Садыхова А. А. Становление арабской публицистики в Европе (XIX век)



Скачать 112.31 Kb.
Дата19.06.2016
Размер112.31 Kb.


Садыхова А.А.

Становление арабской публицистики в Европе (XIX век)
В системе арабской литературы публицистика занимает особое место. Этот род литературы и журналистской деятельности начал формироваться на рубеже XVIII - XIX веков под сильным влиянием европейской культуры, вследствие возникновения и развития национальной арабской прессы; то есть, это одно из «молодых» направлений арабской литературы [2;3;6].

В самом конце XVIII в. после экспедиции Наполеона в Египет (1798 – 1801 гг.) и с приходом к власти Мухаммада Али (1805 - 1848) под воздействием европейской культуры началось возрождение Египта и формирование новой арабской литературы и публицистики в современном ее понимании. К концу XVIII в. Сирия и Палестина, где проживало большое число арабов-христиан, издавна поддерживавших связи с христианской Европой, оказались наиболее открытыми для влияния европейской культуры, и в этом регионе также стал наблюдаться существенный подъем. Этот период взаимовлияния культур, вызвавший появление первых типографий и печатных изданий, которые и обусловили становление новой арабской литературы, развитие арабского литературного языка и публицистики, достаточно исследован в отечественной науке. Здесь хотелось бы подробно остановиться на деятельности тех арабских писателей-публицистов, которые оказали наибольшее воздействие на общественные отношения, находясь на территории Западной Европы. Годы жизни писателей и даты основания газет даны по арабскому энциклопедическому словарю «ал-Мунджид» [8].

Пресса и журналистика сыграли главную роль в процессе культурного подъема, продолжавшегося до начала ХХ в. и называвшегося «ан-Нахда», т.е. «Возрождение»; это подчеркивают И.Ю. Крачковский [4, 65-85], А.А. Долинина [2;3] и А.Е. Крымский, который начинает историю новой арабской литературы именно с возникновения прессы, журналистики и переводческой деятельности, подробно останавливаясь на характеристике ранней периодической печати и редакторской деятельности писателей [5, 144-185]. Отмечает это и Анвар ал-Джунди (см. прим.1); во введении он говорит об актуальности этой темы и ее слабой научной разработанности: «Вклад прессы в развитие арабской литературы огромен: имена многих известных писателей мы узнали лишь благодаря прессе. Ее вклад велик также в идеологию, общественную жизнь и экономику. Развитие прессы неразрывно связано с литературой и общественным сознанием. Пресса сыграла решающую роль в деле освобождения и объединения арабских стран» [7,5]. Несмотря на то, что в заглавии работы содержится указание на Египет, на самом деле, говорит автор, в монографии рассматривается периодическая печать всех арабских стран в указанных временных рамках; просто Египет в силу ряда причин стал центром политической прессы. Ал-Джунди также обращает внимание на интенсивное развитие арабской национальной прессы в этот период, ее разнообразие и значимость проблем, которые в ней рассматривались [7,5]. Вот какие важнейшие проблемы затрагивала арабская периодическая печать с самого начала своего существования, причем проблемы эти касались как общенациональных вопросов, так и вопросов развития конкретных арабских стран: сопротивление османскому владычеству, иностранное влияние, конституционное и партийное строительство, борьба за независимость, проблемы общественного, экономического, идеологического строительства в каждой стране [7, 7-8]. В этот период издавалась газетно-журнальная пресса самых разных направлений: проправительственная, проанглийская, профранцузская, умеренно-либеральная, модернистская, националистическая и пр. По мнению автора, важнейшей особенностью начального этапа создания арабской национальной прессы было следующее обстоятельство: «Первыми редакторами газет были выдающиеся писатели, а не журналисты, заинтересованные только в получении новостей» [7,13]. А.А. Долинина также обращает внимание на последнее обстоятельство, утверждая, что в XIX в. пресса играла роль художественной литературы; в прессе были собраны лучшие силы арабской публицистики, журналистики, интеллигенции [2,13].

Первым крупным писателем-публицистом, мыслителем, имеющим серьезное богословское образование, был выпускник ал-Азхара (см. прим. 2) Рифаа ат-Тахтави (1801 - 1873), писатель, просветитель и публицист. Будучи признанным знатоком арабского литературного языка, ат-Тахтави, стал одним из редакторов первой египетской газеты на арабском языке «ал-Вакаиʻ ал-Мисриййа» («Вестник Египта»), основанной в 1828 г. Огромное значение имела также его переводческая деятельность: благодаря его усилиям в качестве переводчика и директора «Школы языков» в свет вышло примерно 2000 переводов европейских книг, познакомивших арабов с европейской наукой и искусством, что, безусловно, способствовало развитию контактов с западноевропейскими странами. Важную роль в развитии общественного сознания сыграла книга ат-Тахтави «Извлечение подлинного золота в описании Парижа» (1834), написанная под впечатлением от стажировки во Франции, где он прожил примерно 6 лет. В этой книге автор знакомит арабских читателей с укладом французского общества и призывает соотечественников изучать европейскую науку, утверждая, что все западные достижения науки и техники не противоречат исламу. Главная заслуга ат-Тахтави состояла в том, что ему удалось разбудить интерес арабского общества к европейской цивилизации, сделать его открытым для восприятия достижений западной науки и культуры и стимулировать стремление к знаниям. «Рифаа ат-Тахтави был одним из корифеев эпохи Просвещения в Египте и пионером арабской прессы», - говорится в арабском энциклопедическом словаре [8].

Деятельность следующего поколения арабских писателей-публицистов тесно связана с Западной Европой. «В то время как Египет при Мухаммеде Али и его трех преемниках то быстрыми скачками, то с передышками заметно подвигался вперед в своем культурном и просветительном развитии и понемногу вырабатывал новую арабскую литературу, окрашенную европейским влиянием, некоторая группа обитателей Египта и – еще более - обитателей Сирии по временам находила для себя неудобным или опасным пребывание на родине, уезжала в Европу, и, если это бывали люди с литературной жилкой, они там в Европе совершали свои посильные привносы в новоарабскую литературу», - такую характеристику дает А.Е. Крымский ситуации, сложившейся в первой половине XIX века [5,208]. Если в первой половине XIX в. политическая и издательская деятельность арабских писателей в Европе носила «робкий» характер, а их публицистика сводилась лишь к слабому поверхностному подражанию западным образцам, то во второй половине XIX в. «их печать приобретает очень яркую окраску, в политических тонах, и делается предвестницею той заграничной арабской независимой прессы, которая расцвела с 1880-х годов и первыми ласточками которой были сатирические газеты «шейха Абу Наддары», изгнанного в 1878 г. из Египта в Париж» [5,208].

Первыми арабскими эмигрантами, выехавшими во Францию после экспедиции Наполеона, были египетские и сирийские христиане. Они оседали в Париже и в Марселе. Один из них Рушайд ибн Галиб Дахдах (1813 - 1889) сириец-маронит (см. прим. 3), получивший во Франции титул графа, обосновался с семьей в Марселе и открыл там арабскую типографию. Позже Дахдах основал такую же типографию и в Париже. Он издал ряд произведений классиков арабской литературы и филологические работы, «но наиболее видным предприятием Дахдаха в Париже оказалась публицистика» [5,217]. В 1858 г. он основал в Париже литературно-политическую газету «Бирджис Барис» («Парижский Юпитер») и был ее редактором в течение четырех лет. Газета была профранцузской направленности и знакомила читателей с политикой европейских стран по отношению к арабскому региону. Газета была очень популярна в Европе и на Ближнем Востоке. В 1863 году, после получения Ливаном автономии, Дахдах передал газету своему помощнику либеральному тунисцу-мусульманину Сулейману Хараири (1824 - 1870), который не сумел продолжить дело своего предшественника, и в 1864 году газета закрылась.

Другую эмигрантскую газету основал в Лондоне сирийский христианин армянского происхождения из Халеба (Алеппо) Ризкулла Хассун (1823 - 1880). Выпускник духовной семинарии, он успел побывать во многих европейских странах, пока не осел в Стамбуле. Во время Крымской войны (1853-1856) Хассун стал издавать в Стамбуле первую частную газету на арабском Востоке «Мират ал-Ахвал» («Зеркало [современных] событий»). Газета была политической. Вскоре Хассун был вынужден бежать за пределы Турции по политическим соображениям. Он прожил какое-то время в России, затем переехал в Лондон, где стал выпускать сначала литературно-политический сборник «Нафасат» («Брызги») (1867). Через год Хассун стал выпускать в Лондоне независимую газету на арабском языке, которая с небольшими перерывами выходила 12 лет, до самой смерти ее редактора. За это время газета трижды меняла свое название; с 1876 года она стала называться «Зеркало [современных] событий» в память о стамбульской газете. В этой газете пропагандировались идеи объединения всех арабов – мусульман, христиан и иудеев в борьбе против турецкого ига. В газете выражалась надежда, что Россия поможет арабам сокрушить Турцию.

Еще одним крупным публицистом, поддерживавшим тесные связи с Европой, был выходец из Ливана, маронит Фарис аш-Шидьяк (1804-1887). Получив религиозное образование, он уехал в Каир и вскоре стал работать в редакции «Вестника Египта». Затем он какое-то время работал на Мальте, где помогал жившим там миссионерам-протестантам переводить Библию на арабский язык, при этом католик-маронит Фарис перешел в протестантизм, потом его вызвало в Лондон британское библейское общество при Кембриджском университете. Затем аш-Шидьяк оказался в Тунисе и был представлен его правителю. Там из соображений политической карьеры аш-Шидьяк принял ислам и новое имя Ахмад (в честь тунисского правителя). Из Туниса аш-Шидьяк поехал в Париж, познакомился там и тесно общался с некоторыми учеными-арабистами, а также издал свое сочинение, авнтюно-плутовской роман «Шаг за шагом вслед за Фарйяком», в котором описал свои собственные похождения в Европе. Из Парижа аш-Шидьяк перебрался в Стамбул, где основал газету «ал-Джаваиб» («Новости»), которая пользовалась поддержкой турецкого правительства, поскольку отстаивала идеи независимости арабского Востока, но под эгидой Турции. «Ал-Джаваиб» примечательна тем, что на ее страницах размещались не только политические статьи, но и критико-литературные.

Еще один литератор-журналист Джабраил (или Джебран) Даллал (1836-1892), издававший газету в Европе, происходил из интеллигентной христианской европеизированной семьи города Халеба (Алеппо, Сирия). В возрасте 20-ти лет он познакомился в Стамбуле со своим земляком Хассуном, который в то время (1855-1856) издавал там газету «Зеркало [современных] событий». Пропутешествовав какое-то время по Европе, Даллал решил обосноваться в Париже и издавать там газету на арабском языке, но тут Хассун пригласил его поработать в своей лондонской газете, и Даллал согласился. Однако вскоре он ушел от Хассуна, вернулся в Париж и стал выпускать собственную литературно-политическую газету «ас-Сада» («Эхо», 1877 г.), где публиковал и свои стихи. Газета выходила недолго, поскольку уже через полтора года Даллал уехал в Турцию, где стал издавать другую газету - «ас-Салам» («Мир»), тоже недолго, так как в 1882 году уехал в Австрию. Пробыв в Европе до 1884г., Даллал вернулся в Халеб, оттуда – в Стамбул и там поступил на государственную службу в отдел народного просвещения. Вскоре он был арестован и заключен в тюрьму. Даллал подозревался в сочинении сатирической касыды, высмеивавшей политику Абд ал-Хамида II (1876-1909). Умер Даллал в тюрьме.

С упомянутой выше эмигрантской газетой «Абу Наззара зарка» связаны имена трех выдающихся мыслителей, писателей-публицистов – Джамал ад-Дина ал-Афгани (1838-1897), Мухаммада Абдо (1849-1905) и Йакуба Санну (1839-1912); позже к ним примкнул молодой литератор Адиб Исхак (1856-1885). Первые два писателя – мусульмане, основоположники исламского модернизма; Санну – коренной каирец, выходец из богатой иудейской семьи; Адиб Исхак – христианин из Сирии. Однако религиозные различия не помешали общности их политических интересов, и они решили объединить свои усилия для борьбы против реакционной политики хедива Исмаила – правителя Египта с 1863 по 1789 годы. Их оружием в этой борьбе и стала сатирическая газета «Абу Наззара зарка» (1877). Ее редактором стал Йакуб Санну. Газета сразу же приобрела огромную популярность в народе и ненависть со стороны властей, поэтому на 15-м выпуске газета была закрыта, а ее редактор был вынужден отправиться в изгнание в Париж, где продолжил издавать свою газету. Из Парижа газета с огромным трудом проникала в Египет и продолжала пользоваться высоким спросом; ее тираж достигал 15 000 экземпляров [5,205]. С 1887 года «Абу Наззара» становится первой иллюстрированной газетой на арабском языке. Эта газета издавалась за границей 34 года; ее редактор из цензурных соображений периодически был вынужден приостанавливать ее выпуски и изменять название, не меняя, однако, общей концепции и сохраняя девиз «Египет для египтян!». Кроме того, Йакуб Санну публиковался в известных французских газетах «Фигаро», «Матэн» и др. на французском языке.

В Европе вынуждены были скрываться от турецких властей основоположники мусульманского модернизма, соратники Якуба Санну, Джамал ад-Дин ал-Афгани и Мухаммад Абдо. Объединившись, они стали издавать в Париже орган мусульманских реформаторов газету «ал-Урва ал-Вуска» («Крепчайшая опора») (1884). Этот печатный орган решительно и последовательно боролся против английской оккупации Египта. После выпуска 18 номеров газета была запрещена. Их младший современник и единомышленник, публицист-просветитель, поэт и драматург Адиб Исхак, католик из Сирии, довольно рано увлекся журналистской деятельностью. Он был сотрудником и редактором нескольких прогрессивных газет в Ливане и Египте, куда он как и другие передовые арабские писатели эмигрировали по политическим соображениям. В Каире Адиб Исхак принимал активное участие в национально-освободительном движении и в 1877 г. основал газету «Миср» («Египет») в Каире, а в 1878 г. – газету «ат-Тиджара» («Торговля») в Александрии. Обе газеты пропагандировали учение ал-Афгани, отстаивали идеи арабского единства и независимости. Талантливый организатор, Адиб Исхак смог сплотить вокруг своих газет лучших журналистов и писателей. Уже в ноябре 1879 г. обе газеты были закрыты, однако энергичный Адиб Исхак учредил другую – «ал-Миср ал-Фата» («Молодой Египет») и стал ее редактором. В 1880 г., спасаясь от преследования правительства, Адиб Исхак эмигрировал в Париж. Там он возобновляет издание своей политической газеты сначала под названием «ал-Кахира» («Каир»), затем под прежним названием «Миср». Адиб Исхак, по словам И.Ю.Крачковского, впитал «жар и огонь французской публицистики».

Еще один выдающийся публицист второй половины XIX в. мусульманин из Каира Мустафа Камил (1874-1908), «один из пионеров арабского Возрождения» [8], развернул в Европе активную политическую деятельность. Выпускник юридического факультета Тулузского университета, он рано увлекся политической и журналистской деятельностью, не в силах оставаться равнодушным к судьбе своей Родины. Цель, которую ставил перед собой Мустафа Камил – добиться изгнания англичан из Египта. Обладая выдающимся ораторским талантом, он совершил множество поездок по странам Европы, где выступал с речами, привлекая на свою сторону политиков, чиновников, крупных общественных деятелей, ученых, писателей и журналистов. В Египте в 1900 г. Камил основал общественно-политическую газету «ал-Лива» («Знамя»), где впервые был открыт раздел «Европа и Ислам»: в нем размещалась информация о том, что пишут об Исламе и мусульманах европейские газеты и журналы (см. прим. 4).

«Эмигрантские издания этого периода, как правило, были передовыми, сохраняли связь с Родиной, распространяли идеи свободы и борьбы с угнетателями», - резюмирует Анвар ал-Джунди [7,8]. Действительно, из вышеизложенного материала совершенно очевидно, что все эмигрантские печатные издания носили ярко выраженный политический характер: все они отстаивали национальную свободу и независимость от Турции и западноевропейских стран. Общая Родина и язык послужили цементирующим фактором, преодолевшим конфессиональные различия, сплотившим христиан, мусульман и иудеев. Безусловно, арабская публицистика впитала в себя черты западноевропейской, однако ей удалось сохранить и свои национальные истоки: ораторскую речь, религиозные проповеди и жанр рисала (т.е. посланий), столь популярный в средние века.
ЛИТЕРАТУРА


  1. Арабская романтическая проза XIX – XX веков. Пер. с арабск. Л., 1981.

  2. Долинина А.А. Очерки истории арабской литературы нового времени. Египет и Сирия. Публицистика 1870 – 1914 гг. М. «Наука». ГРВЛ. 1968.

  3. Долинина А.А. Очерки истории арабской литературы нового времени. Египет и Сирия. Просветительский роман 1870 – 1914 гг. М., «Наука». ГРВЛ, 1973.

  4. Крачковский И.Ю. Избр. Соч. Т.III. М.-Л. 1956.

  5. Крымский А.Е. История новой арабской литературы. М., ГРВЛ, 1971.

  6. Литература Востока в новое время. М. изд. МГУ, 1975.

  7. Ал-Джунди, Анвар. Ас-Сихафа-с-сийасиййа фи-миср мунзу нашаʼатиха ила-л-харб ал-ʻаламиййа-с-санийа. Ал-Кахира. Б.Г.

  8. Ал-Мунджид. Бейрут. 1986.

ПРИМЕЧАНИЯ



  1. В настоящей статье используется научная транскрипция для передачи арабских слов. Диакритические знаки опущены по техническим причинам.

  2. Богословский университет в Каире. Основан в 972 г.

  3. Марониты – восточное ответвление католической церкви.

  4. С биографиями и произведениями некоторых публицистов русский читатель может познакомиться в: Арабская романтическая проза XIX – XX веков. Пер. с арабск. Л.,

1981
АННОТАЦИЯ

Данная статья затрагивает интересный и важный период в истории арабской литературы – XIX век. Именно в этот период благодаря появлению национальной арабской прессы возникли почти все жанры современной арабской литературы. Основным предметом исследования является арабская пресса и арабские публицисты в Западной Европе.


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Арабская литература, национальная пресса, независимые газеты, журналистика, общественная деятельность.

SUMMARY

The article deals with an interesting and very important period in Arabic literature – the XIX-th century. It is in this period that nearly all genres of modern Arabic literature appeared due to arising of national press. The main subject of the study is the Arabic press and Arabic writers in Western Europe.


KEY WORDS

Arabic literature, national press, independent newspapers, journalism, public activity.






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница