Сборник конспектов факультативных занятий




Скачать 118.32 Kb.
Дата13.08.2016
Размер118.32 Kb.

Расширение кругозора

учащихся через

факультативные

занятия


Сборник конспектов факультативных занятий

Составитель

Копылова М.А.

Составитель:



Копылова Марина Анатольевна, учитель начальных классов МОУ "Щебзаводская средняя общеобразовательная школа"

Факультативы способствуют расширению кругозора учащихся, развитию воображения и эмоциональной сферы; укреплению интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла; происходит последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.



Расширение кругозора учащихся через факультативные занятия. Сборник конспектов факультативных занятий. /Сост.: Копылова М.А. – Беловский район

Содержание





Содержание 3

Введение 4

Конспект факультативного занятия "Твоя Вселенная" 5

Конспект факультативного занятия "Планета загадок" 8

Конспект факультативного занятия "Детская риторика" 11

Литература 13




Введение

В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной мере способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

У младших школьников постоянно появляются вопросы, на которые они часто не могут найти ответ. В этом им могут помочь факультативные курсы.

Они разработаны как дополнение к основным предметам. Одни из них вводят учащихся в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, они обозначают перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания, счастье открытий. При этом полностью сохраняет свое значение воспитательная направленность.

Факультативы способствуют расширению кругозора учащихся, развитию воображения и эмоциональной сферы; укреплению интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла; происходит последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней. Другие учат умелому, успешному, эффективному общению. Для них главное – научить детей пользоваться даром слова.

Факультативы формируют умение анализировать и оценивать общение, созданный текст; формируют умение говорить, слушать писать, читать. На любом факультативе нужно обсуждать мысли нравственно – риторического характера. Это послужит отправной точкой для размышлений и поисков учителя, который может сделать предметом обсуждения в классе другие мысли – в зависимости от речевой подготовки класса, уровня воспитанности учеников и т. д.

Введение факультативов позволяет реализовать многие идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. При этом предусматривается широкое применение занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, экскурсии и т. д.

Таким образом, факультативы занимают важное место в обучении, воспитании и развитии младших школьников.


Конспект факультативного занятия "Твоя Вселенная"



Тема Планеты Солнечной системы

Задачи:

Познакомить учащихся с планетами Солнечной системы.

Способствовать развитию у учащихся познавательного интереса, расширению кругозора.

Способствовать воспитанию любви у детей к своей планете.


Оборудование: пластилин, изображение Солнечной системы, «Энциклопедические словари».
Ход занятия.

1. Оргмомент. Сообщение темы и цели.

- Сегодня мы отправимся в путешествие на космическом корабле. Нам предстоит изучить планеты Солнечной системы, узнать их особенности.

- Скажите, а почему о Земле люди говорят «наш космический корабль» (т.к. она движется, как и остальные небесные тела)

- А как Земля движется вокруг Солнца? (По своей орбите)

- Теперь я рада приветствовать вас на космическом корабле.


2. Повторение пройденного.

- Предлагаю вам отгадать слово, которое поможет нам сдвинуться с места.

Сторона света и название космического корабля. (Восток). Запишите первую букву.

Куда уходит солнце вечером? (Запад). Запишите третью букву.

Ближайшая к нам звезда. (Солнце). Запишите последнюю букву в слове.

Вселенная – это… с точки зрения астронома. (Мир). Запишите третью букву.

Высокообразованный человек, имеющий научную степень. (Ученый). Запишите третью букву.

Рассыпалось ночью зерно, глянули утром – нет ничего. (Звезды). Запишите предпоследнюю букву.

Ключевое слово: вперед.
3. Изучение нового материала.

- Представьте, что мы с вами находимся в космическом пространстве. Посмотрите на нашу Землю.

- Какая она?

- Но посмотрите наша планета в космосе не одна.

(Показ рисунка с изображением Солнечной системы)

- С древнейших времен люди знали те особые светила на небе, которые называют планетами. По внешнему виду они похожи на звезды, но отличаются от них тем, что непрерывно кочуют по небу, перемещаясь из одного созвездия в другое.

Древние ученые настойчиво стремились разгадать это странное движение планет, но не смогли этого сделать.

Заметив планеты очень давно, люди придумали им названия, которые сохранились до наших дней.

- Кто знает, а как называются другие планеты?

Не зная и не понимая движения планет люди объясняли желаниями и капризами тех богов, которым сами в то время поклонялись.

Планеты по своей природе во многом похожи на земной шар. Но. Что же это за планеты? Давайте узнаем.

Возьмите в руки «Энциклопедические словари». Найдите раздел посвященный Солнечной системе. Работать будем по группам. Сначала читаете о планете, затем пытаетесь рассказать друг другу. Затем вы расскажете всем остальным.

Дети работают со словарями.
Физминутка.

Меркурий – яркое светило, но увидеть его на небе не так-то просто. Меркурий – темный шар, собственного света он не дает и сияет на небе за счет отражения солнечных лучей. Меркурий в 2 раза меньше Земли. Солнце на Меркурии греет в 7 раз сильнее. Чем на Земле. Меркурий – это царство пустынь. Одна половина – каменная пустыня, другая – ледяная.

Венера. Люди знали Венеру с незапамятных времен. С ней связано много легенд. На Венере есть воздушная атмосфера, состоящая из углекислого газа и серной кислоты. Вторая от Солнца планета. Названа в честь богини любви. Ее называют «утренней звездой».

Марс. Назван в честь бога войны. Есть два спутника – Фобос и Деймос. Поверхность планеты красная, т.к. содержит много железа.

Земля.

-Что вы знаете о Земле?



Юпитер. Самая большая планета Солнечной системы. У него цветастая атмосфера и 16 спутников.

Сатурн. Издалека кажется полосатой, т. к. окружена множеством ярких колец, состоящих из обломков льда и камней. Названа в честь римского бога земледелия..

Уран и Нептун. Эти планеты близки по размерам. Нептун носит имя римского бого морей. Уран состоит из каменного ядра и газов.

Плутон. Самая маленькая планета. Там очень холодно…

О планетах рассказывают дети.


4. Закреление изученного

- А теперь назовите отличительные признаки планет.

- Слепите из пластилина солнечную систему, приготовьтесь назвать планеты.
5. Итог урока

- О чем вы сегодня узнали на занятии? Расскажите, что вам больше всего запомнилось.


Конспект факультативного занятия "Планета загадок"



Тема «Разнообразие камней».

Задачи:


Закреплять знания учащихся о разнообразии камней; познакомить с алмазом и знаменитыми бриллиантами.

Способствовать развитию речи, мышления младшего школьника.

Способствовать воспитанию интереса к предмету; бережное отношение к природе.
Ход урока.
1. Орг. момент. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы вспомним, какими камнями богата природа, познакомимся с камнем, из которого получают бриллианты.


2. Изучение нового материала.

- Рассмотрите камни, которые лежат на ваших столах.

- Одинаковые ли они?

- Чем отличаются?

- Камни относятся к горным породам, из которых сложена земная поверхность.

- К горным породам относятся:

- Плотные горные породы (кварцит, базальт);

- Минералы;

- Руды черных и цветных металлов;

- Нерудные полезные ископаемые.

(Рассказ сопровождается показом горных пород).

- Посмотрите на карту. Можно ли узнать, где добывают ту или иную горную породу?

- Как это узнать? (По условным знакам).

- Каким знаком обозначены… (Называю различные горные породы).

- А теперь попробуйте разгадать ребусы.

(Изображение ребусов)


- Молодцы. А это, о каких камнях говорится?

Игра «Узнай меня».

Он очень прочен и упруг,

Строителям – надежный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит).

Покрывают им дороги,

Улицы в селении,

А еще он есть в цементе,

Сам он – удобрение. (Известняк).

Он черный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несет в дома тепло,

От него в домах светло,

Помогает плавить стали.

Делать краски и эмали. (Каменный уголь).


Одну ее не едят,

А без нее мало что едят. (Каменная соль).


Она варилась долго в доменной печи,

Чтобы потом нам сделали ножницы, ключи… (Железная руда).


Физминутка.

- Как надо относиться к природным богатствам?

- Что должны делать люди, чтобы жизнь на земле не погибла?

- А сейчас я хочу рассказать вам об удивительном минерале, об алмазе.

- Алмазы – редкость, а все, что редко, имеет высокую стоимость.

Алмаз – это воплощение красоты, которая может оставаться неизменной в течение тысячелетий, стало символом непреходящей любви и верности. По способности отражать свет ничто в мире не может сравниться с алмазом. Первые люди, занимавшиеся поисками алмазов, появились в Индии. Добыча алмазов началась там более 2500 лет тому назад.

Алмазы высоко ценились с самого начала.

Одно время они были такой редкостью, что ими могли владеть только короли и королевы.

Слово «алмаз» произошло от греческого слова «адамас», что означает «непобедимый», т.к. его ничто не может распилить кроме другого алмаза.

В своем исходном виде алмазы не красивы. Они должны быть обработаны, чтобы стать красивыми. В природе алмазы встречаются разных размеров и форм.

Все наиболее известные алмазы имеют свою, богатую приключениями историю.

Знаменитый алмаз Кохинур был найден в Индии. Когда англичане захватили Индию, алмаз попал к королеве Виктории. Он был представлен на выставке в Лондоне и весил 186 карат. Но королева вызвала огранщика. Чтобы тот огранил известный алмаз, и он стал весить 106 карат. Позднее Кохинур был вставлен в малую королевскую корону, которую по традиции носит жена короля, но не царствующая королева.

Чтобы произвести огранку алмаза, опытный огранщик должен тщательно изучить камень и определить, как лучше всего выявить его красоту. Только алмазная пыль используется для шлифовки другого алмаза.

Большинство алмазов распиливается на две части, каждая половина огранивается и ей предается округлая форма. Алмаз в таком виде называется бриллиантом.

У обычного бриллианта 58 граней. Чем больше граней, тем больше переливается бриллиант.

Алмазы бывают разных цветов, но наиболее ценные алмазы с красным и голубым оттенком, а также прозрачные и бесцветные.

Только в 1430 году появился обычай носить бриллианты в качестве украшения.

Первой это сделала придворная дама из Франции Агнесс Сорель, и отсюда мода распространилась по всей Европе. Результатом стала лихорадочная добыча алмазов в Индии, продолжавшаяся более 300 лет. Но источник иссякал, и люди искали новые источники для добычи алмазов.

Три четверти всех добываемых алмазов вообще не попадают к ювелирам. Они используются в промышленности, по причине своей чрезвычайной твердости.

Алмазы употребляются для изготовления пил, резцов и др. при металлообработке. Без алмазов не смогли бы работать некоторые из наиболее важных отраслей промышленности.


(Рассказ сопровождается демонстрацией иллюстраций и фотографий. Книга В.И.Соболевского «Занимательные материалы»).
3. Закрепление изученного.

(Читаем «Детскую энциклопедию», беседуем по содержанию).


4. Итог урока.

- С какими камнями мы сегодня познакомились?

- Знаете ли вы, что…гранит очень прочен, его используют в строительстве;

Из кремня можно высекать искры;

Известняк состоит из раковин морских животных.

Рубрику «Знаете ли вы…» читает ученик.

- С каким минералом мы сегодня познакомились?

-Что интересного о нем узнали?


Конспект факультативного занятия "Детская риторика"

Тема «Опорный конспект».

Задачи:

Познакомить с понятием «опорный конспект»;



Развивать умение выделять главное в тексте для написания конспекта;

Способствовать воспитанию усидчивости, любви к животным.


Ход занятия.

1. Огр.момент.

- Здравствуйте. Тихо сядут мальчики, девочки.
2. Сообщение темы и цели занятия.
- Тема нашего занятия сегодня «Опорный конспект». Сегодня мы узнаем, что такое опорный конспект и как его нужно писать, для чего он нужен.
3. Изучение нового материала.
- Как вы думаете, что такое «конспект»? Давайте порассуждаем.

(Дети рассуждают, а один человек ищет определение в «Толковом словаре»).

- Зачитайте определение из «Толкового словаря».

- А что значит опорные слова – это главные слова, по которым можно рассказать об увиденном или услышанном, определить тему текста.

- Значит, что такое «опорный конспект»?

Игра «Угадай сказку».

Я предлагаю слова, а вы стараетесь отгадать сказку.

Дед, баба, курочка, яичко, мышка. («Курочка ряба»)

Коза, козлята, волк, кузнец, съел. («Волк и семеро козлят»)

Муха, денежка, базар, самовар, гости, паук, комар. («Муха – цокотуха»)

- Как вы думаете, почему вы смогли отгадать сказки?

-Итак, что можно использовать в конспекте?


Разбор задания (с. 86).

- Сравни исходный текст и два варианта опорных конспектов. Какие условные знаки использованы в каждом из вариантов опорного конспекта?

- Запишите свой ответ на вопрос. Обозначь его каким – либо знаком.

- Итак, что можно использовать для написания опорного конспекта. (По мере ответа детей, открывается запись на доске).

Использовать опорные слова.

Сокращать слова.

Использовать даты и другие цифровые данные.
Физминутка.

Игра «Найди лишнее слово».

Лиса, журавль, гости, тарелка, окрошка, кувшин, конец. («Лиса и журавль»)

Пошла Маша, заблудилась, избушка, медведи, убежала. («Три медведя»)

Просмотр диафильма «Белкин год», выделение опорных слов.

- Как надо относиться к животным?

- Что делают люди, чтобы им жилось легче?
4.Закрепление изученного материала.
С.87 задание 124 (самостоятельно).

- Прочитай текст. Подчеркни имена собственные и даты.

- Составь опорный конспект, используя рисунок – заготовку.

(Взаимопроверка. Сверка с образцом.)

- Перескажите текст с опорой на конспект.
5. Итог урока.

- Что такое опорный конспект?

- Что нужно сделать, чтобы написать опорный конспект?

- Что еще можно использовать для его написания?


Игра «Добавь опорные слова».

- К словам старуха, старик, испекла нужно добавить опорные слова, чтобы получился ряд опорных слов из сказки «Колобок».



Литература

Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. - М.: Сентябрь, 2000. - 176 с.

Дербуш М.В., Жигачёва Н.А. Концепция модернизации российского образования на период 2002 года. - М.: Начальная школа, 2002. - 193 с.

Саранцев Г.Н. Методика обучения математике в средней школе. - М.: Просвещение, 2002. - 224 с.

Фирсов В.В. и др. Состояние и перспективы факультативных занятий по математике. - М.: Просвещение, 1977. - 150 с.

Шварцбург С.И. и др. Углубленное изучение алгебры и анализа. - М.: Просвещение, 1977. - 168 с.









База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница