Санкт-петербурга



Скачать 341.7 Kb.
страница1/2
Дата02.03.2016
Размер341.7 Kb.
ТипПрограмма
  1   2





ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «НА 9-ОЙ ЛИНИИ» ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА




Программа принята




Утверждена

на педагогическом совете




И.о.директора ГБОУ ДОД ДДТ







«На 9-ой линии»

протокол № 1




___________ И.В.Петерсон







Приказ № 223/01-11

от «08» сентября 2015г.




от «08» сентября 2015г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«АВИАМОДЕЛИРОВАНИЕ»
Возраст обучающихся: 8 - 18 лет

Срок реализации: 3 года

Автор-составитель:



Бакулев Виктор Юрьевич,

педагог дополнительного образования




САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2015
Структура

общеобразовательной (общеразвивающей) программы

«Авиамоделирование)
I. Пояснительная записка

1.1. Краткая характеристика предмета

1.2. Актуальность, педагогическая целесообразность

1.3. Цель образовательной программы

1.4. Задачи образовательной программы

1.5. Принципы и методы обучения

1.6. Организационно-педагогические условия реализации программы:

сроки реализации программы, возраст обучающихся, режим занятий

1.7. Материально-техническое оснащение

1.8. Ожидаемые результаты

1.9. Формы, виды и приемы проверки знаний и умений обучающихся

II. Учебно-тематический план и содержание программы 1 года обучения

2.1. Учебно-тематический план 1-го года обучения (на 144 ч. в год)

2.2. Содержание программы 1-го года обучения

2.3. Ожидаемые результаты 1-го года обучения

2.4. Формы подведения итогов

III. Учебно-тематический план и содержание программы 2 года обучения

3.1. Учебно-тематический план 2-го года обучения (на 144 ч. в год)

3.2. Содержание программы 2-го года обучения

3.3. Ожидаемые результаты 2-го года обучения

3.4. Формы подведения итогов

IV. Учебно-тематический план и содержание программы 3 года обучения

3.1. Учебно-тематический план 3-го года обучения (на 216 ч. в год)

3.2. Содержание программы 3-го года обучения

3.3. Ожидаемые результаты 3-го года обучения

3.4. Формы подведения итогов

V. Методическое обеспечение программы

VI. Литература

6.1. Для обучающихся

6.2. Для педагога
Пояснительная записка



Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Авиамоделирование» разработана в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "Об образовании", Приложения к приказу Минобрнауки РФ№ 1008от 29 августа 2013 г «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, Уставом ГБОУ ДОД ДДТ «На 9-ой линии» Василеостровского района Санкт-Петербурга и на основе Примерных требований к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844.

Данная программа является модифицированной и разработана с учетом возрастных особенностей детей, имеет техническую направленность.


    1. Краткая характеристика предмета

Современная наука и промышленное производство летательных аппаратов впитали в себя всё лучшее и передовое, что накопило и разработало человечество за века своего существования. Авиация прочно вошла в современную жизнь как самый скоростной и удобный вид транспорта.

Авиамоделизм - один из видов технического творчества. Моделируя летательные аппараты, знакомясь с историей их создания, конструкцией и технологиями изготовления, обучающиеся познают самые современные передовые технические решения. Занятия техническим творчеством развивают у школьников интерес к науке и технике, к исследованиям, помогают сознательно выбрать будущую профессию. Авиамоделизм представляет собой творческий, производительный труд, который способствует развитию интеллектуальных способностей ребёнка, формированию гражданско- патриотических качеств личности.

Общеобразовательная (развивающая) программа «Авиамоделирование» является модифицированной и составлена на основе пособия: Рожков В.С. «Авиамодельный кружок: Пособие для руководителей кружков» и личного опыта работы.


    1. Актуальность и педагогическая целесообразность программы обусловлена общественной потребностью в творчески активных и технически грамотных молодых людях, в возрождении интереса молодежи к современной технике, в воспитании культуры жизненного и профессионального самоопределения. О профессиональном самоопределении молодежи говорят сегодня и руководители нашего государства: «...Мы будем поощрять и стимулировать научно-техническое творчество. Прежде всего, поддержим молодых ученых и изобретателей...» (Дмитрий Медведев, Статья «Россия, вперёд!»).

Занятия авиамоделизмом - это, прежде всего, политехническое образование, которое способствует формированию у воспитанников универсальных методов познавательной, ценностно-ориентированной и практической деятельности. Программа личностно-ориентирована и составлена так, чтобы каждый обучающийся имел возможность свободно выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него. Занятия организованы на доступном для ребят уровне с учетом их возможностей и способностей, содержат большой потенциал для реализации межпредметных связей. На занятиях обучающиеся закрепляют и углубляют знания и умения, полученные в школе на уроках математики, ИЗО, физики, черчения, технологии, учатся применять их на практике. В этом состоит педагогическая целесообразность данной программы.

Авиамоделизм - это не только конструирование, постройка и запуск моделей: воздушных шаров и змеев, планеров и самолетов, но и спортивный азарт, и поиски исследователя, и, возможно, дорога в большую авиацию.

В авиамоделизме техническое творчество тесно переплетается с элементами спорта. Авиамодельный спорт привлекает в свои ряды тем что, конструируя и создавая модель, подросток работает над своим техническим мастерством, познаёт технологические приёмы работы с различными материалами, а участие в соревнованиях - формирует волю, характер, закаляет физически. Таким образом, занятия авиамоделизмом способствуют разностороннему развитию подростков.
Цель программы:

Создание условий для раскрытия творческих способностей обучающихся средствами спортивно-технического моделирования, активизации их познавательной деятельности, возможности самореализации и самоопределения.




    1. Задачи

Обучающие:

  • формирование специальных знаний, умений и навыков в области авиамоделирования;

  • обучение приемам конструирования авиамоделей различных классов через создание простейших летающих моделей;

  • обучение технологической обработке различных конструкционных материалов, принципам подготовки модельной техники и спортсменов к соревнованиям;

  • формирование умений планировать работу, рационально распределять время, анализировать результаты, как своей деятельности, так и деятельности других обучающихся.


Развивающие:

  • развитие творческих способностей обучающихся, навыков самостоятельного моделирования и конструирования, воспроизводящего;

  • раскрытие творческого потенциала каждого ребенка посредством побуждения к самостоятельной творческой активности;

  • развитие элементов технического, объемного, пространственного, логического и креативного мышления и творческого воображения;

  • развитие познавательной активности, внимания, умения сосредотачиваться, установки на достаточно долгий кропотливый труд и способность к самообразованию.


Воспитательные:

  • воспитание таких нравственных, эстетических и ценностных личностных качеств обучающихся, как доброжелательность, трудолюбие, честность, порядочность, ответственность;

  • воспитание патриотизма, чувства долга и гордости за достижения российской авиации;

  • формирование культуры труда, культуры поведения, уважение к людям, взаимопонимание и бесконфликтность в общении.




    1. Принципы и методы обучения

Реализация данной программы основывается на следующих принципах:

  • от простого к сложному;

  • доступность и последовательность: соответствие учебного материала индивидуальным и возрастным особенностям детей;

  • наглядность: широкое использование наглядных и дидактических пособий,

технических средств обучения, делающих образовательный процесс более эффективным;

  • творчество: каждое дело, занятие - совместное творчество учащихся и педагогов;

        1. «свобода»: предусматривает самостоятельный поиск неординарных решений в системе ограничения учебной темой;

  • научность: учебный курс основываться на современных научных достижениях.




    1. Организационно-педагогические условия реализации программы

Программа рассчитана на 3 года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа в первый год , 2 раза в неделю по 3 часа для второго и третьего года обучения. Оптимальное количество обучающихся в учебной группе:

  1. год обучения -15 человек.

  2. год обучения - 12 человек.

  3. год обучения - 10 человек.

Основной формой обучения являются занятия. Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете по расписанию. Примерно пятая часть учебного времени отводится на теоретические занятия, остальное время - на практические.
Содержание образовательной программы построено по линейно- концентрическому (спиралеобразному) принципу. Линейное расположение учебного материала на протяжении 3-х лет обучения обеспечивает приобретение новых знаний и умений, освоение новых способов деятельности, расширение поля ценностных отношений, которые отвечают его потребностям и растущему интеллекту. Концентрическая структура учебного содержания обеспечивает углубление тех же самых знаний и умений, способов деятельности, но от года к году более сложного уровня в соответствии с возрастом и развитием детей.

Каждой ступени обучения соответствует свой уровень освоения программы:

1 и 2 ступень (общекультурный) - предполагает развитие познавательных интересов детей, расширение кругозора, уровня информированности в определенных образовательных областях, развитие коммуникативных навыков;


  1. ступень - предполагает формирование специальных теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности. Поступенчатое движение «вперед и вверх» позволяет интересующемуся увлеченному ребенку стать спортсменом-авиамоделистом. И если даже в дальнейшем он не будет работать в этой области, знания и умения, полученные на занятиях, помогут легче адаптироваться в любой жизненной ситуации.


Основные требования к учебному занятию:

  1. Соответствие педагогического замысла задачам.

  2. Полноценность содержания изучаемого материала в соответствии с образовательной программой.

  3. Соответствие типа занятия, средств и методов обучения.

  4. Развитие познавательных интересов и потребностей обучающихся.

  5. Структурная гибкость и подвижность занятия.

  6. Единство деятельности педагога и обучающихся.

  7. Позитивный эмоциональный настрой на занятии.


Формы организации познавательной деятельности обучающихся:

  • индивидуальные;

  • индивидуально - групповые;

  • групповые.

Групповые занятия можно проводить одновременно с обучающимися во всём возрастном диапазоне от 8 до 18 лет.

    1. Материально-техническое и методическое обеспечение программы

Материально-техническое обеспечение

Для занятий рекомендуется помещение площадью 50-60 кв. м, расположенное на первом этаже.

Кабинет должен быть оборудован:

- экраном для просмотра фильмов по устройству, эксплуатации и

- шкафами для хранения наглядных пособий и запасных частей для техники;

- верстаками на 5-6 рабочих мест;

- сверлильным станком;

- заточным станком;

- слесарным инструментом;

- плакатами по устройству мотоцикла и правилам дорожного движения


Методическое обеспечение

Для контроля и самоконтроля, текущей, тематической и итоговой проверки знаний и умений учащихся нужны:



  • тесты с выбором правильного ответа;

  • тесты на определение последовательности предложенных элементов;

  • традиционные задания, требующие свободного ответа.

  • подборка чертежей, эскизов моделей;

  • шаблоны;

  • образцы моделей, выполненные педагогом и учащимися;

  • модели учащихся – победителей выставок;

  • раздаточный материал.




    1. Ожидаемые результаты реализации программы


В результате первого года обучения дети будут знать:

  • основные сведения об авиации, авиамоделизме;

  • краткие исторические сведения о воздушном змее, планере, самолете, парашюте, вертолёте;

  • правила техники безопасности при работе с ножницами, ножом, наждачным бруском, напильником, клеями Г1ВА и момент;

  • названия основных частей планера, самолёта, парашюта, вертолёта;

  • конструкцию и принцип действия летательного аппарата;

  • правила проведения соревнований по простейшим летающим моделям.

Они будут уметь:

  • пользоваться основными приемами при работе с бумагой, пенопластом, древесиной;

  • пользоваться колющим и режущим инструментом;

  • строить простейшие летающие модели;

  • запускать и регулировать простейшие летающие модели.

У обучающихся будут сформированы такие личностные качеств, как

  • усидчивость, трудолюбие и любознательность;

  • терпение и аккуратность;

  • настойчивость в достижении цели и желание добиваться хорошего результата;

  • умение работать в коллективе, доброжелательность и взаимопомощь.

В результате второго года обучения дети будут знать:

  • правила техники безопасности при работе со слесарным, столярным инструментом и на сверлильном станке и правила пожарной безопасности;

  • силы, действующие на модель в полёте;

  • особенности конструкции учебно-тренировочной модели самолёта;

  • двигатели, применяемые в авиамоделизме;

  • элементы, входящие в стартовое оборудование.

Они будут уметь:

  • работать на сверлильном станке;

  • изготовить учебно-тренировочную модель;

  • пилотировать учебно-тренировочную модель;

  • разбирать и собирать двигатель;

  • пользоваться стартовым оборудованием.

Получат дальнейшее развитие личностные качества:

  • уважительное отношение труду;

  • ответственность, аккуратность, терпение, предприимчивость;

  • отзывчивость, взаимопомощь;

  • умение адекватно реагировать на проявление зависимого поведения среди подростков;

  • культура поведения;

  • интерес к творческому познанию.


В результате третьего года обучения обучающиеся будут знать:

  • правила техники безопасности при пользовании оборудованием и правила пожарной безопасности;

  • категории и классы авиамоделей;

  • принцип работы воздушного винта;

  • методы улучшения работы ДВС и топливной смеси;

  • правила соревнований по кордовым моделям.

Они будут уметь:

  • пользоваться паяльником, сверлильным и шлифовальным станками.

  • пользоваться чертежами;

  • вычерчивать чертежи моделей;

  • изготавливать авиамодели (согласно программе);

  • самостоятельно изготавливать простейшие модели и модели чемпионатных классов;

  • изготавливать воздушные винты;

  • самостоятельно составлять горючую смесь для ДВС.

Получат развитие такие личностные качества, как

  • честность, объективность, требовательность к себе;

  • целеустремленность, решительность, настойчивость, самообладание;

  • активная жизненная позиция;

  • чувство долга;

  • взаимопонимание и бесконфликтность в общении.




    1. Формы, виды и приемы проверки знаний и умений обучающихся

После завершения каждой ступени обучения необходимо определить, как он пройден, какие результаты достигнуты, насколько эффективным был процесс, что можно считать уже сделанным, а что придется совершенствовать повторно. Поэтому из огромного количества методов контроля выбирается тот, который позволит проектировать каждый следующий шаг обучающегося в зависимости от результатов предыдущего.

Оценка результативности образовательного процесса осуществляется в системе с использованием разнообразных форм:



1.Учет и проверка знаний и умений производится путем текущих наблюдений за обучающимися. Они осуществляются на протяжении всего процесса обучения без выделения для них специального времени. Текущие наблюдения проводятся на любом этапе процесса усвоения. В ходе текущих наблюдений постепенно накапливаются данные о каждом ребенке, характеризующие как его достижения, так и упущения в работе.

2.Эффективность образовательного процесса оценивается по сформированности духовно-нравственных качеств личности, высокому уровню мотивации обучающихся к техническому творчеству, по уровню развития творческих способностей, по активности участия в соревнованиях, конкурсах, по стилю работы и профессиональному самоопределению ребёнка. Поэтом участие детей со своими работами на выставках и конкурсах, проводимых как в образовательном учреждении, так и за его пределами совместно с учащимися других образовательных учреждений, следует считать положительным результатом обучения.

Одним из способов относительно объективной диагностики знаний и умений обучающихся является тестирование. Тестовые задания используются также для проведения текущего и итогового контроля. Тест состоит из задания на деятельность уровня усвоения учебного материала и эталона, то есть образца полного выполнения действия.

По результатам контроля качества усвоения знаний с помощью тематических тестов можно судить о завершенности процесса обучения и эффективно намечать пути коррекционно-компенсационной и дальнейшей учебной работы.

При разработке тестовых заданий для обучающихся по программе «Авиамоделирование» учитываются следующие принципы:



  • учет особенностей изучаемого материала;

  • соотнесение видов познавательной деятельности с определенными уровнями усвоения учебного материала;

  • дифференциация заданий каждого уровня по характеру воспроизводящей деятельности.

Заключительным этапом образовательного процесса по программе «Авиамоделирование» является итоговая аттестация обучающихся (положение «Об итоговой аттестации»).

Цель итоговой аттестации - выявление уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам образовательной программы.



В образовательном процессе по программе «Авиамоделирование» итоговая аттестация выполняет целый ряд функций:

  • учебную, которая создает дополнительные условия для обобщения и осмысления воспитанником полученных теоретических и практических знаний, умений и навыков;

  • воспитательную, которая является стимулом к расширению познавательных интересов и потребностей ребенка;

  • развивающую, которая позволяет детям осознать уровень их актуального развития и определить перспективы;

  • коррекционную, которая помогает педагогу своевременно выявить

  • и устранить объективные и субъективные недостатки учебно-воспитательного процесса;

  • социально-психологическую, которая дает каждому воспитаннику возможность пережить «ситуацию успеха».

Подведение итогов организовано так, чтобы обучающиеся испытали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового.

II. Учебно-тематический план и содержание программы

1 год обучения

2.1.Учебно-тематический план




раздела

Наименование разделов и тем программы

Общее количество часов

В том числе

Теория

Практика



Вводное занятие

4

2

2



Инструменты и материалы

6

2

4



Простейшие модели из бумаги

8

2

6



Модели самолётов с динамическим стартом

6

2

4



Модели планеров

6

1

5



Модели парашютов

6

2

4



Метательный планер

14

3

11



Модели вертолётов

18

4

14



Модели самолётов

20

5

15



Воздушный змей

14

4

10



Простейшие кордовые модели самолётов.

20

6

14



Организация и проведение соревнований выставок.

18

2

16



Обобщающий этап: итоговая аттестация,

подведение итогов за год, планы на будущий год.



4

-

4




Итого:

144

35

109


2.2. Содержание программы

Раздел 1.

Вводное занятие.

История развития авиастроения.

Теория: История развития авиации и влияние её на нашу жизнь. Изготовление авиационных моделей - начальный путь к овладению авиационной техникой. Авиамоделизм, как технический вид спорта

Знакомство с общеобразовательной программой

Практика: Показ образцов готовых моделей.

Техника безопасности во время работы.

Теория: Правила техники безопасности при работе в аудитории, с колющими ирежущими инструментами. Правила пожарной безопасности.

Знакомство с общеобразовательной программой. План и порядок работы. Организационные вопросы.

Практика: Показ приёмов работы колющими и режущими инструментами. Закрепление приемов работы с инструментами.

Раздел 2.

Инструменты и материалы, применяемые для изготовления авиамоделей

Теория: Инструменты и материалы. Материалы, применяемые в авиамоделизме. Начальные сведения о бумаге, картоне, древесине, пенопласте. Авиамодельная резина.

Клеи и техника склеивания Технология работы с клеющими материалами

Практика: Пробное склеивание материалов



Раздел 3.

Простейшие модели из бумаги

Теория: Основные методы и приёмы при работе с бумагой

Основные методы и приёмы при работе с бумагой. Способы летания в природе. Конструкция и основные части планера и самолёта.

Практика: Изготовление простейших моделей из бумаги техникой Оригами. Регулировка и запуск моделей. Соревнования на дальность и продолжительность полёта.



Раздел 4.

Модели самолётов с динамическим стартом

Динамический старт и его применение

Теория: Динамический старт и его применение.

Практика: Изготовление модели самолета с динамическим стартом. Отработка применения динамического старта. Соревнование на продолжительность полёта модели.



Раздел 5.

Модели планеров.

Планер - безмоторный летательный аппарат.

Теория: Краткие исторические сведения о создании планера и полётах на нём. Основные части планера. Органы управления. Классическая и экспериментальная схема планера. Материал для изготовления модели. Правила запуска и регулировки.

Практика: Изготовление модели. Регулировка и запуск модели. Соревнования на дальность полёта.



Раздел 6.

Модели парашютов.

Теория: Сведения из истории изобретения парашюта. Основные части, назначение, устройство и принцип действия парашюта. Техника изготовления моделей парашютов из различных материалов.

Практика: Изготовление модели парашюта. Регулировка и запуск моделей.

Соревнования на продолжительность спуска модели.



Раздел 7.

Метательный планер.

Теория: Способы запуска планеров. Профиль крыла. Правила запуска моделей планеров.

Практика: Изготовление модели. Регулировка и запуск модели. Соревнования на продолжительность полёта модели планера.

Раздел 8.

Модели вертолётов.

Теория: Краткие сведения из истории вертолётов. Архивные рисунки Леонардо да Винчи. Основные части, назначение, устройство вертолёта. Первоначальные сведения о работе воздушного винта и создание им силы тяги.

Практика: Изготовление, регулировка и запуск модели. Соревнования на продолжительность полёта модели вертолёта.

Раздел 9.

Модели самолётов.

Понятие о самолёте, как основном виде летательных аппаратов.

Теория: Краткие исторические сведения о первых попытках создания самолёта. Самолёт А.Ф. Можайскою, первые полёты на самолёте братьев Райт. Технология изготовления модели.

Практика: Изготовление, регулировка и запуск модели. Соревнования на продолжительность полёта модели самолёта.



Раздел 10.

Воздушный змей.

Теория: Знакомство учащихся с одним из древнейших летательных аппаратов - воздушный змей. История его развития и применения. Виды воздушных змеев. Техника изготовления и запуска плоского змея.

Практика: Изготовление плоского змея из бумаги и сосновых реек. Изготовление леера. Регулировка и запуск змея. Участие в конкурсе.

Раздел 11.

Простейшие кордовые модели.

Теория: История возникновения кордовых моделей. Определение кордовой модели. Органы управления кордовой модели самолёта. Принцип их действия. Технология изготовления. Меры безопасности при запуске.

Практика: Изготовление, регулировка и запуск модели. Участие

в соревнованиях.




Каталог: wp-content -> uploads -> 2013
2013 -> Репертуар группы cosa nostra русский хит
2013 -> Перечень платных медицинских услуг в гауз «Брянская городская поликлиника №5»
2013 -> Министр образования Пермского края Р. А. Кассина
2013 -> Аналитическая справка
2013 -> Методическая разработка историко-поэтическая композиция «Чтобы прошедшего забыть не смели поколенья» Вечер «Чтобы прошедшего забыть не смели поколенья…»
2013 -> Программа краевой олимпиады по информационным технологиям и программированию 27-28 февраля 2013 Пермь 27 февраля 2013


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница