Русский язык и культура речи



страница1/8
Дата03.06.2016
Размер1.78 Mb.
ТипКонтрольные вопросы
  1   2   3   4   5   6   7   8


Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессиоанального образования

«Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта»


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Часть 2-я
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Чурапча 2008

СОДЕРЖАНИЕ.

Предисловие

Тематический план практических занятий………………………………………..6

Перечень тем для самостоятельной работы……………………………………….6

Контрольные вопросы и задания…………………………………………………..8

Справочный материал для самоподготовки……………………………………..10

Список рекомендуемой литературы для самоподготовки………………………51

Задания для студентов - заочников………………………………………………53

Тестовые задания………………………………………………………………….54

Тест 1……………………………………………………………………………….54

Тест 2……………………………………………………………………………….65

Тест 3……………………………………………………………………………….72

Тест 4………………………………………………………………………….........83

Акцентологический минимум…………………………………………………….88

Орфографический минимум………………………………………………………92

Словарный минимум………………………………………………………………96

Список общепринятых сокращений……………………………………………..101

Терминологический словарь по русскому языку…………………………..…...103

Словарь терминов для учителей физической культуры и тренеров…………..105

Словарь деловых людей…………………………………………………………..106

Учебно-методическое обеспечение……………………………………………...108

Предисловие
Чтобы стать первоклассным профессионалом в любой сфере деятельности, недостаточно знаний исключительно в рамках своей специальности. В современном мире преимущество за людьми широкого кругозора, высокой культуры. Культура не только вежливость, знание этикета, это в первую очередь целесообразная, грамотная и красивая речь. Ни одно предприятие, задуманное партнерами, ни одно важное дело, планируемое людьми, не осуществится, если участники не договорятся, а переговоры и соглашения не ведутся на языке, которым пользуются люди с детства. Чтобы задуманное дело имело успех, необходимо четко, точно и обстоятельно обсудить все его детали; взаимопонимание во многом зависит от того насколько хорошо собеседники владеют языком.

От приобретенных умений и знаний по русскому языку также зависит успешность обучения по другими дисциплинам, так как умение читать и понимать – одно из главных в процессе познания, а также в развитии личности в целом. Владение родным языком, культурой речи в значительной мере позволят углубить ваши познания в разных областях жизнедеятельности расширить возможности овладения информацией, а по словам древних философов, - кто владеет информацией, тот владеет миром.

В этой части учебно-методического комплекса к каждому разделу курса предлагаются вопросы и задания для самопроверки уровня знаний материала изученных тем. Тестовые задания дают возможность проверить степень вашей самостоятельности и уровень собственных знаний, умений и навыков, для того, чтобы понимать реальную картину освоения учебного материала. Для выполнения тестовых заданий рекомендуется использовать материалы для самостоятельной работы.

Такой подход, на наш взгляд, позволяет сделать обучение осмысленным, увлекательным и максимально индивидуализированным.

Желаем успехов!

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ



Наименование темы дисциплины

Тема или содержание практического занятия

  1. Стилистика – 6ч.


  1. Риторика. – 6ч.



  1. Деловой русский язык – 6 ч.



  1. Культура речи 6ч.

Занятие 1. Научный стиль.

Занятие 2. Публицистический стиль.

Занятие 3. Выразительные средства языка.
Занятие 1. Основы ораторского искусства.

Занятие 2. Оратор и его аудитория.

Занятие 3. Подготовка речи и публичное выступление.
Занятие 1.Нормы делового письма.

Занятие 2. Унификация языка деловых бумаг.Деловой этикет.


Занятие 1. Нормы современного литературного языка: акцентологические и орфоэпические.

Занятие 2. Лексические нормы.

Занятие 3. Морфологические нормы.

Занятие 4. Речевая грамотность.



Перечень тем для самостоятельной работы студентов





Наименование темы дисциплины

Темы СРС

Стилистка.


Риторика.


Деловой русский язык.

Культура речи.


Тропы и фигуры. Фразеологизмы. Пословицы и поговорки. Крылатые выражения, афоризмы.

Понятие об ораторском искусстве.

Основные приемы поиска материала.

Начало, завершение и развертывание речи.

Логические и интонационно-методические закономерности речи. Тон. Тембр. Темп.


Из истории русского делового письма.

Интернациональные свойства официально-деловой письменной речи.

Требования к оформлению реквизитов документов.

Типы документов. Структура и содержание служебных документов.

Реклама в деловой речи.

Словари и справочники. Орфографические нормы. Пунктуационные нормы. Требования к речи педагога. Невербальные средства общения.







Контрольные вопросы и задания

Тема 1. Язык и речь. Русский литературный язык.




  1. В чем проявляется системность языка?

  2. Назовите и охарактеризуйте формы существования языка.

  3. Какие функции выполняет язык?

  4. Что такое «литературный язык»? Какие сферы человеческой деятельности он обслуживает?

  5. Назовите основные признаки литературного языка.

  6. Чем устная речь отличается от письменной?

Тема 2. Стилистика




  1. В чем заключается различие между книжной и разговорной речью?

  2. Что такое функциональные стили и чем обусловлено их наличие?

  3. Подберите образцы текстов, написанных в разных стилях. Охарактеризуйте эти тексты.

Тема 3. Речевое общение. Риторика.




  1. Что представляет собой речевая деятельность?

  2. Докажите, что речевая деятельность имеет социальный характер.

  3. Охарактеризуйте основные единицы речевого общения.

  4. Какие организационные принципы речевой коммуникации выделяют ученые?

  5. От чего зависит эффективность речевой коммуникации?

  6. Назовите и охарактеризуйте основные виды аргументов.

  7. Что понимается под невербальными средствами общения?

  8. Какие типы жестов бывают и чем они различаются?

Основы ораторского искусства

  1. Раскройте содержание понятия «ораторское искусство». Назовите основные особенности ораторского искусства как социального явления.

  2. Расскажите об основных факторах, влияющих на установление контакта между оратором и слушателями.

  3. Охарактеризуйте этапы подготовки ораторской речи.

  4. Что такое «композиция речи»? Дайте характеристику ее основных элементов.

  5. О каких методах изложения материала и приемах привлечения вы узнали в этой главе?

  6. Что понимается под логическим ударением, речевым тактом, интонацией? Какие виды пауз существуют? Назовите основные интонационные конструкции.

  7. Каков интонационно-методический рисунок знаков препинания в русской устной речи.

Тема 4. Деловой русский язык.

1. Дайте определение понятию культура официальной переписки.

2. Какие требования предъявляются к составу и оформлению реквизитов документов?

3. Назовите основные типы служебных документов, деловых писем. Охарактеризуйте их.

4. Какие аспекты содержания документа могут быть переданы с помощью стандартных языковых модулей? Приведите примеры.

5. Как проявляются правила этикета в практике делового письма?

6. Охарактеризуйте особенности зарубежной и русской школ делового письма.


Тема 5. Культура речи


  1. Что такое «культура речи» и каковы ее составляющие?

  2. Дайте определение понятия «норма литературного языка». Перечислите характерные особенности нормы.

  3. Расскажите о вариантах норм литературного языка.

  4. Охарактеризуйте грамматические, лексические, орфоэпические нормы литературного языка.

  5. Что означает «точность речи»?

  6. Что такое «общепонятность», «общедоступность» речи?

  7. Охарактеризуйте лексику русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Расскажите об использовании в речи профессионализмов, диалектизмов, жаргонизмов.

  8. Назовите основные способы толкования терминов.

  9. Как вы относитесь к употреблению в речи иностранных слов? Какие ошибки встречаются в речи при их использовании?

  10. В чем заключается богатство русского языка?

  11. Что такое «выразительность речи»? От каких условий она зависит?

  12. Охарактеризуйте основные средства речевой выразительности.

  13. Расскажите об использовании в речи пословиц, поговорок, крылатых слов, фразеологических выражений.

  1. Приведите свои примеры использования средств речевой выразительности.

  2. Что такое «речевой этикет»?

  3. Назовите факторы, определяющие формирование речевого этикета и его использование.

  4. Докажите, что речевой этикет имеет национальную специфику.

  5. На какие группы делятся формулы речевого этикета?

  6. Какова история обращения людей друг к другу в России?


СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
Употребление отдельных существительных
Несклоняемые существительные
- что же вы делаете с этими… с убитыми котами?

- на польты пойдут,- ответил Шариков…

М.А. Булгаков «Собачье сердце»

Пример

Несклоняемые существительные, обозначающие

неодушевленные предметы



Мужской род

Средний род

Женский род

кофе

депо

авеню

пенальти

интервью

кольраби

экю

такси

салями

торнадо

политическое статус-кво




сирокко

алоэ




га







сулугуни (сыр)







шимми (танец)







языки: бенгали, пушту, суоми, урду, хинди










кашне







жалюзи




авто<*>




бренди<*>




мокко<*>







Афгани<*>

Субстантивированные слова




здравствуйте







да







ура







завтра







не хочу




Несклоняемые существительные, обозначающие лиц

рантье

жюри

фрейлейн

военный атташе




инженю

кули




травести

дуче




мисс

рефери




леди

маэстро




пани

наци




мадам

янки




миледи

импресарио







мой визави




моя визави

протеже




протеже

инкогнито




инкогнито

хиппи




хиппи

<*> Употребляется в форме двух родов

Существительные, обозначающие лицо

по профессии, должности, занятию

Только я, как заведующий культотделом дома…



- За-ве-дующая, - поправил ее Филипп Филиппович.

М.А. Булгаков «Собачье сердце»

Особую группу составляют существительные, обозначающие профессию, занимаемую должность, выполняемую работу, занятие, ученую степень, почетное знание и т.д. для лиц мужского и женского пола.

Так, в разговорной речи допустимо употребление наименования профессии (если есть парные образования) для лиц женского пола, например, заведующая.

Приведем некоторые из существительных, обозначающих профессию.


Пример

Существительные, обозначающие профессию

Слова

Для лиц мужского пола

Для лиц женского пола

1

2

3

Без парных окончаний (отнесение к женскому полу может происходить путем постановки сказуемого в форме женского рода, например, депутат принимала избирателей, секретарь выдала справку)

педагог

педагог

техник

техник

токарь

токарь

геолог

геолог

физик

физик

металлург

металлург

конструктор

конструктор

оператор

оператор

новатор

новатор

судья

судья

адвокат

адвокат

С парными образованиями

акушер

акушерка

буфетчик

буфетчица

лаборант

лаборантка

С парными образованиями при помощи суффиксов –ша и –иха (просторечные слова не употребляются в официально-деловом стиле)


библиотекарь



библиотекарша

билетер

билетерша

Мужского соответствия изначально женских профессий

балерина

артист балета

машинистка

переписчик на машинке

медицинский брат

медицинская сестра

В официально-деловом стиле форма мужского рода сохраняется и для лиц женского пола.


Пример

Справка


Петрова А.П. в настоящее время работает лаборантом в отделе биофизических исследований.
Заведующий Т.М. Никитина

отделом


Замена существительного местоимением

В деловых текстах лучше не употреблять лично-указательные местоимения он, она, оно, они, так как при наличии в предложении двух и более существительных замена одного из них местоимением может повредить точности и ясности изложения. В любом случае следует проверять, правильно ли местоимение заменяет имя существительное, вместо которого оно употреблено. Адресат не должен задумываться, к чему относится то или иное слово.

Пример

Предложение составлено

С ошибкой

Правильно

Студент сообщил руководителю, что его доклад был одобрен (чей доклад? – руководителя или студента?)

Студент сообщил руководителю об одобрении своего доклада

Студент сообщил, что доклад руководителя одобрен

Бухгалтер напомнил клиенту, что он может оформить накладные и счет (кто?)

Бухгалтер напомнил, что может оформить клиенту накладные и счет

Очень осторожно следует употреблять местоимения его и ее при указании профессий, так как специалистом может оказаться как женщина, так и мужчина.




Написание имен и фамилий
Склонение некоторых имен и фамилий
В тексте писем могут упоминаться имена и фамилии, поэтому необходимо знать их правильное написание.
Склоняемые имена и фамилии
Имена (славянские) на –о типа Марко, Петро, Левко.

Пример
Марко - Петро - Левко –

у Марко к Петру из-за Левка

Славянские имена и фамилии с сохранением беглых гласных.


Пример

Карел Чапек - Вецлав Гавел –

у Карела Чапека у Вецлава Гавела

Русские и иноязычные фамилии мужчин, оканчивающиеся согласный звук.


Пример

Студент Семенюк - Президент Буш –

Студенту Семенюку у Президента Буша
Славянские фамилии, оканчивающиеся на неударяемое –а.
Пример

Александр Митта - Сковорода –

В фильмах Александра Митты к философу Сковороде

5. Иностранные имена, начинающиеся на согласный звук, причем как имя, так и фамилия.


Пример

Жюль Верн - Марк Твен - Пьер-Анри Симон –

Романы Жюля Верна рассказы Марка Твена книга Пьера-Анри Симона
6. Славянские и романские фамилии на неударяемые –а, -я.
Пример

Н.Ф. Гамалея - Пабло Неруда –

труды Н.Ф. Гамалеи стихи Пабло Неруды
7. Иностранные фамилии на –ия;
Пример

Берия –

у Берии

8. Грузинские, японские и некоторые другие фамилии.


Пример

Окуджава Тамако - Акутагава –

песни Окуджавы политика Тамака произведения Акутагавы
9. Последняя часть в составных именах и фамилиях корейских, вьетнамских, бирманских.

Пример

Цой Хен - Фан Ван Донг - У Ку Линг –

для Цой Хена у Фам Ван Донга с У Ку Лингом
10. В русских двойных фамилиях обе части.
Пример
Соловьев – Седой - Михалков – Кончаловский –

Песни Соловьева – Седого фильмы Михалкова – Кончаловского




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница