Сакральный атлас вайшнавизма в Рунете




Скачать 112.43 Kb.
Дата13.08.2016
Размер112.43 Kb.
Добродум Ольга

(Одесский национальный университет имени И.И.Мечникова,

к.п.н., доцент кафедры журналистики)
Сакральный атлас вайшнавизма в Рунете
Если в жизни человека появилась Индия, то назад дороги нет.

(народная мудрость)


Настоящий первооткрыватель ищет не новые земли, а новый взгляд на них.

(Мерлин, V в. н.э.)


Концепты «сакральная география», «мифологическая география», «символическая география» становятся все более конгруэнтными ситуации современного общества. В ситуации глобальной миграции феномен территориальности релятивизируется, мир как таковой приобретает черты космического порядка. Понятия «религиозная/церковная география», «медийные репрезентации религиозного ландшафта», «география религий в массмедиа», «пространственная локализация религиозных верований и практик» привлекаются при исследовании ареалов распространения религии с присущим ей способом сакрализации природного и социального пространства.

В целом, сакральная география включает в себя конгломерат мест, ландшафтов, заповедников, храмов, замков, дислокацию мест святости в целях паломничества. Безусловно, деятельность Международного Общества Сознания Кришны освещается многими дружелюбными, нейтральными и враждебными сайтами, но, к сожалению, из-за размеров данной статьи мы не можем проанализировать их влияние на восприятие ИСККОН в дигитальном пространстве. Кроме того, необходимо иметь в виду и то, что во многом восприятие МОСК в Глобальной Паутине зависит и от существования там индийских религий в целом. Наша задача – освещение сакрального атласа вайшнавизма во Всемирной сети Интернет.

Если проанализировать то, как представлена сакральная география в Интернете в целом, можно констатировать, что она выражена пока не слишком отчетливо: форумов, дискуссий по данной тематике явно не достаточно, механизм обратной связи и рубрикаторы зачастую не разработаны. В наши дни, как известно, факт подобного отсутствия влияет на репрезентацию в Глобальной Паутине религий / конфессий / деноминаций и на эффективность их миссионерской деятельности. Недостаток знаний, умений, средств, навыков, потребностей лучшим образом организовать Интернет-паломничества у вайшнавов налицо, хотя в других конфессиях (к примеру, у католиков) разработанность онлайновой сферы репрезентации собственного вероучения на порядки выше. С другой стороны, онлайновое пространство, особенно англоязычное, предоставляет гораздо больше сведений и данных о вайшнавах по сравнению с русскоязычным и тем более украиноязычным сегментами Всемирной сети.

Тем не менее, постепенно все более регулярными становятся онлайн-трансляции киртанов из известных сакральных мест и ашрамов, действуют видео-фестивали экадаши и видео-архивы вайшнавского движения (одними из успешных проектов являются krishna.ru и veda.media.ru). Помимо вышеуказанного, сакральное пространство вайшнавизма в киберпространстве представлено сайтами о храмах, духовных учителях и проповедниках, информацией в вайшнавских социальных сетях, вайшнавских форумах, блогах преданных, причем на английском языке в разы больше, чем на русском и украинском. В вайшнавском Интернете сакральный атлас Индии отображается при содействии трансляции Интернет-радио и Интернет-ТВ, с помощью вайшнавских торрент-трекеров, трансляции храмовых программ, поисковиков по вайшнавским сайтам, электронных библиотек вайшнавской литературы, аудио- и видеоархивов, посредством вайшнавских радиостанций, лекционных и музыкальных трансляций.

Наилучшим и наиболее оптимальным примером представленности вайшнавизма в киберпространстве является высокотехнологический сайт Храма Ведического Планетария (http://tovp.org/), с чрезвычайно выразительной и информативной презентацией его проекта на видеосервисе Youtube (http://www.youtube.com/watch?v=zhs9bvGKZ6E&feature=youtu.be) и галереей видоклипов (http://tovp.org/ru/media-gallery/videos/).

Как известно, Майяпур Чандродая Мандир – Храм Ведического Планетария, главный центр МОСК – находится в Западной Бенгалии, в месте рождения Чайтаньи Махапрабху, основоположника гаудия-вайшнавской традиции индуизма. Основатель ИСККОН Шрила Прабхупада хотел, чтобы этот самый большой храм стал Ведическим Планетарием, или «Храмом понимания». Предполагается, что этот Храм-Планетарий бросит вызов современному объяснению строения Вселенной, покажет научную основу Вед и поможет противодействовать распространению современного атеизма. В Храме будет Институт Ведической Космологии, который продолжит исследование и обсуждение ведической концепции устройства Вселенной.

Возведение Храма Чайтаньи Махапрабху – один из самых дорогих и амбициозных проектов Шрилы Прабхупады. Храм был разработан в соответствии с правилами священной архитектуры. Планетарий даст возможность посетителям совершить увлекательное путешествие в разные уголки космического творения. Начиная с низших планет, паломники смогут пройти вверх через область Земли и затем к высшим планетным системам, перед тем как выйти за пределы материального космоса и достичь высшей обители Кришны.

Шрила Прабхупада хотел создать город, куда могли бы приезжать люди со всего мира и жить в соответствии с Ведическими традициями. Предполагается, что эта модель будет изучаться посетителями с разных уровней благодаря использованию эскалаторов, демонстрировать аспекты ведической науки и их значение для человеческой цивилизации:

• описания ведической космологии; экраны, показывающие математические и научные обоснования модели планетарной модели в виде люстры

• ведическую библиотеку и исследовательский центр

• работы Майкла Бейджента (Друтакармы Прабху) из книги «Запретная археология», а также археологию ведической эры

• информационные центры, описывающие ошибочность теории арийского вторжения, которая пытается минимизировать значение и возраст ведической культуры

• научную основу концепции разумного замысла

• ведическую социальную науку и социальную организацию

Помимо Храма Ведического Планетария, одним из наиболее выдающихся вариантов репрезентации вайшнавизма в киберпространстве можно считать и строительство Ведического Культурного Центра и Храма Радхи-Мадхавы в Москве. Оно отображено в видео-режиме со слайд-шоу, внешний вид Центра также представлен в 3D-визуализации и высоком разрешении (http://project.veda.ru/gallery/materials/). На сайте http://project.veda.ru/gallery/appearance/ предлагается посмотреть фотографии участка, макет храма, его трехмерную визуализацию. На ресурсе данного проекта также размещен материал о Васту, ведической архитектуре и организации жизненного пространства (http://veda.ru/blog/vastu_shastri). Можно также отметить проект «Мы строим храм» (http://project.veda.ru/). Сакральное пространство вайшнавизма организовывается, в частности, благодаря трансляции богослужений из храма Кришны в Москве (www.vedamedia.ru/live), лекций, программ, фестивалей и праздников.

Среди проектов, которые могут иметь концептуальное отношение к вайшнавизму, можно отметить следующие: «Гитаград – портал вайшнавских поселений» (http://gitagrad.org.ua); информационный портал на тему вайшнавских экологических поселений и культуры варнашрамы «Зелёный дом. Экология, строительство, натуральные материалы, альтернативная энергия» (http://green-dom.info/); «Вайшнавское поселение Кукуйка» (http://kukuika.ru/); «Поселение третьего тысячелетия – портал о Зелёной революции: жизнь на земле и малоэтажное строительство (http://www.poselenie3000.ru/); «Вайшнавский Добромыш» (http://vkontakte.ru/club26331922); консультация «Дом по Васту» (http://domvastu.com.ua/), «Пермакультура - это система дизайна» (http://community.livejournal.com/perma_culture/) (пермакультура - подход к проектированию окружающего человека пространства, основанный на взаимосвязях, наблюдаемых в естественных экосистемах и выступающий против использования химических удобрений, применения ядов против животных-вредителей, обязательной вспашки земли и т.п.) и т.п.

Для осуществления виртуального путешествия по вайшнавским святыням может быть востребован сетевой путеводитель, предлагаются: путеводители «Lonely Planet» (lonelyplanet.com), «The Rough Guide» (roughguides.com), «Naturalnirvana» (naturalnirvana.com), раздел путешествий энциклопедии «WIKI» (wikitravel.org), веб-сайт Министерства по туризму Индии, проект «Templenet» (templenet.com), посвященный индийским храмам, погодный сайт «Wunderground» (wunderground.com), известная книга А.Бэшема «Чудо, которым была Индия» [1], сайты Посольства РФ и Украины в Индии и Индии в России в Украине и др.

«Святые пути планеты» и «сакрально-географические экспедиции» являются темами рефлексии на сайте «Индия по-русски. Путеводитель-энциклопедия об Индии, путешествиях и пути к себе» (http://indonet.ru/). Виртуальные туры по индийским городам размещены на сайте http://indonet.ru/travelguide. Так, предлагается виртуальный тур по Дели (http://indonet.ru/india/Delhi-virtualnyi-tur), причем каждая достопримечательность представлена несколькими панорамами в 3D, мультимедийная графика обеспечивает также виртуальный тур в Паттадакал, Санчи, Амритсар, Гоа, Аджанту, Агру, Хампи и пр.

Интерактивная карта путеводителя «Индия по-русски» предлагается на данном сайте с подробным описанием достопримечательностей, фото и транспортом интересующего места (http://indonet.ru/indiya). На сайте http://indonet.ru/category/karta-indii представлены карты Индии и ее штатов. Данное комьюнити любителей Индии функционирует в социальных сетях ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google+. В свою очередь, новости Индонета распространяются через RSS, действует форум «Все об Индии». Фоторепортаж об открытии храма ИСККОН в Пуне с участием президента Индии был размещен в социальных сетях (к примеру, Facebook (http://www.facebook.com/media/set/?set=a.583198475026745.135609.100000097925463&type=1).

Виртуальные туры в 360-градусной виртуальной реальности представлены также на сайте http://indiavrtours.com/hyderabad/index.html. Презентация «Индия», содержащая сведения о географии, гидрологии, государственном устройстве, населении, культуре страны, предлагается на ресурсе http://mygeography.ru/presentations/India. Сакральное пространство индуизма формируется, в частности, благодаря функционированию веб-форумов по тематике: «Джйотиш» (Ведическая Астрология), «Трансцендентальная Медитация», «Varahamihira для обучения Джйотиш», «Вегетарианство и Аюрведа» и т.п.

Тематика религиозного туризма, священных мест индуизма и семи священных городах представлена на сайте

http://www.tour-salon.ru/asia/india/religion/holy_places.html. Размещена карта Индии, путеводитель по координатам карта/спутник/рельеф (http://www.loveyouplanet.com/indiya/), виртуальные туры по Индии (http://indiavrtours.com/), транслируются индийские праздники и фестивали, осуществляются виртуальные туры по крепостям, дворцам и экзотическим местам Индии. Широко распространены карты Индии по штатам, экскурсии и видео про Индию (http://www.extrav.ru/India/maps_of_india.php). Интерактивная карта Гоа с отмеченными достопримечательностями и интересными местами, GPS-навигация в Гоа и форум о Гоа представлены на ресурсе http://ogoa.ru/menu/maps/.

Осуществить путешествия по «местам силы» Индии предлагается Российским фондом трансперсональной психологии и Международного Института Ноосферных исследований. В работах Евгения Файдыша священные места Индии рассматриваются с точки зрения геософии и геофилософии, дана классификация «мест силы» и «карта мест силы», представлена «имперская космография» и «новая картография мира» [2].

Святые места в индуизме - это, в первую очередь, места проведения ведических церемоний: агнихотра, хома, ягья, это древние ведические технологии, коррекции планетарного влияния на жизнь индивидуума, создающие устойчивую связь с фундаментальными силами, или законами природы. Благодаря особой структуре церемонии достигается единство индивидуального сознания с окружающим пространством и макрокосмосом.

Сакральная география Индии может быть обозначена понятием тиртха, что буквально означает «мост»; мост между небом и землей. «Каши, Канчи, Майя, Айодхья, Авантика, Матхура, Дваравати - вот семь мест, дающих освобождение» - многие паломники страны знакомы с этим старинным стихом. Среди основных святых мест Индии выделяют места поклонения Вишну: Тирупати, Харидвар, Бадринатх, Шрирангапатнам Шрирангам, Аллахабад, Гуруваюр, Тривандрум, Муктинатх; Раме: Айодхья, Рамешварам, Читракут, Панчавати; Кришне: Матхура, Вриндаван, Пури, Дварака, Удупи, Майапур, Курукшетра, Пандхапур.

Также предлагаются виртуальные карты столицы и разных регионов Индии, паломнические маршруты, представлены блоги и фотогалереи, сборники видео и документальные кинофильмы, связанные со святыми местами Индии и других стран, которые посещают каждый год миллионы паломников, к примеру: «Паломничество в Гималаи» («Путешествие на Вершину Мира», 2006), «Кумбха Мела. Крупнейшее в мире проявление веры» (2008), «Мать Ганга. Путешествие по священной реке», 2005), Муктинатх, Видео-парикрама по Говардхану, Майяпур, Вриндаван. Индия, Джайпур, Вриндаван «Учителя Индии и их ашрамы» (2012) (5 серий). Многосерийный кинофильм рассказывает об учителях Индии, святых, просветлённых, аватарах, гуру и их Ашрамах, о местах, где они проводили и проводят сатсанги и местах их погребения.

Как было указано, исключительно богатая традициями Индия предлагает осуществить Интернет-паломничества с помощью 3D-визуализации, однако в данном контексте важным представляется разграничение понятий «религиозное паломничество» и «религиозный туризм». Можно отметить тот факт, что к религиозному туризму существует менее приязненное и менее терпимое отношение со стороны ряда конфессий, в отличие от религиозного паломничества. Дискуссионным является вопрос о том, что, апеллируя ко всемирно признанным ценностям религиозной свободы, религиозному туристу, в отличие от паломника, может быть позволено нарушение некоторых табуированных предписаний (запрет на алкоголь, табак, определенный аскетизм в разных сферах и пр.)

Учитывая психологический феномен кризиса идентификации у современного человека, может возникнуть сложность определения, в какой именно роли ему предпочтительнее посетить Индию: религиозного путешественника и туриста либо паломника и пилигрима. Тем не менее, при организации путешествий, экскурсий и паломничеств какая бы то ни было нюансировка подобного характера в Интернете практически не просматривается. При этом основатели, директоры и президенты ашрамов могли бы в иметь виду, что в мире наличествуют тысячи путешественников, которые способны вложить свои средства в различные проекты вайшнавизма.

Таким образом, определенная проблематика изучения вайшнавизма в особенности и Индии в целом в онлайновом пространстве очевидна, масштабное изучение религиозного ландшафта как такового в науке затруднено, в частности, из-за ограниченных либо отсутствующих возможностей финансирования проектов широкомасштабного геокартографирования объектов сакрального значения. С одной стороны, формируется сетевой конфессиональный ландшафт (к примеру, вайшнавский и индусский в целом), в пространстве светских СМИ оформляется собственная медийная география религий. С другой – различные религиозные организации и движения представлены в медиапространстве неравномерно, варьирует их имидж, частота и объем внимания изданий и каналов к разным конфессиям и событиям религиозной жизни.

Святые места вайшнавизма в Интернете становятся все более широко дислоцированными, хотя в настоящее время качество сайтов и ресурсов оставляет желать лучшего по причине скромной представленности блогов, форумов, сопроводительных сервисов, экскурсионных возможностей, коррелятивных прайсов соответствующей конфессиональной направленности.

Вследствие рассмотренного вопроса об ассиметричной языковой представленности информации о жизни вайшнавов возникает вопрос: почему основная информация представлена на хинди и английском, а не на русском и в особенности на украинском языках? Ведь в постмодернистскую эпоху информационной глобализации, виртуализации, мультимедиатизации и дигитализации становится очевидной значимость бренда, проекта, рекламы, пиара в религиозной жизни. Из исследований концептуальной взаимосвязи понятий «реклама – миссионерство – спонсорская деятельность» можно высказать предположение, что для религиозных организаций экономия на рекламе малоэффективна.



Впрочем, сама артикуляция данной проблематики – конструирования сакрального атласа и репрезентации вайшнавизма в Глобальной Паутине – представляется целесообразной. Можно отметить, что ачарьи-преданные могут осуществлять свое служение также в киберпространсте, создавая и обновляя статусы вайшнавизма в социальных сетях. В качестве образца разрешения данной финансовой и кадровой проблемы можно упомянуть представленность МОСК в США. Кроме того, вновь обращаясь к примеру католицизма, можно упомянуть тот факт, что уже более 8,5 млн. пользователей Интернета следили за сообщениями Папы Римского Франциска І в социальной сети Twitter на 13 августа 2013 года [3]. Поэтому, чтобы достичь достойной дислокации и репрезентации в онлайновом пространстве, приверженцам и представителям вайшнавизма можно пожелать таких же успехов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Basham A.L. Wonder That Was India. -  3rd rev. ed. Golden Jubilee Pub. with introduction by Thomas Trautmann. – London: Picador, 2005. - 572 p.

  2. См. Файдыш Е.А. Геомантия в жизни современного человека, или как пробудить жизненные энергии в современном жилище. – М.: ООО «Издательство М.Леонтьевой», 2005. – 152 с.

Файдыш Е.А Путеводитель по местам силы и параллельным пространствам. - М.: Парад, 2004.

Вонг Е. Фэн-шуй. - М.: Мосток, 1998.

Gawn W. Megalithic Structures: Why. - Northern Ireland, 2002.

  1. За сообщениями Папы Римского в Twitter следят уже 8,5 млн.человек // Маранафа. – 2013. – 14 августа.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница