Сабанчиев Х. М. А. Государственность кабардино-балкарской республики в условиях реформирования системы федеративных отношений




Скачать 149.71 Kb.
Дата10.06.2016
Размер149.71 Kb.


Сабанчиев Х.-М.А.

ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ (1993-2011 ГГ.)

(К 90-ЛЕТИЮ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ КБР) / Известия КБНЦ РАН. 2011. № 2.
В статье рассмотрены основные направления развития государственности КБР в условиях реформирования системы федеративных отношений, определены их особенности.
1 сентября 2011 г. общественность республики торжественно будет отмечать 90-летие государственности Кабардино-Балкарской Республики.

Сверхцентрализация была одной из наиболее характерных черт российской государственности. По Конституции СССР, союзные республики считались суверенными, а автономные не имели такого статуса. В начале 1990-х годов деятельность властных структур, общественно-политических и национальных движений Кабардино-Балкарии была направлена на получение нового государственно-правового статуса, на ликвидацию унизительной иерархии административно-территориального деления. Начало процессу суверенизации Кабардино-Балкарии было положено 31 января 1991 г., когда Верховный Совет КБАССР провозгласил Декларацию о государственном суверенитете.

Конец 1993 г. характеризуется упразднением советской Конституции, обсуждением и принятием новой федеральной Конституции. В ней закрепляется новая формула устройства Российской Федерации, в основе которой конституционная, а не договорная федерация. Конституция устанавливает равенство субъектов в составе РФ, признает республики государством [3, с.344].

12 декабря 1993 г. был избран двухпалатный Парламент КБР, который приступил к разработке законодательных основ государственного строительства КБР. Политическая система кабардино-балкарского общества подверглась резким изменениям: в республике была ликвидирована система Советов народных депутатов. Процесс структурной политической перестройки завершился принятием Парламентом республики 21 июля 1994 г. атрибутики государствен­ности — специальных законов о гербе, флаге и гимне КБР. Политические символы (герб, флаг, гимн) представляют собой специфиче­скую форму материализации идеалов, ценно­стей и других ориентиров общества.

Принятию символики КБР предшествовала большая организационная работа. К его разработке и обсуждению были привлечены профессиональные и широкие круги общественности, была создана комиссия по разработке геральдики КБР. В ходе конкурсного отбора комиссия отдала предпочтение проекту герба, представленному художниками Я. Аккизовым и Г. Паштовым, что и было закреплено соответствующим постановлением Парламента КБР [7]. На гербе изображен орел — одна из древних эмблем, сохранившихся до наших дней в гербах ряда государств. Орел означает власть, господство, верховенство и прозорливость. На гербе КБР орел олицетворяет мудрость, свободу и независимость. На груди орла изображен щит с двуглавым Эльбрусом — национальным симво­лом наших народов. Трилистник, в нижней части герба, символизирует дружбу и единство трех основных народов республики (кабардинского, балкарского, русского). Зеленый фон означает надежду на светлое будущее и счастье.

В Парламент республики были представлены самые различные проекты флага. Принятый вариант является собирательным по итогам нескольких этапов конкурса и логически завершен художником К. Дедегкаевым. Государственный флаг КБР представляет собой полотнище из равновеликих полос синего, белого и зеленого цветов с величавым Эльбрусом по середине. Синий цвет символизирует стойкость, мужество, справедливость; белый — символ свободы; зеленый — символ обновления.

Из пяти вариантов проекта Государствен­ного гимна КБР лучшим был признан вариант композитора X. Карданова. Государственный статус республики в составе Российской Федерации пополнился символикой и принял законченный вид.

В ходе реализации федеральной программы «Народы России: возрождение и развитие» как одно из решающих направлений возрождения и развития кабардинской и балкарской нации в республике был подготовлен Закон КБР «О языках народов КБР». В январе 1995 г. Президент КБР подписал Закон о языках, который достаточно объективно отразил реальную языковую ситуацию в республике. По документу три языка – кабардинский, балкарский, русский объявлены государственными. Закон устанавливал, что «на территории Кабардино-Балкарской Республики в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека гарантируется языковой суверенитет личности и языковой суверенитет каждого народа» [2, с.171].

Становление нового государства в Кабардино-Балкарии нашло законодательное закрепление в новой Конституции республики. Проект Конституции широко обсуждался в печати и был принят на заседании Парламента КБР 1 сентября 1997 года. Принятие новой Конституции КБР вместе с принятием новой государственной символики логически завершило становление государственности в республике. Конституция 1997 г. имеет большое значение в общественно-политической жизни республики и стала тем цементирующим стержнем, который объединяет народы Кабардино-Балкарии и Российской Федерации.

Что представляет собой государственность КБР по этой Конституции?

По своему статусу она определяется как суверенное государство, входящее в состав Российской Федерации. Четко представлена схема разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и республикой как одним из ее субъектов.

По форме правления Кабардино-Балкария — республика с доминирующим положением института президентства в структуре власти. Согласно Конституции главой государства и исполнительной власти одновременно являет­ся Президент, которому принадлежит несколько важнейших функций. Он осуществляет все кадровые перемещения, играет роль арбитра в конфликтах между разными вет­вями власти, имеет право роспуска парламента и может отправить в отставку правительство, которое сам же назначает.

Главное различие между президентской и парламентской республиками заключается в способе ответственности правительства — кем оно назначается и кому подконтрольно: президенту или парламенту. Конституция КБР 1997 г. устанавливает институт двойной ответственности правительства — частично перед парламентом и больше перед президентом. Председатель правительства КБР по новой Конституции назначается президентом с согласия парламента, правительство же подотчетно и подконтрольно президенту. Свои полномочия правительство слагает перед вновь избранным президентом, он же принимает (или отклоняет) отставку правительства. В случаях, когда президент не может выполнять свои обязанности, их временно исполняет избираемый вместе с ним вице-президент. Обязанности вице-президента в этот период несколько ограничиваются: он не может распускать парламент, назначать референдумы и т.д.

Высшим представительным и законодательным органом по новой Конституции является Парламент КБР, состоящий из двух палат — Совета Республики и Совета Представителей. Депутаты палат избираются сроком на четыре года. К предметам ведения парламента относятся: принятие Конституции и законов; дача согласия на на­значение премьер-министра; назначение на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего арбитражного суда, принятие решения о проведении референдума об импичменте президента и др.

Исполнительная власть в республике осуществляется Кабинетом Министров (Правительством) КБР. По Конституции Кабардино-Балкарии — это самостоятельный институт, существующий наряду с институтом президентства.

Судебную систему составляют Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший арбитражный суд, городские и районные суды. Конституционный Суд дает толкование Конституции КБР, разрешает споры между ветвями власти. Этот орган призван обеспечить кон­ституционную законность наряду с президентом и парламентом. Но не подчиненный при этом никому из них и, более того, стоящий над всеми, способный дезавуировать и указы президента, и законы, принимаемые парла­ментом. Остальные судебные органы занимаются уголовными, гражданскими, экономическими и другими делами.

Проведением государственной политики на местах занимаются назначаемые президентом главы местных администраций.

В соответствии с принципами системы сдержек и противовесов ни один государственный орган не является неограниченным в своих полномочиях. Президент может наложить вето на принятый парламентом закон, парламент может подвергнуть президента импичменту; споры между ветвями власти полномочен разрешать только Конституционный Суд.

В Конституции КБР закреплен один их главных устоев конституционного строя — принцип народовластия. Только воля народа делает власть государства легитимной, правомерной. Народ осуществляет свою волю непосредственно, т.е. через формы прямой демократии, и опосредованно, т.е. через институты представительной демократии. Наиболее важные политические вопросы могут быть решены только референдумом, т.е. самим народом.

По Конституции Кабардино-Балкария яв­ляется социальным государством. Это означает, что политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, свободное развитие человека, что предполагает обеспечение социально-экономических и культурных прав.

Кабардино-Балкария является светским государством, где никакая религия не может устанавливаться государственной или обязательной [5].

Конституция КБР 1997 г. стала нормативно-правовым «завершением» процесса государственного строительства и ее целостным оформлением. Демократия, национальная государственность и федерализм – опоры конституционного строя КБР [4, с.502].

Вследствие расширения прав и полномо­чий республики появилось Представительство КБР при Президенте РФ. Главной задачей Представительства является отстаивание ин­тересов республики в центре, осуществление связей с федеральными, правительственными и хозяйственными органами.

На рубеже эпох органами власти Российской Федерации была начата работа по укреплению роли федерального центра, созданию вертикали власти. Необходимость укрепления федерализма в Российской Федерации была впервые обозначена Президентом в 2000 г. в ходе его Ежегодного послания Федеральному Собранию. Тогда же был принят ряд мер, нацеленных на устранение децентрализованности государства.

Реформа федеративных отношений сопровождалась серьезными изменениями законодательства, как федерального, так и регионального. К настоящему времени наиболее активные ее этапы, сопровождавшиеся принятием многочисленных нормативно-правовых актов на федеральном и региональном уровнях, уже пройдены.

В соответствии с концепцией реформирования политической системы в 2000 г. была проведена реорганизация Совета Федерации Федерального Собрания, был создан Государственный совет, вводился институт полномочных представителей президента РФ в семи федеральных округах.

Согласно Федеральному закону «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 августа 2000 г. членами Совета Федерации могут быть представители законодательного и исполнительного органов власти субъекта РФ. Представитель от законодательного органа региона избирается этим органом на срок полномочий последнего, а представитель от исполнительного органа субъекта РФ назначается главой региона на срок его полномочий. В результате реформы из состава Совета Федерации были выведены региональные лидеры и заменены представителями законодательной и исполнительной ветвей власти субъектов. Кабардино-Балкарию в Совете Федерации представляют И. Бечелов и А. Кажаров.

Положительную роль сыграло создание в мае 2000 г. Южного федерального округа. Полномочному представителю Президента РФ в ЮФО удалось в кратчайшие сроки снять многие противоречия между федеральным центром и республиками Северного Кавказа. В январе 2010 г. из ЮФО был выделен Северо-Кавказский федеральный округ в составе республик Северного Кавказа и Ставропольского края. Полномочным представителем Президента РФ А.Г. Хлопониным ведется значительная работа по созданию предпосылок для устойчивого экономического роста округа.

С 2003 г. идет процесс разграничения предметов ведения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Приняты федеральные законы, направленные на разграничение полномочий между органами публичной власти: Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"» от 4 июля 2003 г. и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г.

Указанные Федеральные законы во многом определили содержание и характер федеративной реформы. В них были заложены основные принципы разграничения полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, а также принципы делегирования органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления отдельных полномочий по предметам ведения Российской Федерации. Принятие данных Законов обусловило кардинальное изменение федерального и регионального законодательства, была решена задача по определению конкретных, четких полномочий центра, субъектов Федерации (в рамках их совместной компетенции) и органов местного самоуправления. Федеральный закон от 4 июля 2003 г. установил типы полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения [6, с.111].

Нововведения конца 2004 г. привели к ряду изменений в системе государственной власти. В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"» от 11 декабря 2004 г. региональная исполнительная власть формируется по-новому - через представление кандидатур глав регионов Президентом РФ с последующим их утверждением законодательными собраниями субъектов РФ. Ряд положений Закона направлен на оптимизацию соотношения принципов самостоятельности и ответственности всех уровней власти, на обеспечение четкости определения состава и структуры полномочий органов государственной власти субъектов РФ [6, с.111].

Вводилась также пропорциональная система выборов в Государственную Думу по партийным спискам.

Завершает процесс плановых существенных изменений федерального законодательства в связи с разграничением полномочий между уровнями публичной власти Федеральный закон "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муници­пальных образований" от 29 декабря 2004 г. Его разработ­ка и принятие обусловлены тем, что в рамках анализа компетенции, предусмотренной отраслевым законодательством, выявилась необходимость расширения полномочий органов государственной власти субъектов Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых ими за счет средств собственных бюджетов.

Проводимые федеральным центром мероприятия затронули все регионы России, в том числе и Кабардино-Балкарию. В связи с принятием указанных Законов субъектам РФ пришлось кардинально менять конституционное законодательство. Распоряжение Президента Кабардино-Балкарской Республики «О мерах по исполнению Указа Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 г. № 1486 "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации"» от 29 декабря 2000 г. положило начало активной работе по приведению республиканских законов в соответствие с федеральным законодательством. На федеральном уровне был выстроен механизм контроля за вновь принятыми нормативно-правовыми актами субъектов РФ. В условиях реализации политики укрепления вертикали государственной власти шел процесс совершенствования государственности Кабардино-Балкарии, формирования гражданского общества и его институтов, утверждения принципов правового государства. В Конституцию КБР были внесены изменения, касающиеся порядка избрания президента и его отрешения от должности: Президент КБР наделяется полномочиями Парламентом республики по представлению Президента России сроком на 5 лет. Изменялся и порядок формирования парламента республики: состав законодательного собрания стал формироваться по партийным спискам. В условиях реформирования федеративных отношений конституционное законодательство КБР получило большой толчок в своем развитии, в результате которого были приняты нормативные акты во исполнение мероприятий данной реформы, а также произошла систематизация всего законодательного массива субъекта РФ. Внесенные в Конституцию КБР поправки отразили начало нового этапа государственного строительства в республике в рамках единой российской государственности.

27 сентября 2005 г. Парламент КБР на своем внеочередном заседании одобрил представление Президента страны и принял постановление о наделении полномочиями Президента КБР А.Б. Канокова. Новое руководство республики приступило к серьезным преобразованиям в общественно-политической и экономической сферах, в области межнациональных и межконфессиональных отношениях.

Проникновение идей радикального ислама в КБР началось со второй половины 1990-х гг. Наиболее серьезные события, связанные с исламским экстремизмом, случились 13 октября 2005 г., когда в Нальчике произошло вооруженное нападение на отделения силовых структур. В ходе боестолкновений 13-14 октября погибли десятки работников правоохранительных органов и военнослужащих, 87 нападавших, а также мирные жители. Перед судом предстали 59 человек. Мнения о причинах октябрьских выступлений верующей молодежи республики самые разные: от борьбы за власть до действия внешних сил по дестабилизации ситуации на Юге России [1, с.75-106; 8, с.24-33]. Октябрьские события стали одной из самых трагических страниц истории современной Кабардино-Балкарии.

С 1993 г. Парламент КБР состоял из двух палат – Совета Республики и Совета Представителей. Во второй палате места были распределены по основным национальностям в равной мере. В связи с тем, что Совет Представителей выполнил свою функцию стабилизации межэтнических отношений, с 2003 г. в Кабардино-Балкарии функционирует однопалатный парламент. По Закону о выборах депутатов парламента КБР, принятому в 2008 г., депутаты парламента избираются по партийным спискам. Парламентская демократия в республике вступила в качественно новый этап своего развития. В марте 2009 г. состоялись выборы в Парламент КБР. Впервые законодательный орган республики был сформирован, базируясь на партийно-политическом принципе. Председателем Парламента КБР избран А.А. Чеченов. В сентябре 2010 г. А.Б. Каноков переутвержден на второй пятилетний срок президентства.

Важным направлением деятельности руководства республики стали меры по созданию институтов гражданского общества, являющиеся неотъемлемой частью современной российской государственности. В своем Послании Парламенту КБР (апрель 2006 г.) Президент КБР А.Б. Каноков провозгласил курс на налаживание диалога между властью и обществом, создания условий для успешного развития гражданского общества. В 2006 г. был создан Общественно-консультативный совет при Президенте КБР, главной задачей которого является содействие диалогу между органами государственной власти и институтами гражданского общества. В том же году была создана Комиссия при Президенте КБР по делам национальностей, религий и общественных объединений, которая занимается подготовкой рекомендаций по разработке и реализации государственной национальной политики в КБР взаимодействуя с общественными и религиозными объединениями. В Интернете размещен специальный сайт Президента и интернет-приемная Правительства КБР, открыта «Антикоррупционная телефонная линия» при Администрации Президента КБР на которые жители республики могут написать и позвонить о проблемах, злоупотреблениях, нарушениях закона и т.д. Для обеспечения гарантии прав и свобод личности, формирования гражданского общества в республике был учрежден институт Уполномоченного по правам человека (Б.М. Зумакулов) и сформирована Общественная палата (П.К. Таов). Через Общественную молодежную палату при Парламенте КБР и Молодежное Правительство КБР наиболее инициативные молодые люди участвуют в разработке и реализации молодежной политики, решений проблем молодежи, а также привлекаются к участию в деятельности органов государственной власти республики.

В многонациональной и многоконфессиональной Кабардино-Балкарии вопросы межнационального и межконфессионального согласия всегда являлись приоритетными для государственных органов власти и общества. В Кабардино-Балкарии заложена солидная база для межнационального диалога. Одним из наиболее важных его результатов является деятельность национальных общественных объединений и культурно-национальных центров, а также отделений политических партий, зарегистрированных и действующих на территории республики.

Заслуживает внимания и опыт работы Кабардино-Балкарского фонда культуры (В.Х. Вороков) по сохранению и возрождению традиций народов, проживающих в республике. Здесь функционируют 16 культурно-национальных центров и объединений. Проводимые ими мероприятия способствуют сохранению и возрождению духовных традиций народов, играют важную роль в укреплении взаимопонимания между народами. На примере Кабардино-Балкарии можно наглядно видеть, как посредством взаимообмена культур можно влиять на гармонизацию межнациональных отношений.

Структура и организации гражданского общества Кабардино-Балкарии в основном повторяют аналогичные институты в субъектах РФ. Некоммерческий сектор Кабардино-Балкарии представлен 773 организациями, в том числе: некоммерческие фонды и организации – 127, религиозные – 173, профсоюзные – 108, спортивные – 100, общественные – 55, инвалидов – 39, родовые – 23, молодежные – 17, ветеранские – 14, национально-культурные центры – 16, региональные отделения политических партий – 6, прочие – 95. В последние годы проводятся Гражданские форумы, целью которых является консолидация институтов гражданского общества, поиск путей решения важнейших проблем республики.

В целом Кабардино-Балкария в 1993-2011 гг. развивала и укрепляла свою государственность в составе России и оказалась способной ответить на те вызовы времени, которые поставили перед обществом начавшийся XXI век. Национальный интерес Кабардино-Балкарской Республики – развитие всех атрибутов светского цивилизованного общества в неразрывном единстве с Россией. Иными словами, основной принцип государственного строительства – формирование гражданского общества, обеспечение конституционных прав и свобод каждого гражданина независимо от его национальной и расовой принадлежности, вероисповедания и политических убеждений.


Литература


  1. Аккиева С.И. Ислам в Кабардино-Балкарской Республике. М.: Логос. 2009. 129 с.

  2. Закон КБР «О языках народов КБР» //Сборник законов и постановлений Парламента КБР. Нальчик. 1994. С. 170-178.

  3. История Дона и Северного Кавказа (1917-2000). Ростов-на-Дону, Нальчик. Изд-во Рост. ун-та. 2004. 382 с.

  4. История многовекового содружества. К 450-летию союза и единения народов Кабардино-Балкарии с Россией. Нальчик. Издательство М. и В. Котляровых. 2007. 719 с.

  5. Конституция (Основной Закон) КБР. Нальчик. 1997. 41 с.

  6. Лесин А.В. Состояние конституционного (уставного) законодательства субъектов Российской Федерации в условиях реформирования системы федеративных отношений //Государство и право. 2010. № 9. С. 109-113.

  7. Постановление Парламента КБР № 24-П. от 21 июля 1994 г. «О Государственном гербе Кабардино-Балкарской Республики».

  8. Тхагапсоев Х.Г. «Нальчик 13 октября» как вызов современной России //Научная мысль Кавказа. 2006. № 2. С. 24-33.




База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница