Сборник методических материалов по истории парламентаризма в россии



страница1/7
Дата14.08.2016
Размер1.15 Mb.
ТипСборник
  1   2   3   4   5   6   7
Сборник методических материалов по

ИСТОРИИ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В РОССИИ

http://omc.zouo.ru/index.php?id=746 (видеоурок)




картинка 5 из 816картинка 6 из 816

картинка 14 из 86367картинка 1 из 86367

картинка 2 из 86367

картинка 7 из 96000

картинка 16 из 96000

картинка 6 из 96000

Слово «парламент» (parliament) родилось в средневековой Англии, но по этимологии и орфографии является французским, происходящим от parler (говорить).



Парламент - общенациональное представительное учреждение государства, осуществляющее законодательные функции; высший выборный законодательный орган. В большинстве стран состоит из двух палат.

Парламентаризм - особый тип государственного устройства верховной власти, при котором в структуре государственных органов учреждается постоянно действующий избираемый населением орган, призванный принимать верховные решения в форме законов.

Структура парламента

Структуру парламента, разную для различных стран и эпох, образуют его палаты, вследствие чего парламенты бывают однопалатными и двухпалатными. В двухпалатном парламенте существует обычно подразделение на верхнюю и нижнюю палаты. В составе палат действуют депутатские объединения (фракции и группы), парламентские комитеты и комиссии, административно-вспомогательные органы – аппарат парламента.

Руководящим органом однопалатного парламента является председатель Национального собрания. В случае двухпалатного парламента единого руководителя парламента нет, в каждой палате свой председатель.

Главной фигурой в парламенте является депутат (лат. deputatus - посланный). Именно он прямо или косвенно (через партии, субъекты государственно-территориального устройства) от имени народа, его избравшего, осуществляет власть.картинка 53 из 96000



Правовым статусом члена парламента, дающим ему возможность осуществлять власть, является депутатский мандат. Существует два вида мандатов: свободный, когда депутат не связан обязательствами перед избирателями своего округа и как бы является представителем всего народа, и императивный мандат, когда парламентарий несет ответственность перед своими избирателями. В ряде стран императивный мандат законодательно запрещен.

Сфера полномочий парламента

  1. В сфере политики в круг компетенции парламента входят формирование правительства, а в некоторых странах и избрание президента. картинка 12 из 93825

  2. Парламент утверждает ключевые фигуры страны - генерального прокурора, министров, послов, федеральных судей.

  3. Парламенту принадлежит главная роль в вопросах объявления войны и заключения мира, ратификации и денонсации международных договоров.

  4. В компетенцию ряда парламентов входит и объявление импичмента (официальное обвинение высшего должностного лица) президенту. Хотя это экстраординарные функции, тем не менее, они предусматривают процедуру отстранения от должности высокопоставленного государственного чиновника, вплоть до главы государства, судом парламента по тяжкому уголовному обвинению, как это предусмотрено, к примеру, в Палате представителей Конгресса США, когда речь идет о «государственной измене, взяточничестве или других тяжких преступлениях, проступках и недостойном поведении».

  5. Контроль за деятельностью правительства. Зачастую это не контроль постфактум, а упреждающий или одновременный контроль. Особенно это важно для деятельности оппозиционных парламентских партий, не имевших возможность сформировать правительство. В ряде стран, например, в американском Конгрессе, парламент обладает правом контроля и надзора за исполнением программ с бюджетным финансированием. Наиболее распространенной формой в данном случае являются парламентские слушания. Они могут быть инициированы в связи с тревожными сигналами или же являются обычной работой, подразумевающей парламентский контроль.

  6. Законодательная компетенция, основная для парламента. Прежде всего, значимость парламента определяется тем, что он наделен полномочиями принимать так называемые конституционные законы, то есть те, которые напрямую не регулируются конституцией, но и не могут быть отданы на откуп текущему законодательству, так как от них зависит политический «дизайн» страны. Это законы об избирательных правах и гарантиях граждан, о статусе политических партий и т. п. Большинство парламентов обладают учредительной властью и уже тем самым влияют на конфигурацию политического процесса. В конституциях некоторых стран предусмотрена невозможность со стороны парламента менять отдельные статьи конституции.

Зарождение парламентаризма в Европе

Средневековая Великобритания

Английский парламент – первый в истории пример института представительной демократии.

Представительный парламент в Англии сложился в период сословной монархии. Своим возникновением он был обязан в первую очередь английской традиции привлечения короной высшей знати к решению государственных дел.

Исторической предпосылкой сословного представительства выступают собрания вассалов короля, которые с середины XII в. стали обязательной частью государственной жизни. Согласие такого собрания на законодательные предложения короны было более чем желательно. Собрание вассалов выполняло и судебную функцию. Суд пэров являлся высшим судом Англии.

К концу XII века в собраниях стали участвовать не только высшие, но и средние вассалы. картинка 5 из 5471

В 1215 крупные землевладельцы добились от Иоанна Безземельного подписания Великой хартии вольностей, согласно которой король не мог назначать новых налогов (кроме некоторых старых феодальных налогов) без согласия королевского совета, который постепенно эволюционировал в парламент.картинка 4 из 357

Среди обязанностей короля значилась и обязанность созывать в необходимых случаев «архиепископов, епископов, аббатов, графов, старших и младших баронов».

С середины XIII века в Англии остро ощущался кризис королевской власти, влияние совета вассалов усилилось. Знать стремилась поставить под свой контроль корону. Но это вызвало неудовольствие среди более широких слоев горожан и свободных землевладельцев (рыцарей).

Лидер оппозиции – Симон де Монфор стал инициатором организации более широкого представительства и формирования новой политической структуры Англии. Он объективно полагал, что высшая знать своими силами без помощи горожан и рыцарства не справится с королевским произволом.

В июне 1264 г. де Монфором в Лондоне был созван первый английский парламент, куда помимо высшего духовенства и знати, были приглашены по 4 представителя от графств. А в январе 1265 г. в состав парламента вошли и представители городов. Этот год стал рождением абсолютно нового учреждения - «парламента», где были представлены основные сословия Англии.

Тем не менее, окончательное закрепление парламента в государственно-политической жизни Англии произошло не сразу и заняло около 40 лет. Только в 1290-е годы парламент оформился как постоянно действующее учреждение. Тогда же за ним закрепилось название – parliamentem.

На протяжении нескольких десятилетий парламент был однопалатным и играл двоякую роль, выступая как сословно-совещательный орган и орган высшего суда. Это было связано с особенностями состава парламента, куда входили и пэры, традиционно выполняющие судебную функцию, и представители общин. Разделение парламента на две палаты произошло в 1341-1343 гг. С этого момента пэры обосновались в палате лордов, а представители графств и городов стали заседать в палате общин.

Если раньше канцлер руководил заседаниями, а затем выступал от имени парламента с докладом перед королем, то теперь он стал руководить палатой лордов, а в палате общин появилась должность спикера («говорильщик» перед королем).

Строгих принципов и правил организации парламентских сессий в те времена не существовало. Они определялись в основном королем и традициями.

Для того, чтобы заседание парламента считалось полным, в его работе должны были принимать участие:

- высшие бароны;


- высшее духовенство;
- выборные представители от графств, городов и низшего духовенства.

Первые две группы составляли палату лордов и приглашались лично королем. И это считалось едва ли не важнейшей государственной привилегией.

Количество приглашенных не было четко определено и колебалось от 54 до 260 человек.

Число выборных представителей от графств было строго определено: 74 депутата (по два от 37 графств).

Первоначально избирательно право было предоставлено всем держателем свободных земель, независимо от наличия или отсутствия дворянского титула. Но постепенно закон ужесточился. Так, в 1407 г. впервые были составлены списки, допущенных к выборам избирателей. Это было сделано для того, чтобы ограничить злоупотребления, связанные с переездом избирателей с одного места голосования на другое.
Затем был установлен сословно-имущественный ценз.

Далеко не все города обладали правом посылать своих депутатов в Парламент. Так, в XIII веке из 174 городов только 58 имели представительство в парламенте. Всего к концу XVI века в палате общин насчитывалось 300 депутатов (226 от городов и 74 от графств).

Компетенция парламента также формировалась постепенно.

Некоторые функции закрепились благодаря традиции, некоторые утверждались короной с целью поддержания общественного равновесия, а за некоторые функции депутатам пришлось бороться с короной.


Основным полномочиями парламента были следующие:

- Высший суд

- утверждение налогов и сборов

- советы королю по государственным делам и по принятию законов


(законодательная инициатива оставалась у короля)

Франция

Средневековая Франция – крайне централизованное государство с сильной королевской властью, поэтому сложно представить, что здесь мог появиться такой же сильный сословно-представительный орган, как в Англии. Тем не менее, стремление короны к централизации и усилению своих полномочий в начале XVI в. вызвало резкую оппозицию среди правящих сословий, особенно знати. В то же время корона в кризисные политические моменты нуждалась в общественном согласии (хотя бы номинальном). Вследствие этого и во Франции возникло учреждение с чертами сословного представительства – Генеральные штаты (штаты – сословия). картинка 12 из 8759

Генеральные штаты исторически выросли из советов феодальной знати при короле, возникших еще в XII в. с привлечением городских верхов. Ассамблеи созывались королем, как правило, чтобы заручиться поддержкой трех сословий страны: светских и духовных вассалов короля и горожан.http://revolution.1789.free.fr/image/les_etats_generaux.gif

Началом существования сословно-представительной системы во Франции принято считать 1302 г., когда королем Филиппом IV Красивым было созвано первое общегосударственное заседание сословий - Генеральных штатов (само название начало использоваться с 1484 г.). Это событие определялось вполне конкретными историческими причинами: неудачной войной во Фландрии, серьезными экономическими трудностями, конфликтом короля с Римским папой. Периодичность созыва Генеральных штатов не была установлена. Этот вопрос решал сам король в зависимости от экономических и политических обстоятельств. Король высылал личные приглашения высшему духовенству (архиепископы, епископы, аббаты), а также крупным светским феодалам. В первых созывах не было представителей от дворянства. Позднее утвердилась практика, согласно которой среднее и мелкое дворянство избирало своих депутатов в Штаты. Депутаты избирались также от церквей, монастырей и городов (по 2-3 депутата).



Каждое сословие заседало отдельно от других:

  • В первой палате – высшее духовенство,

  • Во второй – депутаты от дворянства,

  • В третьей – выборные депутаты от верхушки горожан, третьего сословия.

Каждая палата имела только один голос, независимо от числа представителей. Утверждение решения осуществлялось всеми палатами простым большинством голосов, и в целом феодалы всегда имели перевес над третьим сословием.
Известно, что только в 1468 и 1484 гг. все три сословия проводили свое заседание совместно.
Депутаты, избранные в Генеральные штаты наделялись императивным мандатом. После возвращения с заседания депутат должен был отчитаться перед своими избирателями.картинка 5 из 11344

Вопросы, выносимые на рассмотрение этого сословно-представительного органа, и продолжительность заседаний также определялась королем. Кроме того, король запрашивал мнение Генеральных штатов по ряду законопроектов, хотя формально их согласия на принятие королевских законов не требовалось. Самой частой причиной созыва учреждения была нужда короля в деньгах, и он обращался к сословиям с просьбой о финансовой помощи или разрешении на очередной налог.

Сами Генеральные штаты могли обращаться к королю с просьбами, жалобами, протестами, имели право вносить предложения и критиковать деятельность королевской администрации. И поскольку существовала определенная зависимость короля от Штатов, чаще всего он удовлетворял требования депутатов. В ряде случаев, Штаты противостояли королю и проявляли неуступчивость, тогда король мог долгое время не собирать депутатов для работы (например, с 1468 по 1484 гг.).

Наиболее острый конфликт между королем и сословиями произошел период Столетней войны, когда корона особенно нуждалась в субсидиях. В 1357 г. в момент восстания горожан в Париже и пленения французского короля Иоанна II Доброго англичанами. Генеральные штаты, в работе которых приняли участие главным образом представители третьего сословия, выдвинули программу реформ, получившую название Великий мартовский ордонанс. Взамен предоставления королевской власти субсидий они потребовали, чтобы сбор и расходование денежных средств производились самими Штатами, которые должны были собираться три раза в год, и без созыва их королем в любом месте «для устройства хорошего управления государством». Все решения Генеральные штатов должны были входить в силу без королевского одобрения. Были избраны «генеральные реформаторы», которые наделялись полномочиями по контролю деятельности королевской администрации, увольнению и наказанию (вплоть до применения смертной казни) отдельных чиновников. Однако попытка Генеральных штатов реформирования системы не имела успеха. Королевская власть отказалась принять их требования. картинка 9 из 8271

В ряде регионов Франции (Прованс, Фландрия) с конца XIII в. возникают местные сословно-представительные учреждения. Сначала они назывались «консилиум», «парламент», или просто «люди трех сословий». К середине XV в. стали употреблять термины «штаты Бургундии» или «штаты Фландрии». Название «Провинциальные штаты» закрепилось лишь в XVI в.

Интересно, что термин «парламент» во Франции обозначал высший апелляционный суд королевства. Он был создан на базе королевской курии (съезд феодалов) в 1260 г. при Людовике IX и рассматривал важнейшие дела государства.

Парламент рассматривал наиболее важные уголовные и гражданские дела, мог пересматривать решения и приговоры нижестоящих судов и состоял из нескольких палат (Общая, следственные, палаты прошения).
С 1350 г. на Парламент была возложена важнейшая законодательная функция – регистрация королевских ордонансов (только после этого они считались подлежащими к исполнению). Такая процедура, внешне казавшаяся лишь технической, в действительности давала возможность тормозить введение в действие новых указов и оказывать влияние на корону. Если Парижский парламент находил в ордонансе неточности или же отступления от «законов королевства», он мог заявить ремонстрацию (возражение) и отказать такому акту в регистрации. Ремонстрация преодолевалась только посредством личного присутствия короля на заседании парламента.

К XVI в. во Франции складывается абсолютная монархия и существовавшие ранее сословно-представительные органы прекращают свое существование.

В XVI-XVIII веках в ряде ведущих стран Западной Европы - Нидерландах, Англии, Франции – в результате буржуазных революций сословные представительные учреждения превратились в общенациональные выборные парламенты, обладающие законодательными и контрольными полномочиями. картинка 25 из 1794

История парламентаризма в России.картинка 6 из 7

Появление в России профессионального, постоянно действующего законодательного и представительного органа государственной власти явилось итогом длительного и противоречивого исторического развития института народного представительства. Отдельные элементы народного представительства существовали в Киевской Руси, Великом Новгороде и Московском государстве. Однако первой попыткой учредить регулярные представительные органы считается созыв в 1549 г. Земского собора, принявшего Судебник Ивана Грозного (сборник законов).

В XVI - XVII вв. (в годы правления Ивана IV Грозного, Федора I, Бориса Годунова, в период Смуты, а также при первых Романовых - Михаиле и Алексее) в России формируются и действуют органы сословного представительства - Боярские думы, Земские соборы. В условиях укреплявшегося самодержавия они выполняли функции представительства общественных сил и отражали специфические местные интересы. картинка 16 из 333

К концу XVII столетия самодержавная власть усиливается и институт Земских соборов ликвидируется, но остается в народной памяти и вплоть до начала XX в. (до формирования первой выборной Думы) выступает важным идеологическим символом для различных общественных и политических сил. Последний Земский собор собирался в 1653 году, который решил вопрос присоединения Малороссии к России.

Эпоха Петра I характеризуется окончательным формированием абсолютной монархии в форме императорской власти. Первой административной реформой Петра I стало создание в 1699 г. особого ведомства городов – Ратуши. Указами вводилось самоуправление для городского купечества, а также для населения поморских городов. Отменялась власть воевод, отныне судом и сбором налогов ведали выборные бурмистры. Во главе новых органов была поставлена Московская ратуша, выбираемая купцами Москвы. В ведении Ратуши находились главные поступления государственных доходов с городов, а также общий надзор за действиями органов самоуправления. Во главе Ратуши стоял обер-инспектор ратушного правления. Первым человеком, занявшим эту должность, был бывший дворецкий Шереметева Алексей Курбатов.картинка 11 из 96000

Но с ростом государственных расходов Петр постепенно утрачивает доверие к финансовым возможностям Ратуши. Царь приходит к решению перенести основную массу управления на места, так как "человеку трудно за очи все разуметь и править".

В конце 1707 г. начинается осуществление новой реформы, а в 1708 г. провозглашается создание восьми губерний, которые в свою очередь подразделялись на провинции: Московской, Ингерманландской (впоследствии Санкт-Петербургской), Киевской, Смоленской, Архангелогородской, Казанской, Азовской и Сибирской. Во главе пограничных губерний стояли генерал-губернаторы, остальных - губернаторы. Провинции управлялись воеводами, при губернаторах и воеводах находилась земская канцелярия как орган, приводящий в исполнения распоряжения и приказы; с 1710 г. воеводы стали называться уездными комендантами. В подчинении у губернатора были вице-губернатор (заместитель), ландрихтер, ведавший судом, провиантмейстер и другие чиновники. Таким образом, губернская реформа фактически упразднила преобразования 1699 г., а Московская ратуша превратилась из общегосударственного в губернское учреждение.

После учреждения коллегий в 1717 – 1718 годах Петр решил по шведскому образцу реформировать и местное управление. Началась очередная реформа местного административно-территориального устройства. В 1719-1720 г. были отменены "доли" и должности ландратов, губернии теперь делились на провинции, а те, в свою очередь, на дистрикты, во главе которых стояли земские комиссары, назначаемые Камер-коллегией.

Городское управление было передано в руки городских верхов. Должность бурмистров отменялась. Все посадское население делилось на три части: 1-ю гильдию (богатые купцы и владельцы ремесленных мастерских), 2-ю гильдию (мелкие торговцы, зажиточные ремесленники) и "подлый люд", составлявший подавляющее большинство городского населения. Правом выбора в новые органы городского самоуправления - магистраты - получили лишь представители "регулярного" населения - члены гильдий, избираться могли лишь члены 1-ой гильдии. Деятельность всех городских магистратов контролировал созданный в 1720 г. Главный магистрат.

После смерти Петра Великого (1725г.) в России в изобилии порождаются различные прожекты введения в России основ представительной системы власти. С 30 - х гг. XVIII в. русская политическая мысль интенсивно разрабатывает идею ограничения самодержавия с помощью органов парламентского типа.



В екатерининскую эпоху возникают институты представительства сословий: сначала дворянства, затем купечества. картинка 5 из 96000

Екатерина II решительно перестроила губернское управление. 7 ноября 1775 г. издан Указ «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи», согласно которому реорганизован, укреплен институт губернаторства, изменено устройство губернского управления. Губернатор представлял корону и местную власть, являлся главным должностным лицом губернии. В его руках сосредоточена вся полнота власти и управления. Как и прежде, он назначался монархом, но именовался теперь главнокомандующим, государевым правителем губернии, мог иметь статус не только гражданского, но и военного губернатора. Он контролировал деятельность всех учреждений и должностных лиц, выполнение законов, указов, повелений, имел в подчинении все воинские части и команды на территории губернии.

Вместо прежней губернской канцелярии учреждалось губернское правление, присутствие которого состояло из государева правителя и двух советников. Губернские учреждения строились по функциональному признаку, выполняли строго определенные административные, финансовые, судебные и другие функции. В каждой губернии учрежден своеобразный орган - Приказ общественного призрения для управления народными школами, больницами, госпиталями, богадельнями, сиротскими, смирительными и работными домами. Возглавлял его губернатор, в присутствие входили также по два выборных заседателя от верховного земского суда, губернского магистрата, верхней расправы.

Широкими функциями, высоким статусом наделена Казенная палата, глава которой - вице-губернатор назначался Сенатом по поручению монарха. Главная задача ее - попечение об исправном поступлении доходов. Распоряжалась собранными казенными доходами Штатс-коллегия.

Губернское правление, палаты являлись царской местной администрацией с назначенными чиновниками. Совестный суд, приказ Общественного призрения сочетали государственные и общественные начала, «заседатели» в них избирались сословиями, а председательствовало чиновное лицо. Получилось своеобразное совмещение централизации губернского управления с участием в нем представителей местного дворянства. В отличие от традиционно существовавших в Московском государстве земских неодносословных представительств Екатерина II установила исключительно сословно-дворянский способ представительства.

Уездную администрацию, подчиненную губернскому правлению, представлял нижний земский суд, ставший главным исполнительным органом, обладавший полнотой власти в уезде. Он обеспечивал соблюдение законов империи, исполнение распоряжений губернского правления, судебных решений, имел и другие функции по управлению уездом, в том числе обеспечивал организацию уплаты податей, исполнение натуральных повинностей, надзирал состояние дорог и др. Глава его, председатель земского суда в лице земского капитан-исправника, был наделен большими полномочиями, мог принимать любые меры для обеспечения законности, порядка. Он и два заседателя выбирались дворянами и только из местных дворян, утверждались центральной властью. В уездную администрацию входили также уездный казначей, присяжный землемер и др. Учрежден уездный суд для дворян (выборный судья и два заседателя), при нем - дворянская опека под председательством уездного дворянского предводителя для заботы о дворянских вдовах, сиротах. Нижняя расправа ведала в уезде судебными делами государственных крестьян. Крепостные крестьяне оставлены всецело во власти их собственников.



екатерина ii великаяПо губернской реформе 1775 г. города получили статус самостоятельной административной единицы. Управление городами осуществлял городничий, получивший высокий должностной статус. Он назначался Сенатом из отставных офицеров-дворян, олицетворял со своей командой военнослужащих и канцелярией полноправную царскую администрацию, наделен огромной властью, выполнял в городе функции уездного капитан-исправника, обеспечивал порядок, возглавлял полицию, сосредоточил административные, полицейские и другие функции. В столичных городах администрацию возглавили назначаемые властью полицмейстеры. Под контролем администрации действовали выборные органы городского общественного управления.

Городовые магистраты и ратуши в посадах утратили административные функции и превратились в суды для торгово-промышленного населения, сохранены коменданты в ряде городов, цеховые старосты. Купечество и мещанство выбирали двух бурмистров и четырех ратманов в магистрат, наделенный функциями суда. Возглавил его городской голова. Функционировали в городах совестный и сиротский суды. В лице магистратов, совестных и сиротских судов, ратуш формировалось городское общественное самоуправление, которое функционировало под постоянным и строгим контролем губернаторства, городничества, органов государственного управления.

21 апреля 1785 г. издана «Грамота на права и выгоды городам Российской империи», которая стала первым в истории управления развернутым законом организации городского управления и сопровождалась позднее целой серией городовых положений об устройстве городской жизни. Закон сохранил государственное городское управление, определил юридический статус городского населения; предусмотрел общественное городское управление, организацию ремесленного, цехового устройства, подчиненность городского самоуправления царской администрации.

Закон подтвердил самостоятельный статус города как субъекта управления, статус и функции городского магистрата, посадской ратуши, составлявших их бурмистров, ратманов, а также старост, судей словесных судов, заседателей, работавших в единстве с городничими, комендантами и подчинявшихся губернатору и его правлению. В помощь администрации создавалось общественное управление, действующее на правовой государственной основе, представленное:

а) градским обществом.

б) общей городской думой.

в) шестигласной думой.

г) городским головой.

Высшим органом являлось градское общество, на собраниях которого право голоса имели горожане старше 25 лет, обладавшие недвижимым имуществом, довольно богатым состоянием, капиталом, проценты с которого превышали 50 рублей. Имущественный ценз постоянно повышался, особенно в крупных городах. «Мещанин бескапитальный голоса не имеет», — такое установлено цензовое право общественного управления. Лишены права голоса в городском собрании были жившие в городах люди наемного труда, не имевшие цензовых размеров недвижимого имущества и капитала.

По имущественному состоянию и роду занятий «городовые обыватели» подразделялись на шесть сословных разрядов, регистрировались в специальных «обывательских книгах» избираемыми обществом старостами и депутатами соответственно в одной из шести частей книги по алфавиту и определенной форме из семи показателей.

Градское общество имело право юридического лица, собственность, служебные помещения, доходы с имущества, торгового оборота, специальные сборы на нужды общества, добровольные дополнительные скидки (взносы), общественную казну, смету доходов и расходов, канцелярию, штат служащих, архив и др.

Собрания общества проводились по каждому из шести разрядов «городских обывателей» с дозволения губернатора; по его приказанию раз в три года выбирали гласных в общую городскую думу по одному от разрядов каждой части, на которые делился город, а также городского голову, бурмистров и ратманов в магистрат, старост, судей словесных судов, заседателей.

Общая городская дума избирала раз в три года по одному представителю от каждой из шести фракций гласных в шестигласную думу, при которой функционировали особые торговые депутации, штатные смотрители, инспекторы.

Шестигласная дума работала под руководством городского головы на постоянной основе, заседала еженедельно и чаще, когда «нужда и польза городская потребует».

Городской голова председательствовал в общей и шестигласной думах, а также в сиротском суде, городском депутатском собрании, которое состояло из депутатов от особых полицейских округов (частей) города, действовало постоянно, ведало «обывательскими книгами» и другими учетными делами.

Кроме общегородских, функционировали разрядно-сословные органы управления. В крупных городах имелись особые купеческие общества, избиравшие свои исполнительные управы и старшин. Ремесленные цеховые сходы избирали в каждой городской части цеховые управы в составе старшины и двух его товарищей (заместителей) для решения таких узко-цеховых интересов, как учет мастеров, подмастерьев, учеников, забота о нуждах данного ремесла, разрешение споров, экзамены на мастеров и подмастерьев. Подмастерья были наделены правом объединяться по профессиям, избирать свои подмастерные управы с ограниченными функциями. Цеховые, подмастерные управы города выбирали на собрании ремесленного голову, который входил в шестигласную думу как гласный от цеховых.

В «Грамоту» включено «Ремесленное положение», чем надлежало руководствоваться и магистратам, и цеховым органам.

По функциям, предметам и параметрам ведения городская дума являлась хозяйственно-административным дополнением к аппарату администрации, полиции, делала то, с чем они не могли справиться. «Грамота» предписывала администрации, городской думе, городовому магистрату помогать друг другу на пользу «службы императорскому величеству». Функции городской думы ограничены, что являлось характерной чертой самодержавного управления, допускавшего децентрализацию в строго ограниченных рамках. Дума не обладала широкими правами и самостоятельностью, опекалась пристально губернатором, который контролировал ее бюджет, доходы, расходы по отчетам шестигласной думы, представляемых обязательно и губернатору, и казенной палате. Думе разрешено обращаться к губернатору «со своими общественными нуждами и пользами». Жалобами же на городскую думу занимался губернский магистрат. Вся власть была в руках губернатора, городничего, органов государственного управления.

Деятельность городского общественного управления ограничена и узостью финансовых средств. Бюджет думы строился в доходной части на основе купцово-гильдейских сборов, обывательских взносов, мелких налогов, штрафов, процентных отчислений от казенной питейной продажи, дополнялся различными специальными сборами с обывателей и всегда был дефицитным.

Городскому управлению были приданы полицейские черты. «Уставом благочиния или полицейским» 8 апреля 1782 г. определена законодательно полицейская регламентация городской жизни, полиции дано право вмешиваться в общественную и частную жизнь горожан. Написанное Екатериной II «Зерцало управы благочиния» содержало нравственные афоризмы, нормы и для полиции, и для жителей городов.

По-новому строился городской полицейский аппарат. Обер-полицмейстеры в столицах поставлены во главе управ благочиния, куда входили приставы и выборные от купечества ратманы. В губернских городах созданы управы благочиния во главе с полицмейстером (обер-комендантом). В уездных городах — управы в составе городничих, приставов, двух ратманов.

Управы благочиния, канцелярии частного пристава, называвшиеся частным или съезжим домом, просто частью являлись городскими учреждениями, действовали отдельно от расположенных в городах уездных органов, обеспечивали порядок и безопасность в городах, надзирали за гостиницами, трактирами, ресторанами, другими общественными учреждениями, тушили пожары, исполняли судебные решения по мелким уголовным делам, гражданским тяжбам.



Каталог: DswMedia
DswMedia -> Решение уравнений n-ой степени с параметром
DswMedia -> Педиатрия Организация ухода за детьми при инфекционных заболеваниях
DswMedia -> Аттестационная работа по алгебре. 11 класс
DswMedia -> Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов
DswMedia -> Педиатрия Анатомо-физиологические особенности органов и систем ребенка
DswMedia -> «Индустриальная революция»
DswMedia -> Хирургия Инфекционная безопасность в работе медицинской сестры
DswMedia -> Тема: правописание
DswMedia -> Задание А13 егэ по русскому языку правописание суффиксов прилагательных, Н, нн


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница