С. а ефанов студент Уральского института экономики управленческие идеи в дореволюционный и советский периоды, их востребованность в современном российском менеджменте после Октябрьской революции 1917 г руководство




Дата23.05.2016
Размер75 Kb.


С. А Ефанов

студент Уральского института экономики


УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИДЕИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ И СОВЕТСКИЙ ПЕРИОДЫ, ИХ ВОСТРЕБОВАННОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ
После Октябрьской революции 1917 г. руководство экономикой страны было возложено на Высший совет народного хозяйства (ВСНХ). В качестве первостепенной задачи ВСНХ была поставлена организация перехода от рабочего контроля к рабочему управлению предприятиями, банками – всем народным хозяйством страны. ВСНХ получил самые широкие полномочия: по экономическим вопросам ему подчинялись все наркоматы, в отношении частных предприятий было дано право их конфискации и принудительного объединения. Вместе с тем уже в этот период появились и были осознаны серьезные трудности в управлении экономикой. В 1918 г. Ленин писал: «Мы на экспроприировали больше, чем сумели учесть, контролировать, управлять». Во весь рост встала задача «учиться управлять». Многие советские руководители и специалисты были направлены за границу знакомиться с постановкой управления в развитых капиталистических странах. В январе 1921 г. в Москве состоялась I Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда и производства. На конференции, в частности, был поставлен вопрос о необходимости подготовки красных директоров, о введении для этого в программы учебных заведений дисциплин «научная организация труда» и «управление производством». Появились в это время и труды первых советских ученых-управленцев А. К. Гастева, П. М. Керженцева и других. Умение и желание работать, успешно управлять предприятиями не заглохло в нашей стране и после Октябрьской революции. Вот лишь несколько характерных примеров, которые говорят о людях, внесших значительный вклад в теорию и практику менеджмента – управления предприятиями – в советский период. Известный русский ученый, писатель, революционер Александр Александрович Богданов (1873-1928) заложил основы важнейшей составной части менеджмента – общей теории систем. В годы Первой мировой войны он написал книгу «Всеобщая организационная наука», в которой на основе общей теории описывалось строение и выводились закономерности организационных систем различной природы: живой и мертвой, в работе стихийных сил и в сознательной деятельности людей. Свою теорию А.А. Богданов назвал организационной наукой, или тектологией. А.А. Богданов предположил, что в организационных процессах разного рода (в природе, обществе, технике) есть много общего. А раз так, то могут быть выделены принципы, открыты законы, свойственные любым организационным процессам и связанным с ними процессам управления в разных сферах. Ему принадлежит, например, мысль о том, что сложная система обладает некоторыми свойствами, которых нет у ее частей, взятых порознь, то есть, что целое не сводимо к частному (так называемый «закон эмердженности»). А.А. Богдановым введены и обоснованы понятия «управляющая и управляемая системы», «обратная связь» и другие, без которых немыслима современная наука управления. В своих работах А.А. Богданов предвосхитил многие идеи современной общей теории систем, разработанные впоследствии одним из ее признанных авторов Людвигом Берталанфи (1901-1972). Алексей Капитонович Гастев (1882-1941) был одним из наиболее заметных специалистов по управлению социалистическими предприятиями. Ему принадлежит популярная в 20-е гг. идея «узкой базы». Смысл ее в том, что узким местом, с «расшивки» которого надо начинать совершенствование производства, является организация труда отдельного человека – от директора до рядового рабочего. В духе своего времени он был весьма конкретен: управление производством делилось им на два вида – управление вещами и управление людьми. А.К. Гастев находил в этих видах много общего. «Рабочий, который управляет станком, есть директор предприятия, которое известно под именем станка». Несмотря на упрощение, даже очевидную сегодня вульгаризацию, подобные представления содержат рациональное зерно: труд любого работника может быть легко разложен на ряд операций, функций, которым можно обучить и которыми можно управлять. Вот эти функции, составляющие непрерывный ряд и одинаковые, по мнению Гастева, и для рабочего и для директора: расчет – установка – контроль – учет – анализ – расчет и т. д. Гастеву принадлежит и следующая прекрасная мысль: «Мы проводим на работе лучшую часть своей жизни.

Нужно же научиться так работать, чтобы работа была легка и чтобы она была постоянной жизненной школой». Сохраняют свое значение до нашего времени принадлежащие А.К. Гастеву семь правил для всякого труда. 1. Что такое научная организация труда? Это организация, основанная на строго учтенном опыте. 2. Если хочешь вводить научную организацию труда, стань мастером хоть одной операции, рассчитай ее и дай ускорение. Тогда ты будешь говорить фактами, а не зубрежкой. 3. Прежде чем изменить способы работы, надо их тщательно изучить. 4. Не старайся сразу сделать переворот, начинай с пустяков. 5. Не надоедай со своим изобретением, не хлопочи, а во что бы то ни стало претвори его в вещь. 6. Никогда не говори о безвыходности. Не склоняйся перед происшествиями. Настойчивая мысль и упорная воля сумеют их победить. 7. Знающий, но не умеющий – это механизм без двигателя. А.К. Гастев предложил и следующие мудрые правила повышения производительности труда, полезные на каждом рабочем месте, не исключая и места менеджера. 1. Сначала продумай свою работу досконально. 2. Приготовь весь нужный инструмент и приспособления. 3. Убери с рабочего места все лишнее, удали грязь. 4. Инструмент располагай в строгом порядке. 5. При работе ищи удобного положения тела: наблюдай за всей установкой, по возможности садись; если стоишь, то ноги расставляй, чтобы была экономная опора. 6. Не берись за работу круто, входи в работу исподволь. 7. Если надо сильно приналечь, то сначала приладься, испробуй «на полсилу», а потом уж берись вовсю. 8. Не работай до полной усталости. Делай равномерные отдыхи. 9. Во время работы не кушай, не пей, не кури. Делай это в твои рабочие перерывы. 10. Не надо отрываться в работе для другого дела – работай ровно. 11. Работа приступами, сгоряча, портит и работу, и твой характер. 12. Если работа нейдет, не волноваться; надо сделать перерыв, успокоиться – и снова за работу. 13. Полезно в случае неудачи работу прервать, навести порядок, прибрать рабочее место, облюбовать его и снова за работу. 14. При удачном выполнении работы не старайся ее показывать, хвалиться, лучше потерпи. 15. В случае полной неудачи легче смотри на дело, попробуй сдержать себя и снова начни работу. 16. Кончил работу – прибери все до последнего гвоздя, а рабочее место вычисти.

Значительный вклад в развитие менеджмента в нашей стране принадлежит Платону Михайловичу Керженцеву (1881-1940). П.М. Керженцев исходил из того, что в организации деятельности людей в различных областях, в том числе и на производстве, существует много общего. На этой основе им был выделен и раскрыт ряд общеорганизационных признаков, таких как выработка плана, руководство организацией его выполнения, учет, контроль, четкое распределение задач, прав, обязанностей и ответственности внутри организации. Задачу научной организации труда он видел в получении максимального трудового эффекта при наибольшей возможной экономии человеческой энергии и материальных средств. В работах П.М. Керженцева рассмотрен также ряд основополагающих проблем управления, в том числе вопросы организации (типы и формы), построения организационных планов, подбора и использования работников, ответственности, дисциплины, системы подчинения, учета и контроля.

В наше время не потеряли свое значение и принципы управления, разработанные и реализованные на практике одним из крупных руководителей нашей промышленности Георгием Андреевичем Кулагиным. С 1964 по 1974 г. Г. А. Кулагин был генеральным директором Ленинградского станкостроительного объединения им. Я. М. Свердлова. Принципы касаются главным образом вопросов организации управления предприятием. 1. Нельзя строить организационную структуру предприятия применительно к способностям наличных людей. Наоборот, надо подстраивать людей к разработанной оптимальной организационной структуре. 2. Каждое лицо должно отчитываться не более чем перед одним начальником и получать приказы только от него. («Лучше одно плохое решение, чем два хороших» – странное на первый взгляд, но, если подумать, мудрое правило). 3. Все регулярно повторяющиеся действия должны быть твердо распределены между работниками аппарата и не должны дублироваться. 4. Не следует пытаться дать в должностной инструкции подробный и совершенно исчерпывающий перечень конкретных обязанностей. 5. Число лиц или подразделений, подчиняемых одному начальнику, должно быть строго ограничено. 6. Число уровней – ступеней в организационной структуре предприятия должно быть ограничено. 7. Передача высшими начальниками полномочий и ответственности за решение повторяющихся рутинных вопросов своим подчиненным. Это так называемое делегирование полномочий. 8. Непременное условие успешного развития предприятия — высокая активность людей труда.

В основе советской модели организации труда, направленного на достижение макроцелей, лежали принципы стимулирования труда, опирающиеся на тарифные ставки и разряды. Эта модель обеспечивала социальную защищенность работников, однако, с учетом существовавшей в стране скрытой инфляции с присущими ей замораживанием цен, а следовательно, отсутствием конкурентоспособности предприятий, дефицитом на товары социального спроса, материальные потребности людей были принижены. Самоуважение и самовыражение также не могли иметь большого значения, т.к. при полном огосударствлении экономики творческая инициатива и самостоятельность в принятии решений, являющиеся краеугольными камнями этих человеческих потребностей, имели крайне малое значение. Основной потребностью людей, которая удовлетворялась практически полностью, была потребность в безопасности и защищенности. Работники были уверены в том, что у них всегда будет работа, т.к. Конституция и КЗОТ гарантировали право на труд, однако в то же время такая уверенность людей в отсутствии безработицы не способствовала интенсивному труду. Работники имели полную гарантию пенсионного обеспечения и гарантии социального характера, отпуск, оплату временной нетрудоспособности, значительные социальные льготы. Обучение за счет предприятий также имело место. Предприятия направляли своих работников на различные курсы повышения квалификации и на учебу в институты, выплачивая стипендии за весь период обучения. Социальные потребности удовлетворялись на довольно высоком уровне, однако, это осуществлялось не по инициативе и желаниям работников, а организовывалось сверху. Комсомольские, партийные и профсоюзные организации на местах проводили различные собрания, на которых присутствовали все члены трудового коллектива. На повестке дня стояли разные вопросы, как общественно-политического, так и внутрипроизводственного характера. Ответы на вопросы были заранее известны. Тем не менее, такая деятельность имитировала участие работников в руководстве предприятием и способствовала повышению самоуважения.

Активных участников трудового процесса и общественной деятельности руководство выделяло, отмечало моральными поощрениями – почетными грамотами, знаками отличия, представляло к награждению орденами и медалями. Фотографии «ударников» вывешивались на Доску Почета, чтобы работники коллектива знали в лицо своих героев. Кстати, следует отметить, что к награждению почетной грамотой или фотографией на Доске почета прилагалось денежное поощрение, минимальный размер которого был не менее десяти рублей.

Таким образом, основными удовлетворявшимися потребностями сотрудников в советское время были потребности в безопасности и защищенности, социальные потребности и частично потребности в самоуважении.
Авторская справка:

Станислав Анатольевич Ефанов

Санкт-Петербургская академия управления и экономики

Студент 3 курса Уральского института экономики

Кафедра «Менеджмента»

Номер телефона:

Научный руководитель: к.п.н., доцент Костоусов Николай Степанович





База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница