С. Верхняя Балкария История моего села



Скачать 72.32 Kb.
Дата13.06.2016
Размер72.32 Kb.
МКОУСОШ №2 с. Верхняя Балкария

История моего села



ХульчаеваФатиматХаруновна

Должность:Учитель географии

КБР, Черекский район, с. Верхняя Балкария

2012г



Из древних чудесных камней

сложите ступеньки грядущего.

Н.К. Рерих.

Многогранная человеческая деятельность преобразует окружающий мир, создает материальные и духовные ценности, формирует моральные идеалы и мировоззрения общества. Погруженные в сиюминутное заботы, мы еще нередко, не отдаем себе отчет в том, что нынешние творения рук и разума человека завтра, через год и десятилетия будут восприниматься потомками как неопровержимые и наглядные свидетельства нашей эпохи.

С этих позиции оценивая дела и письма людей, их мировоззрения и нравственные принципы мы должны признать равнозначными памятниками истории культуры и человечества.

Выдающиеся умы человечества не раз выражали справедливую мысль о том, что, не зная прошлого, нельзя понять настоящее и предвидеть будущее. Наше прошлое сформировало не только сегодняшние проблемы, нои нас самих, обогащенных накопленным человеческим опытом. Без знания прошлого невозможно самосознание и самоощущение человека, выработка надежных ориентиров в бурлящем потоке сегодняшних событии. Все в наши дни возбуждает небывалый интерес к правде истории, к социальной памяти народов, спрессованной в историческом прошлом.

Занимаясь в кружке «Юный географ – исследователь» мы посчитали своим долгом начать свою работу с изучения истории своего села. В ходе работы мы осознали, что взяли большую ответственность, но решили не отступать. Изучая нужную литературу, встречаясь со старожилами села, нам удалось собрать кое-какой материал.

Село наше самое отдаленное, оно находится на границе с Грузией и является одним из исторически населенных пунктов республики. Об этом свидетельствуют исторические памятники: башни, склепы, могильники. Верхняя Балкария состояло из 18 аулов:Зылгы, Зарашкы, Темукуево, Нижний Чегет, Тебен эль, Верхний Чегет, Коспарты,Глашево,Мукуш, Мухол, Шаурдат, Сауту, Фардык, Курнаят, Кюнлюм, Чегет эль, Шканты, Туура– Хабла.

У каждого аула есть своя красота, своя судьба, своя история.

e:\2010-11 (ноя)\сканирование0006.jpg

Аул Кюнлюм 1936г.



Ужасный гул остался позади.

Как вкусен белый хлеб с водою горной!

Вкуси покой и радость обрети,

Душа бедой испытанная черной!...

e:\2010-11 (ноя)\сканирование0008.jpg

Аул Кюнлюм 2006г.


Земля это была освоена очень давно. Башни, которые сохранились до наших дней, говорят о существовании здесь во время раннего средневековья, феодального строя, а это говорит о том, что здесь долгое время господствовал классовый строй, люди делились на бедных и богатых. Таубиями считались следующие фамилии: Абаевы, Мысыкаевы, Айдаболовы, Амирхановы, Шахановы, Замхотовы, Биевы, Кучуковыит.д.

e:\2010-11 (ноя)\сканирование0012.jpg

Башня Абаевых в ауле Кюнлюм.



Среди бесчисленных развалин

По обе стороны реки

Стоят две башни, и печальны

Две белокаменных сестры…

По ним не ходят часовые

Не лают псы сторожевые

В них вековая тишина

Не пробуждаются от сна

Довольны мирною судьбою

В них ныне нет вражды былой

Но раковые были дни

Чему свидетели они…

e:\2010-11 (ноя)\сканирование0011.jpg

Башня Амирхановых в ауле Шканты.


Каждый аул имел своего таубия, например, Абаевыгосподствовали в Кюнлюме, Амирхановы и Кучуковы в Шканты, Айдаболовы, Биевы и Занхотовы в Коспарты и в Зылгы. Удельные владения Занхотовы имели в Псыгансу. Шахановы господствовали в Мухоле, а Мысыкаевы в Фардык.Туура – Хабла, Кюнлюм, Шканты являлись местом, куда собиралась знать Балкарии и обсуждались политические вопросы и решались проблемы округа.

Эту историю мы услышали от сторожило нашего села Мусукова Х.Давным- давно из Грузии через перевал по неизвестным обстоятельствам в Верхнюю Балкарию перешли четыре брата: Мусака, Рахай, Рахайта и Дебо. Обосновались они в местечке, которое по сей день называется Мусака. Некоторое время они жили вместе, потом они разошлись во мнениях.Мысык остается в балкарии, Рахай уходит в Безенги, Дебо в Кабарду, а Рахайта возвращается обратно в Грузию. Однажды Мусака выходит на охоту под вечер, издалека он замечает огонь рядом с какой-то башней, ему стало интересно, кто там живет и он пришел к очагу, где приняли его девять братьев и одна сестра. Подружившись с хозяевами, он вместе с ними ходит на охоту и против неприятеля. Всегда отличаясь умом и хитростью, привлекает к себе внимание красавицы сестры. Но и, в конце концов, они влюбляются вдруг друга, но гордые братья не соглашаются на брак единственной своей любимой сестры с пришельцем неизвестного происхождения. Тогда они вступают в заговор, приговорив, братьев на смерть ради личного счастья. Злой умысел влюбленные привели в исполнение следующим образом. Покос сена на поляне под названием «Зына» начинался торжественно. Заговорщики решили воспользоваться этим и до этого решили, что они покорились воле братьев, и гость скоро уедет. Коварная сестра сама приготовила ко дню покоса самый крепкий напиток из ячменя под названием сыра. В день торжества сама отправилась на место покоса и сильно напоила своих братьев, так, что они тут же крепко заснули. Тогда Мысака убивает их всех. Женившись на девушке, Мысака завладел землей и другим имуществом. Позже это место начали заселять и другие люди.

Это место и сегодня называется Зына. Сейчас она заселена людьми и находится на этом месте центральная мечеть, архитектура, которой занимает первое место в республике.

e:\2010-11 (ноя)\сканирование0010.jpg

Центральная мечеть Верхней Балкарии.



e:\2010-11 (ноя)\сканирование0004.jpg

Здесь же находится администрация села, больница, музыкальная школа, отделение связи, МОУСОШ №1,т.е. Зына является центром села.

Склеповые могильники в районе Верхняя Балкария под названием « Город мертвых» были отмечены очень давно. По преданию в могильниках прятались люди больные чумой и халерой, в надежде не заразить остальных. Заболевший добровольно приходил сюда доживать свои дни. В городе мертвых есть уголок, который называется Ашамиш оба. По преданию там захоронены отец, который осмелился перечить своему бийю, не дав, согласие на брак со своей несовершеннолетней дочкой. Он был зверски убит. И могила дочери, которая узнав, что бий принеся приговор в исполнение, убив отца завладев ею, сбросилась со скалы.

Хорошо сохранились склепы (кешенеле), которые были построены в 10-14 в.в. Почти все эти склепы имеют свою легенду. Склепы строились по особому назначению, если кто- то умирал, часто это была не замужняя девушка, то его хоронили в склепе отдельно от общего кладбища. Склепы строили люди из благоустроенных семей. Например, склеп в ауле Мухол был построен женихом девушки, которая умерла в день своей свадьбы от укуса паука.

Склеп в Коспарты построил некий Атабиев База сестре своей жены Занхотовой.

e:\2010-11 (ноя)\сканирование0013.jpg

Склеп в Шканты построили семь братьев своей единственной сестре, которая умерла до замужества.



e:\2010-11 (ноя)\сканирование0007.jpg

Кешене в ауле Шканты


По преданию в склепе нельзя находиться и уносить что-либо, иначе, беда постигнет семью.

Чуть выше Города мертвых есть поляна, где проводились соревнования, место это так и называется Зиришки от слова «Зариш-Чариш» т.е. «Соревнования». Сегодня там сделали стадион, где проводятся всякие турниры и мероприятия села.

Выше над уровнем моря, почти на три тысячи метров расположен Уштулу, который долгое время служил туристической базой. Уштулу переводится, как Ючтул. Там жил охотник, который имел три жены, в надежде родить сына или дочь, но детей у него так и не было. Жили они вместе и дружили, даже после смерти мужа не захотели покинуть то место. За это и дали название «ючтулкъатынтургъанжер». «Тул» переводится, как «бездетный», юч–три.

Население, которое заселяет территорию верхней балкарии, называют себя «таулула». Таулула из покон веков жили за счет своего труда. Они занимались и занимаются земледелием, животноводством, рукоделием,


Золото купит четыре жены,

Конь же лихой не имеет цены:

Он и от ветра в степи не отстанет,

Он не изменит, он не обманет.

До проникновения ислама они были язычниками и поклонялись различным предметам: «Раубазытерек» (дерево), камень, молния. Жители Шауурдат поклонялись дереву Раубазы. Даже после проникновения ислама, когда срубили дерево, некоторые из них перехватили кто по ветке, кто по щепке и спрятали у себя дома. Даже в наши рассказывают, как после смерти одной женщины, родственники нашли в ее сундуке ветку от этого дерева.

Сегодня Верхняя Балкария состоит из четырех аулов: Малкъар, Мухол, Шауурдат, Чегет. Протяженность села 7.5 км, имеется более 1000 дворов, количество жителей 5тысяч человек. Имеется четыре школы. Две из них средние, Дом культуры, Дом Быта, отделение связи, Сбербанк, Противопожарная служба, Кафе «Дых тау». В этом селе каждая тропа, каждый камень, каждый мост могли бы быть началом для большого рассказа.

e:\2010-11 (ноя)\сканирование0005.jpg

Село Верхняя Балкария.



О как хорош наш день: леса, холмы,

Вершины. Облака. Деревья. Мы!

В заключении хочу сказать словами русского ученого В.О. Ключевского (1841-1911), касаясь вопросов истории русского народа, он писал, что начальные моменты истории надобно искать, прежде всего, в памяти самого народа. Воспоминания, по его мнению, не бывают случайными, беспричинными, поскольку «народ есть население, не только совместно живущие, но совокупно действующие имеющий общий язык, общие судьбы. Поэтому народной памяти обыкновенно надолго удерживаются события, которые коснулись всего народа, в которых весь он принял участие и через это участие почувствовал себя единым целым.


Литература

  1. И.М. Мизиев «Очерки истории и культуры Балкарии и Карачая.13-18в.в.

  2. Мисост Абаев «Балкария»

  3. История Балкарии и Карачая в трудах Исмаила Мизиева

  4. Любительские фотографии участников кружка.

  5. Рассказы сторожил селения Верхняя Балкария.( Рассказчики:Атабием М.М., Мусуков Х., Шаутаева К.Г.,Хульчаева М.Л., Мамаев А.Л., Бичиев С.Х.)


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница