Русская ортология




Скачать 206.95 Kb.
Дата13.08.2016
Размер206.95 Kb.
c:\users\ноутбук\desktop\рейтинг 2015\10 скан. рп\рп 007.jpg
c:\users\ноутбук\desktop\рейтинг 2015\10 скан. рп\рп 008.jpg


  1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) РУССКАЯ ОРТОЛОГИЯ являются

формирование у студентов-лингвистов понятия языковой нормы вообще, знакомство с их разнообразием в русском языке; особенностями функционирования в нормативном аспекте единиц различных уровней языка и различных планов речи.


  1. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина Русская ортология относится к вариативной части блока Б1 учебного плана.


Б1.В.ОД.1

Перечень предшествующих и последующих дисциплин, формирующих общекультурные и профессиональные компетенции

Таблица 1


п/п

Наименование компетенции

Предшествующие дисциплины

Последующие дисциплины (группы дисциплин)

Общекультурные компетенции

1

ОК-7,8,12

Русский язык и культура речи

Практический курс ПИЯ










Практикум по межкультурной коммуникации и переводу

Профессиональные компетенции




ОПК-1,2,8,14

Введение в языкознание Мировая художественная культура

Практический курс ПИЯ

История языка и введение в спецфилологию









Древние языки и культуры

Теоретическая фонетика ПИЯ


и другие компетенции предусмотренные ФГОС ВО ПК-5




  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля).

Таблица 2

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине


Планируемые результаты освоения ООП (компетенции), достижение которых обеспечивает дисциплина

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине1

Коды компетенции

Содержание компетенций

ОК-7

Владение культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, культурой устной и письменной речи

Знать:

- основные методы научного исследования

Уметь:

- применять методы научного исследования принаписании научных работ



Владеть:

- орфографической, орфоэпической, грамматической, стилистической нормами русского языка



ОК-8

способность применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, своего нравственного совершенствования

Знать:

- способы и средства самоконтроля и самопознания

Уметь:

- применять их в процессе саморазвитя



Владеть:

- профессиональной культурой



ОК-12

способность к пониманию социальной значимости своей будущей профессии, владением высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности

Знать:

- технологии формирования коммуникативных умений и навыков и специфику их диагностики

Уметь:

- анализировать литературные произведения в единстве формы и содержания;



- пользоваться справочной и критической литературой.

Владеть:


- лингвистическими и дидактическими технологиями обучения русскому языку

ОПК-1

навык работы с компьютером как средством получения, обработки и управления информацией

Знать:

- основные функции компьютера

Уметь:

- запрашивать, обрабатывать и отправлять информацию



Владеть:

- основным программанымобеспечением



ОПК-2

способность видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин, понимает их значение для будущей профессиональной деятельности

Знать:

- общие черты смежных наук

Уметь:

- использовать положительный опыт для изучения дисциплины



Владеть:

- знаниями смежных дисциплин



ОПК-8

Владеть особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения

Знать:

- функциональные стили русского языка и их особенности

Уметь:

- применять на практикефункциональные стили адекватные ситуации общения



Владеть:

- языковыми нормами каждого функционального стиля



ОПК-14

Владение основами современной информационной и библиографической культуры

Знать:

- национальную специфику русского языка и культуры речи;

Уметь:

- ориентироваться в электронных и библиографических каталогах;



Владеть:

- навыками активного пользования ПК



ПК-5

способностью критически анализировать учебный процесс и учебные материалы с точки зрения их эффективности

Знать:

- содержание действующих учебных программ по русскому языку

Уметь:

- применять имеющиеся учебные материалы в соответсвиии с уровнем знаний и возрастными особенностями



Владеть:

- способностью выбора необходимого учебного материала






  1. Структура и содержание дисциплины (модуля).


4.1. Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет _3_ зачетных единиц _108__ часов.
Таблица 3
Объём дисциплины по видам учебных занятий


Вид учебной работы

Всего часов

Контактная работа2

Семестр

2










Лекции

12




12










Практические (ПЗ)

22




22










Лабораторные работы (ЛР)



















Самостоятельная работа (всего)

74




74










В том числе:



















Курсовой проект (работа)



















Расчетно-графические работы



















Реферат



















Другие виды самостоятельной работы



















Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен (час.))

зачет
















ИТОГО:

час.


Зач. Ед.

108

3 ЗЕТ




108

3 ЗЕТ











4.2 Содержание теоретического раздела дисциплины (модуля)
Таблица 4

Лекции


п/п

Наименование и краткое содержание

Кол-во часов

1.

Ортология как наука. Основные понятия: норма, узус. Литературный язык, кодификация. Задачи курса. Связь с другими смежными дисциплинами. Пуризм и толерантность в языке и речи

4

2.

Фонетическая ортология. Понятие фонетической нормы. Фонетическая вариативность/нормативность. Фонетические нормы и письменная речь


2

3.

Функциональные стили современного русского языка. Понятие «стиль». Языковой стиль. Экстралингвистические и лингвистические особенности научного, официально-делового, газетно-публицистического, разговорного стилей, стиля художественной литературы.


4

4.

Лексическая стилистика. Выбор слова. Речевые ошибки. Редактирование, стилистическая правка. Авторедактирование. Сочетаемость слов. Валентность


2




Всего:

12


4.3 Содержание практического раздела дисциплины (модуля)

Таблица 5


Практические или семинарские занятия


зан



раздела

Наименование и краткое содержание

Кол-во часов

Формы отчетности

1.

1.

Основные понятия ортологии, их содержание: система, код, норма, виды норм, узус. Ортология и другие науки. Пуризм и толерантность в языке и речи


4

УО-1, УО-2

2.

2.

Фонетическая ортология. Особенности Московского и Петербургского произношения. Подвижное и неподвижное ударение. Ударение в словах. Русская фонологическая школа (Аванесов Р.И.)

4

УО-1, УО-2

3.

3.

Функциональные стили современного русского языка: экстралингвистические и лингвистические особенности. Дипломатический, канцелярский, научно-популярный, агитационный подстили.

6

ПР-2

4.

4.

Лексическая стилистика. Выбор слова. Речевые ошибки. Редактирование, стилистическая правка. Авторедактирование. Сочетаемость слов. Валентность. Виды ошибок (анахронизм, алогизм, подмена понятия, неоправданное расширение/сужение, несоответствие посылки и следствия. Контаминация.

4

ПР-2

5.

5.

Морфологическая ортология. Ортология имени существительного. Род несклоняемых имен существительных, существительных иноязычного происхождения. Определение грамматического рода аббревиатур. Склонение фамилий

4

УО-1, УО-2







всего




22

Таблица 6



Организованная самостоятельная работа


раздела

Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

Кол-во часов

Формы отчетности

1,2

Кодификацию русского языка

6

ПР-4

2

Норма и коммуникативное функционирование языка. Кодификация (регламентация) и литературная норма


6

ПР-4

1

Кодификация в области фонетики. Понятие фонетической нормы

6

ПР-4

1

Фонетическая вариативность/нормативность и функциональные разновидности русской речи


6

ПР-4

2

Лингводидактический аспект фонетической ортологии


6

ПР-4

3

Лексическая вариативность/нормативность и функциональные разновидности русской речи. Лексическая вариативность и стилистика.


6

ПР-4

3

Кодификация в области морфемики и словообразования


6

ПР-2

4

Ономасиологическая и семасиологическая вариативность. Принципы выбора словообразовательных моделей. Стилистический аспект словообразования

6

ПР-4

4

Морфологически слабые позиции

4

ПР-4

4

Морфологическая вариативность/нормативность и функциональные разновидности русской речи.

4

ПР-4

4

Понятие синтаксической нормы

4

ПР-4

4

Понятие синтаксической синонимии и ее использование для решения различных коммуникативных задач

4

ПР-4

Всего




64







  1. Образовательные технологии, используемые при различных видах учебной работы

Таблица 7



Интерактивные формы занятий


тема

Интерактивные формы

обучения

Кол-во часов


Морфемно-словообразовательная ортология

  • круглый стол

  • видеоконференция




4


Морфологическая ортология

  • case-study

  • круглый стол

4

Синтаксическая ортология.


  • интерактивная экскурсия

  • мини-кейсы

4

Ортология текста. Комплексный ортологический подход к речевому произведению

  • ролевая игра

  • круглый стол




4

Ортология речевых актов и речевого поведения

  • интерактивная экскурсия

  • учебные групповые дискуссии

2

Русская орфоэпия и акцентология в нормативном аспекте

  • презентация

  • case-study

2

всего




20




  1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Дисциплина построена по тематическому принципу и включает следующие формы контроля:



  1. Текущий контроль осуществляется во время проведения семинарских занятий по материалам дисциплины.

  2. Промежуточная аттестация осуществляется по результатам контрольного теста, разработанного по тематическим блокам и результатам работы студентов на семинарских занятиях.

  3. Итоговая аттестация – ЗАЧЕТ, включающий 2 теоретических вопроса, 1- практический.


6.1. Перечень оценочных средств для текущего контроля освоения дисциплины
Текущая аттестация студентов производится в дискретные временные интервалы лектором и преподавателем (ями), ведущими лабораторные работы и практические занятия по дисциплине в следующих формах:

• тестирование;

• письменные домашние задания;

• устные опросы;

• контрольные работы

6.2. Состав фонда оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
1. Обзор новейших работ по ортологии в журнале «Русский язык в школе»

2. Обзор новейших работ по ортологии в журнале «Русская речь»

3. Обзор новейших работ по ортологии в журнале «Русская словесность»

4. Обзор новейших работ по ортологии в приложении «Русский язык» к газете «Первое сентября»

5. Ортологический анализ дискуссий по культуре русской речи в литературе последнего деятилетия

6. Особенности орфографических норм по сравнению с нормами других уровней языка (работы В.З. Букчиной, Б.И. Осипова)

7. Становление норм в истории русского языка (А.А. Зализняк, Б.И. Осипов и др.)

8. Сопоставительный анализ нормативных помет в толковых словарях русского языка

9. Слова-агнонимы в речевом функционировании и языковом сознании рядовых носителей русского языка (нормативный и описательный подходы).

10. Ортологический анализ предложений по усовершенствованию русской орфографии.

11. Коммуникативный анализ новой орфографической реформы

12. Орфография и пунктуация в речевой деятельности читающего.

13. Анализ компьютерных программ орфографической и стилистической правки

14. Ортологический анализ продукции СМИ

15. Ортологический анализ деловой документации

16. Нарушение норм и закон о чести и достоинстве личности (юридический анализ судебных материалов)

17. Эколингвистика и ортология. Нарушения норм как фактор «загрязнения» языко-речевой среды носителей русского языка

18. Нормативность и творческое использование языка (на материале российской публицистики).

19. Манипулятивное использование языка как проблема ортологии (на материале текстов рекламы, предвыборных кампаний и т.д.);

20. Коммуникативный анализ (с позиций читающего) реформ русской орфографии и пунктуации.

21. Двусмысленность речевого произведения как ортологическая проблема.
Примерный перечень теоретических вопросов:
1. Основные понятия ортологии и их содержание: норма, литературный язык, кодификация, ортология. Краткая истории русской ортологии.

2. Основные антиномии ортологии: норма и система языка, норма и узус, нормы и творческое использование языка, нормы порождения речи и нормы «получения» речевого произведения.

3. Нормы и разнообразие функциональных разновидностей языка и речи. Функциональная типология норм. Нормативность как уместность выбора.

4. Изменчивость норм русского языка ее причины и основные тенденции.

5. Русская орфоэпия и акцентология в нормативном аспекте.

6. Ортологические особенности системы русского правописания

7. Орфографическое правило и орфографическая норма

8. Основные подходы к преподаванию ортологических дисциплин в школе

9. Особенности ортологических словарей и справочников

10. Основные морфологические позиции вариативности, регулируемые ортологией.

11. Основные синтаксические позиции вариативности, регулируемые ортологией.

12. Тенденция к преодолению дублетности и формальной регламентации.

13. Нормы коммуникации и речевого поведения.
Примерный практических вопросов и заданий:

1. Проведите комплексный ортологический анализ речевого произведения (текста)

2. Составить речевое произведение по заданным единицам и ортологическим аспектам и воспроизвести его

3. Дать ортологический комментарий (с точки зрения соотношения уровня норм) коммуникативной ситуации: Бабушка, получившая от внука записку «Баба, полоскай моего котенка», в соответствии с написанием полощет его в тазике. Какие нормы нарушает бабушка?

3.Прокомментировать утверждение, что следование литературной норме в любой ситуации всегда более правильно, чем неследование ей. Согласны ли вы с ним?

4. Если кто-либо на вопрос «Как дела?», заданный «из вежливости», пространно, на хорошем литературном языке начинает рассказывать о состоянии своих дел, то какие нормы он при этом нарушает?

5. Прокомментировать конфликтную ситуацию: автор хотел, чтобы его рассказ заканчивался запятой, редактор запятую вычеркнул (нет таких правил!), заменив ее многоточием. Кто прав?

6. Есть ли орфографическая ошибка в написании фамилии Кисилев, если такое написание зафиксировано в паспорте?

7. Прокомментировать в ортологическом аспекте исторические причины и современные тенденции варьирования типа не знает книг/ не знает книги .

8. Прокомментировать в ортологическом аспекте тот факт, что строка А.С. Пушкина печатается так: «Бывало, он еще в постеле…».




  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)


7.1. Перечень основной и дополнительной учебной литературы

Таблица 8



Обеспечение дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине



N
п/п

Автор



Название

Место издания



Наименование издательства

Год издания




Базовый учебник

1

Черняк В.Д.

Русский язык и культура речи : учебник для бакалавров

Москва

Юрайт

2012

2

Введенская, Людмила Алексеевна

Русский язык и культура речи [Текст] : учеб. пособие для студентов нефилологических фак. вузов

Ростов-на-Дону

Феникс

2013

Основная литература

1

Голуб, Ирина Борисовна

Русский язык и культура речи [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений по дисциплине "Русский язык и культура речи" / И. Б. Голуб

Москва

Логос

2015

2

Сурикова, Татьяна Ивановна

Русский язык и культура речи [Текст] : учебник для бакалавров и студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям / Т. И. Сурикова, Н. И. Клушина, И. В. Анненкова ; под ред. Г. Я. Солганика ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова

Москва

Юрайт

2013

Дополнительная литература

1

Ипполитова, Наталья Александровна

Русский язык и культура речи [Текст] : учебник для студентов, аспирантов, преподавателей вузов / Н. А. Ипполитова, О. Ю. Князева, М. Р. Савова

Москва

Проспект

2013

2

Бакшеева, Марина Геннадьевна

Лексикология русского языка [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / М. Г. Бакшеева ; [рец. Т. В. Пономарёва] ; М-во образования РФ, Югор. гос. ун-т. - Электрон. текстовые дан.- 112 on-line.

Ханты-Мансийск

РИЦ ЮГУ

2006


7.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет»

Таблица 9






Ссылка на информационный ресурс

Наименование ресурса в электронной форме

Доступность

1

http://znanium.com

ЭБС «ZNANIUM.COM»

Авторизованный доступ

2

http://diss.rsl.ru

Электронная библиотека диссертаций РГБ

Авторизованный доступ

3

http://elibrary.ru

Научная электронная библиотека

Авторизованный доступ

4




Гарант


Локальная сеть

5

http://www.viniti.ru

База данных ВИНИТИ РАН on-line

Авторизированный доступ


7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (при необходимости).


  • чтение лекций с использованием слайд-презентаций,

  • взаимодействия с обучающимися посредством электронной почты,

  • подготовка проектов с использованием электронного офиса




  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).

Таблица 10



Название оборудования

Лекции*

Практические и/или семинарские занятия***

Самостоятельная работа

1. Компьютер с доступом к сети Интернет

1- 4

1-5

1-4

2. Ноутбук с видео-аудиоматериалами

3, 4

1-5

1-4

4. Видеопроектор, слайды

2




1-4

5. Наглядность (фото, картинки)

1-4

1-5

1-4


9. Лист дополнений и изменений, внесенных в рабочую программу
Дополнения изменения в рабочей программе на 20__/20__ уч.г.

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

1)_________________________________________________;

2)_________________________________________________;

3)_________________________________________________.

Изменения, внесенные в рабочую программу, ОДОБРЕНЫ на заседании обеспечивающей кафедры «_________________» протокол № _____ от _________

(наименование кафедры) (дата)
Разработчик(и)


_________________

(ученое звание, ученая степень)



_________________

(подпись)



_________________

(И. О. Фамилия)


Зав. обеспечивающей кафедрой




_________________

(ученое звание, ученая степень)



_________________

(подпись)



_________________

(И. О. Фамилия)


Зав. выпускающей кафедрой направления /специальности ___________________________

(код и наименование направления/специальности)

_________________

(ученое звание, ученая степень)



_________________

(подпись)



_________________

(И. О. Фамилия)











Рабочая программа СОГЛАСОВАНА, информационное обеспечение учебной дисциплины соответствует Требованиям к условиям реализации основных образовательных программ




Директор Научной библиотеки


_________________

(подпись)



_________________

(И. О. Фамилия)




1


2



База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница