Сборник для начинающих гитаристов вошли две сюиты: «На зеленом лугу» и«Вокруг света». А в сборники ансамблей для гитары вошли переложения и аранжировки пьес, песен, танцев и оркестровых переложений




Скачать 74.82 Kb.
Дата20.07.2016
Размер74.82 Kb.
Малахатько Татьяна Ивановна

Жуковская детская школа искусств№2

г.Жуковский

«Сборник ансамблей для гитары составителя Л.Н.Ивановой для учащихся начальных и средних классов ДМШ.
Обзор с иллюстрациями».

Сборник петербургского композитора Людмилы Ивановны Ивановой, как и предыдущие ее авторские сборники, представляет нам музыку для самых юных гитаристов. Время, прошедшее с момента выпуска предыдущих тетрадей Л. Ивановой, показало, что ее музыка юным музыкантам просто очень интересна. Каждый гитарный конкурс, проходящий в Санкт-Петербурге - тому подтверждение. Сейчас ее сочинения для детей получают все большую популярность и в Москве.

Вот что написал о творчестве Л.Ивановой минский гитарист и педагог, организатор одного из самых легендарных в стране гитарных фестивалей Олег Коненков «Ее музыка доступна и понятна сегодняшнему поколению. Она очень образна и написана с прекрасным знанием инструмента... Из всех моих коллег, кто познакомился с ее творчеством, никто не остался равнодушным. Только самые положительные отзывы! В нашем клубе гитаристов этот год проходит под именем Л.Ивановой. На экзаменах и академических концертах звучит 90 % ее музыки». (Альманах «Ренессанс гитары» Беларусь, Гомель, 2002г).

Могу добавить от себя, что программность в музыке значительно интереснее, чем просто пьеса или этюд. Значительно интереснее, когда, играя на гитаре, ученик сразу представляет, про что он играет!

Л.Иванова очень хорошо представляет, про что она пишет музыку. Может быть, поэтому ее музыка так нравится юным гитаристам. В этом году мои ученики попробовали исполнить некоторые ее произведения на конкурсах. Впечатление у комиссий осталось очень хорошее. У такого композитора как Л.Иванова на гитаре можно сыграть почти про все на свете и это совсем не сложно.

Существует несколько сборников. В сборник для начинающих гитаристов вошли две сюиты: «На зеленом лугу» и «Вокруг света». А в сборники ансамблей для гитары вошли переложения и аранжировки пьес, песен, танцев и оркестровых переложений.

Содержание в сборнике для начальных классов такое:

1.В.Калинников «Киска»

2.А.Барриос «Менуэт»

3.Русская песня «Перевоз Дуня держала»

4.Р.Бажилин «Вальс»

5.Филиппинский народный танец»

6.П.Чайковский «Пастораль»

7.Л.Иванова «Баркарола»

8.Ф. Карулли «Менуэт»

9.Л.Иванова «Танец»

В сборнике для средних классов Л.Иванова сделала переложения произведений Василия Андреева:

1.Вальс «Грезы»

2.Вальс «Бабочка»

3.«Гвардейский марш»

4.«Испанский танец»

5.«Пляска скоморохов»

Первым прозвучит в исполнении учеников второго класса «Менуэт» А, Барриоса,

Барриос (Мангори) Августин (1885-1944). - гениальный парагвайский гитарист-виртуоз, значение которого в полной мере было оценено спустя почти 50 лет после его смерти. Родился в семье музыкантов, в которой помимо Августина было еще семеро детей. Очень рано начал играть на гитаре. Первым учителем был Густаво Эскальда, который ввел юного гитариста в мир музыки Сора, Тарреги, Агуадо и других композиторов, чьи произведения составляли основу традиционного гитарного репертуара, В 13 лет, отмечая замечательную одаренность ребенка, уже проявившуюся во многих областях (он прекрасно рисовал, обладал удивительными математическими способностями и литературным талантом), его направили на учебу в Национальный колледж в Асунсьоне.

В 191 Ог Барриос, ставший к тому времени уже известен как виртуозный гитарист, покинул Парагвай и уехал в Аргентину. Все последующие 34 года он гастролировал по южноамериканскому континенту, выступая с концертами в городах Аргентины, Уругвая, Бразилии, Венесуэлы, Коста-Рики и Сальвадора. Он побывал также в Чили, Мексике, Гватемале, Гондурасе, Панаме, Колумбии, Кубе и Гавайях. Между 1934 и 1936 гг. состоялась его поездка в Европу - он играл в Испании, Германии и Бельгии.

В 1932 г. сам Барриос стал называть себя "Нитсуга Мангори - Паганини гитары" (Нитсуга - обратное прочтение Августин, а Мангори - имя легендарного вождя индейцев гуарани). Примерно в середине 30-х годов у Барриоса появились проблемы со здоровьем - больное сердце больше не позволяло ему совершать длительные и напряженные концертные поездки. Последние годы жизни он провел в Сан-Сальвадоре, столице маленького Центральноамериканского государства Сальвадор, занимаясь преподаванием и сочинением музыки, лишь иногда выступая с сольными гитарными концертами.

Барриос был не только выдающимся исполнителем, но и композитором, которому принадлежит свыше 300 работ для гитары, многие из которых причисляются сегодня к. числу лучших произведений из когда-либо написанных для сольной гитары.

Менуэт - танец французского происхождения, популярный в Европе в 17- 18 вв. Исполнялся мелкими шагами (название происходит от фр. мену - мелкий), в умеренном темпе, плавно, церемонно, с поклонами и приседаниями; размер три четверти. Менуэт входил во многие сюиты в 1-й половине 18в, во второй являлся частью симфонии и квартета, и только Л. Бетховен заменил его на скерцо. В литературе 19 - 20 в. менуэт встречается изредка.

Исполняют: Суворова Маша, Дешко Миша и Чернова Оля.

2.«Филиппинский народный танец» в обработке А. Степанова.

Национальный колорит сохранен полностью. Танец состоит из двух частей с небольшой вариацией, написан в самой детской тональности до - мажор.

3.В.Андреев «Испанский танец» в переложении Л.Ивановой.

Танец написан в присущей испанцам многочастной форме с повторениями. Фальсеты, как они их называют, носят и танцевальный и песенный характер. Вступление, первая и вторая части написаны в ре-миноре, третья - в ре-мажоре. Это переложение настолько хорошо сделано, что можно сыграть отдельно вторую с третьей партию или первую с третьей и получится тоже замечательное звучание.

Исполняют Григорьев Боря, Панфилова Даша и Еремин Дима.

4.Л.Иванова «Танец» Танец построен в многочастной форме, в тональности ля - минор.

5,II. Чайковский «Пастораль» из оперы «Пиковая дама»

Пастораль происходит от латинского слова пастушеский. Произведение главным образом драматическое, фальшиво и слащаво изображающее простую пастушескую жизнь. Однако в музыке оно приобрело другое значение. Музыка пасторали рисует спокойные, идиллические картины в сельской жизни и берет свое начало от итальянского слова пасторале - пастушеский. В своей опере П.Чайковский изображает сцену из сельской жизни. Именно в этом духе он сочинил пастораль «Искренность пастушки». В 17 - 18 в. пастушескими назывались также небольшие оперы, балеты, сцены из сельской жизни. Л.Бетховен написал шестую «Пасторальную симфонию».

6.Р Бажилин «Вальс» обработка Л.Ивановой

Р. Бажилин, аккордеонист аранжировщик, педагог профессор. Заслуженный артист РФ (2009). Лауреат премии Центрального федерального округа (2009).

Родился в 1962 г. в г. Тамбове. Выпускник Тамбовского музыкального училища им. С.В. Рахманинова и Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова. Лауреат Международного конкурса (1 премия, г. Монтезе, Италия). Председатель областного учебно-методического объединения аккордеонистов (баянистов.)

Педагогическая деятельность: преподает в ТГМПИ с 1988 г. Проводит мастер- классы для слушателей ФПК в разных городах России (Тамбов, Нижний Тагил, Липецк, Барнаул, Пенза). Сочетая активную концертную деятельность с педагогической, обладая большим опытом и глубокими профессиональными знаниями, профессор Р.П. Бажилин, имеет устойчивые положительные результаты в педагогической работе. Среди его учеников — дипломанты и лауреаты II Всероссийского конкурса юных исполнителей на народных инструментах (г. Воронеж), Международного конкурса в Болгарии, Международного конкурса «Славянские переборы», I Российского смотра-конкурса аккордеонистов (г. Астрахань), X Международного конкурса в Италии, Первого международного конкурса в Барнауле. В 2010 г. с успехом защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук в Диссертационном совете Московского педагогического государственного университета на тему: "Пропедевтический период в обучении музыке: цели, задачи, содержание и методы работы".

Концертно-исполнительская и композиторская деятельность: активно концертирует, выступая в образовательных учреждениях и престижных концертных залах городов России и за рубежом. Неоднократные выступления по Тамбовскому и

Воронежскому областному телевидению, но Всесоюзному и Тамбовскому радио с самыми разнообразными программами отечественных и зарубежных авторов, а также собственными сочинениями для аккордеона, неоднократно изданными центральными музыкальными издательствами, принесли Бажилину широкую известность как композитору исполнителю среди любителей и профессионалов.

Автор музыки к 44 спектаклям, поставленным в драматических и кукольных театрах Тамбова, Москвы, Рязани, Бугульмы, Нижнего Новгорода, Калининграда, Астрахани, где Роман Бажилие часто является исполнителем собственной музыки как на сцене, так и при подготовке фонограмм для спектаклей, В 2006 г. силами «Детской филармонии» ГУ «Тамбовконцерт» осуществлена постановка детского мюзикла «Компьютерный гений» (автор музыки и либретто — Р, Бажилин). Премьера прошла с большим успехом в дни новогодних каникул.

В творческом багаже Бажилина -композитора несколько мюзиклов, многочисленные сочинения для аккордеона, ансамблей и оркестров, музыка к документальным телесериалам. Сочинения и аранжировки Р. Бажилина часто звучат на музыкальных конкурсах и фестивалях, в репертуаре профессиональных музыкантов, ансамблей: «Калинка» (Ростов-на-Дону), «Русские узоры» (Аксай), «Санкт-Петербургского мюзет-ансамбля», Интернационального квинтета аккордеонистов «Эксельсиор», Даугавпилсского оркестра аккордеонистов и многих других коллективов.

Не одну страницу займет список нотных сборников и учебно-методических работ Бажилина, изданных издательствами гг, Москвы, Ростова-на-Дону, Тернополя (Украина): «Концертные пьесы для аккордеона», «Школа игры на аккордеоне», «Самоучитель игры на баяне (аккордеоне)», «Альбом юного аккордеониста», «Эстрадные композиции для аккордеона», «Детский альбом аккордеониста», серия нотных сборников «Аккордеоша» - всего 32 печатных издания, некоторые из которых, благодаря большой популярности, уже претерпели переиздания.

Репертувф: программа, выступлений Бажилиеа-аккордеонкста варьируется от музыки клавессинистов, Баха, Шуберта, Вебера, русских композиторов до современной оригинальной, эстрадной, джазовой музыки, обработок русских народных песен, собственных сочинений.

«Вальс» написан для квартета, в тональности ми - минор. Первая интонация печали и ностальгии проходит через все произведение.

Вальс - один из популярных бальных танцев 19 - 20 в. Название происходит предположительно от немецкого слова вальзен - раскатывать. Вальс танцуют плавно

кружащиеся пары. Темп его бывает различным от медленного до очень быстрого. Размер трехдольный, в аккомпанементе характерен опорный акцент в басу на сильную долю и два аккорда на слабых.



Вальс возник на основе народных танцев Австрии, Чехии, Германии. Одним из ближайших его предшественников был австрийский крестьянский танец «Лендер, отличавшийся разнообразными плясовыми фигурами и подвижной мелодией с преобладанием мелких длительностей - четвертей и восьмых. Переход от лендера к вальсу выразился в упрощении танцевальных движений, которые свелись к непрерывному кружению, при этом мелодика танца превратилась в более плавную кантилену. Среди бальных ганцев вальс выделяется лирической настроенностью и романтической полетностью.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница