Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического



страница1/8
Дата14.08.2016
Размер1.25 Mb.
ТипСборник
  1   2   3   4   5   6   7   8
З.Е.Агранович

Сборник домашних заданий

в помощь логопедам

и родителям для преодоления

лексико-грамматического

недоразвития речи у дошкольников с ОНР

Санкт-Петербург

«ДЕТСТВОПРЕСС»

2003

Аграиович 3. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.—СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.— 128 с.

В сборник включены различные игры и упражнения, направленные на устранение специфических речевых нарушений, входящих в синдром ОНР, у детей дошкольного возраста. В соответствии с предложенным планированием занятий с сентября по май включительно специалисты совместно с родителями смогут эффективно корректировать речевые дефекты у детей.

Дидактический материал пособия ориентирован на «красные даты» календаря, на выполнение типовой Программы обучения и воспитания в детском саду, а также методические рекомендации, используемые в работе с дошкольниками с ОНР.

Для воспитателей логопедических групп ДОУ компенсирующего вида, воспитателей массовых ДОУ при подготовке к занятиям по развитию речи, родителей.



От автора

В данном пособии представлено примерное планирование коррекционной работы по преодолению лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников по годам обучения с сентября по май включительно, а также — различные игры и упражнения, направленные на устранение специфических речевых нарушений, входящих в синдром ОНР в дошкольном возрасте.

Целью предложенного дидактического материала является привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал дома, они получают возможность закрепления ребенком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении — во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т.д., т. е. в повседневной жизни. Следует отметить, что успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители детей-логопатов к выполнению «домашних заданий» логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребенка с диагнозом «общее недоразвитие речи» может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению. В основу данного пособия положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей старшего и подготовительного к школе возраста, а также с учетом ведущей деятельности дошкольника — игры. Данный материал ориентирован на «красные даты» календаря, выполнение Программы обучения и воспитания в детском саду и методические рекомендации, которые используются в работе с дошкольниками с ОНР. Дидактический материал также может быть использован воспитателями логопедических групп ДОУ компенсирующего вида и воспитателями массовых ДОУ при подготовке к занятиям по развитию речи.

Примерное тематическое планирование работы

в подготовительной логопедической группе ДОУ

(ОНР, ФФНР)

Сентябрь

1, 2, 3-я недели — обследование ребенка специалистом. 4-я неделя — «Осенняя ярмарка. Сад-огород» (овощи, фрукты, ягоды).



Октябрь

1-я неделя — «Откуда хлеб пришел?»

2-я неделя — «Осень. Человек, одежда, обувь, головные уборы»

3-я неделя — «Дом. Мебель»

4-я неделя — «Лиственные деревья. Грибы»

Ноябрь

1-я неделя — «Домашние животные»

2-я неделя — «Перелетные птицы»

3-я неделя — «Звери наших лесов»

4-я неделя — «Осень» (обобщение).

Декабрь

1-я неделя — «Библиотека»

2-я неделя — «Зимующие птицы»

3-я неделя — «Хвойные деревья»

4-я неделя — «Новый год»

Январь

1-я неделя — зимние каникулы.

2-я неделя — «Зимние забавы»

3-я неделя — «Наш город. Моя улица»

4-я неделя — «Как звери зимуют» (дикие животные зимой).

Февраль

1-я неделя — «Игрушки. Русская народная игрушка»

2-я неделя — «Транспорт. Правила дорожного движения»

3-я неделя — «День защитника Отечества. Военные профессии»

4-я неделя — «Зима» (обобщение).

Март

1-я неделя — «Почта. Профессии»

2-я неделя — «8 Марта. Женские профессии»

3-я неделя — «Животные холодных стран»

4-я неделя — «Животные жарких стран»

Апрель

1-я неделя — «Перелетные птицы»

2-я неделя — «День космонавтики»

3-я неделя — «Школа. Школьные принадлежности»

4-я неделя — «Орудия труда и инструменты. Профессии» (обобщение).

Май

1-я неделя — «День Победы»

2-я неделя — «Сад, парк, луг. Лес — наше богатство»

3-я неделя — «Насекомые»

4-я неделя — «Весна (обобщение). Времена года»

Примерное планирование работы в старшей логопедической группе ДОУ (ОНР)

Сентябрь

1, 2, 3-я недели — обследование ребенка специалистом.

4-я неделя — «Детский сад»

Октябрь

1-я неделя «Овощи»

2-я неделя «Фрукты»

3-я неделя «Сад-огород. Ягоды»

4-я неделя «Осень. Осенняя одежда, обувь, головные уборы»

Ноябрь

1-я неделя «Домашние птицы»

2-я неделя «Перелетные птицы»

3-я неделя «Игрушки»

4-я неделя «Поздняя осень. Изменения в природе. Лиственные деревья»

Декабрь

1-я неделя «Зимующие птицы»

2-я неделя «Зимние забавы»

3-я неделя «Хвойные деревья»

4-я неделя «Новый год»

Январь

1-я неделя зимние каникулы.

2-я неделя «Зимняя одежда, обувь, головные уборы. Ателье»

3-я неделя «Домашние животные»

4-я неделя «Дикие животные наших лесов»

Февраль

1-я неделя «Наша пища. Труд повара. Посуда»

2-я неделя «Транспорт»

3-я неделя «День защитника Отечества»

4-я неделя «Зима» (обобщение).

Март

1-я неделя «Ранняя весна»

2-я неделя «Мамин праздник. Женские профессии»

3-я неделя «Моя семья»

4-я неделя «Перелетные птицы»

Апрель

1-я неделя «Наш город. Дом»

2-я неделя «Мебель»

3-я неделя «Рыбы»

4-я неделя «Комнатные растения»

Май

1-я неделя «День Победы»

2-я неделя «Весна. Растения луга и сада»

3-я неделя «Насекомые»

4-я неделя «Весна. Изменения в природе. Труд людей весной»

Задание_1.'>СТАРШАЯ ГРУППА

Сентябрь

Тема «Детский сад» (4-я неделя)
Задание 1. Родителям рекомендуется:

объяснить ребенку, для чего он ходит в детский сад;

совместно с воспитателями ознакомить с детским садом — его помещениями, групповой комнатой, умывальной комнатой, спальней, раздевалкой, кабинетом логопеда, физкультурным и музыкальным залами, при этом объяснить назначение каждой комнаты, а также познакомить с сотрудниками детского сада: логопедом, воспитателями, няней, медицинской сестрой;

рассказать ребенку о правилах поведения в детском саду;

выучить имена и отчества сотрудников детского сада, учить вежливому обращению ко взрослым.

Задание 2. Рассмотреть, какие игры и игрушки есть в детском саду.

Задание 3. Выучить стихотворение:

Мы приходим в детский сад — там игрушки стоят.

Паровоз, пароход дожидаются ребят.

Задание 4. Построить детский сад из строительного материала (кубиков).
Октябрь

Тема «Овощи»

(1-я неделя)
Задание 1. Родителям рекомендуется:

- рассмотреть дома с ребенком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь,

капусту, фасоль, свеклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец;

- объяснить, что все это можно назвать одним словом «овощи»;

- обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус;

- по возможности рассказать и показать ребенку, где и как растут овощи, что из них

готовят (суп, салат, винегрет...);

- совместно с ребенком приготовить любое блюдо из овощей.


Задание 2. Рассмотреть картинки с изображением овощей.

Задание 3. Отгадать загадки, выучить по выбору:


  • Красная девица сидит в темнице, а коса — на улице.

(Морковь)


  • Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. К земле прирос крепко.

Что это?

(Репка)



  • Неказиста, шишковата, а придет на стол она, Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!»

(Картошка)




  • Щеки розовые, нос белый, в темноте сижу день целый, а рубашка зелена, вся на солнышке она.

(Редис)


  • Голова на ножке, в голове — горошки.

(Горох)

  • Я длинный и зеленый, вкусный и соленый, Вкусный и сырой, кто же я такой?

(Огурец)

  • Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи — меня ищи.

(Капуста)

  • Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слезы проливает.

(Лук)
Задание 4. Дидактическая игра «Большой — маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов):

  • огурец — огурчик, помидор — помидорчик...


Задание 5. Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа имен существительных):

  • огурец — огурцы, помидор — помидоры...


Задание 6. Дидактическая игра «Подскажи словечко».

  • Хотя и сахарной зовусь, но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы?

Я... (свекла).



  • Летом в огороде — свежие, зеленые, А зимою в бочке — желтые, соленые. Отгадайте, молодцы, как зовут нас?..

(Огурцы)
Задание 7. Составить описательный рассказ про овощи (по выбору), по следующему плану:

  • Что это? Где растет?

  • Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер)?

  • Какой на вкус? Что из него готовят?

Задание 8. Дидактические игры «Назови цвет», «Назови форму» (согласование существительных с прилагательными).

  • Морковь (какая?) — оранжевая, помидор (какой?) — ...

  • Огурец (какой?) — овальный, репка (какая?) — ...

Задание 9. Соединить линией овощи с соответствующей геометрической фигурой.

(овощи - морковь, огурец, репа; геом. фигуры – круг, треугольник, овал)


Задание 10. Упражнение для пальчиков «Засолка капусты».
Мы капусту рубим, Резкие движения прямыми кистями

рук вверх и вниз.
Морковку трем, Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к

себе и от себя.

Мы капусту солим, Движение палацев, имитирующих посыпание



солью из щепотки.

Мы капусту жмем. Интенсивное сжимание палацев рук в кулаки.



Задание 11. Прослушать стихотворение.
Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат —

Наша грядка просто клад.

Но арбузы не растут тут.

Если слушал ты внимательно,

То запомнил обязательно.

Отвечай-ка по порядку:

Что растет на нашей грядке?

(В. Коркин)
Задание 12. Прослушать стихотворение.
Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку

и свеклу, ох!

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка

и свекла, ох!

И суп овощной оказался неплох!

(Ю. Тувим)

Вопрос. Из чего хозяйка варила суп?


Задание 13. Вырезать картинки с изображением овощей и вклеить их в альбом.


Тема «ФРУКТЫ»

(2-я неделя)
Задание 1. Родителям рекомендуется:

- рассмотреть с ребенком натуральные фрукты и объяснить, что все это можно назвать одним словом «фрукты»;

- обратить внимание на характерные признаки фруктов: цвет, форму, вкус;

- по возможности показать и рассказать ребенку, где и как растут фрукты (в саду, на дереве, на кусте);

- рассказать и показать ребенку, что можно приготовить из фруктов.
Задание 2. Рассмотреть фрукты на иллюстрациях в книгах, журналах.

Задание 3. Отгадать загадки.


  • Само с кулачок, красный бочок. Тронешь пальцем — гладко,

а откусишь — сладко.

(Яблоко)



  • На сучках висят шары, посинели от жары.

(Слива)

Задание 4. Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа существительных):

  • яблоко — яблоки, груша — ..., слива — ..., персик — ..., банан — ....


Задание 5. Дидактическая игра «Большой — маленький» (словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов):

  • яблоко — яблочко, лимон — ... , банан — ... , апельсин — ....


Задание 6. Подобрать родственные слова:

  • яблоко — яблочко, яблоня, яблочный;

  • вишня — вишенка, вишневый;

  • смородина — смородинка, смородиновый;

  • лимон — лимончик, лимонный.

Задание 7. Составить сложносочиненные предложения с союзом а по образцу:

  • лимон кислый, а яблоко сладкое; лимон овальный, а яблоко круглое;

  • лимон желтый, а яблоко красное.

Задание 8. Составить описательные рассказы о фруктах, по следующему плану:

  • Что это?

  • Где растет?

  • Каков внешний вид (величина, форма, цвет)?

  • Каков на вкус?

  • Что из него готовят?


Задание 9. Дидактическая игра «Веселый счет» (согласование числительных 2 и 5 с существительными, употребление слов один — одна одно, два две):

  • одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок;

  • один лимон, два лимона ... пять лимонов;

  • одна слива, две сливы ... пять слив.

Задание 10. Дидактическая игра «Назови сок, варенье» (образование относительных прилагательных):

  • сок из яблока — яблочный; варенье из яблок — яблочное;

  • сок из груши — ... , варенье из груши — ...;

  • сок из апельсина — ..., варенье из апельсина — ....

Задание 11. Дидактическая игра «Что где растет»:

  • яблоко — на яблоне, слива — на ..., груша — на ....

Задание 12. Отгадать описательную загадку.

  • Это фрукт. Он растет на дереве, круглый, сладкий, румяный.

(Яблоко)

Задание 13. Дидактическая игра «Узнай фрукт на вкус, по запаху»

(используются натуральные фрукты).



Задание 14. Вырезать картинки с изображением фруктов и вклеить их в альбом.

Тема «Сад-огород. Ягоды»

(3-я неделя)

Задание 1. Родителям рекомендуется:

- рассмотреть с ребенком натуральные ягоды и объяснить, что все это можно назвать одним словом «ягоды». При этом следует обратить внимание на характерные признаки: цвет, форму, вкус, по возможности показать и рассказать ребенку, как и где растут ягоды (в саду, в лесу, на дереве, на кусте, на земле, гроздьями, по одному);

- рассказать, показать и дать попробовать ребенку то, что готовят из ягод;

- дидактическая игра «Узнай ягоду на вкус»;

- в качестве экскурсии можно посетить с ребенком рынок и посмотреть, какие овощи, фрукты и ягоды там продают.
Задание 2. Отгадать загадку и выучить по выбору.


  • Была зеленой, маленькой, потом я стала аленькой.

На солнце почернела я, и вот теперь я спелая.

(Ягода)


  • В сенокос — горька, а в мороз — сладка. Что за ягодка?

(Калина)

  • Две сестры летом зелены. К осени одна краснеет, другая — чернеет.

(Красная и черная смородина)

  • На припеке у пеньков много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек держит алый огонек.

Разгибаем стебельки — собираем огоньки.

(Земляника)

Задание 3. Составить описательный рассказ о ягоде по следующему плану:

Что это?

Где растет?

Каков внешний вид (цвет, форма, размер)?

Какова на вкус? Что из нее готовят?
Задание 4. Дидактическая игра «Назови сок, назови варенье» (образование относительных прилагательных):


  • сок из малины — малиновый; сок из вишни — ...;

  • варенье из малины — малиновое, варенье из вишни — ... .


Задание 5. Дидактическая игра «Какая ягода лишняя? Почему?» (по картинкам).

  • Клубника, смородина, черника, вишня.

(Черника растет в лесу.)

  • Клюква, малина, клубника, брусника.

(Малина растет на кусте.)

Задание 6. Вспомнить загадки об овощах, фруктах и ягодах.
Задание 7. Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по картинкам).

  • Овощи: картошка, лук, яблоко, помидор.

  • Фрукты: лимон, огурец, банан, персик.

  • Ягоды: малина, клубника, ананас, черника.


Задание 8. Дидактическая игра «Что растет в саду, а что в огороде?»

Ребенок перечисляет известные ему овощи, фрукты, ягоды и рассказывает, где они произрастают.


Задание 9. Дидактическая игра «Исправь ошибку».

Свекла растет на яблоне; груша растет на грядке; клубника растет на дереве; клюква растет на кусте; картошка растет на болоте.


Задание 10. Ответить на вопросы.

  • Про какой овощ можно сказать «твердый»?

  • Про какой фрукт можно сказать «сочный»?

  • Про какую ягоду можно сказать «кислая»?


Задание 11. Дидактическая игра «Подбери признак»: лимон (какой?) — ...; клубника (какая?) — ...; помидор (какой?) - ....
Задание 12. Пересчитать предметы — овощи, фрукты, ягоды (согласование существительных с порядковыми числительными, счет до пяти):

первое яблоко, второе яблоко ...; первый помидор, второй помидор ...; первая картошка, вторая картошка ....


Задание 13. Вырезать картинки с изображением ягод и вклеить их в альбом.

Тема «Осень. Осенняя одежда, обувь, головные уборы»

(4-я неделя)
Задание 1. Родителям рекомендуется:

- рассказать ребенку о том, какое время года наступило;

- обратить внимание на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь);

- объяснить ребенку, почему человек меняет одежду в зависимости от времени года. При этом следует внимательно рассмотреть, ощупать осенние одежду, обувь и головные уборы, определить их качества и назначение;

- во время прогулки будет полезно обратить внимание ребенка на то, как одеты люди осенью;

- в качестве экскурсии посетить магазины, где продают одежду, обувь и головные уборы.


Задание 2. Прочитать и выучить стихотворение.

Дождик, дождик — кап-кап-кап, мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять, мы промочим ножки.
Задание 3. Отгадать загадки и выучить по выбору.


  • Меня часто зовут, дожидаются, А приду — от меня укрываются.

(Дождь)

  • Из-под крыши крыша под дождик вышла.

(Зонт)

Задание 4. Внимательно рассмотреть верхнюю одежду и назвать ее детали (воротник, карман, пуговицы, рукава... .)
Задание 5. Дидактическая игра «Чья, чей, чьи, чье?» (употребление притяжательных местоимений).

  • Это чья шапка? — Моя.

  • Это чьи перчатки? — Мои.

  • Это чей шарф? — Мой.

  • Это чье пальто? — Мое.

Задание 6. Подобрать как можно больше предметов к местоимениям:

  • моя — шапка ...; мой — шарф ...; мои — сапоги ....


Задание 7. Выполнить указание и ответить на вопрос (понимание сложных инструкций):

Повесь шарф на спинку стула, а шапку положи на стул.

Что ты сделал сначала, а что потом?
Задание 8. Дидактическая игра «Один — много» (употребление множественного числа существительных):


  • шарф — шарфы; шапка — ...; перчатка — ...; носок — ... .


Задание 9. Дидактическая игра «Большой — маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов):

  • шапка — шапочка; сапоги — ...; пальто — ...; куртка — ...; кепка — ... .


Задание 10. Дидактическая игра «Подбери признак».

Куртка (какая?) — красная, теплая .... Сапоги (какие?) — коричневые ... .

Шарф (какой?) — .... . Пальто (какое?) — ... .
Задание 11. Назвать осеннюю одежду, обувь, головные уборы. Рассказать о порядке надевания вещей при Выходе на прогулку.
Задание 12. Вырезать и вклеить в альбом картинки с изображением осенней одежды, обуви и головных уборов.

Ноябрь

Тема «Домашние птицы»

(1-я неделя)
Задание 1. Родителям рекомендуется:

- рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением домашних птиц и их семей (курица — петух — цыплята, утка — селезень — утята, гусыня — гусь — гусята, индюшка — индюк — индюшата);

- объяснить ребенку, что эти птицы называются домашними, почему они так называются;

- закрепить названия птиц и слова, обозначающие и определяющие их внешний вид и повадки;

- уточнить, где они живут, чем питаются и какую пользу приносят (яйцо, перо, мясо), как за ними ухаживает человек;

- рассказать о профессии птичницы;

- по возможности рассмотреть этих птиц в природе.
Задание 2. Отгадать загадку и выучить по выбору.


  • Квохчет, квохчет, детей созывает, Всех под крыло собирает.

(Курица)

  • Хвост с узорами, сапоги со шпорами. Всех бужу, хоть часов не завожу.

(Петух)

(Цыпленок)

  • Красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки.

(Гусь)

  • Катится бочка, нет на ней ни сучочка.

(Яйцо)
Задание 3. Дидактическая игра «Угадай, кто это».

  • Кудах-тах-тах — снеслась в кустах. (Курица)

  • Ку-ка-ре-ку стерегу! (Петух)

  • Пить-пить-пить — воды попить! (Цыпленок)

  • Кря-кря — ищу червя! (Утка)


Задание 4. Дидактическая игра «Кто как разговаривает» (упражнение в словообразовании):

утка (кря-кря) — крякает; гусь (га-га) — гогочет, петух (...) — ..., курица (...) — ... .


Задание 5. Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа имени существительного):

цыпленок — цыплята, курица — курицы, индюк — ..., гусь — ..., утка — ... .


Задание 6. Дидактическая игра «У кого кто» (упражнение в словообразовании).

Единственное число имен существительных:



  • у утки — утенок, у гусыни — ..., у индюшки — ....

Множественное число имен существительных:

  • у утки — утята, у гусыни — ..., у индюшки — ... .


Задание 7. Дидактическая игра «Кто как передвигается»:

утка (что делает?) — ходит, плавает, летает; индюшка (...) — ..., курочка (...) — ... .


Задание 8. Дидактическая игра «Исправь ошибку» (на логическое мышление):

у утки — гусята; у индюшки — цыплята; у курицы — утята; у гусыни — индюшата.


Задание 9. Составить описательный рассказ о домашней птице по следующему плану:

Кто это?


Каков внешний вид?

Какие повадки?

Кто у этой птицы детеныши?

Чем питается?

Какую пользу приносит?
Задание 10. Упражнение для пальчиков.

Утята


Первый, второй — шли утята Поочередно сгибать пальцы

Третий, четвертый — за водой. рук, начиная с большого, а со слов

А за ними плелся пятый, «пи-пи-пи» ритмично сгибать и

позади бежал шестой. разгибать пальцы обеих рук.

А седьмой от них отстал,

а восьмой уже устал

А девятый всех догнал,

а десятый испугался,

Громко-громко запищал:

«Пи-пи-пи!» —

«Не пищи, мы тут рядом,

поищи!»
Задание 11. Прослушать и выучить по выбору следующие стихотворения:

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,

А за ней цыплятки — желтые ребятки.

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко,

Лапками гребите, зернышки ищите!».

На птичьем дворе

Наши уточки с утра — кря-кря-кря, кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда — га-га-га, га-га-га!

А индюк среди двора — бал-бал-бал! Балда-балда!

Наши гуленьки вверх — гру-гру-гру, гру-гру-гру!

Наши курочки в окно — ко-ко-ко, ко-ко-ко!

А как Петя-петушок ранним утром поутру нам споет

«Ку-ка-ре-ку!»



(А. Барто)

Вопрос. Кто живет на птичьем дворе?


Задание 12. Вырезать картинки с изображением домашних птиц и их детенышей, составить из них картинку «Птичий двор» и вклеить ее в альбом.


Каталог: images -> Biblioteka
Biblioteka -> Обновление на 07. 04. 2015 «Издательство Лань» Ветеринария и сельское хозяйство
Biblioteka -> Му «Межпоселенческая центральная библиотека имени И. И. Лажечникова»
Biblioteka -> Коломенские хроники Календарь знаменательных и памятных дат 2013 год
Biblioteka -> Варламов О. О. Эволюционные базы данных и знаний для адаптивного синтеза интеллектуальных систем. Миварное информационное пространство
Biblioteka -> Ты это можешь. Как развивать
Biblioteka -> Оживить работу изб-читален и клубов


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница