С. Г. Матлина Книжная выставка, вошедшая в практику работы библиотек в середине 19 века, по праву считается наиболее распространенной формой популяризации книги. Популярность этой формы можно объяснить возможностью




Дата07.08.2016
Размер77 Kb.
Роль визуальных средств в оформлении книжных выставок

Авхимович Мария Алексеевна,

зав. МБ «Русь»

"…Иногда полезно посмотреть на сугубо профессиональную проблему библиотечной выставки со стороны, с позиций иной профессии - дизайнера или театрального режиссера. Ведь задачу создания единого, гармонически целостного художественного произведения с помощью творческой организации всех его элементов, режиссерскую по сути, должны ставить перед собой и библиотекари, работающие над выставкой"
С. Г. Матлина

Книжная выставка, вошедшая в практику работы библиотек в середине 19 века, по праву считается наиболее распространенной формой популяризации книги. Популярность этой формы можно объяснить возможностью оперативно, с минимальными временными затратами, знакомить читателей с изданиями, имеющимися в фонде.

В российской библиотековедческой науке понятие «книжная выставка» определено как «форма библиотечного обслуживания, обеспечивающая путем наглядной демонстрации  документов, других экспонатов информирование об изданиях, событиях, проблемах».

Книжная выставка - основная форма наглядной пропаганды литературы. Она должна содержать в себе определенную идею и быть неожиданной для читателя по форме и принципам подачи материала. Создание книжной выставки – это, прежде всего, творческий подход библиотекаря к раскрытию богатства фондов библиотеки, с целью привлечения максимального числа посетителей выставок. Выставок, находящих отклик у пользователей.

Организация книжных выставок - это одно из наиболее интересных направлений в работе библиотеки. Первое впечатление о библиотеке и умении библиотекаря представить книгу складывается у читателя при знакомстве с книжными выставками. Именно благодаря наглядности, в библиотеках используются различные виды книжных выставок.

Сейчас создано очень много видов выставок, которые не являются традиционными, а скорее их можно назвать нестандартными. Например:



  • Выставка-викторина. Предполагает наличие вопросов и литературу, с помощью которой читатель ответит на вопросы викторины.

  • Выставка–вернисаж предполагает демонстрацию картин или репродукций; сопровождается литературой о художниках, данном направлении в искусстве.

  • Выставка–диорама выделяет часть из целого, в названии и оформлении это должно отражаться. Например, «Сталинградская битва на фоне Великой Отечественной войны», «Герои в греческой мифологии».

  • Выставка-тест предполагает наличие теста по теме выставки, то есть вопросов с вариантами ответов. (Пример, выставка по произведениям Ш. Перро).

  • Выставка одной книги. Вопросы такой выставки заставляют внимательнее читать, размышлять, сравнивать героев, побуждая к целостному восприятию произведения.

  • Выставка-игра. Примерами таких выставок могут служить игры с литературными героями, игры-путешествия, турниры и т.д.

  • Выставка-рекомендация предполагает литературу и списки книг выставочной тематики. Это могут быть советы в чтении по жанрам (приключения), возрастам (для дошкольников), хронологии поступлений (новинки), книги, получившие международное признание, лауреаты и победители литературных премий и т.д. (Пример, Что читать? Читали наши мамы, читали наши папы).

  • Выставка-словарь организуется с целью объяснения терминов. (Например, мифология славян, древне-русские слова, азбука маленького астронома и т.д.)

  • Выставка-хобби – рядом с книгами экспонируются предметы, изготовленные по рецептам, чертежам, выкройкам из этих книг. Здесь важно, чтобы экспонаты были сделаны руками читателей.

Книжная выставка – широко распространённая в библиотеке оперативная форма массовой работы. Она призвана возбудить у читателя интерес к литературе, а также к вопросам и темам, которые раньше не привлекали его внимание.

Основными требованиями, предъявляемыми к выставочной работе, являются комфортность, наглядность, оперативность и доступность. Комфортность предполагает удобное расположение книг на выставке, дополнительное освещение (при необходимости), место отдыха для читателя, удобство получения книги с выставки, возможность ознакомления с книгами в спокойной атмосфере. Цель принципа наглядности – показать пользователю наличие документа в фонде и убедить в его доступности. Оперативность библиотечных выставок понимается как оперативность отражения нового документа, актуальной темы, проблемы или как возможность ознакомления одновременно и с книгой, и её библиографическими данными. Доступность заключается в предоставлении читателям возможности изучения содержания демонстрируемых документов. Доступность библиотечных выставок считается выражением уважения, доверия к читателям. В условиях открытого доступа эффективны развернутые на столах или выставочных стеллажах книжные и книжно-иллюстративные выставки.

Ведя поиск инновационных форм работы с книгой, мы не всегда учитываем, что 80% информации человек воспринимает с помощью зрения. Живое созерцание, то есть наглядное восприятие, является началом всякого познания. Недооценивать принцип наглядности в библиотечной работе нельзя. Выставка, как форма библиотечной работы, априори наглядна. Замысел выставки, её идея, оформление, общий образ, складывающийся из множества деталей, - всё имеет значение.

Книжная выставка - неотъемлемая часть библиотечного пространства, и особое внимание нужно уделять её оформлению и дизайну.

Первый этап – подготовка. При подготовке книжной выставки необходимо определить её целевое назначение, понимать – зачем её оформляешь и для кого. Выставка, даже самая маленькая, должна быть праздником для посетителей библиотеки и самого библиотекаря, должна приносить удовлетворение от проделанной работы. Читателя привлекут броские заголовки, незначительный объем текста, яркие иллюстрации, и, несомненно, нестандартные решения в оформлении. При оформлении выставок следует помнить, что большое количество выставленных книг рассеивает и утомляет внимание читателей, упор лучше сделать на эстетическом оформлении.

Второй этап – выбор названия. Это очень важный момент, ибо в нём должна быть заключена идея всей выставки. Здесь инициатива и смелость, творчество, фантазия библиотекаря должна раскрыться в полной мере. Существует несколько требований к названию. Это наличие в нём не более 4-5 слов, способность отразить целевое и читательское назначение ( например, замените заголовок «Новые поступления» на «Всё новое – для Вас!» Обратите внимание на оригинальность формулировок, избегайте штампов. Знаменитый исследователь рекламы Альфред  Политу на вопрос, какие элементы печатной рекламы являются самыми важными, сказал, что «самыми важными являются заголовки, поскольку некоторые люди читают только их».

Третий этап – выбор цветового решения. Выставка должна привлекать внимание читателей яркостью и образностью, но не раздражать излишней пестротой. Оказывается, использование красного на белом или чёрного на белом «замыливает глаз». Такие сочетания перестают обращать на себя внимание читателей. Надписи лучше выполнять в трёх цветах: один – для общей информации, другой – для основных элементов текста или используемой символики, третий – для фона. Удачно можно использовать в оформлении элементы компьютерной графики, которые позволяют сделать заголовки и цитаты  яркими, красочными, подбирая каждый раз необходимые иллюстрации.  

Четвёртый этап – проработка деталей, поиск средств выражения идей. Когда концепция выставки уже сложилась, предстоит создание образов, отдельных акцентов. Дополнение выставки различными аксессуарами позволяет развить у читателей наблюдательность и образное мышление. Это могут быть аксессуары знаковые (эмблемы, символы, тексты), предметные (макеты, муляжи, бутафория, куклы), конструкционные (оргтехника, канцелярские принадлежности, подставки, закладки, бумага, фломастеры и другие), чтобы можно было творить, не отходя от выставки, что-то записать в блокнот, чтобы читателю было комфортно.

Кроме этого, большое значение имеют музыкальное оформление, художественная атрибутика (плакаты, иллюстрации, фотографии, репродукции, картины местных художников, коллажи), декоративные элементы (драпировка, цветы, сувениры).

Пятый этап – определение временных рамок книжной выставки. Через некоторое время даже прекрасная выставка становится привычной частью библиотечного интерьера. Поэтому выставки должны периодически обновляться. При определении оптимального срока экспонирования выставки следует иметь в виду возбуждение и угасание внимания посетителей. Практика показывает, что уже через неделю интерес к выставке начинает снижаться, а через 12-15 дней резко ослабевает и пропадает вообще. Для удержания внимания следует постоянно обновлять выставку, заменяя статьи из газет и журналов отдельными изданиями, помещая на витрину новые книги по теме (с этикеткой–закладкой «Новинка»). Обязательна обратная связь. Выставка должна быть интерактивной, то есть воздействовать на читателя, побуждать к творческой деятельности.

Шестой этап – организация обзоров, презентаций книжной выставки. Живое слово библиотекаря помогает раскрыть логическую связь между разделами и отдельными книгами, обогащает читателя новыми данными. Воздействие на читателя становится более эмоциональным. Для этого в день открытия выставки целесообразно провести презентацию, где акцентировать внимание посетителей на основных проблемах и важнейших произведениях, можно пригласить специалиста, более профессионально владеющего темой раскрытой на выставке.

Использование визуальных средств помогает выполнению основного назначения книжной выставки – привлечение читателя, а также направлено на развитие его эстетического и эмоционального восприятия.

Воплощение замысла в зримых формах достигается при помощи разнообразных аксессуаров – предметов, деталей, содержательно связанных с концепцией выставки или выступающих в качестве фона.

Композиционное решение выставки должно учитывать особенности распределения внимания человека. Доказано, что левый верхний угол привлекает больше внимания, чем вся остальная площадь, поэтому, чтобы привлечь внимание читателей к экспозиции, акцент лучше сделайте на него. Необходимо помнить, что не должно быть перенасыщения информацией.

Формы современной выставки очень разнообразны. Выбор формы книжной выставки не самоцель, а способ эффективно раскрыть содержание темы. Хорошо подготовленная и организованная выставка – это произведение библиотечного искусства, плод научных и творческих изысканий, результат вдохновенной работы.

Повышение эффективности и качества выставочной работы напрямую зависит от того, насколько полно усвоит библиотекарь опыт, накопленный психологами, педагогами, работниками рекламы и др., а также от творческого и энергичного поиска собственных решений применительно к поставленным перед ним задачам.

«Мы живём в век выставок» - считает наш французский коллега Пьер Брейя. Книжные выставки можно назвать своеобразной визитной карточкой библиотеки. С их помощью читатель узнает не только о литературных богатствах, но и может судить о стиле библиотеки. Книжная выставка должна способствовать формированию положительного имиджа библиотеки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ




  1. Голдина, И. И. Нетрадиционная выставка – это современно! : методика подготовки, экспонирования – новое в наглядной форме работы / И. И. Голдина //  Библиотека. – 2003. – № 1. – С. 23-24.

  2. Збаровская, Н. В. Выставочная деятельность публичных библиотек / Н. В. Збаровская. – Санкт-Петербургг : Профессия, 2004. – (Библиотека).

  3. Скидан, Л. С. Несколько идей для книжных выставок / Л. С. Скидан // Читай-город. – 2005. – № 8. – С. 135–141.

  4. Вяткина, В.В. Организация книжных выставок – это наука и искусство / В. В. Вяткина // Школьная библиотека. – 2003. – № 7. – С. 37-44.




База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница