Самостоятельная работа по курсу Рекомендуемая литература Методические рекомендации




страница1/6
Дата29.07.2016
Размер1.07 Mb.
  1   2   3   4   5   6
Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Институт гуманитарных наук

Кафедра русского языка
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины
Латинский язык
ИСТМ_СКИ 0306М_ски М1

(квалификация (степень) «магистр»)

Профиль подготовки «История»

Форма обучения ОЧНАЯ


Курс 1, семестр 1-2

Москва – 2013


Содержание:


  1. Программа:

  • Пояснительная записка

  • Содержание курса

  • Примерное распределение материала по курсу

  • Самостоятельная работа по курсу

  • Рекомендуемая литература




  1. Методические рекомендации:

  • Пояснительная записка

  • Часть 1. Тематическое планирование

  • Часть 2. Методические разработки по темам (материалы к практическим занятиям, примерные варианты контрольных работ)

  • Часть 3. Технологическая карта курса.

  • Часть 4. Латинский минимум

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Институт гуманитарных наук

Кафедра русского языка
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины

Латинский язык

Часть I. Программа учебной дисциплины

ИСТМ_СКИ 0306М_ски М1

(квалификация (степень) «магистр»)

Профиль подготовки «История»

Форма обучения ОЧНАЯ
Курс 1, семестр 1-2

Москва – 2013

Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры русского языка _____________, протокол ________, утверждена на заседании ученого совета института гуманитарных наук ГбОУ ВПО МГПУ _______________, протокол ________.

Автор-составитель: кандидат филологических наук Захарова М.В.


Заведующий кафедрой: доктор филологических наук, профессор Ярыгина Е.С.

Пояснительная записка
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО общее количество часов на дисциплину «Латинский язык» - 144, из них 54 аудиторной и 90 час самостоятельной работы. Данная дисциплина входит в систему подготовки магистров исторического направления, так знание латинского языка позволяют расширить диапазон компетентностных возможностей магистра в области исторических исследований, а также позволяют знакомиться с памятниками истории античного периода и средневековья на языке оригинала. В связи с этим, курс преследует несколько целей:

  1. Дать студентам необходимые знания и навыки для работы с оригинальными латинскими текстами.

  2. Выработать у них умение видеть влияние латинской культуры и языка в любой культурно-исторической среде.

  3. Показать, как особенности менталитета, культуры, истории и традиций народа влияют на его язык, а также как язык впоследствии оказывает влияние на культуры и историю.

Для достижения поставленных целей предполагается решение следующих задач:

  1. содействовать выработке у студентов научного подхода к изучению, анализу и, в целом, восприятию языка (как русского, так и иностранного);

  2. дать представление о структуре индоевропейских языков на примере латинского языка;

  3. дать представление о грамматической структуре латинского языка на примере устойчивых морфологических и синтаксических моделей;

  4. выработать устойчивый навык чтения и перевода латинского текста;

  5. познакомить студентов с образцами латинских текстов разных периодов, а также с латинским культурным наследием в современных языках, литературе, культуре;

  6. выработать навыки сравнения и сопоставления лексических и грамматических элементов разных языков на примере поиска и анализа латинско-русских соответствий, а также соответствий между латинским языком и изучаемым иностранным языком/языками;

  7. выработать умение обнаруживать и анализировать наиболее существенные факты сходства и различия между древними и современными языками;

После освоения курса студент обязан:

  1. знать и уметь применять на практике латинскую грамматическую терминологию, а также основную терминологию курса;

  2. уметь обнаруживать сходства и различия между определенными языковыми фактами в разных языках, уметь анализировать данные на первичном уровне;

  3. уметь читать и переводить со словарем латинский текст любого периода;

  4. знать основные грамматические формы латинского языка, уметь находить их в тексте и образовывать их с помощью таблиц и схем;

  5. знать определенный минимум латинских текстов разных периодов и набор латинских крылатых выражений различной тематики;

  6. уметь самостоятельно работать с языковым материалом и представлять результаты своей работы перед аудиторией.

Курс рассчитан на 2 семестра и заканчивается зачетом.
Рекомендуемое распределение часов в семестрах (1 и 2)

  1. Практические занятия – 54 часа (28 и 26 часов).

  2. Самостоятельная работа – 90 часов (44 и 46 часов).



Содержание курса
Введение. Общее представление о языках индоевропейской языковой семьи. Понятие «древние языки». Понятие «живые» и «мертвые» языки. Понятие «литературные» и «национальные» языки. Языковая эволюция. Синхронное и диахронное изучение языков. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимовлияние языков. Понятие «история языка». Соотношение языковых культурных пластов.

История латинского языка. Понятие «латинский язык». Три периода существования латинского языка: национальный язык, средневековая латынь, современная латынь. Эволюция латинского языка первого периода, основные этапы этой эволюции. Понятие о классической латыни. Общее представление о культуре Древнего Рима. Основные вехи истории Древнего Рима. Римская литература. Мифология Древнего Рима. Латинский алфавит.

Представление о латыни как о мертвом языке. Вульгарная латынь. Возникновение романской группы языков. Влияние латинского языка на новые европейские языки. Католическая латынь. Образцы религиозных текстов. Средневековое образование. Средневековые университеты. Ваганты. Латынь как язык науки и межнационального общения. Средневековая латинская литература. Gaudeamus.

Латынь в современном мире. Ватикан. Латынь в сети Интернет. Современные переводы на латынь. Латинская научная терминология.

Фонетика и графика. История латинской графики. Особенности латинского произношения. Произношение классической и вульгарной латыни. Сложности реконструкции латинской фонетики.

Лексика. Эволюция лексической системы. Пути проникновения в язык новых слов. Понятие о лексическом деривате. Латинские дериваты в русском и других европейских языках. Пути усвоения заимствованной лексики.

Морфология. Общее представление о морфологической системе, характерной для индоевропейского языка. Грамматические категории. Понятие о продуктивной и непродуктивной грамматической категории. Представление об эволюции грамматических категорий в языке.

Общее представление о морфологической системе латинского языка. Части речи. Грамматические категории. Сопоставление русской и латинской грамматической системы (в случае необходимости / возможности: сопоставление с грамматической системой изучаемого языка). Латинская грамматическая терминология.

Имя существительное. Грамматические категории имени существительного. Падежная система в латинском языке. Происхождение падежной системы. Понятие о звательном падеже. Звательный падеж в русском языке. Система склонений в латинском языке. Понятие о грамматической парадигме.

Продуктивные склонения. Система окончаний существительных 1 и 2 склонения. Особенности рода латинских существительных.

Непродуктивные склонения. Особенности функционирования непродуктивных склонений. Система окончаний 3 – 5 склонений. Основные группы существительных, относящихся к третьему склонению. Типы третьего склонения существительных. Формообразование в третьем склонении.

Имя прилагательное. Грамматические категории имени прилагательного. Склонение прилагательных. Правила согласования прилагательных и существительных в латинском языке. Прилагательные первого и второго склонения. Прилагательные третьего склонения. Типы третьего склонения прилагательных: прилагательные одного, двух и трех окончаний.

Местоимение в латинском языке.

Латинское наречие. Особенности выражения понятия о числе в латинском языке.

Глагол. Общее представление о категории глагола. Грамматические категории глагола в латинском и новых европейских и русском языках. Основы глагола. Классы глагола. Способы образования глагольных форм. Спрягаемые, склоняемые и неизменяемые формы глагола. Основные формы глагола. Времена глагола в латинском языке. Представление о линейной и нелинейной системе времен.

Система инфекта. Окончания действительного залога. Окончания страдательного залога. Времена системы инфекта. Употребление в тексте времен системы инфекта.

Система перфекта. Окончания перфекта. Образование сложных глагольных форм. Времена системы перфекта. Употребление в тексте времен системы перфекта.

Наклонения глагола в латинском языке. Сходства и различия с русским языком. Особенности сослагательного наклонения.



Словообразование. Основные типы и способы латинского словообразования в сопоставлении с этими же процессами в русском и других новых европейских языках.

Синтаксис. Общее представление о латинском синтаксисе. Эволюция синтаксических моделей. Заимствование синтаксических моделей в литературных языках.

Употребление падежей. Основные значения падежей. Двойные падежи.

Ablativus absolutus. Употребление подобных конструкций в других древних языках.

Употребление неспрягаемых глагольных форм. Употребление инфинитива. Инфинитивные обороты. Супин. Герундий. Герундив. Причастие.

Особые случаи употребление сослагательного наклонения в латинском языке в сопоставлении с русским языком.

Согласование времен. Употребление придаточных предложений.


ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО КУРСУ




Введение. Латинский алфавит. История латинского языка.

2 часа



Фонетика и графика латинского языка.

Лексика.


2



Морфология. Грамматический строй латинского языка.

2



Имя существительное. Грамматические категории.

2



Имя существительное. Склонение.

2



Координация самостоятельной работы студентов.

2



Имя прилагательное. Местоимение.

2



Наречие. Имя числительное. Служебные части речи.

2



Глагол. Общая характеристика.

2

Глагол. Система времен.

2



Система инфекта.

2



Система перфекта.

2



Категории глагола в сопоставлении с русским языком.

2



Работа с текстом. Анализ морфологических форм имени.

2



Работа с текстом. Анализ морфологических форм глагола.

2



Координация самостоятельной работы студентов.

2



Работа с текстом. Gaudeamus.

2



Контрольная работа №1.

2



Общая характеристика синтаксической системы латинского языка.

2



Употребление падежей.

2



Употребление времен и наклонений в латинских текстах.

2



Работа с текстом. Образцы классического периода.

2



Работа с текстом. Образцы католических молитв.

2



Латынь в современном мире.

2



Латынь в сети Интернет. Современные образцы латинских текстов.

2



Контрольная работа №2.

2



Обобщающее повторение. Координация самостоятельной работы студентов.

2



Самостоятельная работа по курсу
В подготовке магистра колоссальное значение приобретает самостоятельная работа студентов. Принципиальное значение в данных условия приобретает работа по становлению и координированию самостоятельной работы студентов, по становлению их научной и учебно-методической компетенции.

Для успешной реализации поставленной задачи нами была избрана проектная методика: в течение семестра, в процессе освоения курса, студентами должна вестись самостоятельная научно-исследовательская работа по предмету, результатом которой должен стать итоговый мультимедийный проект по одной из тем курса «Латинский язык».



В связи с современным пониманием образовательной деятельности и структурой современного учебного процесса особый упор делается на освоении студентами разнообразных технологий поиска, систематизации и представления материала. Так как курс осваивается в первый год обучения и уровень владения современными технологиями, понимание специфики и задач использования таких технологий в образовательной деятельности у студентов различен, выделяются специальные часы на координацию самостоятельной работы студентов, где объясняется суть метода проектов, особенности современной образовательной деятельности, методы и приемы использования современных технологий в образовании. В течение семестра студенты должны выполнить не мене двух промежуточных проектов, продемонстрировав свое понимание сути проектной деятельности, а также умение создавать ученые презентации и фильмы, использовать интернет-ресурсы, аудио- и визуальные носители информации.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ПРОЕКТОВ

  1. Древние языки

  2. История латинского языка

  3. Влияние латинского языка на английский язык в какой-либо сфере (например, лексике) или в целом

  4. Влияние латинского языка на романские языки

  5. Латинские дериваты в русском языке

  6. Имена римских мифологических персонажей

  7. Эволюция вульгарной латыни

  8. Латынь в современном мире

  9. Латинский алфавит

  10. Влияние латинской грамматической системы на новые языки

  11. История латинской падежной системы

  12. Эволюция системы глагола

  13. Отражение латинской падежной системы в русском языке

  14. Современные переводы на латынь


СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ПРОЕКТА

1. Исследовательская часть: решение поставленной проблемы.

2. Техническая часть: представление проблемы и его решения с использование современных технологий.

3. Учебно-методическая часть: задания по проблеме в виде тестов, заданий, лингвистических задач.

Рекомендуемая литература по курсу

Основная

  1. Латинский язык. Учебник для студентов педагогических вузов / Под ред. В.Н. Ярхо, В.И.Лободы. М., 1995 и след. издания.

  2. Мирошенкова В.И., Федоров Н.А. Учебник латинского языка . Для студентов филологических специальностей высших учебных заведений. М., 1985.

  3. Lingva Latina. Введение в латинский язык и античную культуру. - М., 1994.

  4. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. - М., 1986.

Дополнительная

  1. Соболевский С.В. Грамматика латинского языка, 3-е изд. М., 1950.

  2. Боровский Л.М., Болдырев А.В. Учебник латинского языка для гуманитарных факультетов университетов. М., 1975.

  3. Винничук Л. Латинский язык. Самоучитель для студентов гуманитарных факультетов университетов и педагогических вузов. М., 1985.

  4. Кацман Н.Л., Покровская З.А. Учебник латинского языка для студентов гуманитарных специальностей вузов. М., 1996.




  1. Подосинов А.В. Хрестоматия латинских текстов. Ч. IV, Кн. 1, 2. М., 1995.

  2. Словарь латинских крылатых слов и выражений / Состав. В.Левинский, И.Смирнов. – М., 2003.

  3. Русско-англо-латинский словарь крылатых слов и выражений /сост. А.С.Альбов. – М., 2006.

Интернет-ресурсы

<http://www.mgl.ru/main> Греко-латинский кабинет

<http://lupus-campestris.narod.ru/> Латинский язык

<http://www.languages-study.com/latina.html> Латинский язык в Интернете

Википедия Латинский язык



<http://linguaeterna.com/> Латинский язык

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт гуманитарных наук

Кафедра русского языка
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины

Латинский язык


Часть II. Методические рекомендации

и план освоения учебной дисциплины

ИСТМ_СКИ 0306М_ски М1

(квалификация (степень) «магистр»)

Профиль подготовки «История»

Форма обучения ОЧНАЯ
Курс 1, семестр 1-2
Москва – 2013

Методические рекомендации и план освоения дисциплины обсуждены и утверждены на заседании кафедры русского языка ______________, протокол ________.

Автор-составитель: доцент кафедры русского языка и общего языкознания кандидат филологических наук Захарова М.В.
Заведующий кафедрой: доктор филологических наук, профессор Ярыгина Е.С.
Методические рекомендации являются составной частью Учебно-методического комплекса дисциплины (УМКД) "Латинский язык" для студентов очной формы обучения (магистратура). Содержание определяется задачами высшего гуманитарного образования, требованиями к выпускникам педагогических университетов, соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (ГОС ВПО, 2010г.).

По учебному плану на курс отводится 144 часов, из них 54 часов – аудиторной и 90 – самостоятельной работы студентов.

Данные методические рекомендации предназначены прежде всего для оптимизации самостоятельной работы студентов, чем и объясняется избранная структура пособия: в первой части методических рекомендаций предлагается распределение материала по лекционным и практическим занятиям с указанием необходимого минимума вспомогательной литературы (выделяется «обязательная литература», изучение которой необходимо для успешного освоения темы, и «дополнительная литература», к которой студент может обратиться для расширения и углубления знаний при самостоятельной работе (указываются наиболее важные и интересные для студентов на данном этапе обучения источники)), приводится список литературы по предмету, находящейся в библиотеке университета, а также приводится список наиболее авторитетных интернет-ресурсов; во второй части – предлагается необходимый минимум информации по темам (схемы, таблицы, методические разработки, необходимая дополнительная информация, а также примерные варианты контрольных работ). К методическим рекомендациям прилагается Технологическая карта дисциплины и обязательные тексты для заучивания («Латинский минимум»)

Вид работы

Трудоемкость

Вид итогового контроля

Компетенции

часы

кредиты

Работа на практических занятиях:

- чтение и перевод латинского текста

- исполнение заученных латинских текстов

- грамматический разбор

- защита промежуточных проектов

- защита итогового проекта

- работа с латинскими дериватами

- перевод с русского на латинский язык

- проведение игры на латинском языке

- работа с латинскими крылатыми выражениями





36:
- 6
- 2

- 8


- 8
- 4
- 2
- 2
- 2

- 2


1

сдача «Латинского минимума», защита промежуточных и итогового проектов, контрольные и самостоятельные работы, создание игры по латинскому языку

ОК-1; ОК-3; ОК-4; ОК-6; ОК-7; ОК-8; ОК-11; ОК-12; ОК-13; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-8; ПК-9; ПК-11; ПК-14; ПК-15; ПК-16

Самостоятельная работа:

- разбор и заучивание наизусть текстов «латинского минимума»

- чтение, перевод и грамматический разбор латинских текстов

- подготовка промежуточных проектов

- подготовка итогового проекта



51:

-8

-10



-10
--23

1,4

сдача «Латинского минимума», защита промежуточных и итогового проектов, контрольные и самостоятельные работы, создание игры по латинскому языку

ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-6; ОК-10; ОК-11; ОК-12; ОК-13; ПК-2; ПК-5; ПК-6; ПК-7; ПК-9; ПК-10; ПК-11; ПК-12; ПК-14; ПК-15; ПК-16

.

  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница