверей вуза, через двадцать лет будет стоять у руля государства, обеспечивать производство, выдвигать новые идеи. И от того, какими специалистами и людьми станут наши студенты, зависит наша будущая жизнь. Отслеживаем информацию о студенческой жизни в стране и за рубежом, отмечаем Международный день студента. Но студенчество – тренировка будущей профессиональной жизни. Поэтому много говорим о трудоустройстве, о требованиях сегодняшнего дня (два иностранных языка, компьютерная грамотность), о втором образовании, стажировках за рубежом, о путях поиска таких возможностей через Интернет, гранты, участие в конференциях и пр. Современной реалией является студенческая подработка и, как ни прискорбно, сложности с трудоустройством. При оказии информирую о местах в системе образования, где можно устроиться на 0.5–0.25 ставки, о том, что при отсутствии мест в системе образования молодежь, особенно мальчиков, охотно берут риэлторские конторы, средства массовой информации и пр.

Как преподаватель и ученый я, естественно, озабочена уровнем российского образования, его конкурентоспособностью, сменой кадров на кафедре и факультете, формированием лингвистов-исследователей. «Кузница научных кадров». Так традиционно именуют университеты. Поэтому важнейшим направлением своей работы считаю научную подготовку студентов. Работать приходится с разными курсами – вторым, четвертым, пятым. На втором курсе в курсе лексикологии даю основные методики лингвистического анализа: метод компонентного анализа, методика изучения фразеологии М.Копыленко и З.Поповой и пр. В середине семестра обязательно пишем контрольную работу, это полусеместровый контроль, в конце семестра – тест. На студенческую научную конференцию всегда выставляю доклады второкурсников, не менее пяти. Для большинства это первый опыт самостоятельной научной работы и первого публичного научного выступления. Подробно оговариваем процедуру научных прений, этикет делового общения, правила полемики, варианты ответов на замечания и вопросы и пр. Студент, который выступил на младших курсах на студенческой научной конференции, был рекомендован на межвузовский научный форум, обычно получает звание студента-исследователя, пишет заявление в бакалавриат, идет в магистратуру. Именно у таких студентов обычно прекрасные дипломные защиты, они идут в аспирантуру и создают научный резерв кафедры и факультета. Информирую о студенческих конференциях в других вузах, советую выслать тезисы докладов. Так многие уже к моменту поступления в аспирантуру получают одну-две напечатанные статьи, что дает возможность затем самостоятельного участия в научной жизни страны и региона. В процессе научного роста студент отрабатывает универсальную научную форму оформления любой научной работы, от студенческих тезисов до докторской диссертации: оформление, композиция, современные компьютерные требования к тексту, существующий ГОСТ.

Студенческая жизнь не сводится к одной учебе. Следующее направление кураторской работы обозначаю мысленно так: «От сессии до сессии живут студенты весело…». Традиционной формой организации досуга студентов-лингвистов считаю КВН. На филологическом факультете провожу его уже три года. КВН не просто студенческий, а, с учетом специализации, лингвистический. Вопросами к студентам являются, например, такие: «Почему, когда смотришь на сцену в бинокль, не только лучше видишь, но и слышишь?», «Какая сторона языка отражена в словах О.Мандельштама «Я слово позабыл, что я хотел сказать, и мысль бесплотная в чертог теней вернется…»?, «Какой вид языкового переноса представлен в шутливой фразе «Лучшие ноги страны съехались в Москву на совещание, чтобы поговорить о низкой результативности игры в футбол»(«Крокодил»)? и т.п. Традиционные КВН-овские задания также имеют филологическую основу. Так, домашним заданием является показать сценку на известный литературный сюжет, не называя его. Команда соперников должна этот сюжет отгадать. У нас уже был лингвистический треугольник Фреге, который «ушел от профессора Алефиренко», сюжет романа «Евгений Онегин», показанный под ширмой только движениями ног, и другие драматургические «находки». Рисуем фразеологизмы, активизируя их этимологию: «играть на нервах», в виде отбивания ложками по гитарной струне, «черти полосатые» в тельняшках и пр. Жюри состоит не только из преподавателей, но и из студентов старших курсов, бывших КВНщиков. Возглавляет жюри профессор Ф.П.Сергеев, в жюри входит зам. декана А.А.Водяха, профессора Е.В.Брысина и Ю.В.Федосов, доценты Е.И.Алещенко, Н.О.Крамаренко, И.В.Быдина, и др. КВН проходит всегда в актовом зале, приходят студенты разных факультетов и даже вузов.

Обязательно принимаем участие в Посвящении в студенты, поздравляем первокурсников, показываем сценку, и в Последнем звонке – прощании с выпускниками.

Кроме ВКН, привлекаю своих студентов к участию в ежегодном Фестивале языков. Проводится он силами двух комитетов при областной администрации: Комитета по делам молодежи и Комитета по делам национальностей. Как сопредседатель Ассоциации польской культуры, я работаю в этих структурах, студентов привлекаю ко всем мероприятиям лингвистического, филологического, культурологического характера. Фестиваль языков проводится в нашем городе уже три года. В Волгограде и области представлено около 40 языков народов России, СНГ, стран Азии, Африки и Латинской Америки. Реально мы показываем классы-уроки по 13-15 языкам. Фестиваль проходит в Муниципальном институте искусств им. П.Серебрякова. Проходит презентация преподавателей языков, организуются информационные стенды (например, «Знаменитые поляки»), дается пять уроков длительностью по полчаса. Кроме традиционных европейских языков мы показывали довольно редкий для нашего города датский, широко был представлен китайский, активно посещались классы татарского и других народов России, был даже представлен экзотический африканский язык сусу. После линвистических уроков в актовом зале Муниципального института идет большой интернациональный концерт. Наши студенты-филологи активно посещают Фестиваль, обмениваемся впечатлениями о том, кто какой язык посетил, что удивило и запомнилось и т.п.

Как сопредседатель Ассоциации польской культуры, поддерживаю активную связь со школой № 84 – нашим Славянским лицеем. Здесь уже более десяти лет преподаются польский и украинский языки, с будущего года хотим ввести также чешский, а также курс культуры славянских народов. На территории школы поэтому часто проводятся мероприятия, связанные с культурой славян, например, День славянской письменности и культуры. Привлекаю студентов. Скажем, читаем перед телевизионной камерой вдвоем поэму Адама Мицкевича «Trzech Budrysów» и ее перевод А.Пушкиным – «Будрыс и его сыновья».

После сессии приходит лето. А «Лето – это маленькая жизнь…». Обсуждаем практики, возможности летней работы. И лето – время новых контактов. Студентов, изучающих на факультете славянские языки, в частности, польский, оформляю на ежегодный международный Фестиваль поэзии Марии Конопницкой в Польшу, в городок Góre Mokre под Варшавой. В этом году Фестиваль состоится уже в тринадцатый раз, на него съезжаются чтецы и музыканты со всего мира, это хорошая возможность показать себя, получить приглашение на стажировку и т.п.

Так на протяжении лет складывается общение со студентами. Общение естественное, доставляющее радость и той, и другой стороне. Ведь студентам нужны ориентиры и совет, преподавателю – радость созидания личности и уверенность в будущем своей страны. Поэтому работу куратора стараюсь сделать многогранной, осуществляя ее как ученый, как лингвист, как общественная личность.

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница