Сборник философских текстов, изречений, афоризмов выдающихся мыслителей прошлого и настоящего



страница1/6
Дата29.07.2016
Размер1.1 Mb.
  1   2   3   4   5   6




Министерство образования и науки РФ

Негосударственное общеобразовательное учреждение

«Тындинская гуманитарная общеобразовательная гимназия №1»

Человек как главная философская проблема

(сборник философских текстов, изречений, афоризмов

выдающихся мыслителей прошлого и настоящего)

Составила: учитель логики и философии

Е.Р.Крапивина

Тында 201

ОГЛАВЛЕНИЕ



  1. Философия как особый способ духовного освоения мира. 3-5

  2. Постижение человека великими философами мира 5-26

2.1. Восточная философия 5-7

2.2. Древнегреческие философы о человеке. 7-13

2.3. Средневековая философия о человеке. 13-15

2.4. Философия эпохи Возрождения. 15-17

2.5. Философия нового времени. 18-19

2.6. Немецкая классическая философия. 20-21



    1. Западноевропейская философия 19-20 вв 21-23

    2. Русская философия 23-25

  1. Философская концепция человека 25-29

  2. Философский анализ человеческого бытия 29-34

  3. Сознание. Познание. Творчество. 34-39

  4. Жизненный путь человека 39-43

  5. Человек п истории и культуре 43-53-



От автора

Настоящий сборник высказываний, поэтических произведений, фрагментов философских текстов выдающихся мыслителей прошлого и современности обращает учащихся 10-11 классов к главной философской проблематике, сформулированной немецким философом 18 века Иммануилом Кантом: «Что я могу знать? На что я должен надеяться? Что я есть такое? Что я должен делать?» Ни одна гуманитарная наука так остро не задается целью дать ответы на мировоззренческие вопросы, как философия.

Представленные тексты отражают разные точки зрения философов, не претендуют на истину в последней инстанции, а, напротив, призывают к ее поиску. Тексты подобраны так, чтобы составить наиболее полную картину философского знания, выработать к предлагаемой информации свое личное отношение, интересны сами по себе и могут формировать общее позитивное отношение к гуманитарному знанию.

Тексты предлагается анализировать по вопросам, а некоторые по заданному алгоритму.


Алгоритм работы с текстом

Применяется к текстам, обозначенным знаком 

    1. Разбейте при необходимости текст на смысловые части, сформулировав главную мысль каждой из них.

    2. На какие аргументы (доказательства) опирается автор, утверждая предлагаемые тезисы?

    3. Определите эффективность данных доказательств.

    4. Установите связи между смысловыми частями текста.

    5. Есть ли в тексте проблемные ситуации? Если да, сформулируйте их.

    6. Сформулируйте главную мысль всего текста в целом.

    7. Проанализируйте текст критически:

      • определите истинность и существенность главной мыли, широту ее применения;

      • дайте личную этическую оценку высказываемым автором идеям;

      • определите значимость предлагаемых тезисов в повседневной жизни человека, в стратегиях вашего поведения.

    8. Сформулируйте свою концепцию, объяснительную модель или гипотезу рассматриваемой в тексте проблемы.



Тема 1. Философия как особый способ духовного освоения мира

Задание 1.

  1. В чем, по-мнению авторов, заключается главная задача философа?

  2. В ходе какого познания данная задача достигается: рефлексивного или валюативного?

  3. Согласны ли вы с данным обоснованием поля философии? Обоснуйте ответ.


Сенека. Лишь одно делает душу совершенной: незыблемое знание добра и зла [которое доступно только философии] – ведь никакая другая наука добра и зла не исследует.

Мишель Монтень. Философия же учит делать, а не говорить. Она требует от каждого жить по ее законам, чтобы жизнь не расходилась со словами и сама из-за противоречивых поступков не казалась пестрой. Первая обязанность мудрого и первый признак мудрости – не допускать расхождения между словом и делом и быть всегда самим собою… Мудрость есть совершенное благо человеческого духа, философия же – любовь и стремление к мудрости. Философия указывает туда, куда пришла мудрость. Одно известно, почти что твердо: между мудростью и философией есть разница. Ведь не может быть, чтобы ищущее и искомое были тождественны. Какова разница между жадностью, которая желает, и деньгами, которых желают, такова же она между философией и мудростью, которая есть ее конечный итог и награда. Философия – в пути, мудрость – в его конце.

Леонардо да Винчи. Мудрость есть дочь опыта.

Артур Шопенгауэр. Философия – это рефлексия судьбы, а мыслящая категория судьбы не ведает.

Иван Ильин. Философ совсем не призван «выдумывать систему». Философ должен переживать свой предмет в его объективной реальности, проверять пережитые им содержания, описывать их и показывать другим людям.

Лев Толстой. Ученый не имеет ответа на главный вопрос всякого разумного человека: зачем я живу и что мне делать?

Сократ. Философия не должна заниматься изучением о внешнем мире, а обязана сосредоточиться на человеке.
Задание 2.

  1. Определите, какими ценностями руководствуются авторы?

  2. Какие суждения, по-вашему, являются истинными? Обоснуйте свой выбор.

  3. Какой пласт знаний формируют данные суждения: теоретический или духовно-практический? Ответ обоснуйте.

  4. Какое из данных суждений пригодилось бы лично вам?


Сократ. Познай самого себя.

Диоген. Счастье быть нагим и одиноким

Эпикур. Наслаждайся жизнью!

Николай Островский. Жизнь дается человеку только один раз и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за мелочное и подленькое прошлое.

Константин Никольский. Я начинаю день, чтобы согреть сердца.
Задание 3. Выскажите своё понимание следующих высказываний и отношение к ним.
Мишель Монтень. Научиться философствовать, значит, научиться не бояться смерти.

Сократ. Смерть - вот вдохновляющий гений философии.

Аристотель. Удивление побуждает философа к творчеству.

Платон. Геометрия и прочие философии.. ..

Георг Гегель. Нелепо думать, что философия учит мыслить так же, как физиология переваривать пищу.

Геродот. Я слышал, что ты, философствуя ради приобретения знания, исходил много стран.

Диоген. Философия даёт готовность ко всякому повороту судьбы

Семен Франк. Философия есть рационально или научно обоснованное учение о цельности мировоззрения.

Вильгельм Вильдебанд. Невозможно строго определить поле философии, нельзя укладывать в «прокрустово ложе».
Задание 4.

  1. Найдите главную, по мнению авторов, составляющую сторону философского знания.

  2. Есть ли различие и сходство точек зрения И. Ильина и Н. Бердяева?

  3. Сформулируйте свое отношение к позиции автора.


Иван Ильин. Философ должен совершенствовать философский опыт и философское созерцание…Необходимо совершенствование дара созерцания, притом разнообразного созерцания, способности к вчувствованию, глубокого чувства ответственности, искусство творческого сомнения, вопрошания, упорной воли к окончательному удостоверению и живой любви к предмету. Тот, кто должен в качестве исследователя обратиться к нравственности, добродетели и добру, должен прежде всего углубить и расширить свой нравственный опыт. Нравственность не может быть ни постигнута, ни изображена в отвлеченных построениях и спекуляциях. «Нравственное» должно быть пережито исследователем…Нравственный опыт требует всего человека, он нуждается в его любви. его страстях, в его решениях, его деяниях. Человек должен отдать этому опыту всю свою личность - свою жизненную силу, свой жизненный успех, свою судьбу. Он должен предстать перед своей совестью; он должен предаться ей деятельно зажить из нее; осуществляя эти деяния, он должен увидеть перед собой угрозу для жизни, взглянуть в глаза смерти и преодолеть свой страх смерти. Нравственный опыт не дается тому, кто сидит неподвижно в своей комнате, кто предается праздным фантазиям, кто является «дезертиром» своего призвания и своего долга. Кто хочет написать этику, тот должен иметь за собой живой опыт любви, борьбы и страданий.

Николай Бердяев. Во всяком случае, одно несомненно: философское познание есть духовный акт, в котором действует не только интеллект, но и совокупность духовных сил человека, его эмоциональное и волящее существо…Предрассудок думать, что познание всегда рационально и что нерациональное не есть познание.

Через чувства мы познаем гораздо больше, чем через интеллект. Замечательно, что познанию помогают не только любовь и симпатия, но иногда также ненависть и вражда. Вся оценочная сторона познания – эмоционально-сердечная…Признание эмоционального познания, познания через чувство ценности, через симпатию и любовь, не есть отрицание разума…Дело идет о восстановлении целостности самого разума, который в средние века, несмотря на интеллектуализм схоластики, был более целостен, так что интеллект часто обозначал дух. Философия должна не отрицать разум, а раскрыть противоречия разума и имманентно обнаружит границы его…



Философия есть творческое осознание духом смысла человеческого существования, но это предполагает, что сам познающий философ несет в себе опыт о противоречиях человеческого существования… В этом опыте нельзя отделить жизнь интеллектуальную от жизни эмоциональной и волевой.
Тема 2. Постижение человека великими философами мира
2.1. Восточная философия

Задание 1.

  1. Каковы главные идеи учения Конфуция? Дайте им определения.

  2. Какова актуальность учения Конфуция в наши дни?


Конфуций

  1. Подлинная доброта вырастает из сердца человека. Все люди родятся добрыми.

  2. Умереть с голоду — событие маленькое, а утратить мораль — большое.

  3. Если человек не обладает человеколюбием, к чему тогда говорить об этике и музыке?

  4. Однажды Конфуций увидел плачущую женщину и спросил, в чем ее горе. Она сказала ему, что тигр растерзал одного за другим всех ее родных.
    — Почему же ты не покидаешь этой местности? — удивился мудрец.
    — В других областях князья угнетают народ.
    — Видите, — сказал тогда Конфуций ученикам, — жестокий тиран страшнее для человека, чем лютый зверь

  5. Среди первых учеников Конфуция был Цзы-Лу, почти ровесник Учителя, рослый, вспыльчивый и наделенный чудовищным честолюбием парень, приехавший из какой-то глухой деревушки в Цюйфу на поиски удачи и удививший столичных жителей своими грубыми манерами.
    «Если вы так мудры, уважаемый, — позабыв про учтивость, бросил он однажды Конфуцию, - то ответьте мне без ухищрений, как добиться повиновения людей, не заставляя их жить в страхе?» — «Своим личным примером побуждай людей трудиться», — ответил Конфуций. Цзы-Лу был немного смущен: ответ-то, оказывается, скрыт в нем самом! Но он все еще не хотел уступить и спросил: «Положим, я добьюсь этого. А что потом?» — «Не позволяй себе расслабляться», — последовал ответ. Цзы-Лу растерянно молчал, и тогда Учитель продолжил:
    — А теперь позволь мне спросить тебя: любишь ли ты музыку?
    — Я люблю свой длинный меч, — с вызовом ответил ученик.
    — Ты не ответил на мой вопрос. Я спрашиваю о том, не следует ли тебе к твоим способностям добавить еще и знания?
    — А от учения есть какой-то прибыток? — принялся за свое Цзы-Лу.
    — Правитель, не поучающий подданного, не может быть прям. Благородный муж, не наставляющий друга, не может быть добродетельным. Честный человек, получивший урок, станет великим мудрецом. И никто из тех, кто любит учиться, не пойдет наперекор должному.
    — В южных горах растет бамбук, который сам по себе прям, и стрелы, изготовленные из него, пробивают даже панцирь из носорожьей кожи. А ведь этот бамбук ничему не учился! — блеснул своей полемической находчивостью Цзы-Лу.
    — Приладь к стреле оперение, надень на нее железный наконечник, и разве не войдет она еще глубже?—возразилКонфуций.
    Тут, если верить преданию, Цзы-Лу понял, что нашел своего учителя, и с тех пор служил Конфуцию с такой же пылкостью, с какой поначалу жаждал доказать свое превосходство.

  6. На вопрос «Что есть жэнь?» Конфуций ответил: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе. И тогда исчезнет ненависть в государстве, исчезнет ненависть в семье». Древнеиндийские источники передают рассказ о нетерпеливом и любопытствующем молодом человеке, который ходил к разным просвещенным людям и просил их изложить содержание священных книг столь сжато, чтобы эту мудрость можно было бы успеть почерпнуть, стоя на одной ноге. Наконец он пришел с этой просьбой к знаменитому учителю законов Хилелу. Тот улыбнулся и ответил: «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе».

  7. Благородный муж думает о девяти вещах: о том, чтобы видеть ясно; о том, чтобы слышать четко; о том, чтобы его лицо было приветливым; о том, чтобы его поступки были почтительными; о том, чтобы его речь была искренней; о том, чтобы его действия были осторожными; о необходимости помнить о последствиях своего гнева; о необходимости помнить о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу.

  8. Сыма Ню спросил о Гуманности. Конфуций сказал: «О Гуманности говорить трудно». Сыма Ню сказал: «То, о чем говорить трудно, — это и есть гуманность?» Философ сказал: «Делать это трудно, неужели говорить об этом не трудно?»

Задание 2

  1. Что такое дао?

  2. Какой раздел философии иллюстрирует данное учение?

  3. Что такое микрокосм и макрокосм?

  4. Каков нравственный идеал даосизма?


Лао-цзы (даосизм) Великий Дао - всеобщий Закон и Абсолют. Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао — своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао.

Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен встать на этот путь, попытаться познать Дао и слиться с ним. Согласно учению даосизма, человек-микрокосм вечен так же, как и универсум-макрокосм. Физическая смерть означает только то, что дух отделяется от человека и растворяется в макрокосме. Задача человека в своей жизни добиться, чтобы произошло слияние его души с мировым порядком Дао. Каким же образом можно достичь такого слияния? Пути Дао присуща сила Дэ. Именно через силу У-Вэй Дао проявляется в каждом человеке. Эту силу нельзя истолковывать как усилие, а наоборот, как стремление избегать всякого усилия. У-вэй — означает «недеяние», отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным порядком. В процессе жизни необходимо придерживаться принципа недеяния — принципа У-вэй. Это не бездействие. Это деятельность человека, которая согласовывается с естественным ходом миропорядка. Всякое действие, противоречащее Дао означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели. Таким образом, даосизм учит созерцательному отношению к жизни. Блаженства достигает не тот, кто стремится добрыми делами завоевать расположение Дао, а тот, кто в процессе медитации, погружения в свой внутренний мир стремится вслушаться в самого себя, а через себя вслушаться и постичь ритм мироздания. Таким образом, цель жизни осмысливалась в даосизме как возвращение к вечному, возвращение к своим корням.

Нравственный идеал даосизма — это отшельник, который с помощью религиозной медитации, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, погрузиться в общение с божественным Дао.

Дао проявляется через обыденную жизнь и воплощается в поступках обученных людей, хотя мало кто из них полностью «идет по Пути». Более того, сама практика даосизма построена на сложной системе символики взаимосоответствий и единения мира общего, космического, и внутреннего, человеческого. Всё, например, пронизано единой энергией ци. Ребенок рождается от смешения изначального ци (юань ци) отца и матери; человек живёт, лишь продолжая напитывать организм неким внешним ци (вай ци), переводя его во внутреннее состояние с помощью системы дыхательных упражнений и правильного питания. Всё по-настоящему «великое» связано с запредельным, Дао, которое при этом ежемгновенно проявляется в вещах, явлениях, поступках. Космическое здесь постоянно проецируется на человеческое и проступает в особом витальном «энергетизме», энергетической потенции как самого Дао, так и людей, которые смогли в полной мере постичь его. Сам путь Дао воспринимается как начало энергетическое, одухотворяющее, например, в «Чжуан-цзы» сказано: «Он одухотворил божества и царей, породил Небо и Землю».


Задание 3

1. В чем заключаются четыре благородные истины буддизма?

2. Выскажите свое отношение к философии буддизма.
1. Мир есть страдание. Болезнь, старость и смерть — удел всех существ.
Четыре великих потока страдания:страдание рождения;страдание старости;страдание болезни; страдание смерти;

2. Постоянное стремление удовлетворить все возникающие потребности приводят к разочарованию, что это невозможно осуществить в полной мере. Это приводит к возникновению кармы. Карма вовлекает человека в процесс стремления к хорошему и плохому. Этот процесс приводит к возникновению новой кармы. Так возникает «круговорот сансары».Карма есть причина страданий и неудовлетворённости жизнью. Таким образом, причина неудовлетворённости состоит в жажде, которая приводит к непрерывному пребыванию в сансаре. Удовлетворение жажды очень скоротечно и через короткое время приводит к появлению новой жажды. Таким образом, получается замкнутый цикл по удовлетворению желаний. Чем больше желаний не могут быть удовлетворены, тем больше растет карма.

Источник плохой кармы часто лежит в привязанности и ненависти. Их последствия приводят к неудовлетворённости. Корень же привязанности и ненависти — в неведении, незнании истинной природы всех существ и неодушевлённых предметов. Это не просто следствие недостаточного знания, но ложное мировоззрение, измышление полной противоположности истины, ошибочное понимание реальности.

3. Благородная истина о прекращении беспокойной неудовлетворённости: «Это полное успокоение волнений и прекращение, отказ, отъединение, это освобождение с отдалением от той самой жажды (освобождение-отдаление)». Чтобы понять эту истину, нужно использовать медитацию на практике, чтобы очистить ум. О том, как реализовывать это в повседневной жизни, говорит четвёртая истина.

4. Это есть Благородный Восьмеричный путь: правильный взгляд (пали диттхи), правильный настрой (пали санкаппа), правильная речь (пали вача), правильные действия (пали камманта), правильная жизнь (пали аджива), правильные усилия (ваяма), Правильное памятование, правильное сосредоточение внимания (пали сати), правильное самадхи (пали самадхи).
2.2. Древнегреческая философия о человеке

2.2.2. Досократики

Задание 1


  1. Какие философские концепции сформулированы в данных высказываниях?

  2. Каковы основные аргументы авторов?

  3. Сравните философию Гераклита и Демокрита.


Гераклит. 1. Все течет, все изменяется.

2. Нельзя дважды войти в одну и ту же реку.

3. Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто из богов, ни из людей, но он всегда был и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся, мерами погасающим


Демокрит. В мире нет ничего, кроме атомов и пустот.
Аристотель (о натурфилософах)

Большинство первых философов считало началом всего одни лишь материальные начала, а именно то, из чего состоят все вещи, из чего как первого они возникают и во что как в последнее они, погибая, превращаются. И потому они полагают, что ничто не возникает и не исчезает, ибо такое естество (physis) всегда сохраняется и должно быть некоторое естество, откуда возникает все остальное, в то время как само это естество сохраняется.


Относительно количества и вида такого начала не все учили одинаково. Фалес – основатель такого рода философии – утверждал, что начало – вода. Некоторые же полагают, что и древнейшие, жившие задолго до нынешнего поколения и первые писавшие о богах, держались именно таких взглядов на природу: Океан и Тефию они считали творцами возникновения, а боги, по их мнению, клялись водой, названной самими поэтами Стиксом, ибо наиболее почитаемое – древнейшее, а то, чем клянутся, – наиболее почитаемое.
Анаксимен же и Диоген считают, что воздух первее воды, и из простых тел преимущественно его принимают за начало; а Гиппас из Метапонта и Гераклит из Эфеса – огонь, Эмпедокл же – четыре элемента, прибавляя к названным землю как четвертое. Эти элементы, по его мнению, всегда сохраняются и не возникают, а в большом или малом количестве соединяются в одно или разъединяются из одного.
После этих философов с их началами, так как эти начала были недостаточны, чтобы вывести из них природу существующего, сама истина, как мы сказали, побудила искать дальнейшее начало. Что одни вещи бывают, а другие становятся хорошими и прекрасными, причиной этого не может, естественно, быть ни огонь, ни земля, ни что-либо другое в этом роде.
2.2.3. Классический период древнегреческой философии.
Задание 2.

  1. Определите тип мировоззрения авторов.

  2. Аргументируйте свою точку зрения.

  3. Сформулируйте и обоснуйте сове отношение к данной проблеме.


Сократ 1. Никто ничего не знает достоверно, и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает.

2. Познай самого себя.

3. Есть только одно благо - знание и одно только зло - невежество
Платон.1. Идеи присутствуют во всем, что есть, - ведь существует память, память бывает лишь о вещах покоящихся и пребывающих, а не? пребывают лишь идеи, и ничего другое. Как бы иначе выжили живые существа, если бы они не были приспособлены к идеям и если бы именно для этого природа не наделила их умом? Однако животные помнят о сходстве, помнят, на что похожа пища, какая для них существует, и тем самым показывают, что наблюдение сходства врождено всем животным. Точно также они воспринимают и животных своей природы.

2. Есть два начала всего - бог и вещество.


Аристотель. Опыт есть знание единичного, а искусство – знание общего. Но все же мы полагаем, что знание и понимание относятся больше к искусству, чем к опыту, и считаем владеющих каким-то искусством более мудрыми, чем имеющих опыт.
Мудрость у каждого больше зависит от знания, и это потому, что первые знают причину, а вторые нет. В самом деле, имеющие опыт знают «что», но не знают «почему»; владеющие же искусством знают «почему», т. е. знают причину. Поэтому мы и наставников в каждом деле почитаем больше, полагая, что они больше знают, чем ремесленники, и мудрее их, так как они знают причины того, что создается. Вообще признак знатока – способность научить, а потому мы считаем, что искусство в большей мере знание, нежели опыт, ибо владеющие искусством способны научить, а имеющие опыт не способны.
Цель рассуждения – показать теперь, что так называемая мудрость, по общему мнению, занимается первыми причинами и началами. Поэтому, как уже было сказано ранее, человек, имеющий опыт, считается более мудрым, нежели те, кто имеет лишь чувственные восприятия, а владеющий искусством – более мудрым, нежели имеющий опыт. Наставник – более мудрым, нежели ремесленник, а науки об умозрительном –
выше искусств творения. Таким образом, ясно, что мудрость есть наука об определенных причинах и началах. Следует рассмотреть, каковы те причины и начала, наука о которых есть мудрость. Если рассмотреть те мнения, какие мы имеем о мудром, то, быть может, достигнем здесь больше ясности.

Во-первых, мы предполагаем, что мудрый, насколько это возможно, знает все, хотя он и не имеет знания о каждом предмете в отдельности. Во-вторых, мы считаем мудрым того, кто способен познать трудное и нелегко постижимое для. В-третьих, мы считаем, что более мудр во всякой науке тот, кто более точен и более способен научить выявлению причин, и, в-четвертых, что из наук в большей мере мудрость та, которая желательна


ради нее самой и для познания, нежели та, которая желательна ради извлекаемой из нее пользы. В-пятых, та, которая главенствует, – в большей мере, чем вспомогательная, ибо мудрому надлежит не получать наставления, а наставлять. Из указанного здесь знание обо всем имеет тот, кто в наибольшей мере обладает знанием общего. Но пожалуй, труднее всего для человека познать именно это, наиболее общее, ибо оно дальше всего от чувственных восприятий. А наиболее строги те науки, которые больше всего занимаются первыми началами: (например, арифметика более строга, чем
геометрия).


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница