С. М. Прокудина-Горского: судьба коллекции



страница1/3
Дата07.08.2016
Размер0.79 Mb.
ТипДипломная работа
  1   2   3
Санкт-Петербургский государственный университет

Факультет журналистики

Кафедра визуальной журналистики

и дизайна периодических изданий




Творческий путь фотографа и журналиста

С.М. Прокудина-Горского: судьба коллекции



Дипломная работа

по специальности

студента 5 курса

Котова Романа

Андреевича

Научный руководитель:

к.и.н. В.А. Никитин

Оппонент:

Макаренко М.В.




Санкт-Петербург


2008

Оглавление:


Введение ………………………………………………………………... 3 – 5 стр.

1. История создания коллекции ……………………………………... 6 – 46 стр.

1.1. Жизненный путь фотографа, изобретателя, редактора .......... 6 – 25 стр.

1.2. Технология получения цветных снимков .............................. 26 – 37 стр.

1.3. Прокудин-Горский – журналист, редактор и издатель ........ 38 – 44 стр.

2. Судьба коллекции Прокудина-Горского ....................................... 45 – 64 стр.

2.1. История возвращения коллекции ........................................... 45 – 51 cтр.

2.2. Современные проекты по восстановлению наследия автора ........................................................................................................... 52 – 57 стр.

2.3. Альбом «Россия, которую мы находим» (проект) ………… 58 – 64 стр.

Заключение ................................................................................................... 65 стр.

Список используемой литературы ..................................................... 66 – 69 стр.

Приложения .......................................................................................... 70 – 74 стр.


Введение
«показать и доказать русской молодежи, уже забывающей или вообще не видевшей своей родины, всю мощь, все значение, все величие России и этим пробудить столь нужное национальное сознание»

С.М. Прокудин-Горский


Начать нашу дипломную работу следует с постановки вопроса, сути проблемы о которой мы хотим поведать. В нашем случае это вынесенные в заглавие творческий путь и судьба коллекции фотографа и журналиста Сергея Михайловича Прокудина-Горского. Суть проблемы, на наш взгляд, состоит в следующем – ни что так не вызывает душевного подъема и гордости за свое Отечество, как виды его красот, во всем их великолепии. И именно запечатлению этих богатств – национального достояния России и посветил свою жизнь изобретатель, фотограф и журналист Сергей Михайлович Прокудин-Горский.

Что мы знаем о дореволюционной России сегодня? О её повседневной жизни, её людях, быте и нравах, о населявших её народах? Не так уж и много, наверное – ведь ни одна книга воспоминаний современников тех лет, как и ни одно серьезное историческое исследование не могут передать нам сам дух, полную картину того времени – во всей её красоте и разнообразии. Люди смертны, живых свидетелей тех лет почти не осталось, а время неумолимо стирает следы истории. Что бы увидеть Россию начала ХХ века сегодня, нужно совершить путешествие во времени, а это, к сожалению, не возможно. Так думали все, или почти все, пока не пришел Новый Век – время компьютерных технологий и интернета. Именно они дали возможность нам увидеть ту Россию, которую мы потеряли, познакомившись с ней в работах замечательного русского фотографа – Сергея Михайловича Прокудина-Горского. Человека, благодаря трудам которого сегодня мы можем отправиться в увлекательное путешествие по исчезнувшему миру дореволюционной России.

История «открытия» признанного мастера русской цветной фотографии Прокудина-Горского для нас – современников интернета, проста и очевидна. В России после революции о Сергее Михайловиче помнили в основном только специалисты. К тому же большинство работ автора были вывезены им за границу. Спустя десятилетия они были проданы наследниками C.М. Библиотеке Конгресса США, а в 80е годы опубликованы исследователем – профессором русской истории Gannon University Робертом Олсхаусом (Robert Allshouse), оставшись при этом известными достаточно узкому кругу специалистов. Опубликованная им в 1980 году книга «Фотографии для царя» естественно не могла в ту пору появиться в Советском Союзе и стала известна весьма ограниченному кругу лиц в нашей стране. И лишь недавно – в конце ХХ века трудами сотрудников Библиотеки реализовалась идея отсканировать все имеющиеся изображения. В итоге глазам изумленной публики предстала восстановленная коллекция, выложенная в открытом доступе на сайте Библиотеки1. В этом уникальность судьбы работ Прокудина-Горского, вернувшихся к нам после долгих десятилетий вынужденного забвения...

Несомненно – ключевым моментом в трудах Сергея Михайловича было то, что он так полно запечатлел современную ему Россию в цвете, в те годы, когда технология создания подлинного цветного снимка была новинкой. Не секрет – фотографией в начале ХХ века увлекались очень и очень многие – от простых фото-любителей, в число которых входил и Император Николай II, до таких именитых мастеров как Карл Булла и его коллеги. Однако буквально единицы российских и мировых фотографов уже тогда в совершенстве овладели методами качественной работы в цвете.

На наш взгляд особенность черно-белого фото состоит в том, что оно очень уж исторично и зачастую отдаляет нас зрительным барьером от происходящего. Содержание снимка кажется нам чем-то несколько не реальным, близким к классике – но ни как не современности. И даже черно-белая фотография дня сегодняшнего уже кажется нам отдаленной во времени. Цветное же фото позволяет легко мысленно перенестись туда, где оно было сделано. И именно в этом, как нам кажется, состоит главная заслуга Сергея Михайловича – он донес для нас Россию такой, какой она была на самом деле – в сиянии её цветов и красок, а не в черно-белой статике.

Актуальность вопроса о судьбе коллекции Прокудина-Горского, на наш взгляд, весьма велика. Ведь сегодня – в годы потери многими веры в Россию, слабости души и упадка морали, взгляд на живые примеры совсем недавнего прошлого может дать нам надежду на лучшее будущее. В России из обширной коллекции снимков Прокудина-Горского хочется жить, в неё можно и нужно верить... Она потрясает и завораживает своей разносторонней красотой: блеском золотых крестов на куполах русских храмов, величественным горным хребтом, рядом со старинной мечетью, огромным Бородинским полем, северными просторами, потрясающим воображение видом Иртыша, спокойствием и степенной уверенностью купеческих Златоуста и Тобольска, закатом солнца над морем в Гаграх... В ней красиво и интересно всё – горец, с наградами за службу в Русской армии, крестьянка, пожинающая рожь, среднеазиатский чиновник, крепкий крестьянин-хозяин с семьей, молодой и деловой предприниматель, унтер-офицер и дамы на лечебном курорте, рабочие и инженеры на стройке....

Глядя на эти картины видишь ожившие образы из рассказов Бунина, Горького и Куприна, только что сошедшего с коня Льва Николаевича Толстого, думающего тяжелую думу Шаляпина в образе Бориса Годунова, мудрого Бухарского хана во всех его орденах и регалиях, и простого русского казака в бурке и с шашкой... В этих фотографиях есть все, кроме, пожалуй, подделки, искажения реальности. В них нашли свое место как колодники из тюрем Средней Азии, так и монахини из Леушино на сенокосе, как русская старина, так и технический прогресс заводов и фабрик, как широта полей Малороссии, так и виды Кавказа, как озера Финляндии, так и горы Урала. Главное же – в них нет попытки скрыть что-либо, нет последующей всеобъемлющей лжи или фальши, покрывавшей нашу страну долгие годы.

Рассматривая эти снимки, невольно думаешь о том, что они были сделаны специально для того, что бы показать нам – сегодняшним россиянам, какую страну мы потеряли. Вглядываясь в красоты российских деревенских пейзажей, рассматривая мечети Средней Азии и храмы Руси, не понимаешь, как в такой красивой и прекрасной стране всего через несколько лет могла свершиться столь кровавая и жестокая революция? Об этом остается только думать и размышлять, мы же обратимся к тому, как создавалась удивительная коллекция Сергея Михайловича Прокудина-Горского – живое свидетельство, хочется верить, не навсегда ушедшей эпохи…

Исходя из этого, основная цель нашей работы – напомнить о том, какой была та Россия. Открыть по-новому её города и храмы, людей и традиции, красоты и виды. Вызвать у потомков чувство достоинства и гордости за свою родину и её историю, рассказав о жизни и творчестве одного из достойнейших её сынов. Ведь, как известно, «конечная цель Прокудина- Горского была показать Россию, а негатив – это средство2».

Следуя логике, мы решили поделить нашу работу на две основные части. В первой из них мы обратимся к истории формирования коллекции, её судьбе и судьбе её автора. Во второй – постараемся взглянуть на то, как можно и нужно использовать коллекцию на благо России сегодня. Итогом же работы, на наш взгляд, должен стать не только теоретический диплом, но и возможный практический проект, позволяющий качественно использовать работы фотографа и журналиста сегодня.



1. История создания коллекции
Когда картинам С. М. Прокудин-Горского будет устроен широкий доступ в наши учебные заведения, как средние, так и низшие, то у нас окажется образцовое, истинное родиноведение, и в этом важном и необходимом деле Россия займет завидное, передовое положение между культурными странами, особенно ценное ввиду необъятной шири и крайней неоднородности различных частей Российской Империи...

Как русский изобретатель, С. М. Прокудин-Горский заслуживает самой широкой поддержки. Его неутомимой энергии, настойчивости и изобретательности мы обязаны великим делом возникновения у нас истинного родиноведения, бесценной возможностью ясного ознакомления учащейся молодежи с нашим обширным отечеством.

Заключение. К работам Междуведомственной комиссии по вопросу о приобретении в казну фотографических коллекций С. М. Прокудин-Горского. 1911г.3

1.1. Жизненный путь фотографа, изобретателя, редактора
Потомственный дворянин, Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился 31 августа 1863 г. в городе Муром4, Владимирской губернии. Для того что бы лучше понять мотивы многих его поступков в дальнейшем, стоит сказать несколько слов о роде Прокудиных-Горских, принесших не мало пользы Отечеству на протяжении долгих веков. «Род Горских происходит от выехавшего из Золотой Орды татарина Петра, прозванного Горским по вотчине Гора, пожалованной ему от Великого Князя Дмитрия Ивановича Донского»5. Известно, что воевода Петр Горский отличился ещё при Куликовской битве, а его внук Прокофий Алферьевич, получил прозвище Прокуда, в память о котором потомки и приняли фамилию Прокудины-Горские. «Род Прокудиных-Горских прослеживается с конца XVI столетия, они искони находились на военной службе у московских государей»6.

Герб рода Прокудиных-Горских

В XVI веке отличились Семен и Григорий Ивановичи Прокудины павшие в бою под стенами Казани в 1552 году. В XVII веке Василий Иванович Прокудин был воеводой в Суздале при Государе Алексее Михайловиче. В веке XVIII в Москве был известен государственный деятель, писатель и драматург Михаил Иванович Прокудин-Горский (1744 – 1813гг.) официально прибавивший к фамилии приставку Горские в честь родового имения Фуникова Гора. Старший сын Михаила Лев Прокудин-Горский сражался с французами при Аустерлице и получил орден св. Анны IV степени «За храбрость». Два его младших сына – Николай и Сергей состояли в рядах Владимирского ополчения 1812 года. Известны отличия и других представителей семьи Прокудиных-Горских. «Так, среди всех церковных благотворителей этой фамилии особо выделяется подполковник Алексей Неофитович Прокудин. Красавец-кавалергард, в 1805 году он участвовал в знаменитом Аустерлицком сражении, столь красочно описанном Львом Толстым в «Войне и мире». Тогда, чтобы прикрыть отступавшую под натиском превосходящих войск Наполеона русскую армию, на колонны врага в отчаянную и безнадежную атаку пошел кавалергардский полк – самый элитный и аристократический в армии. Кавалергарды задержали врага, нанеся ему большие потери, и дали возможность остальным частям русской армии спастись. Но цена такого успеха оказалась очень дорогой – в живых из атаковавших осталось только 18 человек! Среди чудом уцелевших был и Алексей Прокудин. Приписав это спасение Божественному промыслу, выйдя в отставку, он с размахом занялся благотворительностью, щедро помогая православным храмам»7.

«Внук первого киржачского предводителя Георгий Сергеевич Прокудин-Горский служил лесничим и прославился устройством охоты в лесах Покровского уезда для Императора Александра II, который специально приезжал в те места. Брат лесничего Михаил Сергеевич защищал Севастополь во время Крымской войны, будучи офицером Несвижского гренадерского полка»8. Всё это говорит о том, что род Прокудиных-Горских9 был весьма патриотичной старинной служивой фамилией, верной Престолу и Отечеству. Очевидно, что многие из семейных качеств его предков передались и Сергею Михайловичу.

Его детство прошло в родовом имении Прокудиных-Горских в селе Фуникова Гора во Владимирской губернии (в настоящий момент такого села больше нет, однако постепенно возрождается родовая усыпальница Прокудиных-Горских в Благовещенском монастыре в Киржаче). «Его отец - Михаил Николаевич - служил в Тифлисском гренадерском полку, - рассказывает директор Ковровского историко-мемориального музея Ольга Монякова. - Когда у него родился старший сын Сергей, он поступил в ковровскую дворянскую опеку, служил здесь до 1872 года, потом его пожаловали придворным званием камер-юнкера, и вся семья Прокудиных-Горских переехала в Санкт-Петербург»10. Согласно семейному преданию Сергей Михайлович закончил Александровский лицей (это не подтверждают архивы). Известно так же что одно время в молодости он увлекался живописью, посещал занятия в Академии Художеств и учился игре на скрипке.

Сергей-Михайлович проходил обучение в Технологическом Институте им. Императора Николая I, где посещал лекции по химии Д.И. Менделеева. Однако, диплома выпускника этого прославленного учебного заведения он не имел, по всей видимости, обучавшись там, в частном порядке. Об этом можно с достоверностью судить исходя из опубликованных списков дипломантов на страницах Юбилейных Сборников Технологического Института, посвященных его 75летию (издание 1903г.) и 100летию (издание 1928г.11). Затем он продолжил своё обучение в Берлине и Париже, где сотрудничал с известными специалистами и изобретателями того времени: Адольфом Мите и Эдма Жуля Момене. Вместе с ними Прокудин-Горский занимался разработкой перспективных методов получения цветной фотографии, уже в молодости став одним из ведущих специалистов по данному вопросу, о чем говорят его работы по фотографии и активная деятельность в ИРТО.

Вернувшись в Россию в начале 90-х годов XIX века, Сергей Михайлович женился на Анне Александровне Лавровой (1870-1937) – дочери известного русского металловеда и директора товарищества гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов, активного члена Императорского Русского Технического Общества. Сам Прокудин-Горский был связан с работой товарищества (в частности, именно этим были вызваны его частые поездки на Урал).

Супруги Прокудины-Горские.

В 1898 г. Сергей Михайлович становится членом V (фотографического) отдела Императорского Русского Технического Общества. Он выступает с докладами, а в марте того же года ему доверяют открытие и руководство Курсами практической фотографии при ИРТО в Соляном Городке (Санкт-Петербург). Там занимаются многие молодые ученые, вечерние лекции читают коллеги Прокудина-Горского – члены V отдела ИРТО. Уже в то время он проявляет себя как один из крупных отечественных специалистов в области фотографии: публикует первую серию работ по техническим аспектам фотографии – «О печатании с негативов» и «О фотографировании ручными фотоаппаратами»12.

2 августа 1901 года в Санкт-Петербурге на Большой Подьяческой 22 открывается «фотоцинкографическая и фототехническая мастерская» С. М. Прокудина-Горского, где сначала расположилась его лаборатория, а с 1906 г. и редакция издаваемого им журнала «Фотограф-любитель». Здесь Сергей Михайлович печатал свои получившие вскоре известность цветные открытки, выполнял заказы различных людей и организаций – как частных, так и правительственных. В частности, именно здесь была издана серия репродукций13 с известных полотен популярных русских и европейских художников, альбом, посвященный русско-японской войне и многое другое. В этом же доме в течение десяти лет жила и семья Прокудиных-Горских. Здесь, по всей видимости, хранился и архив отснятых им материалов.


Визитная карточка


13 декабря 1902 года Сергей Михайлович впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии, который он ранее изучал в Германии и во Франции. По всей видимости, именно с этого момента Прокудин-Горский начал активно применять свои познания на практике – путешествуя, он фотографировал виды в Финляндии и на Кавказе, в Малороссии, Курской губернии и Крыму, а так же в Западной Европе. О том, что многие фотографии появились уже в столь ранние годы, можно судить по описанию представленных Прокудиным-Горским впоследствии снимков (январский показ 1905г), а так же исходя из содержания выпущенных им открыток14. Кроме того, факт съемки многих мест Крыма, подтверждает документ «О допущении г. Прокудина-Горского к произведению снимков Ливадийских дворцов» выданный 24 мая 1905г. Главным управлением уделов по Ливадийско-Массандровскому управлению Министерства Императорского двора и уделов15.

В этом же году он запатентовывает свой сенсибилизатор, превосходивший по качеству аналогичные разработки иностранных химиков. Состав сенсибилизатора Прокудина-Горского делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всем частям цветового спектра. Совершенствуя чувствительность своих пластин, он добивался хороших результатов, позволявших ему в итоге получать качественные цветные фотоснимки спроецированные через три фотопластины (RGB), уникальные по качеству для того времени. Более подробно, вопрос о технологии Прокудина-Горского мы рассмотрим далее.

В 1906 году по приглашению А. М. Лаврова Сергей Михайлович становится редактором популярного журнала «Фотограф-любитель» и остается на этой должности до конца 1909г. Продолжает он и активно участвовать в мировой научной жизни, не упуская все наиболее значимые события. Так, в 1903 году Прокудин-Горский едет на первый конгресс по химии и фотохимии в Лондоне, а в апреле 1906 г. на конгресс по химии и фотохимии в Риме (выступает с докладами, демонстрирует свои работы). В Италии фотограф делает ряд снимков, дошедших до нашего времени (фотографии руин Помпеи и снимки с острова Капри). Однако, из-за существующего запрета на бесплатное фотографирование со штативом в Риме (уникальный в Европе прецедент) он не снимает Вечный город. Рассказ об этом путешествии появляется на страницах Фотографа-Любителя16.

В те же годы Сергей Михайлович начинает активно фотографировать окружающий мир, делая всё больше и больше снимков «цветной» России. Лучшие из них он планомерно публикует в своем журнале, в скорее получая известность, как в российском обществе, так и в мире. К тому же он то и дело проводит показы своих работ с помощью проектора, в Москве и Петербурге, которые вызывают живой отклик и интерес у публики.

Так, в декабре 1906г. «Петербургская газета» сообщала, о том что, совершенствуя чувствительность своих пластин, исследователь добился хороших результатов и предполагает демонстрировать «моментальные снимки в натуральных цветах, что представляет большой успех, так как до сего времени никем не получено»17. Газета «Новое Время» (22 апреля 1907г.) писала о нем: «В Соляном городке18 С.М. Прокудин-Горский сделал очень любопытное сообщение о цветной фотографии. Содержание доклада небезынтересно для любителей фотографии, изложено ниже. Несомненно, цветная фотография, если пока не достигла совершенства, то весьма близка к этому»19. Постепенно слава о талантливом фотографе и его работах распространяется все шире.

В конце 1906 г. – начале 1907, Сергей Михайлович отправляется в очередное путешествие – он снимает наблюдение солнечного затмения на Тянь-Шане произошедшее 1 января 1907г. Возможно, что к этому же времени относятся и фотографии, сделанные им в том же районе – на Салюктинских копях. Не позднее 1907 г. он делает фотографии храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, а так же некоторые фотографии Средней Азии (об этом можно судить из содержания первой серии открыток, вышедшей в том же году). Очевидно, именно в это время Сергей Михайлович фотографирует Самарканд, о чем можно судить из его статьи написанной в этом городе20. В мае 1908 г. Прокудин-Горский демонстрирует снимки цветных украшений на зданиях в Средней Азии (Самарканд, Бухара), сделанные до землетрясения 8 октября 1907г. Тогда же им были сделаны и фотографии Этрусских ваз в Эрмитаже, получившие широкую известность.

В мае 1908 года по приглашению Л.Н. Толстого, Сергей Михайлович отправляется снимать его в Ясную Поляну. Пробыв там три дня Прокудин-Горский оставил ещё один «точный документ эпохи» – цветную фотографию писателя и философа. Так, в восьмидесятый юбилей литератора появляются и широко расходятся по стране его фотографии в цвете. Более подробно вопрос об этом снимке мы постараемся рассмотреть в части, посвященной технологии получения цветных снимков.

В том же 1908г., во многом по инициативе Прокудина-Горского русские фотографические общества подали в Государственную Думу «Записку об авторском праве фотографа», призванную упорядочить и защитить данную сферу деятельности. В рамках рассмотрения этого вопроса в мае в Академии Художеств прошла выставка достижений отечественных фотографов. Там же состоялся и вечер, на котором был устроен большой показ работ Сергея Михайловича для членов Государственного Совета и Государственной Думы. На показе, пользовавшемся большим успехом, присутствовали и члены Императорской Фамилии. Великий князь Михаил Александрович, заинтересовавшийся представленными снимками, пригласил фотографа устроить показ для Царской семьи. Спустя некоторое время (в начале 1909г.) подобное же предложение поступило и от вдовствующей Императрицы Марии Федоровны.

С января 1909г. начинается и преподавательская деятельность Сергея Михайловича в Технологическом Институте. Два раза в неделю он читает лекции по фотохимии и фотографии на химическом отделении института. Об этом прямо говорит и сам автор – со страниц своего журнала: «с января 1909 года в Технологическом Институте вводится преподавание фотохимии и фотографии, куда для чтения лекций был приглашен Прокудин-Горский»21.

Наиболее ответственным и даже поворотным моментом в судьбе всей жизни Сергея Михайловича стал показ 3 мая 1909г. в Царском селе для Государя и Царской семьи. «В эмиграции, вспоминая об этом первом посещении Царского Села и вечере, Прокудин-Горский писал: «Наступал самый ответственный момент, ибо я был уверен, что от успеха этого вечера зависела в значительной мере судьба моего дела. Для этой первой демонстрации Государю мною были выбраны снимки с натуры исключительно этюдного характера: различные эффекты природы, закаты, снежные ландшафты, снимки крестьянских детей, цветы, осенние этюды. Ровно в половину девятого дежурный араб возвестил: «Их Императорские Величества» и в залу вошли Государь, Государыня со старшими дочерьми и приближенные лица свиты. Поздоровавшись со мной, Государь и Государыня заняли свои места перед будкой и Государь приказал начинать»22.

Николай II – страстный фотолюбитель, по достоинству оценил заслуги Сергея Михайловича. По окончании показа он предложил оказать необходимую помощь фотографу в осуществлении его деятельности. Благодаря интересу Государя, проект получил официальную поддержку Министерства Путей Сообщения, заинтересованного в фиксировании работ его служащих в разных российских провинциях (именно по этому, среди фотографий так много снимков железных дорог, плотин, мостов, сигнальных вышек, путевых обходчиков, паровозов, станций и т.п.). Именно с этого момента мечта Прокудина-Горского – «запечатлеть все достопримечательности нашего обширного отечества в натуральных цветах» приобретает статус государственной программы. Идея Прокудина-Горского таким образом установить в стране истинное «родиноведенье», становится как никогда близка к осуществлению.

Параллельно возникает и проект альбома красот России, запечатленных для Цесаревича Алексея. С этого момента начинается отсчет больших путешествий Сергея Михайловича с его соратниками по стране. В его планах – за 10 лет объездить большую часть страны, создав порядка 10 000 цветных фотографий её красот. Для путешествий по России, Прокудину-Горскому выдели полностью оборудованный под лабораторию железнодорожный вагон, а так же судно Шексна с командой для путешествий по рекам. Кроме того оказывалась целевая помощь в зависимости от задач экспедиции, в частности, во время путешествий по Уралу, Сергею Михайловичу был предоставлен автомобиль марки Форд, предоставлялся и катер для малых рек. Однако скромность и такт дворянина не позволили исследователю запросить так же и необходимую для осуществления проекта сумму денег. Фактически Прокудин-Горский производил все работы на собственные средства...

В начале лета 1909 года Сергей Михайлович с помощниками отправляется фотографировать Мариинскую водную систему (Ладожские каналы - Свирь - Онежский канал - Вытегра - Мариинский канал - Ковжа - Белозерский канал - Шексна). В конце июля того же года Прокудина-Горского радушно принимает уфимский губернатор Александр Степанович Ключарев (об этом сохранились свидетельства23). В это же время были сделаны фотографии Уфы и Екатеринбурга. Благодаря поддержке Государя проект по фотообзору Империи разворачивается в полную силу.

«Во время моих поездок по России, – вспоминал Прокудин-Горский, – я имел в кармане два нужных для работы документа. Первый – Высочайшее повеление о полном доступе во все места Российской Империи, чего бы это ни касалось, а второй – приказ надлежащего Министерства об оказании всяческого содействия со стороны местных властей. После окончания каждой поездки, занимавшей обыкновенно все лето, я обрабатывал дома весь материал и показывал его министру путей сообщения. Затем я обычно получал приглашение демонстрировать мою работу Государю в Царскосельском дворце. Выбор сюжетов для Государя был несколько иной. Специальные сооружения Министерства, как то: плотины, выемки для железнодорожного пути, разные мосты — Государя не могли интересовать так, как интересовали Его русская старина, древние памятники и красоты природы. При просмотре снимков Мариинского водного пути Государь отнесся ко мне очень милостиво, расспрашивал, удовлетворяют ли меня предоставленные в мое распоряжение средства передвижения, и на прощание добавил: «Когда вы будете готовы со следующей работой, то сообщите Гр. Бенкендорфу, он мне доложит, и я вам назначу день»24. Так, в марте 1910 прошел первый официальный просмотр фотоснимков сделанных Прокудиным–Горским в рамках проекта. Николай II оказался доволен работой фотографа и экспедиции продолжились. Единственным пожеланием Государя было уделять большее внимание бытовым снимкам, не сосредотачиваясь только на работе для МПС.

Нехватка времени, и невозможность вести два проекта одновременно, вынуждают Сергея Михайловича отказаться от редакторства и издания популярного «Фотографа-Любителя». В это же время формируется и принцип работы Прокудина-Горского – путешествуя летом, зимой он составляет отчеты о поездках, производит показы снимков, занимается печатью открыток, преподавательской деятельностью и прочими делами. Кроме всего прочего с 11 октября 1911г. Сергей Михайлович избирается председателем фотокружка при Технологическом Институте. Кружок имел библиотеку, часть которой приобретена у П. М. Ольхина, темную комнату, лабораторию, аппараты, которые выдавались членам кружка на руки. К маю 1912 г. был устроен конкурс сравнительного проявления, составлен план экскурсий на оптические заводы, художественные цинкографии, выезды на пейзажные съемки25. Известно, что к 1913 году кружок насчитывал уже 120 членов. Так что и эта полезная общественная деятельность отнимала часть времени у исследователя.

Летом 1910 года состоялась первая крупная поездка Сергея Михайловича по Уралу – он посещает и фотографирует Пермь, Чердынь, Ныроб, Екатеринбург и его окрестности, Нижний Тагил, Кушву, Верхотурье, Челябинск, Златоуст, Касли, Кыштым, Ильмены, Сатку, Бакал, реки Сим и Юрезань, Башкирию и реку Урал26. А зимой происходит очередной показ снимков, на который, к сожалению, не смог приехать Председатель Совета Министров П.А. Столыпин, проявлявший большой интерес к проекту27. По всей видимости, этот показ был связан с желанием получить средства на дальнейшие съемки, продав имеющуюся коллекцию в государственную собственность.

Известно, что Прокудиным-Горским были произведены все необходимые расчеты, создана смета на выкуп коллекции в пользу государства28, и её дальнейшее использование на благо Отечества (по первоначальному плану С. М. – в рамках Русского Музея). Фактически, покупка коллекции была делом уже решенным, позиция Председателя Совета Министров и Междуведомственной комиссии была однозначной, оставалось только определить окончательные условия сделки и утвердить процесс передачи имущества. Но в дело вмешался злой рок событий – 11 сентября 1911г. в Киеве террористом Дмитрием Багровым был убит патриот, реформатор и великий государственный деятель России – Петр Аркадьевич Столыпин. В результате этого вопрос с покупкой коллекции в пользу казны вновь повис в воздухе.

Тем временем в 1910 – 1911 годах Сергей Михайлович объезжает Тверскую, Ярославскую, Костромскую губернии29, а так же часть Нижегородской губернии. В 1911м же году он фотографирует города Владимир и Александров. В это же время им создаются и первые фотографии мест, связанных с памятью Отечественной войны 1812 года: Можайск и Бородино. Сохранилось и удостоверение, выданное «из Управления Московского Удельного Округа Профессору С.-Петербургского Технологического Института Сергею Михайловичу Прокудину-Горскому» для фотографирования Бородинского Императорского дворца (Приложение № 3).

В то же время проходит и вторая поездка в Среднюю Азию, во время которой в Самарканде Прокудин-Горский испытывает разработанный им совместно с Максимовичем киноаппарат для цветной киносъёмки. Судить об этом позволяет следующий факт: 30 ноября 1911 года Император «присутствовал при демонстрации преподавателем Санкт-Петербургского института С. Прокудиным-Горским картин в цветной проекции Туркестана и Средней России» в Ливадии30. Во время показа слайдов Сергей Михайлович давал объяснения к каждой картине. Демонстрация же снятого цветного фильма прошла 24 января 1912 года в Соляном городке в зале Кустарного музея. Тем не менее, качество картины оставляло желать лучшего, и Сергей Михайлович отложил эксперименты с цветным кинематографом до поры до времени. Всего же им к концу 1911г. было «изготовлено около 2200 тройных негативов»31.

В 1912 году Сергей Михайлович осуществляет грандиозный проект по фотообзору мест связанных с памятью войны 1812 года. В его рамках фотограф посещает Малоярославец, Смоленск и окрестности, Вязьму, снимает реку Березину, Минск, Витебск, Полоцк, Дриссу (ныне Верхнедвинск), Двинск (Даугавпилс), Вильну (Вильнюс), Ковно (Каунас)32. В то же время фотограф посещает Суздаль, Рязань, Коломну и реку Оку. Кроме того он в очередной раз отправляется на Урал, а затем объезжает Западную Сибирь: на фотографиях автора появляются реки Чусовая, Исеть, Пышма (г. Камышлов); Тюмень, Тобольск, Ялуторовск; реки Тобол и Тура.

Не ранее 1912 года появляются и некоторые фотографии Кавказа33: Сергей-Михайлович объезжает Черноморское побережье от Лоо и Сочи до Сухуми а так же посещает Баку, составляя отличную коллекцию фотографий красот Кавказа и черноморских курортов (известно, что она была продемонстрирована на выставке «Руская Ревьера» в Санкт-Петербурге). В это время в столице проходит крупнейшая фотографическая выставка России, в которой, к сожалению, не смог принять участия Сергей Михайлович, занятый поездками по стране.

Афиша выставки

Сергей Михайлович устраивал показы своих работ в Ливадии и в последующие приезды туда Царской семьи. Так, 13 декабря 1913 года Николай II записал в дневнике: «В 9 часов поехали в Ливадийский театр, где сперва показаны были снимки цветными стеклами, а затем интересный кинематограф»34. «В новом дворце в рабочем кабинете царя хранились в красных кожаных футлярах два небольших диапозитива в натуральных цветах на стекле, выполненные С. М. Прокудиным-Горским. Один диапозитив был с изображением Государя и Государыни, другой — Царской семьи. После революции эти фотографические снимки на стекле были отправлены в Москву, куда ушли многие ценные вещи из Ливадийского дворца»35. Так, мы можем судить о том, что показы для Царской Семьи продолжались до конца 1913 года. Несмотря на это, проблемы в работе фотографа нарастали.

Высокая стоимость фотографий (создание каждой обходилось примерно в 10 руб.36) и отсутствие должной государственной поддержки, после убийства Столыпина, вынуждают Сергея Михайловича прервать на время осуществление своего проекта. Дабы иметь средства для дальнейших экспедиций он с партнерами учреждает компанию «Биохром», которая предлагает услуги по цветной фотографии и печати черно–белых и цветных снимков. Кроме того Прокудин-Горский находит компаньонов и организует с ними в январе 1913 года «товарищество на вере под фирмою «Торговый дом С.М. Прокудин-Горский и К». Был Сергей Михайлович и членом Общества взаимного кредита деятелей печатного дела.

Работы Сергея Михайловича пользуются безусловным успехом, его открытки постепенно расходятся по стране, а его фотографии используются как цветные иллюстрации. Стремясь продолжить свою работу, Сергей Михайлович участвует в создании ряда книг, содержащих снимки, отпечатанные с не дошедших до нас негативов. Это «Храм в духе времени царя Алексея Михайловича»37, «Живописная Европа»38, «Нашествие Наполеона: Отечеств. война 1812 г.»39, «Бояре Романовы и воцарение Михаила Федоровича»40, «Русское народное искусство на Второй Всероссийской кустарной выставке в Петрограде в 1913 г.»41, «Собрание памятников церковной старины в ознаменование трехсотлетия царствования Дома Романовых»42, «В стране скал и озер (Финляндия)»43, «Южная Колхида»44. Все эти книги демонстрируют высокое качество фотографий, напечатанных полиграфическим способом, и безусловно интересны даже сегодня – спустя почти 100 лет после их издания.

Однако частная предпринимательская деятельность Прокудина-Горского не давала такой прибыли, которая могла бы покрыть все его расходы исследователя. Предложения же о покупке коллекции частными компаниями он принципиально отвергал, считая, что его фотографии могут принадлежать только всей России. Судить о реальной стоимости коллекции на тот момент позволяет найденная проф. С. П. Гараниной опись движимого имущества фотографа45 от 4 апреля 1913 года:



  • 3350 трехцветных негативов – 67000 руб.

  • 1000 позитивов для проекции – 21000 руб.

  • 36 ящиков для негативов и позитивов – 680 руб.

  • Кинематографический и юстеровочный приборы и 14 альбомов с фотографическими снимками – 2600 руб.

Как видим суммарная стоимость для частного исследователя по тем временам не малая (91280 руб.). Очевидно, что продав свою коллекцию в собственность государства, Сергей Михайлович надеялся продолжить свои поездки на вырученные средства. Но, как мы помним, эта идея не состоялась и после 1912г. фотообзоры фактически прерываются, а в 1913 году фотограф с семьей перебираются в дом на Фонтанке 13346. В том же 1913 году проходит и показ слайдов Прокудина-Горского в одном из крупнейших парижских кинотеатров. Однако, от всех многочисленных предложений выкупить коллекцию, Сергей Михайлович принципиально отказывался.

Последний раз Прокудин-Горский отправляется в путешествие в 1915 году, снимая по заданию МПС недавно построенную Мурманскую железную дорогу (от Званки до Кеми). Тогда же фотограф снимает и одну из крупнейших святынь России – Соловецкий монастырь, во всем его великолепии. В том же 1915г. появляются и портреты Ф.И.Шаляпина в роли Мефистофеля («Фауст» Гуно), и Бориса Годунова, созданные к юбилею певца.



Ф.И. Шаляпин в роли Бориса Годунова, 1915г.

Не прекращались и опыты Сергея Михайловича по созданию цветного кинематографа. Так, 21 февраля 1913 года прошла экспериментальная цветная киносъемка «Проезд Е.И.В. Государя Императора в Петрограде по Невскому проспекту во время Романовских торжеств по случаю 300-летия Дома Романовых»47. В мае 1914 года – Прокудин-Горский отправляется в Париж, наблюдая за созданием заказанных им усовершенствованных аппаратов для съемки и проекции цветных фильмов, а также изготовлением специальной кинопленки. А уже 5 августа того же года Сергей Михайлович проводит экспериментальные съемки цветной хроники «Высочайший выход в Кремле». Кроме того в 1916 году компания «Биохром» при участии Прокудина-Горского снимает цветной фильм «Покоренные турецкие города Байбурт, Мамахатун и Эрзизян и посещение их великим князем Николаем Николаевичем». К сожалению, цветные пленки всех вышеуказанных кинолент пока не найдены.

В результате своей работы в 1902-1915 годах Прокудин-Горский объездил значительную часть Российской Империи, фотографируя старинные храмы, монастыри, заводы, виды городов и весей, а так же разнообразные бытовые сцены. Известно так же, что в эти годы его заслуги перед отечеством отразились в чине статского советника, который он получил.

После начала Первой Мировой войны Сергей Михайлович был вынужден отказаться от дальнейших фотографических опытов и занялся цензурой прибывающих из-за границы кинематографических лент, анализом фотопрепаратов и обучением экипажей самолётов аэрофотосъёмке. Кроме того он по-прежнему занимался преподавательской деятельностью в Технологическом Институте, так же осложненной Войной. Большинство студентов, настроенные патриотически, ушли на фронт, а «приюты наук опустели» (как пелось в одной из популярных песен тех лет). В результате этого «занятия в институте почти прекратились. Большинство помещений института было отдано под лазарет. В институте действовали различные курсы подготовки инструкторов и шоферов, техников по гидротехнической части. В мастерских и лабораториях было организовано производство хлора, карманных грелок, снарядов, взрывчатых веществ, закалка стали, возгонка фосфора. Были открыты новые специальности: "железнодорожное дело", "аэропланы" и др.

Число студентов сократилось до 800, вместо двух тысяч с лишним до войны. К концу февраля 1917 года учебная жизнь замерла. С 1 марта в помещениях института были размещены более шести тысяч солдат. Положение института с осени 1917 года продолжало ухудшаться до 1920-1921 учебного года. Всем вузам было предложено с осени 1917 года полностью прекратить занятия. Руководство института и часть студентов старших курсов добились, чтобы и на 1917-1918 учебный год был осуществлен новый прием. В результате с 1-го сентября 1917 года к занятиям приступили те, чье обучение еще до войны 1914 года приблизилось к окончанию, и 465 человек, зачисленных на 1-й курс. В 1917 году было выпущено инженеров (химиков и механиков) 125 человека, в 1918 году - 73, в 1919 году - 2848. Из этих цифр можно легко судить о том, насколько тяжелой была жизнь прославленного ВУЗа в те годы. Естественно, что его судьбу разделяли и преподаватели, в число которых входил Сергей Михайлович, лишенный, как и все, любых частных заработков.

В конце 1916 года члены V отдела ИРТО Н. Ермилов, В. Срезневский, С. Прокудин-Горский, Д. Лещенко и другие разработали проект учреждения в Петрограде фотоинститута49. Однако в условиях войны и политической нестабильности эта идея была отложена до лучших времен. Как не странно, её удалось осуществить после октябрьского переворота (фактически новой власти как никогда была нужна самая эффективная и наглядная пропаганда). Так, в 1918 году проект представили Наркому просвещения А. В. Луначарскому, и вскоре был подписан декрет СНК РСФСР «Об учреждении Высшего института фотографии и фототехники». Некоторые члены V отдела ИРТО вошли в состав ученого совета института, став его профессорами и преподавателями. Среди них был и Прокудин-Горский (данные по этому вопросу весьма не точны). Кроме того он по-прежнему преподавал фотохимию в Технологическом Институте, лишенный как и миллионы других россиян любой возможности честного частного заработка...

12 и 19 марта 1918 года, в Николаевском зале Зимнего дворца прошли вечера V отдела под названием «Чудеса фотографии» – последние показы работ фотографа в России. По сведеньям проф. Гараниной50, в конце августа 1918 года – после расстрела Царской семьи в Екатеринбурге, патриот и дворянин Сергей Михайлович Прокудин-Горский навсегда покидает Родину.

Согласно воспоминаниям потомков Сергея Михайловича, в 1922 году члены его семьи увезли с собой почти все сделанные им фотопластины, за исключением ряда изъятых на таможне и не сохранившихся. Вывозом занималась жена сына – Михаила Прокудина-Горского (в девичестве Низавец), известно так же что с ними ехала и первая супруга Сергея Михайловича. Насколько можно судить из имеющейся коллекции, были частично изъяты фотографии, имевшие стратегическое назначение (фото крупных, государственной значимости объектов промышленности, транспорта и т.п.) и фотографии, не объединенные единой тематикой (по всей видимости, сюда попали многие замечательнейшие виды изданные Сергеем Михайловичем в открытках). Тем не менее, точной информацией по данному вопросу мы не владеем. К более подробному описанию коллекции мы ещё вернемся позже – в разговоре об её судьбе.

Оказавшись в эмиграции, фотограф некоторое время работал в Норвегии и Англии (известны статьи Сергея Михайловича в «Бритиш джорнэл оф фотографи»51). В 1919 году Прокудин-Горский получил английский патент на оптическую систему для получения одним экспонированием трех цветоделенных негативов через соответствующие светофильтры. «Можно считать, что это прямой предок современной трехматричной системы, активно использующийся в видеокамерах и отдельных фотокамерах»52. Не прекращались и его работы с цветным кинематографом, продолжавшиеся в 1920-1921 годах. Отсутствие средств вынудило Серея Михайловича практически полностью отказаться от этих опытов.

Окончательно переехав в 1922 году в Ниццу, Прокудин-Горский продолжал заниматься своими исследованиями. В частности – активно сотрудничал с изобретателями кино братьями Люмьер. Продолжал он и свои опыты в фотографии, открыв фотоателье вместе с сыновьями (общество «Елка» – по имени своей младшей дочери от второго брака). Впоследствии, когда Сергей Михайлович отошел от дел, компания стала называться «Братья Горские». «Они были единственными во Франции, кто умел печатать на бумаге цветные фотографии в высоком качестве путем использования и улучшения процесса КАРБРО»53. Таким образом, научный вклад Прокудина-Горского в развитие фотографии, ещё долго оказывал свое позитивное влияние.

«В 1920-х годах Прокудин-Горский проживал в Ницце, и местная русская община получила драгоценную возможность просмотра его картин в виде цветных слайдов. Сергей Михайлович был горд тем, что его труд помогал молодому русскому поколению на иноземной почве понять и запомнить, как выглядела их утраченная родина, – в своем наиболее реальном виде, с сохранением не только цвета, но и духа ее»54. Жизнь Прокудина-Горского и его семьи в это время – как и жизнь большинства эмигрантов, была полна сложностей и крайней бедности, но не теряла борьбы – во имя той России, которую они помнили. Частью этой борьбы за Россию была и деятельность Сергея Михайловича.

Так, в начале 30-х годов он активно занимался просветительской деятельностью, много выступал для русской молодежи – на Дне русского ребенка и других праздниках. Известны и его лекции и показы в патриотическом объединении «Русский Сокол» («Образы России», «Россия в картинках», «Центральная Россия»). В русской эмигрантской прессе (газеты «Последние новости», «Возрождение») за период с 1931 по 1936гг. несколько раз упоминаются выступления и лекции Прокудина-Горского с демонстрацией им своих «световых картин». Известно, что Прокудин-Горский сам давал пояснения при показах. Так, например, на вечере Союза деятелей русского искусства 28 марта 1932г. состоялся показ более 120 «образов России» «из специальной коллекции снимков профессора С.М. Прокудина-Горского»55, а 1 декабря 1935г. газета «Возрождение» писала, что «профессор С.М. Прокудин-Горский покажет на экране виды России из своей знаменитой коллекции». Последнее упоминание о такой демонстрации датируется февралем 1936г. По всей видимости, прекращение показов было связано с поломкой аппарата для проекций, который стоил весьма не дешево и имел уникальную конструкцию.

Исходя из подписей в контрольных экземплярах фотографий в альбомах (пример – см. на стр. 46), обнаруженных участниками общественного проекта «Наследие Прокудина-Горского»56 можно сделать вывод о том, что часть фотографий Сергей Михайлович отправил в Белград. По всей видимости, он пересылал их в «Русский дом», где кипела культурная жизнь русской диаспоры в Югославии в 20х-40-х годах. Однако следы этих фотографий теряются во мраке истории. Известно что в 1944 г. органы армейской контрразведки СМЕРШ вывезли все архивы и библиотеку белой эмиграции из Белграда, поэтому в современном «Русском доме» нет никакой информации о том времени. Быть может, эта часть коллекции вернулась на Родину и, как и фотографии, изъятые на таможне, канула в лету.

За границей не останавливалась и дальнейшая работа фотографа по его основной специальности – фотографии в цвете. Так известны цветные фотографии Всемирной Парижской выставки57 1937 года сыновей Сергея Михайловича, сделанные по его технологии и дошедшие до наших дней58.

Париж, 1937г.


Продолжались и опыты Прокудина-Горского по цветной кинематографии. Однако во всех начинаниях большим тормозом была бедность – вечная спутница русских эмигрантов на чужбине... Так, графиня Татьяна Николаевна Бобринская вспоминает: «Близким человеком к семье был знаменитый фотограф Прокудин-Горский. Теперь пишут книги о нем, а он так бедствовал... Приходил к нам столоваться»59.

Скончался Прокудин-Горский в «Русском доме» в Париже 27 сентября 1944г., спустя всего несколько недель после освобождения города войсками союзников. Похоронен он на русском православном кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа – рядом с другими честными сынами России, вынужденными покинуть её с приходом революции. Судьба же созданной им коллекции развивалась совсем по другому сценарию...



Каталог: private
private -> Исследовательская работа Выполнена ученицей 11 «А» класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
private -> Сочинение по теме «Трагедия личности, семьи, народа в поэме А. А. Ахматовой
private -> Конкурс для обучающихся 3-4 классов «Интеллектуальный экспресс»
private -> Конкурс для обучающихся 5-6 классов «Интеллектуальный экспресс»
private -> Конкурс проектов «Мой памятник литературному герою» Тема проекта «Образ Емельяна Пугачева как символ свободы»
private -> Куратор: Кузовлева Ирина Васильевна
private -> Разработка урока музыки в 2-м классе с использованием интерактивной доской "Дуэт, Трио, Квартет, Оркестр"
private -> мбоу «Образцовская оош»
private -> Исследование по следующим направлениям: какие мультфильмы смотрят учащиеся 2-4 классов, зависит ли это от пола ребенка


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница